DOI: 10.18522/2070-1403-2020-79-2-331-339
ПЕДАГОГИКА
(специальность: 13.00.08)
УДК 37
Т.А. Федорова, О.Л. Рыбникова
Астраханский государственный университет г. Астрахань, Россия [email protected] olj [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ» НАВЫКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
[Tatyana A. Fedorova, Olga L. Rybnikova Formation of soft skills in professional education of a teacher of physical culture]
Higher education in the modern world determines the key skills of students aimed at the needs of society, economy, business, employers regarding the quality and competitive training of university graduates, including future teachers. The purpose of the article is to justify the need for the formation of soft skills (universal competencies) in the context of the implementation of the professional standard of a teacher in physical education to ensure the quality of training of a future specialist. In the modern world, the demand for creative, innovative thinking teachers with leadership qualities, who are able to creatively solve professional pedagogical problems and flexibly respond to changing conditions, are ready to create a methodology or program that has a competitive advantage. Therefore, the problem of preparing a student of the Faculty of Physical Culture and Sports is considered not only in the context of the professional standard of the teacher, the federal state educational standard of higher education, but also taking into account the current requirements of the employer.
Key words: soft skills, teacher of physical culture, road map, communication skills, management skills, critical thinking.
Качество подготовки педагогов по физической культуре в вузе должно определяться наличием не только профессиональных компетенций (hard skills), но и универсальных навыков (soft skills). Именно «гибкие» навыки обеспечат квалифицированное использование профессиональных знаний и умений, полученных в вузе. Процесс обучения специалиста педагогического профиля должен быть выстроен так, чтобы соответствовать новым требованиям рынка труда, работодателей и национальным стандартам.
В современном мире инноваций необходимы творческие, активные и предприимчивые люди, способные креативно решать поставленные задачи и гибко реагировать на изменяющиеся условия, специалисты, обладающие навыками XXI в.
«Школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы» [4. с. 224].
Необходимо формировать универсальные навыки для обеспечения качества профессиональной подготовки. Согласно Оксфордскому словарю, soft skills - личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Они влияют на успешность работы в команде, развитие профессиональных возможностей и карьеры, репутацию, выбор работодателя [6. с. 624]. Будущему педагогу без дисциплины, навыков общения и работы в команде сложно войти в коллектив и стать эффективным сотрудником.
Мировой опыт и многочисленные исследования свидетельствуют об ориентации профессионального образования на формирование «гибких» и «твердых» навыков в их взаимном единстве. Востребованность развития soft skills сформирована запросами современного общества, а их формирование характеризует запрос современного рынка труда.
Развитие информационных технологий, изменение экономики усилило до 93% интерес работодателей к гибким навыкам. Значимость «soft skills» особенно выделяется современными исследователями. В масштабном исследовании «Форсайт Компетенций 2030» эксперты Сколково использовали понятие «надпрофессиональные» навыки, отметив, что данные навыки являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отрас -лями, сохраняя свою востребованность (в англоязычных источниках о «soft skills» можно встретить термин «employability», иначе говоря, «трудо-
устраиваемость») [2. с. 310]. На Всемирном экономическом форуме в Давосе аналитики назвали 10 компетенций, которые будут наиболее востребованы работодателями. Согласно доклада десятка самых ценных для работодателей «гибких» навыков будет выглядеть так:
1. Способность решать комплексные проблемы: самостоятельное определение проблемы и всего комплекса обусловливающих ее причин и источников, выявление и устранение причины возникновения ситуации, а не ее следствий, системный междисциплинарный подход к решению задач.
2. Критическое мышление: сомнение в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире, выбор в качестве основы для решений и действий фактов, а не информации.
3. Креативность: нестандартный подход в мышлении и поведении ко всему, постоянное осознание и творческое развитие своего опыта, инновации и моделирование на основе интегрального подхода и нелинейных решений.
4. Навык управления людьми: создание условий раскрытия творческого потенциала и максимальных достижений у окружающих людей, сочетание наличия пути решения ситуации и организации людей на воплощение этого пути.
5. Навык успешного взаимодействия с людьми: выстраивание взаимодействия с людьми на различных уровнях от обмена информацией до обмена смыслами, создание общего поля деятельности по решению задач.
