СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Л.И. Пономарева, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и социального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: ldm1020@mail.ru.
С.И. Турсунова, соискатель аспирантуры, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия; преподаватель кафедры начального образования, Термезский государственный педагогический институт, г. Термез, Республика Узбекистан, e-mail: tursunova1970@internet.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
L.I. Ponomareva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: ldm1020@mail.ru.
S.I. Tursunova, Graduate Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia; Lecturer, Department of Primary Education, Termez State Pedagogical Institute, Termez, Republic of Uzbekistan, e-mail: tursunova1970@internet.ru.
УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_59
Екатерина Игоревна Попова,
Ольга Олеговна Букрина, Данил Дмитриевич Дедюхин
г. Шадринск
Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность
В статье анализируется эффективность проектно-игровой деятельности в условиях современной социально-экономической конъюнктуры с целью выявления потенциала данной педагогической технологии к формированию знаний, умений и навыков финансовой грамотности. По мнению авторов статьи, проектно-игровая деятельность является одним из эффективных методов формирования необходимых ЗУН финансовой грамотности. Данная технология позволяет не только формировать финансовую грамотность у обучающихся, но и формировать профессиональные умения на разных этапах игры, формируя профессиональные предпочтения. В статье дана сущностная характеристика понятия «финансовая грамотность», которая рассматривается как составляющая функциональной грамотности. Приведены примеры получения наиболее приближенного к практике опыта осуществления финансовых решений за счет практико-ориентирован-ных методов на примере ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет».
Ключевые слова: финансовая грамотность, проектно-игровая деятельность, функциональная грамотность, экономика знаний, человеческий капитал.
Ekaterina Igorevna Popova,
Olga Olegovna Bukrina, Danil Dmitrievich Dedyukhin
Shadrinsk
Financial literacy formation through project-game activities
The article analyzes the effectiveness of project-game activity in modern socio-economic conjuncture. The authors identify the potential of this pedagogical technology for the formation of knowledge, skills and skills of financial literacy. The authors consider project-gaming activity as one of the effective methods of forming the necessary knowledge and skills of financial literacy. This technology allows not only to form financial literacy among students but also to form professional skills at different stages of the game forming professional preferences. The article gives an essential characteristic of the concept "financial literacy" which is considered as a component of functional literacy. Examples of obtaining the most practical experience of implementing financial decisions through practice-oriented methods are given on the example of Shadrinsk State Pedagogical University.
Keywords: financial literacy, project-game activity, functional literacy, knowledge economy, human capital.
Научно-технический прогресс преобразует все сферы жизни общества. А тот факт, что социальные процессы тесно взаимосвязаны друг с другом, лишь мультиплицирует эффект от перемен, что в свою очередь создаёт необходимость решения новых проблем, наиболее оптимальными и эффективными методами, дабы предвосхитить скорые неизбежные изменения, одновременно с предоставлением работающих решений для текущих задач. Одним из краеугольных камней функционирования современного общества - является его экономическая составляющая. В настоящее время невозможно отрицать факт усложнения
экономических процессов, который неизбежно влечёт повышение необходимого порога знаний индивида для эффективного участия в социально-экономических отношениях. В этом смысле становится очевидным необходимость целенаправленного формирования необходимых знаний финансовой грамотности, требующихся для осуществления вышеупомянутой деятельности. Однако максимизация усилий для достижения данной цели может быть осуществлена исключительно за счёт использования методов, которые демонстрируют наибольшую эффективность в современных социально-экономических реа-
лиях. Поэтому в данной статье мы рассмотрим потенциал к формированию финансовой грамотности с помощью проектно-игровой деятельности, с целью наглядной демонстрации необходимости использования наиболее оптимальных методов для решения критически важных задач в условиях постоянно изменяющейся реальности.
Следует отметить, что в научной литературе отсутствует единая общепринятая трактовка понятия «финансовая грамотность», по нашему мнению, наиболее полным и лаконичным является определение следующих авторов: Т.В. Никитиной, В.С. Дем-бинскайте и М.П. Скалабан. «Финансовая грамотность - это результат финансового образования, выраженный в приобретении знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния» [6]. В ходе дальнейших рассуждений мы будем опираться именно на данное определение.
В ходе анализа различных научных работ, по-свящённых повышению финансовой грамотности, нами было выявлено, что существенная доля программ повышения финансовой грамотности фокусируется исключительно на формировании теоретических знаний финансовой грамотности у граждан [2;5].
