Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Н. Ю.

В статье рассматривается проблема формирования экологической компетентности у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания на основе организации интегрированных уроков по физической культуре. Описано содержание экспериментальной технологии формирования экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Физическая культура», а также во внеурочное время, представленная целевым, содержательным, процессуальным, результативным блоками, а также блоками рефлексии и коррекции, эффективная реализация которой обеспечена комплексом педагогических условий. Приведен примерный тематический план интегрированных уроков физической культуры познавательного цикла экологической направленности «Я забочусь об окружающей среде» по следующим разделам: - «Я и растения», при изучении которого дети знакомятся с различными растениями, правилами ухода за ними, участвуют в проектной деятельности; - «Я и животные» - учащиеся знакомятся с многообразием птиц, зимующих в родном крае, изучают особенности их поведения, питания, изготавливают кормушки и подкармливают птиц; - «Я и окружающая среда» - дети получают сведения о видах загрязнения окружающей среды, участвуют в акции, проводят исследование по определению количества мусора выбрасываемого семьей ребенка за определенный промежуток времени, изготавливают различные поделки; - «Я и мое здоровье» - направлен на сохранение и укрепление здоровья школьников путем вовлечения их в проектную деятельность, организации подвижных игр, выставки рисунков. Представлены критерии и показатели, а также описана методика диагностики уровня сформированности экологической компетентности у младших школьников. Выполнен анализ результатов уровня сформированности экологической компетентности учащихся 8-9 лет. Показана динамика прироста показателей, характеризующих уровень экологической компетентности детей младшего школьного возраста. Выявлено положительное влияние экспериментальной технологии на уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Определены темпы прироста показателей, характеризующих физическую подготовленность мальчиков и девочек 8-9 лет опытных групп за период педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мищенко Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ENVIRONMENTAL COMPETENCE PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION

The article considers the problem of the formation of environmental competence in children of primary school age in the process of physical education based on the organization of integrated lessons in physical education. The content of the experimental technology for the formation of environmental competence in primary school-children in the lessons in the subject «Physical Culture», as well as in extracurricular time, represented by target, substantial, procedural, productive blocks, as well as blocks of reflection and correction, the effective implementation of which is ensured by a complex of pedagogical conditions. The approximate thematic plan of integrated physical education lessons of the cognitive cycle of the environmental orientation «I care about the environment» in the following sections: - «I and plants», when studying which children get acquainted with various plants, the rules for caring for them, participate in project activities; - «I and animals» - students get acquainted with the variety of birds wintering in their native land, study the features of their behavior, nutrition, make feeders and feed birds; - «I am and the environment» - children receive information about the types of environmental pollution, participate in shares, conduct a study on determining the amount of garbage of the child thrown out by the family for a certain period of time, make times of personal crafts; - «I and my health» - aimed at preserving and strengthening the health of schoolchildren by involving them in project activities, organizing outdoor games, exhibition of drawings. Criteria and indicators are presented, as well as the methodology for diagnosing the level of formation of environmental competence in younger students. An analysis of the level of formation of environmental competence of students is 8-9 years old. The dynamics of an increase in indicators characterizing the level of environmental comprehensiveness of children of primary school age is shown. The positive impact of experimental technology on the level of physical fitness of children of primary school age was revealed. The growth rate of indicators characterizing the physical preparedness of boys and girls of 8-9 years of experimental groups for the period of pedagogical experiment is determined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

УДК 796.011.3 ББК 74.200.55

Мищенко Н. Ю.

Уральский государственный университет физической культуры

NUMishenko@yandex. ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования экологической компетентности у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания на основе организации интегрированных уроков по физической культуре. Описано содержание экспериментальной технологии формирования экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Физическая культура», а также во внеурочное время, представленная целевым, содержательным, процессуальным, результативным блоками, а также блоками рефлексии и коррекции, эффективная реализация которой обеспечена комплексом педагогических условий. Приведен примерный тематический план интегрированных уроков физической культуры познавательного цикла экологической направленности «Я забочусь об окружающей среде» по следующим разделам:

- «Я и растения», при изучении которого дети знакомятся с различными растениями, правилами ухода за ними, участвуют впроектной деятельности;

- «Я и животные» - учащиеся знакомятся с многообразием птиц, зимующих в родном крае, изучают особенности их поведения, питания, изготавливают кормушки и подкармливают птиц;

- «Я и окружающая среда» - дети получают сведения о видах загрязнения окружающей среды, участвуют в акции, проводят исследование по определению количества мусора выбрасываемого семьей ребенка за определенный промежуток времени, изготавливают различные поделки;

- «Я и мое здоровье» - направлен на сохранение и укрепление здоровья школьников путем вовлечения их в проектную деятельность, организации подвижных игр, выставки рисунков.

Представлены критерии и показатели, а также описана методика диагностики уровня сфор-мированности экологической компетентности у младших школьников. Выполнен анализ результатов уровня сформированности экологической компетентности учащихся 8-9 лет. Показана динамика прироста показателей, характеризующих уровень экологической компетентности детей младшего школьного возраста. Выявлено положительное влияние экспериментальной технологии на уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Определены темпы прироста показателей, характеризующих физическую подготовленность мальчиков и девочек 8-9 лет опытных групп за период педагогического эксперимента.

Ключевые слова: экологическая компетентность, физическое воспитание, интегрированный урок физической культуры, дети младшего школьного возраста

Mishchenko N. Yu.

Ural State University of physical culture NUMi shenko@yandex .ru

FORMATION OF ENVIRONMENTAL COMPETENCE PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION

Annotation. The article considers the problem of the formation of environmental competence in children of primary school age in the process of physical education based on the organization of integrated lessons in physical education. The content of the experimental technology for the for-

mation of environmental competence in primary schoolchildren in the lessons in the subject «Physical Culture», as well as in extracurricular time, represented by target, substantial, procedural, productive blocks, as well as blocks of reflection and correction, the effective implementation of which is ensured by a complex of pedagogical conditions. The approximate thematic plan of integrated physical education lessons of the cognitive cycle of the environmental orientation «I care about the environment» in the following sections:

- «I and plants», when studying which children get acquainted with various plants, the rules for caring for them, participate in project activities;

- «I and animals» - students get acquainted with the variety of birds wintering in their native land, study the features of their behavior, nutrition, make feeders and feed birds;

- «I am and the environment» - children receive information about the types of environmental pollution, participate in shares, conduct a study on determining the amount of garbage of the child thrown out by the family for a certain period of time, make times of personal crafts;

- «I and my health» - aimed at preserving and strengthening the health of schoolchildren by involving them in project activities, organizing outdoor games, exhibition of drawings.

Criteria and indicators are presented, as well as the methodology for diagnosing the level of formation of environmental competence in younger students. An analysis of the level of formation of environmental competence of students is 8-9 years old. The dynamics of an increase in indicators characterizing the level of environmental comprehensiveness of children of primary school age is shown.

The positive impact of experimental technology on the level of physical fitness of children of primary school age was revealed. The growth rate of indicators characterizing the physical preparedness of boys and girls of 8-9 years of experimental groups for the period of pedagogical experiment is determined.

Key words: environmental competence, physical education, Integrated physical education lesson, children of primary school age

Актуальность. Глобальные научно-технические достижения человечества в последние десятилетия обусловили невиданные в истории масштабы воздействия общества на природную среду обитания. Начало XXI века ознаменовано не только ускоренным развитием человеческой цивилизации, но и небывалым обострением глобального экологического кризиса. В создавшихся условиях, как подчеркивает Н. Р. Ахмадуллин (2004), «назрела жизненная необходимость воспитания нового, планетарного характера экологического мировоззрения и поведения подрастающего поколения, направленного на сохранение естественных природных ландшафтов и посильное восстановление разрушенных и загубленных неразумной хозяйственной политикой предыдущих поколений природных объектов» [4].

