Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амирова Л. Э.

В данной статье проводится исследование организации дистанционных занятий по физической культуре в высших учебных заведениях. Занятия по физической культуре в жизни современной молодежи в условиях динамичных процессов информатизации общества имеют огромное значение. В рамках проведенного анализа были рассмотрены ключевые проблемные аспекты организации дистанционных занятий высшими учебными заведениями в рамках современной ситуации реализуемых государством карантинных мер. Обоснована необходимость развития дистанционной формы занятий как средства повышения самоорганизации студентов и повышений цифровых компетенций педагогов в системе образования по направлению «Физическая культура и спорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амирова Л. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF REMOTE LEARNING PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

This article studies the organization of distance physical education classes in higher educational institutions. Physical culture classes in the life of modern youth in the context of dynamic processes of informatization of society are of great importance. As part of the analysis, the key problematic aspects of organizing distance learning by higher educational institutions in the framework of the current situation of quarantine measures implemented by the state were considered. The necessity of developing distance learning as a means of increasing self-organization of students and increasing digital competencies of teachers in the educational system in the direction of "Physical culture and sports" has been substantiated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

УДК 796.011.3

Амирова Л.Э.

Студентка 2 курса Факультет мировой экономики Самарский государственный экономический университет

(Россия, г. Самара)

Научный руководитель: Карева Ю.Ю.

старший преподаватель Самарский государственный экономический университет

(Россия, г. Самара)

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация: в данной статье проводится исследование организации дистанционных занятий по физической культуре в высших учебных заведениях. Занятия по физической культуре в жизни современной молодежи в условиях динамичных процессов информатизации общества имеют огромное значение. В рамках проведенного анализа были рассмотрены ключевые проблемные аспекты организации дистанционных занятий высшими учебными заведениями в рамках современной ситуации реализуемых государством карантинных мер. Обоснована необходимость развития дистанционной формы занятий как средства повышения самоорганизации студентов и повышений цифровых компетенций педагогов в системе образования по направлению «Физическая культура и спорт».

Ключевые слова: физическая культура, дистанционные занятия, высшие учебные заведения, студенты, педагоги.

Дистанционная форма образования в современных реалиях приобретает особое значение. В высших учебных заведениях (ВУЗах) России все чаще организуются факультеты дистанционного образования, кроме того, некоторые исследователи отмечают, что этот вид учебной деятельности пытается вытеснить классическую форму образования. Однако разумное сочетание всех форм образовательного процесса позволяет выделить определенные преимущества. Введение карантина в России и во всем мире изменило привычные формы и методы преподавания учебных дисциплин, в том числе в отечественной системе образования в части изложения дисциплин направления «Физическая культура и спорт». Образовательное пространство страны постепенно переходит на дистанционное обучение, не исключением стало и физическое воспитание подрастающего поколения, в том числе студенческой молодежи. В прошлом учебном году учителя и преподаватели в срочном порядке были вынуждены осваивать новые технологии. В связи с этим приобрела актуальность организация самостоятельной работы студентов по физической культуре, а также организация дистанционных занятий по дисциплинам данного направления. Приобретение и усвоение студентами теоретических знаний в области физической культуры и спорта, а также проведение практических занятий стало целью создания новых учебных дистанционных курсов и новых образовательных программ. Тем не менее, управленческий персонал ВУЗов, педагогический коллектив и сами обучающиеся столкнулись с рядом проблем в части реализации дистанционных занятий, к которым следует отнести организационные, финансовые, компетентностные и др. Следовательно, актуальной является цель данной статьи - определение роли организации дистанционных занятий по физической культуре в высших учебных заведениях России.

Вопросам дистанционного образования, организации занятий дистанционного формата по физической культуре посвящено множество трудов современных специалистов, среди которых: Артамонов А.Б., Белецкий С.В.,

Жероков З.А., Крамской С.И., Лешкевич С.А., Макеева Е.В., Максимов Д.Н., Подоляка А.Е., Тихонов А.И. и др.

Как показал аналитический обзор литературных источников, до сих пор наблюдается тенденция к ежегодному снижению двигательной активности, функциональной и физической подготовленности молодежи [5; 7]. Функциональное состояние организма и здоровья, вопросы физической активности студентов постоянно рассматриваются теоретиками физического воспитания, педагогами и физиологами. Все они отмечают, что формирование убеждений личности в части важности двигательной активности в жизни человека является основополагающим фактором воспитания здорового поколения. Мотивированность к занятиям физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни, рациональный режим дня - это именно те знания, умения и навыки которые закладываются и формируются под влиянием окружающей среды посредством специально разработанных образовательных и культурных программ. Разумно спланированная двигательная активность является залогом получения сильного иммунитета и предупреждения заболеваний.

