Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура личности / компоненты физической культуры / спортизация / спортивно-ориентированное физическое воспитание / внеурочная деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федин Никита Алексеевич, Бакалу Александру, Якимова Елена Алексеевна

В статье рассматриваются возможности формирования физической культуры школьников на основе спортивно-ориентированного физического воспитания. Отмечается, что реализация методики формирования физической культуры на основе спортизации физического воспитания обеспечивает значительный прирост показателей мотивационного, информационного, физического и операционного компонентов и способствует переводу физической культуры личности большинства обучающихся на более высокий уровень развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федин Никита Алексеевич, Бакалу Александру, Якимова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»



ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Федин Никита Алексеевич, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: fed267@yandex.ru Бакалу Александру, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск E-mail: jakimovalena@mail.ru Якимова Елена Алексеевна, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск E-mail: jakimovalena@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования физической культуры школьников на основе спортивно-ориентированного физического воспитания. Отмечается, что реализация методики формирования физической культуры на основе спортизации физического воспитания обеспечивает значительный прирост показателей мотивационного, информационного, физического и операционного компонентов и способствует переводу физической культуры личности большинства обучающихся на более высокий уровень развития.

Ключевые слова: физическая культура личности, компоненты физической культуры, спортизация, спортивно-ориентированное физическое воспитание, внеурочная деятельность.

Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающее укрепление физического и нравственного здоровья, умственной и физической работоспособности детей, подростков и молодежи. Данная задача может быть решена только на основе масштабного развертывания инновационных процессов в системах массового физического воспитания и детско-юношеского спорта при использовании теоретически обоснованных и экспериментально апробированных новейших педагогических технологий, обеспечивающих модернизацию форм и содержания физического воспитания подрастающего поколения новой России [5].

Одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания является применение личностно-ориентированного подхода при определении содержания и структуры физкультурного образования [1].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

В этой связи теоретико-технологическое обоснование необходимости модернизации системы физического воспитания в школе и ее построение на принципах и положениях личностно-ориентированного подхода является важной научной и практической задачей. Вместе с тем, анализ литературы показывает, что в теории и практике физического воспитания существует недостаточное число экспериментальных исследований по совершенствованию организации школьной системы физической культуры, учитывающей спортивные интересы и индивидуальные особенности физического развития и двигательной подготовленности учащихся [3; 4].

Изложенное выше обусловило проведение нами исследования по разработке и экспериментальному обоснованию методики личностно-ориентированного формирования физической культуры личности школьников на основе спортизации процесса физического воспитания.

Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «СОШ № 36» и МОУ «СОШ № 28» г.о. Саранск. Формирование физической культуры представителей КГ осуществлялось на основе реализации традиционных подходов к физическому воспитанию в соответствии с Комплексной программой физического воспитания (2011) [2].

Во внеурочное время для школьников данной группы было организовано проведение секционных занятий по общей физической подготовке 3 раза в неделю (без учета заинтересованности обучающихся в конкретном виде спорта).

Формирование физической культуры представителей ЭГ осуществлялось по предложенной нами экспериментальной методике, основанной на спортизации физического воспитания. Школьники данной группы, так же, как и их сверстники из КГ, посещали обязательные уроки физической культуры.

В начале учебного года обучающимся, составившим ЭГ было предложено выбрать вид физкультурно-спортивной деятельности для углубленного изучения во внеучебное время. С учетом особенностей, имеющихся в МОУ «СОШ № 28», предлагались две спортивные специализации - спортивные игры и легкая атлетика. В результате специализацию «спортивные игры» (волейбол) выбрали 15 человек (7 мальчиков и 8 девочек), «легкая атлетика» - 10 человек (6 мальчиков и 4 девочки). Поскольку в нашем исследовании не ставилось цели изучить специфику воздействия занятий конкретным видом спорта на организм занимающихся, представители различных специализаций в последующем составили одну экспериментальную группу. Учебно-тренировочные занятия в сформированных группах, так же, как и у представителей КГ, проводились 3 раза в неделю. Проводили занятия учителя физической культуры, специализирующиеся в данном виде физкультурно-спортивной деятельности и обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности. Представители экспериментальных групп, по возможности, принимали участие во всех внутришкольных и межшкольных соревнованиях, проводимых в городе.

