ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ON THE PERFORMANCE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Харлашин Денис Анатольевич
старший преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Kharlashin Denis Anatolyevich senior lecturer department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Горбачева Ольга Александровна
доцент, кандидат педагогических наук кафедра теории и методики физического воспитания и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Gorbacheva Olga Alexandrovna PhD., professor
department of theory and methods of physical education and sports Orel state University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Фролов Дмитрий Александрович
старший преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Frolov Dmitry Alexandrovich senior lecturer department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В статье представлен анализ влияния физических упражнений на работоспособность студентов высших учебных заведений. Рассматривается проблема малоподвижного образа жизни обучающихся. Подробно разобран вопрос влияния физической нагрузки на иммунитет, а также когнитивные способности людей. Подобран комплекс физкультурных упражнений для восстановления умственной работоспособности студентов.
Abstract. The article presents an analysis of the impact of physical exercises on the performance of students of higher educational institutions. The problem of sedentary lifestyle of
students is considered. The question of the influence of physical activity on the immune system, as well as cognitive abilities of people, is discussed in detail. A set of physical training exercises has been selected to restore students ' mental performance.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, физическая активность, умственная активность, иммунитет, кортизол, миогенный лейкоцитоз, когнитивное развитие, работоспособность
Keywords: physical culture, sports, physical activity, mental activity, immunity, cortisol, myogenic leukocytosis, cognitive development, performance
В современном мире наблюдается глобальные изменения в различных областях науки, разрастание сферы услуг, расширение университетов. Вместе с этим увеличиваются поток информации и умственная нагрузка студентов. Вследствие чего появилась необходимость в научно-техническом совершенствовании, которое уже с помощью автоматизации и компьютеризации привело к облегчению образовательного процесса, сделало его более гибким и интересным для обучающихся. Однако, если раньше двигательная активность студентов ограничивалась лишь во время аудиторных занятий, то теперь с новыми технологиями, учащиеся мало двигаются, занимаясь учебой или работой, не отходя от компьютеров, смартфонов и остальной умной техники, сводящей объем физической нагрузки к минимуму.
В конечном счете, уже сегодня мы можем наблюдать последствия такого жизненного уклада в виде негативного вектора состояния здоровья молодых людей, изменения массы тела, нарушение осанки, ухудшения зрения, психические расстройства и др. Впрочем, несмотря на то, что данная проблема возникла относительно недавно, ее и смежные с ней темы уже активно начали исследовать такие отечественные ученые, как Виноградов П. А., Евсеев Ю. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. и др. Изучение публикаций по соответствующим отраслям знания данных различных ученых, говорит о том, что физическая культура неотъемлемая часть личности индивидуума. Занятия двигательной деятельностью способствует повышению эффективности учебной и профессиональной деятельности, повышает учебную и трудовую работоспособность. Поэтому среди первостепенно важных целей университета выделяется необходимость физической подготовки молодежи, как будущих специалистов и как физически и психически здоровых личностей [1].
Исходя из опыта, проведение в рамках учебной программы систематических занятий по физической культуре, а также посещение секций студентами повышают естественную сопротивляемость организма пагубному влиянию неблагоприятных факторов окружающей среды, инфекциям. Объяснение данной взаимосвязи, прежде всего, включает в себя такие основные термины и понятия в области медицины и здравоохранения, как «инфекционные болезни», «иммунитет», «кортизол» и «миогенный лейкоцитоз».
Инфекционными болезнями называется группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм болезнетворных (патогенных) или условно-болезнетворных биологических агентов (бактерии, грибки, вирусы, прионы и прочие микроорганизмы), передающихся от зараженного человека (или животного) здоровому. Одной из особенностей данных заболеваний является возможность развития
обострений и рецидивов, затяжных и хронических форм. В связи с чем болезни, вызванные проникновением в организм патогенных микробов, вирусов и прионов занимают ведущее место среди причин преждевременной смертности и временной нетрудоспособности населения, вызванной негативным влиянием на когнитивные способности людей. Профилактика данных заболеваний предусматривает: соблюдение правил личной гигиены; занятия споротом; проведение профилактических прививок; карантинные мероприятия; излечение источника инфекции.
