УДК 009
Васин Д. В. студент
3 курс, экономический факультет Кемеровский институт (филиал ) РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Кемерово Научный руководитель: Н.А. Мелешкова, к.п.н.
доцент
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы физической культуры среди студентов высших учебных заведений. Отношение к физической культуре и спорту, а также проблемы, связанные с проведением предмета «физическая культура», как обязательного и необходимого предмета. Проведено исследование на тему отношения студентов к физической культуре в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: гуманитарная наука, физическая культура и спорт, здоровый образ жизни, физическое воспитание, развитие личности.
D. V. Vasin Student
3 course, faculty of Economics» Kemerovo Institute (branch) of REU. G. V. Plekhanov Russia, Kemerovo Scientific supervisor: N. Ah. Meleshkova, PhD, associate Professor Abstract: The article deals with the issues of physical culture among students of higher educational institutions. Attitude to physical culture and sports, as well as problems associated with the subject "physical culture" as a mandatory and necessary subject. A study on the attitude of students to physical culture in higher education.
Keywords: Humanities, physical culture and sport, healthy lifestyle, physical education, personal development
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА Процесс организационно-структурных и содержательных преобразований в высшем образовании привел в движение ее культурообразующие функции, реализация которых находит отражение в развитии личности будущих специалистов. Существенная роль в этом развитии принадлежит физическому воспитанию как целостному педагогическому процессу. Соответственно возникла необходимость в создании условий для формирования физической культуры студента, выступающей составной частью его общей профессиональной культуры и являющейся важнейшей качественной характеристикой личностного развития [1].
Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья. Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов -возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Очень важно обучающимся приобрести мотивацию к ЗОЖ, чтобы сохранить свое здоровье [2 С. 51-52].
Основными педагогическими условиями, определяющими эффективность процесса воспитания мотивационно-ценностного отношения студенческой молодежи к физической культуре, являются культурологический и деятельностный подходы; единство групповых и индивидуальных форм педагогического воздействия; трансформация ценностей физической культуры в жизненную позицию общества, группы людей, отдельной личности. Традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки, направленный на выполнение унифицированных программных зачетных нормативов, - это только основа для формирования всей системы ценностей физической культуры, которые далеко не исчерпываются только физическими кондициями молодого человека и представляют собой единство в развитии духовной и физической сфер. Однако такой подход к физическому воспитанию чаще декларируется. На деле, как доказывает практика, физическое воспитание замкнуто на двигательной деятельности, физическая культура рассматривается лишь как направленность физического воспитания на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, тем самым существенно обедняя его возможности, что в конечном итоге приводит к разрыву образования и культуры. Сам процесс физического воспитания утрачивает культурный, нравственный и одновременно предметно содержательный смысл [1 С. 85-91].
Из вышесказанного следует, что необходимо создание определенных условий и формирование у больных и ослабленных студентов навыков самосовершенствования с учетом мотивации, интереса и потребностей к физической культуре и, соответственно, состоянию собственного здоровья. Одной из приоритетных задач повышения интереса к воспитанию телесной культуры является включение студента в пространство физической культуры
не только в качестве пользователя, но и как субъекта, способного чего-то добиться в этой сфере деятельности. Анализ теоретических аспектов физической культуры позволяет определить основные пути формирования потребностей, целей, мотивов современной молодежи в выборе ею различных видов физической культуры.
Научная и практическая перспективность разработки этой проблемы несомненна, что и определило выбор темы исследования: «Отношение студентов экономического факультета к занятиям физической культурой».
В наше время произошла смена целеполагания в сфере физического воспитания обучающихся, а именно заключается эта цель в эффективной подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. При анализе осознанной направленности личности к занятиям физической культурой, можно сказать, что негативное к ним отношение наблюдается именно в период студенчества.
Исследование проводилось в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г. В. Плеханова, среди студентов 3 курса экономического факультета.
Исходя из названия статьи, целью нашего исследование являлось отношение студентов к дисциплине «Физическая культура».
В соответствии с поставленной целью были определены и задачи исследования:
1. Выявить и проанализировать отношение студентов экономического факультета к физической культуре как дисциплине в учебном плане.
2. Выявить и проанализировать отношение студентов экономического факультета к организации и условиям проведения занятий по физической культуре.
Для решения первой задачи исследования - выявить и проанализировать отношение студентов к физической культуре как учебной дисциплине, респондентам было предложено ответить на ряд вопросов.
