Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ СПОРТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ'

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ СПОРТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПОРТИЗАЦИЯ / МИНИ-ФУТБОЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокофьев Игорь Евгеньевич, Карташова Елена Владимировна, Наумов Алексей Алексеевич, Стюшин Олег Алексеевич

Вопросы спортизации процесса физического воспитания учащихся вот уже на протяжение ряда лет является достаточно актуальными и дискуссионными, о чём свидетельствует активизация научной работы в данном направлении. Проявление интереса российского научного сообщества к данному направлению исследовательской деятельности было обусловлено, как показывает действительность, появление в современном обществе укореняющихся из года в год негативных тенденций, к которым относится снижение уровня двигательной активности и подготовленности, интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом, гиподинамия детей, резкое сокращение числа абсолютно здоровых людей и т. д. В то же время, не смотря на значительное количество работ в данном направлении, да и, кроме того, ряда практических действий, предпринятых совместными усилиями Министерств спорта и просвещения РФ, вопросы внедрения в учебный процесс школьников элементов спортивной деятельности так и остаются до конца нерешенными и недоработанными. В нашей статье представлены результаты исследований, а, если быть точнее, материалы одной из частей комплексного педагогического эксперимента, направленного на повышение эффективности учебного процесса школьников 9-10 лет по предмету «физическая культура», разработку и внедрение в него технологии физического воспитания с использованием элементов игры в мини-футбол. В результате анализа научно-методических данных, педагогического наблюдения и опроса нами были даны теоретические обоснования необходимости оптимизации процесса обучения младших школьников по предмету «физическая культура», актуальности внедрения элементов спортизации в систему физического воспитания учащихся данного возраста, где одними из наиболее доступных, популярных и эффективных средств могут стать упражнения игры в мини-футбол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокофьев Игорь Евгеньевич, Карташова Елена Владимировна, Наумов Алексей Алексеевич, Стюшин Олег Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF DETERMINING EFFECTIVE MEANS OF SPORTIZATION OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN 9-10 YEARS OLD

The issues of sportization of the process of physical education of students have been quite relevant and controversial for a number of years, as evidenced by the intensification of scientific work in this direction. The manifestation of interest of the Russian scientific community in this area of research activity was due, as the reality shows, the emergence in modern society of negative trends that are taking root from year to year, which include a decrease in the level of physical activity and readiness, the interest of citizens in physical culture and sports, physical inactivity of children. , a sharp decline in the number of absolutely healthy people, etc. At the same time, despite a significant amount of work in this direction, and, in addition, a number of practical actions taken jointly by the Ministries of Sports and Education of the Russian Federation, the issues of introducing elements of sports activity into the educational process of schoolchildren remain unresolved. unfinished. Our article presents the results of research, or, to be more precise, the materials of one of the parts of a complex pedagogical experiment aimed at increasing the effectiveness of the educational process of 9-10 year old schoolchildren on the subject of "physical culture", the development and implementation of physical education technologies using elements playing mini-football. As a result of the analysis of scientific and methodological data, pedagogical observation and a survey, we have given theoretical justifications for the need to optimize the process of teaching younger schoolchildren in the subject of "physical culture", the relevance of introducing elements of sportization into the system of physical education of students of this age, where one of the most accessible, popular and effective remedy can be the exercise of playing mini-football.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ СПОРТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ»

УДК 373.1

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ СПОРТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ

Игорь Евгеньевич Прокофьев, заместитель директора спортивного клуба, Елена Владимировна Карташова, старший преподаватель, Алексей Алексеевич Наумов, старший преподаватель, Олег Алексеевич Стюшин, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Аннотация

Вопросы спортизации процесса физического воспитания учащихся вот уже на протяжение ряда лет является достаточно актуальными и дискуссионными, о чём свидетельствует активизация научной работы в данном направлении. Проявление интереса российского научного сообщества к данному направлению исследовательской деятельности было обусловлено, как показывает действительность, появление в современном обществе укореняющихся из года в год негативных тенденций, к которым относится снижение уровня двигательной активности и подготовленности, интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом, гиподинамия детей, резкое сокращение числа абсолютно здоровых людей и т. д. В то же время, не смотря на значительное количество работ в данном направлении, да и, кроме того, ряда практических действий, предпринятых совместными усилиями Министерств спорта и просвещения РФ, вопросы внедрения в учебный процесс школьников элементов спортивной деятельности так и остаются до конца нерешенными и недоработанными. В нашей статье представлены результаты исследований, а, если быть точнее, материалы одной из частей комплексного педагогического эксперимента, направленного на повышение эффективности учебного процесса школьников 9-10 лет по предмету «физическая культура», разработку и внедрение в него технологии физического воспитания с использованием элементов игры в мини-футбол. В результате анализа научно-методических данных, педагогического наблюдения и опроса нами были даны теоретические обоснования необходимости оптимизации процесса обучения младших школьников по предмету «физическая культура», актуальности внедрения элементов спортизации в систему физического воспитания учащихся данного возраста, где одними из наиболее доступных, популярных и эффективных средств могут стать упражнения игры в мини-футбол.

