Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ДЗЮДОИСТЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА / ТАКТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радин Дмитрий Викторович, Семенов Сергей Александрович, Галлямова Ольга Николаевна, Гжемская Юлия Сергеевна

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий необходимых для качественного усвоения тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет. К этим условиям относятся: разработка комплексов атакующих действий для подготовки юных дзюдоистов; подбор специальных упражнений, направленных на формирование навыков атакующих действий у юных дзюдоистов; применение методов, направленных на эффективное усвоение комплексов атакующих действий юными дзюдоистами; разработка и внедрение тактических схем атакующих действий, исходя из индивидуальных приоритетов юных дзюдоистов. Значимыми условиями также являются: поддержание высокого уровня мотивации юных дзюдоистов к тренировкам и стимулирование активности у юных дзюдоистов, направленной на результативность усвоения комплексов атакующих действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радин Дмитрий Викторович, Семенов Сергей Александрович, Галлямова Ольга Николаевна, Гжемская Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR ASSIMILATION OF TACTICAL COMPLEXES OF ATTACKING ACTIONS IN PROCESS OF TRAINING OF YOUNG JUDOKAS

The article presents results of research of authors on substantiation of psychological and pedagogical conditions necessary for qualitative assimilation of tactical complexes of attacking actions in process of preparation of young judokas 12-14 years. These conditions include: development of complexes of attacking actions for training of young judokas; selection of special exercises aimed at formation of skills of attacking actions in young judokas; application of methods aimed at effective assimilation of complexes of attacking actions by young judokas; development and introduction of tactical schemes of attacking actions based on individual priorities of young judokas. Significant conditions are also: maintenance of high level of motivation of young judokas to trainings and stimulation of activity in young judokas aimed at efficiency of assimilation of complexes of attacking actions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ»

REFERENCES

1. Lubysheva, L. I. (2016), "The concept of sportization in the system of physical education", Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University, No. 2-1, pp. 44-54.

Контактная информация: igor.prokofev.80@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2021

УДК 796.853.23

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ

Дмитрий Викторович Радин, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Сергей Александрович Семенов, кандидат педагогических наук, профессор, Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Сергеевна Гжемская, соискатель, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий необходимых для качественного усвоения тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет. К этим условиям относятся: разработка комплексов атакующих действий для подготовки юных дзюдоистов; подбор специальных упражнений, направленных на формирование навыков атакующих действий у юных дзюдоистов; применение методов, направленных на эффективное усвоение комплексов атакующих действий юными дзюдоистами; разработка и внедрение тактических схем атакующих действий, исходя из индивидуальных приоритетов юных дзюдоистов. Значимыми условиями также являются: поддержание высокого уровня мотивации юных дзюдоистов к тренировкам и стимулирование активности у юных дзюдоистов, направленной на результативность усвоения комплексов атакующих действий.

Ключевые слова: юные дзюдоисты; психолого-педагогические условия; специальная тренировка; тактические комплексы атакующих действий.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p381-385

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR ASSIMILATION OF TACTICAL COMPLEXES OF ATTACKING ACTIONS IN PROCESS OF TRAINING OF YOUNG JUDOKAS

Dmitry Viktorovich Radin, the post-graduate student, St. Petersburg Polytechnic Peter the Great University; Sergey Alexandrovich Semenov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Olga Nikolaevna Gallyamova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Julia Sergeevna Gzhemskaya, the competitor, Naberezhnye Chelny Institute (branch) of Kazan

(Volga) Federal University

Abstract

The article presents results of research of authors on substantiation of psychological and pedagogical conditions necessary for qualitative assimilation of tactical complexes of attacking actions in process of preparation of young judokas 12-14 years. These conditions include: development of complexes of attacking actions for training of young judokas; selection of special exercises aimed at formation of skills of attacking actions in young judokas; application of methods aimed at effective assimilation of complexes of attacking actions by young judokas; development and introduction of tactical schemes of attacking actions based on individual priorities of young judokas. Significant conditions are also: maintenance of high level of motivation of young judokas to trainings and stimulation of activity in young judokas aimed at efficien-

cy of assimilation of complexes of attacking actions.