6. Эмоциональный интеллект: распознавание эмоций и понимание намерений других людей, управление собственными эмоциями и состояниями, оказание влияния на эмоции и состояние окружающих.
7. Способность делать выводы и принимать решения: формирование собственного мнения и смелость в принятии самостоятельных решений и их последствий.
8. Клиентоориентированность: взаимодействие с окружающими и решение проблем людей на основе понимания их ценностей и потребностей.
9. Когнитивная гибкость: оперативное переключение с одной мысли на другую, а также обдумывание нескольких идей и задач одновременно.
10.Способность легко и быстро обучаться новому [1].
Soft skills напрямую не связаны с должностными обязанностями. В первую очередь - это социально-психологические навыки, которые развиваются на протяжении всей жизни. Они закладываются как при овладении профессиональных компетенций во время обучения, так и под воздействием воспитания, привычек и круга знакомств. Но в дальнейшем «гибкие» навыки необходимо развивать и, как это сейчас модно говорить, «прокачивать». Все soft skills можно разделить на четыре условные группы.
1. Коммуникативные навыки. В эту группу включаются умения вести переговоры, выступать на публике, выражать мысли, слушать и убеждать собеседника, распознавать эмоции и мотивы окружающих, проводить презентации.
2. Управленческие навыки, которые отвечают за умение работать в команде, брать на себя ответственность, принимать решения, делегировать задачи и решать конфликтные ситуации.
3. Навыки эффективного мышления. Это и аналитический склад ума, и общая эрудированность, и системное, креативное, логическое, проектное мышление.
4. Волевые навыки. К этой группе относятся дисциплинированность и тайм-менеджмент, упорство, ориентация на успех, усидчивость, пунктуальность, эмоциональный интеллект, умение управлять эмоциями и стрессом, желание обучаться.
Указанные выше «гибкие» навыки важны для каждой современной профессии. Но и конкретной профессии тоже присущ определенный набор универсальных компетенций. Для профессии педагога необходимо сформировать такие навыки: решать творческие педагогические задачи; проявлять лидерские качества; презентовать себя и свои идеи; рационально выстраивать отношения с субъектами образования - учениками, родителями, другими педагогами.
«Soft skills носят универсальный характер, важны для успешного профессионального и жизненного самоопределения любого человека, независимо от профессии. К их числу относят способность к коммуникации, лидерству, кооперации, дипломатии, выстраиванию отношений; командные, публичные, навыки мышления; умение презентовать свои идеи, креативно решать открытые задачи, в том числе социального плана. Данные компетенции в современном мире рассматриваются в качестве важного образовательного результата, наряду с профессиональными компетенциями».
Авторами рассматривается организация деятельности по формированию «гибких» навыков и предлагается дорожная карта развития soft skills педагогов по физической культуре.
«Как показывает анализ опыта, в настоящее время существуют два подхода к формированию soft skills. Первый - обучать непосредственно, вводя отдельные курсы в рамках вариативного компонента учебного плана: например, в ряде зарубежных университетов (Harvard University, Stanford Research Institute и других). Второй подход - использовать потенциал изучаемых дисциплин в сочетании с неформальным образованием, внеучебной воспитательной работой. Такой подход чаще распространен в российских университетах» [4. с. 226]. В планах факультета физической культуры и спорта Астраханского государственного университета ввести курс «Универсальные компетенции педагога по физической культуре» в рамках вариативного компонента учебного плана подготовки магистров по направлению «Теория физической культуры и технологии физического воспитания».
Какие же «гибкие» навыки необходимо формировать будущему педагогу по физической культуре, чтобы он был конкурентоспособным? Важным аспектом здесь является то, что будущий педагог обладает достаточными знаниями в области физической культуры и спорта, во время освоения которых уже формируются некоторые «гибкие» навыки. Дисциплины, связанные с физической культурой и спортом, обладают значительным потенциалом для формирования универсальных компетенций, способствуют развитию личностных качеств студентов, формированию волевых навыков - дисциплинированности и тайм-менеджмента, упорства, умения управлять эмоциями и стрессом.
