Научная статья на тему 'Потенциал метода проектов в формировании читательской грамотности на уроках литературы'

Потенциал метода проектов в формировании читательской грамотности на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод проектов / читательская грамотность / текст / универсальные учебные действия / project method / reader literacy / text / universal learning activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надежда Юрьевна Ланцевская

В статье рассматриваются возможности метода проектов в формировании читательской грамотности старшеклассников на уроках литературы. Читательская грамотность представлена как один из важнейших гибких навыков современного человека. Акцент в статье сделан на формирование умений использовать информацию из текста в повседневной жизни: решение практической задачи, планирование и прогнозирование на базе информации из текста, выявление корреляции между прочитанным и действительностью. Проанализированы ресурсы метода проектов в аспекте системно-деятельностного подхода, связи с универсальными учебными действиями и творческим характером работы. Участник проектной деятельности представлен как активно действующий и личностно заинтересованный субъект процесса. Приведены примеры информационных, исследовательских, творческих и практико-ориентированных проектов, посредством которых возможно эффективно развивать читательскую грамотность на уроках литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project method potential in the formation of reader literacy in literature lessons

The article discusses the possibilities of the project method in the formation of reading literacy of high school students in literature lessons. Reading literacy is presented as one of the most important flexible skills of a modern person. The emphasis is given on the formation of skills to use information from the text in everyday life: solving a practical problem, planning and forecasting based on information from the text, identifying the correlation between what was read and reality. The resources of the project method are analyzed in the aspect of the system-activity approach, the connection with universal educational activities and the creative nature of the work. The participant of the project activity is represented as an active and personally interested subject of the process. Examples of informational, research, creative and practice-oriented projects are given, through which it is possible to effectively develop reading literacy in literature lessons.

Текст научной работы на тему «Потенциал метода проектов в формировании читательской грамотности на уроках литературы»

7. Lyubimova YU. S. Diagnostika esteticheskoj vospitannosti uchashchihsya nachal'nyh klassov [Diagnosis of aesthetic education of primary school students]. Pachatkovaya shkola [Pachatkov School]. 2007. vol. 9. pp. 60-64.

8. Nekhlopochina A. N. Esteticheskoe razvitie mladshih shkol'nikov na osnove vzaimodejstviya vidov iskusstva. Disser... kand. ped. nauk [Aesthetic development of junior schoolchildren based on the interaction of art forms]. Elec, 2012. 226 p.

9. Ovsyannikova O. A. Diagnostika esteticheskogo vospriyatiya obuchayushchihsya sredstvami kukol'nogo teatra [Diagnostics of aesthetic perception of students by means of puppet theater]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovaniya []. 2021. vol. 71-3. pp. 126-129.

10. Pozharskaya A. V. Formirovanie esteticheskogo mirovospriyatiya u podrostkov posredstvom hudozhestvenno-izo-brazitel'noj deyatel'nosti. Avtoref. ... dis. kand. ped. nauk [Formation of aesthetic worldview in adolescents through artistic and visual activity]. Saratov. 2018. 24 p.

11. Poselyagina L. V. Diagnostika urovnej esteticheskoj kul'tury [Diagnostics of levels of aesthetic culture]. Sibirskij peda-gogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2018. vol. 5. pp. 45-53.

12. Ramazanova E. A. Formirovanie esteticheskoj kul'tury shkol'nikov v usloviyah sovremennoj sociokul'turnoj sredy [Formation of the aesthetic culture of schoolchildren in the conditions of the modern socio-cultural environment]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education]. 2020. vol. 6(85). pp. 178-180.

13. Sokol'nikova N. M. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskoj aktivnosti shkol'nikov v sisteme esteticheskogo vospitaniya. Aavtoref. dis. dok. ped. nauk [Development of artistic and creative activity of schoolchildren in the system of aesthetic education]. Moscow. 1997. 43 p.

14. CHernikova N.V. Formirovanie esteticheskoj kul'tury studentov v pedagogicheskom vuze: metodicheskie rekomendacii [Formation of aesthetic culture of students in a pedagogical university: guidelines]. Minsk. IVC Minfina. 2010. 38 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.В. Коротаева, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail e.v.korotaeva@yandex.ru.

С.Н. Бездетко, ассистент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail s.n.bezdetko@mail.ru. INFORMATION ABOUT AUTHORS:

E.V. Korotaeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department Chair, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail e.v.korotaeva@yandex.ru.

