УДК: 796.078
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
основы формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения
Кандидат педагогических наук, доцент Р.С. Наговицын
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, Глазов
CONCEPTUAL FRAMEWORK OF FORMATION OF PERSONAL PHYSICAL CULTURE OF STUDENT BASED ON MOBILE LEARNING R.S. Nagovitsyn, associate professor, Ph.D.
Glazov state pedagogical institute named after V.G. Korolenko, Glazov
Key words: student's personal physical culture, mobile learning, concept, structural model, theoretical and methodological foundations.
Formation of student's personal physical culture based on mobile learning will solve one of the challenges of higher education, namely the improvement of training of those students who need to adapt to new conditions of life, and the need to fully respond to social changes in terms of increasing pace of scientific and technical progress and active social changes. Development of the content of sports activity in a higher school on the basis of unconventional and innovative approaches, such as mobile learning, will satisfy modern requirements and needs of young people. In this aspect, the development of conceptual frameworks of formation of student's personal physical culture based on mobile learning will ensure the effectiveness of the university teaching process. The purpose of the present research was to develop the conceptual framework for the formation of student's personal physical culture based on mobile learning.
The structural model reflects the system of specific organization of the educational and training process with principles, methodological approaches, teaching conditions and author's technique in its core, which provide the formation of personal physical culture of future specialists from low to high levels through the phases of the study. Practical implementation of the created in the work concept and structural model based on the development of theoretical and methodological foundations of the research will contribute to solving of the problem associated with lack of physical activity among students in the aspect of maintaining and strengthening of their health.
Ключевые слова: физическая культура личности студента, мобильное обучение, концепция, структурная модель, теоретико-методологические основы.
Введение. В рамках становления новой парадигмы высшего профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения социальной адаптации обучающегося к изменяющимся жизненным условиям, формирования духовно и физически здорового специалиста. Постановка этих вопросов особенно актуальна в связи с изменившимися ценностными ориентациями общественной системы и с переосмыслением деятельности во всех сферах жизни общества и личности, где физической культуре личности отведено одно из ключевых мест.
Актуальность. Формирование физической культуры личности студента на основе мобильного обучения позволит решить одну из проблем, стоящих перед высшей школой, а именно совершенствование профессиональной подготовки студента, которому необходимо адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, и необходимость в полной мере реагировать на социальные изменения в условиях возрастания темпов научно-технического прогресса и активизации общественных перемен. Разработка содержания физкультурной деятельности в вузе на основе нетрадиционных и инновационных подходов, таких как мобильное обучение, обеспечит современные запросы и потребности молодежи. В этом аспекте разработка концептуальных основ формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения позволит обеспечить эффективность педагогического процесса в вузе.
№ 10 • 2014 Октябрь | October
11
Цель исследования - разработать концептуальные основы формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения.
Результаты исследования и их обсуждение. Концептуальные основы формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения представляют собой авторское представление реализации данного процесса и содержат следующие элементы: ведущую идею концепции и основные понятия исследования; ядро концепции, состоящее из принципов и закономерностей формирования физической культуры личности на основе мобильного обучения; содержательно-смысловое наполнение -структурную модель, выступающую проекцией теоретико-методологических положений.
В аспекте культурологического подхода концепция формирования физической культуры личности студента основана на идее целостного формирования в высшей школе физической культуры личности будущих специалистов в контексте реализации модернизации образования с помощью перехода от идеологии к культуре через формирование культуросообразного содержания обучения на основе реализации идей мобильного обучения. Концепция раскрывается через следующие идеи в аспекте культурологического подхода, основанного на теоретическом синтезе взаимодополняющих подходов:
• на основе системного подхода формирование физической культуры личности студента должно осуществляться как единство системы категорий общества, природы, человека и культуры, взаимообусловленности совокупности общих, частных и специфических условий эффективности формирования физической культуры личности, а также с учетом закономерностей, ведущих тенденций и принципов в стратегии формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения;
• в аспекте инновационно-технологического подхода эффективность процесса формирования физической культуры личности обучающихся будет достигаться на основе взаимодействия мировоззренческого (мотивационно-эмоционального), интеллектуального (когнитивного), двигательного (де-ятельностного) и социального (мобильные технологии) компонентов посредством усвоения опыта творческой физкультурной деятельности в вузе на основе интеграции учеб-
ных дисциплин и инновационных технологий, представленных мобильным обучением;
• на положениях компетентностного подхода, которые обуславливают необходимость в процессе обучения студентов вузов формировать у них физическую культуру личности как базовое профессионально-личностное качество специалиста, в аспекте разработки и совершенствования физкультурной компетентности, реализуемой в контексте мобильного обучения;
• в ракурсе деятельностного подхода содержание учебного предмета «Физическая культура» и дисциплин физкультурно-формирующего цикла в гуманитарных вузах, специальные образовательные модули которых полноценно обеспечивают и дополняют теоретический курс, должно быть структурировано согласно концептуальным линиям непрерывной физкультурной деятельности, объединяющей интеллектуальную и физическую составляющие, для формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения;
• на основе личностно ориентированного подхода выявлена необходимость преобразования учебно-воспитательного процесса вуза в единый процесс, направленный на формирование физической культуры личности каждого обучающего в аспекте индивидуализации и дифференциации обучения с помощью мобильных технологий, внедрения национально-регионального компонента содержания обучения и использования нетрадиционных систем физических упражнений.