Сегодня в нашей стране необходимость развития экологического образования, направленного на формирование экологической компетентности у обучающихся закреплена в Конституции Российской Федерации [12]. Роль экологической культуры в обеспечении национальной безопасности и устойчивого развития Россий-

ской Федерации зафиксирована в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [21]. В 2022 году Министерством просвещения Российской Федерации утверждена Концепция экологического образования в системе общего образования, в которой подчеркивается ведущая роль общеобразовательной школы в «реализации устойчивого развития, в становлении экологической культуры, где формируются основы мировоззрения, происходит активное становление ценностно-смысловой сферы личности, осваиваются способы практической реализации требований экологического императива» [13].

Модернизация сферы образования на основе компетентностного подхода, существенно затронула систему школьного образования. Однако, понятие «экологическая компетентность» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения структуры, а проблема формирования экологической компетентности у детей школьного возраста в процессе физического воспитания до сих пор не получила должного обобщения и освещения в научно-педагогической литературе, хотя и является

одной из важных, но малоисследованных проблем [10; 18].

По мнению специалистов одним из наиболее продуктивных периодов для формирования основ экологической компетентности является младший школьный возраст. Дети 7-9 лет обладают непосредственностью, нестандартным мышлением, эмоциональной восприимчивостью к природным явлениям и процессам, у них активно развиваются интеллектуальные способности, формируются нравственные установки, закладываются основы природоохранительной деятельности. Поэтому работа по формированию экологической компетентности младших школьников имеет огромное значение для становления и дальнейшего развития экологической культуры личности [4; 20].

Как подчеркивает В. В. Черкасов (2013), «учебно-воспитательный процесс обучения учащихся предмету «Физическая культура» в школе должен рассматриваться как создание новой целостной системы организации учебных занятий, включающих интеграцию специальных знаний и практических умений в соответствии с предполагаемо-гарантирующим результатом, повышающим уровень физкультурного образования учащихся, направленного на формирование физической культуры личности школьника» [22].

Важность и необходимость формирования экологической компетентности школьников на основе межпредметных связей показывают в своих работах И. Г. Агузарова (2000), Ч. М. Алирзаев (1995), М. В. Аргунова (2009), Н. Р. Ахмадуллин (2004), Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина (2012), Д. С. Ермаков (2009), Е. Д. Макаров (2001), А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Т. Г. (1983), Л. В. Моисеева (2011) [1; 2; 3; 4; 6; 8; 15; 23; 20]. По мнению Н. Ю. Мищенко «межпредметные связи являются одним из принципов экологического образования [19]. В работах автора обосновывается равное участие разных предметов в формировании экологической культуры обучающихся [18; 19].

Наряду с этим практически не разработана проблема использования в формировании экологической компетентности учащихся начальных классов, потенциала физического воспитания. В то же время физическое воспитание, на наш взгляд,

тесно связано с экологическим и имеет значительные возможности в области формирования экологического сознания и поведения младших школьников, в первую очередь, по отношению к своему собственному организму как объекту экологической заботы. Ни один из предметов учебного плана начальной школы кроме физической культуры не связан так тесно и непосредственно с окружающей природой как естественным гигиеническим и закаливающим средством и средой двигательной активности человека. Значительная часть занятий физическими упражнениями разворачивается на свежем воздухе в непосредственном соприкосновении с окружающей природной средой - естественными природными ландшафтами и водоемами

[4; 19].

Следовательно, приобретает актуальность поиск технологий, средств, методов обучения и диагностики экологического образования, применяемых в процессе физического воспитания, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетентности у выпускника начальной школы.

Один из путей решения проблемы видится в обосновании технологии уроков интегративного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста на фоне высокого уровня двигательной активности [19]. Эта идея, высказанная И. М. Козловым [11], завоевывает все большее число сторонников и находит экспериментальное подтверждение.

Таким образом, налицо выраженное противоречие: между значительными потенциальными возможностями физического воспитания в решении проблем формирования экологической компетентности младших школьников и отсутствием научно разработанной системы практической реализации этих возможностей. Необходимость практического решения данного противоречия определяет проблему исследования, заключающуюся в научно-теоретическом осмыслении потенциальных возможностей формирования экологической компетентности младших

школьников в процессе физического воспитания.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию эффективного формирования экологической компетентности младших школьников в процессе физического воспитания.

Гипотеза исследования. Предполагается, что разработанная экспериментальная технология окажет положительное влияние на уровень сформированности экологической компетентности детей младшего школьного возраста, если:

- в процессе физического воспитания (в урочной и неурочной деятельности) систематически применять различные педагогические формы и методы, направленные на формирование экологической компетентности детей младшего школьного возраста (наглядные, словесные, практические);

- подобран диагностический инструментарий и выявлен актуальный уровень сформированности экологической компетентности у учащихся младшего школьного возраста;

- разработано и реализовано в учебно-воспитательном процессе содержание интегрированных уроков физической культуры, направленное на формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста.

Организация и методы исследования. Исследование было организовано в три этапа (таблица 1). Педагогический эксперимент проводился в целях выявления эффективности предложенных педагогических условий формирования экологической компетентности детей младшего школьного возраста в процессе физическо-

го воспитания в период с сентября 2021 г. по май 2022 г. на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 13 г. Челябинска», с участием школьников вторых классов в количестве 44 человека, из которых было сформировано две опытные группы - контрольная (КГ) (п=22) и экспериментальная группа (ЭГ) (п=22).

Учебный процесс экспериментальной и контрольной групп был организован в соответствии с программой по физическому воспитанию в объеме 3-х академических часов в неделю [14]. Школьники контрольной группы занимались по традиционной методике. Уроки физической культуры в экспериментальной группе были направлены на активизацию двигательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста и предусматривали межпредметное взаимодействие с уроками по предмету «Окружающий мир» на основе применения интегрированного обучения, предполагающего организацию и проведение уроков интегрированного типа, объединяющие в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. По мнению В. В. Черкасова (2013), «в интегрированном уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины, как в их полном объеме, порождая интегра-тивные предметы, так и включая лишь отдельные составляющие: содержание, методы» [22].

Таблица 1 - Программа экспериментальной работы

Этапы экспериментальной работы; цель, задачи Содержание деятельности

Констатирующий этап Цель - диагностика первоначального уровня сформированности экологической компетентности у младших школьников;выявление исходного уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста Задачи: 1) вывить критерии экологической компетентности у младших школьников, подобрать диагностические методики; Изучение теоретической и методической литературы. Изучение педагогического опыта. Диагностика экологических знаний, умений и отношений (когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий критерии). Отбор тестов и определение исходного уровня физической подготовленности. Количественная и качественная обработка результатов диагностики.

2) выявить исходный уровень сформированно-сти экологической компетентности у младших школьников; 3) определить исходный уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста

Формирующий этап Цель — создание и апробация технологии, направленной на формирование экологической компетентности у младших школьников на интегрированных уроках по физической культуре. Задачи: 1) разработать технологические карты интегрированных уроков физической культуры с включением технологии проблемного обучения и проектных задач, направленных на формирование экологической компетентности у младших школьников; 2) апробировать выявленные педагогические условия. Экспериментальная апробация эффективности технологии формирования экологической компетентности учащихся начальных классов путем систематического включения элементов проблемно-гообучения и проектных задач.

Контрольный этап Цель — оценка эффективности разработанной и апробированной технологии. Задачи: 1) выявить уровень сформированности экологической компетентности у младших школьников после реализации экспериментальной технологии; определить сформированный уровень физической подготовленности детей 8-9 лет; 2) оценить эффективность предложенной технологии и состоятельность гипотезы; 3) проанализировать полученные результаты, подвести итоги, сформулировать выводы. Анализ результативности проведенной работы по формированию экологической компетентности у младших школьников в процессе интегрированных уроков физической культуры и интерпретация полученных данных. Подготовка таблици графиков.