Keywords: young judokas; psychological and pedagogical conditions; spécial training; tactical complexes of attacking actions.

Изучение проблемы качественного усвоения тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет свидетельствует, что она должна решаться с позиций использования тренировки в комплексе с психолого-педагогическим сопровождением [1]. Анализ литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение - это сложное комплексное образование, которое включает в себя систему профессиональной деятельности тренера-педагога, ориентированную на создание условий для успешной деятельности спортсменов [1-3].

Такая тренировка предусматривает наличие определенной структуры. В ходе исследования было установлено, что тренировка для качественного усвоения тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов также имеет свою архитектуру [1]. Данный подход к использованию тренировки предоставляет предпосылки проанализировать ее как комплекс элементов, действующих взаимосвязей и отношений при выборе средств и методов подготовки спортсменов. В совокупности они определили целостность и внутреннее устройство учебно-тренировочного процесса, направленного на улучшение подготовленности юных дзюдоистов.

Предлагаемый подход раскрыл возможности тренировки, скоординированные с принятием решений, направленных на качественное усвоение тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов.

Структуру спортивной деятельности юных дзюдоистов составляли следующие элементы: мотив, потребность повышения спортивного мастерства, цель, основные действия в ходе поединка, условия спортивной деятельности, результаты, контроль и коррекция тренировочного процесса. Основополагающая роль в этом принадлежала тренерскому составу.

Процесс качественного усвоения тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов определялся структурой тренировки.

В процессе исследования использовался программно-целевой подход к реализации задач тренировки. Данный подход к тренировке использовался при решении проблемы качественного усвоения тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов. Связи, образующиеся между этими явлениями, гарантировали их взаимодействие и воспринимались в качестве системы развития соответствующих навыков.

В ходе исследования применялся личностный подход к тренировке, который предполагал моделирование подготовленности спортсмена высокого уровня, способного решать сложные задачи в ходе поединка. В контексте данного подход к тренировке главное внимание было сосредоточено на высокой степени объединения личностной позиции юных дзюдоистов относительно результативности собственной спортивной деятельности. Эта позиция представляла собой качественно новое сочетание, она предопределяла цели подготовки юных дзюдоистов и давала необходимость качественного усвоения тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов. Основа подхода к тренировке заключалась в выявлении индивидуальных особенностей спортсменов, на этой основе конструировалось содержание подготовки юных дзюдоистов к соревновательной деятельности.

В рамках организации тренировки учитывалось, что подготовка юных дзюдоистов к соревнованиям является в некотором роде личностной. Индивидуальность подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям состояла в том, что она осуществлялась непосредственно спортсменом. Интерес и мотивация юных дзюдоистов к тренировочному процессу зависели от самого спортсмена, его отношения к тренировке. Однако данный подход должен содержать в своем арсенале определенные педагогические инструменты, регули-

рующие ход всей спортивной деятельности юных дзюдоистов.

Применение такой тренировки ориентировало юных дзюдоистов на определенное качество подготовки к соревнованиям и прогнозируемый результат, полученный благодаря оптимизации тренировки на качественное усвоение тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов.

Решение данных задач содействовало повышению эффективности тренировочного процесса юных дзюдоистов. Одной из таких проблем являлась необходимость улучшения качества тренировочного процесса при подготовке спортсменов.

Изучение выступлений юных дзюдоистов на соревнованиях показало, что качественное усвоение тактических комплексов атакующих действий определяет успешное их выступление. Это имеет особое значение, когда во время тренировочных занятий тренером регулируются нагрузка и частота повторений тех или иных двигательных действий спортсменов. Поэтому качественное усвоение тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов является определяющей в арсенале готовности юных дзюдоистов к соревновательной деятельности. Соответствующий уровень готовности спортсменов обеспечивает их маневренность и вариативность в ходе поединка, а также быстроту выполнения различных приемов. В учебно-тренировочном процессе юных дзюдоистов применяются классические средства и методы тренировки, которые направлены на совершенствование не только обособленных атакующих и защитных приемов, но и выполнение комбинированных действий.

