Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЕТОДАМИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЕТОДАМИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПЕКТЫ И КРИТЕРИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ / МЕТОДЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕДМЕТ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Н.В., Мирзоева Е.В.

Актуальность. Анализ ФЗ «Об образовании» констатирует парадоксальную ситуацию, которая прослеживается не только в законодательном пространстве, но и в реальных условия образовательной школы. Так, согласно ст. 34, указанного ФЗ запрещено «привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой». Из этого следует, что педагоги образовательного учреждения не имеют права привлекать детей к общественно-полезному труду. Выход из создавшейся ситуации, по нашему мнению, видится в восстановлении значимости основ трудового воспитания в начальной школе. Так как, формирование у ребенка, обучающегося на ступени начального общего образования, основ успешной деятельности (учебной, физкультурной, трудовой и др.), напрямую зависит от степени сформированности аспектов трудового воспитания, таких как трудолюбие, а также отношение к нему. Цель исследования заключалась в научном обосновании методики реализации основных аспектов трудового воспитания младших школьников методами практико-ориентированной физкультурной деятельности. Методы исследования. Были использованы две группы методов исследования: общенаучные и экспериментальные (анкетирование по методике М.И. Шиловой, критериальный анализ сформированных аспектов трудового воспитания по методике Л.Г. Григорьевой, математические методы). Результаты исследования показали, что использование методов практико-ориентированной физкультурной деятельности, способствует повышению уровня сформированности основных аспектов трудового воспитания младших школьников, что расширяет область применения разработанной методики. В тоже время, определенные дидактические критерии и этапы трудового воспитания, способствуют качественному построению процесса формирования физической культуры личности ребенка. Таким образом, систематическая практико-ориентированная физкультурная деятельность, в рамках организованного процесса физического воспитания младших школьников, способствует формированию основных аспектов трудового воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Н.В., Мирзоева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MAIN ASPECTS OF LABOR EDUCATION BY METHODS OF PRACTICE-ORIENTED PHYSICAL ACTIVITY

Relevance. The analysis of the Federal Law "On Education" states a paradoxical situation that can be traced not only in the legislative space, but also in the real conditions of an educational school. Thus, according to Article 34 of the Federal Law, it is prohibited "to involve students without their consent and underage students without their parents' consent to work that is not provided for by the educational program."It follows from this that teachers of an educational institution do not have the right to involve children in socially useful work. The way out of this situation, in our opinion, is to restore the importance of the basics of labor education in primary school. Since the formation of a child studying at the stage of primary general education, the foundations of successful activity (educational, physical culture, labor, etc.), directly depends on the degree of formation of aspects of labor education, such as diligence, as well as attitude towards it. The purpose of the study was to scientifically substantiate the methodology for implementing the main aspects of labor education of younger schoolchildren by methods of practice-oriented physical activity. Research methods. Two groups of research methods were used: general scientific and experimental (questionnaire according to the methodology of M.I. Shilova, criterion analysis of the formed aspects of labor education according to the methodology of L.G. Grigorieva, mathematical methods). The results of the study showed that the use of methods of practice-oriented physical activity contributes to an increase in the level of formation of the main aspects of labor education of younger schoolchildren, which expands the scope of the developed methodology. At the same time, certain didactic criteria and stages of labor education contribute to the qualitative construction of the process of forming the physical culture of the child's personality. Thus, systematic practice-oriented physical culture activity, within the framework of the organized process of physical education of younger schoolchildren, contributes to the formation of the main aspects of labor education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЕТОДАМИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК: 796.011.1

РО! 10.53742/1999-6799/1_2023_ с.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЕТОДАМИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.В. Иванова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании,

Е.В. Мирзоева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления в спорте и образовании, декан факультета спортивного менеджмента, педагогики и психологии. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, ул. Буденного, 161, e-mail: iv.nina@mail.ru.

Аннотация

Актуальность. Анализ ФЗ «Об образовании» констатирует парадоксальную ситуацию, которая прослеживается не только в законодательном пространстве, но и в реальных условия образовательной школы. Так, согласно ст. 34, указанного ФЗ запрещено «привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой». Из этого следует, что педагоги образовательного учреждения не имеют права привлекать детей к общественно-полезному труду.