В процесс интегрированных уроков физической культуры школьников экспериментальной группы применялись физические упражнения, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры и эстафеты экологической направленности, а также средства и методы экологического воспитания: наблюдения за объектами живой и неживой природы, проведение несложных опытов, беседы, рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, познавательные игры, решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира. Предусматривалось использование образных названий

упражнений, приемов имитации и подражания. Преимущество имели динамические упражнения, а также упражнения циклического характера, способствующие расширению функциональных возможностей детского организма и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности. Третий урок физической культуры был организован в лесопарковой зоне на экологической тропинке здоровья [17].

Интегрированные уроки по физической культуре имели общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний было различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могли проводиться в начале ин-

тегрированного урока по физической культуре в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по тропинке здоровья, а затем использовались физические упражнения в общепринятой последов а-тельности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Или, физические упражнения предшествовали наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в конце интегрированного урока при возвращении в общеобразовательное учреждение. В подготовительной части интегрированного урока по физической культуре применялись физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводились природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и

подвижными играми, и, наконец, интегрированный урок завершался либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе [17; 19].

На основании анализа педагогической и методической литературы по данной проблеме нами были выделены критерии экологической компетентности и определены показатели их сформированности (в основе - методика диагностики экологической воспитанности младших школьников Е. А. Гриневой, С. Ю. Прохоровой (2008) [6]) (таблица 2):

- Когнитивный критерий;

- Эмоционально-ценностный критерий;

- Поведенческий критерий.

Критерии Показатели

1 Когнитивный критерий Глубина и системность экологических знаний; Проявление познавательного интереса к экологическим проблемам;

2 Эмоционально-ценностный критерий Понимание многосторонней ценности природы; Проявление эмоционально-ценностного отношения к природе;

3 Поведенческий критерий Сформированность экологических умений и навыков; Инициатива природоохранной деятельности.

Таблица 2 - Критерии и показатели сформированности экологической компетентности у младших школьников

Методика диагностики экологической компетентности, предложенная Е. А. Гриневой, С. Ю. Прохоровой (2008), была адаптирована нами и включала в себя 6 основных блоков, отражающих основные показатели приведенных выше критериев [6]:

1) Глубина и системность экологических знаний;

2) Проявление познавательного интереса к экологическимпроблемам;

3) Понимание многосторонней ценности природы;

4) Проявление эмоционально-ценностного отношения к природе;

5) Сформированность экологических умений и навыков;

6) Инициатива природоохранной деятельности.

Первый и второй блоки методики были направлены на изучение когнитивного критерия экологической компетентности. Первый блок изучается в игровой форме. Ребёнку предлагалось взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и поселить их по домикам (с учётом места проживания). Затем предлагалось взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Если на столе остались какие-нибудь фигурки, ребёнку предлагалось ещё раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. После того, как ребёнок справился с заданием, ему предлагалось выбрать два изображения животных, три изображения птиц и затем ответить на следующие вопросы, в соответствии с выбранными картинками:

1 Как называется животное (птица)?

2 Какие его характерные особенности?

3 Чем питается животное (птица)?

4 Оценка результатов деятельности.

Третий и четвертый блок методики

были направлены на изучение эмоционально-ценностного критерия. Третий блок изучался с помощью теста, где ребенку нужно было назвать и показать четыре комнатных растения:

1 Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

2 Покажи, как правильно это надо делать (на примере одного растения).

3 Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Далее из представленных на картинках растений (даны в скобках) предлагалось выбрать:

а) сначала деревья (берёза, липа, тополь);

б) деревья, у которых есть иголки, и деревья, у которых есть листочки (лиственные и хвойные) (ель, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, опята);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Пятый блок был направлен на изучение показателя эмоционально-ценностного отношения к природе и дать ответы на следующие вопросы:

1 Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, задается вопрос:

2 «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»)

3 Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в школе?

4 Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке школы всегда росли растения?

5 Как ты можешь помочь птицам зимой?

Время выполнения задания составляло 8 минут.

Шестой блок методики был направлен на выявление поведенческого критерия экологической воспитанности. Задание этого блока предусматривало оценку сформи-рованности умений соблюдать правила и нормы поведения в природе, проявление инициативы природоохранной деятельности: животных уголка природы на короткое время оставляли без еды, загрязнили их воду невредными добавками, поставили в живой уголок горшок с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагалось поухаживать за обитателями уголка природы.

По каждому блоку методики диагностики была разработана общая шкала оценки. Максимальная оценка заданий каждого блока составила 5 баллов, при этом предусмотрена следующая градация: 5 баллов — показатель выражен (т.е. соответствует высокому уровню); 4 балла — показатель выражен, но есть недочеты (средний уровень); 3 балла — показатель выражен недостаточно (низкий уровень); 2 балла показатель не выражен (низкий уровень); 1 балл — с заданием не справился. Таким образом, по каждому критерию была предусмотрена максимальная оценка 10 баллов: 1-6 баллов — низкий уровень сформированности критерия; 7-8 баллов — средний; 9-10 — высокий уровень.

Общий уровень сформированности экологической компетентности младших школьников определялся путем обобщения результатов по каждому критерию. При этом нами были выделены следующие уровни сформированности экологической компетентности и соответствующая сумма баллов (таблица 3):

25—30 баллов — инициативно-творческий или высокий уровень экологической воспитанности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20—25 баллов — знаниево-ориентированный или средний уровень;

15—20 баллов — прогматико-потребительский или низкий уровень.

Таблица 3 - Уровни сформированности экологической компетентности у младших школьников

Уровень экологической воспитанности Характеристика

Инициативно-творческий, или высокий Характеризуется владением школьниками полными, глубокими и систематизированными знаниями о законах экологии, об экологических проблемах, о причинах их возникновения, о возможных экологических опасностях и их последствиях для здоровья людей и природной среды, способах их предупреждения и предотвращения, знания о целесообразности экологических норм и правил, обеспечивающих экологическую безопасность жизни, необходимости их выполнения и умения применять в жизни.

Знаниево- ориентированный, или средний Характеризуется наличием у школьников устойчивых знаний и представлений о законах экологии, об экологических проблемах в мире, стране и своем регионе, о причинах их возникновения, о имеющихся и возможных экологических опасностях и их последствиях для здоровья людей и природной среды достаточных знаний о способах их предупреждения и предотвращения, об экологических нормах и правил, обеспечивающих экологическую безопасность жизни людей и природы, необходимости и целесообразности их применения в жизни. У учащихся в целом сформированы и систематизированы знания по организации проектно-исследовательской деятельности по экологии, имеются представления о целях, задачах, структуре, этапах данной деятельности и оптимальных способах достижения ее результатов, вопределенной степени школьники владеют умениями и навыками решения про-ектно-исследовательских экологических задач. Представления, умения и навыки в области творческого саморазвития, а также знания основных условий развития экологической культуры личности развиты недостаточно.

Прогматико- потребительский, или низкий Характеризуется отсутствием или слабым уровнем экологических знаний и представлений (о законах экологии, об экологических проблемах в мире, стране и своем регионе, о причинах их возникновения, об экологических опасностях и их последствиях для здоровья людей и природной среды, знания о способах их предупреждения и предотвращения, о целесообразности экологических норм и правил, обеспечивающих экологическую безопасность жизни) и необходимости их выполнения в жизни. Слабо сформированными являются знания о способах решения экологических проблем и экологической деятельности. Отсутствуют знания и представления о нравственно-гуманитарных и этнокультурных основах сущности отношений в системе «человек и природа», как механизме гармонизации отношений в данной системе и обеспечения экологической безопасности жизни.