S.N. Bezdetko, Instructor, Department of Speech therapy and Clinic of Dysontogenesis, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail s.n.bezdetko@mail.ru.

УДК 372.853 DOI: 10.52772/25420291_2023_1_69

Надежда Юрьевна Ланцевская г. Шадринск

Потенциал метода проектов в формировании читательской грамотности

на уроках литературы

В статье рассматриваются возможности метода проектов в формировании читательской грамотности старшеклассников на уроках литературы. Читательская грамотность представлена как один из важнейших гибких навыков современного человека. Акцент в статье сделан на формирование умений использовать информацию из текста в повседневной жизни: решение практической задачи, планирование и прогнозирование на базе информации из текста, выявление корреляции между прочитанным и действительностью. Проанализированы ресурсы метода проектов в аспекте системно-деятельностного подхода, связи с универсальными учебными действиями и творческим характером работы. Участник проектной деятельности представлен как активно действующий и личностно заинтересованный субъект процесса. Приведены примеры информационных, исследовательских, творческих и практико-ориентированных проектов, посредством которых возможно эффективно развивать читательскую грамотность на уроках литературы.

Ключевые слова: метод проектов, читательская грамотность, текст, универсальные учебные действия.

Nadezhda Yurievna Lantsevskaya

Shadrinsk

The project method potential in the formation of reader literacy

in literature lessons

The article discusses the possibilities of the project method in the formation of reading literacy of high school students in literature lessons. Reading literacy is presented as one of the most important flexible skills of a modern person. The emphasis is given on the formation of skills to use information from the text in everyday life: solving a practical problem, planning and forecasting based on information from the text, identifying the correlation between what was read and reality. The resources of the project method are analyzed in the aspect of the system-activity approach, the connection with universal educational activities and the creative nature of the work. The participant of the project activity is represented as an active and personally

interested subject of the process. Examples of informational, research, creative and practice-oriented projects are given, through which it is possible to effectively develop reading literacy in literature lessons.

Keywords: project method, reader literacy, text, universal learning activities.

В настоящее время актуальным аспектом методики преподавания литературы становится разработка приемов формирования у обучающихся читательской грамотности как «способности личности к чтению и пониманию любых письменных текстов и учебных материалов, направленной на формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанного, а также размышлять над предложенной тематикой» [3]. По словам исследователей М.И. Морозовой, С.В. Николаева и Т.И. Чупиной, «уровень владения читательской грамотностью непосредственно влияет на успешность обучения, от глубины понимания прочитанного зависит не только освоение отдельного предмета, но и выстраивание мировоззрения: от отдельных фактов до связи процессов и явлений, от отдельных внутрипредметных и межпредметных связей до формирования целостной картины мира» [8, С. 246]. В самом широком понимании читательская грамотность представляет собой такой гибкий навык, который необходим в любой сфере бытия человека - это умение работать с информацией «и применять полученные знания для решения самых разнообразных задач, возникающих в реальной жизни, - бытовых, межличностных, профессиональных» [1, С. 1011]. И все эти аспекты делают читательскую грамотность одним из ключевых элементов не только современного образования, но и повседневной жизни.

Проблемами определения, формирования и оценки читательской грамотности занимаются ученые и в России, и за рубежом. Обратимся к описанию отечественного опыта изучения темы. Так, сущностные черты читательской грамотности изучаются доктором психологических наук Г.А. Цу-керман. Концептуальные основы формирования читательской грамотности разрабатываются отечественными исследователями Ю.Н. Гостевой, М.И. Кузнецовой, Л.А. Рябининой, Г.А. Сидоровой, Т.Ю. Чабан. Исследованием функций читательской грамотности для эффективной социализации и успешной самореализации человека в актуальной культуре занимается российский государственный деятель и учёный, педагог и психолог В.С. Басюк. Структурные компоненты читательской грамотности и уровни их развития изучены кандидатом педагогических наук, руководителем Центра оценки качества образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Г.С. Ковалевой. Главное, в чем сходятся взгляды ученых, - утверждение, что читательская грамотность плотно коррелирует не только с успешностью в обучении, но и с формированием здорового мировоззрения.