Выход из создавшейся ситуации, по нашему мнению, видится в восстановлении значимости основ трудового воспитания в начальной школе. Так как, формирование у ребенка, обучающегося на ступени начального общего образования, основ успешной деятельности (учебной, физкультурной, трудовой и др.), напрямую зависит от степени сформирован-ности аспектов трудового воспитания, таких как трудолюбие, а также отношение к нему.

Цель исследования заключалась в научном обосновании методики реализации основных аспектов трудового воспитания младших школьников методами практико-ориентированной физкультурной деятельности.

Методы исследования. Были использованы две группы методов исследования: общенаучные и экспериментальные (анкетирование по методике М.И. Шиловой, критериальный анализ сформирован-

ных аспектов трудового воспитания по методике Л.Г. Григорьевой, математические методы).

Результаты исследования показали, что использование методов практико-ориентированной физкультурной деятельности, способствует повышению уровня сформированности основных аспектов трудового воспитания младших школьников, что расширяет область применения разработанной методики.

В тоже время, определенные дидактические критерии и этапы трудового воспитания, способствуют качественному построению процесса формирования физической культуры личности ребенка.

Таким образом, систематическая практико-ориентированная физкультурная деятельность, в рамках организованного процесса физического воспитания младших школьников, способствует формированию основных аспектов трудового воспитания.

Ключевые слова: аспекты и критерии трудового воспитания, методы практико-ориентированной физкультурной деятельности, предмет «Физическая культура», младшие школьники.

Для цитирования: Иванова Н.В., Мирзоева Е.В. Формирование основных аспектов трудового воспитания методами практико-ориентированной физкультурной деятельности // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2023. - №1. - С.

For citation: Ivanova N., Mirzoeva E. Methods of implementation of the main aspects of labor education

of younger schoolchildren by means of practice-oriented physical activity. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2023, no 1, pp. (in Russian).

Введение. Рассматривая целостный феномен физической культуры, профессор Г.Г. Наталов в своих диалектических трудах, отмечал важность синергети-ческого взаимодействия всех составляющих системы физкультурного образования, которые, находясь во внутренних противоречиях друг к другу, способствуют, посредством внутрисистемной борьбы противоположностей, переходу на новым уровень формирования и развития всей системы в целом [5, с. 5-8.].

Нормативные документы, представляющие целевые векторы физкультурного образования, приоритетом провозглашают теорию гармонизации личности ребенка, основывающуюся на установлении синер-гетических связей социо-биологической направленности, за счет комплексного формирования основных факторов процесса гармонизации: нравственного, умственного, трудового, эстетического, физического.

По мнению Л.И. Лубышевой, эффективность гармонизации физической культуры, возможна лишь при условии целостности научной области, четкого внутреннего алгоритма построения и функционирования, а также оптимальной соразмерности всех сторон воспитания [4, с.168].

Изучая социокультурные аспекты формирования физической культуры ребенка, ряд ученных отмечают, что гармония, как интегрированный показатель достижения цели физкультурного образования, должна рассматриваться как наивысший уровень проявления психосоциальных качеств личности: устойчивости и адаптированности к быстро меняющимся стратегиям жизнедеятельности [2, c. 50-53; 4, с. 168].

Исследования Чермит К.Д., Неверковича С.Д., Забо-лотнего А.Г., Ахметова С.М. подтверждают необходимость диверсификации физкультурного образования. Использование различных аспектов физкультурной деятельности позволит удовлетворить личностные запросы, модернизировать классические теории и дидактические, физкультурные технологии, соответствующие парадигмальным преобразованиям системы физической культуры [9].

Исходя из вышеизложенного анализа следует, что формирование физической культуры личности ребенка возможно посредством диверсификации основных слагаемых процесса гармонизации, в том числе ее трудовой составляющей.

Еще ученые, советской системы образования (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), считали, что труд, как элемент трудового обучения и воспитания, не только формирует человека/личность, воспитывает его нравственные, морально-этические качества, но и способствует формированию гармонии трех начал: надо - трудно - прекрасно. В.А. Сухомлинский отмечал, что труд и образование - взаимодополняющие процес-

сы, которые необходимо осуществлять интегрировано и параллельно, так как, только во взаимодействии, они перестают быть нейтральными [6, 8].