На начальном (сентябрь 2023 г.) и на завершающем (май 2024 г.) этапах педагогического эксперимента у представителей КГ и ЭГ осуществлялась оценка

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

уровня сформированности физической культуры личности по следующим показателям: интерес к физической культуре и к урокам физической культуры (мотивационный компонент); знания по предмет у «Физическая культура» (информационный компонент); уровень развития физических качеств (физический компонент); организационно-методические умения (операционный компонент).

В таблице 1 представлено распределение школьников КГ и ЭГ по уровням сформированности общей физической культуры личности на начальном этапе педагогического эксперимента.

Таблица 1

Уровень развития общей физической культуры личности представителей КГ и ЭГ на начальном этапе педагогического эксперимента

Общий уровень развития физической культуры личности КГ, 28 чел. ЭГ, 25 чел.

чел. % чел. %

Высокий уровень (творческий) 3 10,7 3 12,0

Уровень выше среднего (оптимизации) 6 21,4 5 20,0

Средний уровень (репродуктивный) 12 42,9 11 44,0

Низкий уровень (нулевой) 7 25,0 6 24,0

Установлено, что на начальном этапе исследования большинство испытуемых КГ и ЭГ характеризовались средним уровнем развития физической культуры личности (42,9 % и 44,0 % соответственно). Примерно каждый десятый школьник из обеих групп отличался высоким уровнем развития физической культуры (10,7 % в КГ и 12,0 % в ЭГ). Доля испытуемых с низким уровнем физической культуры личности составляла около 1/4 от общего количества участников эксперимента - 25,0 % в КГ и 24, % в ЭГ. Чуть меньшая доля приходилась на школьников, уровень физической культуры личности которых оценивался выше среднего (21,4 % в КГ и 20,0 % в ЭГ).

Повторное тестирование показателей сформированности физической культуры личности, проводившееся на завершающем этапе педагогического эксперимента обнаружило изменения, степень выраженности которых у представителей КГ и ЭГ оказалась различной.

Так, детальное изучение мотивационного компонента физической культуры показало, что к моменту завершения педагогического эксперимента у представителей КГ, занимавшихся физической культурой в рамках традиционного подхода к физическому воспитанию, произошло достоверное снижение интереса к физической культуре (на 8,3 %). Данный факт объясняется тем, что в этом возрасте занятия физической культурой постепенно становятся для школьников менее интересными и эмоционально непривлекательными.

У представителей ЭГ в течение педагогического эксперимента наблюдалась противоположная тенденция: повторное тестирование обнаружило повышение интереса к физической культуре на 8,7 %. Следовательно, при практической реализации экспериментальной методики формирования

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

физической культуры личности на основе спортизации физического воспитания создаются более благоприятные условия для создания положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

По показателю общего уровня интереса к урокам физической культуры в динамике показателя сформированности мотивационного компонента физической культуры личности выявлены аналогичные изменения. Так, в КГ отношение школьников к урокам физической культуры к концу учебного года значительно ухудшилось (снижение показателя на 4,0 %), что может быть связано с постепенным взрослением школьников и предъявлением с их стороны повышенных требований к содержанию и организации уроков - проведение уроков в традиционной форме их уже не устраивает.

На завершающем этапе экспериментального исследования школьники ЭГ значительно превосходили своих сверстников из КГ по уровню сформированности интереса к физической культуре в целом (на 13,6 %) и к урокам физической культуры в частности (на 8,3 %).

Анализ результатов повторного тестирования качества усвоения знаний по предмету «Физическая культура» выявил, что за период проведения педагогического эксперимента произошло статистически достоверное повышение данного показателя как в КГ, так и в ЭГ. Однако, несмотря на положительные изменения, обнаруженные у представителей обеих сформированных нами групп, у школьников ЭГ повышение уровня сформированности информационного компонента физической культуры личности проявилось в гораздо большей степени (на 45,0 %), по сравнению со школьниками КГ (на 21,5 %).

Межгрупповое сравнение показателей качества усвоения знаний по предмету «Физическая культура» на завершающем этапе педагогического эксперимента позволило нам выявить превосходство обучающихся ЭГ над их сверстниками из КГ (в среднем на 21,1 %)

Результаты повторного тестирования показателей физической подготовленности школьников КГ и ЭГ свидетельствовали об их качественном изменении к завершению учебного года (таблица 2).

