http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52009/a7626489140598e1e561aefd762fba443783cd 82/ (date of access: 01.01.2021).
6. Federal Agency for Technical Regulation and Metrology (10.12.2009), State standard R 53491.1-2009. Pools. Treatment of water. Part 1. General requirements available at: http://docs.cntd.ru/document/1200080205 (date of access: 01.01.2021)
7. Council under the President of the Russian Federation for the development of physical culture and sports (2019), Interdepartmental Program "Swimming for All" of30.04.2019 No. Pr-759, available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=738417#096100513725512 (date of access: 01.01.2021).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.02.2021
УДК 372.879.6:004
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОНЛАЙН ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Елена Николаевна Летягина, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Евгений Петрович Колодеев, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции, начальник кафедры, Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Нижний Новгород
Аннотация
Введение. Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо исследовать существующие наилучшие практики и направления онлайн-занятий по физической культуре и спорту, как во время, так и после пандемии. Целью работы является анализ проблем организации и проведения онлайн занятий по физической культуре и спорту в образовательных организациях всех уровней подготовки. Использованы теоретические методы: описание, анализ и синтез, аддитивный метод, метод функционального анализа. Результаты исследования и их обсуждение: исследование, проведенное в статье, обобщает проблемы и трудности организации и проведения онлайн-занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях. Главными из них авторы определяют неэффективные стратегии онлайн-обучения, низкую готовность преподавателей и студентов к онлайн-занятиям, проблему дистанционной передачи ценности физической активности на он-лайн-уроках, отсутствие своевременной обратной связи преподавателей и обучающихся, рост трудоемкости и учебной нагрузки преподавателей, не учитываемой в оплате труда, нехватка содержательно значимого методического обеспечения. К снижению качества содержания учебных онлайн курсов также приводит недостаток опыта использования педагогами современных информационных технологий и дефицит необходимого оборудования и программного обеспечения для создания онлайн-контента. Выводы: изучение и систематизация проблем организации и проведения онлайн занятий по физической культуре и спорту позволяет определить стратегические направления дальнейших исследований в области онлайн-обучения, рассмотрение положительной международной и отечественной практики дистанционного образования, разработка новых подходов к учебным занятиям с учетом опыта преподавателей, полученного в результате работы в условиях карантина, развитие существующих педагогических методов, содержания учебных курсов, программ дисциплин, оценочных средств. Полученные результаты могут послужить базовым материалом для активизации онлайн-занятий физической культурой и спортом в будущем.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, онлайн занятия, физическое воспитание, дистанционное обучение, образование, школа, образовательная организация, вуз, пандемия, COVID-19.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p151-156
PROBLEMS OF ORGANIZING AND CONDUCTING ONLINE CLASSES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Elena Nikolaevna Letyagina, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Department chair, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod; Evgeny Petrovich Kolodeev, the candidate ofjuridical sciences, senior lecturer, Police Colonel, Head of the Department, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Abstract
Introduction. Improving the effectiveness of the educational process can be done by exploring existing best practices and directions of online physical education and sports classes, both during and after the pandemic. The purpose of the work is to analyze the problems of organizing and conducting online classes in physical culture and sports in educational organizations of all levels of training. Theoretical methods are used: description, analysis and synthesis, additive method, functional analysis method. Research results and discussion: the research conducted in the article summarizes the problems and difficulties of organizing and conducting online physical education and sports classes in educational organizations. The main ones identified by the authors are ineffective online learning strategies, low readiness of teachers and students for online classes, the problem of remote transmission of the value of physical activity in online lessons, the lack of timely feedback from teachers and students, the increase in the labor intensity and workload of teachers, which is not taken into account in the remuneration, the lack of meaningful methodological support. The lack of experience in the use of modern information technologies by teachers and the lack of necessary equipment and software for creating online content also leads to a decrease in the quality of the content of online training courses. Conclusions: the study and systematization of the problems of organizing and conducting online classes in physical culture and sports allows us to determine strategic directions for further research in the field of online learning, consider the positive international and domestic practice of distance education, develop new approaches to training sessions, taking into account the experience of teachers obtained as a result of working in quarantine, develop existing pedagogical methods, the content of training courses, discipline programs, and evaluation tools. The results obtained can serve as a basic material for the activation of online physical education and sports in the future.
Keywords: physical education, sports, online classes, distance learning, education, school, educational organization, university, COVID-19.