Каждый день каждый человек сталкивается с огромным количеством различных текстов, требу-

ющих адекватной расшифровки. Мы будем понимать под текстом не только воплощенное в звуко-буквенной форме сообщение, но и, вслед за знаменитым русским филологом, литературоведом и педагогом Ю.М. Лотмана - любой «смыслопорожда-ющий семиотический механизм» [9], то есть все то, что несет информацию и декодируется человеком. В таком ключе под текстом следует понимать и тексты вербальные, и зашифрованные в системе невербальных знаков. От того, насколько правильно мы поймем пришедшую к нам информацию и насколько точно сумеем транслировать в окружающий мир свои намерения, зависит безопасность и продуктивность нашего бытия. В связи с этим с полной уверенностью можно сказать, что читательская грамотность - это основа всех других видов функциональной грамотности человека. Поэтому уроки литературы в школе должны взять на себя наибольшую ответственность за обучение работе с информацией. И одним из важнейших аспектов этой работы выступает формирование умения использовать информацию из текста в повседневной жизни: для решения утилитарной задачи, для планирования и прогнозирования на основе информации из текста, для выявления связи между прочитанным и реальностью. По мнению ученых, «именно эта группа в большей степени связана с идеей функциональной грамотности: то, что мы читаем, мы используем для выстраивания собственной картины мира, для принятия решений в определенных ситуациях» [4] и проецируем символические и ассоциативно-метафорические смыслы воспринимаемых текстов на актуальные культурно-исторические реалии.

Как показывает многолетняя практика, наиболее эффективным для формирования читательских умений является метод проектов (проектная деятельность, проектная работа), позволяющий соединить в себе исследовательскую и творческую составляющие и учитывающий личностные интересы обучающихся. Важно и то, что проектная работа основывается на системно-деятельностном подходе, позволяющем участнику проекта стать активно действующим субъектом культуры, опирающимся на уже существующие достижения социума и полученные ранее знания.

К вопросам использования технологии проектной работы у обучающихся школ и вузов обращались такие ученые и методисты, как А.В. Антю-хов, Л.П. Алексеева, Е.С. Александрова, В.В. Гу-зеев, Д.Н. Корнеев, Н.Ю. Пахомова, Н.В. Уварина и др. Они отмечают, что метод проектов успешно формирует не только предметные, но личностные и метапредметные навыки, проявляющиеся в коммуникативной, познавательной и регулятивной компетенции - так называемых универсальных

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023_2542-0291

учебных действиях. Универсальные учебные действия - это «комплексная система способов действия обучающегося и навыков учебной работы, которая обеспечивает не только самостоятельное усвоение новых знаний, умений и навыков, но и формирует социокультурные и духовно-нравственные компетентности» [12]. Познавательные универсальные учебные действия особенно тесно связаны с развитием читательской грамотности. Исследователями отмечено, что недостаточная сфор-мированность познавательных УУД, таких как умение отделять главное и второстепенное, несущественное и существенное, базу и надстройку в причинно-следственных связях текста, - значительно препятствует декодированию смысловой нагрузки любой информации.

Учеными отмечается гуманистическая и инновационная составляющая проектной методики в образовании: «особое внимание к индивидуальности человека, его личности; чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся - то, что является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении» [13]. Реализация метода проектов связана с относительно самостоятельной деятельностью участников, над работой которых осуществляет контроль консультант-наставник (педагог). Проектная работа может быть представлена в индивидуальной, парной или групповой форме и регламентироваться определенным промежутком времени в зависимости от сложности выполняемой задачи (краткосрочный проект, среднесрочный или долгосрочный). Важной особенностью проектной работы выступает креативный характер деятельности субъекта и наличие свободы выбора формата создаваемого продукта или его презентации.

Разберем на конкретных примерах проектную методику работы с текстом на уроках литературы в старших классах, которая позволяет формировать умение использовать информацию из текста в жизни. Одним из продуктивных проектных упражнений является решение практической социально значимой задачи (практико-ориентированный проект). Например, при изучении жизни и творчества М.Ю. Лермонтова можно предложить обучающимся разработать литературную экскурсию по лермонтовским местам. При этом для начала предложить им выбрать из уже имеющихся действующих экскурсий с обоснованием, почему они выбирают какой-то конкретный вариант. Работа предполагает обращение к реальным туристическим сайтам, развитие умений ориентироваться в них, аргументированно оценивать свой выбор, планировать свои действия и пр.

