Научная статья на тему 'Педагогическая подготовка будущих учителей физической культуры: возможности дистанционного обучения'

Педагогическая подготовка будущих учителей физической культуры: возможности дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / EXPERIMENTAL ANALYTICAL MODEL IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таринова Н.В.

The ever-increasing demands on the subject teacher of a secondary comprehensive school, including a physical education teacher, who has to deal with serious educational issues related to education, training and rehabilitation of schoolchildren, determine the increased requirements to university training. The ideology of innovative university learning is reproduced in the federal state educational standards of higher vocational training, which are based on the competence learning model. The concepts of competency and competence are the integrative evaluation criteria of the quality of vocational training. Nowadays creative personalities of broad views are in demand, capable to adapt to changes, able to identify the problem and find the best way to solve it and those who can interact with a child. In its turn, teacher’s professional competency is expressed via the unity of his theoretical and practical skills. Emphasizing the practical orientation of competencies, V.S. Lednyov, N.D. Nikandrov, M.V. Ryzhakov note that competence is a sphere of relations between knowledge and action in the human practice. Thus, the competence-based approach involves the significantly intensified practical orientation of education. The purpose of the study was to form a professional competence of would-be physical education teachers based on constructed experimental analytical learning model in pedagogics. The use of the experimental and analytical model that involves multiple divergent mutual conversions "theory-practice" and "practice-theory", as well as the potential of distance learning can significantly improve the quality of teaching pedagogics to full-time and correspondence students of the physical education department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая подготовка будущих учителей физической культуры: возможности дистанционного обучения»

УДК: 796.077.5

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

подготовка будуших учителей физической культуры: возможности дистанционного обучения

Н.В. Таринова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

TEACHER TRAINING OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS: DISTANCE LEARNING FACILITIES N.V. Tarinova

Perm state humanitarian pedagogical university, Perm Key words: professional competence, physical education department, pedagogics, experimental analytical model in conditions of distance learning. The ever-increasing demands on the subject teacher of a secondary comprehensive school, including a physical education teacher, who has to deal with serious educational issues related to education, training and rehabilitation of schoolchildren, determine the increased requirements to university training. The ideology of innovative university learning is reproduced in the federal state educational standards of higher vocational training, which are based on the competence learning model. The concepts of competency and competence are the integrative evaluation criteria of the quality of vocational training. Nowadays creative personalities of broad views are in demand, capable to adapt to changes, able to identify the problem and find the best way to solve it and those who can interact with a child.

In its turn, teacher's professional competency is expressed via the unity of his theoretical and practical skills. Emphasizing the practical orientation of competencies, V.S. Lednyov, N.D. Nikandrov, M.V. Ryzhakov note that competence is a sphere of relations between knowledge and action in the human practice. Thus, the competence-based approach involves the significantly intensified practical orientation of education.

The purpose of the study was to form a professional competence of would-be physical education teachers based on constructed experimental analytical learning model in pedagogics. The use of the experimental and analytical model that involves multiple divergent mutual conversions "theory-practice" and "practice-theory", as well as the potential of distance learning can significantly improve the quality of teaching pedagogics to fulltime and correspondence students of the physical education department.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, факультет физической культуры, педагогика, экспериментально-аналитическая модель в условиях дистанционного обучения.

Постоянно возрастающие требования к учителю-предметнику средней общеобразовательной школы, в том числе и к учителю физической культуры, которому приходится решать серьёзные педагогические проблемы, связанные с обучением, воспитанием и оздоровлением школьников, определяют повышение требований к процессу его подготовки в вузе.

Идеологию инновационного обучения в высшей школе отражают Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, основой которых является компетентностная модель обучения. Понятия компетентности и компетенции выступают интегратив-ными показателями оценки качества профессионального образования.

В свою очередь, профессиональная компетентность педагога выражается через единство его теоретической и практической готовности [3, 8]. Подчеркивая практическую направленность компетенций, В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков отмечают, что компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике [4]. Таким образом, компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования [2].

Вместе с тем, на наш взгляд, и сегодня актуально мнение О. А. Абдулиной, что главным недостатком подготовки нынешних выпускников является разрыв между теоретическими знаниями и навыками их практического использования, отсюда слабое владение практическими умениями и навыками [1].

Для педагога самое важное в профессиональной деятельности - это основанное на достижениях науки повышение эффективности практики воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

В современных условиях востребованы творческие личности с широким кругозором, способ-

ные адаптироваться к изменениям, умеющие распознавать проблему, находить оптимальные пути ее решения и уметь общаться с ребенком.

Цель исследования - формирование профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры на основе построения экспериментально-аналитической модели обучения педагогике.