Физическая культура личности - интегратив-ное личностное образование, основанное на интеграции трех взаимосвязанных элементов ее содержания и ключевых структурных компонентов: «физическая» - деятельностный (телесный) компонент - состоит из совокупности: психического, физического и оздоровительного показателей; «культура» - когнитивный (интеллектуальный) компонент - состоит из совокупности: операционного, рефлексивно-оценочного и поведенческого показателей; «личности» - мотивационно-эмоциональный (духовный) компонент - состоит из совокупности физкультурного мировоззрения, мотивационно-ценностного отношения и эмоционального комфорта.
В исследовании на основе методологических подходов определены основные концептуальные
12
№ 10 • 2014 Октябрь | ОСоЬег
принципы, взаимообусловленные этими подходами: принципы формирования физической культуры личности и мобильного физкультурного обучения. Выявлены ведущие закономерности и тенденции: • зависимость результативности профессиональной подготовки от социальных приоритетов,
в соответствии с которыми современному обществу нужны активные, здоровые, творчески мыслящие личности, способные осуществлять созидательную физкультурную деятельность в будущей профессиональной активности и пропаганде физкультурного и здорового образа жизни;
Сохранение и укрепление здоровья и улучшение физического развития подрастающего поколения
посредством формирования физической культуры личности +
Цель: формирование физической культуры личности студента на основе мобильного обучения
Теоретические аспекты знания о физической культуре личности
медико-биологические, психологические, педагогические, философские, социологические, профессионально-интегративные, культуроведческие
Т
Методологические подходы
Культурологический
Системный: инновационно-технологический. Деятельностный. Личностно ориентированный. Компетентностный
Принципы формирования физической культуры личности
Целостности-системности, культуросообразности, целенаправленного стимулирования личности студента к самостоятельной физкультурной деятельности, синергии интеллектуального и деятельностного составляющих физкультурной деятельности, самоформирования обучающегося на основе решения внутренних противоречий личности, индивидуализации и дифференциации физкультурной деятельности, интегративности содержания, развития творчества как конечного результата сформированное™ физкультурной компетентности
Принципы физкультурного мобильного обучения
Динамичности и доступности мобильного образования; интеграции мобильных технологий в обучении или смешанного обучения; генерализации и гуманизации информации; отражения и преображения виртуальной деятельности в физкультурную; мобильного непрерывного самообразования; гибкости или мобильности; персонифицированности
Педагогическое пространство вуза
Педагогические условия для эффективного формирования физической культуры личности
Организационно-педагогические М ето ди ко -техно ло гиче ски е Личностно-]
Физическая культура Возрастная анатомия)
Дисциплины физкультурно-формирующего цикла (БЖД, ОМЗиЗОЖ,
Методика формирования физической культуры личности студента
Мобильный Национально-региональный Теоретический Теоретико-методический Практический
1. Программа мобильного обучения, основанная на реализации идей мобильной педагогики с помощью разработки специального физкультурного контента 1. Программа внедрения национально-регионального компонента содержания обучения в профессиональную подготовку по дисциплинам: «Физическая культура» и физкультурно-формирующего цикла 1. Теоретический спецкурс, основанный на м ежди сципл инар н ом подходе при обучении по дисциплинам «Физическая культура» и физкультурно-формирующего цикла 1. Программа внедрения экспериментального модуля «Подготовка будущего педагога как классного руководителя средствами физической культуры и спорта» 2. Программа развития интеллектуальной игровой деятельности в образовательно-воспитательном процессе вуза 1. Подраздел комплексной программы «Здоровье» (ГТПИ на 2009-2013 годы). 2. Программа формирования профессионально важных качеств студентов различных специальностей на основе нетрадиционных и инновационных физкультурно-оздоровительных систем физических упражнений. 3. Программа реализации различных моделей занятий физической культурой в практической учебной деятельности
J
Мировоззренческий
Этапы формирования физической культуры личности студента
Деятельностный Творческий
Компоненты физической культуры личности будущего студента Мотивационно-эмоциональный Деятельностный Когнитивный
Высокий
Уровни сформированное™ физической культуры личности студента Средний
Низкий
г
Результат: будущий специалист со сформированной физической культурой личности
§ Я
и
о £
а1
I
ч
0 ч
1
г
§ &
& о
в
ч о
и
§
Структурная модель формирования физической культуры личности на основе мобильного обучения в педагогическом пространстве вуза
