Научная статья на тему 'ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОБУЧАЮЩИМИСЯ «КЛАССОВ РОСГВАРДИИ» И ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ГОТОВНОСТИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ'

ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОБУЧАЮЩИМИСЯ «КЛАССОВ РОСГВАРДИИ» И ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ГОТОВНОСТИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся «Классов Росгвардии» / военнослужащие / партнерство / будущий призывник / военно-патриотическое воспитание / военная служба / ценностное отношение / сотрудничество / духовно-нравственные ценности / воинская часть / долг по защите Отечества / общеобразовательная школа / военный институт / социальные ориентиры / Students of the «Rosgvardiya classes» / military personnel / partnership / future conscript / military-patriotic education / military service / value attitude / cooperation / spiritual and moral values / military unit / duty to protect the Fatherland / secondary school / military institute / social guidelines

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Грудинин Виктор Сергеевич

В статье рассматривается проблема подготовки обучающихся «Классов Росгвардии» общеобразовательной школы к предстоящей службе в армии. Отмечается, что необходимо помочь подросткам сформировать социальные ориентиры, научить взаимодействовать с людьми на основе ценностного отношения к человеку. В связи со снижением интереса молодых людей к службе в армии возникла необходимость партнерства обучающихся с военнослужащими, ибо сотрудничество мотивирует будущих призывников к военной службе, способствует приобретению необходимых знаний и практических навыков. В партнерстве формируется ценностное отношение к служебно-боевой деятельности. В статье описан конкретный опыт партнерских отношений учащихся общеобразовательной школы в «Классах Росгвардии» и военнослужащих военного института войск национальной гвардии, который обеспечил позитивную динамику в процессе подготовки будущих призывников к выполнению долга по защите Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Грудинин Виктор Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTNERSHIPS BETWEEN STUDENTS «CLASSES OF THE ROSGVARDIYA» AND MILITARY PERSONNEL, AS A CONDITION FOR EDUCATING SCHOOLCHILDREN READY FOR MILITARY SERVICE

The article deals with the problem of preparing students of the «Classes of the Rosgvardiya» secondary school for the upcoming service in the army. It is noted that it is necessary to help teenagers form social guidelines, teach them to interact with people based on a value attitude to a person. Due to the declining interest of young people in serving in the army, it became necessary to partner students with military personnel, because cooperation motivates future conscripts for military service, contributes to the acquisition of necessary knowledge and practical skills. In partnership, a value attitude to service and combat activities is formed. The article describes the concrete experience of partnership relations between secondary school students in the «Classes of Rosgvardiya» and military personnel of the Military Institute of the National Guard Troops, which provided a positive in the process of preparing future conscripts to fulfill their duty to protect the Fatherland.

Текст научной работы на тему «ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОБУЧАЮЩИМИСЯ «КЛАССОВ РОСГВАРДИИ» И ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ГОТОВНОСТИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

УДК 37.013

DOI: 10.24412/2308-717Х-2023-2-184-188

Рогожникова Раиса Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, профессор кафедры военной педагогики и психологии Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации

Грудинин Виктор Сергеевич

адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 215-18-76 (доб. 435)

e-mail: pedagog@pspu. ru ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1,

(342) 270-39-01 e-mail: pvivngrf@mail.ru

ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОБУЧАЮЩИМИСЯ «КЛАССОВ РОСГВАРДИИ» И ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ГОТОВНОСТИ К ВОЕННОЙ

СЛУЖБЕ

Raisa A. Rogozhnikova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology at Perm State Humanitarian-Pedagogical University Professor of the Department of Military Pedagogy and Psychology at Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: pedagog@pspu.ru Federal State Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation» 1, Gremyachy Log, 614112, Perm, Russia, (342) 270-39-01 e-mail: pvivngrf@mail.ru

© Рогожникова Р.А., Грудинин В.С., 2023

Viktor S. Grudinin

Adjunct of the Department of Full-time and Correspondence Education at Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, Perm

Federal State Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation» 1, Gremyachy Log, 614112, Perm, Russia, (342) 270-39-01 e-mail: pvivngrf@mail.ru

