В ПОИСКАХ нового ПРОРЫВА
УДК: 796.077.5
ФОРМИРОВАНИЕ
профессиональной компетентности будушего специалиста сферы физической культуры и спорта в условиях производственной практики
Доктор педагогических наук, профессор Л.М. Куликова
Доктор педагогических наук, профессор Л.М. Куликов
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCY OF FUTURE SPECIALIST IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT WITHIN PRACTICAL TRAINING L.M. Kulikova, professor, Dr.Hab. L.M. Kulikov, professor, Dr.Hab. Ural state university of physical culture, Chelyabinsk
Key words: project, professional competency, professional competence, physical culture specialist, practical training, competency building approach.
The modern period of development of education in Russia is characterized by the activation of the processes of modernization in the field of physical culture and sport. The transition to a market economy, rethinking of the role and functions of physical culture and sport set new requirements for expert training in the area.
The problems of formation of professional competency of experts of physical culture and sport are considered as a part of the learning process and gain special relevance during the implementation under the conditions of the standard of the third generation. The practical training department has developed the innovative project "Formation of professional competency of the specialist in the field of physical culture and sport within practical training". The project contributes to solving the problem of ensuring the modern quality of education, that meets the requirements of the labor market to the needs of the developing personality of a future specialist of physical culture. The purpose of the project - to justify the concept of formation of professional competency of a future specialist in the field of physical culture and sport at practical training. The paper presents the aspects of design of the given problem and adduces its purpose, objectives, novelty and content. There were shown the results of the introduction of the project on selected competencies, confirming the effectiveness of its implementation. The obtained results of the study can be used in the process of practical training of secondary and higher educational institutions.
Ключевые слова: проект, профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, специалист по физической культуре, производственная практика, компетентностный подход.
Введение. Современный период развития образования в России характеризуется активизацией процессов модернизации в сфере физической культуры и спорта. Переход на рыночную экономику, переосмысление роли и функций физической культуры и спорта определяют новые требования к подготовке специалистов этой области. Сегодня речь идет не просто о развитии профессионально значимых качеств будущего специалиста, а о его способности к самостоятельному инновационному труду. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» основной целью профессионального образования определена подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, удовлетворению потребности личности в получении соответствующего образования [1]. Следовательно, специалист по физической культуре и спорту должен быть компетентным в вопросах эффективного использования средств физической культуры в образовании и воспитании населения, оздоровления, науки, формирования здорового образа жизни, подготовки спортсменов к достижению высоких спортивных результатов. Успешность работы педагога по физической культуре, тренера по виду спорта зависит от уровня их профессионализма и компетентности [3, с. 56].
В ходе производственной практики создается возможность формирования у студентов постоянной потребности добывать новые теоретические знания и практический опыт, вводить их в проблемы современной педагогической науки и практики, учить использовать все полученные в вузе теоретические знания и одновременно усваивать передовой практический опыт лучших учителей и тренеров, овладевать профессиональными компетенциями.
и
в поисках нового прорыва
2 и
£ л а
ч—
■ о
(и и
а ■ тз с
га
^
О (и .с Н
Эффективность решения поставленной задачи зависит от постановки учебного процесса в вузе и производственной практики в нем, так как в этот период наиболее эффективно осуществляется интеграция теоретико-педагогической подготовки и воспитательного процесса.
Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в условиях производственной практики, как показали материалы нашего изыскания, представляет собой целенаправленное внедрение системных педагогических проектов [2-4].
Проекты обеспечивают: создание высокотехнологичной среды на основе интеграции личностных, профессионально-педагогических, материально-технических и образовательных ресурсов региона в университетском комплексе; реализацию в данной среде инновационных программ подготовки компетентных специалистов; адаптацию разработок к специфике учебно-производственного и учебно-инновационного процессов в условиях производственной практики университетского комплекса. В нашем случае университетский комплекс представлен ассоциацией высших учебных заведений, образовательных учреждений и спортивных организаций.
Цель исследования - научное обоснование инновационного проекта формирования профессиональной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в условиях производственной практики.
Проект способствует решению проблемы обеспечения современного качества образования, соответствующего требованиям рынка труда к потребностям развивающейся личности будущего специалиста по физической культуре.
Цель проекта - обосновать концепцию формирования профессиональной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в условиях производственной практики.