Результаты исследования. Анализ результатов изучения уровня сформиро-ванности экологической компетентности у младших школьников по выявленным критериям на констатирующем этапе эксперимента показал, что в основном у детей

8-9 лет, как контрольной группы, так и экспериментальной, в начале исследования был выявлен «низкий уровень» сформиро-ванности экологической компетентности по всем трем компонентам (когнитивному,

эмоционально-ценностному, поведенче-

скому) (таблица 4; рисунок 1; 2; 3).

Таблица 4 - Распределение детей младшего школьного возраста опытных групп в начале исследования по уровню сформированности экологической компетентности (в %)

Критерии оценки

Когнитивный Эмоционально- Поведенческий

Уровень сформи- ценностный

рованности эколо- Задания методики по соответствующимкритериям

гической компе- 1 2 3 4 5 6

тентности

Контрольная группа (n=22)

«Низкий» 13 14 12 11 13 (59,0) 11 (50,0%)

(59,0%) (63,6%) (54,5%) (50,0%)

«Средний» 7 (31,8%) 6 (27,3%) 7 (31,8%) 8 (36,4%) 7 (31,8%) 8 (36,4%)

«Высокий» 2 (9,0%) 2 (9,0%) 3 (13,6%) 3 (13,6%) 2 (9,0%) 3 (13,6%)

Экспериментальная группа (n=22)

«Низкий» 14 15 14 14 12 13 (59,0)

(63,6%) (68,2%) (63,6%) (63,6%) (54,5%)

«Средний» 8 (36,4%) 5 (22,7%) 6 (27,3%) 7 (31,8%) 8 (36,4%) 7 (31,8%)

«Высокий» 1 (4,5%) 2 (9,0%) 2 (9,0%) 1 (4,5%) 2 (9,0%) 2 (9,0%)

Примечание: первая цифра - значение в единицах, вторя в %

80 70 60 50 40 30 20 10 0

68,2

Низкий уровень

36,4

Средний уровень □ КГ-1 ИЭГ-1 ■ КГ-2 ■ ЭГ-2

9 9 9

4,5

Высокий уровень

Рисунок 1 - Распределение детей младшего школьного возраста по уровню сформированности экологической компетентности: когнитивный компонент (в %) в начале исследования Примечание: КГ-1, ЭГ-1 - задания методики по 1 критерию; КГ-2, ЭГ-2 - задания методики диагностики по 2 критерию.

Рисунок 2 - Распределение детей младшего школьного возраста по уровню сформированности экологической компетентности: эмоционально-ценностный

компонент (в %) в начале исследования Примечание: КГ-3, ЭГ-3 - задания методики по 3 критерию; КГ-4, ЭГ-4 - задания методики диагностики по 4 критерию.

70

59 59

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

□ КГ-5 ■ ЭГ-5 ИКГ-6 ИЭГ-6

Рисунок 3 - Распределение детей младшего школьного возраста по уровню сформированности экологической компетентности: поведенческий компонент (в %) в начале исследования Примечание: КГ-5, ЭГ-5 - задания методики по 5 критерию; КГ-6, ЭГ-6 - задания методики диагностики по 6 критерию.

Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень сформирован-ности экологической компетентности детей младшего школьного возраста, проведенный в начале исследования не выявил статистически достоверных отличий меж-

ду полученными результатами (баллами) детей опытных групп как во всех трех компонентах, так и в общем уровне сфор-мированности экологической компетентности учащихся (таблица 5).

Таблица 5 - Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень сформиро-ванности экологической компетентности детей младшего школьного возраста в начале эксперимента (в баллах)_____

Компоненты уровня сформированности экологической компетентности Контрольная группа (х ± а) (п=22) Экспериментальная группа (х ± а) (п=22) ^критерий Стьюдента P

Когнитивный компонент (10-ти балльная шкала оценки) 5,4 ± 2,32 5,2 ± 2,28 0,43 > 0,05

Эмоционально-ценностный компонент (10-ти балльная шкала оценки) 5,1 ± 2,16 4,9 ± 2,11 0,76 > 0,05

Поведенческий компонент (10-ти балльная шкала оценки) 5,6 ± 2,45 5,5 ± 2,41 0,54 > 0,05

Общий уровень сформированности экологической компетентности (30-ти балльная шкала оценки) 16,1 ± 5,41 15,6 ±5,33 0,74 > 0,05

С целью повышения уровня сформи-рованности экологической компетентности детей младшего школьного возраста экспериментальной группы в физическое воспитание учащихся была внедрена разработанная инновационная технология, предусматривающая применение:

- различных форм организации учебной деятельности по формированию экологической компетентности, в зависимости от средств обучения: по количеству детей

Таблица 6 - Взаимосвязь задач, форм и

(индивидуальные, групповые); по организации представления объектов (экскурсии, выставки); по организации актуализации знаний (КВН, викторины, экологические игры); по организации деятельности детей (поручения, дежурства, коллективный труд в природе);

- учет взаимосвязи задач, форм и методов формирования экологической компетентности у младших школьников (таблица 6);

методов формирования экологической компе-

тентности у младших школьников

Задачи работы Формы и методы

1 Обогащать, упорядочивать и систематизировать знания детей о природе и представления детей о природе. Рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках. Решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира

2 Воспитывать положительное отноше-ниек миру природы. Составление рассказов о своих домашних питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте природы.

3 Побуждать детей к проявлению познавательного интереса к миру природы (в частности, к миру растений). а) экскурсии в природу; б) ежедневные наблюдения за явлениями природы; в) дежурства в уголке природы по уходу за разнообразными растениями.

4 Побуждать детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и действиям по обследованию их (или уходу за ними) Организация рисования, уроков по ручному труду с природным материалом, чтение стихов, слушание экологических сказок, от ражать свое отношение и в словах (нравится, красиво).

5 Создавать мотивацию детей к изуче-ниюприродных явлений. Организация проектной деятельности,позна-вательных игр, экскурсий и др.

- реализацию выявленных педагогических условий, предусматривающих:

1) введение в круг задач физического воспитания элементов экологического

воспитания, направленных на формирование экологической компетентности детей младшего школьного возраста (наглядные, словесные, практические);

2) выделение в качестве предмета экологического восприятия и изучения учащимися в процессе физического воспитания своего собственного организма, а также разнообразных природных объектов как средств закаливания (солнце, воздух, вода), условий обеспечения нормальной двигательной активности (атмосфера, земной покров, природные явления), предмета эстетического переживания (красота родной природы) и т.д.;

3) организацию разнообразной имитационно-игровой деятельности, обеспечивающей активную природную идентификацию учащихся;

4) гармоничное сочетание когнитивного, эмоционально-ценностного и дея-тельностно-практического компонентов формирования экологической культуры младших школьников путем использования целостного комплекса разнообразных и взаимодополняющих педагогических методов и средств.

5) подбор диагностического инструментария и выявление актуального урове-ня сформированности экологической компетентности у учащихся младшего школьного возраста;

6) разработку и реализацию в учебно-воспитательном процессе содержание интегрированных уроков физической культуры, направленных на формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста.

В рамках экспериментальной работы нами разрабатывались технологические карты интегрированных уроков физической

Таблица 7 - Примерный тематический «Я забочусь об окружающей среде»

культуры цикла «Я забочусь об окружающей среде» с использованием программных и разработанных нами (в качестве дополнения) заданий, которые были направлены формирование экологической компетентности младших школьников по следующим разделам:

«Я и растения», при изучении которого дети знакомятся с различными растениями, правилами ухода за ними, участвуют впроектной деятельности;

«Я и животные» — учащиеся знакомятся с многообразием птиц, зимующих в родном крае, изучают особенности их поведения, питания, изготавливают кормушки и подкармливают птиц;

«Я и окружающая среда» — дети получают сведения о видах загрязнения окружающей среды, участвуют в акции, проводят исследование по определению количества мусора выбрасываемого семьей ребенка за определенный промежуток времени, изготавливают различные поделки;

«Я и мое здоровье» — направлен на сохранение и укрепление здоровья школьников путем вовлечения их в проектную деятельность, организации подвижных игр, выставки рисунков.

