Научная статья на тему 'Комплексная оценка профессиональной компетентности тренеров-педагогов детской спортивной школы'

Комплексная оценка профессиональной компетентности тренеров-педагогов детской спортивной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / INTEGRATED ASSESSMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCY / TEACHER-TRAINER / ТРЕНЕР-ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Л.А., Яковлев Б.П., Коваленко А.И.

In conditions of reforming of the system of modern education, changing to the federal state educational standards and in light of the new law "On education" development of teacher's professional competency is especially important. Work with teachers in school is most effective when it is organized as an integrated system. Its success depends on the interest of teachers in professional development, organization of school educational process. The more a teacher is satisfied with his work, the more he is interested in improving his skills. When estimating professional competency of teachers-trainers, we proceeded from the necessity of modeling an integral context of professional activity, with an opportunity to assess the presence of knowledge and ability to use, apply it effectively in a variety of professional situations, such evaluation principles as the principle of completeness and comprehensive, integrative nature. The purpose of the present study was to assess the level of professional competency of experts in physical culture and sport of an educational institution. The conducted assessment of professional competency of experts in physical culture and sport in an educational institution on the basis of selected competencies promoted identifying the "problem areas" and trends that need further consideration when developing and implementing additional vocational training programs for teachers-trainers of a children's sports school. The results of the study on the improvement of the teacher's professional competency, that can be used to bring closer the functioning of an educational institution to the innovative developing system, which represents one of the most urgent problems of modern education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка профессиональной компетентности тренеров-педагогов детской спортивной школы»

УДК: 796.077.5

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА

профессиональной компетентности тренеров-педагогов детской спортивной школы

Кандидат психологических наук Л.А. Коваленко Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев Аспирант А.И. Коваленко

Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут

INTEGRATED ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCY OF TEACHERS-TRAINERS OF CHILDREN'S SPORT SCHOOL L.A. Kovalenko, Ph.D. B.P. Yakovlev, professor, Dr.Psych. A.I. Kovalenko, postgraduate student

Surgut State University, Khanty-Mansiysk Autonomous district Yugra, Surgut

Key words: education, integrated assessment, professional competency, teacher-trainer. In conditions of reforming of the system of modern education, changing to the federal state educational standards and in light of the new law "On education" development of teacher's professional competency is especially important.

Work with teachers in school is most effective when it is organized as an integrated system. Its success depends on the interest of teachers in professional development, organization of school educational process. The more a teacher is satisfied with his work, the more he is interested in improving his skills.

When estimating professional competency of teachers-trainers, we proceeded from the necessity of modeling an integral context of professional activity, with an opportunity to assess the presence of knowledge and ability to use, apply it effectively in a variety of professional situations, such evaluation principles as the principle of completeness and comprehensive, integrative nature. The purpose of the present study was to assess the level of professional competency of experts in physical culture and sport of an educational institution. The conducted assessment of professional competency of experts in physical culture and sport in an educational institution on the basis of selected competencies promoted identifying the "problem areas" and trends that need further consideration when developing and implementing additional vocational training programs for teachers-trainers of a children's sports school. The results of the study on the improvement of the teacher's professional competency, that can be used to bring closer the functioning of an educational institution to the innovative developing system, which represents one of the most urgent problems of modern education.

Ключевые слова: образование, комплексная оценка, профессиональная компетентность, тренер-педагог.

В условиях реформирования системы современного образования, перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и в свете нового закона «Об образовании» развитие профессиональной компетентности педагога особенно актуально. Поэтому в образовательных учреждениях важно создать условия для становления педагога-профессионала, способного к исследованию и управлению педагогической деятельностью, владеющего инструментарием диагностики процесса и результатов собственного труда, способами обоснования путей и средств его коррекции и дальнейшего совершенствования [1, 2].

Работа с педагогами в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, организацией образовательного процесса в школе. Чем больше учитель удовлетворен своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время наука располагает определенным объемом знаний, использование которых в педагогической деятельности является важным условием становления профессионально компетентного педагога, педагога-исследователя, способного совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направлять его на решение задач личностного становления и развития как учащихся, так и самого педагога [3].