Еще одним примером может быть названа реализация проекта, в котором обучающиеся выступят в новой для них творческой роли, например, режиссера или сценариста (творческий проект). На основе художественных текстов русских или зарубежных классиков необходимо снять клип или

написать сценарий для него. При этом важно выбрать такие классические тексты, которые нашли уже свое воплощение в современном искусстве. Этот факт позволит участникам проекта наглядно увидеть востребованность классических произведений и провести параллель между культурой автора и актуальной культурой. К примеру, для этого задания можно использовать 130 сонет У. Шекспира и композицию группы «Би-2» «Ее глаза».

Для развития умения планировать, а также коммуникативных умений и импровизационных возможностей устной речи можно рекомендовать проект, в котором обучающийся выступит в роли гида для своего сверстника, живущего в другой стране (информационный проект, предполагаемым продуктом которого может выступить подробный план встречи иностранного гостя на нашей территории). В качестве дидактического материала предлагается репродукция картины Ивана Шишкина «Рожь», стихотворение Николая Рубцова «Видения на холме» и информационная справка из энциклопедии о Российской Федерации. Задание может содержать конкретные указания о необходимости сделать акцент на самобытности России или же особенностях национального характера, на богатстве природных ресурсов и пр.

Важным навыком в умении интерпретировать и применять информацию из текстов является навык дешифровки т.н. говорящих деталей. Использование в художественных текстах этого приема - «говорящая деталь» - традиционная форма общения автора и читателя. Внимательный и сведущий читатель получает дополнительную значимую информацию о герое или о событии, декодируя символы, детали портрета, пейзажа или действия. Говорящими могут быть имя или фамилия героя, элемент его гардероба или интерьера, в котором он живет, природного проявления и пр. В реальной жизни мы так же можем получить важную дополнительную, а иногда и основную информацию о человеке или явлении посредством говорящих деталей. Однако чтобы деталь стала «говорить», ее нужно обнаружить и иметь достаточно знаний для ее понимания. По словам советского и российского философа, социолога, специалиста по проблемам истории и теории социологии, социальной философии, этики, истории философии и искусства Ю.Н. Давыдова, «человек обречен на то, чтобы все время восстанавливать нарушенную связь с универсумом...» [цит. по 11, С. 183]. И уроки литературы, на которых учат работать с деталью, дают человеку, выходящему в социум, необходимые для восстановления этой связи инструменты. Для примера приведем следующее упражнение, на основе которого можно реализовать проект «Игра в детективов» - составление портрета через детали: прочитать отрывок с описанием дома (рассказ В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»), найти в нем детали, которые могут оха-растеризовать героев, живущих в этом доме, аргументировать свой ответ: «По окну, ещё не заходя в

71

дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в избе. Бабушка рамы вставляла в зиму с толком и неброской красотой. В горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала тричетыре розетки рябины с листиками - и все. Никаких излишеств <...>. В доме наискосок, у тетки Авдотьи, меж рам навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, но главное там украшение - цветочки. Они, эти бумажные цветочки, синие, красные, белые, отслужили свой век на иконах, на угловике и теперь попали украшением меж рам» [2]. А затем прямо на занятии можно реализовать краткосрочный проект (или минипроект) - составить портрет самого себя или друга посредством описания деталей. В помощь можно задать следующий вопрос: Какие детали вашего дома характеризуют вас (или ваших родных, друзей)? Данный минипроект будет относиться и к информационному, и к творческому типам. Еще одним вариантом работы в ключе декодирования деталей может стать практико-ориентированный проект, связанный с анализом деталей, акцентов стилевого имиджа человека и их влияния на то, как этого человека воспринимают другие. Приведем пример проекта «О чем говорит деталь моей одежды». В начале работы участникам проекта предлагаются фрагменты из художественных произведений, в которых содержится описание какой-либо стилевой детали внешнего облика героя - это могут быть испачканные белые перчатки Григория Александровича Печорина, широкополая шляпа-«боливар» Евгения Онегина или высокий, круглый «пальмерстон» Родиона Раскольникова, бриллиантовое ожерелье Элен Курагиной, розовые ленты кисейного белого платья Наташи Ростовой и пр. Через детали, которыми наделяет автор наряды своих персонажей, раскрывается характер героев, и работа первого этапа над проектом как раз заключается в выявлении и смысловом озвучивании таких элементов костюмного кода. Следующий этап проекта связан с попыткой осмыслить, как детали нашего визуального образа формируют впечатление о нас. Оформить результаты проекта можно в формате памятки по семиотике одежды. Этот опыт весьма полезен, потому что невербально транслируемая информация человеком о себе через различные акценты в образе имеет наибольший потенциал самопрезентации владельца этих акцентов. И умение анализировать и осмыслять такой имиджевый ресурс может стать одной из сильных сторон личности, важным мягким навыком современного человека.