Спортивные игры и квесты учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения. Спортивное ориентирование тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время. Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества - дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения. Для развития «гибких» навыков подойдут настольные игры, которые требуют постоянного вза-
имодействия с другими игроками, умение распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков: «Шашки», «Мафия», «Монополия».
Управленческие навыки формируются в командной спортивной работе и соревновательной деятельности, когда капитан или другой игрок берет на себя ответственность, принимает решения и исключает конфликтные ситуации, когда игроки должны стать единым целым для достижения высокого результата. Грамотное управление - это способность выстроить команду, в которой каждый игрок определяет свою зону ответственности и берет на себя риски.
Сложнее всего будущему педагогу по физической культуре сформировать коммуникативные навыки и навыки эффективного мышления. Здесь их развитию будет способствовать внеучебная работа, связанная с творческими и спортивными мероприятиями, в результате которых происходит неформальное общение между тренером и спортсменами, между спортсменами друг с другом и т.д. Традиционные формы учебных занятий не интересны студентам, их привлекают геймификация, проектное и кросс-функциональное обучение, командные задания.
Самыми эффективными методами признаны кейс-стади, групповые проекты и имитации, мультимедийные проекты, интернет-технологии в развитии навыков, что отражает более глубокую погруженность и разнообразие опыта молодого поколения в цифровой среде.
По эффективности методов обучения в формировании soft skills студенты на первое место поставили кейс-стади (анализ конкретных ситуаций), далее деловую игру, индивидуальный проект, групповой проект, имитационную игру, обучение с применением интернет-технологий, мультимедийный проект, тренинг. На последнем месте оказались лекция и семинар [3. с. 358].
Для формирования «гибких» навыков педагога по физической культуре необходим индивидуальный план развития. Для того чтобы обучение было результативным, надо эффективно спланировать процесс. В этом может помочь дорожная карта, в которой будут отражены результаты развития, набор необходимых навыков и технологии их формирования.
Дорожная карта формирования «гибких» навыков в профессиональном образовании педагога по физической культуре
Формирование «гибких» навыков у будущих специалистов позволит обеспечить успех в профессиональной деятельности и иметь конкурентное преимущество. Развитие soft skills - это самостоятельный выбор специалиста, желающего сделать успешную профессиональную карьеру. «Гибкие» навыки традиционно считаются дополнительными к сложным навыкам, которые представляют собой способность выполнять определенный тип задач или действия. Такие навыки являются стратегическими для достижения успеха в личной и профессиональной жизни, а затем имеют важное значение для кандидата. Предприятия нанимают новых сотрудников, уделяя больше внимания их «гибким» навыкам, чем их сложным навыкам, потому что компания, чтобы быть конкурентной, должна создавать хорошие и эффективные команды и атмосферу совместной работы [5].
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году. URL: http://www.tananyeva.com/single-post.
2. Моторина И.В. Формирование гибких навыков студентов медицинского вуза - перспективное направление повышения качества профессионального образования в высшей школе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. № 6. URL: http: //www.humjournal.rzgmu.ru.
3. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Том 15. № 3.
4. Яркова Т.А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humani-tates. 2016. Том 2. № 4.
5. Barbara dmatti. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and еnterprises // International Journal for Quality Research. 2016. № 10(1).
6. Oxford English Dictionary. 2nd Edition. Clarendon Press. 1989.
R E F E R E N C E S
1. Ananyeva T. Ten competencies that will be in demand in 2020. URL: http://www.tananyeva.com/single-post.
2. Motorina I.V. The formation of flexible skills of medical students is a promising direction for improving the quality of professional education in higher education // Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2018. No. 6. URL: http: //www.humjournal.rzgmu.ru.
3. Raitskaya L.K., Tikhonova E.V. Soft skills in the presentation of teachers and students of Russian universities in the context of world experience // Vestnik RUDN. Series: Psychology and Pedagogy. 2018. Volume 15. No. 3.
4. Yarkova T.A. The formation of flexible skills in students in the context of the implementation of the professional standard of the teacher // Bulletin of the Tyumen State University. Humanitarian research. Humanitates 2016. Volume 2. No. 4.
5. Barbara Simatti. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and enterprises // International Journal for Quality Research. 2016. No. 10 (1).
6. Oxford English Dictionary. 2nd Edition. Clarendon Press. 1989.
_07 февраля 2020 г.