Методика и организация исследования. Для

сбора информации был выбран метод тестирования. Исследование проведено в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ПГГПУ), в нем принимали участие студенты 3-го и 4-го курсов ПГГПУ отделений очного (34 студента) и заочного обучения (32 студента), обучающихся по программам специалитета для педагогических вузов. Всего участвовало 66 студентов факультета физической культуры.

Отметим, что на момент проведения исследования студенты 3-го курса очного отделения проходили пассивную практику в школе (посещали уроки учителей физической культуры). Студенты 4-го курса прошли педагогическую практику; некоторые студенты заочного отделения не только прошли практику, но и работали в школе.

Был проведен срез остаточных знаний с использованием двух диагностических методик: теста множественного выбора ответов - «теоретического» (разработка преподавателей кафедры педагогики ПГГПУ, электронный вариант), а также «гуманитарного» теста, включавшего задания, где необходимо было применить теорию для анализа описаний фрагментов педагогического процесса, для конструирования возможных вариантов развития ситуации, рассмотренной в качестве педагогической задачи, а также высказать свое суждение. Студенты 3-го курса (и дневного, и заочного отделений) не писали «теоретический» тест, так как на факультете физической культуры педагогика еще продолжает изучаться на 3-м курсе.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов исследования показал, что в целом студенты разных курсов выполняют «гуманитарный» тест и традиционный тест примерно на одном уровне (см. таблицу).

Студенты факультета физической культуры отличаются от других студентов тем, что они постоянно участвуют в соревнованиях разного уровня и, часто уезжая на сборы, пропускают занятия. Необходимо внести изменения в процесс обучения данных студентов, используя формы работы, характерные для заочно-дистанционного обучения.

Все ли дисциплины можно преподавать дистанционно? Например, педагогику?

Как показывает анализ научных публикаций, процесс обучения социо-гуманитарным дисциплинам, к которым относится педагогика, имеет следующие особенности:

• диалогический, проблемно-логический, рефлексивный подход к изложению теории;

• представление основных вопросов курса в контексте актуальных педагогических проблем, наличного и возможного опыта их разрешения;

• обращение к личному опыту изучающего педагогику, личностная ориентация обучения и личностный характер знаний;

• опора в большей мере на эмоциональную сферу личности, развитие в единстве нравственно-эмоциональной культуры и профессионального поведения будущего учителя;

• осуществление рефлексии на протяжении всего учебного процесса, на любых кратковременных этапах деятельности.

Практико-ориентированный характер науки «педагогика» проявляется в следующих особенностях ее преподавания как учебного предмета:

• необходимость владения студентом достаточным количеством: а) форм воспитательной и обучающей работы, б) алгоритмов взаимодействия с детьми (в плане управления организаторской деятельностью детей, коммуникации в разных ситуациях, включая конфликтные) - как условия успешного конструирования образовательного процесса в разных средах, с разным контингентом обучающихся;

• необходимость отработки профессионально значимых умений владения собственным психофизическим аппаратом;

• необходимость для будущих педагогов не только овладения базовыми знаниями и умениями в области педагогики, но и формирования собственной позиции по отношению к процессу образования школьников, приобретения опыта выражения собственной педагогической позиции в базовых формах профессиональной деятельности;

• взаимопроникновение теории и практики на каждом этапе освоения педагогики.

Именно поэтапное взаимопроникновение познавательной и практической педагогической дея-тельностей как дополнительных в работе современного педагога - саморазвивающейся личности является, в соответствии с концепцией и моделью экспериментально-аналитического обучения педагогике (Л. А. Косолапова), важнейшим условием подготовки современного учителя [6]. Так, опыт участия в педагогической деятельности (возможно, с позиции бывшего ученика) - условие выявления закономерности сначала в аудитории совместно с преподавателем, затем - все более самостоятельно, например при выполнении задания разработать и описать алгоритм собственных действий в повторяющейся ситуации педагогической практики. С другой стороны, изученные закономерности преобразуются в практическую деятельность: сначала путём рассуждений о возможных вариантах развития ситуации, ролевого разыгрывания фрагментов педагогического процесса, анализа с позиций педагогической теории видеоматериалов, чужого опыта, а затем - собственного.

Взаимопроникновению познавательной и практической педагогической деятельностей способствует введение микроисследований, выполняемых как в ходе

аудиторной работы для выявления на конкретном примере педагогических закономерностей, так и на педагогической практике студентов для эффективного достижения образовательного результата в работе с обучающимися. Система микроисследований выступает условием формирования исследовательских умений, стимулирует интерес к познанию педагогических явлений и обеспечивает, таким образом, становление исследовательской компетенции будущего учителя физической культуры [5].

Чем чаще будущий учитель использует собственный и чужой опыт для выявления педагогических закономерностей и чем раньше начнет применять получаемые знания на практике, тем больше у него возможностей для совершенствования, повышения уровня своей профессиональной готовности.