В этом же ключе можно работать с художественными текстами в контексте семиотического анализа, целью которого является «обнаружить и интерпретировать скрытые коды, опираясь на свой личный опыт» [6, С. 106] и на «тот риторический и идеологический универсум, ту коммуникативную ситуацию, в которой было создано произведение» [7, С. 24]. Для примера приведем исследовательский и творческий проект, продуктом которого мо-

жет стать доклад на тему «Роль лексических повторов в формировании эмотивности художественного текста» и написание стилизации на основе проведенного стилистического анализа художественного текста. Данный проект предполагает исследование языковых деталей в художественном произведении, которые содержат важную информацию об эмоциональном посыле автора к читателю. Для исследования предлагается текст стихотворения Р. Киплинга «Пыль». Лексические повторы в данном стихотворении образуют его смысловой стержень. Все пять строф заканчиваются рефреном «Только пыль, пыль, пыль, пыль / От шагающих сапог/ Отпуска нет на войне» [5], который нагнетает совершенно определенное настроение безысходности и бесконечности происходящего. Кроме того, в некоторых строфах встречаются повторы слов «день, ночь, день, ночь», «ты, ты, ты, ты», передающие ключевое состояние героев -усталость от «однообразия процесса, осознания бессмысленности происходящего» [6, С. 106]. После проведения стилистического анализа участникам проекта предлагается создать свой собственный текст с использованием лексических приемов эмотивности, аналогичных тем, которые встречаются у Р. Киплинга.

Формированию умений формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу служит проект под названием «Рекомендация» - составить свой список книг, который можно рекомендовать друзьям и близким с объяснением выбора (информационный проект, предполагаемым продуктом которого может стать иллюстрированный буклет или видео-ролик). Реализации проекта может предшествовать обсуждение следующих вопросов: какое впечатление способно произвести на человека художественное произведение; какой жизненный опыт способна дать нам книга; как связаны понятия литература и интеллигентность; может ли художественное слово раскрыть сердце человека, сделать его мудрее; должно ли чтение обязательно приносить удовольствие; для чего нужно перечитывать книги, может ли классика дать ответы на все вопросы сегодняшнего дня и пр. Сложность проектной задачи в данном случае не в том, что необходимо основательно отнестись к созданию оболочки конечного продукта, а в том, что нужно быть аргументированным в своих рекомендациях, продумывать практическую пользу составляемого списка книг.

Умение составлять прогноз на основе прочитанного и планирование можно развивать с помощью проектов, связанных с применением технологии форсайта (форсайт-технология). Форсайт - от английского foresigtht («предвидение»), «позволяет на основе экспертных оценок сопоставить долгосрочные прогнозы и стратегии развития чего-либо для наиболее полного комплексного видения будущего и согласования путей его достижения» [10, С. 66]. В применении форсайт-технологии важно учитывать то, что важнейшей задачей должно стать

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023

не просто выявление вариантов потенциального будущего (от 5 лет и далее), но и формулирование альтернативных вариантов развития, в которых участники проекта могут стать активными субъектами реализации. Здесь значимым моментом является комуникативная составляющая - участники проекта договариваются между собой о том, какое будущее неизбежно, если ничего не менять, каким оно будет при минимальных, несистематичных усилиях его трансформировать, и главное, о каком будущем все мечтают и можно ли выработать план по его достижению. Рассмотрим проект с применением форсайт-технологии при изучении рассказа Р. Бредбери «И грянул гром». Предполагаемым продуктом коллективного проекта здесь может выступить карта прогноза будущего. Главный вопрос, который ложится в основу создания карты - как наши действия сегодня могут изменить облик планеты через 100 лет? После анализа, интерпретации и осмысления действий героев рассказа, причинно-следственных связей, замысла автора участники проекта, используя фломастеры, карандаши, клей, вырезки из глянцевых журналов и газет, составляют своего рода карту будущего и прописывают конкретные действия, чтобы предотвратить все риски и нежелательные последствия. Данный проект можно связать с вопросами развития экологического сознания обучающихся, привлечь фоновые знания, междисциплинарные связи.

