А.С. СОГОМОНЯН начальник курса инженерно-механического факультета Военно-технического университета*
Сущность культуры межнационального общения и ее функции в сплочении полиэтнических воинских
коллективов ввузов
Как показал анализ научной литературы, термин «культура межнационального общения» стал употребляться с начала 80-х гг., и рассматривается с двух основных позиций: понимания данного феномена как социального явления и как качественной характеристики личности. С точки зрения первого подхода, культура межнационального общения рассматривается как высокая степень развития отношений, которые проявляются в межнациональных, экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу (Р.Г. Абдулатипов, Н.А. Буриев, Т.Ю. Бурмистрова, О.А. Дмитриев, М.С. Джунусов, В.П. Суставов и др.).
Так, по мнению Р.Г. Абдулатипова, культура межнационального общения, являясь необходимым
атрибутом любой сферы межнациональных отношений, по природе своей есть феномен духовной жизни
общества, в специфической форме отражающий морально-политическое и нравственное существо ~ 1
национальных отношений .
Культуру межнационального общения как качества личности рассматривали З.Т. Гасанов, P.P. Имамкулов, В.П. Комаров, Р.И. Кусарбаев, В.В. Лаврик, К.Н. Лезнов, В.Ф. Самойленко и др.
По мнению З.Т. Гасанова, культура межнационального общения - этоуважительное отношение к людям различных наций и рас, к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми правовых и морально-этических норм в многонациональной среде»2. Аналогичной позиции придерживается В.П. Комаров, который культуру межнационального общения рассматривает как способность адекватного восприятия своеобразия людей другой национальности и в соответствии с этим управления своим поведением3.
P.P. Имамкулов отмечает, что культура межнационального общения носит более личностный, индивидуализированный характер, в то время как культура межнациональных отношений более независима и опосредована широким выходом в социальную сферу. Он пишет, что «в воспитательном плане культура межнациональных отношений выступает как способ существования и форма выражения обшей личностной культуры членов общества, обусловленной влиянием культурной среды»4.
Разработкой рассматриваемого феномена как личностного образования стали заниматься и военные исследователи. Это объективно обусловлено такими фактами, как: распад единого геополитического пространства; устранение идеологических догм, формировавших национальную политику; напряженная социально-экономическая ситуация, обусловленная переходом к рыночной экономике; появление определенных тенденций межэтнического расслоения, которое зачастую переходило в национальную нетерпимость и разобщенность. Все это отразилось и на Вооруженных Силах РФ. Закономерным стал вопрос о необходимости разработки понятия культуры межнационального общения с точки зрения генезиса общей культуры личности военнослужащего.
Так, В.В. Лаврик считает, что «культура межнационального общения военнослужащих на межличностном уровне - это совокупность интернационалистски направленных мировоззренческих ценностей, проявляющихся в общении военнослужащих различных национальностей»5.
По нашему мнению, сущность культуры межнационального общения состоит в том, что включая в себя прошлый опыт положительного взаимодействия и сотрудничества народов, она содействует реализации полноценного общения между представителями различных национальностей на основе взаимообогащения культур и создает условия для целостного развития личности.
При формулировании обобщающего определения культуры межнационального общения военнослужащих мы учитываем, что развитие личностных качеств носит интегративный характер. Это значит, что процесс выработки всякого личностного качества начинается с формирования простейших элементов и черт поведения военнослужащего, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и выступают как устойчивый сплав потребностей, сознания, чувств и поведения.
На основе теоретического анализа сущности культуры межнационального общения мы приходим к выводу, что культура межнационального общения военнослужащего, в частности курсанта ввуза, - это интегративное качество личности, характеризующееся знаниями о культуре, традициях и обычаях других народов; уважительным и толерантным отношением к иным точкам зрения и ценностям, отличным от
*Согомонян Андрей Самвелович, e-mail: [email protected]
1 См.: Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М., 1991, с. 16-17.
2 См.: Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика, 1996, № 6, с. 51-55.
3 См.: Комаров В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы: Дисс. ... д-ра пед. наук. Казань, 1996, с. 42.
4 Имамкулов P.P. Формирование культуры межнациональных отношений учащихся в условиях национально-русского двуязычия (на материале Узбекистана): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1992, с. 23.
