Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ'

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТРЕСС / УПРАЖНЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / АКТИВНОСТЬ / ОТДЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Межман Игорь Францевич

В статье изучены ключевые понятия стресса и стрессовых ситуаций, возникающих у студентов. Стресс признан неизбежным следствием современной жизни студентов, учебные нагрузки, сложности в новых взаимоотношениях, новой самостоятельной жизни. Он способен разрушить психическое и физическое здоровье человека. Вследствие длительного воздействия стрессов могут развиться различные виды психических расстройств. Условия жизнедеятельности человека постоянно усложняются, растет поток эмоциональных и информационных нагрузок. Изменяются также требования к психологическому адаптационному потенциалу личности студента, методам профилактики стрессогенных воздействий и их последствий для личности. Физические упражнения являются эффективным средством, как в физическом развитии, так и в психологическом. Физические упражнения благотворно влияют на формирование уравновешенности, целеустремленности, сосредоточенности, работоспособности и конечно же стрессоустойчивости. Так же физическая культура влияет на развитие здоровья студента, на его привычки и образ жизни, от которых так же зависит способность к стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Межман Игорь Францевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EXERCISES IN THE SYSTEM OF STUDENTS' REHABILITATION AFTER PROLONGED STRESSFUL SITUATIONS

The article examines the key concepts of stress and stressful situations, stressful among students. Stress is recognized as an inevitable consequence of the modern life of students, workloads, difficulties in new relationships, a new independent life. It is capable of destroying the mental and physical health of a person. Various types of mental disorders can develop due to prolonged stress. The conditions of human life are constantly becoming more complicated, the flow of emotional and informational loads is growing. The requirements for the psychological adaptive potential of the student, methods of preventing stressful influences and their consequences for the individual are also changing. Exercise is an effective tool for both physical development and psychological development. Exercise has a beneficial effect on the formation of balance, dedication, concentration, performance and, of course, stress resistance. Physical culture also affects the development of a student's health, his habits and lifestyle, on which the ability to resist stress also depends.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ»

УДК 796.612.7

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ

PHYSICAL EXERCISES IN THE SYSTEM OF STUDENTS' REHABILITATION AFTER PROLONGED STRESSFUL SITUATIONS

Межман Игорь Францевич

кандидат биологических наук, доцент заведующий кафедрой физического воспитания Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

г. Самара, Россия Mezhman Igor Frantsevich Ph. B., associate professor head of the department of physical education Volga State University of Telecommunications and Informatics

Samara, Russia

Аннотация. В статье изучены ключевые понятия стресса и стрессовых ситуаций, возникающих у студентов. Стресс признан неизбежным следствием современной жизни студентов, учебные нагрузки, сложности в новых взаимоотношениях, новой самостоятельной жизни. Он способен разрушить психическое и физическое здоровье человека. Вследствие длительного воздействия стрессов могут развиться различные виды пси -хических расстройств. Условия жизнедеятельности человека постоянно усложняются, растет поток эмоциональных и информационных нагрузок. Изменяются также требования к психологическому адаптационному потенциалу личности студента, методам профилактики стрессогенных воздействий и их последствий для личности. Физические упражнения являются эффективным средством, как в физическом развитии, так и в психологическом. Физические упражнения благотворно влияют на формирование уравновешенности, целеустремленности, сосредоточенности, работоспособности и конечно же стрессоустойчивости. Так же физическая культура влияет на развитие здоровья студента, на его привычки и образ жизни, от которых так же зависит спо-собность к стрессоустойчивости.

Abstract. The article examines the key concepts of stress and stressful situations, stressful among students. Stress is recognized as an inevitable consequence of the modern life of students, workloads, difficulties in new relationships, a new independent life. It is capable of destroying the mental and physical health of a person. Various types of mental disorders can develop due to prolonged stress. The conditions of human life are constantly becoming more complicated, the flow of emotional and informational loads is growing. The requirements for the psychological adaptive potential of the student, methods of preventing stressful influences and their consequences for the individual are also changing. Exercise is an effective tool for both physical development and psychological development. Exercise has a beneficial effect on the formation of balance, dedication, concentration, performance and, of course, stress resistance. Physical culture also affects the development of a student's health, his habits and lifestyle, on which the ability to resist stress also depends.

Ключевые слова: физическая культура, стресс, упражнения, студенты, активность, отдых.

Keywords: physical culture, stress, exercises, students, activity, rest.

С физиологической точи зрения стресс - это состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (голод, холод, физические или психические травмы и тому подобное). Когда действие неблагоприятных факторов велико, то происходит сбой и может наступить депрессия, которая в тяжелых случаях требует медикаментозного лечения.

Стресс - физиологическая реакция организма на внешние неожиданные напряженные раздражители, вызывающие отрицательное воздействие на психику человека. Нашу жизнь вообще невозможно себе представить без стресса. Действительно, практически вся она состоит из череды стрессовых ситуаций, более или менее значимых.

