Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «КЛАССОВ РОСГВАРДИИ» В ПОДГОТОВКЕ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА – ВОЕННЫЙ ВУЗ»'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «КЛАССОВ РОСГВАРДИИ» В ПОДГОТОВКЕ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА – ВОЕННЫЙ ВУЗ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общеобразовательная средняя школа / система «школа – военный вуз» / обучающиеся / «Классы Росгвардии» / военный вуз / физическая готовность / военная служба / физическое развитие / будущий призывник / двигательные умения и навыки / Secondary school / «school – military university» system / students / «Rosgvardiya classes» / military academy / physical readiness / military service / physical development / future conscript / motor skills and abilities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грудинин Виктор Сергеевич, Рогожникова Раиса Анатольевна

В статье рассматривается проблема формирования физической готовности обучающихся «Классов Росгвардии» в процессе подготовки к военной службе в системе «школа – военный вуз» в условиях реформирования системы образования высшей военной школы. Встает вопрос о создании новых подходов к подготовке кадров для военных вузов, а также о повышении уровня престижности военной службы. Актуальность данной статьи связана с необходимостью формирования физической готовности обучающихся «Классов Росгвардии» в процессе подготовки к военной службе в системе «школа – военный вуз» в условиях реформирования системы образования высшей военной школы. Целью является раскрытие сущности физической готовности к военной службе в соответствии с общими и специальными задачами физической подготовки. Использованы методы анализа научной литературы, теоретического обобщения и синтеза полученных данных. Деятельность «Классов Росгвардии» направлена на формирование знаний, умений и навыков, востребованных на военной службе. Физическая готовность обучающихся занимает важное место в структуре общей готовности к военной службе. Раскрыта сущность физической готовности, которая заключается в физическом состоянии человека, обеспечивающего успешное выполнение какого-либо вида деятельности, характеризующегося соответствующей телесной развитостью, определенным функциональным состоянием организма и необходимым уровнем двигательной подготовленности. Отмечается, что обучающиеся «Классов Росгвардии» в ходе процесса обучения в рамках системы «школа – военный вуз» должны быть подготовлены к военной службе. Важно у будущих призывников формировать не только психофизические качества, но и двигательные умения и навыки, необходимые будущим военнослужащим, в соответствии с общими и специальными задачами физической подготовки. Подтверждается необходимость создания новых подходов к подготовке обучающихся, а также повышения уровня престижности военной службы. Результаты могут быть использованы при разработке программ обучения «Классов Росгвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грудинин Виктор Сергеевич, Рогожникова Раиса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PHYSICAL READINESS OF STUDENTS OF THE «CLASSES OF ROSGVARDIYA» IN PREPARATION FOR MILITARY SERVICE IN THE «SCHOOL-MILITARY UNIVERSITY» SYSTEM

The article addresses the issue of developing the physical readiness of students in the «Rosgvardiya Classes» during their preparation for military service in the «school –military university» system, amidst the reforms of the higher military education system. The question arises about creating new approaches to personnel preparation for military universities, as well as raising the level of prestige of military service. The relevance of this article is associated with the need to develop the physical readiness of students in the «Rosgvardiya Classes» during their preparation for military service in the «school – military university» system, amidst the reforms of the higher military education system. The aim is to reveal the essence of physical readiness for military service in accordance with the general and special tasks of physical training. The methods of analyzing scientific literature, theoretical generalization, and synthesis of obtained data were used. The activities of the «Rosgvardiya Classes» are aimed at forming knowledge, skills, and abilities demanded in military service. Physical readiness of students occupies an important place in the structure of general readiness for military service. The essence of physical readiness is revealed, which consists of the physical condition of a person that ensures successful performance of any kind of activity, characterized by the corresponding physical development, a certain functional state of the body, and the necessary level of motor preparedness. It is noted that during the learning process within the «school – military university» system, students in the «Rosgvardiya Classes» should be prepared for military service. It is important to develop not only psycho-physical qualities but also motor skills and abilities necessary for future military personnel in accordance with the general and special tasks of physical training. The necessity of creating new approaches to student preparation and raising the level of prestige of military service is confirmed. The results can be used in the development of educational programs for the «Rosgvardiya Classes».