Иммунитет - это способность организма сохранять невосприимчивость к внешней агрессивной среде, а именно - генетически чужеродных объектов (патогенов), путем их распознавания и удаления, а также контролировать уничтожение вышедших из строя или устаревших собственных клеток. Благодаря иммунной системе происходит поддержание относительного постоянства внутренней среды (гомео-стаз). В нормальном состоянии иммунитет справляется со своими задачами без труда. Однако, как только происходит какой-либо стресс - иммунитет слабеет и организму становится справляться с давлением на него сложнее, серьезную болезнь может вызвать даже не слишком опасная инфекция. Стрессором может быть что угодно - вредные факторы окружающей среды, переохлаждение, усталость, нарушение физиологических процессов, депривация и т. д.
Когда организм сталкивается со стрессом, высвобождаются гормоны — среди них есть и кортизол. Он активизирует «режим выживания» и в умеренных количествах жизненно необходим нашему организму. Его основная задача - адаптировать тело к меняющимся условиям окружающей среды. При этом превышение уровня кортизола разрушительно влияет на общее состояние здоровья и ведет к целому ряду негативных последствий: разрушение мышечной ткани; повышение ломкости костей; ослабление иммунитета; расстройство пищеварения; перепады настроения (тревога, депрессия, раздражительность); быстрая утомляемость; существенно повышается риск развития серьезных заболеваний и т.д[3].
Физическая нагрузка также является стрессом для организма. Во время занятий кортизол выделяется в умеренных количества, благодаря чему тело к нему приспосабливается и учится правильно реагировать на этот гормон, лучше переносить стрессовые ситуации.
Помимо повышения кортизола в крови при любой нагрузке на организм можно наблюдать такое явление как лейкоцитоз - рост концентрации лейкоцитов. Основная биологическая функция клеток иммунной системы организма сводится к обеспечению защитных функций организма - уничтожение микроорганизмов путем их фагоцитоза или действием на них другими бактерицидными лейкоцитарными факторами; участии в формировании различных форм иммунитета, а также в процессах свертывания крови и растворения внутрисосудистых тромбов, внесосудистых отложений фибрина.
Существует несколько видов лейкоцитоза: миогенный, эмоциональный, пищеварительный. В данном случае следует обратить внимание на миогенный лейкоцитоз - повышение уровня лейкоцитов под действием физической нагрузки.
Миогенный лейкоцитоз подразделяется на следующие фазы:
1. Лимфоцитарная. Возникает после относительно небольшой работы. В ана-
лизе крови наблюдается:
- повышение уровня лейкоцитов - (10...12) х 109 /л;
- снижение относительного количества нейтрофилоцитов;
- повышение относительного содержания лимфоцитов до 40-50%.
2. Нейтрофильная - спустя 30-60 минут после краткосрочных интенсивных или более длительных, но умеренных нагрузок отмечается:
- уровень лейкоцитов - (16.18) х 109 /л;
- повышение нейтрофилов - до 70-80%;
- уменьшение количества лимфоцитов - 15-20%, а эозинофилоцитов - 2%.
3. Интоксикационная. Протекает по 2 типам:
Регенеративная - длительные интенсивные физические нагрузки приводят к следующим изменениям:
- высокий уровень лейкоцитов - (20.50) х 109/л;
- понижение лимфоцитов - до 3-10%;
- полное исчезновение эозинофилоцитов - 0%.
Дегенеративная - характеризуется уменьшением количества лейкоцитов, и появлением в крови их дегенеративно-измененных форм.
Следовательно, в данном случае влияние физических нагрузок на организм можно охарактеризовать как в негативном плане, так и в положительном. Например, отрицательное воздействие на иммунную систему можно наблюдать при низком уровне физической подготовки человека, а также во время проведения чрезмерно интенсивных тренировок.
Во-первых, происходит снпижение иммуноглобулинов в крови, вплоть до полного исчезновения некоторых классов.
Во-вторых, во время физической нагрузки в мышцах повышается концентрация разновидности цитокинов - провоспалительных цитокинов (интерлейкинов 6). Он примечателен тем, что в избыточном количестве вызывает повреждение тканей вследствие аутоиммунной реакции. Поэтому по окончании физической нагрузки можно ощущать нарушение терморегуляции.
Если говорить о здоровом человеке и адекватной нагрузке концентрация интерлейкина 6 будет повышаться, а после нагрузки она будет понижаться, параллельно с этим в рамках восстановления будет развиваться противовоспалительный цитокин (интерлейкин 10). Изменения будут кратковременные, то есть восстановление будет проходить достаточно быстро.