PARTNERSHIPS BETWEEN STUDENTS «CLASSES OF THE ROSGVARDIYA» AND MILITARY PERSONNEL, AS A CONDITION FOR EDUCATING SCHOOLCHILDREN READY FOR MILITARY SERVICE

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки обучающихся «Классов Росгвардии» общеобразовательной школы к предстоящей службе в армии. Отмечается, что необходимо помочь подросткам сформировать социальные ориентиры, научить взаимодействовать с людьми на основе ценностного отношения к человеку. В связи со снижением интереса молодых людей к службе в армии возникла необходимость партнерства обучающихся с военнослужащими, ибо сотрудничество мотивирует будущих призывников к военной службе, способствует приобретению необходимых знаний и практических навыков. В партнерстве формируется ценностное отношение к служебно-боевой деятельности. В статье описан конкретный опыт партнерских отношений учащихся общеобразовательной школы в «Классах Росгвардии» и военнослужащих военного института войск национальной гвардии, который обеспечил позитивную динамику в процессе подготовки будущих призывников к выполнению долга по защите Отечества.

Ключевые слова: обучающиеся «Классов Росгвардии», военнослужащие, партнерство, будущий призывник, военно-патриотическое воспитание, военная служба, ценностное отношение, сотрудничество, духовно-нравственные ценности, воинская часть, долг по защите Отечества, общеобразовательная школа, военный институт, социальные ориентиры.

Abstract. The article deals with the problem of preparing students of the «Classes of the Rosgvardiya» secondary school for the upcoming service in the army. It is noted that it is necessary to help teenagers form social guidelines, teach them to interact with people based on a value attitude to a person. Due to the declining interest of young people in serving in the army, it became necessary to partner students with military personnel, because cooperation motivates future conscripts for military service, contributes to the acquisition of necessary knowledge and practical skills. In partnership, a value attitude to service and combat activities is formed. The article describes the concrete experience of partnership relations between secondary school students in the «Classes of Rosgvardiya» and military personnel of the Military Institute of the National Guard Troops, which provided a positive in the process of preparing future conscripts to fulfill their duty to protect the Fatherland.

Key words: Students of the «Rosgvardiya classes», military personnel, partnership, future conscript, military-patriotic education, military service, value attitude, cooperation, spiritual and moral values, military unit, duty to protect the Fatherland, secondary school, military institute, social guidelines.

Партнерские отношения между подростками и военнослужащими выстраивались на принципах взаимоподдержки, преемственности, добровольности, взаимопомощи и взаимозащиты.

Ценностные отношения характеризовались открытостью друг к другу, толерантностью, добросовестным выполнением обязанностей. В целях установления патриотических отношений большое внимание уделяется выстраиванию диалога, выявлению потребностей участников, выяснению позиций [3, 6, 7]. В ходе сотрудничества осуществлялось педагогическое сопровождение процесса формирования у них ценностного отношения к человеку [1]. Партнерство обучающихся «Классов Росгвардии» и военнослужащих осуществлялось в различных направлениях: коммуникативно-дидактическом, управленческом, консультативном, проектном и т.д.

Офицеры оказывали содействие в оборудовании специализированного класса, размещали наглядную агитацию, предоставляли методическую и учебную литературу о деятельности войск национальной гвардии, проводили беседы по профессиональному ориентированию. Ориентируя подростков на военную профессию, военнослужащие проводили занятия по военным дисциплинам. При этом готовили учебно-материальную базу для обеспечения занятий с обучающимися «Классов Росгвардии».

Большое значение в плане профориентации имели экскурсии на территорию воинских частей войск национальной гвардии, где подросткам показывали образцы военной техники, вооружения и специальных технических средств. Школьники встречались с ветеранами войск национальной гвардии, посещали музеи и комнаты боевой славы в учреждениях войск национальной гвардии, что способствовало развитию интереса к военной литературе о героическом прошлом страны, расширению знаний о символике нашей армии, традиционных российских духовно-нравственных ценностях. Будущих призывников привлекали к участию в концертных программах и других культурно-развлекательных мероприятиях, проводимых в воинских частях и учреждениях войск национальной гвардии, а также к спортивным мероприятиям.