Введение в учебно-воспитательный процесс вуза системы практических заданий, задач, ситуаций, проблем позволяет формировать, отрабатывать у студентов практические умения и навыки, необходимые им в их дальнейшей работе. Применение при подготовке студентов ролевых игр, микроисследований и т. п. приводит к эффективному формированию профессионально значимых умений и навыков у будущих учителей.

Особенности процесса преподавания педагогики как гуманитарной науки в полной мере учитываются при дистанционном (для студентов дневного отделения в период командировок) и заочно-дистанционном обучении, специфику которого составляют:

• в технологическом компоненте - использование электронной почты, веб-камеры, что позволяет получать информацию быстро, систематично, удобно;

• в педагогическом компоненте - возможность организовать ежедневное индивидуальное общение преподаватель-студент, что особенно важно для реализации диалогического подхода к обучению, установления личностно-деловых взаимоотношений между преподавателем и студентом;

• в организационном компоненте - обеспечение эффективной обратной связи, выявление и отклик на возникающие затруднения.

В условиях заочно-дистанционного обучения возможно и эффективное применение модели экспериментально-аналитического обучения студентов педагогике, отличительная особенность которой состоит в использовании многообразия видов познавательной и практической педагогической деятельности для обеспечения многократных вариативных переходов «теория-практика» и «практика-теория».

Экспериментально-аналитическая модель в условиях заочно-дистанционного обучения в вузе реализуется с учетом принципов:

• многократно вариативного взаимоперехода педагогической теории и педагогической практики в процессе преподавания педагогики;

• адекватности процесса преподавания педагогики культурному, научному, социальному, личностному контексту;

• открытой образовательной среды;

• сочетания алгоритмизации и вариативности образовательного процесса;

• интерактивности, стимулирования самостоятельного мышления и деятельности студентов;

• индивидуализации и дифференциации педагогического сопровождения образовательного процесса.

Вывод. Использование экспериментально-аналитической модели, предполагающей многократные вариативные взаимопереходы «теория-практика» и «практика-теория», а также возможностей дистанционного обучения позволяет существенно повысить качество обучения педагогике студентов дневного и заочного отделений факультета физической культуры.

Литература

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина. - М.: Просвещение. 1990. - 141 с.

2. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 9. - С. 24.

3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 25.

4. Леднев В.С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков. - М., 2002.

5. Косолапова Л.А. Микроисследования как условие формирования исследовательской компетенции у будущих учителей физической культуры / Л.А. Косолапова, Н.В. Юняева // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 5. - С. 22-24.

6. Косолапова Л.А. Экспериментально-аналитическое обучение педагогике: концептуальная модель / Л.А. Косолапова // Российский научный журнал. - 2011. - № 2 (21). - С. 98-107.

7. Таринова Н.В. Условия повышения качества преподавания педагогики студентам-заочникам: экспериментально-аналитическая модель и возможности дистанционного обучения / Н.В. Таринова // Вестник Орловского государственного университета. - Орел: Федеральный научно-практический журнал. - 2012. - № 8. - С. 258-262.

8. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 24.

References

1. Abdullina, O.A. General teacher's training in the system of higher pedagogical training / O.A. Abdullina. - Moscow: Prosveschenie. 1990. - 141 P. (In Russian)

2. Bogolyubov, L.N. Basic social competences in the social science course / L.N. Bogolyubov // Prepodavanie istorii i obschestvoznaniya v shkole. - 2002. - № 9. - P. 24. (In Russian)

3. Zeer, E.F. Competence approach to modernization of professional education / E.F. Zeer, E.E. Symanyuk // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2005. - № 4. - P. 25. (In Russian)

4. Lednev, V.S. State educational standards in the system of general education: theory and practice / V.S. Lednev, N.D. Nikandorov, M.V. Ryzhakov. - Moscow, 2002. (In Russian)

5. Kosolapova, L.A. Microresearches as a condition of competence formation of would-be physical education teachers / L.A. Kosolapova, N.V. Yunyaeva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2009. - № 5. - P. 22-24. (In Russian)

6. Kosolapova,L.A. Experimental-analytical education in pedagogics: the conceptual model / L.A. Kosolapova // Rossiyskiy nauchny zhurnal. - 2011. - № 2 (21). - P. 98-107. (In Russian)

7. Tarinova, N.V. The conditions of improvement of the quality of teaching pedagogics to correspondence students: the experimental-analytical model and capacities of distance learning / N.V. Tarinova // Bulleten Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. - Orel: Federal'ny nauchno-prakticheskiy zhurnal. -2012. - № 8. - P. 258-262. (In Russian)

8. Tatur, Yu.G. Competence in the structure of the model of improvement of the quality of expert training / Yu.G. Tatur // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2004. - № 3. - P. 24. (In Russian)

Информация для связи с автором:

tarinovanv@mail.ru

Поступила в редакцию 23.08.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.