Примерный тематический план уроков физической культуры интегрированного познавательного цикла экологической направленности «Я забочусь об окружающей среде» с решением задач экологического воспитания, направленных на формирование экологической компетентности учащихся, приведен в таблице 7.

план уроков физической культуры цикла

Познавательные мероприятия Двигательная деятельность Творческие задания Практические мероприятия Исследовательские мероприятия

«Я и животные»

Беседа «Зимующие в нашем городе птицы» Комплекс ОРУ «Зимующие птицы»; Подвижная игра «Птица без гнезда»; «Зимующие и перелетные птицы» Дидактическая игра «Напиши письмо пернатому другу» Практическая работа «Помо-гипернатым!» Наблюдение «Птичья столовая»

«Я и растения»

Путешествие на Комплекс Сочинение ска- Демонстрационный опыт «Зеленый

родину Комнат- ОРУ «В цар- зок «Комнат- уголок в моем классе»

ных растений. стве комнатных растений»; Эко-эстафеты «Комнатные растения» ный цветок с другой планеты»

«Я и окружающая среда»

Рассказ учителя Подвижные иг- Изготовление Акция «Школа Кейс «Наша

«Виды ры экологиче- поделок из бро- без прекрасная плане-

загрязнений ской направ- совогоматериа- мусора» та»

окружающей ленности; «Со- ла.

среды» бери мусор в пакет». Д/игра «Соберем мусор»; Д/игра «Сортируем мусор»

«Я и мое здоровье»

Познавательная Комплекс ОРУ Выставка ри- Подвижные иг- Исследование

викторина «Зеленая апте- сунков «Мой ры экологиче- «Враги

«Лекарствен- ка»; спортивный ской направ- наших зубов»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные растения» П/и «За клюквой по болоту!»; «Собери картинку» уголок» ленности на свежем воздухе

После проведения эксперимента, была повторно проведена диагностика с целью выявления уровня сформированное™ экологической компетентности детей младшего школьного возраста, которая выявила, что в экспериментальной группе значительно увеличилось количество школьников со средним и высоким уровнем сформированности эко-

логической компетентности во всех трех компонентах (когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий) (таблица 8; рисунок 4; 5; 6). В контрольной группе был выявлен в основном средний уровень сформи-рованности экологической компетентности всех компонентов (таблица 8; рисунок 4; 5; 6).

Таблица 8 - Распределение детей младшего школьного возраста опытных групп в конце исследования по уровню сформированности экологической компетентности (в %)

Критерии оценки

Когнитивный Эмоционально— Поведенческий

Уровень сформи- ценностный

рованности эколо- Задания методики по соответствующимкритериям

гической компе- 1 2 3 4 5 6

тентности

Контрольная группа (п=22)

«Низкий» 8 (36,4%) 9 (40,9%) 8 (36,4%) 6 (27,3%) 7 (31,8%) 5 (22,7%)

«Средний» 8 (36,4%) 8 (36,4%) 7 (31,8%) 10 (45,4%) 7 (31,8%) 8 (36,4%)

«Высокий» 6 (27,3%) 5 (22,7%) 7 (31,8%) 6 (27,3%) 8 (36,4%) 9 (40,9%)

Экспериментальная группа (п=22)

«Низкий» 1 (4,5%) 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%)

«Средний» 9 (40,9%) 8 (36,4%) 7 (31,8%) 8 (36,4%) 6 (27,3%) 5 (22,7%)

«Высокий» 12 14 15 14 16 17 (77,3%)

(54,5%) (63,6%) (68,2%) (63,6%) (72,7%)

Примечание: первая цифра - значение в единицах, вторя в %

70

60

50

40

30

20

10

63,6

40,9

36,4

Низкий уровень

Средний уровень □ КГ-1 ИЭГ-1 ■ КГ-2 ■ ЭГ-2

Высокий уровень

Рисунок 4 - Распределение детей младшего школьного возраста по уровню сформированное™ экологической компетентности: когнитивный компонент (в %) в конце исследования Примечание: КГ-1, ЭГ-1 - задания методики диагностики по 1 критерию; КГ-2, ЭГ-2 задания методики диагностики по 2 критерию.

80

70 60 50 40 30 20 10 0

68,2

63,6

45,4

36,4

27,3

Низкий уровень

Средний уровень □ КГ-3 ИЭГ-3 ■ КГ-4 ■ ЭГ-4

Высокий уровень

Рисунок 5 - Распределение детей младшего школьного возраста по уровню сформированно-сти экологической компетентности: эмоционально-ценностный компонент (в %)

в конце исследования

Примечание: КГ-3, ЭГ-3 - задания методики диагностики по 3 критерию; КГ-4, ЭГ-4 -задания методики диагностики по 4 критерию.

0

0

0

0

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

□ КГ-5 ■ ЭГ-5 ИКГ-6 ИЭГ-6

Рисунок 6 — Распределение детей младшего школьного возраста по уровню сформированности экологической компетентности: поведенческий компонент (в %) в конце исследования Примечание: КГ-5, ЭГ-5 — задания методики диагностики по 5 критерию; КГ-6, ЭГ-6 — задания методики диагностики по 6 критерию.

Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень сформированно-сти экологической компетентности детей младшего школьного возраста, проведенный в конце исследования выявил статистически

достоверные отличия между полученными результатами (баллами) детей опытных групп как во всех трех компонентах, так и в общем уровне сформированности экологической компетентности учащихся (таблица 9).

Таблица 9 — Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень сформированности экологической компетентности детей младшего школьного возраста в конце эксперимента (в баллах)

Компоненты уровня сформированности экологической компетентности Контрольная группа (х ± а) (п=22) Экспериментальная группа (х ± а) (п=22) 1-критерий Стьюдента Р

Когнитивный компонент (10-ти балльная шкала оценки) 6,8 ± 3,52 8,2 ± 3,41 2,43 < 0,05

Эмоционально-ценностный компонент (10-ти балльная шкала оценки) 6,9 ± 3,62 8,9 ± 3,74 3,62 < 0,05

Поведенческий компонент (10-ти балльная шкала оценки) 6,7 ± 3,51 9,2 ± 4,21 3,81 < 0,05

Общий уровень сформированности экологической компетентности (30-ти балльная шкала оценки) 20,4 ± 5,13 26,3 ±5,93 3,44 < 0,05

Проведенный анализ полученных баллов, полученных в ходе диагностики уровня сформированности экологической компетентности детей младшего школьного

возраста в конце исследования, показал, что дети экспериментальной группы при оценке общего уровня набрали 26,3 балла за все выполненные задания диагностики, что со-

ответствует «инициативно-творческому» или «высокому» уровню экологической компетентности (таблица 9), в то время как дети контрольной группы набрали лишь 20,4 балла, что соответствует «знаниево-ориентированному», или «среднему» уровню сформированности экологической компетентности (таблица 9).

С целью оценки влияния разработанной технологии формирования экологической компетентности младших школьников в процессе физического воспитания на уровень физической подготовленности де-

Таблица 10 - Сравнительный анализ чиков 8-9 лет в начале исследования

тей младшего школьного возраста в начале и в конце исследования было организовано тестирование, направленное на выявление уровеня развития основных двигательных способностей детей. В начале исследования оценка уровня физической подготовленности показала, что между полученными результатами, как мальчиков, так и девочек контрольной и экспериментальной групп отсутствовали статистически достоверные отличия во всех проведенных контрольных упражнениях (тестах) (таблица 10; 11).