Следовательно, на основе вышесказанного можно с полной уверенностью сказать, что такой стресс, как умеренная физическая нагрузка, будет положительно влиять на иммунную систему студентов, понижая вероятность возникновения различных инфекционных заболеваний, которые, в свою очередь, негативно сказываются на работоспособности.
Кроме того, физическая активность играет немаловажную роль в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Когнитивное (психическое) развитие - развитие всех видов мыслительных процессов: память, внимание и концентрация, восприятие, формирование понятий, реше-
ние задач, воображение, логическое мышление. Когнитивные способности являются той самой базой, на которой человек может полноценно реализоваться в жизни. Студент, овладевший данными возможностями, может запоминать массу информации, концентрировать внимание на самом важном, умеет делать правильные выводы, мыслить логично и творчески одновременно, принимать твердые решения и правильно действовать.
Однако, довольно часто в современном обществе приходится наблюдать именно снижение когнитивных способностей: нарушение внимания и памяти, появление признаков, говорящих о слабых когнитивных нарушениях, повышение вероятности развития деменции (слабоумия). Способствуют этому такие факторы, как: нездоровый образ жизни, стресс, вредные пищевые привычки, сниженное кровообращение, поступление кислорода и питательных веществ к клеткам мозга.
Между тем одной из главных общечеловеческих ценностей является здоровье, а его важнейшей составляющей - психологическое здоровье. Данный компонент складывается из множества ипостасей человеческой жизни. Например, на психологическое здоровье положительное влияние оказывают: уверенное чувство собственного достоинства, безопасная среда обитания и хорошие навыки решения проблем. Отрицательно сказываются: дискриминация, потери, плохие взаимоотношения и т.д. Поэтому на сегодняшний день, занятия спортом и физической культурой набирают все большую популярность.
Занятия физическими упражнениями также улучшают кровоснабжения мозга. Во время двигательной деятельности увеличивается ЧСС, дыхание становится глубже, а кровь приливает к мозгу намного быстрее, к нервным клеткам поступает больше О2 и питательных веществ. В результате улучшается память, внимание, появляется способность быстро и взвешено принимать решения в нестандартных жизненных ситуациях, снимается нервное напряжение. Однако, как говорилось ранее, физическая активность при этом должна быть умеренной. В данном случае это связано с тем, что при чрезмерно интенсивной тренировке главной задачей организма становится теплоотведение, выделение пота, в следствие чего происходит снижение кровоснабжения мозга.
Заслуживают внимания мозговые процессы, которые повышают восприимчивость людей к информации, приводят к мотивации, повышенному фокусу, вниманию. Когда человек изучает что-то новое, между нейронами начинают образовываться связи, передаваться электрохимические импульсы с помощью нейротранс-миттеров (дофамин, серотонин, норадреналин и др.).
Дофамин («гормон удовольствия») ответствен за психоэмоциональное состояние человека. От него зависит режим функционирования сердца, нервных клеток, вес тела, работоспособность, повышает силу воли, мотивацию, предоставляет возможность эффективно учиться на собственных ошибках. О дефиците дофамина в организме сигнализируют следующие симптомы: раздражительность, апатия, депрессия, хроническая усталость, нарушение работы сердечно-сосудистой системы и др. Избыток дофамина может привести к гиперактивности, беспокойству, агрессии, галлюцинации.
Серотонин («гормон радости», «гормон хорошего настроения») ответственен за
контроль тела над собой, «руководит» очень многими функциями в организме. Это вещество, которое поддерживает психоэмоциональный баланс человека. При снижении серотонина у человека начинаются проблемы с восприятием мира, а также можно наблюдать повышение чувствительности болевой системы организма. Повышенная концентрация гормона радости приводит к нездоровому эмоциональному возбуждению.
Норадреналин — предшественник адреналина, является нейромедиатором бодрствования и принятия быстрых решений. Данный нейротрансмиттер способен усилить работу сердца, сузить большую часть сосудов, расширить бронхи, затормозить желудочно-кишечный тракт и т.д. Отвечает за мотивацию, внимание и бодрствование. Высокий уровень норадреналина приводит к снижению зрения и аналитических способностей, а недостаток — к скуке и апатии.
