Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендерная культура / гендерный (эгалитарный) подход / средства хореографии (классический / историко-бытовой / народный / современный танец) / обучающиеся начальной школы / gender culture / gender (egalitarian) approach / means of choreography (classical / historical and everyday / folk / modern dance) / primary school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Г. Абакумова, О.А. Абакумов, В.С. Литвинова, Л.И. Столярчук

В данной статье рассматриваются вопросы формирования гендерной культуры обучающихся начальной школы различными средствами хореографии (классического, историко-бытового, народного и современного танца) в системе дополнительного образования образовательных организаций. Демонстрируется польза формирования гендерной культуры обучающихся начальной школы с точки зрения эффективности обучения детей социальной справедливости, гендерному равноправию в обществе будущего. Для этого в статье уточняется сущность гендерной культуры обучающихся начальной школы на занятиях хореографии. Обосновывается наиболее перспективный теоретический подход – гендерный (эгалитарный) – формирования гендерной культуры обучающихся начальной школы. Определяются средства хореографии, способствующие оптимальному достижению максимальной эффективности процесса формирования гендерной культуры обучающихся начальной школы. Таким образом, цель данного исследования ‒ освещение наиболее эффективных средств хореографии и выявление связи между ними при формировании гендерной культуры обучающихся начальной школы в системе дополнительного образования образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Г. Абакумова, О.А. Абакумов, В.С. Литвинова, Л.И. Столярчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GENDER CULTURE OF STUDENTS BY MEANS OF CHOREOGRAPHY

The article examines the issues of the formation of gender culture of primary school students by various means of choreography (classical, historical, folk and modern dance) in the system of additional education of educational organizations. The article demonstrates the benefits of forming a gender culture of primary school students from the point of view of the effectiveness of teaching children social justice, gender equality in the society of the future. To do this, the article clarifies the essence of the gender culture of primary school students in choreography classes. The author substantiates the most promising theoretical approach – gender (egalitarian) formation of the gender culture of primary school students. The means of choreography that contribute to the optimal achievement of the maximum effectiveness of the process of forming the gender culture of primary school students are determined. Thus, the purpose of this study is to highlight the most effective means of choreography and to identify the relationship between them in the formation of the gender culture of primary school students in the system of additional education of general education organizations.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ»

подготовки проведена в медицинском институте Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.

Анализ научной и методической литературы позволил выделить методические подходы к проектированию рабочей программы дисциплины «Математика» для обучения студентов медицинских специальностей вуза. Выявлен алгоритм определения содержания дисциплины в структуре проектируемой

Библиографический список

ОПОП ВО по специальности «Лечебное дело» для реализации контекстного обучения при усвоении дидактических единиц по математике студентами медицинского института вуза. Полученные в ходе исследования практические результаты могут быть использованы для разработки компонентов образовательных программ высшего образования, в том числе по стандартам нового поколения.

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Москва: ИЦ ПКПС, 2004.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета). Приказ Минобрнауки России от 9.02.2016 № 95. Available at: https://www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/310501.pdf

3. Зимняя И.А. Об инновациях в образовательном процессе (на примере компетентностно-ориентированной образовательной программы). Акмеология. 2009; № 1: 32-36.

4. Монахов В.М. Технологии проектирования методических систем с заданными свойствами. Высшее образование в России. 2011; № 6: 59-65.

5. Попов Н.И., Яковлева Е.В. Методические аспекты смешанного обучения математике студентов медицинских специальностей в вузе. Перспективы науки и образования. 2022; № 3 (57): 232-252.

6. Днепров С.А., Каткова А.Л. Визуализация в профессиональном образовании будущих медицинских работников в процессе перехода к доказательной медицине. Бизнес. Образование. Право. 2021; № 2 (55): 310-314.

7. Романова И.К. Современные методы визуализации многомерных данных: анализ, классификация, реализация, приложения в технических системах. Машиностроение и компьютерные технологии. 2016; № 3: 133-167.

8. Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучить всех по-разному? Москва: Владос-Пресс, 2005.

9. Попов Н.И. Фундаментализация университетского математического образования. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2021.

10. Попов Н.И. Управление качеством обучения в вузе в условиях фундаментализации математического образования. Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2012; № 1 (14):11-19.