ВВЕДЕНИЕ
Пандемия COVID-19, повлиявшая на повседневную жизнь населения всего мира, вызвала существенные изменения в образовательной среде многих стран, включая Россию. Страны активно адаптируются к социальным изменениям, модернизируя образовательные программы через онлайн-обучение и разрабатывая новые подходы к образованию. Изменения, вызванные коронавирусным кризисом, открывают возможности к формированию новых образовательных потребностей обучающихся. Во многих исследованиях, предшествующих COVID-19, возможность онлайн-образования рассматривалась как часть будущего образования, поскольку онлайн-курсы могут обеспечить высокоэффективные и разнообразные факультативные занятия для самостоятельной работы студентов [7-11].
Цель работы - анализ проблем организации и проведения онлайн занятий по физической культуре и спорту в образовательных организациях всех уровней подготовки.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Физическое воспитание сосредоточено на физической активности и четко отличается от многих других дисциплин, основанных на получении знаний. Поэтому онлайн-занятия по физической культуре и спорту требуют специальной подготовки и большой дополнительной работы преподавателей для эффективного физического воспитания школьников и студентов [2, 3].
Одной из главных проблем проведения онлайн занятий по физической культуре и спорту является проблема дистанционной передачи значения и ценности физической активности на онлайн-уроках. Ценность поддержание здоровья с помощью физической активности прививалась обучающимся путем их участия с друзьями в различных спортивных мероприятиях, командных и игровых видах спорта и развития спортивного этикета. Студенты, участвующие в онлайн-занятиях по физическому воспитанию, часто не могут обеспечить себе достаточно места для эффективного участия в физической активности, а также имеют ограниченный доступ к спортивному инвентарю и оборудованию, необходимым для проведения онлайн-занятий по физической культуре и спорту. Студенты и школьники, занимающиеся на онлайн-занятиях, используют материалы, которые находятся в свободном доступе в домашних условиях, что неизбежно сокращает количество элективных дисциплин по физической культуре и спорту, а также число учебных упражнений по физическому воспитанию, которые можно преподавать. Это привело к смещению акцента с соревновательной деятельности, которые являются основной частью школьного физического воспитания, на проблемы здоровья и физической активности в онлайн-обучении.
Вполне возможно, что онлайн-занятия по физкультуре станут более эффективными, если обучающиеся получат обратную связь через просмотр собственных действий или действий своих однокурсников и одноклассников. В отличие от очных занятий физкультурой, где студенты и школьники могут сразу же получить обратную связь о своих двигательных навыках или успешности выполнения физических упражнений, обучающиеся не могут изменять свои действия, просматривая видео выполнения упражнений, что существенно снижает эффективность занятий. Кроме того, отсутствие взаимодействия между преподавателем и студентами на онлайн-курсах затрудняет передачу ценности физического воспитания. Немедленная обратная связь необходима для мотивации студентов к обучению и укреплению активной жизненной позиции и ориентиров на здоровый образ жизни.
Онлайн-занятия физической культурой и спортом, организованные почти во всем мире во время пандемии 2020 года, были совершенно новым опытом, как для преподавателей, так и для студентов. Внезапный переход к онлайн-занятиям вынудил педагогов столкнуться с незнакомыми методами обучения, заставляя их прибегать к методу проб и ошибок. Неадекватные стратегии онлайн-обучения и низкая готовность преподавателей и студентов к онлайн-занятиям также снижает качество обучения. Видеосъемка, монтаж, создание онлайн-материалов для занятий физической культурой и спортом, просмотр видеороликов с записями выполнения упражнений студентами занимают у преподавателя в два-три раза больше времени, чем обычные занятия по физкультуре. Даже при использовании различного контента (YouTube, Интернет-материалы и т. д.) поиск видео и материалов, соответствующих учебному содержанию урока физкультуры, занимает много времени и сил. Такая переработка часто не учитывается в учебной нагрузке и оплате труда преподавателей.
Основные проблемы проведения онлайн-занятий по физической культуре и спорту связаны с отсутствием качественного контента учебных занятий и трудностями в его использовании. Беспокойство вызывают способности студентов выполнять необходимые физические нагрузки с учетом ограничений пространства и контента онлайн-курса, а также проблема качества содержательной части онлайн курсов, все ли они являются образовательно значимыми.
Преподавателям физической культуры и спорта пришлось несколько раз пересматривать свои рабочие программы дисциплин, содержание учебных курсов и оценочные средства, используемые на онлайн-занятиях [4].
Преподаватели физической культуры и спорта, знакомые с современными информационными технологиями и онлайн-контентом, могли легко включить его в образова-
тельные программы. Однако большинство педагогов, особенно в школах, испытывали трудности даже с простыми задачами, такими как загрузка лекций и видео контента с разных сайтов. Те, кто разрабатывал свои собственные лекции, испытывали трудности при подготовке к онлайн-занятиям, поскольку у них не было необходимого оборудования (видеокамеры, микрофонов, ноутбуков и т. д.), не было домашнего доступа к программному обеспечению для редактирования изображений и кодирования видеофайлов и/или отсутствовал опыт использования такого программного обеспечения.