При оценивании профессиональной компетентности тренеров-педагогов мы исходили из необходимости моделирования целостного контекста профессиональной деятельности, при котором была возможность оценить и наличие знаний и способность ими оперировать, эффективно применять в различных профессиональных ситуациях, таких принципов оценивания, как принцип полноты и всеобъемлющего характера, интегративность [2, 7].

Цель исследования - оценить уровень профессиональной компетентности специалистов физкультурно-спортивного профиля образовательного учреждения.

Методика и организация исследования. Для комплексной диагностики профессиональных компетенций тренеров-педагогов в системе акмеологического мониторинга нами был разработан диагностический инструментарий, в котором личностные и профессиональные компетенции были сгруппированы в шесть групп:

1-я группа - личностные качества,

2-я группа - индивидуальные личностные качества,

3-я группа - качества, основанные на психологических механизмах,

4-я группа - способность к творчеству,

5-я группа - профессионализм самосовершенствования,

6-я группа - профессиональные компетенции, включающие в себя психолого-педагогические, гностические, проектировочные, коммуникативные, организаторские, научно-исследовательские, диагностические, двигательные, акмеологические конструктивные компетенции [5].

В ходе комплексной оценки профессиональной компетентности в качестве испытуемых выступали 22 тренера-педагога детской спортивной школы (45 % мужчин и 55 % женщин).

Комплексная оценка профессиональной компетентности по шести блокам представлена в табл. 1.

Личностные (4,2) и индивидуально-личностные (4,4) качества имеют достаточный

Таблица 1. Уровень личностных качеств и профессиональных компетенций тренеров-педагогов

Компетенции Баллы Уровень

1. Личностные качества 4,2 Достаточный

2. Индивидуальные личностные качества 4,4 Достаточный

3. Качества, основанные на психологических механизмах 4,1 Достаточный

4. Способность к творчеству 3,9 Средний

5. Профессионализм самосовершенствования 3,8 Средний

6. Профессиональные компетенции 4 Достаточный

Таблица 2. Уровень личностных качеств тренеров-педагогов по группе

Личностные качества Баллы Уровень

Всего по шкале 4,2 Достаточный

Чувство объекта 4,1 Достаточный

Чувство меры 4 Достаточный

Чувство такта 4,1 Достаточный

Чувство причастности 4 Достаточный

Чувство ориентира 4 Достаточный

Душевная чуткость 4 Достаточный

Чувство деликатности 4,1 Достаточный

Чувство юмора 5 Эталонный

Проявление интуиции 4,2 Достаточный

уровень. Качества, основанные на психологических механизмах (4,1), и профессиональные (4) компетенции находятся на пограничном уровне средних значений и нуждаются в повышении. Способность к творчеству (3,9) и профессионализм самосовершенствования (3,8) имеют средний уровень. Это значит, что преподаватели-тренеры соответствуют занимаемой должности при условии совершенствования недостаточно развитых компонентов профессиональной деятельности и отдельных профессиональных компетенций.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования личностных качеств

Чувство объекта

Проявление интуиции

Чувство юмора

Чувство деликатности

Душевн чуткость

Чувство меры

,Чувство такта

Чувство причастности увство ориентира

♦ уровень личностных качеств тренеров-преподавателей

И эталонный уровень

Сравнительный анализ личностных качеств тренеров-педагогов и эталонного уровня

Таблица 3. Результаты анализа качеств, основанных на психологических механизмах

Качества, основанные на психологических механизмах Баллы Уровень

Общий уровень 4,1 Достаточный

Рефлексия 3,8 Средний

Идентификация 3,9 Средний

Эмпатия 4,2 Достаточный

Децентрация 4,2 Достаточный

тренеров-педагогов был выявлен достаточный уровень качеств (табл. 2).

Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о том, что тренеры-педагоги соответствуют занимаемой должности, заслуживают поощрения и тем не менее имеют возможность совершенствовать свое профессиональное мастерство, профессиональную компетентность. Особое внимание необходимо уделить таким качествам, как чувство меры, причастности, ориентира, чуткости (см. рисунок), поскольку данные качества находятся на пограничном уровне со средними значениями.

Результаты анализа качеств, основанных на психологических механизмах, представлены в табл. 3.

Каждое из выделенных личностных качеств, основанных на психологических механизмах, характерно своими особенностями.

