УДК: 796.077.5
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
подготовка студентов вуза физической культуры в условиях многоуровневого образования
Кандидат педагогических наук, профессор Л.В. Пигалова
Доктор педагогических наук профессор Л.М. Куликова
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION WITHIN MULTILEVEL EDUCATION L.V. Pigalova, professor, Ph.D. L.M. Kulikova, professor, Dr.Hab. Ural state university of physical culture, Chelyabinsk
Key words: multilevel education, competence approach, vocational training.
Within the framework of the competence approach the main immediate result of educational activity is development of the competency in vocational teaching activity, that is the optimal level of development of key competences. Unlike formed skills and abilities the skill to problem-solving is associated with such components as motives of activity; skill to know the information sources, skills needed to realize vocational-educational activity and applied knowledge facilitating understanding of the essence of the problem and selection of the best ways of its solution.
So along with the goals achieved by studying educational disciplines, the goals defining the direction of movement are to be determined, such as: formation of value orientations, worldview, development of interests and formation of needs etc.
The purpose of the present study was to present the correctness of the ideas of the expert in physical culture and define the self-evaluation of the level of skills and competences in students.
Therefore, the process of training of students for future professional activity is to be enhanced. Consequently, one of the problems associated with bachelor's training in the field of physical culture is investigating on the satisfaction with profession from one course to another, analyzing of the effect of different factors on formation of the professional goal and motivation.
Ключевые слова: многоуровневое образование, компе-тентностный подход, профессиональная подготовка.
Введение. Отдельные положения Болонского процесса рассматриваются в качестве приоритетных. Среди них - многоуровневая система подготовки (бакалавриат и магистратура), система зачетных единиц (кредитов), компетентностный подход, непрерывность образования (обучение на протяжении жизни), модульное построение учебных планов [4].
В рамках многоуровневой системы образования значительно усилен практико-ориен-тированный потенциал подготовки. Вместе с тем исследователи отмечают недостаточное внимание к таким аспектам высшего образования, как ориентация на личность обучаемых, мобильность студентов и преподавателей в плане самообразования и практико-ориентированной деятельности. В данном аспекте в качестве целевой установки должны быть представлены современные требования к специалистам в области физической культуры и спорта. В первую очередь это касается профессиональной готовности к организации и управлению процессом физического воспитания и спортивной подготовки. Долгое время обучение нацеливалось главным образом на освоение знаний, овладение умениями и навыками, а не на развитие личности студента. Это является «следствием традиционного информационно-объяснительного подхода к построению содержания образования, когда большой объем знаний дается преподавателем в готовом виде, без опоры на самостоятельную работу обучающихся» [1, с. 11].
«Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. Интенсивный
путь развития системы образования может быть осуществлен на основе такого подхода, который позволил бы приблизить студента к будущей профессиональной деятельности. Именно этот путь предполагает многоуровневое образование» [2, с. 4].
Уровень образованности с позиции компе-тентностного подхода определяется способностью студентов решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. «Суть этого подхода состоит в том, что он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала студентов. Решающим звеном компетентностного подхода является собственная активная учебно-познавательная деятельность студентов» [4, с. 3].
Недостаток традиционной системы обучения состоит в том, что «педагог реализует в основном лишь одну функцию знаний - информационную, оставляя в стороне другую, не менее значимую -развивающую» [2]. Эти две функции тесно взаимосвязаны, но они не тождественны. Как отмечает И. С. Якиманская, «обученность, то есть научная информированность, и развитость мышления далеко не одно и то же» [5, с. 18]. Следует, конечно, заметить, что без усвоенных знаний и сформированных у обучающихся умений и навыков невозможно сколько-нибудь эффективно строить процесс обучения. А. Н. Леонтьев отмечает: «Чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям. В этом суть сознательного учения» [3, с. 211].
В рамках компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности является сформи-рованность компетентности в профессионально-педагогической деятельности, то есть оптимальный уровень развития ключевых компетенций. Способность решать проблемы, в отличие от сформированных умений и навыков, характеризуется такими составляющими, как: мотивы деятельности; умение ориентироваться в источниках информации; умения, необходимые для осуществления профессионально-педагогической деятельности, и прикладные знания, обеспечивающие понимание сущности проблемы и оптимальный выбор путей ее решения. Следовательно, должны быть определены не только цели, достижение которых
гарантировано изучением учебных дисциплин, но и цели, которые определяют направление движения: формирование ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, развитие интересов, формирование потребности и др.
Цель исследования - осветить правильность представлений о компетентности специалиста по физической культуре и определить самооценку уровня освоенности знаний и развития компетенций студентов.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты Уральского государственного университета физической культуры (п=68). В процессе исследования были определены:
- типичные трудности, испытываемые специалистами по физкультурному образованию, и причины их возникновения;
- наличие правильных представлений у студентов вуза физической культуры о структуре и логике профессионально-педагогической деятельности в сфере физической культуры, специфике применяемых форм и методов;
- знание студентами и педагогами физкультурного образования педагогических условий, при которых обеспечивается эффективная профессионально-педагогическая деятельность в сфере физической культуры.
Изучение этих вопросов призвано обеспечить представление о том, каков действительный уровень подготовленности студентов и готовности педагогов вуза к профессионально-педагогической подготовке студентов на основе компетентностного подхода. Однако для того чтобы провести такую оценку, нужно было установить и фактический уровень развития тех или иных компетенций. С этой целью мы выяснили: правильность представлений о компетентности учителя физической культуры (тренера по виду спорта), самооценку уровня освоенности знаний и развития компетенций студентов.