телей физической подготовленности маль-

Название контрольного упражнения (теста) Контрольная группа (п=11) Экспериментальная группа (п=11) t Достоверность различий

Оценка физической подготовленности

1 «Бег на 30 м», с 5,69 ± 3,37 5,72 ± 3,46 0,38 Р > 0,05

2 «Бег 60 м», с 12,6 ± 2,29 12,7 ± 2,45 0,75 Р > 0,05

3 «Челночный бег 3x10 м», с 9,44 ± 4,32 9,49 ± 4,39 0,45 Р > 0,05

4 «Прыжок в длину с места», см 154,6 ± 12,34 153,8 ± 12,22 0,63 Р > 0,05

5 «Прыжок вверх с места со взмахом руками», см 18,12 ± 3,46 18,32 ± 3,65 0,33 Р > 0,05

6 «Бег 800 м» с 6,87 ± 3,12 6,90 ± 3,26 0,75 Р > 0,05

7 «Наклон вперед из и.п. сидя», см 2,34 ± 0,42 2,86 ± 0,49 0,32 Р > 0,05

Таблица 11 - Сравнительный анализ показателей физической подготовленности девочек 8-9 лет в начале исследования

Название контрольного упражнения (теста) Контрольная группа (п=11) Экспериментальная группа (п=11) t Достоверность различий

Оценка общей физической подготовленности

1 «Бег на 30 м», с 6,78 ± 3,52 6,79 ± 3,64 0,48 Р > 0,05

2 «Бег 60 м», с 12,8 ± 1,23 12,9 ± 1,34 0,47 Р > 0,05

3 «Челночный бег 3x10 м», с 10,29 ± 6,54 10,30 ± 5,63 0,52 Р > 0,05

4 «Прыжок в длину с места», см 136,7 ± 8,89 137,5 ± 9,42 0,74 Р > 0,05

5 «Прыжок вверх с места со взмахом руками», см 12,84 ± 5,42 12,94 ± 5,67 0,44 Р > 0,05

6 «Бег 800 м» с 7,38 ± 3,67 7,42 ± 3,42 0,67 Р > 0,05

7 «Наклон вперед из и.п. сидя», см 4,65 ± 2,37 4,58 ± 2,43 0,42 Р > 0,05

После проведения эксперимента вновь было организовано тестирование, направленное на выявление уровня развития физической подготовленности детей 89 лет, которое позволило установить, что в конце исследования произошли статистически достоверные отличия между полученными результатами контрольной и экспериментальной групп, как у мальчиков, так и девочек во всех применяемых тестах (таблица 12; 13). За время проведения пе-

дагогического эксперимента произошел прирост показателей физической подготовленности детей 8-9 лет, как у мальчиков, так и у девочек, как контрольной группы, так и экспериментальной. Однако рост спортивных результатов был намного выше у детей 8-9 лет экспериментальной группы, как у мальчиков (таблица 14; рисунок 7), так и у девочек (таблица 15; рисунок 8).

Таблица 12 - Сравнительный анализ показателей физической подготовленности мальчиков 8-9 лет в конце исследования

Название контрольного упражнения (теста) Контрольная группа (п=11) Экспериментальная группа (п=11) t Достоверность различий

Оценка физической подготовленности

1 «Бег на 30 м», с 5,42 ± 3,24 5,26 ± 2,82 3,43 Р < 0,05

2 «Бег 60 м», с 11,9 ± 1,92 10,2 ± 1,54 2,98 Р < 0,05

3 «Челночный бег 3x10 м», с 9,19 ± 3,92 8,64 ± 3,64 3,75 Р < 0,05

4 «Прыжок в длину с места», см 158,8 ± 11,44 167,9 ± 11,12 4,93 Р < 0,05

5 «Прыжок вверх с места со взмахом руками», см 20,12 ± 3,51 24,32 ± 3,72 4,55 Р < 0,05

6 «Бег 800 м» с 6,24 ± 2,87 5,75 ± 2,74 3,76 Р < 0,05

7 «Наклон вперед из и.п. сидя», см 3,45 ± 1,22 6,34 ± 1,34 2,44 Р < 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 13 - Сравнительный анализ показателей физической подготовленности девочек 8-9 лет конце исследования

Название контрольного упражнения (теста) Контрольная группа (п=11) Экспериментальная группа (п=11) t Достоверность различий

Оценка общей физической подготовленности

1 «Бег на 30 м», с 6,62 ± 3,52 5,85 ± 3,26 3,78 Р < 0,05

2 «Бег 60 м», с 11,6 ± 1,29 10,8 ± 1,21 3,61 Р < 0,05

3 «Челночный бег 3x10 м», с 10,00 ± 6,31 9,52 ± 5,63 4,63 Р < 0,05

4 «Прыжок в длину с места», см 141,4 ± 9,12 156,4 ± 8,94 5,42 Р < 0,05

5 «Прыжок вверх с места со взмахом руками», см 13,68 ± 5,68 16,72 ± 5,92 4,98 Р < 0,05

6 «Бег 800 м» с 7,02 ± 2,19 6,20 ± 2,31 3,78 Р < 0,05

78 «Наклон вперед из и.п. сидя», см 5,52 ± 2,41 7,24 ± 2,43 3,53 Р < 0,05

Таблица 14 — Прирост показателей, характеризующих уровень развития физической подготовленности мальчиков 8-9 лет опытных групп, произошедший за период педагогического эксперимента (в условных единицах и в %)_

Название контрольного упражнения (теста) Контрольная группа (п=11) Экспериментальная группа (п=11)

Прирост показателей общей физической подготовленности

1 «Бег на 30 м», с 0,27 (4,9 %) 0,46 (8,4 %)

2 «Бег 60 м», с 0,7 (5,7%) 2,5 (21,8 %)

3 «Челночный бег 3x10 м», с 0,25 (2,7 %) 0,85 (9,4 %)

4 «Прыжок в длину с места», см 4,2 (2,7 %) 13,8 (8,8 %)

5 «Прыжок вверх с места со взмахом руками», см 2,0 (10,5 %) 6,0 (28,1 %)

6 «Бег 800 м» с 0,66 (9,6 %) 1,15 (18,2 %)

7 «Наклон вперед из и.п. сидя», см 1,11 (38,3 %) 3,48 (75,7 %)

■ КГ ВЭГ

80 70 60 50 5? 40 30 20 10 0

1 Бег 30м, с 2 Бег 60 м, с 3 Челночный 4 Прыжок в 5 Прыжок 6 Бег 800м, с 7 Наклон бег 3х10м, с длину с вверх с вперед, см

места, см места, см

Тесты ОФП

Рисунок 7 — Прирост показателей физической подготовленности мальчиков опытных групп 8-9 лет за период эксперимента (в %)

Таблица 15 — Прирост показателей, характеризующих уровень развития физической подготовленности девочек 8-9 лет опытных групп, произошедший за период педагогического эксперимента (в условных единицах и в %)_

Название контрольного упражнения (теста) Контрольная группа (п=11) Экспериментальная группа (п=11)

Прирост показателей физической подготовленности

1 «Бег на 30 м», с 0,16 (2,4%) 0,94 (16,3 %)

2 «Бег 60 м», с 1,5 (9,8 %) 2,4 (17,7 %)

3 «Челночный бег 3x10 м», с 0,29 (2,9 %) 0,78 ( 7,9%)

4 «Прыжок в длину с ме- 4,7 (3,4 %) 18,9 (12,9 %)

ста», см

5 «Прыжок вверх с места со 0,81 (6,3 %) 3,78 (25,5 %)

взмахом руками», см

6 «Бег 800 м» с 0,36 (5,0 %) 1,22 (17,9 %)

7 «Наклон вперед из и.п. си- 0,87 (17,1 %) 2,66 (45,0 %)

дя», см

■ КГ ■ ЭГ

1 Бег 30м, с 2 Бег 60 м, с 3 Челночный 4 Прыжок в 5 Прыжок 6 Бег 800м,с 7 Наклон бег3х10м, с длину с вверх с вперед, см

места, см места, см

Тесты ОФП

Рисунок 8 - Прирост показателей физической подготовленности девочек опытных групп 8-9 лет за период эксперимента (в %)

Таким образом, предложенная экспериментальная технология формирования экологической компетентности детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания оказалась более эффективной по сравнению с традиционной, что подтверждается полученными результатами исследования.

