УДК: 796.077.5
содержание
и организация учебной практики
на факультете физической культуры педагогического вуза
Аспиранты А.С. бусырева, и.П. голяков, С.П. Байгулова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
CONTENT AND ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING ON THE FACULTY OF PHYSICAL CULTURE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY A.S. Busyreva, postgraduate student
I.P. Golyakov, postgraduate student S.P. Baygulova, postgraduate student
Perm state humanitarian-pedagogical university, Perm Key words: federal state educational standard, practical training, professional competences, physical culture, children's country vacation camp.
Nowadays the quality of education on the basis of competency building approach is now a priority direction of universities. This is due to the significant changes occurring in our society and in the higher education system. At the modern phase of restructuring and improvement of the content of the system of higher physical culture education is the problem of training personnel, capable of qualitative teaching, adapting quickly to changing social conditions, treat solving of problem situations consciously and creatively.
High level of requirements for a future teacher provokes the need to develop new ways to enhance the educational process, which would enable to modernize and improve the quality of the generated knowledge and skills of future physical education teachers. The paper presents the researchers' view of the content of the program material in accordance with the new standard and requirements made by the program of practical training and other regulatory documents.
The purpose of the present research was to develop a program of practical training to train students specializing in "physical culture" for professional work in children's vacation camps.
The optimization and modernization of the content of the program of practical training will lead to the formation in students of the Faculty of Physical Culture of professional competencies needed for teaching practice on the 3rd course and also provide effective professional training to work in summer vacation camps via practical training at the 1st and 2nd courses.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, учебная практика, профессиональные компетенции, физическая культура, детский загородный оздоровительный лагерь.
Введение. Качество образования на основе компетентностного подхода становится в настоящее время приоритетным направлением работы вузов. Это объясняется существенными переменами, происходящими в нашем обществе и в системе высшего профессионального образования. На современном этапе перестройки и совершенствования содержания системы высшего физкультурного образования стоит проблема подготовки кадров, способных качественно осуществлять педагогическую деятельность, быстро адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, осмысленно и творчески подходить к решению проблемных ситуаций.
Высокий уровень требований, предъявляемых к будущему педагогу, диктует необходимость разработки новых способов повышения эффективности учебного процесса, которые позволили бы его модернизировать, улучшить качество получаемых знаний и формируемых умений и навыков у будущих педагогов по физической культуре. С учетом этого содержание образования в вузе важно совершенствовать в направлении создания благоприятных условий для самореализации студентов, развития их творческих способностей.
Неотъемлемой частью процесса подготовки студента к педагогической деятельности являются различные виды практик: учебная (включающая учебно-лагерный сбор) и педагогическая (включающая практику в летних оздоровительных лагерях).
Практическая деятельность в вузе по педагогическим специальностям служит проверкой готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Преподаватели во время учебной и педагогической практик могут увидеть пробелы в подготовленности студентов и, таким образом, внести соответствующие коррективы в процесс обучения. Учебная практика на 1-2-м курсах факультета физической культуры проходит в рамках учебно-лагерного сбора и направлена
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
на отработку практических, конструктивных, организаторских, коммуникативных, аналитико-рефлексивных и прикладных умений инструктора-вожатого детского лагеря. Выявлена необходимость в оптимизации и модернизации содержания программы учебой практики, а также в поиске новых методов обучения специалистов в области физической культуры, позволяющих обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса. Летняя учебная практика студентов факультета физической культуры в педагогическом вузе долгие годы организовывалась и проводилась в соответствии с традиционным, «академическим» подходом. Ряд учебных дисциплин, изучаемых на базе спортивных плоскостных сооружений загородного лагеря, готовили студентов к организации и проведению спортивных мероприятий. Зачастую учебная практика носила формальный характер, повторяя или закрепляя материал, который студенты осваивали в рамках практических аудиторных учебных занятий. Система детского загородного отдыха, как система общего и дополнительного образования, претерпела принципиальные изменения. Так как изменились требования к качеству и формам организации отдыха детей, изменились и требования к специалисту, работающему в системе загородного лагеря. В штатном расписании детского лагеря появилась такая единица, как «педагог-организатор», «педагог-организатор (инструктор по физической культуре и плаванию)».
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт и рабочая программа учебной практики определяют конечный результат, оставляя право на создание условий (подходы, методы) и уточнение содержания разработчикам программ.
В статье представлено наше видение содержания программного материала в соответствии с новым стандартом и требованиями, предъявляемыми программой учебной практики и другими нормативными документами.
Цель исследования - разработка программы учебной практики для подготовки студентов специализации «физическая культура» к профессиональной деятельности в детских оздоровительных лагерях.
Результаты исследования и их обсуждение. На подготовительном этапе была разработана «Карта-проект программы учебной практики факультета физической культуры педагогического вуза» (см. схему).