References

1. Verbickij A.A. Kompetentnostnyjpodhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. Moskva: IC PKPS, 2004.

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 31.05.01 Lechebnoe delo (uroven' specialiteta). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 9.02.2016 № 95. Available at: https://www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/310501.pdf

3. Zimnyaya I.A. Ob innovaciyah v obrazovatel'nom processe (na primere kompetentnostno-orientirovannoj obrazovatel'noj programmy). Akmeologiya. 2009; № 1: 32-36.

4. Monahov V.M. Tehnologii proektirovaniya metodicheskih sistem s zadannymi svojstvami. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011; № 6: 59-65.

5. Popov N.I., Yakovleva E.V. Metodicheskie aspekty smeshannogo obucheniya matematike studentov medicinskih special'nostej v vuze. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2022; № 3 (57): 232-252.

6. Dneprov S.A., Katkova A.L. Vizualizaciya v professional'nom obrazovanii buduschih medicinskih rabotnikov v processe perehoda k dokazatel'noj medicine. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021; № 2 (55): 310-314.

7. Romanova I.K. Sovremennye metody vizualizacii mnogomernyh dannyh: analiz, klassifikaciya, realizaciya, prilozheniya v tehnicheskih sistemah. Mashinostroenieikomp'yuternye tehnologii. 2016; № 3: 133-167.

8. Hutorskoj A.V. Metodika lichnostno orientirovannogo obucheniya. Kak obuchit' vseh po-raznomu? Moskva: Vlados-Press, 2005.

9. Popov N.I. Fundamentalizaciya universitetskogo matematicheskogo obrazovaniya. Elec: EGU im. I.A. Bunina, 2021.

10. Popov N.I. Upravlenie kachestvom obucheniya v vuze v usloviyah fundamentalizacii matematicheskogo obrazovaniya. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Seriya: 'Ekonomika i upravlenie. 2012; № 1 (14):11-19.

Статья поступила в редакцию 07.04.23

УДК 371

Abakumova A.G., senior lecturer, Department of Choreography, Volgograd State Institute of Arts and Culture (Volgograd, Russia), E-mail: abakumovaag@mail.ru Abakumov O.A., senior lecturer, Department of Choreography, Volgograd State Institute of Arts and Culture (Volgograd, Russia), E-mail: abakumovaag@mail.ru Litvinova V.S., senior lecturer, Department of Choreography, Volgograd State Institute of Arts and Culture (Volgograd, Russia), E-mail: pashkal1tvinov@yandex.ru Stolyarchuk L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: lisgender-vspu@mail.ru

FORMATION OF GENDER CULTURE OF STUDENTS BY MEANS OF CHOREOGRAPHY. The article examines the issues of the formation of gender culture of primary school students by various means of choreography (classical, historical, folk and modern dance) in the system of additional education of educational organizations. The article demonstrates the benefits of forming a gender culture of primary school students from the point of view of the effectiveness of teaching children social justice, gender equality in the society of the future. To do this, the article clarifies the essence of the gender culture of primary school students in choreography classes. The author substantiates the most promising theoretical approach - gender (egalitarian) formation of the gender culture of primary school students. The means of choreography that contribute to the optimal achievement of the maximum effectiveness of the process of forming the gender culture of primary school students are determined. Thus, the purpose of this study is to highlight the most effective means of choreography and to identify the relationship between them in the formation of the gender culture of primary school students in the system of additional education of general education organizations.

Key words: gender culture, gender (egalitarian) approach, means of choreography (classical, historical and everyday, folk, modern dance), primary school students

A.Г. Абакумова, доц., ГОБУКВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры, г. Волгоград, E-mail: abakumovaag@mail.ru О.А. Абакумов, доц., ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»», г. Волгоград, E-mail: abakumovaag@mail.ru

B.С. Литвинова, доц., ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»», г. Волгоград, E-mail: pashkal1tvinov@yandex.ru

Л.И. Столярчук, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, E-mail: lisgender-vspu@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

В данной статье рассматриваются вопросы формирования тендерной культуры обучающихся начальной школы различными средствами хореографии (классического, историко-бытового, народного и современного танца) в системе дополнительного образования образовательных организаций. Демонстрируется польза формирования гендерной культуры обучающихся начальной школы с точки зрения эффективности обучения детей социальной справедливости, гендерному равноправию в обществе будущего. Для этого в статье уточняется сущность гендерной культуры обучающихся начальной школы на занятиях хореографии. Обосновывается наиболее перспективный теоретический подход - гендерный (эгалитарный) - формирования гендерной культуры

обучающихся начальной школы. Определяются средства хореографии, способствующие оптимальному достижению максимальной эффективности процесса формирования гендерной культуры обучающихся начальной школы. Таким образом, цель данного исследования - освещение наиболее эффективных средств хореографии и выявление связи между ними при формировании гендерной культуры обучающихся начальной школы в системе дополнительного образования образовательных организаций.