Приведенные примеры демонстрируют широкий потенциал метода проектов в обучении читательской грамотности. Во-первых, проектная задача не ограничивает познавательную и творческую активность участников только предметной областью, а выводит деятельность и ее продукт на социально значимый уровень. Но решается эта

проектная задача прежде всего с помощью предметных знаний и инструментов. Во-вторых, проектная задача явно или имплицитно содержит жизненную ситуацию близкую или просто понятную тому, кто реализует проект. В-третьих, проектная задача конструирует ситуацию выбора модели поведения. В-четвертых, решение проектной задачи зачастую связано с привлечением нелинейных текстов, таких, как таблицы, симбиоз текста и иллюстраций или других информационных объекты (карта, билет, фотография, знак, формула, буклет и прочее). Нелинейные тексты учат ориентироваться в нетрадиционно (непоследовательно) подаваемой информации, работать с отельными компонентами текста, использовать разные виды чтения (среди которых наибольшее практическое значение имеют поисковое, просмотровое, изучающее), интерпретации и осмыслению жизненной ситуации. В-пятых, проектная задача одновременно развивает разные навыки - и навык коммуникации, и планирования и прогнозирования, и регуляцию, и, естественно, познавательные, включающие в себя навыки поиска, исследования, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого материала.

Таким образом, проектный метод, применяемый на уроках литературы, активно формирует предметные, личностные и метапредметные результаты, проявленные в познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действиях, научает анализировать и оценивать поступающую извне информацию через призму собственных ценностей, творчески ее преобразовывать и продуктивно решать повседневные задачи в процессе коммуникации с окружающим миром, интеллектуального и нравственного развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адаева, О.Б., Иваненко, Г.С. Читательские умения студентов педагогического вуза: проблемы и перспективы формирования / О.Б. Адаева, Г.С. Иваненко. - Текст : электронный // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022.

- №10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-umeniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza-problemy-i-perspektivy-foimirovaniya (дата обращения: 21.03.2023).

2. Астафьев, В. Фотография, на которой меня нет / В. Астафьев. - Текст : электронный // Электронная библиотека BooksCafe.net. - URL: https://bookscafe.net/read/astafev_viktor-fotografiya_na_kotoroy_menya_net-31310.html#p1

3. Балашова, Е.С., Ерофеева, И.А. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности / Е.С. Балашова, И.А. Ерофеева. - Текст : электронный // Достижения науки и образования. - 2022. - №3 (83). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/chitatelskaya-gramotnost-kak-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti (дата обращения: 19.03.2023).

4. Гостева, Ю.Н., Кузнецова, М.И., Рябинина, Л.А., Сидорова, Г.А., Чабан, Т.Ю. Проблемы оценки и формирования функциональной читательской грамотности учеников основной школы / Ю.Н. Гостева и др. - Текст : электронный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - №2 (70). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-i-formirovaniya-funktsionalnoy-chitatelskoy-gramotnosti-uchenikov-osnovnoy-shkoly (дата обращения: 19.03.2023).

5. Киплинг, Р. Пыль / Р. Киплинг. - Текст : электронный // РусСтих: стихи поэтов классиков. - URL: https://rustih.ru/redyard-kipling-pyl/

6. Ланцевская, Н.Ю. Семиотический анализ как методологический прием изучения литературы / Н.Ю. Ланцевская.

- Текст : электронный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2022. - №1 (53). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskiy-analiz-kak-metodologicheskiy-priem-izucheniya-literatury (дата обращения: 21.03.2023).

7. Макерова, С.Р. Художественный текст и семиотический анализ / С.Р. Макерова. - Текст : непосредственный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Филология / главный редактор Г. Ф. Шафранов-Куцев; научный редактор серии Н. Н. Белозёрова. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета. -2014. - № 1. - С. 22-29.

8. Морозова, М.И., Николаев, С.В., Чупина, Т.И. Оценка эффективности формирования читательской грамотности с использованием цифровых технологий / М.И. Морозова и др. - Текст : электронный // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2022. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-s-ispolzovaniem-tsifrovyh-tehnologiy (дата обращения: 19.03.2023).

