УДК 378.335/359
В.Б. Ларин,
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва)
Социально-психологические аспекты управленческой деятельности сержантского состава в курсантских подразделениях
Требования к личности младшего командира курсантского подразделения военного вуза определяются задачами повышения эффективности системы управленческого взаимодействия в процессе учебной и служебной деятельности. Условием успешного взаимодействия младшего командира и курсантов учебной группы выступает сформированный образ «Я-руководитель», который представляет собой совокупность представлений командира о самом себе как субъекте управленческой деятельности [2].
На практике многие младшие командиры испытывают психологические трудности, связанные с самоутверждением в курсантском коллективе, а именно отсутствием должных знаний и опыта управления.
Процесс становления младшего командира иногда бывает практически неуправляемым, поэтому большинство сержантов достигают приемлемого уровня эффективности только к моменту выпуска из учебного заведения, что негативно отражается на эффективности руководства курсантским коллективом и успешности обучения в военном вузе.
Одним из важных ресурсов повышения эффективности и успешности управленческой деятельности младшего командира курсантского подразделения является целенаправленное формирование
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва)
целостного и адекватного образа «Я-руководитель» как когнитивного конструкта, отражающего, с одной стороны, самооценку себя как субъекта управленческой деятельности, а с другой - ценностно-смысловое отношение к ней.
На формирование образа младшего командира оказывают влияние множество факторов, к наиболее значимым из них следует отнести социально-психологические явления, возникающие в воинском коллективе, особенности сложившихся в подразделении межличностных отношений.
Сержант как руководитель, занимающий промежуточную пози-
цию в системе военного управления (воински й коллектив - сержант (младший командир) - вышестоящее руководство (офицеры)), вынужден действовать в ситуациях, когда разные люди или целые группы предъявляют к нему несовместимые требования и ожидания одновременно. В этой ситуации в деятельности сержантов могут возникать конфликты, исследование которых находится в центре нашей работы. Они описаны на теоретическом уровне как ролевые конфликты [1].
Определению места и роли Я-образа в процессе профессионального самоопределения по-
© Ларин В.Б., 2015
ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ ЛАРИН
адъюнкт кафедры психологии Военного университета Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва). Сфера научных интересов: военная психология и педагогика. Автор одной публикации
Рассматривается задача формирования у младшего командного состава социально-психологических качеств, необходимых для эффективного управления курсантским подразделением.
Ключевые слова: младшие командиры курсантского подразделения, «Я-руководитель», «Я-образ», курсантский коллектив.
The article the problem of formation of junior officers of social and psychological qualities necessary for effective management of cadet unit.
Key words: junior commanders cadet units, "I-head", "I-image", the cadets team.
священы работы A.A. Деркача, Е.А. Климова, А.К. Марковой, а в управленческой деятельности -B.C. Агапова.
Отдельные проблемы исследования Я-образа военнослужащих нашли отражение в трудах военных психологов. Так, В.П. Ка-ширин, П.А. Корчемный раскрыли динамику самоутверждения военнослужащих и значение самооценки как условий выполнения боевых задач. А.Г. Караяни показал роль «Мы-концепции», структурного компонента Я-образа как механизма социальной идентификации военнослужащего с воинским подразделением. Э.П. Ут-лик обосновал значение когнитивной дифференцированности Я-образа в системе нормативной саморегуляции поведения военнослужащего. Ю.Н. Юрлов анализировал причины и формы рассогласованности и противоречивости Я-образа как следствия внутриличностных конфликтов военнослужащих. С.Б. Наседкин, М.Н. Попов изучали проблемы объективации «Я-концепции» в военно-профессиональной жиз-недеятельности[5].
Одним из главных направлений реформирования Вооруженных сил Российской Федерации является совершенствование подготовки сержантского состава (сержантов, младших командиров). В связи с этим наиболее остро встают следующие вопросы: каким должен быть командир-профессионал, каким требованиям он должен отвечать, какими спо-
собностями и качествами он должен обладать, какие возможности существуют для их диагностики, каким образом наиболее эффективно развивать профессиональные способности младших командиров в процессе обучения в высших военных учебных заведениях?
Главным содержанием деятельности должностных лиц, преподавательского состава высших военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации является последовательное формирование навыков управления личным составом, твердых знаний, понятийного аппарата, классических принципов работы по принятию управленческих решений в мирное и военное время. Такая задача не может быть решена без всестороннего исследования личностных особенностей командира и тех психологических условий, которые способствуют развитию его личностного и профессионального потенциала[3].
Нередко при подготовке будущие военные специалисты получают массу информации, которая им в процессе осуществления служебно-боевой деятельности может и не понадобится, без учета изменившейся ситуации, новых задач, стоящих перед выпускниками высших военных учебных заведений, войсками. Поэтому остро ощущается необходимость в совершенствовании профессиональной подготовки сержантского состава, реформировании высшей военной школы с целью комплектования войск специали-
стами, способными в современных сложных условиях умело руководить подразделением, завоевать доверие и авторитет у личного состава, стать неформальными лидерами своих коллективов.
Военная педагогика и психология имеют богатые традиции в подготовке сержантского состава к профессиональной деятельности, формировании и развитии у них профессионально важных качеств. Этим вопросам посвящены труды А.В. Барабанщико-ва, В.И. Вдовюка, И.М. Викторова,
A.М. Герасимова, А.Д. Глоточки-на, П.Н. Городова, В.П. Давыдова, В.Г. Демина, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Ильина, В.П. Каширина, С.С. Муцинова, Д.П. Познанско-го, В.Р. Сахарова, В.Я. Слепо-ва, А.М. Столяренко, С.И. Съе-дина, Л.И. Уманского, Э.П. Утли-ка, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзова, Ю.Ф. Худолеева и др. Эти работы составляют фундамент и историческую перспективу развития процесса формирования у курсантов высших военных учебных заведений качеств лидера воинского коллектива.