Что же делает спорт? Ученые установили четкую взаимосвязь между систематической физической активностью и данными тремя нейротрансмиттерами: обычно люди, регулярно делающие упражнения, гораздо меньше подвержены стрессу, тревожности и депрессии. Благодаря спорту можно естественным путем предотвратить проблемы с психическими расстройствами, повысить показатели дофамина, серотонина и норадреналина, а также стабильно поддерживать их правильный баланс.
Таким образом, с помощью регулярных и, что не менее важно, умеренных физических тренировок увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. После физической нагрузки у студентов наблюдается активизация психических процессов и подготовка нервной системы к продуктивному функционированию на последующих парах.
Следовательно, для качественной подготовки молодых специалистов, повышения их учебно-трудовой активности высшие учебные заведения заинтересованы в реализации положительного влияния на психическое развитие студентов посредством правильной организации учебного труда, включающей в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом.
В целях укрепления здоровья обучающихся, а также привития сознательного отношения к спорту и физической культуре, университетам необходимо решения следующих задач:
1. создание комфортных условий для занятий физической культурой и спортом;
2. проведение лекционных занятий, содержащих в себе основную информацию о том, как вести здоровый образ жизни, в чем заключается значение физических нагрузок и влияние спорта на всестороннее развитие личности;
3. формирование у обучающихся ответственного отношения к собственному здоровью, а, следовательно, и улучшение его показателей;
4. освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
5. привития интереса к систематическим занятиях физической культурой и спортом для укрепления физических сил и здоровья [2].
Однако, не стоит забывать про дискомфорт, который студент ощущает во время долгой сидячей работы. При большой умственной нагрузке нужно обязательно
чередовать виды деятельности. Например, если студенту предстоит написать курсовую работу, то беспрерывное нахождение за компьютером не принесет желаемые плоды. В этом случае каждый обучающийся способен сам себе найти комплекс упражнений, которые вполне выполнимы, как вне рабочего места, так и не отходя от него. Например, И.п. сидя на стуле. Руки на затылке согнутые в локтях, кисти в замке. Прогнуться назад, спинка стула должна упираться в спину. Вдох прогиб назад, выдох наклон вперед. [5].
В завершении, можно сказать, что трудно переоценить значение физической культуры как структурной составляющей системы всего высшего образования в частности и укрепления уровня здоровья населения в государственном масштабе. Активные занятия студентов спортом не только физически укрепляют, а также оказывают положительное влияние на учебную деятельность [4]. Это объясняется тем, что двигательная активность способствует развитию физических качеств, снимает утомление нервной системы и повышает интеллектуальную работоспособность студентов высших учебных заведений.
Литература
1. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента : учебное пособие / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - Москва : Альфа-М, 2017. - 352 c.
2. Бишаева, А. А. Физическая культура (для бакалавров) / А. А. Бишаева, В. В. Мал-ков. - Москва : КноРус, 2018. -167 c.
3. Вайнер, Э. Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э. Н. Вайнер. - М осква .: КноРус, 2017. - 480 c.
4. Муллер, А.Б. Физическая культура студента : учебное пособие / А. Б. Муллер, [и др.]. - Москва : Инфра-М, 2018. - 320 c.
5. Попов, С. Н. Лечебная физическая культура : учебник / С. Н. Попов. - Москва : Academia, 2019. - 96 c.
References
1. Baronenko V. A., Rapoport L. A. Zdorov'e i fizicheskaja kul'tura studenta [Health and physical culture of the student]. Moscow, Alpha-M Publ., 2017, 352 p.
2. Bishaeva A. A., Malkov V. V. Fizicheskaja kul'tura (dlja bakalavrov) [Physical culture (for bachelors)]. Moscow, KnoRus Publ., 2018, 167 p.
3. Vajner, Je. N. Lechebnaja fizicheskaja kul'tura (dlja bakalavrov) [Therapeutic physical culture (for bachelors)] Moscow, KnoRus Publ., 2017, 480 p.
4. Muller A. B., [et al.]. Fizicheskaja kul'tura studenta [Physical culture of a student]. Moscow, Infra-M Publ., 2018, 320 p.
5. Popov S. N. Lechebnaja fizicheskaja kul'tura [Therapeutic physical culture]. Moscow, Academia Publ., 2019, 96 p.