В результате опроса, мы получили следующее:
На вопрос «Как Вы относитесь к занятиям физической культурой в университете?» больше всего студентов выбрали вариант «нейтрально» -32%; вариант «негативно» выбрали 27% опрошенных; 23% не посещают занятия по причине освобождения и лишь 18% выбрали вариант «положительно».
Итак, в чем же причина не положительного отношения студентов к занятиям физической культурой. Именно такой вопрос мы задали студентам, которые выбрали варианты «негативно» и «нейтрально». На данный вопрос можно было выбрать несколько ответов. Больше всего опрошенных ответили, что после занятий физической культурой у них не остается сил на свои повседневные дела - 40%, а 33% студентов выбрали вариант «занимаюсь спортом самостоятельно».
Следующий вопрос: «Приносят ли пользу для Вашего здоровья занятия физкультурой?». Анализ результатов показал, что 38% респондентов ответили «не приносят пользы», 33% - «усталость», 18% - «повышают
тонус» и только 10% студентов, считают, что занятия по физической культуре положительно сказываются на их здоровье.
После всех выше указанных вопросов, для того, чтобы найти пути решения проблемы негативного отношения студентов к данным занятиям, был задан вопрос: «Что Вас не устаивает в организации и условии проведения занятий по физической культуре в Вузе?»
Анализ мнений показал, что относительное большинство студентов выбрали варианты «не учитываются интересы студентов» - 40% и «нет индивидуального подхода» - 35%. Меньшее число опрошенных ответили: «необходимо больше игровых методов и мотивации для занятий».
Результаты исследования показали, что совсем незначительная часть студентов относится положительно к физической культуре как учебной дисциплине. Некоторые студенты не осознают важность физкультуры, как дисциплины, но зачастую учащиеся посещают спортивные секции и для них физкультура, как предмет, является безынтересной.
Можно сделать выводы, что студенты не владеют «физкультурной грамотой» и «культурой здоровья», хотя содержание профессиональной компетентности экономиста отражено в требованиях ГОСТ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Экономика». В нём выделяются прежде всего:
- физическое здоровье, физическая работоспособность, высокий уровень развития физических качеств;
- комплекс психических свойств, обеспечивающих эмоционально-волевую устойчивость, включает высокую работоспособность, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в любых условиях; умение выдерживать стресс-факторы, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, способность сдерживать спонтанно возникающие импульсивные реакции; развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность нервных процессов);
- познавательные способности: оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность и гибкость мышления; развитое воображение, наблюдательность; способность к сосредоточению, высокой концентрации внимания и его быстрому переключению с одного объекта на другой; точное восприятие; высокая умственная работоспособность;
- коммуникативные качества: способность устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения; умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную линию поведения, стратегию коммуникативного взаимодействия, гибкость, способность изменять в зависимости от складывающихся обстоятельств стиль общения; адекватная самооценка;
- организационные качества: активность, энергичность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе, высокая стрессоустойчивость [3].
Мы попытались выявить проблему негативного отношения достаточно большого количества студентов к занятиям физической культурой. Одна из причин - это отсутствие мотивации и потребности заниматься физическими упражнениями и спортом.
Проблема потребностей и интересов отличается чрезвычайной сложностью в связи с тем, что они являются детерминантами любого вида деятельности, это касается и физической культуры. В наш современный информационный век, когда нас окружают гаджеты большая часть студентов приходя в место своего проживания, будь то дом или общежитие, сразу погружаются в современные условия существования, такие как интернет, телевиденье и тому подобные. Зачем куда-то идти и что-то делать, если гораздо интереснее и менее энергозатратно, как считает современная студенческая молодежь, находиться и общаться в социальных сетях?
При таком образе жизни к концу обучения студенты становятся менее работоспособными из-за отсутствия физических нагрузок на организм. Какие нагрузки у студента, не занимающегося физическими нагрузками? Добраться до места учебы, а потом обратно, в момент обучения переход из аудитории в аудиторию. Этого довольно мало, для того чтобы постоянно чувствовать себя в тонусе. Многие из числа студентов не понимают значимости и пользы от физических нагрузок, считают это пустой тратой времени не несущей за собой пользы, а только усталость и ухудшение настроения. Их можно понять. В наше время, довольно большая нагрузка на самообразование студента. Что это значит? По мимо тем знаниям, которые студент получает в процессе нахождения в образовательном учреждении, он, для успешного обучения должен получать большой объём знаний самостоятельно. Данный процесс занимает довольно много времени и сил у студента, но только у тех, кто действительно занимается данным видом познания материала, а не у тех, кто прикрывается этим. Конечно у тех студентов, которые занимаются самообразованием, в силу того, что они должны это делать, очень часто пропадает желание идти и подвергать себя физическим нагрузкам, ведь на первом плане стоит получение качественного профессионального образования, а здоровье уходит на второй план. С одной стороны, стремление к получению знаний это правильно, но о своем здоровье тоже не надо забывать, а с другой довольно тяжело найти время для физических нагрузок в силу сложности программ обучения. Так как в настоящее время данные программы занимают много сил, средств и времени у студентов. В проблеме формирования мотивации это играет в большинстве случаев значимую роль. В первую очередь вся отдача в процесс обучения, а на свои собственные интересы сил уже не остается. Требующая довольны больших знаний образовательная программа является, однако ли не самым
определяющим фактором в процессе формирования мотивации к самостоятельному занятию физическими нагрузками.