К трудностям организации и проведения онлайн-занятий по физической культуре и спорту относится однообразие, связанное с ограниченными условиями окружающей среды и образовательным содержанием учебного курса, что в конечном итоге снижает эффективность донесения до обучающихся ценности физической активности и физического воспитания [1, 5, 6]. Преподавателям физической культуры не хватает опыта в использовании онлайн-контента, и им приходится прибегать к методам проб и ошибок. Оценочные средства, используемые при онлайн занятиях, очень ограниченны, а систематическая оценка компетенций обучающихся в принципе невозможна из-за онлайнового характера занятий. Требуется разработка новых методов оценивания знаний, умений и навыков, которые будут эффективно использоваться в онлайн-курсах.
Кроме того, для разработки эффективных онлайн-занятий по физической культуре и спорту необходимо стратегическое методическое обеспечение, которое включает в себя характеристики онлайн-физического воспитания, помогающее преподавателям донести ценность физической активности и физического воспитания до обучающихся. Преподавателям физической культуры необходимо развивать профессиональные практические знания через обмен онлайн-контентом по дисциплине. Это сотрудничество между преподавателями физической культуры и спорта является центральным и должно развиваться. Функция регулятора развития данного сотрудничества должна быть возложена на ФУМО и Научно-методический совет по разработке и реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, а также ведущие спортивные вузы, факультеты физической культуры и спорта и кафедры физического воспитания. Очевидна необходимость изучения различных примеров интерактивного физического воспитания, опыта преподавателей, студентов и школьников.
ВЫВОДЫ
1. Для успешной адаптации к современным, сложным условиям реализации учебного процесса необходимо пересмотреть и систематизировать подходы к онлайн-занятиям физической культурой, которые подчеркивают образовательные особенности физического воспитания, а также изучить эффективность онлайн-занятий физической культурой в целом.
2. Для повышения качества онлайн-занятий необходимо изучить состояние опыта различных стран в области онлайн-обучения физической культуре и спорту, сравнить и проанализировать, как проводятся онлайн-занятия по физическому воспитанию во всем мире.
3. Необходимо изучить потенциал онлайновых занятий по физическому воспитанию, связанных с очными занятиями по физической культуре и спорту, чтобы изучить их соответствующую эффективность и потенциальные возможности в свете возросшего опыта преподавателей физической культуры, полученного в результате их работы на онлайн занятиях.
4. Будущие исследования должны создать теоретическую основу для онлайн-занятий по физической культуре и спорту, изучая возможную модификацию существующих педагогических методов, содержания учебных курсов, оценочных средств и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверина Л.Ю. Анализ эффективности дистанционного обучения по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту» в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции / Л.Ю. Аверина, Н.А. Банникова, Г.С. Кожанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 6. - С. 56-58.
2. Разработка и реализация научно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов и специалистов по физической культуре и спорту / Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимонова, Г.Б. Кондраков, О.В. Мамонова, Ю.О. Аверясова, Ю.Б. Алмазова // Плехановский научный бюллетень. - 2019. - № 1 (15). - С. 5-18.
3. Липовка А.Ю. Внедрение онлайн-курса «Физическая культура и спорт» в образовательный процесс национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта / А.Ю. Липовка // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения: сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Волгоград, 2020. - С. 253-256.
4. Дистанционное обучение по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях самоизоляции / Т.Ю. Покровская, Р.А. Юсупов, Е.Б. Титова, Ю.С. Журавлева // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 11. - С. 65-67.
5. Рыбачук Н.А. Эффективность онлайн-обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» / Н.А. Рыбачук // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2020. - Т. 5, № 3. - С. 7-13.
6. Сивцева С.Н. О перспективах внедрения обучающих онлайн-курсов по физической культуре и спорту в Северо-восточном федеральном университете (СВФУ) / С.Н. Сивцева, А.А. Захаров // Актуальные вопросы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов физической культуры и спорта памяти доктора педагогических наук, профессора, академика МАНПО Николая Калиновича Шамаева. -Якутск, 2020. - С. 116-118.
7. Шутова Т.Н. Цифровизация образовательного пространства вуза в сфере физической культуры и спорта / Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. -2020. - № 9. - С. 102-104.
8. Blaine A.M. Interaction and presence in the virtual classroom: An analysis of the perceptions of students and teachers in online and blended Advanced Placement courses / A.M. Blaine // Computers and Education. - 2019. - № 132. - С.31-43.
9. Self-regulation Strategies of Students Enrolled in a Distance and Online University Education Program / L. Sauve, N. Racette, C. Papi, S. Gerin-Lajoie, G. Desjardins, S. Marineau. - doi: 10.1007/978-3-030-35758-0_16 // Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics) 11841 LNCS. - 2019. - C. 165-176.