Физическая культура является важнейшим фактором в формировании, укреплении и сохранении здоровья человека. Как отмечают Макеева Е.В. и Нагайцева И.Ф., рост автоматизации и цифровизации в производстве и быту предоставляют человеку возможности существования почти без физической активности и подготовленности. Однако от этого страдает качество и продолжительность жизни молодого поколения [6]. Физическая культура современного молодого человека - это совокупность всех видов и ценностей физкультурно-спортивной деятельности, которая характеризуется качественным уровнем физического развития и физического образования, направленных на саморазвитие, укрепление состояния собственного здоровья и соблюдение здорового образа жизни.

Пути формирования физической культуры будущих специалистов любой сферы деятельности, с точки зрения ряда отечественных специалистов, следующие: сформировать у обучающихся ценностную систему знаний о здоровье человека; воспитать в них такие качества, как ответственность по отношению к собственному здоровью, мотивацию к здоровьесбережению и двигательной активности [3]. В своем исследовании Белецкий С.В. и Шутова Т.Н. анализируют самооценку состояния здоровья студентов и их мотивацию к занятиям физическим воспитанием. Авторы подчеркивают, что основным мотивом является укрепление и сохранение здоровья [2]. Многие студенты также указывают на необходимость учитывать индивидуальные показатели здоровья при зачетной оценке. В наработках Артамонова А.Б. анализируется уровень здоровья студентов учреждений высшего образования, условия формирования мотивации студенческой молодежи к самостоятельным занятиям физическими упражнениями посредством дистанционных занятий [1], где одним из основных мотивирующих факторов остается контроль за этим видом деятельности студентов со стороны преподавателя. В условиях вывода дисциплины «Физическая культура и воспитание» за пределы очных учебных планов учреждений высшего образования, именно этот фактор часто становится проблематичным в части качественного выполнения во время дистанционного обучения.

Сегодня в условиях дистанционных занятий физическое воспитание студенческой молодежи, к сожалению, далеко от совершенства, что обусловлено рядом объективных причин:

- недостаточным количеством аудиторных и внеаудиторных занятий по физическому воспитанию;

- низким уровнем мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями посредством применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- недостаточным уровнем специальных знаний и практических умений педагогов в области реализации дистанционных занятий по физической культуре

[5];

- низким уровнем использования новейших технологий и современных технических средств под время внеаудиторных занятий [7];

- недостаточным финансовым обеспечением ВУЗов;

- отсутствием надлежащего учета потребностей, интересов студентов, которые составляют направленность их личности;

- отсутствием возможности выбора свободного времени студентом для занятий физическими упражнениями дистанционно [8].

Опросы студентов, проведенные Тихоновым А.И., Сазоновым А.А. и Краевым Ю.В., указывают на то, что основными условиями повышения мотивации к занятиям физическими упражнениями является возможность выбора вида спорта или физической активности, который наиболее подходит тем, кто занимается. Кроме того, студентам, как активным пользователям ИКТ, интересны дистанционные занятия как новая форма обучения по физической культуре, которая предполагает самостоятельный выбор места и условий проведения [9].

Современные ИКТ предлагают широкий спектр средств и программного обеспечения для систем обучения по физической культуре в части дистанционной формы проведения занятий [4]. Так, дистанционные занятия со студентами могут проводиться на платформе Google Classroom, где преподаватели могут быть самостоятельно разрабатывать программы дистанционного обучения по физическому воспитанию с учетом особенностей подготовки студентов на разных факультетах. В рамках данных программ целесообразно определить тематические направления по теории, методике и практике физического воспитания, прописать сценарии учебных роликов по темам, разработать презентации и тестовые задания для проверки знаний. Также во время дистанционной работы педагогами на базе указанной платформы могут

сниматься и монтироваться учебные видеоматериалы. Преподавателям целесообразно реализовывать поиск подходящих научно обоснованных материалов в сети Интернет, которые можно предлагать студентам с учетом предварительной обработки их запросов.

После подготовительной работы, которая заключается в ознакомлении с данной платформой, а также в подготовке учебного материала, студентов целесообразно разделить по группам, закрепленным за преподавателями.

Задачи для дистанционных занятий должны включать: необходимую теоретическую и методическую информацию; комплексы разнообразных физических упражнений, которые разработаны или подобраны преподавателями; видеоролики, фотоматериалы из интернет-ресурсов и созданные педагогическим коллективом. Каждый студент индивидуально должен иметь возможность выбрать вид физической активности, тип нагрузки, удобное время и место выполнения (комната, двор, площадка).

Учитывая специфику обучения определенного факультета, может быть предложено выполнение определенного уровня сложности упражнений на разных языках (например, для иноязычных студентов) для повышения профессиональных практических навыков.