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «КЛАССОВ РОСГВАРДИИ» В ПОДГОТОВКЕ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА – ВОЕННЫЙ ВУЗ»»

УДК 370

DOI: 10.24412/2308-717Х-2023-2-138-144

Грудинин Виктор Сергеевич

адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1,

(342) 270-39-01 e-mail: pvivngrf@mail. ru

Рогожникова Раиса Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии

Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, профессор кафедры военной педагогики и психологии Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 215-18-76 (доб. 435)

e-mail: pedagog@pspu.ru ФГК ВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1,

(342) 270-39-01 e-mail: pvivngrf@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «КЛАССОВ РОСГВАРДИИ» В ПОДГОТОВКЕ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ВОЕННЫЙ ВУЗ»

Viktor S. Grudinin

Adjunct of the Department of Full-time and Correspondence Education at Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, Perm Federal State Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation» 1, Gremyachy Log, 614112, Perm, Russia, (342) 270-39-01 e-mail: pvivngrf@mail.ru

Raisa A. Rogozhnikova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology at Perm State Humanitarian-Pedagogical University Professor of the Department of Military Pedagogy and Psychology at Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation Federal State Budget Educational Institution of Higher Education

«Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: pedagog@pspu.ru

© Грудинин В.С., Рогожникова Р.А., 2023

Federal State Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation» 1, Gremyachy Log, 614112, Perm, Russia, (342) 270-39-01 e-mail: pvivngrf@mail.ru

FORMATION OF PHYSICAL READINESS OF STUDENTS OF THE «CLASSES OF ROSGVARDIYA» IN PREPARATION FOR MILITARY SERVICE IN THE «SCHOOL-MILITARY UNIVERSITY» SYSTEM

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования физической готовности обучающихся «Классов Росгвардии» в процессе подготовки к военной службе в системе «школа - военный вуз» в условиях реформирования системы образования высшей военной школы. Встает вопрос о создании новых подходов к подготовке кадров для военных вузов, а также о повышении уровня престижности военной службы.

Актуальность данной статьи связана с необходимостью формирования физической готовности обучающихся «Классов Росгвардии» в процессе подготовки к военной службе в системе «школа - военный вуз» в условиях реформирования системы образования высшей военной школы. Целью является раскрытие сущности физической готовности к военной службе в соответствии с общими и специальными задачами физической подготовки. Использованы методы анализа научной литературы, теоретического обобщения и синтеза полученных данных.

Деятельность «Классов Росгвардии» направлена на формирование знаний, умений и навыков, востребованных на военной службе. Физическая готовность обучающихся занимает важное место в структуре общей готовности к военной службе. Раскрыта сущность физической готовности, которая заключается в физическом состоянии человека, обеспечивающего успешное выполнение какого-либо вида деятельности, характеризующегося соответствующей телесной развитостью, определенным функциональным состоянием организма и необходимым уровнем двигательной подготовленности. Отмечается, что обучающиеся «Классов Росгвардии» в ходе процесса обучения в рамках системы «школа - военный вуз» должны быть подготовлены к военной службе. Важно у будущих призывников формировать не только психофизические качества, но и двигательные умения и навыки, необходимые будущим военнослужащим, в соответствии с общими и специальными задачами физической подготовки.

Подтверждается необходимость создания новых подходов к подготовке обучающихся, а также повышения уровня престижности военной службы. Результаты могут быть использованы при разработке программ обучения «Классов Росгвардии.

Ключевые слова: общеобразовательная средняя школа, система «школа - военный вуз», обучающиеся, «Классы Росгвардии», военный вуз, физическая готовность, военная служба, физическое развитие, будущий призывник, двигательные умения и навыки.