В связи с этим, можно судить о наличии множества допущений, которые делаются в ходе подготовки и осуществления программ по финансовой грамотности:
Во-первых, допускается, что при наличии теоретических знаний обучающиеся самостоятельно смогут получить практические умения, применяя эти знания в обыденной жизни.
Во-вторых, подразумевается, что у всех целевых групп, в число которых, например, входят: студенты, школьники, молодёжь, не просто имеются денежные средства, но и личные сбережения.
Технологический прогресс последовательно видоизменяет жизнь общества, делая её более многоукладной и разносторонней, поэтому минимальный объём знаний, умений и навыков для осуществления любых социальных взаимодействий стремительно расширяется. И раз социальные изменения затрагиваю все аспекты социальной жизни то экономическая - не является исключением.
В условиях экономики знаний, любое государство заинтересовано в повышении эффективности монетизации совокупного человеческого капитала, которым располагают его граждане. Усложнение же экономических процессов создаёт прямую зависимость продолжения поступательного экономического развития национальной экономики от уровня и качества человеческого капитала участников экономических отношений - граждан. Финансовый сектор экономики не может быть развит без спроса на его услуги, который не появится без наличия понимания их функционала. В истории присутствует достаточно примеров, которые наглядно демонстрируют, что массовая попытка
60
обретения необходимых навыков финансовой грамотности путём проб и ошибок на фоне резкого повышения благосостояния способно вызывать социально-экономическую турбулентность, что в условиях глобализации и международного разделения труда, делает проблему недостаточного уровня финансовой грамотности среднестатистического индивида - глобальной [2;7;8].
В связи с этим, для того чтобы сформировать необходимые компетенции у любого представителя социума, необходимо понять каким образом формируются данные ЗУН в «естественных» условиях. Но как раз здесь же интересным является то, что ранее, вне усиления проблем, указывающих на важность финансовой грамотности, формирование данных ЗУН происходило исключительно по средствам практики, путём проб и ошибок. От одного поколения - к другому. Однако ввиду того, что краеугольным камнем осуществления получения любого опыта в финансовой активности, являются денежные и иные сбережения индивида, возможность к осуществлению, вышеупомянутого способа приобретения необходимых знаний, была крайне ограниченной. Что косвенным образом способствовало, и до сих пор способствует, усилению проблем социального неравенства. Так как чем больше объём сбережений, которым располагает домохозяйство, тем выше его «запас прочности» в «экспериментальном» получении необходимых финансовых знаний посредством принятия разнообразных финансовых решений и последующей рефлексии результатов. Однако, как уже было многочисленно упомянуто ранее, усложнение экономических процессов значительным образом повышает цену ошибки вышеупомянутого метода получения знаний, что дополнительным образом сигнализирует о необходимости разработки и применения более эффективного и доступного метода повышения финансовой грамотности [2;3;8].
В условиях, когда экономические процессы усложняются раз за разом в след за научно-техническим прогрессом, повышая «нормальный» уровень турбулентности и неопределённости социально-экономических процессов, появляется реальное понимание того, что попытки компенсации недостаточного уровня финансовой грамотности граждан общества, за счёт точечных денежных вливаний является не просто менее эффективным, чем на предшествующих этапах развития, но и опасным для экономики в долгосрочной перспективе. В условиях современной социально-экономической конъюнктуры каждый отдельный индивид должен располагать необходимым набором ЗУН, позволяющих ему самостоятельно осуществлять все необходимые «спасательные» экономические действия, дабы не нести постоянный материальный урон от учащающихся кризисных ситуаций. Повышение самостоятельности отдельных граждан также способно простимулировать их чувство гражданской ответственности, а также снизить риски, связанные с вмешательством государства в
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023
экономические процессы для компенсации рисков граждан [8].
Исходя из всего вышеописанного логичным является тот факт, что финансовая грамотность является крайне важной составляющей функциональной грамотности любого индивида. Под «функциональной грамотностью мы будем понимать способность применять знания математического и естественнонаучного характера не только при выполнении абстрактных учебно-тренировочных заданий, но и в реальных жизненных ситуациях» [4].
Обращаясь к многочисленным образовательным нормативным документам, можно сделать вывод о том, что уже сейчас существует понимание, что современный гражданин/профессионал/специалист должен быть гибким, разносторонне развитым и в значительной степени самодостаточным в области приобретения и совершенствования собственных ЗУН. Резюмируя содержание данных документов, можно определить, что современное образование ставит перед собой цель формирования адаптивных высококвалифицированных профессионалов/специалистов, а также социально эффективных граждан, обладающих функциональной грамотностью. Отдельным пунктов выделяется крайняя важность получения практического опыта, а также формирования ЗУН применения теоретических знаний на практике [1;13;9].