Рефлексия (удвоенное понимание) - способность видеть себя глазами обучаемого. В процессе диагностики этого качества мы убедились в том, что обучаемые не только видят в педагоге положительное (эрудиция, интеллигентность, культура, такт и т. п.), но выделяют и то, что ему непременно в себе надо пересмотреть (диктаторский тон, умеет дать отпор, расплывчатый, «движение» без отдачи и т. д.). Уровень рефлексии тренеров-преподавателей средний и составляет 3,8 балла.

Идентификация - способность педагога мысленно поставить себя на место обучаемого и на основе осознания его проблем объяснять его поведение. Действительно, многие обучаемые не могут учиться лучше потому, что педагоги не умеют концентрировать (сжимать) учебную информацию для каждого из них. Иными словами, мешает перегрузка. Другие запустили материал. Третьи не верят в поддержку преподавателей: о них сложилось мнение как о негативных. Уровень идентификации тренеров-преподавателей средний и составляет 3,9 балла.

Данные качества необходимо совершенствовать через программы повышения профессиональной компететности [4, 6, 7].

Эмпатия - способность постигать эмоциональное состояние каждого обучаемого. Ведь его физиологическое состояние проявляется непредсказуемо (вялость, отключение памяти, раздражительность, возбудимость). Влияет и социум (семья, среда, коллектив). Сказывается на поведении обучаемого и структура характера (система отношений в целом). Без учета всего этого заинтересованное общение «педагог-обучаемый» невозможно. Уровень эмпатии тренеров-преподавателей достаточный и составляет 4,2 балла.

Децентрация - способность педагога отказаться от своих эгоцентрических оценок обучаемого и умение встать на его точку зрения. При этом педагог, как правило, проявляет тончайшую чувствительность: готов временно «загрязниться» поведением обучаемого, чтобы затем, завоевав доверие, вместе с ним «отмываться». Уровень децентрации тренеров-преподавателей достаточный и составляет 4,2 балла.

Рефлексия, идентификация, эмпатия, децен-трация - прижизненные психологические образования. Требовательный и ответственный в работе педагог, если к тому же он и организованный человек, вполне сможет развивать в себе характеризуемые качества [2].

Результаты оценки профессиональных компетенций тренеров-педагогов по 10 блокам представлены в табл. 4.

Группа психолого-педагогических компетенций (1), позволяющих обеспечить трансферт инновационных решений в области профессионально грамотного воздействия на мотивы, способности ориентации и установки обучаемых, включала компетенции, связанные с образовательным и воспитательным эффектом физической культуры и спорта, педагогической деятельности в целом.

В группу гностических компетенций (2) были включены действия, связанные с процессом накопления новых знаний о целях и задачах системы, средствах их достижения, о состояниях объектов и субъектов педагогического взаимодействия

Таблица 4. Результаты оценки профессиональных компетенций тренеров-педагогов

Профессиональные компетенции Баллы Проценты Уровень

1. Психолого-педагогические 4,3 86 Достаточный

2. Гностические 3,9 78 Средний

3. Проектировочные 3,8 76 Средний

4. Коммуникативные 4 80 Достаточный

5. Организаторские 4,3 86 Достаточный

6. Научно-исследовательские 3,8 76 Средний

7. Диагностические 3,6 72 Средний

8. Двигательные 4,4 88 Достаточный

9. Акмеологические 4 80 Достаточный

10. Конструктивные 3,9 78 Средний

на различных стадиях решения педагогических задач, о психологических особенностях учащихся и педагогов. Гностический компонент связан с умением извлекать новые знания из исследования собственной профессиональной деятельности и преобразовывать ее на основе освоения новой учебной, методической и научной информации.

Проектировочные компетенции (3) предусматривают действия, связанные с изучением тенденций развития образовательной практики и определением направлений коррекции функционирования педагогической системы, умение осуществлять различные виды планирования, рассчитанное на уменьшение разрыва между наличными результатами и искомыми, потребными личности и обществу.

Коммуникативные компетенции (4), определяющие способности в области владения технологиями обмена информацией, умений выстраивать общение, диалог, взаимодействие, связаны с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений, мотивированием участников педагогического процесса к занятиям предстоящей деятельностью.