Abstract. The article addresses the issue of developing the physical readiness of students in the «Rosgvardiya Classes» during their preparation for military service in the «school -military university» system, amidst the reforms of the higher military education system. The question arises about creating new approaches to personnel preparation for military universities, as well as raising the level of prestige of military service.

The relevance of this article is associated with the need to develop the physical readiness of students in the «Rosgvardiya Classes» during their preparation for military service in the «school - military university» system, amidst the reforms of the higher military education system. The aim is to reveal the essence of physical readiness for military service in accordance with the general and special tasks of physical training. The methods of analyzing scientific literature, theoretical generalization, and synthesis of obtained data were used.

The activities of the «Rosgvardiya Classes» are aimed at forming knowledge, skills, and abilities demanded in military service. Physical readiness of students occupies an important place in the structure of general readiness for military service. The essence of physical readiness is revealed, which consists of the physical condition of a person that ensures successful performance of any kind of activity, characterized by the corresponding physical development, a certain functional state of the body, and the necessary level of motor preparedness. It is noted that during the learning process within the «school - military university» system, students in the «Rosgvardiya Classes» should be prepared for military service. It is important to develop not only psycho-physical qualities but also motor skills and abilities necessary for future military personnel in accordance with the general and special tasks of physical training.

The necessity of creating new approaches to student preparation and raising the level of prestige of military service is confirmed. The results can be used in the development of educational programs for the «Rosgvardiya Classes».

Key words: Secondary school, «school - military university» system, students, «Rosgvardiya classes», military academy, physical readiness, military service, physical development, future conscript, motor skills and abilities.

В контексте изменений, происходящих сейчас в системе высшего военного образования, важным становится вопрос о кадровой политике военных вузов. В связи с тем, что престиж военной службы снижается, а уровень подготовки абитуриентов, поступающих в военные ВУЗы, падает, было решено создать «Классы Росгвардии» в общеобразовательных школах. Главной целью деятельности этих классов является формирование знаний, умений и навыков, необходимых на военной службе.

Важным элементом готовности к военной службе является физическая готовность. Это означает, что человек должен быть в хорошей физической форме, чтобы успешно выполнять свои обязанности на службе. Она характеризуется телесной развитостью, функциональным состоянием организма и уровнем двигательной подготовленности.

Исследования показали, что выпускники средних школ, которым предстоит служить в армии, имеют низкий уровень физического развития. Физическая подготовка школьников не соответствует требованиям к физической готовности будущих призывников. Поэтому важно обеспечить физическую готовность будущих призывников к военной службе, выявляя связь общей физической подготовки со специальной физической подготовкой [6, 7, 11, 12].

Обучающиеся «Классов Росгвардии» получают военно-прикладную подготовку, которая обогащает их индивидуальный фонд двигательных умений и навыков. Она способствует развитию физических и иных способностей, которые важны для успешной службы в вооруженных силах.

Анализируя процесс преемственности обучения в рамках системы «школа - военный вуз», можно определить необходимые психофизические качества, двигательные умения и навыки для будущих военнослужащих. Физическая подготовка, являясь частью процесса индивидуального физического развития, также является составной частью профессионально-прикладной физической подготовки, которая включает в себя все элементы учебного процесса и способствует совершенствованию умственной, физической и сенсорной готовности, формированию командно-организаторских качеств военнослужащего. Специальная физическая подготовка направлена на эффективное использование средств, методов и форм физической подготовки в целях обеспечения физической готовности к военной службе [3, 8].

Для ускорения процесса адаптации к условиям армейской службы необходимо изучить функциональные резервные возможности молодого организма, которые определяют двигательную составляющую человека. Определенное влияние на двигательную активность оказывает соматотип человека, поэтому при формировании физической готовности необходимо учитывать все три вида готовности: телесную, функциональную и двигательную. Педагогическая технология формирования физической готовности представляет собой цепь, каждое звено которой связано между собой и имеет результат [1, 2, 4, 5, 9, 10].