10. Son C.H. Study on application of online instruction for enhancing rights for learning: Focusing on high schools/ C.H. Son, S.G. Kang, S.J. Ha // Journal of Creative Information Culture - 2016. - № 2. - С. 9-22.
11. Yong N. On-line classroom visual tracking and quality evaluation by an advanced feature mining technique/ N. Yong. - doi:10.1016/j.image.2020.115817 // Signal Process: Image Communication. - 2020. - № 84. - Article 115817.
REFERENCES
1. Averina, L.Yu., Bannikova, N.A. and Kozhanov, G.S. (2020), "Analysis of the effectiveness of distance learning in «Elective disciplines in physical culture and sports» in the context of preventing the spread of coronavirus infection", Physical culture: upbringing, education, training, No. 6, pp. 56-58.
2. Andryushhenko, L.B., Filimonova, S.I., Kondrakov, G.B., Mamonova O.V., Averyasova, Yu.O. and Almazova, Yu.B. (2019), "Development and implementation of scientific and methodological support for professional development of teachers and specialists in physical culture and sports", Plekhanov Scientific Bulletin, Vol. 1, No. 15, pp. 5-18.
3. Lipovka, A.Yu. (2020), "Introduction of the online course "Physical Culture and Sports" in the educational process of the National State University of Physical Culture, Sports and Health named after P. F. Lesgaft", Physical culture and sport in the XXI century: actual problems and their solutions. Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participa-
tion, Volgograd, pp. 253-256.
4. Pokrovskaya, T.Yu., Yusupov, R.A., Titova, E.B. and Zhuravleva, Yu.S. (2020), "Distance learning in the discipline "Physical culture and sports" in conditions of self-isolation", Theory and practice of physical culture, Vol. 11, pp. 65-67.
5. Rybachuk, N.A. (2020), "Efficiency of online training in the discipline "Physical culture and sport", Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 5 No. 3, pp. 7-13.
6. Sivceva, S.N. and Zaxarov, A.A. (2020), "On the prospects of introducing online training courses in physical culture and sports at the North-Eastern Federal University (NEFU)", Actual problems of physical education, sports training, health-improving and adaptive physical culture. Materials of the All-Russian scientific and practical conference of students, postgraduates, young scientists and specialists of physical culture and sports in memory of Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of MANPO Nikolai Kalinovich Shamaev, Yakutsk, pp. 116-118.
7. Shutova, T.N. and Andryushhenko, L.B. (2020), "Digitalization of the educational space of the university in the field of physical culture and sports", Theory and practice ofphysical culture, Vol. 9, pp. 102-104.
8. Blaine, A.M. (2019), "Interaction and presence in the virtual classroom: An analysis of the perceptions of students and teachers in online and blended Advanced Placement courses", Computers and Education, Vol. 132, pp. 31-43.
9. Sauve, L., Racette, N., Papi, C., Gerin-Lajoie, S., Desjardins, G. and Marineau, S. (2019), "Self-regulation Strategies of Students Enrolled in a Distance and Online University Education Program", Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics) 11841 LNCS, pp. 165-176, doi:10.1007/978-3-030-35758-0_16
10. Son, C.H., Kang, S.G. and Ha, S.J. (2016), "Study on application of online instruction for enhancing rights for learning: Focusing on high schools", Journal of Creative Information Culture, Vol. 2, pp. 9-22.
11. Yong, N. (2020), "On-line classroom visual tracking and quality evaluation by an advanced feature mining technique", Signal Process: Image Communication, Vol. 84, 115817, doi:10.1016/j.image.2020.115817.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.02.2021
УДК 372.879.6+796.012
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ
КЛАССОВ
Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент, Ирина Викторовна Жукова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Альберт Гадилье-вич Хайруллин, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанский государственный энергетический университет
Аннотация
Двигательная активность среди школьников и студентов активность среди студентов имеет важное значение для преодоления гиподинамии и для сохранения и укрепления здоровья молодежи. Однако, большинство студентов не удовлетворены набором педагогических средств, которые используются в процессе физического воспитания. Именно в школьные годы происходит интенсивные рост и развитие ребенка, формирование отношения к различным видам деятельности. В настоящее время уровень физической подготовки учащейся молодежи находится на крайне неудовлетворительном уровне. В данной статье рассматривается роль и значение самостоятельной работы студентов по физической культуре, и приводятся научно-обоснованные решения необходимости коррекции ее организации. В работе в качестве основного диагностического инструментария использовались: тест-опросник мотивации ОД А.А. Касаткина. Результаты исследования показали, что уже к подростковому возрасту у школьников выстраивается относительно стабильная структура