№ 10 • 2014 Октябрь | ОйоЬег
13
• зависимость формирования физической культуры личности студента от сложности социально-экономических условий жизни общества, существования различных взглядов на проблему внедрения инновационныхтехнологий, таких как мобильное обучение, в профессиональную подготовку в вузе;
• зависимость продуктивности процесса формирования физической культуры личности студентов от научно и дидактически обоснованного использования педагогических и информационных технологий, включающих мобильное обучение на основе мобильного контента в сети интернет;
• зависимость эффективности формирования физической культуры личности студентов от процесса саморазвития и самоформирования личности обучающегося в активной, личностно значимой физкультурной деятельности с использованием мобильных технологий;
• тенденция усиления междисциплинарных связей между учебными предметами, предполагающего реализацию интеграции курса «Физическая культура» с дисциплинами профессиональной подготовки на основе выявления связеобразующих элементов содержания в целях формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения;
• изменение целевой ориентации высшего профессионального образования в аспекте физической культуры на целостное формирование физической культуры личности студента на основе мобильного обучения через обращение к научным стратегиям креативной психологии и инновационной педагогики на основе учёта отечественного и международного научно-педагогического наследия;
• переход от массовых, коллективных форм обучения студентов к индивидуальным и мобильным на основе информационных технологий, к развитию психофизических способностей на основе самообразования, саморазвития и самосовершенствования. Организация педагогического процесса,
основанного на выявленных выше положениях, невозможна без научно обоснованного моделирования его как системы профессиональной подготовки, так и процесса формирования физической культуры личности студента. Моделирование процесса формирования физи-
ческои культуры личности студента на основе мобильного обучения в условиях профессионального образования осуществлялось посредством конструирования структурнои модели (см. схему).
Заключение. Структурная модель отражает систему специфической организации процесса образовательно-воспитательного процесса, центральным звеном которой становятся принципы, методологические подходы, педагогические условия и авторская методика, обеспечивающие формирование физической культуры личности будущих специалистов от низкого до высокого уровня по этапам исследования. Практическая реализация созданных в работе концепции и структурной модели, базирующихся на разработке теоретико-методологических основ исследования, будет способствовать решению проблемы, связанной с недостаточной двигательной активностью обучающихся в аспекте сохранения и укрепления их здоровья.
Литература
1. Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры.
- 1992. - № 5-6. - С. 15-18.
2. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 1. - С. 2-4.
3. Мухамитдинов Ф.Д. Физическая культура как социокультурный феномен / Ф.Д. Мухамитдинов // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 7. - С. 35-37.
4. Николаев Ю.М. От теории физического воспитания - к теории физической культуры в контексте формирования нового типа мышления / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 10. - С. 94-100.
5. Полынский Р.А. Внедрение инновационных технологий как условие увеличения числа занимающихся физической культурой и спортом / Р.А. Полынский, Н.В. Мозолевская, Ю.Н. Левыкин, Е.А. Полынская // Теория и практика физ. культуры.
- 2011.- № 9.- С. 37-39.
References
1. Lubysheva, L.I. On the concept of physical education of students / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1992. - № 5-6. - P. 15-18. (In Russian)
2. Lubysheva, L.I. Social and biological in physical culture in terms of methodological analysis / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1996. - № 1. - P. 2-4. (In Russian)
3. Mukhamitdinov, F.D. Physical Culture as a sociocultural phenomenon / F.D. Mukhamitdinov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2012. - № 7. - P. 35-37. (In Russian)
4. Nikolaev, Yu.M. From the theory of physical education - to the theory of physical culture in the context of formation of a new type of thinking / Yu.M. Nikolaev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury.
- 2012. - № 10. - P. 94-100. (In Russian)
5. Polynsky, R.A. Introduction of innovative technologies as a condition of increasing the number of people engaged in physical culture and sport / R.A. Polynsky, N.V. Mozolevskaya, Yu.N. Levykin, E.A. Polynskaya // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury.
- 2011. - № 9. - P. 37-39. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 10.04.2014 г.
14
№ 10 • 2014 Октябрь | October