Не идеализируя советскую систему физического воспитания, тем не менее, следует отметить, что при изучении предмета «Физическая культура» вопросам трудового воспитания уделялось огромное значение, которое было представлено с позиции двух составляющих:

• практическое (двигательное), закладывались основы будущей профессии средствами и методами физического воспитания, формировались алгоритмы построения профессиональной деятельности, позволяющей достичь максимальный результат, выстраивались технологические подходы, связанные с реализацией задач профессионально-прикладной физической подготовленности;

• нравственное, как элемент системы общей и физической теории воспитания, реализовыва-лись основные идеи воспитания качеств личности средствами и методами профессионально-прикладной физической подготовленности (процесс).

В результате взаимодействия двух составляющих у ребенка формировались нравственные качества, которые связывались с качествами, необходимыми в будущей трудовой деятельности, формировались позиции ответственности не только за решение своих профессиональных задач, но и учитывающих интересы идеологически, общественно-значимых. Реализовывалась идея формирования личности, готовой к труду, провозглашая идею приоритета социально-общественного над личностным.

Изучая современное состояние вопроса, следует отметить, что ученые, рассматривая дидактические понятия «труд», «трудолюбие» констатируют, актуализацию вопросов политехнической направленности, которые заложены в нормативных документах.

Так, Л.Г. Филиппова определяя векторные направления развития воспитания, говорит о естественной профессиональной потребности ребенка в получении профессионально-прикладных навыков, представленных в разработанных совместно с педагогом, индивидуальных траекториях профессиональных маршрутов [8].

В.А. Сластенин рассматривая дидактические положения теории трудового воспитания, говорит о единстве компонентов труда: учебного, общественно-значимого и производительного, как основных элементов профессионально-мотивированной деятельности, в результате которой достигается идея профессионализации и ориентации на будущую профессиональную деятельность [6, с. 576].

Подростки современной школы не имеют, в большинстве своем, навыков к организации трудовой деятельности, ценностно-мотивированного отношения к труду, и, как следствие, четких программ достижения

успешности в будущей профессиональной деятельности [10].

Выход из создавшейся ситуации, по нашему мнению, видится в восстановлении значимости основ трудового воспитания в начальной школе. Так как формирование у ребенка основ успешной деятельности (учебной, физкультурной, трудовой и др.) напрямую зависит от степени сформированности аспектов трудового воспитания, таких как трудолюбие, а также отношение к нему.

Стандарт по физической культуре, а также ФГОС второго поколения для образовательной школы рассматривают дисциплину «Физическая культура» как основную гуманитарную область практико-ориенти-рованной направленности, позволяющей, в рамках организации процессов учения и преподавания, достичь цели физкультурного образования [9].

Таким образом, проведенный анализ позволяет актуализировать дальнейшее углубленное изучение и разработку методики реализации основных аспектов трудового воспитания младших школьников методами практико-ориентированной физкультурной деятельности.

Цель исследования заключалась в научном обосновании методики реализации основных аспектов трудового воспитания младших школьников методами практико-ориентированной физкультурной деятельности.

Методы и организация исследования. Реализация поставленной цели осуществлялась посредством установления сетевого взаимодействия между образовательными партнерами, которыми выступили ФГБОУ ВО КГУФКСТ (научно-исследовательская лаборатория социально-педагогических измерений в образовании) и МАОУ СОШ №101 города Краснодара. В исследовании приняли участие обучающиеся 2-х классов в количестве 240 человек, из них 100 мальчиков и 140 де-

вочек, которые были распределены на контрольную и экспериментальную группы.

Результаты и их обсуждение. В результате проведенного анализа, были определены показатели и критерии сформированности трудовой воспитанности детей. Наибольший интерес представляли аспекты, связанные с интеллектуальной, физической и трудовой деятельностью: отношение ребенка к интеллектуальному труду, характеризовали качество личности - любознательность, а к физическому - трудолюбие. Также следует отметить, что нормативный документ (ФГОС НОО) рекомендует использовать диагностические процедуры психолого-педагогической направленности со 2 класса, с разрешения законных представителей ребенка/родителя.

В результате проведенного предварительного диагностирования, были определены уровни сформированности изучаемых показателей, а также определена достоверность групп (таблица 1), которая варьировалась у мальчиков обеих групп в пределах 1=0,39-1,5, при (Р>0,05), а у девочек 1=0,18-1,13, при (Р>0,05).