На первом этапе важно не допустить срыва адаптации и постепенно повышать общий уровень двигательной подготовленности и функционального состояния будущих призывников.

Обучающиеся овладевают простейшими координационными, подготовительными и подводящими упражнениями, совершенствуют навыки передвижения на лыжах, в преодолении препятствий, овладевают методикой индивидуального проведения физической тренировки и учатся контролировать физическое состояние своего организма.

Постепенно возникает необходимость организма в регулярных физических упражнениях на фоне повышенной двигательной активности, что способствует развитию способности управлять своим эмоциональным состоянием и снятию излишнего мышечного напряжения. В рамках

дисциплины «Физическая подготовка», обучающиеся получают базовые теоретические знания и специализированную терминологию.

На втором этапе, с учетом уровня двигательной подготовленности и адаптационных возможностей организма, студенты разных телосложений совершенствуют свои функциональные, телесные и двигательные навыки, необходимые для успешного прохождения учебной программы. Повышенные физические нагрузки помогают формированию необходимой физиологической базы, что дает возможность освоить методику отдельных упражнений, приемов и действий. Также они способствуют эффективному восстановлению работоспособности и психической устойчивости организма. В процессе обучения закрепляются теоретические знания и специализированная терминология в области «Физической подготовки».

Учебная программа по дисциплине «Физическая подготовка» включает в себя как теоретические, так и практические занятия. Теоретические основы организации физической подготовки не только способствуют развитию учащихся «Классов Росгвардии», но и направлены на укрепление их здоровья, формирование сознательного отношения к себе и своему телу. В рамках учебной программы школьники осваивают социальные и биологические основы физической культуры, а также психофизиологические основы повышения профессиональной деятельности и работоспособности с помощью физической подготовки. Они также изучают особенности спортивно-массовой работы и требования нормативных и правовых документов по организации физической подготовки в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Практическая направленность занятий по физической подготовке заключается прежде всего в предотвращении травматизма. На занятиях по гимнастике и атлетической подготовке учащиеся тренируются в выполнении упражнений на силу, ловкость и гибкость на нестандартных гимнастических снарядах и тренажерах. Они также выполняют акробатические упражнения, тренируются с гирями, набивными мячами, гимнастическими палками, участвуют в подвижных играх, эстафетах и комплексных тренировках, что способствует разностороннему физическому развитию.

Тема «Преодоление препятствий» направлена на развитие навыков метания гранаты в цель из траншеи у школьников, а также на обучение преодолению вертикальных и горизонтальных препятствий, в том числе на единой полосе препятствий в составе подразделения (расчёта, экипажа, войскового наряда). Для предотвращения травматизма проводятся занятия по теме «Лыжная подготовка», на которых будущие призывники обучаются строевым приёмам с лыжами и на лыжах, способам передвижения, подъёмам, спускам, выполнению упражнений в марш-бросках на лыжах как индивидуально, так и в составе подразделений.

Кроме того, занятия «Прикладное плавание», «Ускоренное передвижение и легкая атлетика» направлены на подготовку к плаванию вольным стилем и брассом в обмундировании с оружием и использованием индивидуальных спасательных средств, а также на овладение способами оказания помощи

утопающему. Обучение технике бега на короткие, средние и длинные дистанции, прыжкам, переползаниям и метанию гранаты способствует как развитию физических качеств, так и приобретению прикладных навыков.

Таким образом, целью темы «Преодоление препятствий» является развитие физических и прикладных навыков у школьников, в том числе навыков метания гранаты в цель, преодоления препятствий и оказания помощи утопающему, а также предупреждение травматизма.

Для формирования физической готовности учащихся «Классов Росгвардии» к службе в армии рекомендуется применять специальные методики, которые основываются на индивидуальном подходе к тренировке в зависимости от морфологических признаков телосложения.