Ряд исследователей указывают на важность качественного усвоения тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов [1]. При повышении физической подготовленности и развитии скоростных и силовых качеств у юных дзюдоистов формируется благоприятная среда для улучшения качественного усвоения тактических комплексов атакующих действий [1].

Учитывая особенности соревновательной деятельности юных дзюдоистов, специфику их подготовки, необходимо было определить условия психолого-педагогического сопровождения. В связи с этим был проведен опрос тренеров по дзюдо. В опросе принимали участие 77 респондентов. Результаты данного исследования отображены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий необходимых усвоения тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет (п=77 при __

Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Разработка комплексов атакующих действий для подготовки юных дзюдоистов 28,2

2 Подбор специальных упражнений, направленных на формирование навыков атакующих действий у юных дзюдоистов 21,8

3 Применение методов, направленных на эффективное усвоение комплексов атакующих действий юными дзюдоистами 15,3

4 Разработка и внедрение тактических схем атакующих действий, исходя из индивидуальных приоритетов юных дзюдоистов 14,7

5 Поддержание высокого уровня мотивации юных дзюдоистов к тренировкам 10,4

6 Стимулирование активности у юных дзюдоистов, направленной на результативность усвоения комплексов атакующих действий 9,6

В ходе проектирования модернизированной тренировки юных дзюдоистов были обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для качественного усвоения тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет.

К этим условиям относятся: разработка комплексов атакующих действий для подготовки юных дзюдоистов; подбор специальных упражнений, направленных на формирование навыков атакующих действий у юных дзюдоистов; применение методов, направ-

ленных на эффективное усвоение комплексов атакующих действий юными дзюдоистами; разработка и внедрение тактических схем атакующих действий, исходя из индивидуальных приоритетов юных дзюдоистов. Значимыми условиями также являются: поддержание высокого уровня мотивации юных дзюдоистов к тренировкам и стимулирование активности у юных дзюдоистов, направленной на результативность усвоения комплексов атакующих действий.

Рассмотрим эти психолого-педагогические условия по результатам ранжирования. Разработка комплексов атакующих действий для подготовки юных дзюдоистов имеет первостепенное значение. Продуктивность процесса той или иной деятельности, в том числе и спортивной юных дзюдоистов, на занятиях в большой степени зависит от эквивалентности её существа возрасту спортсменов и их психологическим качествам. Тренеру важно использовать тренировочные задания с постепенным усложнением их содержательных компонентов. Практика показывает, что если юный спортсмен получит сложное задание или физическая нагрузка будет выше его физических возможностей, то занимающийся может потерять интерес к занятиям.

Творческая обстановка, располагающая спортсмена к самореализации, создает благоприятные условия для выполнения физических упражнений в процессе тренировки. Она же является одним из элементов психолого-педагогического сопровождения процесса физического совершенствования юных дзюдоистов. Поэтому разработка комплексов атакующих действий для подготовки юных дзюдоистов направлена на решение этой задачи. Важным психолого-педагогическим условием, по мнению респондентов, является подбор специальных упражнений, направленных на формирование навыков атакующих действий у юных дзюдоистов. Необходимо подчеркнуть, что организация коммуникативной деятельности спортсмена при ознакомлении с новыми приемами или действиями, прежде всего, предполагает высокую активность обучаемых. При этом тренер не может занимать пассивную позицию, он обязан энергично и инициативно выступать по отношению к юным дзюдоистам деятельным советником, экспертом и просто товарищем. Для тренера-педагога важно умение поддерживать самые нестандартные способы разрешения юными дзюдоистами трудных ситуаций. Тренер должен создать в процессе спортивной деятельности атмосферу общего доверия. Поэтому подбор специальных упражнений, направленных на формирование навыков атакующих действий у юных дзюдоистов является главным условием для качественного усвоения ими тактических комплексов.