Сравнивая, полученные цифровые результаты с критериями трудовой воспитанности детей младшего школьного возраста, выделенные Л.Г. Григорьевой [3, с. 24], было выявлено, что у мальчиков и девочек прослеживается средний уровень сформированности исследуемых показателей.

Качества, которые формируют основной портрет воспитанности у ребенка (самостоятельность, любознательность, трудолюбие, доброта и отзывчивость, самодисциплина, патриотизм) варьировались в пределах от 21 до 40 баллов. Наибольшие значение были отмечены у мальчиков (1=1,5, при Р>0,05) по критерию «отношение к физическому труду», наименьшие у девочек - «отношение к обществу» (1=0,18, при Р>0,05).

Подвергая содержательному анализу полученные данные, нами было выявлено, что средний уровень,

Таблица 1

Среднегрупповые показатели оценки уровня сформированности аспектов трудового воспитания у обучающихся 2-х классов контрольной и экспериментальной групп до эксперимента

Критерии Пол Контрольная группа Хср± б Экспериментальная группа Хср± б t Р

Отношение к обществу, патриотизм в (п=10 чел) 24,20±1,98 23,70±1,73 0,6 >0,05

? (п=14 чел) 24,78±2,07 24,85±2,13 0,18 >0,05

Отношение к умственному труду в (п=10 чел) 27,80±1,72 27,20±3,02 0,55 >0,05

? (п=14 чел) 28,42±1,84 28,85±1,99 0,59 >0,05

Отношение к физическому труду в (п=10 чел) 34,30±1,61 32,90±2,07 1,5 >0,05

? (п=14 чел) 33,71±2,51 34,28±1,53 0,73 >0,05

Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности) в (п=10 чел) 23,30±1,9 23,00±2,19 0,32 >0,05

? (п=14 чел) 24,14±1,55 24,35±1,28 0,39 >0,05

Саморегуляция личности (самодисциплина) в (п=10 чел) 23,50±1,43 22,70±2,05 1,02 >0,05

? (п=14 чел) 22,64±1,83 23,21±1,14 1,13 >0,05

характеризуется как выполнение трудовой деятельности по рекомендации педагога, без проявления таких качеств сформированной личности как самостоятельность, самодисциплина. Данные позволяют говорить о нежелании ребенка самостоятельно осуществлять деятельность, связанную с проявлением общественно-значимой, трудовой составляющей.

Полученные данные, позволили актуализировать необходимость разработки методики реализации основных аспектов трудового воспитания методами практико-ориентированной физкультурной деятельности.

В рамках изучения учебного предмета «Физическая культура», была внедрена методика, которая предполагала дидактическое построение 6 этапов, связанных с реализацией задач трудового воспитания:

1 - формирование навыков, связанных с самообслуживанием;

2 - формирование основ навыка перехода от самообслуживания себя к оказанию помощи, при выполнении коллективно-значимой, физкультурной деятельности;

3 - формирование способности выполнять трудовые обязанности, посредством их усложнения в рамках

урока физической культуры, при выполнении основных образовательных, воспитательных задач;

4 - контроль со стороны учителя, оценивание качества трудовых поручений.

5 - формирование мотивационной значимости результатов выполненных трудовых поручений;

6 - Систематическое поощрение результатов выполненных трудовых действий и поручений, самостоятельности и инициативы.

Реализация основных этапов осуществлялась на каждом уроке, в течение 27 учебных недель, 3-4 четверти. Были разработаны 27 технологических карт, с акцентированным вниманием на формирование у детей экспериментальной группы основ трудового воспитания. Обучающиеся контрольной группы занимались по материалам технологических карт урока, в соответствии с календарно-тематическим планированием 3 и 4 четверти.

На схеме 1 представлены основные дидактико-ме-тодические критерии трудового воспитания в структуре урока физической культуры для учащихся 2 класса.

Для оценки определения эффективности предложенной методики, были проведены итоговые диагно-

Схема 1.