Известно, что работа преподавателей осуществляется традиционно, с использованием традиционных общепринятых средств и методов обучения. В тех случаях, когда преподаватель, организуя педагогические воздействия, не знает истинных причин трудностей и затруднений в профессиональной деятельности и пытается ликвидировать только внешние признаки этих затруднений, обучающего воздействия не происходит.
Таблица 1. Показатели уровня теоретических знаний студентов экспериментальных групп о будущей профессиональной деятельности
Группы Частота ответов, %
Правильно Частично правильно Ошибочное утверждение Затруднение в ответе
Контрольная группа 9 52 22 17
Экспериментальная группа 1 10 49 23 18
Экспериментальная группа 2 9 53 21 17
№ 8 • 2013 Август | Аид^
39
Таблица 2. Показатели самооценки студентами готовности к профессиональной деятельности в сфере физической культуры
Вопросы оценивания Частота ответов, %
Высокая оценка Средняя оценка Низкая оценка Затрудняюсь ответить
Наличие представления о понятии «компетентность» 33 45 10 12
Степень своей подготовленности к профессиональной деятельности 5 21 34 50
Уровень стремления достигнуть высокого уровня готовности к профессиональной деятельности 32 35 16 17
Уровень обладания качествами, характеризующими эффективность профессиональной деятельности 10 14 40 36
Следовательно, неудачи в профессиональной деятельности часто заключаются в том, что недостаточно активно применяются диагностические методы определения затруднений и их причин, основанных на психологических и педагогических критериях этого явления.
Результаты исследования и их обсуждение. Приведем результаты опроса студентов 2-го и 4-го курсов (табл. 1). В листы опроса входили вопросы о требованиях к профессиональной компетентности бакалавра физической культуры.
В качестве компетентных судей при оценке правильности ответов студентов выступили преподаватели вуза. По материалам, представленным в таблице, можно отметить крайне низкий уровень представлений студентами сути их профессиональной подготовки. Только 5 % студентов были в состоянии дать правильный ответ на вопрос: «Дайте определение понятия "компетентность"». Кроме того, в ответе на этот вопрос почти треть студентов допускают ошибочную трактовку понятия или затрудняются в определении, 51 % студентов имеют ошибочное представление о том, какие знания конкретно необходимо получить в итоге окончания вуза. Примечательно и то, что 74 % студентов затрудняются ответить на вопрос, какими способностями они должны овладеть в результате обучения в вузе. Более того, только 15 % опрошенных студентов смогли правильно назвать те качества, которые прежде всего необходимы специалисту по физической культуре. Рассмотрим в этой связи данные самооценки студентов, которые приведены в табл. 2.
Отметим прежде всего довольно высокий уровень самооценки студентами представления о том, что такое «компетентность», - 33 %; почти половина (45 %) опрошенных оценили свой уровень знаний как средний. Однако, как показали наши дальнейшие исследования, представления о компетентности у большинства студентов ограничиваются исключительно представлениями на бытовом уровне (знает и умеет). Из этого можно сделать вывод о завышенной самооценке студентами уровня своих знаний о компетентности и компетенциях. Данные таблицы показыва-
ют также, что несмотря на завышенную самооценку своих знаний треть студентов указывают на высокий уровень стремления по-настоящему научиться профессиональной деятельности. Это позволяет сделать вывод о том, что в существующих программах вузов недостаточно внимания уделяется практико-ориентированнным знаниям.
Выводы. Таким образом, процесс подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности нуждается в дальнейшем совершенствовании. Следовательно, одной из проблем, связанных с подготовкой бакалавров физической культуры, является: изучение удовлетворенности профессией от курса к курсу, анализ влияния различных факторов на формирование профессиональной установки, мотивации.
Литература
1. Болдырева Е.В. Направленность на формирование профессиональной компетентности как путь совершенствования образования [Электронный ресурс] / Е.В. Болдырева.
- Режим доступа: http: //referft.cisl000.rubooks/book6lch1_8. shtml
2. Далингер В.А. Компетентностный подход - альтернатива экстенсивному пути развития системы образования / В.А. Далингер // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 10 - С. 46-47.
3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 803 с.
4. Митяева А.М. Развитие системы многоуровневого высшего образования в России и за рубежом / А.М. Митяева // Образование и общество: научный, информационно-аналитический журнал. - 2006. - № 2. - С. 8-16.
5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: МГУ, 1996. - 96 с.
References
1. Dalinger, V.A. Competence approach as an alternative to extensive method of development of the educational system / V.A. Dalinger // Fundamental'nye issledovaniya. - 2007. - № 10 - P. 46-47. (In Russian)
2. Leontev,A.N.Activity. Consciousness. Personality / A.N. Leont'ev.
- Moscow: Politizdat, 1977. - 803 P. (In Russian)
3. Mityaeva, A.M. Development of the system of multilevel higher education in Russian and abroad / A.M. Mityaeva // Obrazovanie i obschestvo: nauchny, informatsionno-analiticheskiy zhurnal. -2006. - № 2. - P. 8-16. (In Russian)
4. Yakimanskaya, I.S. Personality-centered education in the modern school / I.S. Yakimanskaya. - Moscow: MSU, 1996. - 96 P. (In Russian)
5. Boldyreva, E.V. The trend to form vocational competence as a way of enhancement of education [electronic source] / E.V. Boldyreva. - URL: http: //referft.cis1000.rubooks/book6lch1_8.shtml (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 15.05.2013 г.