Ключевые слова: гендерная культура, гендерный (эгалитарный) подход, средства хореографии (классический, историко-бытовой, народный, современный танец), обучающиеся начальной школы

Актуальность представленной темы для рассмотрения в рамках данной статьи обосновывается тенденцией современного российского общества, ориентированной на принципы демократии, социальной справедливости, реализации прав человека, включая гендерное равноправие (Конституция РФ, Закон об образовании РФ), предоставляющие в официальных государственных документах равное право на образование как представителям мужского, так и женского пола, создание для этого благоприятных условий и широких возможностей, не ограничивающих обучающихся признаком пола. Но, несмотря на позитивную тенденцию в обществе, ее успешности препятствуют гендерные стереотипы обучающейся молодежи в виде устаревших обыденных представлений, передающихся из поколения в поколение о традиционно «женском» и «мужском», не учитывающих изменения, происходящие в современной жизни и образовании. Исследователи справедливо отмечают, что, «с одной стороны, заметна тенденция к увеличению числа вариантов гендерных трансформаций ...современной молодежи..., с другой - сохраняются паттерны воспроизводства мужественности и женственности, основанные на патриархатных асимметричных моделях и нормах., неадекватных современным условиям» [1, с. 33], и считают причиной распространения гендерных предрассудков и того, что в гендерных представлениях молодежи «перемежаются традиционные и эгалитарные взгляды на гендерные отношения» [1, с. 33], отсутствие целенаправленного формирования гендерной культуры обучающихся, начиная с начальной школы, из-за дефицита подготовки к эгалитарным (равноценным) отношениям между полами (Е.Н. Каменская, И.С. Клецина, О.И. Ключко, Л.И. Столярчук, Л.В. Штылева и др.).

Педагоги-практики на занятиях по хореографии (ГА. Закирова, О.Е. Иноземцева, П.В. Кузнецова, А.Н. Скрынник, Н.Ю. Трощенкова и др.) нередко продолжают работать «по старинке», строго дифференцируя девочек и мальчиков младшего школьного возраста по признаку пола, обучая девочек, только «женским» движениям, а мальчиков - только «мужским», обосновывая это тем, что «занятия танцем развивают выносливость, что важно для мальчиков; изящность и выразительность - необходимые для девочек» [2]. Данная позиция на занятиях хореографии, основанная на традиционном противопоставлении танцевальной лексики отдельно для девочек и отдельно для мальчиков, противоречит современным тенденциям гендерных отношений в обществе, т. к. сегодня требуется сближение женского и мужского, а не их противопоставление. Действительно ценно, что занятия хореографией развивают выносливость у мальчиков. Но в современной жизни выносливость не менее важна и девочкам, будущим женщинам, в семье и профессии. У современных мужчин не менее востребованы выразительность и элегантность, которые окружающие хотят видеть не только у женщин, но и у мужчин наряду с традиционными привычными «мужскими» качествами. На занятиях педагоги-хореографы, продолжая обучать мальчиков и девочек традиционно «мужской» и «женской» танцевальной лексике, не учитывают социальные, гендерные трансформации в современном обществе, меняющие нормы поведения и взаимоотношений мужчин и женщин, которые востребованы образовательной практикой и самой жизнью, но не находят должного отражения на занятиях с младшими школьниками, что потребовало пересмотра средств хореографии при формировании гендерной культуры обучающихся и обусловило определение цели исследования данной статьи - освещение эффективных средств хореографии и выявление связи между ними при формировании гендер-ной культуры обучающихся начальной школы в системе дополнительного образования образовательных организаций.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- уточнить сущность гендерной культуры обучающихся начальной школы на занятиях хореографии;

- обосновать наиболее перспективный теоретический подход к формированию гендерной культуры обучающихся начальной школы;

- выявить средства хореографии, способствующие оптимальному достижению максимальной эффективности процесса формирования гендерной культуры обучающихся начальной школы в системе дополнительного образования образовательных организаций.