Компетенции, представленные в группе организаторского компонента (5), включают в себя действия, связанные с реализацией педагогического замысла в конкретной организации личностного взаимодействия во времени и пространстве в соответствии с заранее сформулированной системой принципов, которым должен удовлетворять педагогический процесс в направлении достижения запланированного результата.

Научно-исследовательские (6) и диагностические компетенции (7) связаны с готовностью проводить научное исследование, изучением результатов своего труда в различных условиях при использовании разных методов, форм и средств обучения и воспитания, определением эффективности педагогической воздействий.

Двигательные компетенции (8) связаны с необходимостью достаточно высокого уровня владения педагогом физкультурно-спортивного профиля двигательными умениями в избранной деятельности, а также разносторонним арсеналом различных двигательных действий.

Акмеологические компетенции (9) обеспечивают развитость способностей, позволяющих осознавать уровни собственной деятельности, организовать процесс профессионального самосовершенствования, включаться в корпоративное творчество.

Набор компетенций из группы конструктивного компонента (10) связан с отбором средств, форм и методов педагогического воздействия,

их композиционным построением и последующей экспериментальной проверкой в учебно-воспитательном процессе.

Вывод. Проведенная оценка профессиональной компетентности специалистов физкультурно-спортивного профиля образовательного учреждения на основе выделенных нами компетенций позволила выявить «проблемные зоны» и тенденции, требующие в дальнейшем учета при разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования тренеров-преподавателей детской спортивной школы.

Результаты исследования по повышению профессиональной компетентности педагога могут быть использованы в целях приближения функционирующего образовательного учреждения к инновационной развивающейся системе, что является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Курнешова Л.Е. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования / Л.Е. Курнешова. - М., 2009. - 220 с.

2. Меркулова С.В. К проблеме оценки компетентности / С.В. Меркулова // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. -С. 163-165.

3. Немова Н.В. Организация функционирования и развития школы / Метод. реком. для руководителей школ / Н.В. Немова. - М.: АПКиПРО. - 2009. -192 с.

4. СитникА.П. Андрагогические основы повышения квалификации педагогических кадров / А.П. Ситник, И.Э. Савенкова, И.В. Крупина, И.К. Крупин. - М.: АПКиПРО РФ, 2008.

- 195 с.

5. Тютюков В.Г. Акмеология физической культуры и спорта: учебник для вузов физ. культуры / В.Г. Тютюков. - Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2006. - 349 с.

6. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в системе высшего профессионального образования / Б.П. Яковлев, Л.А. Коваленко, С.В. Вязовкин // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10. - С. 896-898.

7. Яковлев Б.П. Технология формирования профессиональной компетентности студентов / Б.П. Яковлев, Л.А. Коваленко // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2013. - № 1 (21). - С. 8-12.

References

1. Kumeshova, L.E. Physical health of students and ways to improve it / L.E. Kurneshova. - Moscow, 2009. - 220 P. (In Russian)

2. Merkulova, S.V. On the problem of competency assessment / S.V. Merkulova // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2008. - № 2. - P. 163-165. (In Russian)

3. Nemova, N.V. Organization of school operation and development / Guidelines for school administrators / N.V. Nemova. - Moscow: APDREP RF. - 2009. -192 P. (In Russian)

4. Sitnik, A.P. Andragogic basics of advanced training of teachers / A.P. Sitnik, I.E. Savenkova, I.V. Krupina, I.K. Krupin. - Moscow: APDREP RF, 2008. - 195 P. (In Russian)

5. Tyutyukov, V.G. Acmeology of physical culture and sport: textbook for universities of physical culture / V.G. Tyutyukov . - Khabarovsk: Publ. h-se of FESAPC, 2006. - 349 P. (In Russian)

6. Yakovlev, B.P. Mental load in the system of higher education / B.P. Yakovlev, L.A. Kovalenko, S.V. Vyazovkin // Fundamental'nye issledovaniya. - 2013. - № 10-4.??? - P. 896-898. (In Russian)

7. Yakovlev, B.P. The technology of formation of students' professional competence / B.P. Yakovlev, L.A. Kovalenko // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (electronic scientific journal).

- 2013. - № 1 (21). - P. 8-12. (In Russian)

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 24.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.