Дидактико-методические критерии трудового воспитания в структуре урока физической культуры для учащихся 2 класса

Часть урока Содержательные задачи урока средствами и мето- Дидактические критерии тру-

дами трудового воспитания дового воспитания

Подготовительная Организованное начало урока: - Овладение навыками

часть - переодевание в спортивную форму в классе самообслуживания

Основная часть (аккуратное складывание одежды, обуви); - Формирование основ навыка

Заключительная - дисциплинированный переход в спортивный зал; перехода от самообслуживания

часть - выполнение обязанностей дежурного (подготовка себя к оказанию помощи, при

инвентаря, построение, сдача раппорта) выполнении коллективно-

Оказание помощи учителю при проведении основных значимой деятельности

структурных элементов урока (основной части): - Формирование

- выполнение разновидностей ходьбы, бега, ОРУ, способности выполнять

перестроения для выполнения задач основной части трудовые обязанности,

урока посредством их усложнения

- подготовка мест, оказание помощи в раздаче в рамках урока физической

карточек-заданий, раздача инвентаря, необходимого культуры, при выполнении

для проведения игр, эстафет; основных образовательных,

-уборка мест занятий. воспитательных задач

Заключительная организация урока - Осуществление

- подведение итогов, систематического контроля за

- оценка качества выполненных трудовых поручений, выполняемыми обязанностями

- поощрение результатов выполненных трудовых со стороны учителя, оценивание

действий и поручений, самостоятельности и качества трудовых поручений

инициативы - Формирование мотивационной

Организованное окончание урока: значимости результатов

- уборка инвентаря, построение; выполненных трудовых

- дисциплинированный выход из спортивного зала; поручений

- переодевание в спортивную форму в классе - Систематическое поощрение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(аккуратное складывание спортивной одежды, обуви). результатов выполненных трудовых действий и поручений, самостоятельности и инициативы

стические процедуры, результаты которых представлены в таблицах 2, 3.

Полученные данные контрольной группы отмечают незначительные (Р>0,05) изменения показателей, при сравнении с данными экспериментальной группы (Р<0,05-0,001).

Анализируя полученные данные и сравнивая с критериями Л.Г. Григорьевой [3, с. 24], следует отметить, что у детей экспериментальной группы наблюдается высокий и выше среднего уровни сформированности основных аспектов трудового воспитания.

Анализируя содержательный характер изменений в экспериментальной группе, следует отметить:

• обучающиеся демонстрировали самостоятельное желание участвовать в процессе трудовой деятельности, прослеживался высокий уровень самостоятельности и инициативы при выполнении заданий в рамках практико-ориентирован-ной физкультурной деятельности;

• дети проявляли интеллектуальную активность, оказывали помощь, демонстрировали доброжелательность по отношению друг к другу, проявляли сопереживание;

• активно участвовали в коллективных видах деятельности, демонстрируя понимание успешной деятельности в совместном выполнении поставленных задач;

• творчески подходили к решению вопросов посредством активного сотрудничества в принятии решений.

Вышеперечисленные критериальные изменения показателей, позволяют констатировать эффективность разработанной методики реализации основных аспектов трудового воспитания младших школьников методами практико-ориентированной физкультурной деятельности.

Заключение. В результате проведенного исследования, можно сформулировать, что основа эффектив-

Таблица 2

Динамика показателей оценки уровня сформированности аспектов трудового воспитания у обучающихся 2-х классов контрольной группы

Критерии Пол До Хср± б После Хср± б t Р

Отношение к обществу, патриотизм в (п=10 чел) 24,2±1,98 24,6±1,35 0,53 >0,05

? (п=14 чел) 24,78±2,07 24,85±1,40 0,11 >0,05

Отношение к умственному труду в (п=10 чел) 27,8±1,72 28,9±2,42 1,17 >0,05

? (п=14 чел) 28,42±1,84 28,92±1,27 1,69 >0,05

Отношение к физическому труду в (п=10 чел) 34,3±1,61 34,6±1,8 0,39 >0,05

? (п=14 чел) 33,71±2,51 34,07±2,08 0,41 >0,05

Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности) в (п=10 чел) 23,3±1,9 24,0±1,73 1,06 >0,05

? (п=14 чел) 24,14±1,55 24,42±1,29 0,52 >0,05

Саморегуляция личности (самодисциплина) в (п=10 чел) 23,5±1,43 23,7±1,18 0,34 >0,05