При подготовке статьи авторами были использованы такие методы исследования, как рефлексия собственного педагогического опыта и изучение трудов педагогов-практиков по хореографии и педагогов-исследователей, рассматривающих вопросы по тематике формирования гендерной культуры обучающихся.

Научная новизна статьи заключается в обновлении средств хореографии посредством придания им гендерной ориентированности и расширения спектра индивидуальных возможностей танцоров, способствующих эффективному формированию гендерной культуры обучающихся начальной школы в системе дополнительного образования.

Теоретическая значимость состоит в уточнении сущности гендерной культуры обучающихся начальной школы на занятиях хореографии и обосновании

наиболее перспективного теоретического гендерного (эгалитарного) подхода в ее формировании.

Практическая ценность исследования заключается в возможности использования полученных результатов педагогами-хореографами в системе дополнительного образования с точки зрения достижения максимальной эффективности процесса формирования гендерной культуры обучающихся начальной школы.

Для уточнения сущности гендерной культуры обучающихся начальной школы на занятиях хореографии мы обратились к требованиям ФГОС НОО, в которых подчеркивается важная миссия начальной школы - при освоении основной образовательной программы наряду с метапредметными и предметными результатами обучающимся необходимо создание условий для получения личностных результатов, среди которых «доброжелательность», «уважительное отношение», «навыки сотрудничества», «умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций» [3]. Перечисленные характеристики взаимоотношений девочек и мальчиков, по сути, отражают смысл гендерной культуры младших школьников. Современные российские ученые (М.А. Ерофеева, О.И. Ключко, А.А. Чекалина и др.) при определении сущности гендерной культуры выделяют в качестве приоритета «уважение и партнерство» во взаимоотношениях полов [4, с. 65], «непредвзятое, уважительное отношение к сверстникам обоего пола, без превосходства одного пола над другим» [5, с. 151].

Анализ работ ученых, посвященных гендерной культуре обучающихся, и результаты нашего исследования позволили уточнить сущность гендерной культуры обучающихся начальной школы на занятиях по хореографии, которое мы сформулировали как целостное динамическое образование личности младшего школьника, включающее умение мыслить хореографическими образами, свободными от гендерных стереотипов; ценностное отношение к гендерным взаимоотношениям на основе партнерства в танце; гендерное поведение, основанное на стремлении к творческой самореализации индивидуальности обоих полов как субъектов эгалитарных взаимоотношений.

В связи с тем, что начальная школа обладает педагогическими возможностями формирования гендерной культуры на занятиях хореографии в системе дополнительного образования образовательных организаций, нами были организованы следующие типы взаимоотношений младших школьников: со сверстниками своего пола, со сверстниками другого пола, с взрослыми своего и другого пола, начиная с различных упражнений, например, «Карандаш и Резинка» - обучение взаимодействию разнополых учащихся. Карандаш рисует различные рисунки: «Аист», «Улитка», «Слон» и другие, которые дети изображают, а Резинка перекатом по полу докатывается до рисунков и, дотронувшись до них и «стерев», откатывается назад. Карандаш и Резинка ссорятся. Затем Карандаш пытается договориться с Резинкой - просит стирать ее только ошибочные или неудачные рисунки. Договориться удается. Резинка перестает «вредить», а только исправляет ошибочные рисунки, изображаемые детьми. Карандаш и Резинка, перестав ссориться, начинают делать только то, что умеет хорошо делать каждый из них, и обмениваются своими умениями. Рисунки получаются творческие, яркие и интересные, а Карандаш и Резинка становятся друзьями и партнерами. Хореографические постановки «Первоклассники», «Дразнилки» помогли детям посредством «проигрывания удачного и неудачного» хореографического взаимодействия со сверстниками и взрослыми своего и другого пола накопить личностный опыт установления различных траекторий конструктивных и деструктивных гендерных взаимоотношений в позитивных дружеских финалах танцев.