В частности, обнаружено, что у школьников КГ достоверное повышение уровня физической подготовленности в течение педагогического эксперимента произошло по четырем показателям из шести.

В то же самое время, у школьников ЭГ обнаруженное на протяжении педагогического эксперимента изменение уровня физической подготовленности оказались статистически достоверным по всем определяемым показателям, как у мальчиков, так и девочек.

Средний прирост показателей физической подготовленности на завершающем этапе педагогического эксперимента составил: в КГ - 12,7 % (у мальчиков - 17,1 %, у девочек - 8,3 %), в ЭГ - 27,3 (у мальчиков -37,3 %, у девочек - 17,2 %).

123

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности (физического компонента физической культуры личности) у представителей КГ и ЭГ (балл)

№ п/п Наименование показателя Группа М±т Р

исх. | кон.

М а л ь ч и к и

1 Бег 30 м, с КГ 5,5±0,36 5,3±0,34 >0,05

ЭГ 5,6±0,39 5,1±0,31 <0,05

Р >0,05 >0,05

2 Челночный бег 3х10 м, с КГ 8,9±0,82 8,5±0,71 >0,05

ЭГ 9,0±0,74 8,2±0,72 <0,05

Р >0,05 >0,05

3 Прыжок в длину с места, см КГ 175,6±13,21 197,8±13,52 <0,05

ЭГ 174,1±11,92 208,4±12,44 <0,05

Р >0,05 >0,05

4 6-минутный бег, м КГ 1212,3±89,14 1356,2±65,11 <0,05

ЭГ 1229,1±78,41 1446,1±59,14 <0,05

Р >0,05 >0,05

5 Наклон туловища вперед из положения стоя, см КГ 5,3±0,69 6,2±0,65 <0,05

ЭГ 5,3±0,53 7,5±0,55 <0,05

Р >0,05 <0,05

6 Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз КГ 3,4±0,76 5,2±0,71 <0,05

ЭГ 3,3±0,82 7,5±0,65 <0,05

Р >0,05 <0,05

Д е в о ч к и

1 Бег 30 м, с КГ 6,1±0,31 5,6±0,39 <0,05

ЭГ 6,2±0,29 5,2±0,41 <0,05

Р >0,05 <0,05

2 Челночный бег 3х10 м, с КГ 9,3±0,73 9,0±0,59 >0,05

ЭГ 9,3±0,84 8,6±0,61 <0,05

Р >0,05 >0,05

3 Прыжок в длину с места, см КГ 165,1±13,91 183,8±13,52 <0,05

ЭГ 163,3±12,22 196,4±12,42 <0,05

Р >0,05 >0,05

4 6-минутный бег, м КГ 1110,2±76,11 1225,4±65,21 <0,05

ЭГ 1121,1±88,21 1282,3±59,32 <0,05

Р >0,05 >0,05

5 Наклон туловища вперед из положения стоя, см КГ 12,3±2,69 11,8±2,69 >0,05

ЭГ 11,9±2,53 13,8±2,35 <0,05

Р >0,05 <0,05

6 Сгибание/разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз КГ 13,4±3,62 15,1±3,17 <0,05

ЭГ 13,9±2,83 17,9±2,56 <0,05

Р >0,05 <0,05

Межгрупповое сравнение уровня физической подготовленности на завершающем этапе экспериментального исследования выявило преимущество испытуемых ЭГ по всем сравниваемым показателям, но статистически достоверным оно оказалось по результатам выполнения тестовых упражнений «наклон туловища вперед из положения стоя» (на 20,9 % у мальчиков и на 16,9 % у девочек), «подтягивание из виса на высокой перекладине» (мальчики, на 44,2 %), «сгибание разгибание рук в упоре лежа» (девочки, на 18,5 %) и тестового упражнения «бег 30 м» у девочек (на 7,1 %).