Для контрольного отчета о проделанной работе в режиме оффлайн студенты могут предоставить фото или видео с элементами выполнения предлагаемых упражнений. По выполнению задачи выставляются соответствующие баллы педагогом, при необходимости преподаватель также может провести дополнительную консультацию для студентов в рамках разъяснения теории или практики выполнения упражнений.

Поскольку живое общение в условиях карантина со всеми студентами не всегда возможно, а информация лучше воспринимается зрительно, преподавателям целесообразно разработать презентации на основные темы: здоровый образ жизни; здоровьесбережение; профилактика застойных явлений в

организме при малоподвижном образе жизни; физкультурные паузы; подвижные игры и спортивные игры и т.д.

Исходя из всего вышесказанного, отметим, что физическая культура и воспитание студентов являются составной частью их профессиональной подготовки, хотя на сегодня, их роль и место в системе подготовки специалиста почти потеряно. Эта дисциплина - эффективный способ предупреждения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья человека. Проведение аудиторных часов в условиях карантинных мер способствует снижению качества подготовки специалистов в части становления физической культуры личности. Дистанционная форма образования имеет право существовать наряду с очной формой обучения и быть ее логическим сочетанием и взаимодополнением. Она имеет значительные возможности, так как ее преимуществом является непрерывность и систематичность самостоятельной работы студентов, кроме того, она способствует саморазвитию и самосовершенствованию преподавательского мастерства; повышает качество теоретических и методических знаний, предоставляет студентам право выбора вида физкультурно-спортивной деятельности и свободного выбора времени для занятий, а также предоставляет равные права для вовлеченности студентов с различными степенями проблем в состоянии здоровья. Однако существуют определенные ориентиры на которые она должна опираться - качество такого вида образования зависит от самоорганизованности студента и желания преподавателя совершенствовать свою профессиональную деятельность.

Итак, дистанционные занятия физическим воспитанием и культурой помогают формированию более объемного теоретического багажа, способствуют сохранению здоровья, мотивируют к здоровому образу жизни в условиях сознательной самоорганизации студента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Артамонов А.Б. Проблематика организации дистанционной формы занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту // Вопросы педагогики. 2020. № 8-2. С. 9-12.

Белецкий С.В., Шутова Т.Н. Цифровое сопровождение дистанционных занятий по физической культуре и спорту в ВУЗе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 2 (192). С. 25-29.

Жероков З.А., Соблиров А.М., Абазов З.В., Цагов С.З. Проблемы организации занятий по физической культуре в вузе в дистанционной форме // Культура физическая и здоровье. 2021. № 1 (77). С. 54-56.

Крамской С.И., Жован Г.Ф., Ковалева М.В. Дистанционная форма проведения учебных занятий по физической культуре в ВУЗе // Культура физическая и здоровье. 2020. № 3 (75). С. 50-53.

Лешкевич С.А. Особенности проведения занятий по физической культуре в дистанционном формате обучения // Е^сю. 2021. № 3 (54). С. 455-461. Макеева Е.В., Нагайцева И.Ф. Особенности организации занятий по физической культуре у студентов в условиях дистанционного образования // Наука-2020. 2020. № 8 (44). С. 105-107.

Максимов Д.Н., Абзалова С.В. Применение информационных ресурсов на дистанционных занятиях по физической культуре // Вопросы педагогики. 2021. № 1-2. С. 167-170.

Подоляка А.Е., Подоляка О.Б. Повышение эффективности дистанционных занятий по физической культуре в ВУЗе // Теория и практика физической культуры. 2020. № 10. С. 11-16.

Тихонов А.И., Сазонов А.А., Краев Ю.В. Применение современных дистанционных цифровых технологий для организации занятий по дисциплине «Физическая культура» у студентов ВУЗов // Московский экономический журнал. 2020. № 5. С. 84-87.

Amirova L.E.

2nd year student Faculty of World Economy Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Scientific adviser: Kareva Y.Y.

Senior Lecturer Samara State University of Economics (Russia, Samara)

ROLE OF REMOTE LEARNING PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Abstract: this article studies the organization of distance physical education classes in higher educational institutions. Physical culture classes in the life of modern youth in the context of dynamic processes of informatization of society are of great importance. As part of the analysis, the key problematic aspects of organizing distance learning by higher educational institutions in the framework of the current situation of quarantine measures implemented by the state were considered. The necessity of developing distance learning as a means of increasing self-organization of students and increasing digital competencies of teachers in the educational system in the direction of "Physical culture and sports" has been substantiated.

Keywords: physical culture, distance learning, higher educational institutions, students,

teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.