Выводы. Проведенное теоретико-экспериментальное исследование вносит определенный вклад в разработку решений проблемы воспитания экологической компетентности детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания в контексте системного обновления начального образования и позволяет сделать выводы, поясняющие решение поставленных задач:

1 Модернизация сферы образования на основе компетентностного подхода, существенно затронула систему школьного образования. Однако, понятие «экологическая компетентность» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения структуры, а проблема формирования экологической компетентности у детей школьного возраста в процессе физического воспитания до сих пор не получила

должного обобщения и освещения в научно-педагогической литературе, хотя и является одной из важных, но малоисследованных проблем. Один из путей решения проблемы видится в обосновании технологии уроков интегративного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста на фоне высокого уровня двигательной активности.

2 Конкретизирована сущность понятия «экологическая компетентность младшего школьника», которое целесообразно интерпретировать как «способности и опыт младшего школьника самостоятельно переносить и применять универсальные учебные действия, сформированные на уроках и во внеучебной экологической деятельности, в новой жизненной ситуации». Формирование экологической компетенции представляет собой непрерывный процесс включения младших школьников в экологическую деятельность посредством приобретения опыта участия в экологических проектах, экологических акциях, конференциях, олимпиадах, конкурсах, через развитие личностных качеств (эмпа-тия, бережливость, ответственность и др.).

3 На основе выполненного анализа научно-методической литературы были определены составляющие экологической компетентности детей младшего школьного возраста с учетом стратегий образования для устойчивого развития:

- когнитивный - представления об основах экологической культуры и социально поощряемых стереотипах поведения в окружающей среде; способность применять экологические знания при решении задач в реальной жизни и рассматривать жизненные ситуации с экологической точки зрения;

- мотивационно-ценностный - способность ценностного выбора, принятия решения и действий в разных социальных ролях; ценностные установки на активные действия в интересах устойчивого развития общества и природы;

- деятельностный - поведение в рамках экологических норм в интересах безопасности окружающей среды и собственной жизни; опыт участия в социально значимых практиках в интересах устойчивого развития территории.

4 Разработана технология эффективного формирования экологической компетентности детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания, представленная целевым, содержательным, процессуальным, результативным блоками, а также блоками рефлексии и коррекции, эффективная реализация которой обеспечена комплексом педагогических условий:

1) введение в круг задач физического воспитания элементов экологического воспитания, направленных на формирование экологической компетентности детей младшего школьного возраста (наглядные, словесные, практические);

2) выделение в качестве предмета экологического восприятия и изучения учащимися в процессе физического воспитания своего собственного организма, а также разнообразных природных объектов как средств закаливания (солнце, воздух, вода), условий обеспечения нормальной двигательной активности (атмосфера, земной покров, природные явления), предмета эстетического переживания (красота родной природы) и т.д.;

3) организацию разнообразной имитационно-игровой деятельности, обеспечивающей активную природную идентификацию учащихся;

4) гармоничное сочетание когнитивного, эмоционально-ценностного и дея-тельностно-практического компонентов формирования экологической культуры младших школьников путем использования целостного комплекса разнообразных и взаимодополняющих педагогических методов и средств.

5) подбор диагностического инструментария и выявление актуального урове-ня сформированности экологической компетентности у учащихся младшего школьного возраста;

6) разработку и реализацию в учебно-воспитательном процессе содержание интегрированных уроков физической культуры, направленных на формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста.

5 В процессе работы были разработаны технологические карты интегрированных уроков физической культуры, предусматривающие решение задач как физического, так и экологического воспитания и направленные на формирование экологической компетентности детей младшего школьного возраста. В содержание разработанных технологических карт интегрированных уроков физической культуры цикла «Я забочусь об окружающей среде» помимо средств физического воспитания, вошли задания на развитие познавательной активности, умение анализировать и классифицировать природные объекты, на развитие умения выделять общие признаки природных объектов, умения обобщать полученные знания и систематизировать их, формирование гуманного отношения к природе и др.

6 Применение экспериментальной технологии формирования экологической компетенции младших школьников оказало позитивное влияние на развитие всех её компонентов (когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий) у младших школьников - установлены достоверные положительные изменения в показате-

лях всех составляющих экологической компетенции.

7 Экспериментальная технология положительно повлияла на уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста, что подтверждается значительным улучшением темпов прироста результатов по всем исследуемым показателям, характеризующих физическую подготовленность детей 8-9 лет, как мальчиков, так и девочек и полученными статистически достоверными изменениями в показателях физической подготовленности между полученными результатами, как у мальчиков, так и у девочек контрольной и экспериментальной групп.

Положительные результаты исследования, полученные на практике, позволяют сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

Список литературы

1. Агузарова, И. Г. Экологическое образование младших школьников на основе использования национально-регионального компонента / И. Г. Агузаро-ва // Образование в регионах России и СНГ. Культурно-просветительный и научный журнал МИНРО. — М. — 2000. — № 1 (9). — С. 26-27.

2. Алирзаев, Ч. М. Дидактические основы экологического образования в современной национальной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ч. М. Ализарьев. — М. : Ин-т общего образования, 1995. — 23 с.

3. Аргунова, М. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / М. В. Аргунова — М., 2009. — 44 с.

4. Ахмадуллин, Н. Р. Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания : автореф. дис. ... к.п.н. / Н. Р. Ахмадуллин. — Казань : Казан. гос. пед. ун-т, 2004. — 20 с.

5. Борисевич, А. Р. Экология, учитель, ученик : учеб.-метод. пособие для учителей / А. Р. Борисевич, Т. Г. Каленни-

кова / Под ред. Т. Г. Каленниковой. — Мн. : ИВЦ Минфина, 2006 — 175 с.

6. Гринева, Е. А. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников : метод. пособие / Е. А. Гринева, С. Ю. Прохорова ; М-во образования Ульяновской обл., Ульяновский ин-т повышения квалификации и перепод-гот. работников образования, Каф. начального образования. — Ульяновск : УИ-ПКПРО, 2008. — 84 с.

7. Гринева Е. А. Формирование экологической культуры младших школьников : учеб.-метод. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» / Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский пед. гос. ун-т» (Фил. МГПУ в г. Ульяновске). — М. : МГПУ : Прометей, 2012 (Москва : Прометей). — 108 с.

8. Ермаков, Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся : автореф. дис. ... док-ра пед. наук / Д. С. Ермаков. — М. : Рос. ун-т дружбы народов, 2009. — 39 с.

9. Ермаков, Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся : [монография] / Д. С. Ермаков ; Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Российский ун-т дружбы народов. — М. : Российский ун-т дружбы народов, 2008. — 159 с.

10. Жданова, С. А. Формирование экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. А. Жданова. — Шуя : Шуйс. гос. пед. ун-т, 2009. — 22 с.

11. Козлов, И. М. Проблемы физического воспитания дошкольников / И. М. Козлов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 2. — С. 11-12.

12. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями,

одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года]. - Доступ из справ.-правовой системы Гарант. - Текст: электронный

13. Концепция экологического образования в системе общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://edu.gov.ru/activity/main_activities/gen ега1_еёи/

14. Лях, В. И. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1-4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. - 9-е изд. - М. : Просвещение, 2021 - 64 с.