124

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Анализ данных, полученных при повторной оценке уровня сформированности операционного компонента, которая производилась по результатам выполнения заданий по организации физкультурно-спортивной деятельности, показал, что к моменту завершения эксперимента качество усвоения организационно-методических умений у представителей ЭГ значительно повысилось - с 2,2 балла до 3,2 балла (на 45,5 %). В то же время, у представителей КГ прирост данного показателя составил 0,2 балла (9,5 %).

Подводя итоги анализа уровня и динамики развития основных структурных компонентов физической культуры личности обучающихся, можно заключить, что как при традиционной модели физического воспитания, так и в условиях его спортизации наблюдается положительная динамика физической подготовленности, уровня овладения знаниями, умениями и навыками организации физкультурно-спортивной деятельности. Однако при этом представители ЭГ значительно опережали своих сверстников из КГ по темпам развития всех компонентов физической культуры личности (мотивационный, информационный, физический, операционный), что свидетельствует о высокой практической эффективности представленной экспериментальной методики спортивно-ориентированного физического воспитания.

Оценка общего уровня сформированности физической культуры личности, выполненная на основе учета уровня сформированности ее компонентов, показала, что за время проведения исследования распределение обучающихся по уровням несколько изменилось (таблица 3).

Таблица 3

Уровень развития общей физической культуры личности представителей КГ и ЭГ в течение педагогического эксперимента

Общий уровень развития физической культуры личности Этап КГ, 28 чел. ЭГ, 25 чел.

чел. % чел. %

Высокий уровень (творческий) Исх. 3 10,7 3 12,0

Кон. 4 14,3 6 24,0

Уровень выше среднего (оптимизации) Исх. 6 21,4 5 20,0

Кон. 7 25,0 8 32,0

Средний уровень (репродуктивный) Исх. 12 42,9 11 44,0

Кон. 12 42,9 7 28,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий уровень (нулевой) Исх. 7 25,0 6 24,0

Кон. 5 17,8 4 16,0

Как видно из данных, представленных в таблице 3, среди представителей сформированных нами групп возросла доля испытуемых с высоким и выше среднего уровнями развития физической культуры.

При этом в КГ доля лиц с высоким уровнем развития физической культуры личности увеличилась с 10,7 % до 14,3 % (на 3,6 %), с уровнем выше среднего -с 21,4 % до 25,0 % (на 3,6 %). Соответственно уменьшилась доля лиц с низким уровнем - с 25,0 % до 17,8 % (на 7,2 %), доля школьников со средним уровнем осталась неизменной (на уровне 42,9 %).

125

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

В ЭГ произошли более существенные изменения: доля лиц с высоким уровнем развития физической культуры личности возросла в 2 раза - с 12,0 % до 24,0 %, с уровнем выше среднего - с 20,0 % до 32,0 % (на 12,0 %). Соответственно доля школьников со средним уровнем уменьшилась с 44,0 % до 28,0 % (на 16,0 %), а с низким уровнем - с 24,0 % до 16,0 % (на 8,0 %). В результате описанных изменений более половины представителей ЭГ (56,0 %) на завершающем этапе эксперимента отличались высоким и выше среднего уровнями физической культуры.

Таким образом, результаты проведенного нами экспериментального исследования позволяют сделать вывод, что реализация методики формирования физической культуры на основе спортизации физического воспитания обеспечивает значительный прирост показателей мотивационного, информационного, физического и операционного компонентов и способствует переводу физической культуры личности большинства обучающихся на более высокий уровень развития.

Литература:

1. Барков С.В. Инновационная технология личностно ориентированного физкультурного образования школьников-подростков: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Барков Сергей Васильевич; Смоленский государственный институт физической культуры. - Смоленск, 2001. - 155 с.

2. Комплексная программа физического воспитания 1-1Х классов общеобразовательной школы: программа / под редакцией В.И. Ляха. - Москва: Просвещение, 2011. - 343 с.

3. Кудинова В.А. Физкультурно-спортивные интересы учащихся как направление повышения качества формирования физической культуры личности / В.А. Кудинова, А.А. Кудинов // Фундаментальные исследования. -2013. - № 11 (часть 2). - С. 325-328.

4. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева. -Москва: Теория и практика физической культуры, 2017. - 200 с.

5. Теория и методика физической культуры: учебник / Под редакцией профессора Ю.Ф. Курамшина. - Москва: Советский спорт, 2003. - 464 с.

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.