Беря во внимание высокую оценку эффективности практико-ориентированных методов в формирования необходимых компетенций в условиях современной социально-экономической конъюнктуры, а также особенности процесса приобретения необходимых ЗУН финансовой грамотности, по нашему мнению, одним из наиболее подходящих методов формирования вышеупомянутых навыков является проектно-игровая деятельность. Под которой мы будем понимать в своей работе «особую учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, направленную на достижение определённой цели» [10].
За счёт проектно-игровой деятельности существует реальная возможность получения наиболее приближенного к практике опыта осуществления финансовых решений, за счёт моделирования данного социально-экономического взаимодействия. Ввиду снижения ресурсных затрат по средствам симуляции, появляется возможность к формированию необходимых компетенций финансовой грамотности, поддающаяся стандартизации и более массовой имплементации при условно равной результативности.
Эффективность проектно-игрового метода в формировании компетенций финансовой грамотности, по нашему мнению, объясняется его сильными сторонами [1;2;5;9]:
— Индивидуальный подход. Прямое вовлечение в участие/разработку проектно-игровой ситуации обучающихся позволяет индивидуальным образом формировать необходимые компетенции.
— Катализатор проблемной ситуации. За счёт относительно низкого порога входа, проектно-иг-ровой метод может быть использован в качестве отправной точки для внедрения и последующего использования проблемного обучения, ввиду отсутствия у обучающихся реальной необходимости в опыте решения проблемных задач.
— Мотивация. За счёт игрового вовлечения и конкурентной борьбы обеспечивается стимулирование мотивации к обучению.
— Получение наиболее приближенных к реальному опыту осуществления деятельности. Это обеспечивается посредством стимулирования формирования компетенций поисково-исследовательской деятельности и навыков логического мышления за счёт решения проблемных задач.
— Повышение навыков социального взаимодействия. Становится возможным за счёт организации командного взаимодействия.
— Вариативность. За счёт высокой адаптивности проектно-игрового метода в зависимости от поставленных целей, обеспечивается гибкость образовательного процесса.
— Стимуляция интеллектуальной творческой деятельности. За счёт обеспечения вариативности и проблемности, проектно-игровая деятельность позволяет развивать навыки креативного мышления у обучающихся.
В связи с эти в Шадринском государственном педагогическом университете изучение финансовой грамотности ведется именно через проектно -игровую деятельность. На семинарских занятиях студентам даются кейсовые задачи, которые близки к тем ситуациям, которые встречаются в современной жизни, с которыми сталкиваются многие люди. Решение этих ситуаций позволит обучающимся в будущем сделать правильный выбор или найти выход из какой -либо ситуации, а также не попасть на различные уловки мошенников. Для увеличения дохода семьи, например, проигрываются ситуации, позволяющие увеличить ее доходность путем создания собственного дела или реализации какой-либо бизнес-идеи. Для этого в рамках моложеной конференции «Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки» стало традиционным проводить конкурс бизнес-идей среди студентов. Конкурс бизнес-идей проводится не только среди студентов университета, но и приглашаются студенты СПО. Интересные бизнес-идеи участвуют в гранатовых конкурсах для их непосредственной реализации. Финансовые бои в виде проектно- игровой деятельности проводятся и с привлечение школьников города, которые приглашаются на площадку Технопарка универсальных педагогических компетенций.
Игровое проектирование является одним из способов интенсивного обучения, которое позволяет сформировать основы финансовой и предпринимательской грамотности обучающихся: умения
обращаться с деньгами, а также развивать предпринимательское мышление [12].
В процессе проектно-игровой деятельности формируются не только финансовая грамотность и навыки экономического образования, а также на разных этапах идут профессиональные пробы участников.
Исходя из всего вышеописанного можно заключить, что в условиях современной социально-экономической конъюнктуры множество классических методов, которые ранее использовались для формирования необходимых ЗУН у специалистов/профессионалов более не демонстрируют прежней эффективности в условиях новой реальности. В этом смысле для формирования наиболее критически важных компетенций социального взаимодействия, в число которых входит и финансовая грамотность, необходимо использовать наибо-
лее результативные и гибкие методы, которые показывают наилучшие результаты в текущий момент времени. Таковым является проектно-игровая деятельность, чьи функциональные особенности и сильные стороны наилучшим образом позволяют организовать формирование необходимых компетенций финансовой грамотности в наиболее приближенных к реальным условиям, при значительно более низком расходе ресурсов, что не является справедливым для предшествующих способов приобретения аналогичных знаний, умений и навыков.
Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность обучающихся».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Быстрова, Н.В. Роль инновационных технологий при формировании ключевых профессиональных компетенций у студентов вуза / Н.В. Быстрова, П.Н. Чеснокова, М.Н. Уракова. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 51-53.
2. Емельянова, С.А. Обучение финансовой грамотности молодого поколения. Финансовая грамотность - обязательное условие общей культуры молодежи / С.А. Емельянова, А.К. Скрябина. - Текст : непосредственный // Вопросы российской юстиции. - 2022. - № 19. - С. 544-551.
3. Ковалева, Г.С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст / Г.С. Ковалева. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - № 2 (37). - С. 31-43.
4. Ковцун, А.А. Научные подходы к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / А.А. Ковцун, А.Н. Кохичко. - Текст : непосредственный // Наука и школа. - 2022. - № 6. - С. 99-109.
5. Насырова, Э.Ф. Игровые проекты в профессиональном образовании / Э.Ф. Насырова, Р.И. Насыров. - Текст : непосредственный // МНКО. - 2021. - №5 (90). - С. 126-128.
6. Никитина, Т.В. Финансовая грамотность и ее детерминанты / Т.В. Никитина, В.С. Дембинскайте, М.П. Скалабан. - Текст : непосредственный // Известия СПбГЭУ. - 2020. - № 5 (125). - С. 78-83.
7. Поветкина, Н.А. Финансовая грамотность в фокусе права / Н.А. Поветкина, В. Кудряшова. - Текст : непосредственный // Журнал российского права. - 2019. - № 3. - С. 117-128.
8. Силина, С.Н. От финансовой грамотности к финансовой культуре / С.Н. Силина, В.Ю. Ступин. - Текст : непосредственный // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2017. - № 4. - С. 71-79.
9. Шиховцова, А.Б. Об актуальности проектной деятельности в начальном образовании как условия формирования функциональной грамотности личности / А.Б. Шиховцова, Т.В. Панченко. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2022. - № 4. - С. 88-93.
10. Эхаева, Р.М. Развитие креативности в проектной деятельности студентов / Р.М. Эхаева, П.К. Магомедова, Л.И. Джегистаева. - Текст : непосредственный // МНКО. - 2020. - № 6 (85). - С. 406-408.
11. Данченко, Е.А. Проблемы и перспективы повышения финансовой грамотности молодежи / Е.А. Данченко, И.А. Шлыкова. - Текст : непосредственный // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - № 6 (453). -С. 1041-1051.
12. Дорошенко, С.В. Активизация механизмов развития молодежного предпринимательства в университетской среде / С.В. Дорошенко, Е.П. Ерошенко. - Текст : непосредственный // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2020. -№ 5. - С. 28-38.
13. Золотов, С.А. Безусловный основной доход: сущность и проблемы реализации / С.А. Золотов, М.Л. Шилов. -Текст : непосредственный // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 9 (64). - С. 7-14.
14. Кирьякова, А.В. Проблемы и преимущества защиты выпускной квалификационной работы в форме стартапа / А.В. Кирьякова, Н.В. Спешилова, О.Г. Гореликова-Китаева. - Текст : непосредственный // Вестник ОГУ. - 2021. -№ 1 (229). - С. 47-55.
15. Данченко, Е.А. Проблемы и перспективы повышения финансовой грамотности молодежи / Е.А. Данченко, И.А. Шлыкова. - Текст : непосредственный // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - № 6 (453). - С. 1041-1051.
REFERENCES
1. Bystrova N.V., Chesnokova P.N., Urakova M.N. Rol' innovacionnyh tehnologij pri formirovanii kljuchevyh profession-al'nyh kompetencij u studentov vuza [The role of innovative technologies in the formation of key professional competencies
~~ ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 62_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2542-0291
of university students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education], 2021, no. 72-3, pp. 51-53.
2. Emel'janova S.A., Skrjabina A.K. Obuchenie finansovoj gramotnosti molodogo pokolenija. Finansovaja gramotnost' -objazatel'noe uslovie obshhej kul'tury molodezhi [Financial literacy training for the younger generation. Financial literacy is a prerequisite for the general culture of youth]. Voprosy rossijskoj justicii [Issues of Russian Justice], 2022, no. 19, pp. 544-551.
3. Kovaleva G.S. Finansovaja gramotnost' kak sostavljajushhaja funkcional'noj gramotnosti: mezhdunarodnyj kontekst [Financial literacy as a component of functional literacy: an international context]. Otechestvennaja i zarubezhnajapedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2017, no. 2 (37), pp. 31-43.