Результаты проведенного исследования на занятиях хореографии с детьми младшего школьного возраста показали, что одним из эффективных теоретических подходов формирования гендерной культуры обучающихся является гендерный (эгалитарный) подход с ведущей идеей гендерного равенства в отличие от традиционного, дифференцированного по признаку пола подхода, ограничивающего девочек традиционно «женскими», а мальчиков - традиционно «мужскими» движениями. Исследования последних лет «фиксируют трансформацию гендерных ролей современных мужчин и женщин, расширение спектра их типичного поведения» [4, с. 65] как развитие демократических ценностей, важных для индивидуальности и современного общества в целом, относящиеся к признакам современного гендерного (эгалитарного) подхода, перспективного при построении отношений между полами.

Гендерный (эгалитарный) подход позволяет отойти от стереотипов, расширить диапазон танцевальной лексики на занятиях хореографии с младшими школьниками, исходя из индивидуальных особенностей начинающих танцоров, их способностей и талантов, не ограниченных традиционно «мужскими» и традиционно «женскими» танцевальными па. Однако такие исследования и педагогический опыт единичны; а в основном у педагогов-хореографов продолжается тяготение к положениям устаревшего дифференцированного по признаку пола подходу, теоретически и практически препятствующего занятиям девочек и мальчиков, реализации их реальных хореографических возможностей.

Переход педагогами-хореографами от педагогической теории дифференцированного по признаку пола подхода к гендерному (эгалитарному) способствует обновлению воспитательного процесса, эффективному формированию гендерной культуры обучающихся начальной школы на занятиях хореографии. Совместные занятия девочек и мальчиков, обретающие гендерную ориентированность, важную для создания равноценных условий, способствуют партнерским, дружеским взаимоотношениям.

Разработка гендерно ориентированных программ по хореографии на основе гендерного (эгалитарного) подхода эффективно способствует формированию гендерной культуры обучающихся начальной школы в практике дополнительного образования, характеризующихся равноправными, партнерскими взаимоотношениями в совместных занятиях мальчиков и девочек танцем, ориентированных на индивидуальную хореографическую самореализацию.

К средствам хореографии, способствующим оптимальному достижению максимальной эффективности процесса формирования гендерной культуры обучающихся начальной школы в системе дополнительного образования общеобразовательных организаций, мы относим классический, историко-бытовой, народный и современный танцы, включенные в разработанную нами инновационную авторскую гендерно ориентированную программу «Хореография». Смысл гендерной ориентированности программы состоит в обновлении смысла взаимосвязи средств хореографии. Знакомя младших школьников вначале с элементами традиционного классического историко-бытового народного танца, мы акцентируем внимание обучающихся на строгой дифференциации движений по признаку пола («мужской» и «женский»), обусловленного социальными условиями, в которых происходило зарождение и развитие этих танцев, в соответствии с нормами мужского доминирования во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами на протяжении веков. И затем, в ходе обучения современному танцу, расширяем диапазон хореографических возможностей обучающихся, не ограничивая их гендерными стереотипами, исходя из их индивидуальных особенностей и педагогической реальности.

Знакомясь с элементами «классического танца» (plié - приседание; battment tandy - скольжение по полу носком стопы; gete - бросок; fondy - мягкое плавное движение по позициям и др.), обучающиеся узнают, что «классическим» танец стал так называться в конце XIX века, придя на смену названиям «серьезный», «благородный», зародившийся в XV-XVI веках в Италии, получивший своё дальнейшее развитие XVI- XVII веках во Франции и других странах. Но тогда его танцевали только мужчины. С развитием классического танца и участием в нем женщин, классический танец из придворного балета превратился в театральный, специально оформленный для сцены, исполняемый подготовленными танцовщиками обоего пола. В России классический танец появился в XVIII веке. В танце, который стал называться классическим, мужчины исполняли мужские, а женщины - женские партии. Мужские партии, особенно «поддержки», были силовыми, подчеркивали мужскую силу и стать, а «женские» отличались легкостью, грациозностью и нежностью.