Шаг № 1. Анализ и определение первостепенности нормативно-правовых документов: 1) Федеральный государственный образовательный стандарт (п. 7.15); 2) учебный план/Основная образовательная программа; 3) положение об учебной практике (сборник нормативных документов ПГГПУ «Учебная работа», с. 263); 4) рабочая программа учебной практики.
Шаг № 2. Анализ модели выпускника, компетент-ностной модели, специальных компетенций, матрицы компетенций. Определение перечня компетенций для формирования в процессе учебной практики.
Шаг № 3. Анализ характеристик и видов детских загородных оздоровительных лагерей («Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив», А. А. Данилкова и Д. Н. Данилков).
Шаг № 4. Анализ социального заказа, штатной единицы, должностной инструкции и требований, предъявляемых к специалисту детского загородного оздоровительного лагеря - «педагогу-организатору (инструктору по физической культуре и спорту).
2 и
£ л а
ч—
■ о
(и и
а
■ 13
с
га
^
О (и .с Н
20
№ 5 • 2014 Май | Мау
Шаг № 5. Диагностика уровней сформированно-сти компетенций:
1. Базовый: исполнение, проведение, реализация.
2. Пороговый: организация и разработка.
3. Продвинутый: создание, идея.
При разработке программного материала для учебной практики мы руководствовались следующими тезисами:
1. В рамках учебной практики мы делаем то, что не можем делать в условиях лекционных и практических аудиторных занятий.
2. В рамках учебной практики мы не занимаемся тем, чем можем заниматься в условиях лекционных и практических аудиторных занятий.
Выводы. Оптимизация и модернизация содержания программы учебной практики приведут к формированию у студентов факультета физической культуры профессиональных компетенций, необходимых для
прохождения педагогической практики на 3-м курсе, а также обеспечат эффективную профессиональную подготовку к работе в летних оздоровительных лагерях посредством учебной практики на 1-2-м курсах.
Использованная литература
1. Данилков А.А. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 221 с.
2. Должностная инструкция «Педагога-организатора (инструктора по физической культуре и плаванию), ДЗООКЛ «НП РЛ «Новое Поколение».
References
1. Danilkov, A.A. Children's health camp: organization and activity, personality and team: monograph / A.A. Danilkov, N.S. Danilkova. - Novosibirsk: NSPU, 2010. - 221 P. (In Russian)
2. Job Description of "Teacher and organizer (physical culture instructor and swimming instructor), DZOOKL" NP RL "New Generation". (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 27.02.2014 г.
информация
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Положение о международном конкурсе: «Лучшая научная статья-2014»
Уважаемые коллеги!
Редакция журнала «Теория и практика физической культуры» объявляет о проведении международного конкурса «Лучшая научная статья-2014» для ученых отрасли физической культуры и спорта, профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистрантов спортивных вузов, тренеров сборных и детско-юношеских команд.
Цель конкурса - стимулирование исследований в сфере физической культуры и спорта, активизация интереса аспирантов, научных работников вузов к подготовке актуальных и высокопрофессиональных публикаций в научно-теоретическом журнале «Теория и практика физической культуры».
Сроки приема конкурсных работ - 1 июня - 1 декабря 2014 г.
Результаты конкурса будут объявлены 20 декабря 2014 г.
Награждение и рассылка дипломов назначены на 25 декабря 2014 г.
Рукописи статей с пометкой «На конкурс» следует отправлять на электронную почту редакции [email protected] либо сдать на электронных носителях по адресу: Москва, Сиреневый бульвар, д. 4, телефон для связи (499)166-53-16.
Критерии экспертной оценки научной публикации, представленной на открытый конкурс «Лучшая научная статья-2014»
1. Методология (поиск решения проблем).
2. Уникальность/Научная новизна.
3. Качество представления (рисунки, таблицы, графики, фотографии).
4. Научная и статистическая достоверность.
5. Привлекательность для читателей.
6. Практическая значимость.
7. Качество англоязычной версии статьи.
Объем статьи не должен превышать 10 стр.
(шрифт - 14, интервал - 1,5, поля и отступ стандартные).
Направления: физическое воспитание, гуманитарные аспекты ФКиС, медико-биологические науки, теория спорта, профессиональное образование, управление в спорте.
Подведение итогов. Для подведения итогов учреждается жюри в составе: С. Д. Неверкович, В. К. Бальсевич, П. А. Виноградов, Г. Н. Грец, Л. М. Куликов, Е. Садовски.
Жюри может привлекать экспертов к оценке рукописей. Жюри принимает решение тайным голосованием. Для присуждения первой премии необходимо набрать не менее 2/3 голосов, для поощрительных - не менее половины от общего списочного состава жюри.
Награждение. Победители по направлениям награждаются дипломами и годовой подпиской на журнал «ТиПФК» на 2015 г. Победитель конкурса награждается денежной премией.
Редакция журнала «Теория и практика физической культуры»