Задачи, решаемые внедрением проекта:
- провести анализ профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре;
- разработать теоретическую модель компетентности выпускника по направлению подготовки «Физическая культура», включающую общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые в процессе производственной практики;
- разработать содержание практической профессионально-педагогической подготовки студентов вуза физической культуры, обеспечивающее освоение будущими специалистами необходимых компетенций;
- разработать и обосновать педагогические технологии, способствующие формированию компететностного опыта будущего специалиста по физической культуре посредством логики усложняющихся профессионально-педагогических задач, система которых обеспечивает достижение требуемого уровня компетентности;
- разработать технологии мониторинга и сопровождения формирования профессиональной компетентности будущего специалиста по физической культуре с помощью адекватного диагностического инструментария.
Результаты, ожидаемые от внедрения проекта:
- подготовка конкурентоспособных специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности, способных к творческому саморазвитию, самоактуализации в профессиональной деятельности;
- сформированность образовательного пространства вуза, в основе которого лежат современные апробированные педагогические технологии;
- открытая система мониторинга и экспертизы качества профессиональной подготовки специалиста;
- гибкая система социального партнерства, обеспечивающая создание условий для максимального развития творческого потенциала и качества профессиональной подготовки специалиста по физической культуре, отвечающего потенциальным запросам развивающейся личности и рынка труда;
- повышение деловой репутации вуза в профессиональной подготовке специалиста сферы ФКиС в российском и международном образовательном пространстве.
Новизна проекта состоит:
- в выявлении понятийного поля, раскрывающего сущность проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста;
- в разработке концепции формирования профессиональной компетентности будущего специалиста сферы ФКиС в условиях производственной практики;
- в обосновании технологии формирования профессиональной компетентности как механизма педагогически целесообразного влияния на личностное и профессиональное развитие будущего специалиста;
- в разработке оценочно-критериального инструментария педагогического мониторинга, представляющего комплекс диагностических материалов и обоснованных критериев и показателей эффективности организуемого процесса.
Данный инновационный проект представляет собой комплекс системных педагогических подпроектов А, Б, В, Г, Д, цель каждого из которых - разработка определенного вида обеспечения многофункционального характера производственной практики. Нами выделены подпроекты развития инновационно-образовательной, профессионально-педагогической, научно-исследовательской, информационно-технологической и социально-культурной составляющих производственной практики [4, с. 139].
Результаты формирования профессиональных компетенций в условиях производственной практики определяются достигнутым уровнем профессиональной компетентности и этапом профессионально-личностного становления специалиста.
В процессе разработки и внедрения инновационного проекта отделом производственной практики выполнены следующие мероприятия:
• Проанализированы современные тенденции формирования профессиональных компетенций специалистов вуза по физической культуре.
• Разработан проект Концепции формирования профессиональных компетенций будущего специалиста по физической культуре.
• Разработана конструктивная модель процесса формирования профессиональных компетенций будущего специалиста по физической культуре и т. д. Остановимся на этом подробнее.
Результаты исследования и их обсуждение. В рамках обозначенного проекта нами в 2012/2013 учебном году проведен эксперимент в условиях производственной практики. Студенты 3-го курса участвовали в эксперименте в период педагогической практики в общеобразова-
в поисках нового прорыва
тельной школе. В эксперименте приняли участие 143 студента профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта». В нашем исследовании в качестве основных критериев выступают профессиональные компетенции, поскольку профессионально-педагогическая подготовка будущего специалиста определяется нами как цель всей системы профессиональной подготовки, как процесс и как результат творческого усвоения знаний и приобретения профессиональных компетенций в процессе педагогической практики [2, с. 193].
Уровень сформированности профессиональной компетентности (ПК) студента оценивался по следующим компетенциям:
- умеет разрабатывать конспекты конкретных учебных занятий (ПК-4);
- самостоятельно проводит учебные занятия с детьми, обучающимися в образовательных учреждениях (ПК-5);
- умеет планировать, организовывать и проводить воспитательную работу с учащимися общеобразовательной школы; способен воспитывать у обучающихся социально-личностные качества (ПК-3).