Помимо достаточно большим нагрузкам непосредственно в процессе обучения на студента, у последнего появляться довольно сильное нежелание что-либо делать, и он очень популярен среди современной студенческой молодежи. Этот фактор популярен не только в отношении к занятию физическими нагрузками, но и к другим постоянным основам жизнедеятельности, таким как обучение, домашние дела, даже отдыхать иногда тяжело себя заставить, имеется в виду прогулки, походы в места массового скопления людей и тому подобные. Данный фактор очень пагубно влияет на человека, на формирование не только его мотивации, но и на формировании личности человека.
Лень тормозит прогресс в целом и всеобще. Если человек ленивый в процессе обучения он будет ленив практически во всем. Лень не распространяется только на те элементы жизнедеятельности, которые интересны конкретному индивиду, имеется ввиду что такое свойство человеческой личности как лень не распространяется на то что интересно.
Из этого можно сделать вывод, чтобы у студента формировалась мотивация к физическим нагрузкам нужно подобрать такие нагрузки или виды спорта, которые заинтересуют студента. Для этого нужно попробовать себя в различных видах спорта, так как не каждый вид спорта может привлечь или заинтересовать студента. Немало важно проводить агитацию студентов к данному действию. Необходимо чтобы преподаватели, обращая внимание на отдельного студента, замечали, что у него хорошо получается, а что не очень и в процессе этого давали рекомендации, которые помогут студенту определиться.
Необходим индивидуальный подход к студентам во время занятий физической культурой. Например, студенты, не занимающиеся физической культурой дополнительно или имеющие лишний вес, не могут заниматься и выполнять нормативы на уровне с другими студентами. Из-за этого интерес к физической культуре у таких студентов может пропасть, и желание ходить на занятия у них не возникнет. Необходимо давать выбор и учитывать желания и возможности обучающихся, например, нормативы бег 1000 м, 3000 м под силу далеко не каждому студенту, а значит следует рассмотреть альтернативные варианты подобных нормативов для тех студентов, которые не желают выполнять данный норматив или знают, что уровень их физической подготовки не достаточен для его выполнения.
Распределение учебных часов должно учитывать наличие занятий по физической культуре в тот или иной учебный день. Так, в те дни, когда проводятся эти занятия, рекомендуется сократить количество часов по другим предметам в целях сохранения энергии и сил у студентов.
Необходимо учитывать погодные условия и проводить занятия в зале плохую погоду. В условиях нехватки места (недостаточное количество залов) в университете, можно рассматривать проведение теоретических
занятия, которые также необходимы, например, для повышения мотивации студентов к физической культуре.
Таким образом, применение не только традиционных методов во время занятий физической культурой в вузе является более целесообразным. Традиционные методы не могут учитывать индивидуальные способности и желания студентов. Необходимо усиливать интерес обучающихся, побуждать их к физической активности и учитывать их мнения при планировании занятий. Ведь данные занятия направлены не только на развитие личности в физическом плане, но и развитие его как будущего профессионала. Необходимо вызывать у обучающихся уверенность в своих способностях, помогать им в становлении правильной самооценки и побуждать к самоконтролю и самовоспитанию. Именно для этого повышение мотивации к занятиям физической культурой и улучшение условий данных занятий так необходимо.
Использованные источники:
1. Жован, Г. Ф. О проблеме повышения квалификации преподавателей физической культуры, работающих в специальном учебном отделении /Г.Ф. Жован, О.Г. Румба // Теория и практика физической культуры. - М., 2015. -№2. - С. 85-91.
2. Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2-е изд., перераб. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2014. - С. 51-52
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2015 г. № 1327 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)". Информационный ресурс Гарант. URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71165458 (дата обращения 05.04.2019)
4. Министерство спорта Российской Федерации. 2019. URL: www.minsport.gov.ru (дата обращения 05.04.2019)