4. Kovcun A.A., Kohichko A.N. Nauchnye podhody k ponjatiju «funkcional'naja gramotnost'» v pedagogicheskoj teorii i praktike [Scientific approaches to the concept of "functional literacy" in pedagogical theory and practice]. Nauka i shkola [Science and School], 2022, no. 6, pp. 99-109.
5. Nasyrova Je.F., Nasyrov R.I. Igrovye proekty v professional'nom obrazovanii [Game projects in vocational education]. MNKO [The world of science, culture and education], 2021, no. 5 (90), pp. 126-128.
6. Nikitina T.V., Dembinskajte V.S., Skalaban M.P. Finansovaja gramotnost' i ee determinant [Financial literacy and its determinants]. Izvestija SPbGJeU, 2020, no. 5 (125), pp. 78-83.
7. Povetkina N.A., Kudrjashova V. Finansovaja gramotnost' v fokuse prava [Financial literacy in the focus of law]. Zhurnal rossijskogoprava [Journal of Russian Law], 2019, no. 3, pp. 117-128.
8. Silina S.N., Stupin V.Ju. Ot finansovoj gramotnosti k finansovoj kul'ture [From Financial Literacy to financial Culture. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Serija: Filologija, pedagogika, psihologija [Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. Series: Philology, Pedagogy, Psychology], 2017, no. 4, pp. 71-79.
9. Shihovcova A.B., Panchenko T.V. Ob aktual'nosti proektnoj dejatel'nosti v nachal'nom obrazovanii kak uslovija formi-rovanija funkcional'noj gramotnosti lichnosti [On the relevance of project activity in primary education as a condition for the formation of functional literacy of the individual]. Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2022, no. 4, pp. 88-93.
10. Jehaeva R.M., Magomedova P.K., Dzhegistaeva L.I. Razvitie kreativnosti v proektnoj dejatel'nosti studentov [Development of creativity in students' project activities]. MNKO [The world of science, culture and education], 2020, no. 6 (85), pp. 406-408.
11. Danchenko E.A., Shlykova I.A. Problemy i perspektivy povyshenija finansovoj gramotnosti molodezhi [[Problems and prospects of improving financial literacy of young people]. Regional'naja jekonomika: teorija ipraktika [Regional economics: theory and practice], 2018, no. 6 (453), pp. 1041-1051.
12. Doroshenko S.V., Eroshenko E.P. Aktivizacija mehanizmov razvitija molodezhnogo predprinimatel'stva v universi-tetskoj srede [Activation of mechanisms for the development of youth entrepreneurship in the university environment]. Intellekt. Innovacii. Investicii [Intelligence. Innovation. Investments], 2020, no. 5, pp. 28-38.
13. Zolotov S.A., Shilov M.L. Bezuslovnyj osnovnoj dohod: sushhnost' i problemy realizacii [Unconditional basic income: the essence and problems of implementation]. VestnikNGIJeI [Bulletin NGIEI], 2016, no. 9 (64), pp. 7-14.
14. Kir'jakova A.V., Speshilova N.V., Gorelikova-Kitaeva O.G. Problemy i preimushhestva zashhity vypusknoj kvalif-ikacionnoj raboty v forme startapa [Problems and advantages of defending the final qualifying work in the form of a startup]. Vestnik OGU [Vestnik Orehburg State University], 2021, no. 1 (229), pp. 47-55.
15. Danchenko E.A., Shlykova I.A. Problemy i perspektivy povyshenija finansovoj gramotnosti molodezhi [Problems and prospects of improving financial literacy of young people]. Regional'naja jekonomika: teorija i praktika [Regional Economy: Theory and Practice], 2018, no. 6 (453), pp. 1041-1051.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Е.И. Попова, кандидат экономических наук, доцент кафедры программирования и автоматизации бизнес-процессов, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: 978073@mail.ru.
О.О. Букрина, студентка, 3 курс, институт информационных технологий, точных и естественных наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: bukrina21@gmail.com.
Д.Д. Дедюхин, магистрант, 1 курс, институт информационных технологий, точных и естественных наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: becreation@yandex.ru.
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
E.I. Popova, Ph.D.in Economics, Associate Professor, Department of Programming and Automation of Business Processes, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: 978073@mail.ru.
O.O. Bukrina, 3rd Year Student, Institute of Information Technology, Exact and Natural Sciences, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: bukrina21@gmail.com.
D.D. Dedyukhin, 1st Year Master Student, Institute of Information Technology, Exact and Natural Sciences, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: becreation@yandex.ru.