Ключевые слова: физическая культура, младшие школьники, физическое воспитание, физическая подготовленность, спортизация, мини-футбол.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p378-381

TO THE QUESTION OF DETERMINING EFFECTIVE MEANS OF SPORTIZATION OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN 9-10

YEARS OLD

Igor Evgenievich Prokofiev, the deputy director of the sports club, Elena Vladimirovna Kartashova, the senior teacher, Alexey Alekseevich Naumov, the senior teacher, Oleg Ale-kseevich Styushin, the senior teacher, Yelets State University named after I.A. Bunin

Abstract

The issues of sportization of the process of physical education of students have been quite relevant and controversial for a number of years, as evidenced by the intensification of scientific work in this direction. The manifestation of interest of the Russian scientific community in this area of research activity was due, as the reality shows, the emergence in modern society of negative trends that are taking root from year to year, which include a decrease in the level of physical activity and readiness, the interest of citizens in physical culture and sports, physical inactivity of children. , a sharp decline in the number of absolutely healthy people, etc. At the same time, despite a significant amount of work in this direction, and, in addition, a number of practical actions taken jointly by the Ministries of Sports and Education of the Russian Federation, the issues of introducing elements of sports activity into the educational process of schoolchildren remain unresolved. unfinished. Our article presents the results of research, or, to be more precise, the materials of one of the parts of a complex pedagogical experiment aimed at increasing the effectiveness of the educational process of 9-10 year old schoolchildren on the subject of "physical culture", the develop-

ment and implementation of physical education technologies using elements playing mini-football. As a result of the analysis of scientific and methodological data, pedagogical observation and a survey, we have given theoretical justifications for the need to optimize the process of teaching younger schoolchildren in the subject of "physical culture", the relevance of introducing elements of sportization into the system of physical education of students of this age, where one of the most accessible, popular and effective remedy can be the exercise of playing mini-football.

Keywords: physical culture, junior schoolchildren, physical education, physical fitness, sporting, mini-football.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время система школьного физкультурного образования, как показывают многочисленные наблюдения и исследования, по многим параметрам перестала отвечать потребностям современного школьника, что требует незамедлительного внедрения в учебный процесс новых инновационных технологий, задействования новых ресурсов, направленных на повышение его качества и эффективности. Одним из наиболее действенных средств в решении данной задачи многие ученые-исследователи называют процесс спортизации или построение спортивно-ориентированной системы физического воспитания, основная идея которой заключается в создании условий дифференцированного освоения учащимися ценностей спортивной культуры согласно личностным мотивам и интересам [1].

Идея спортизации физического воспитания детей и молодежи не нова, не раз привлекала специалистов и ученых, но в то же время остается востребуемой, так как является одним из наиболее приоритетных средств здоровьеформирования.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились в 2019-2020 гг. на базе общеобразовательных школ п. Солидарность и п. Ключ Жизни Елецкого муниципального района Липецкой области и представляло собой ряд научно-исследовательских мероприятий. Методы исследования: теоретический анализ литературных данных, педагогический опрос, наблюдение, педагогическое тестирование, эксперимент, методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале нашего исследования мы попытались выявить реальный уровень физической подготовленности младших школьников 9-10 лет, для определения которого нами было проведено тестирование. В своем исследовании мы использовали тесты, отвечающие требованиям спортивной метрологии, а также рекомендованные правительством РФ, как испытания (тесты), характеризующие уровень подготовленности населения РФ 9-10 лет (II ступень комплекса), вновь набирающего популярность комплекса ВФСК «ГТО».

Результаты тестирования в целом указывали на достаточно низкий уровень двигательной подготовленности обучающихся принявших участие в выполнении нормативов. В тестировании были задействованы не только школьники, участвующие далее в педагогическом эксперименте, но и учащиеся, не вошедшие далее в число экспериментально испытуемых (всего было протестировано 75 обучающихся Елецкого муниципального района данной возрастной категории).

Так, к примеру, из 18 мальчиков, которые далее вошли в экспериментальную и контрольную группы, лишь 2 или 11% сдали все испытания на золотой знак отличия, 3 или 16,7% - на серебряный, 5 или 27,8% - на бронзовый и 8 или 44,4% вообще не смогли выполнить контрольные тесты на определенный знак ВФСК «ГТО». Подобного рода картина наблюдается и в группах девочек, составивших экспериментальную и контрольную группы. Ни одной из испытуемых не удалось выполнить испытания комплекса на золотой знак отличия. 4 девочки (22,2%) прошли тестирование на серебряный знак отличия, 5 (27,8%) - на бронзовый и 9 или 50% испытуемых не смогли сдать нормативы на какой-

либо из знаков ГТО.