ЛаврикВ.В. Культура межнационального общения военнослужащих в Вооруженных Силах многонационального государства: Дисс. ... канд. филос. наук. М., 1992, с. 51.
собственных; умением преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей в процессе воинской службы и учебного процесса.
Так как функции культуры межнационального общения у военнослужащих до настоящего времени подробно не рассматривались, для их выделения обратимся к научной литературе.
По мнению И.И. Серовой, культура межнационального общения выполняет три функции: функцию взаимодействия; функцию взаимопонимания; функцию взаимовлияния6.
Мы предполагаем, что культура межнационального общения как качество личности военнослужащего выполняет и другие функции.
В.П. Комаров называет шесть функций рассматриваемого нами феномена:
• развитие у личности мировоззренческой культуры (национальный «срез» системного представления об окружающем мире; самостоятельность определения человеком своих жизненных позиций);
• познание людьми друг друга и усиление взаимопонимания между ними (социальная детерминированность возникновения интереса к общению и ценностям других народов; отражение элементов национальных культур других народов через призму собственной ментальности);
• регулирование процесса взаимодействия (нормы и способы общения) людей разных национальностей (наличие у людей положительных эмоционально-психологических и нравственных характеристик и проявление их в межнациональном общении; нормы и правила человеческого общежития и государственные законодательные акты, касающиеся межнациональных отношений);
• возрастание общей культуры представителей наций и народностей (реальная связь личности с национальной средой; гармония национального с общественно-культурным опытом);
• социализация личности (многообразие и различия национальных культур, обусловленные историческим развитием; особенности национальной культуры как основа адаптирования к социальным нормам и требованиям);
• воздействие личности на культурную среду нации, социума (этносубъект как интеллектуально свободная и ответственная личность; личность как субъект творческого расширения границ национальной среды и утверждения общечеловеческих ценностей)7.
Выделенные автором функции культуры межнационального общения как качества личности подходят и для военнослужащих, но не учитывают специфические особенности военной службы.
Кроме названных общих функций целесообразно выделить также специфические функции культуры межнационального общения, которые предложены Н.Ф. Чипиновой:
• трансляционную - сохранить историческую память, критически переосмыслить опыт предшествующих поколений и на этой основе выработать верные критерии и социальные ориентиры взаимоотношений различных наций и народностей;
• нормативную - выработать нормы и требования, обеспечивающие социальный тип поведения во взаимоотношениях представителей различных национальностей, соответствующий требованиям современного этапа развития общества;
• коммуникативную - формировать умение и готовность устанавливать контакты с лицами других национальностей, полнее использовать межнациональное общение для развития и совершенствования личности; способствовать формированию толерантности во взаимоотношениях с представителями различных культур, национальностей8.
Опираясь на приведенные выше исследования функций данного личностного образования и учитывая основное предназначение военнослужащего в процессе воинского труда, мы выделяем следующие основные функции культуры межнационального общения курсанта: побуждающую, информативную, регулирующую, коммуникативную, интегративную и функцию принятия.
Таким образом, функциональные особенности культуры межнационального общения непосредственно связаны с повседневной жизнедеятельностью курсантов как представителей этнических общностей. Высокая культура межнационального общения способствует сплочению воинского коллектива и профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.
Согомонян А.С. Сущность культуры межнационального общения и ее функции в сплочении полиэтнических воинских коллективов ввузов. В статье рассматриваются сущность культуры межнационального общения и ее функции в сплочении полиэтнических воинских коллективов, подходы ученых к анализу данного явления и позиция автора.
Ключевые слова: культура общения, межнациональное общение, воинский коллектив, межличностные, межгрупповые взаимоотношения.
Sogomonjan A.S. Essence of culture of international communication and its functions in cohesion of multiethnic military commands of MA. In the article the essence of culture of international communication and its functions in cohesion of multiethnic military collectives are investigated; points of view in the analysis of this phenomenon and the position of author are stated.
6 См.: Серова И.И. Культура межнационального общения. Минск, 1986, с. 57.
7 См.: Комаров В.П. Приоритетные направления воспитания культуры межнационального общения молодежи // Вестник ОГУ, 1999, № 3, с. 47.
8 См.: Чипинова Н.Ф. Формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вузав процессе профессиональной подготовки: Дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2004, с. 74.
Key words: culture of communication, international communication, military commands, interpersonal and intergroup relations.