В ходе знакомства младших школьников с историко-бытовым танцем они узнают о том, что историко-бытовой танец появился XV-XVI веках как салонный, так как публика на балах хотела активно развлекаться, танцевать, а не только смотреть, как танцуют профессиональные танцовщики балета. Историко-быто-вой танец (менуэт - старинный французский танец, манерный, медленный, с большим количеством перестроений; полонез - медленный польский танец-шествие для открытия торжеств и праздников под фанфарную музыку; аллеманда -массовый немецкий танец, когда пары становятся в колонну и двигаются в такой фигуре по залу под спокойную или среднеспокойную музыку; вольта - старинный парный итальянский танец с быстрым или умеренно быстрым музыкальным темпом и др.) исполнялись аристократами на балах и различных торжествах, сохранив традиции классического танца, но более простого технически. Мужские партии отличались галантностью кавалеров, а женские - жеманством, манерностью дам. Изучение историко-бытового танца помогает школьникам понять нормы поведения, культуру взаимоотношений мужчин и женщин в различные эпохи, отдать дать уважения культуре предшествующих поколений.

Знакомство младших школьников с народным танцем как древнейшей формой народного творчества (от ритуальных танцев до народных празднеств) помогает обучающимся узнать, что народный танец отражает движения и жесты людей, связанные с их трудовой деятельностью (земледелие, охота, животноводство, различные ремесла), бытом, окружающей природой, эмоциональными впечатлениями, воинственностью и любовью. Народные танцы имеют национальный характер и традиции, передающиеся в координации движений, пластике, лексике, сочетающейся с музыкой. За каждой страной закрепился свой народный танец как национальный символ (в России - «Хоровод» (массовый), «Плясовая» (групповая, парная, сольная); на Украине - «Гопак» (групповой танец с мужскими трюками)», «Казачок» (сольный юношеский танец с трюками); в Белоруссии - «Бульба» (для девушек), «Лявониха» (парный для мужчин и женщин); на Кавказе - «Лезгинка» (парный, подчеркивающий грациозность женщины и силу и страсть мужчины), «Картули» (парный танец на расстоянии, подчеркивающий скромность женщины и романтичность и силу мужчины); в Испании - «Фламенко» (страсть, противоборство мужского и женского), «Хота» (женский, парный, групповой задорный танец с кастаньетами и подскоками); в Италии - «Тарантелла» (парный, групповой с бубнами и подскоками), «Сальтарелло» (карнаваль-

ный танец на подскоках) и др.). С народными танцами мы знакомим младших школьников с помощью видеопросмотров и разучиваем наиболее понравившиеся детям элементы, комбинации и постановки. Младшие школьники узнают, что первоначально народные танцы не исполнялись для зрителей, поскольку в них принимали участие все желающие как танцоры. На сцену народные танцы были выведены в конце XIX - начале XX века, которые стали исполнять профессиональные хореографические коллективы, представляя культуру своего народа на мировой сцене.

Результаты проведенного исследования на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста показали, что одним из эффективных средств формирования гендерной культуры обучающихся является современный танец, отвечающий запросами времени. Наряду с изучением движений, дифференцированных по признаку пола (в классическом, историко-бытовом, народном) мы предлагаем изучение движений современного танца с техникой танца «Кон-темпорари» (первоначально обозначающего «современные тенденции в искусстве»), сокращенно «Контемп». Философия «Контемпорари» по своим мировоззренческим позициям близка идее гендерного равенства, направленностью на свободу индивидуальности и ее творчество, поэтому мы ориентировали младших школьников на реализацию «индивидуальных возможностей, не ограничивая их патриархальными представлениями о мужском и женском» [5, с. 148-149]. Мы предлагали девочкам в лексический танцевальный материал добавлять элементы, требующие развития силовых качеств и выносливости, хотя традиционно их выполняли только мальчики. Девочкам удалось справиться со сложными акробатическими и гимнастическими элементами, и они были горды собой. Мальчикам были предложены элементы новой пластики, которые традиционно выполняли только девочки. Наши ожидания оправдались, и элементы, требующие хорошей растяжки, гибкости оказались под силу физическим возможностям мальчиков и не вызвали у них психологического отторжения. Обучающиеся выполняли универсальные движения (не диффернцированные по признаку пола) весело и охотно, учились выражать себя в танцевальных движениях и хореографических образах, вторя природе под музыку, чувству ритма и ощущению музыки, сочетающемуся с хореографией. Мы давали задания младшим школьникам обратиться к ранее изученной ими лексике классического, историко-бытового и народного танцев и, проявив творчество, придумать «осовремененные» танцевальные движения по технике «Контемп» (например, в стиле фолк-модерн, диско, хип-хоп и др.), синтезируя движения, совмещая традиционно «несовместимое». Из наиболее удачных «находок» создавались коллективные хореографические композиции с трюками солистов.