Соревновательная деятельность юных дзюдоистов - это состязание в быстроте выполнения двигательных действий. Поэтому применение методов, направленных на эффективное усвоение комплексов атакующих действий юными дзюдоистами является необходимым условием. В борьбе дзюдо необходимо разумное сочетание и проявление скоростных и силовых качеств, недостаток их развития может стать причиной поражения в ходе поединка.

Одновременно с этим особое внимание должно быть направлено на разработку и внедрение тактических схем атакующих действий, исходя из индивидуальных приоритетов юных дзюдоистов. Совершенствование скоростных и силовых качеств юных дзюдоистов следует считать успешным при наличии рационально отобранного содержания тренировки, адекватного индивидуальному уровню подготовленности. Это важная функция тренерского состава.

Значимыми условиями также являются: поддержание высокого уровня мотивации юных дзюдоистов к тренировкам и стимулирование активности у юных дзюдоистов, направленной на результативность усвоения комплексов атакующих действий.

Необходимой психолого-педагогической характеристикой является формирование у спортсменов личностной мотивации к спортивной деятельности. Именно осознание юными спортсменами ценности личной целеустремленности в ходе тренировки значительно повышает эффективность спортивной деятельности во всех ее аспектах.

Соответствие средств и методов тренировки потребностям и личностной мотивации юных дзюдоистов позволит, в значительной степени, повысить результативность качественного усвоения тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов. Установлено, что поиск решения данной задачи в полной мере зависит от опыта и педагогического мастерства тренера-педагога.

ВЫВОД. Рассмотренные психолого-педагогические условия формировались для успешного применения средств и методов тренировки юных дзюдоистов. Это позволило оптимизировать деятельность тренеров по качественному усвоению тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов. Данные условия необходимы для практической реализации программы тренировки, направленной на качественное усвоение тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Факторы, определяющие необходимость использования тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет / Д.В. Радин, А.А. Фомичев, Е.А. Морозов, К.И. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 12 (190). - С. 178-182.

2. Bakayev V. Comparative analysis of the dynamics of heart rhythm variability indicators of long-distance runners in different training conditions / V. Bakayev, A. Bolotin // Sport Mont. - 2019. -Vol, 17 (2). - P. 41-46.

3. Bolotin A. Comparative Analysis of Peripheral Blood Circulation Parameters in LongDistance Swimmers at Middle Altitude and Under the Conditions of a Hypoxic Gas Environment / A. Bolotin, V. Bakayev // Sport Mont. 2020. - Vol. 18 (2). - P. 113-115.

REFERENCES

1. Radin, D.V., Fomichev, A.A., Morozov, E.A. and Romanov, K.I. (2020), "Factors determining the need to use tactical complexes of attacking actions in the process of training young judokas 12-14 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 190, No. 12, pp. 178-182.

2. Bakayev, V. and Bolotin, A. (2019), "Comparative analysis of the dynamics of heart rhythm variability indicators of long-distance runners in different training conditions", Sport Mont, Vol. 17 (2), рр. 41-46.

3. Bolotin, A. and Bakayev, V. (2020), "Comparative Analysis of Peripheral Blood Circulation Parameters in Long-Distance Swimmers at Middle Altitude and Under the Conditions of a Hypoxic Gas Environment", Sport Mont, Vol. 18(2), рр. 113-115.

Контактная информация: a_s@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2021

УДК 796.015

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ РЕАКЦИИ У СПОРТСМЕНОВ ОРИЕНТРОВЩИКОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Анна Юрьевна Рафаэль, старший преподаватель, Педагогический институт Иркутского государственного университета

Аннотация

В статье проведен анализ изменений нервно-мышечной реакции в зависимости от периода подготовки спортсменов, и уровня их спортивной квалификации. Для достижения цели было обследовано 3 группы населения: студентки, не занимающиеся спортом; группа плавания на учебно-тренировочном этапе углубленной специализации; основная группа - спортсмены ориентировщики в соревновательный период. В результате удалось определить среднее время нервно-мышечной реакции, и ответ организма на нагрузку разной интенсивности в зависимости от уровня подготовки и спортивной квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.