9. Полякова, Т.А. Текст как смыслопорождающее устройство в концепции Ю.М. Лотмана / Т.А. Полякова. - Текст : электронный // Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-kak-smysloporozhdayuschee-ustroystvo-v-kontseptsii-yu-m-lotmana (дата обращения: 17.01.2023).

10. Пугачева, Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием / Н.Б. Пугачева. - Текст : электронный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2010. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forsayt-kak-sostavlyayuschaya-upravleniya-sovremennym-professionalnym-obrazovaniem (дата обращения: 19.03.2023).

11. Спирова, Э.М. Символ как ключ к пониманию / Э.М. Спирова. - Текст : электронный// Знание. Понимание. Умение. - 2006. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/simvol-kak-klyuch-k-ponimaniyu (дата обращения: 17.01.2023).

12. Хлапушина, К.Б., Савина, Л.Н. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся / К.Б. Хлапушина, Л.Н, Савина - Текст : электронный // Вестник ПензГУ. - 2015. - №2 (10). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-obuchayuschihsya (дата обращения: 19.03.2023).

13. Юсупова, А.М. Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология / А.М. Юсупова. - Текст : электронный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №4-2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-metodika-kak-novaya-pedagogicheskaya-lichnostno-orientirovannaya-tehnologiya (дата обращения: 19.03.2023).

REFERENCES

1. Adaeva, O.B., Ivanenko, G.S. Chitatel'skie umenija studentov pedagogicheskogo vuza: problemy i perspektivy formiro-vanija [Reading skills of pedagogical university students: problems and prospects of formation]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki [Pedagogy. Questions of theory and practice]. 2022. No.10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-umeniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza-problemy-i-perspektivy-formirovaniya (Accessed: 21.03.2023).

2. Astafev, V. Fotografija, na kotoroj menja net [The photo where I am not]. Jelektronnaja biblioteka BooksCafe.net [E-libraryBooksCafe.net]. URL: https://bookscafe.net/read/astafev_viktor-fotografiya_na_kotoroy_menya_net-31310.html#p1

3. Balashova, E.S., Erofeeva, I.A. Chitatel'skaja gramotnost' kak komponent funkcional'noj gramotnosti [Reader's literacy as a component of functional literacy]. Dostizhenija nauki i obrazovanija [Achievements of science and education]. 2022. No.3 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskaya-gramotnost-kak-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti (Accessed: 19.03.2023).

4. Gosteva, Ju.N., Kuznecova, M.I., Rjabinina, L.A., Sidorova, G.A., Chaban, T.Ju. Problemy ocenki i formirova-nija funkcional'noj chitatel'skoj gramotnosti uchenikov osnovnoj shkoly [Problems of evaluation and formation of functional reading literacy of primary school students]. Otechestvennaja i zarubezhnajapedagogika [Domestic andforeign pedagogy]. 2020. No. 2 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-i-formirovaniya-funktsionalnoy-chitatelskoy-gramotnosti-uchenikov-osnovnoy-shkoly (Accessed: 19.03.2023).

5. Kipling, R. Pyl' / R. Kipling. [R. Kipling]. RusStih: stihi pojetov klassikov [Russian poems: Poems of poets]. URL: https://rustih.ru/redyard-kipling-pyl

6. Lancevskaja, N.Ju. Semioticheskij analiz kak metodologicheskij priem izuchenija literatury [Semiotic analysis as a methodological method of studying literature]. VestnikShadrinskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Journalof Shadrinsk State Pedagogical University]. 2022. No.1 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskiy-analiz-kak-metodologicheskiy-priem-izucheniya-literatury (Accessed: 21.03.2023).

7. Makerova, S.R. Hudozhestvennyj tekst i semioticheskij analiz [Literary text and semiotic analysis]. Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filologija [Bulletin of the Tyumen State University. Series: Philology]. In G. F. Shafranov-Kucev (eds); N. N. Belozjorova (eds). Tjumen' : Izdatel'stvo Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. No. 1. pp. 22-29.

8. Morozova, M.I., Nikolaev, S.V., Chupina, T.I. Ocenka jeffektivnosti formirovanija chitatel'skoj gramotnosti s ispol'zovaniem cifrovyh tehnologij [Evaluation of the effectiveness of the formation of reader's literacy using digital technologies]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina [Bulletin of LSU named after A.S. Pushkin]. 2022. No. 2. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-s-ispolzovaniem-tsifrovyh-tehnologiy (Accessed: 19.03.2023).