15. Макаров, Е. Д. Экологическая культура сельских школьников : проблемы воспитания / Е. Д. Макаров. - М. : Изд.центр «Академия», 2001. - 160 с.

16. Мищенко, Н. Ю. «На экологической тропинке здоровья!»: организация и проведение интегрированных занятий по физической культуре в условиях дошкольного образования / Н. Ю. Мищенко // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - № 2(13). - С. 45-64.

17. Мищенко, Н. Ю. «Портрет осени». Интегрированные занятия-прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях природной среды с детьми дошкольного возраста : учеб. -метод. пособие / Н. Ю. Мищенко. - Челябинск : Уральский государственный университет физической культуры, 2002. - 180 с.

18. Мищенко, Н. Ю. Реализация интегрированного подхода в дошкольном образовании в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (на примере интеграции образовательных областей «Физическое развитие» и «Познание») / Н. Ю. Мищенко // Актуальные проблемы физкультурного образования : Коллективная монография. - Челябинск : УралГУФК, 2018. - С. 50-66.

19. Мищенко, Н. Ю. Реализация интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Ю. Мищенко. - Челябинск, 2003. - 23 с.

20. Моисеева, Л. В. Формирование экологической компетентности младших школьников / Л. В. Моисеева, Ю. Г. Никитина // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 2. - URL : https://cyb erleninka. ru/arti cle/n/formirovanie-ekologicheskoy-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 27.11.2022).

21. Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». - Доступ из справ.-правовой системы Гарант. - Текст : электронный.

22. Черкасов, В. В. Интегративное обучение по предмету «Физическая культура» / В. В. Черкасов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№ 3. ; URL: https://science-educati on.ru/ru/article/vi ew? id=9233 (дата обращения: 09.12.2022).

23. Экологическое образование школьников / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева и др. / Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. - М. : Педагогика, 1983. - 160 с.

References

1. Aguzarova, I. G. Environmental education of primary schoolchildren based on the excision of the national-regional component / I. G. Aguzarov // Education in the RE-GIONs of Russia and the CIS. Cultural and educational and scientific journal Minro. - M. -2000. - No. 1 (9). - Pp. 26-27.

2. Alirzaev, Ch. The didactic foundations of environmental education in a modern national school : author. dis. ... cand. ped. sciences / C. M. Alizariev. - M. : Institute of General Education, 1995. - 23 p.

3. Argunova, M. V. Environmental education in the interests of sustainable development as a superior direction of modernization of school education : autoref. dis. ... dr. ped. sciences / M. V. Argunov. - M., 2009. - 44 p.

4. Akhmadullin, N. R. Formation of the environmental culture of younger students by means of physical education : author. dis. ... ph.d. / N. R. Akhmadullin. - Kazan : Kazan. state. ped. University, 2004. - 20 p.

5. Borisevich, A. R. Ecology, teacher, student : textbook.-method. Manual for teach-

ers / A. R. Borisevich, T. G. Kalennikova / Ed. T. G. Kalennikova. - Mn. : IVC of the Ministry of Finance, 2006 - 175 p.

6. Grineva, E. A. Methodology for the diagnosis of environmental education of younger students: Method. manual / E. A. Grinev, S. Yu. Prokhorova; Mr. Education Ulyanovsk Region, Ulyanovsk Institute of Continuing qualifications and retraining. education workers, caf. primary education. - Ulyanovsk : WIPKPRO, 2008. - 84 p.

7. Grineva, E. A. Formation of the environmental culture of younger students : text-book.-method. manual for students of higher educational institutions studying in the field of training 050100 «Pedagogical education» / E. A. Grinev, L. H. Davletshin; M-in education and science of the Russian Federation, Federal State. Budget educational institution Higher. Prof. education «Moscow ped. state. University» (Phil. MGPU in Ulyanovsk). -M. : MGPU : Prometheus, 2012 (Moscow: Prometheus). - 108 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ermakov, D. S. Pedagogical concept of the formation of environmental comprehensiveness of students : author. dis. ... dock-ra ped. sciences / D. S. Ermakov. - M. : Ros. University of Friendship of Peoples, 2009. -39 p.

9. Ermakov, D. S. Formation of the environmental competence of students : [Monograndia] / D. S. Ermakov; Federal Agency for Education of the Russian Federation, Russian University of Friendship of Peoples. - M.: Russian University of Friendship of Peoples, 2008. -159 p.

10. Zhdanova, S. A. Formation of the environmental competence of a specialist in a school educational institution in the process of continuing education : author. dis. ... cand. ped. sciences / S. A. Zhdanov. - Shuya : Shuis. state. ped. University, 2009. - 22 p.

11. Kozlov, I. M. Problems of physical education of preschool children / I. M. Kozlov // Physical Culture : education, education, training. - 1996. - No. 2. - Pp. 11-12.

12. The Constitution of the Russian Federation [adopted by popular vote on December 12, 1993 with changes approved during the all -Russian vote on July 1, 2020]. -Access from the reference system guarantor. -Text : electronic

13. The concept of environmental education in the general education system [Electronic resource]. - Access mode : https://edu.gov.ru/activity/main_activities/gen eral_edu/

14. Lyakh, V. I. Physical culture. Sample work programs. The subject line of textbooks V. I. Lyakh. Grades 1-4 : Textbook. manual for general education. organizations / V. I. Lyakh. - 9th ed. - M. : Education, 2021 - 64 p.

15. Makarov, E. D. Ecological culture of rural schoolchildren : Problems of education /E. D. Makarov. - M. : Department «Academy», 2001. - 160 p.

16. Mishchenko, N. Yu. «On the ecological path of health!»: Organization and conduct of integrated physical education classes in the context of preschool education / N. Yu. Mishchenko // Human health, theory and methodology of physical culture and sports. -2019. - No. 2 (13). - Pp. 45-64.

17. Mishchenko, N. Yu. «Portrait of autumn». Integrated classes-rugs on an ecological health path in natural environment with preschool children : textbook. Method. manual / N. Yu. Mishchenko. - Chelyabinsk : Ural State University of Physical Culture, 2002. -180 p.

18. Mishchenko, N. Yu. The implementation of an integrated approach in preschool education in the context of the Federal State Educational Standard of Preschool Education (on the example of the integration of educational areas «Physical Development» and «Cognition») / N. Yu. Mishchenko // Actual problems of physical education education : collective monograph. - Chelyabinsk : Ural-guFK, 2018. - Pp. 50-66.

19. Mishchenko, N. Yu. The implementation of an integrated approach in the physical education of preschool children : author. dis. ... cand. ped. sciences / N. Yu. Mishchenko. - Chelyabinsk, 2003. - 23 p.

20. Moiseeva, L. V. Formation of the environmental competence of junior schools / L. V. Moiseev, Yu. G. Nikitin // Pedagogical education in Russia. - 2011. - No. 2. - URL : https://cyb erleninka. ru/arti cle/n/formirovanie-ekologicheyskoy-kompetenti-mladshih-shkolnikov (Application date: 11.27.2022).

21. Decree of the President of the Russian Federation dated April 19, 2017 No. 176 «On the Strategic Ecological Security of the Russian Federation for the period until 2025».

- Access from the reference system guarantor.

- Text : electronic.

22. Cherkasov, V. V. Integrative training on the subject «Physical Culture» / V. V. Cherkasov // Modern problems of science and

education. - 2013. - No. 3.; URL : https://science-

education.ru/ru/article/view?id=9233 (date of circulation: 09.12.2022).

23. Environmental education of schoolchildren / A. N. Zakhalny, I. D. Zverev, E. M. Kudryavtseva and others / Ed. I. D. Zvereva, T. I. Suravegina. - M. : Pedagogy, 1983. -160 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Мищенко Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Уральского государственного университета физической культуры. NUMishenko@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.