? (п=14 чел) 22,64±1,83 22,92±1,71 0,42 >0,05

Критерии Пол До Хср± б После Хср± б t Р

Отношение к обществу, патриотизм в (п=10 чел) 23,7±1,73 26,5±1,43 3,9 <0,01

? (п=14 чел) 24,85±2,13 26,53±1,43 2,47 <0,05

Отношение к умственному труду в (п=10 чел) 27,2±3,02 31,2±2,66 3,06 <0,01

? (п=14 чел) 28,85±1,99 30,42±1,59 2,34 <0,05

Отношение к физическому труду в (п=10 чел) 32,9±2,07 36,7±1,79 4,36 <0,001

? (п=14 чел) 34,28±1,53 35,38±1,03 2,24 <0,05

Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности) в (п=10 чел) 23±2,19 25,7±1,01 3,55 <0,01

? (п=14 чел) 24,35±1,28 25,3±1,15 2,21 <0,05

Саморегуляция личности (самодисциплина) в (п=10 чел) 22,7±2,05 24,9±1,37 3,45 <0,01

? (п=14 чел) 23,21±1,14 24,67±1,53 2,9 <0,05

Таблица 3

Динамика показателей оценки уровня сформированности аспектов трудового воспитания у обучающихся 2-х классов экспериментальной группы

ного трудового воспитания лежит в его системности по 4. отношению ко всем аспектам воспитания (умственного, физического, трудового и др.). Задача педагога, учителя физической культуры, в рамках организации прак-тико-ориентированной физкультурной деятельности мотивировать детей на успешную трудовую, а в будущем и профессиональную деятельность. Предлагаемая 5. методика, позволяет расширить и систематизировать основные дидактические критерии трудового воспитания в структуре урока физической культуры, а также наполнить его практико-ориентированной профессионально-прикладной, физкультурной составляющей. 6.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абулкаирова Г.Б., Аллагулов А.М. Диагностика трудо- 7 вого воспитания младших школьников, их готовность выполнять поручения взрослых // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №8 (110). g URL: https://research-journal.org/archive/8-110-2021 -august/diagnostika-trudovogo-vospitaniya-mladshix-shkolnikov-ix-gotovnost-vypolnyat-porucheniya-vzroslyx (дата обращения: 10.11.2022). doi: 10.23670/ 9 IRJ.2021.110.8.075

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Теория и технология спортивно-ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М.: 2005. № 5. С. 50-53. к

3. Грирогьева Л.Г. Трудовое воспитание младших школьников в современной общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.01 / Л.Г. Григорьева. Москва, 2014. 24 с.

Конверсия спортивных технологий в системе спор-тизированного физического воспитания / К.Д. Чер-мит, С.Д. Неверкович, А.Г. Заболотний, С.М. Ахме-тов // ТиПФК. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/konversiya-sportivnyh-tehnologiy-v-sisteme-sportizirovannogo-fizicheskogo-vospitaniya (дата обращения: 25.10.2022).

Наталов Г.Г. Фундамент специальности «Физическая культура и спорт». «Природа, общество, человек» // Вестник Южнороссийского отделения Международной академии наук высшей школы. Краснодар, 1996. № 1(4). С. 5-8.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 576 с.

Спортизация в общеобразовательной школе / под общ. ред. Л.И. Лубышевой. М.: Теория и практика физической культуры, 2009. 168 с. Тесты по психологии личности. Источник: https:// psycabi.net/testy/517-test-refleksii-metodika-diagnostiki-urovnya-razvitiya-refleksivnosti-oprosnik-karpova-a-

Филиппова Л.Г. Проблемы трудового воспитания в современной школе // Вестник Марийского государственного университета. 2015. №3 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-trudovogo-vospitaniya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 22.11.2022).

Юсупхаджиева Т.В. Актуальные подходы к реализации трудового воспитания в современной начальной школе // МНКО. 2016. №3 (58). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-podhody-k-realizatsii-trudovogo-vospitaniya-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole (дата обращения: 25.04.2022).

FORMATION OF THE MAIN ASPECTS OF LABOR EDUCATION BY METHODS OF PRACTICE-ORIENTED PHYSICAL ACTIVITY

N.V. Ivanova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Life Safety and Drug Addiction Prevention,

E.V. Mirzoeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Management in Sports and Education, Dean of the Faculty of Sports Management, Pedagogy and Psychology Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, 161 Budyonny St., e-mail: iv.nina@mail.ru

Annotation

Relevance. The analysis of the Federal Law "On Education" states a paradoxical situation that can be traced not only in the legislative space, but also in the real conditions of an educational school. Thus, according to Article 34 of the Federal Law, it is prohibited "to involve students without their consent and underage students without their parents' consent to work that is not provided for by the educational program."It follows from this that teachers of an educational institution do not have the right to involve children in socially useful work.