Придание средствам хореографии гендерной ориентированности эффективно обеспечивает формирование гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографией, расширяет их гендерный хореографический диапазон, свободный от гендерных стереотипов, позволяет использовать девочкам и мальчикам индивидуально разнообразную танцевальную лексику, не связанную с традиционными половыми ограничениями, а исходит из индивидуальных интересов и хореографических физических и технических возможностей, обеспечивая новаторский художественно-эстетический результат, создавая эгалитарную креативную среду для применения индивидуальных, парных, групповых и коллективных танцевальных композиций, создающих индивидуальные хореографические образы, способствующие формированию партнерских дружеских отношений младших школьников.

Формирование гендерной культуры обучающихся начальной школы средствами хореографии (классического, историко-бытового, народного и современного танца) на основе гендерно ориентированной программы «Хореография» в системе дополнительного образования образовательных организаций с точки зрения ее эффективности расширяет гендерный хореографический диапазон школьников, свободный от гендерных стереотипов, учит социальной справедливости, гендерному равноправию в обществе будущего.

Уточнена сущность гендерной культуры обучающихся начальной школы на занятиях хореографией как целостного динамического образования личности младшего школьника, включающего умение мыслить хореографическими образами, свободными от гендерных стереотипов; ценностное отношение к гендер-ным взаимоотношениям на основе партнерства в танце; гендерное поведение, основанное на стремлении к творческой самореализации индивидуальности обоих полов как субъектов эгалитарных взаимоотношений.

Гендерный (эгалитарный) подход с ведущей идеей гендерного равенства является эффективным теоретическим подходом к формированию гендерной культуры обучающихся на занятиях хореографией (в отличие от традиционного, дифференцированного по признаку пола подхода, ограничивающего девочек только «женскими», а мальчиков только «мужскими» движениями), создает благоприятные условия для самореализации хореографических возможностей младших школьников.

Представленный материал будет полезен и эффективен не только при обучении детей хореографии в связи с тем, что применение гендерного (эгалитарного) подхода с ведущей идеей гендерного равенства является эффективным теоретическим подходом к формированию гендерной культуры обучающихся на занятиях различной направленности в системе дополнительного образования, т. к. снимает традиционные гендерные ограничения на любой вид детского творчества и наиболее полно раскрывает способности и таланты детей обоего пола.

Придание средствам хореографии гендерной ориентированности эффективно обеспечивает формирование гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографией и представляется, на наш взгляд, перспективным, поскольку расширение гендерного хореографического диапазона обучающихся позволяет индивидуально использовать девочкам и мальчикам разнообразную танцевальную лексику, исходя из индивидуальных интересов

Библиографический список

и хореографических физических и технических возможностей детей. Обновленные средства хореографии обеспечивают новаторский художественно-эстетический результат, создают эгалитарную креативную среду для применения индивидуальных, парных, групповых и коллективных танцевальных композиций, способствующих формированию партнерских дружеских отношений младших школьников.

1. Ключко О.И. Гендерные трансформации в социализации и ментальности российской молодежи. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2018; № 1 (25): 29-35.

2. Кузнецова П.В. Гендерный подход в обучении детей на уроках хореографии (ГБОУ школа № 326, № 253 г. Санкт-Петербург). Available at: http://www.horeograf.com/ publikacii/gendernyj-podxod-v-obuchenii-detej-naurokax-xoreografii.html

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357. Available at: https://fgos.ru

4. Ключко О.И., Чекалина А.А., Иоффе Е.В., Ерофеева М.А., Сухарева Н.Ф., Самосадова Е.В. Гендерные трансформации в представлениях российской студенческой молодежи. Женщина в российском обществе. 2020; № 1: 55-69.

5. Столярчук Л.И., Вырщиков А.Н., Соловцова И.А. Гендерные трансформации в социализации обучающихся. Теоретические основы воспитания и социализации в современной школе: монография. Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2018: 140-165.

References

1. Klyuchko O.I. Gendernye transformacii v socializacii i mental'nosti rossijskoj molodezhi. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki. 2018; № 1 (25): 29-35.