Стресс - неизбежный спутник нашей жизни. Важным в понимании стресса является тот факт, что его причины не только многочисленны и разнообразны, и по-разному воспринимаются каждым из нас. Следовательно, реакция на один и тот же стрессовый фактор в одной и той же ситуации у разных людей может быть разной.

Стресс влияет на отношения, делая их более нервозными, увеличивая ссоры или не понимание. Стресс приводит к напряжению, а нужно научиться напротив, расслабляться и быть хозяином своих переживаний.

Стресс у студентов возникает при переутомлении и поэтому первым делом необходимо бороться с усталостью.

Ускоренный ритм жизни, современный учебный процесс вызывает утомление, переутомление и требует дополнительно физической и психической энергии.

Утомление, по мнению Р. В. Смородиновой, отражается на работе всего организма, проявляется в ослаблении силы мышц, ухудшении выносливости, активности, замедленность выполнения действий и так далее. Р. В. Смородинова отмечала особую роль физических упражнений как средства повышения качества образования [1].

При утомлении необходимо отдохнуть человеку, а чтобы избегать переутомления в следующий раз, необходимо дополнять досуг физическими упражнениями, которые сформируют правильный здоровый образ жизни у человека.

Рекреация и есть отдых, активный физический отдых, способствующий восполнению организма силами и здоровьем.

Физическая культура, по мнению Р. В. Смородиновой, это двигательная активность, деятельность, содержащая физические упражнения, которые направлены на повышение работоспособности и восстановление сил человека [1].

Профилактика переутомления также должна проводится с помощью физической культуры, к которой относятся утренняя зарядка, гимнастика, закаливание, физкультурные минутки, разминки. Для студентов данные виды рекреации могут проводится в процессе подвижной игры.

Как отмечает основатель физической рекреации в России ученый и педагог Р. В. Смородинова, этот вид физической культуры удовлетворяет потребности людей в перемене вида деятельности, в активном отдыхе, в свободном общении в процессе занятия физической культурой [1].

Благодаря активному отдыху у ребенка появляется производительность обучения, увеличивается выносливость полноценной работоспособности, сокращается за-

болеваемость, следовательно, рекреация становится экономической функцией.

Физкультура формирует в студентах стремление вести здоровый образ жизни. Он включает в себя правильное питание, физическую активность, позитивное мышление и благоприятный круг общения. В настоящее время у детей чрезмерно популярен фастфуд, так как у родителей часто нет времени что-то готовить дома, а дети часто пользуются этим и выпрашивают покушать вредную еду.

Физическая культура должна соблюдать следующие принципы:

- современные формы организации и проведения рекреации со студентами;

- проведение свободного времени в активной форме;

- привлечение и развитие интереса к подвижным играм, а так же к самостоятельному активному проведению времени;

- формирование умений студентов понимать свой организм, свои возможности на занятиях подвижной игры;

- личный пример педагогов и родителей к выполнению физической рекреации;

- развитие интереса, желания и понимания значения выполнения зарядки каждый день;

- использование свободного времени с проведением активной деятельности: подвижных игр, разминки;

- обучение студентов основным двигательным действиям и объяснение их значения для организма;

- организация места для физической культуры.

Физические нагрузки стимулируют деятельность всех систем организма [3].

1. Прежде всего, они воздействуют на опорно-двигательный аппарат, обеспечивая профилактику ревматизма, артрозов, артритов и прочих заболеваний.

2. Улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивая, таким образом, своевременную доставку кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям.

3. Усиливается выработка гормонов, которые осуществляют сложную регуля-торную функцию.

4. Способствуют выведению токсинов.

5. Снимают напряжение мышц.

А так же появляется мотивация на изменение к лучшему. При достижении результата повышается самооценка и уверенность в себе.

Активный образ жизни помогает выпустить пар, что способствует оттоку злости и обиды. Кроме тог групповые занятия помогают от одиночества, а ведь оно у многих вызывает страх и депрессию. Новым знакомствам по интересам и смене обычной обстановки улучшают настроение и избавляют от стресса [4].

Существует множество способов справиться со стрессом - это и психотерапия, и занятие йогой, всевозможные медитации, а также медикаментозные средства. Физические нагрузки заставляют организм вырабатывать вещества, которые снижают уровень в крови одного из гормонов стресса, кортизола. В отличие от адреналина, действие которого кратковременно, повышенный уровень кортизола может

сохраняться достаточно долго, заставляя организм оставаться в напряжении (это свойственно хроническим стрессам). Кортизол требует от нас двигательной активности, а после физических упражнений его уровень постепенно нормализуется и наступает мышечное расслабление. Кроме того, физкультура против стресса позволяет многим людям повысить самооценку.

Физическая активность заставляет организм вырабатывать вещества, которые называют «природными опиоидами». Они снижают болевую чувствительность и способствует хорошему настроению. Многие замечают, что после тренировки или во время нее испытывают настоящую эйфорию. Положительные эмоции помогают спокойнее относиться к неприятностям и не так остро реагировать на стрессовые ситуации.