С целью диагностирования уровня сформированности профессиональных компетенций студентов нами на основании вышеуказанных компетенций разработана карта «Диагностирование профессиональных компетенций студента», включающая 27 показателей. Оценивались показатели, выраженные в баллах: владеет в совершенстве - 3, владеет - 2, умение слабо выражено - 1, не владеет - 0 (табл. 1). Соотносим показатель с критериями уровня сформированности компетентности: 100-75 % - оптимальный; 74-55 % - допустимый; 54-25 % - критический; 24 % и ниже - недопустимый уровень.
Анализируя данные табл. 1, соотносим их с критериями уровня сформированности компетентности.
Критический уровень ПК показали 18,6 % студентов, допустимый - 40,1 %, оптимальный - 41,3 % студентов.
Студенты 4-го курса участвовали в эксперименте в период профессионально-ориентированной практики. В эксперименте приняли участие 127 студентов профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта». В данном исследовании в качестве основных критериев выступают следующие профессиональные компетенции:
- способен реализовать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (ПК-10);
- умеет разрабатывать оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта (ПК-11);
- самостоятельно проводит учебно-тренировочные занятия по избранному виду спорта в сфере детско-юношеского спорта (ПК-12);
- способен организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК-20);
- умеет проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта и представлять обобщения и выводы (ПК-26);
- владеет приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению детей к занятиям спортивной деятельностью (ПК-29);
- умеет составлять финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры и спорта (ПК-23).
По результатам эксперимента мы получили следующие данные (табл. 2).
Анализируя данные табл. 2, соотносим их с критериями уровня сформированности компетентности. Критический уровень сформированости ПК показали 2,3 % студентов, допустимый - 30,2 % и оптимальный - 67,5 % студентов.
Таблица 1. Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов 3-го курса в условиях педагогической практики, %
Уровень сформированности ПК ПК-4 ПК-5 ПК-3, %
Владеет в совершенстве 44,5 44,5 34,9
Владеет 44,5 33,3 42,5
Умение слабо выражено 11,0 22,2 22,6
Не владеет - - -
Таблица 2. Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов 4-го курса в условиях профессионально-ориентированной практики, %
Уровень сформированности ПК ПК-10,11,12 ПК-20 ПК-26 ПК-29 ПК-23
Владеет в совершенстве 62,8 76,7 83,7 37,2 72,0
Владеет 37,2 20,9 13,9 25,6 28,0
Умение выражено слабо - 2,4 2,4 37,2 -
Не владеет - - - - -
Таблица 3. Оценки уровня сформированности профессиональных компетенций магистров в условиях научно-педагогической практики
^^^^^^ Компетенции
Уровень ван-ности ПК 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Владеет в совершенстве 66,7 83,3 40,0 26,7 23,3 16,7 26,7 20,0 36,7 43,3
Владеет 30,0 13,4 43,3 63,3 63,3 63,3 53,3 80,0 56,7 36,7
Умение выражено слабо 3,3 3,3 16,7 - 13,4 13,4 20,0 - 6,6 20,0
Не владеет - - - 10,0 - 6,6 - - - -
mm
В ПОИСКАХ нового ПРОРЫВА
2 "и
£ л а
ч—
■ о
0J и
а ■ тз с га
Ii
О (U л Н
Диагностирование магистров осуществлялось в процессе научно-педагогической практики. В эксперименте приняли участие 60 студентов.
В качестве основных критериев выступали следующие профессиональные компетенции:
1 - умение читать лекции с использованием новейших достижений (новейших теорий, интерпретаций, методов и технологий) - ПК-1;
2 - умение разрабатывать программу и методический комплекс по учебной дисциплине - ПК-3;
3 - умение использовать современные технологии для обеспечения качества образовательного процесса - ПК-7;
4 - умение повышать свою профессиональную компетентность в области выполняемых научных исследований (новейшие теории, интерпретации, методы и технологии) -ПК-31;
5 - умение выявлять и формулировать актуальные научные проблемы в сфере физической культуры и спорта -ПК-32;
6 - умение разрабатывать планы и программы научных исследований - ПК-33;
7 - умение использовать методики и технологии из смежных областей знаний при проведении научно-исследовательской работы в области ФКиС - ПК-34;
8 - умение интерпретировать результаты научного исследования и выявлять их практическую значимость - ПК-35;
9 - умение обобщать результаты научного исследования и представлять в виде статей, отчетов, рефератов;
10 - умение публично доложить результаты научного исследования с представлением презентации доклада.