The way out of this situation, in our opinion, is to restore the importance of the basics of labor education in primary school. Since the formation of a child studying at the stage of primary general education, the foundations of successful activity (educational, physical culture, labor, etc.), directly depends on the degree of formation of aspects of labor education, such as diligence, as well as attitude towards it.

The purpose of the study was to scientifically substantiate the methodology for implementing the main aspects of labor education of younger schoolchildren by methods of practice-oriented physical activity.

Research methods. Two groups of research methods were used: general scientific and experimental (questionnaire according to the methodology of M.I. Shilova, criterion analysis of the formed aspects of labor education according to the methodology of L.G. Grigorieva, mathematical methods).

The results of the study showed that the use of methods of practice-oriented physical activity contributes to an increase in the level of formation of the main aspects of labor education of younger schoolchildren, which expands the scope of the developed methodology.

At the same time, certain didactic criteria and stages of labor education contribute to the qualitative construction of the process of forming the physical culture of the child's personality.

Thus, systematic practice-oriented physical culture activity, within the framework of the organized process of physical education of younger schoolchildren, contributes to the formation of the main aspects of labor education.

Keywords: aspects and criteria of labor education, methods of practice-oriented physical activity, subject "Physical culture", junior schoolchildren.

References:

1. Abulkairova G.B., Allagulov A.M. Diagnostics of labor education of younger schoolchildren, their readiness to fulfill adult assignments. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skiizhurnal [International Scientific Research

Journal]. 2021, no 8 (110). URL: https://research-journal. org/archive/8-110-2021-august/diagnostika-trudovo-go-vospitaniya-mladshix-shkolnikov-ix-gotovnost-vy-polnyat-porucheniya-vzroslyx (accessed: 10.11.2022). doi: 10.23670/IRJ.2021.110.8.075 (in Russian)

2. Bal'sevich V.K., Lubysheva L.I. Theory and technology of sports-oriented physical education in a mass comprehensive school. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: Upbringing, Education, Training]. Moscow: 2005, no. 5, pp. 50-53. (in Russian)

3. Grirog'eva L.G. Labor education of younger schoolchildren in a modern comprehensive school. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2014, 24 p. (in Russian)

4. Chermit K.D., Neverkovich S.D., Zabolotnii A.G., Akhme-tov S.M. Conversion of sports technologies in the system of sportized physical education. TiPFK [TiPFC]. 2022. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konversiya-sportivnyh-tehnologiy-v-sisteme-sportizirovannogo-fizicheskogo-vospitaniya (accessed: 10/25/2022). (in Russian)

5. Natalov G.G. The foundation of the specialty "Physical culture and sports". "Nature, society, man". Vestnik Yu-zhnorossiiskogo otdeleniya Mezhdunarodnoi akademii nauk vysshei shkoly [Bulletin of the South Russian branch of the International Academy of Sciences of the Higher School]. Krasnodar, 1996, no. 1(4), pp. 5-8. (in Russian)

6. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Publishing Center "Academy", 2012, 576 p.

7. Sportizatsiya v obshcheobrazovatel'noi shkole [Sportiza-tion in a secondary school], under the general editorship of L.I. Lubysheva. Moscow: Theory and practice of physical culture, 2009, 168 p.

8. Testy po psikhologii lichnosti [Personality psychology tests]. Source: https://psycabi.net/testy/517-test-reflek-sii-metodika-diagnostiki-urovnya-razvitiya-refleksivnos-ti-oprosnik-karpova-a- (in Russian)

9. Filippova L.G. Problems of labor education in a modern school. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Mari State University]. 2015, no.3 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-tru-dovogo-vospitaniya-v-sovremennoy-shkole (accessed: 11/22/2022). (in Russian)

10. Yusupkhadzhieva T.V. Actual approaches to the implementation of labor education in a modern elementary school. MNKO [MNKO]. 2016, no.3 (58). URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/aktualnye-podhody-k-realizatsii-trudovogo-vospitaniya-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole (accessed: 04/25/2022).

Поступила / Received 29.11.2022

Принята в печать / Accepted 28.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.