Беседы на военно-патриотические темы (например, «Подвиги военнослужащих войск национальной гвардии», «Отечество в опасности», «Специальная военная операция и ее цели», беседы воинской чести) воспитывали готовность к выполнению долга по защите Отечества.

В период празднования пятилетия со Дня Победы в Великой Отечественной войне обучающиеся «Классов Росгвардии» принимали участие

в высадке деревьев на Алее Славы. В целях обращения к героическому прошлому страны, а также в целях формирования ценностного отношения к военной службе школьников приобщали к уходу за памятниками героям Великой Отечественной войны.

Сегодня в образовании наблюдается смена приоритетов в связи с трансформацией информационного общества. Остро встает вопрос формирования у подрастающего поколения навыков продуктивного взаимодействия с социумом. Подросткам нелегко определить жизненные ориентиры в условиях негативных тенденций, которые имеют место в современном российском обществе [4]. Эти тенденции (правовая незащищенность, социальная дезадаптация, разрушение этических традиций и т.д.) влияют на поведение растущего человека, в частности, на участие школьников в несогласованных акциях протеста в разных регионах России. Важно помочь подросткам сформировать социальные ориентиры, научить взаимодействовать с окружающими людьми на основе ценностного отношения к человеку.

Особое значение сегодня имеет такой аспект проблемы, как военно-патриотическое воспитание молодежи, так как у молодых людей наблюдается снижение интереса к службе в армии (число случаев уклонения от военной службы в течение 2020 года увеличилось в 1,7 раза по сравнению предыдущим периодом). Это свидетельствует о недостаточной работе по воспитанию долга и ответственности перед Родиной.

Проблема может быть решена путем партнерства «Классов Росгвардии» и военнослужащих на основе реализации «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03 декабря 2010 года № 134-р [2]. Это сотрудничество мотивирует будущих призывников к военной службе, способствует приобретению необходимых знаний и практических навыков. Оно стимулирует личную инициативу, формирует ответственность, самостоятельность, социальную направленность личности. В партнерских отношениях осмысливаются вопросы безопасности и обороноспособности страны, формируется общественное мнение, а также отношение к служебно-боевой деятельности. Будущий призывник получает представление о строительстве войск национальной гвардии, знакомится с функциями Росгвардии, которая осуществляет миссию гуманитарного и миротворческого характера.

В нашем опыте обучающиеся «Классов Росгвардии» общеобразовательной школы № 101 взаимодействовали с военнослужащими «Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации» [5].

Партнерство обучающихся «Классов Росгвардии» с военнослужащими способствовало становлению у школьников готовности к выполнению долга по защите Родины, ибо в процессе сотрудничества имеет большой воспитательный

потенциал, который придает отношениям военно-патриотическую направленность.

Список литературы

1. Буева Л.П. Человек как высшая ценность и главное богатство общества // Человек в системе наук : сб. ст. / сост. Е.В. Филиппова. - М. : Наука, 1989. - С. 493-502.

2. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года [Электронный ресурс] : утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 г. № 134р (с изм. на 30.10.2021). - URL: https://docs.cntd.ru/document/902197351/titles

3. Кучеренко Д.М. Формирование социально ориентированной позиции подростка средствами профилактического взаимодействия : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 2015. - 165 с.

4. МВД заявило об осознанном участии несовершеннолетних в акциях протеста [Электронный ресурс] // РБК. - 2021. - 10 февраля. - URL: https://www.rbc.ru/politics/10/02/2021/60240f3c9a7947750da64423

5. Первый в России кадетский класс Росгвардии открылся в Пермской школе. Общество - ТАСС [Электронный ресурс]. -URL: https://tass.ru/ob schestvo/5133348/

6. Симанкова О.С. Педагогические условия воспитания социальной компетентности кадетов: деятельностный подход : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2015. - 228 с.

7. Царев И.М. Формирование ценностных ориентаций воспитанников кадетского военного корпуса : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Великий Новгород, 2020. - 179 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.