По результатам эксперимента мы получили следующие данные (табл. 3).
Анализируя данные табл. 3, соотносим их с критериями уровня сформированности ПК. Критический уровень сфор-мированности ПК показали 13,3 % магистров, допустимый -26,7 %% и оптимальный - 60 %% магистров.
Следовательно, оптимальный и допустимыйуровни сфор-мированности профессиональной компетентности показали 81,4 %% студентов 3-го курса, 97,7 %% - 4-го и 86,7 %% магистров, что свидетельствует об эффективности внедрения проекта «Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в условиях производственной практики» и качестве подготовки будущего специалиста.
На основе полученных результатов строится дальнейшая деятельность отдела производственной практики, которая состоит:
- в осуществлении мониторинга эффективности формирования профессиональной компетентности студентов 2-4-го курсов и магистров 1, 2-го курсов;
- в отборе и структурировании основных компетенций, характеризующих профессиональное и мотивационно-смысловое становление компетентного специалиста по физической культуре;
- в установлении комплексных межпредметных и вну-трипредметных связей между преподаваемыми курсами общетеоретических и спортивно-педагогических кафедр;
- в разработке механизма внедрения моделей обучения в тандемах «педагог-студент», «методист-студент»;
- в технологии использования различных типов деловых игр и тренингов в условиях организации видов производственной практики студентов вуза физической культуры;
- в разработке и внедрении факультативов «Конструирование профессиональной деятельности», «Лаборатория педагогического проектирования», «Педагогическая мастерская "Орленка"»;
- в повышении профессиональной компетентности методистов практики в рамках «Школы методиста»;
- в разработке учебных пособий для студентов и методических рекомендаций для руководителей практики;
- реализации проекта «От игры к спорту», направленного на организацию физкультурно-оздоровительной работы с учащимися общеобразовательной школы в рамках третьего урока;
- в осуществлении связи с потенциальными работодателями через оценку профессиональной компетентности практиканта в условиях реальной трудовой деятельности.
Вывод. Подготовка специалистов, отвечающих современным запросам работодателей, влечет за собой поиск инновационных путей профессиональной подготовки студентов. Исходя из объективной необходимости перехода на компетентностно-ориентированное образование в университете, реализуется проект «Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в условиях производственной практики». Данный инновационный подход рассматривается как механизм, создающий реальные ориентиры для модернизации профессиональной подготовки студентов университета в компетентностной парадигме. Результаты внедрения проекта подтверждают достаточно высокий уровень сфор-мированности профессиональной компетентности будущих специалистов по физической культуре.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.200l г. № 1756-р // Внешкольник. - 2002. - № 6. - 39 с.
2. Куликова Л.М. Профессиональная подготовка студентов вуза физической культуры: монография / Л.М. Куликова. - Челябинск: УралГУФК, 2012. - 269 с.
3. Куликова Л.М. Развитие профессиональной компетентности студентов в процессе педагогической практики / Л.М. Куликова // Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в условиях модернизации образования в РФ: материалы регион. науч.-образ. семинара 6 апреля 2012 г. - Челябинск: УралГУФК, 2012. - С. 55-59.
4. Куликова Л.М. Технология формирования профессиональной компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту в условиях производственной практики / Л.М. Куликова, Л.М. Куликов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С.136-140.
References
1. The concept of modernization of Russian education for the period up to 2010: Approved by the Decree of the RF Government dated 29.12.2001 № 1756-р // Vneshkol'nik. - 2002. - № 6. - 39 P.
2. Kulikova, L.M. Vocational training of students of the university of physical culture: monograph / L.M. Kulikov. - Chelyabinsk: UralSUPhC, 2012. - 269 P.
3. Kulikova, L.M. Development of professional competency of students during the teaching practice / L.M. Kulikova / / Formation of professional competency of future specialists in physical culture and sport within the modernization of education in Russia: Proceedings of regional scient.-educat. seminar, April, 6 2012. - Chelyabinsk: UralSUPhC, 2012. - P. 55-59.
4. Kulikova, L.M. The technique of forming professional competency of future expert in physical culture and sport in the conditions of practical training / L.M. Kulikova, L.M. Kulikov // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. - 2012. - № 2. - P.136-140.
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 28.01.2014 г.