Проблеме лидерства в воинском коллективе посвящены труды В.К. Луценко, А.И. Вендова,
B.П. Каширина, В.П. Лазарева, Н.В. Махназаряна, М.С Полянского и др. Однако проблема формирования у курсантов качеств лидера воинского коллектива не была предметом специального исследования.
Нынешний выпускник, оказавшись один на один с личным составом, должен в первую очередь уметь установить с ними контакт и полное взаимопонимание, правильные межличностные взаимоотношения, организовать их взаимодействие, сплотить воинский коллектив, добиться авторитета и уважения у личного состава, чтобы в экстремальных и повседневных ситуациях подразделение под его руководством было способно выполнить любую поставлен-
ную задачу [4]. Сейчас же возникло противоречие между потребностью общества и государства в высокопрофессиональных офицерских кадрах, способных умело управлять подразделением, быть лидерами своих коллективов, и реальным уровнем профессионально-личностной подготовки будущих офицеров к служебно-боевой деятельности.
Сложившееся противоречие выдвигает на передний план одну из актуальных проблем, которая состоит в разработке теоретико-методологических основ профессионально-личностной подготовки военных специалистов, специалистов, обладающих лидерскими качествами и способных эффективно руководить подчиненными.
Научная новизна исследования состоит в том, чтобы обосновать социально-психологические условия, при которых управленческая деятельность сержантского состава в курсантских коллективах будет наиболее эффективной с учетом современных реалий развития нашей военной школы.
Анализ практики свидетельствует о том, что в настоящее
время прослеживается повышение авторитета младших командиров. На сегодняшний день результативность деятельности сержантов способна обеспечить эффективное решение задач, стоящих перед подразделениями.
Необходимо отметить, что в конце 2014 года начальник Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковник В.П. Горемыкин заявил об утверждении программы модернизации каждого военного вуза до 2020 года, необходимыми условиями которой являются поставка современных видов вооружения и техники, совершенствование учебно-тренировочных средств, а также улучшение мест проживания и отдыха личного состава подразделений [6].
В связи с этим можно сделать вывод, что после назначения новым министром обороны Российской Федерации С.К. Шойгу военным вузам стали уделять особое внимание: увеличился набор в высшие военные учебные заведения, в штат вводятся новые должности, укрепляется матери-
ально-техническая база и др. Соответственно, повышается и роль сержантского состава в процессе служебной и учебной деятельности, что необходимо подвергать качественному анализу, в том числе и через призму психологической науки.
Анализ научной литературы показывает, что конструктивное представление о социально-психологических аспектах управления в курсантских коллективах может раскрываться, во-первых, с позиций эффективности психолого-педагогического управленческого воздействия со стороны руководства военного вуза, командиров подразделений и сержантов, во-вторых, с позиций восприятия и ответного отклика самих курсантов.
Именно эти факторы, а также высокая теоретическая и практическая значимость поиска путей оптимизации повышения эффективности управленческой деятельности сержантского состава курсантского подразделения, с одной стороны, и недостаточная ее разработанность, с другой стороны, определяют актуальность темы исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Головачев А.А. Ролевой конфликт в деятельности сержантов курсантских подразделений высших военных учебных заведений: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2000. С. 1.
2. Злобин В.М. Социально-психологическиеусловияфор-мирования образа «Я-руководитель» младшего командира курсантского подразделения военного вуза: дисс. ... канд. психол. наук. М.: ГПИ РФ, 2012. С. 3.
3. КачаловаА.С. Психолого-акмеологические условия раз-
вития управленческих способностей военного руково-лителя: дис. ... канд. психол. наук. Ульяновск, 2003. С. 2.
4. Козлов О.А. Творческая реализация достижений теории коллектива в организации воспитательной работы с личным составом курсантского подразделения: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2000. С. 7.
5. Петер С.Л. Развитие Я-образа военнослужащего по призыву: дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. С. 5.
6. URL: ИПр://военное.рф/2014/0бразование 6/.
LITERATURA
1. Golovachev A.A. Rolevoi konflikt v 0е]а1:еГпо811 serzhantov kursantskih podrazdelenii vysshih voennyh uchebnyh zavedenii: dis. ... kand. psihol. nauk. Jaroslavl', 2000. S. 1.
2. Zlobin V.M. Social'no-psihologicheskie uslovijа formirovanijа obraza «Ja-rukovoditel'» mladshego komandira kursantskogo podrazdelenijа voennogo vuza: diss. ... kand. psihol. nauk. M.: GPI RF, 2012. S.3.
3. KachalovaA.S. Psihologo-akmeologicheskieuslovijаrazvitijа upravlencheskih sposobnostei voennogo rukovoditelja: dis.
... kand. psihol. nauk. Ul^novsk, 2003. S. 2.
4. Kozlov O.A. Tvorcheskajа realizacijа dostizhenii teorii kollektiva v organizacii vospitatel'noi raboty s lichnym sostavom kursantskogo podrazdelenijа: dis. ... kand. ped. nauk. Saratov, 2000. S. 7.
5. Peter S.L. Razvitie Ja-obraza voennosluzhashego po prizyvu: dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2001. S.5.
6. URL: http://voennoe.rf/2014/0brazovanie 6/.