Для эндоморфов следует уделять внимание упражнениям на быстроту, выносливость и ловкость, для мезоморфов - на выносливость и ловкость, а для эктоморфов - на силу, быстроту и ловкость. Для промежуточного типа подходят упражнения различной направленности.

Важной составляющей учебного процесса является воспитание основ здорового образа жизни и общей культуры здоровья. Молодые люди, как правило, обладают недостаточными знаниями о возможностях своего организма, что приводит к недостатку мотивации на сохранение и укрепление здоровья. Для будущих военнослужащих важно сформировать валеологическую грамотность, ценностное отношение к здоровью и понимание того, что они сами ответственны за свое здоровье.

Особое внимание должно быть уделено развитию резервных возможностей организма призывников, чтобы они могли успешно выполнять необходимые воинские функции. Теоретические и практические занятия помогают формированию представлений о здоровом образе жизни и факторах, определяющих здоровье, а также способствуют развитию необходимых жизненных функций.

В Российской Федерации национальная гвардия строго следит за подготовкой своих призывников, особое внимание уделяя физической готовности будущих военнослужащих. Подготовленное, здоровое и образованное воинское пополнение является результатом успешной подготовки в системе «школа-военный вуз». Сотрудничество между обучающимися «Классов Росгвардии» и военным институтом создаёт благоприятную атмосферу для взаимодействия образовательных и военных структур, что позволяет оптимизировать процесс подготовки военнослужащих и повышать эффективность деятельности Росгвардии. Это формирует позитивное отношение к военной организации и войскам национальной гвардии в целом.

Стоит отметить, что подготовка военнослужащих в системе «школа-военный вуз» позволяет не только достичь высокого уровня физической готовности, но и получить качественное образование, которое будет полезно в любой сфере жизни. Эффективная подготовка военнослужащих в системе «школа - военный вуз» и сотрудничество с образовательными структурами позволяют национальной гвардии Российской Федерации формировать

высококвалифицированные войска, способные успешно выполнять свои задачи в интересах национальной безопасности, защиты гражданских прав и свобод.

Список литературы

1. Астафьев К.А., Мельников В.Ф., Радченко О.В. Интенсификация развития силы у курсантов на начальном этапе обучения в вузе: отчет о НИР «Движение» (заключительный). - Воронеж, 2006. - 42 с.

2. Астафьев К.А., Мельников В.Ф., Радченко О.В. Обучение военнослужащих средствам ведения рукопашного боя с помощью ориентировочной основы действий: отчет о НИР «Удар» (заключительный). -Воронеж, 2009. - 81 с.

3. Владов Е., Хромов И. Мир и безопасность в России до 2010 г. // Мир и безопасность. - 2001. - № 3.

4. Гареев М.А. К вопросу о современной тактике действий мотострелковых подразделений // Военная мысль. - 1993. - № 4.

5. Громов А.В. Предсоревновательная подготовка рукопашников с учетом манеры ведения поединка и индивидуальных психологических особенностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2007. - 22 с.

6. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М., 1999. - 392 с.

7. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 11-17.

8. Нестеров А.А. Интенсификация учебных занятий по физической подготовке военнослужащих срочной службы. - Л. : ВДКИФК, 1990. - 55 с.

9. Радченко О.В. Модель формирования физической готовности военнослужащих частей РЭБ к ведению рукопашного боя. // Инновации в авиационных комплексах и системах военного назначения : сб. тр. межвуз. науч.-практ. конф. ВАИУ. - Воронеж, 2009. - С. 54-59.

10. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования. - 12-е изд., испр. - М. : Академия, 2014. - 480 с.

11. Щеголев В.А., Лобжа М.Т. Физическая подготовка и военно-профессиональная пригодность : учеб, пособие. - Л. : ВДКИФК, 1991. - 114 с.

12. Щеголев В.А. Физическая подготовка иностранных армий : учеб, пособие. - СПб. : МО РФ, 2007. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.