Комплексы занятий на воздухе и в воде, направленные на достижение внутреннего баланса. Например, йога, помимо растяжки мышц, помогает обрести навыки управления своими эмоциями, способы расслабления и восстановления душевного комфорта.

Ежедневная утренняя гимнастика активирует организм, помогает в защите от стресса на весь день, повышает тонус и иммунитет.

Физкультура подскажет, как быстро избавиться от стресса и заключается она в чередовании напряжения и расслабления. Следующее расслабление проводят, вытягивая вперед руки на уровне плеч и переплетая пальцы ладонями наружу. Это положение фиксируют в течение 20 секунд. Снова проводят сокращение мышц. Затем идет расслабление: глубоко вздыхая, кладут руки на плечи; выдыхая, наклоняют вниз голову и зажимают пальцами мышцы, находящиеся между шеей и плечами. В этом положении остаются 20 секунд. Затем снова - сокращение и расслабление мышц, при котором необходимо вытянуть руки за спиной и сомкнуть их. Затем наклонять влево и вправо голову и задерживаться в этом положении в течение 20 секунд [2].

Комплекс упражнений заканчивается общим сокращением мышц. Любые тренировки лучше начинать с правильного настроя: отбросить все мысли, подумать о чем-то приятном. Затем плавно переходить к разминке. Основная часть должна быть интенсивной, но умеренной. Болезненные мышцы и усталость не улучшат настроение. Обязательная регулярность, а частота и время занятий определяется индивидуально согласно физиологическим возможностям. И конечно, необходимо здоровое питание, и отказ от вредных привычек.

При стрессовых ситуациях человеку необходим отдых, а для избегания переутомления, необходимо дополнять досуг физической культурой, которая сформирует правильный здоровый образ жизни у человека. Физическая культура и есть отдых, активный физический отдых, способствующий восполнению организма силами и здоровьем. Физические упражнения - это двигательная активность, деятельность, содержащая физические упражнения, которые направлены на повышение работоспособности и восстановление сил человека. Физические упражнения - это активный вид физической культуры, благодаря которому во время активного отдыха формируется, восстанавливается, укрепляется и сохраняется здоровье, как для больного ребенка, так и для здорового. Физическая культура играют важную роль в формиро-

вании гармонично развитой личности студента, в улучшении его физического и психологического здоровья.

Таким образом, физические упражнения - это активный вид физической культуры, благодаря которому во время активного отдыха формируется, восстанавливается, укрепляется и сохраняется здоровье, как для больного студента, так и для здорового. В данном направлении можно применять все средства физической культуры, формы и методы ее занятий.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что физические упражнения играют важную роль в формировании гармонично развитой личности студента, в улучшении его физического и психологического здоровья, формирование работоспособности и выносливости организма и восстановление его сил. Физкультура против стресса не только помогает избавиться от неприятных последствий стресса, но и дает своеобразную прививку от нервных срывов - физически активные люди гораздо легче справляются со сложными ситуациями, чем те, кто ведет малоподвижный образ жизни. И так, конечно, когда у вас депрессия, то физические упражнения - это то, что вам меньше всего захочется делать. Но физическая нагрузка - это мощнейший инструмент для борьбы с депрессией. Научные исследования показывают, что регулярные физические упражнения могут быть столь же эффективными для повышения уровня энергии и снижения чувства усталости, как прием антидепрессантов.

Литература

1. Смородинова Р. В. Физическая культура как одно из средств борьбы со стрессом студентов // Физическая культура, спорт и здоровье. 2019. №. 34. С. 41-44.

2. Умяров Т. Р. Занятия спортом для снижения уровня стресса в условиях мегаполиса // Инноватика физической культуры и спорта. Москва : РГСУ, 2020.179 с.

3. Шаповалова Ю. В., Проскурина Е. Ф. Физическая культура как средство от стресса // Студенческая наука XXI века. 2016. №. 2-1. С. 198-199.

4. Юрасова Е. Ю. С физкультурой против стресса // Безопасный спорт-2019. 2019. №. 1-6. С. 128-130.

References

1. Smorodinova R. V. Fizicheskaya kul'tura kak odno iz sredstv borby so stressom studentov [Physical Culture as a means of combating the stress of students]. Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e - Physical culture, sports and health, 2019, no. 34, pp. 41-44.

2. Umyarov T. R. Zanyatiya sportom dlya snizheniya urovnya stressa v usloviyakh megapolisa [Sports to reduce stress in the metropolis]. Innovatika fizicheskoy kul'tury i sporta [Innovatics of physical culture and sports]. Moscow, RSSU Publ., 2020, 179 p.

3. Shapovalova Yu. V., Proskurina E. F. Fizicheskaya kul'tura kak sredstvo ot stressa [Physical Culture as a means of stress]. Studencheskaya nauka XXI veka - Student science of the 21st century, 2016, no. 2-1, pp. 198-199.

4. Yurasova E. Yu. S fizkul'turoy protiv stressa [With physical education against stress]. Bezopasnyy sport-2019 - Safe Sport-2019, 2019, no. 1-6, pp. 128-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.