2. Kuznecova P.V. Gendernyjpodhod v obuchenii detej na urokah horeografii (GBOU shkola № 326, № 253 g. Sankt-Peterburg). Available at: http://www.horeograf.com/publikacii/ gendernyj-podxod-v-obuchenii-detej-naurokax-xoreografii.html

3. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 26.11.2010 № 1241, ot 22.09.2011 № 2357. Available at: https://fgos.ru

4. Klyuchko O.I., Chekalina A.A., loffe E.V., Erofeeva M.A., Suhareva N.F., Samosadova E.V. Gendernye transformacii v predstavleniyah rossijskoj studencheskoj molodezhi. Zhenschina v rossijskom obschestve. 2020; № 1: 55-69.

5. Stolyarchuk L.I., Vyrschikov A.N., Solovcova I.A. Gendernye transformacii v socializacii obuchayuschihsya. Teoreticheskie osnovy vospitaniya isocializacii vsovremennojshkole: monografiya. Volgograd: Nauchnoe izdatel'stvo VGSPU «Peremena», 2018: 140-165.

Статья поступила в редакцию 18.04.23

УДК 37.047

Bazayeva F.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: fubazaeva@mail.ru

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF UNIVERSITY STUDENTS: CRITERIA AND INDICATORS AS FACTORS OF INDEPENDENT PLANNING OF CAREER GOALS. University students approaching the end of their academic journey begin to think about their professional goals and career choices. They spend a lot of time researching vacancies and considering various options for additional education in order to increase their competitiveness in the labor market. Professional self-determination of university students is a key stage in the life of a student, which helps them better understand themselves, their abilities, interests and choose the most suitable profession. Studies show that professional self-determination should be continuous and staged, is a responsible decision on which their future life will depend. The article discusses the criteria and indicators of professional self-determination of university students. The author notes that the process of choosing a profession depends not only on personal preferences, but also on external factors and psychological readiness of the student. Various methods are used to assess the level of professional self-determination, such as questionnaires, tests and interviews. It is important not only to conduct a one-time assessment, but also to periodically monitor the student's progress. The expediency of including assessment, support and professional self-determination in the university curriculum is indicated.

Key words: professional self-determination, profession, choice of profession, higher education, career, planning, criteria for self-determination

Ф.У. Базаева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: fubazaeva@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАК ФАКТОРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ЦЕЛЕЙ

Студенты университетов, подходящие к концу своего академического пути, начинают задумываться о своих профессиональных целях и выборе карьеры. Они проводят много времени, изучая вакансии и рассматривая различные варианты дополнительного образования, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Профессиональное самоопределение студентов университета является ключевым этапом в их жизни, который помогает им лучше понять себя, свои способности, интересы и выбрать наиболее подходящую профессию. Исследования показывают, что профессиональное самоопределение должно быть непрерывным и стадиальным, является ответственным решением, от которого будет зависеть их дальнейшая жизнь. В статье обсуждаются критерии и показатели профессионального самоопределения студентов университета. Автором отмечено, что процесс выбора профессии зависит не только от личных предпочтений, но и от внешних факторов и психологической готовности студента. Для оценки уровня профессионального самоопределения используются различные методы, такие как анкеты, тесты и интервью. Важно не только провести однократную оценку, но и периодически мониторить прогресс студента. Указана целесообразность включения оценки и поддержки профессионального самоопределения в программу обучения университета.

Ключевые слова: студент, профессиональное самоопределение, профессия, выбор профессии, высшее образование, карьера, планирование, критерии самоопределения

Система высшего образования является ключевой в формировании современного специалиста, который обладает компетенциями, соответствующими требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества. В настоящее время для сохранения экономической, политической и культурной автономии, а также для содействия развитию общества в целом важно, чтобы страна имела развитую систему высшего образования. Именно обучение в университете является базовым этапом у человека в контексте профессионального самоопределения. В этот период студенты имеют возможность

изучить свои интересы и способности, принять обоснованные решения о своем карьерном пути и получить необходимые знания и навыки для достижения успеха в выбранной области.

Однако получение высшего образования - это только начало процесса обучения на протяжении всей жизни. В быстро меняющейся и постоянно развивающейся рабочей среде профессионалы должны неизменно обновлять свои навыки и знания, чтобы оставаться конкурентоспособными и актуальными в своих областях. Система высшего образования должна быть направлена на дости-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.