9. Poljakova, T.A. Tekst kak smysloporozhdajushhee ustrojstvo v koncepcii Ju.M. Lotmana [Text as a meaning-generating device in the concept of Y.M. Lotman]. Gumanitarnye i social'nye nauki [Humanities and Social Sciences]. 2013. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-kak-smysloporozhdayuschee-ustroystvo-v-kontseptsii-yu-m-lotmana (Accessed: 17.01.2023).

10. Pugacheva, N.B. Forsajt kak sostavljajushhaja upravlenija sovremennym professional'nym obrazovaniem [Foresight as a component of modern vocational education management]. Professional'noe obrazovanie vRossii iza rubezhom [Professional education in Russia and abroad]. 2010. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forsayt-kak-sostavlyayuschaya-uprav-leniya-sovremennym-professionalnym-obrazovaniem (Accessed: 19.03.2023).

11. Spirova, Je.M. Simvol kak kljuch k ponimaniju [Symbol as a key to understanding]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. The mind]. 2006. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvol-kak-klyuch-k-ponimaniyu (Accessed: 17.01.2023)._

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 74_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023_2542-0291

12. Hlapushina, K.B., Savina, L.N. Proektnaja dejatel'nost' kak sredstvo formirovanija universal'nyh uchebnyh dejstvij u obuchajushhihsja [Project activity as a means of forming universal educational actions for students]. Vestnik PenzGU [Bulletin of Penza State University]. 2015. No. 2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-obuchayuschihsya (Accessed: 19.03.2023).

13. Jusupova, A.M. Proektnaja metodika kak novaja pedagogicheskaja lichnostno-orientirovannaja tehnologija [Project methodology as a new pedagogical personality-oriented technology]. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of humanities and natural sciences]. 2017. No. 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-metodika-kak-novaya-pedagogicheskaya-lichnostno-orientirovannaya-tehnologiya (Accessed: 19.03.2023).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.Ю. Ланцевская, доцент, кандидат культурологии, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: detkovanu@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.Y. Lantsevskaya, Ph. D. in Cultural Studies, Associate Professor, Department of Philology and Socio-Humanitarian Disciplines, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: detkovanu@yandex.ru.

УДК 372.32 DOI: 10.52772/25420291_2023_1_75

Елена Сергеевна Неустроева, Людмила Ивановна Пономарева

г. Шадринск

Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода

В статье рассматриваются сущностные характеристики связной речи. Представлено содержательное наполнение двух видов связных высказываний - диалога и монолога. Анализируются личностные компоненты, принимающие участие в составлении монолога каждым ребенком-дошкольником. При этом, монолог рассматривается как суть любого связного высказывания.

На основании выделенной личностной структуры, индивидуальных особенностей старшего дошкольника, определяется совокупность педагогических условий целенаправленного развития связной речи.

Авторами обосновывается использование индивидуального подхода в развитии связной монологической речи и роль выделенных педагогических условий в реализации данного подхода. Акцентируется внимание на том, что наиболее эффективное применение индивидуального подхода в развитии связной речи может осуществляться в дополнительном образовании, в частности, кружковой деятельности.

В статье определяется соотношение ведущих методов и приемов работы над построением связной монологической речи дошкольников.

Ключевые слова: дошкольный возраст, монолог, индивидуальный подход, компонентный состав, педагогические условия, связная речь.

Elena Sergeevna Neustroeva, Ludmila Ivanovna Ponomareva

Shadrinsk

The coherent monologue speech development of preschool children based on an individual approach

The article deals with the essential characteristics of coherent speech. The article presents the content of two types of connected statements - dialogue and monologue. Personal components that take part in the preparation of a monologue by each preschool child are analyzed. At the same time, the monologue is considered as the essence of any coherent statement.

The individual characteristics of the older preschooler, a set of pedagogical conditions for the purposeful development of coherent speech is determined on the basis of the selected personal structure.

The authors substantiate the use of an individual approach in the development of coherent monologue speech and the role of the identified pedagogical conditions in the implementation of this approach. Attention is focused on the fact that the most effective application of an individual approach in the development of coherent speech can be carried out in additional education, in particular, circle activities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article defines the ratio of the leading methods and techniques of working on the construction of a coherent monologue speech of preschoolers.

Keywords: preschool age, monologue, individual approach, component composition, pedagogical conditions, coherent speech.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.