Далее нами было проведено анкетирование учащихся 9-10 лет, в котором приняло участие 88 респондентов, позволившее определить отношение школьников данного возраста к физической культуре, ее важности и значимости, своем отношении, интересе и личном участии во внутри школьной системе физического воспитания, определить лич-ностно-мотивационные установки школьников к определенным формам и средствам физической культуры в условиях урочной деятельности, определить отношение учащихся к спортизации процесса физического воспитания, а также к отдельным видам спорта и т.д. Результаты анкетирования показали, что основными средствами физического воспитания школьников в рамках уроков физической культуры остаются различные подвижные игры, гимнастические упражнения, бег, ходьба, прогулки на свежем воздухе. В то же время можно констатировать, что:

- школьники 9-10 лет были бы не против заниматься в рамках урочной деятельности отдельными видами спорта, в числе которых наиболее популярными они считают футбол и мини-футбол (так ответили 48,9% или 43 человека, 15 из которых девочки). Второе место по популярности занял ответ - «борьба дзюдо и самбо». Так ответили 22,7% или 20 респондентов. Далее по популярности можно отметить такие виды спорта, как волейбол (9,1% - 8 чел.), плавание (8% - 7 чел.), легкая атлетика (4,5% - 4 чел.) и настольный теннис (2,3% - 2 чел.). Лишь 2 человека или 2,3% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос, а ещё 2 респондента ответили, что не хотели бы заниматься спортом вообще;

- более 60%, а если быть точнее, то 61,4% или 54 опрошенных ответили, что им недостаточно интересно на уроках физической культуры. в том числе и потому, что часто они не проводятся, а используются в качестве резерва для освоения учебной программы по другим дисциплинам.

Также результаты анкетирования и анонимного опроса родителей школьников позволил констатировать, что именно уроки физической культуры на данный момент являются основными формами физического воспитания их детей, так как лишь 22,7% или 20 учащихся, принявших участие в анкетировании, посещают дополнительно занятия в спортивных секциях. 82,4% родителей, принявших участие в опросе, высказали положительное отношение к использованию на уроках физической культуры спортивно-ориентированных форм физического воспитания, отвечающих интересам и индивидуальным задаткам их детей.

ВЫВОДЫ

Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы.

Во-первых, можно констатировать о низком уровне содержания и организации урочной и внеурочной системы физического воспитания младших школьников в общеобразовательных организациях, а также о низком уровне их физической подготовленности.

Во-вторых, можно говорить о необходимости оптимизации процесса обучения младших школьников по предмету «физическая культура».

В-третьих, можно утверждать об актуальности внедрения в процесс физического воспитания школьников младших классов элементов спортивно-ориентированного обучения, где одними из наиболее доступных, популярных и эффективных средств могут стать элементы игры в мини-футбол.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лубышева Л.И. Концепция спортизации в системе физкультурного образования / Л.И. Лубышева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2016. - №2-1. -С. 44-54.

REFERENCES

1. Lubysheva, L. I. (2016), "The concept of sportization in the system of physical education", Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University, No. 2-1, pp. 44-54.

Контактная информация: igor.prokofev.80@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2021

УДК 796.853.23

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ

Дмитрий Викторович Радин, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Сергей Александрович Семенов, кандидат педагогических наук, профессор, Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Сергеевна Гжемская, соискатель, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий необходимых для качественного усвоения тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет. К этим условиям относятся: разработка комплексов атакующих действий для подготовки юных дзюдоистов; подбор специальных упражнений, направленных на формирование навыков атакующих действий у юных дзюдоистов; применение методов, направленных на эффективное усвоение комплексов атакующих действий юными дзюдоистами; разработка и внедрение тактических схем атакующих действий, исходя из индивидуальных приоритетов юных дзюдоистов. Значимыми условиями также являются: поддержание высокого уровня мотивации юных дзюдоистов к тренировкам и стимулирование активности у юных дзюдоистов, направленной на результативность усвоения комплексов атакующих действий.

Ключевые слова: юные дзюдоисты; психолого-педагогические условия; специальная тренировка; тактические комплексы атакующих действий.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p381-385

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR ASSIMILATION OF TACTICAL COMPLEXES OF ATTACKING ACTIONS IN PROCESS OF TRAINING OF YOUNG JUDOKAS

Dmitry Viktorovich Radin, the post-graduate student, St. Petersburg Polytechnic Peter the Great University; Sergey Alexandrovich Semenov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Olga Nikolaevna Gallyamova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Julia Sergeevna Gzhemskaya, the competitor, Naberezhnye Chelny Institute (branch) of Kazan

(Volga) Federal University

Abstract

The article presents results of research of authors on substantiation of psychological and pedagogical conditions necessary for qualitative assimilation of tactical complexes of attacking actions in process of preparation of young judokas 12-14 years. These conditions include: development of complexes of attacking actions for training of young judokas; selection of special exercises aimed at formation of skills of attacking actions in young judokas; application of methods aimed at effective assimilation of complexes of attacking actions by young judokas; development and introduction of tactical schemes of attacking actions based on individual priorities of young judokas. Significant conditions are also: maintenance of high level of motivation of young judokas to trainings and stimulation of activity in young judokas aimed at efficien-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.