Научная статья на тему 'РАБОТА С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТЕКСТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА'

РАБОТА С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТЕКСТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1580
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ФОНД ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Исмагилова О.А.

Статья посвящена работе с разными видами текста на уроках русского языка для оценки читательской грамотности обучающихся 5 класса. Формирование читательской грамотности обучающихся основной школы является важнейшей задачей современной школы, так как многократно выросли требования к речевой деятельности и культуре речи, социализации человека . Введение таких текстов позволит значительно улучшить результаты показателей международных тестов PISA .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Исмагилова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАБОТА С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТЕКСТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА»

Ф И Л О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 82

О.А. Исмагилова

РАБОТА С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТЕКСТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА

Статья посвящена работе с разными видами текста на уроках русского языка для оценки читательской грамотности обучающихся 5 класса. Формирование читательской грамотности обучающихся основной школы является важнейшей задачей современной школы, так как многократно выросли требования к речевой деятельности и культуре речи, социализации человека. Введение таких текстов позволит значительно улучшить результаты показателей международных тестов PISA.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, сплошные и несплошные тексты; метапредметные результаты, общеучебные задачи; смысловое чтение; культурный фонд обучающихся.

В 1957 году ЮНЕСКО впервые введено понятие термина «функциональная грамотность», которая понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем». [1, с. 5]. Отвечая на вызовы современности на рубеже тысячелетий, многие страны ставят для себя цели по формированию функциональной грамотности. Для обеспечения инновационного развития экономики и повышения конкурентоспособности страны, Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования (из указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204). Актуальностью исследования являются задачи, поставленные Министерству образования и науки РФ для организация относительно нового учебного процесса, который переориентируется для максимального раскрытия потенциальных возможностей.

© Исмагилова О.А., 2021.

Проблема исследования заключается в том, что в существующих учебно-методических комплектах по предмету «Русский язык» нет заданий на оценку метапредметных результатов (читательская грамотность). Учитель сам должен в этом случае дополнять задания.

Основными методами исследования послужили анализ учебно-методической литературы, обобщение мониторингов Института стратегии развития образования РАО по функциональной грамотности, собственного опыта работы.

Основываясь на анализе определений функциональной грамотности А.А. Леонтьева, Н.Ф. Виноградова, а также по исследованиям международных тестов PISA отметим, что основными составляющими функциональной грамотности являются «способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции» [2, с. 33].

Статья написана на основе изучения материалов концепции оценки читательской грамотности Института стратегии развития образования Российской Федерации Министерства просвещения РФ, «Концепцию оценки образовательных достижений учащихся PISA 2018», а также на теоретические положения Г.А. Цукерман, отраженные в документе «Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению» [3].

Областей функциональной грамотности достаточно. Но мы будем рассматривать читательскую грамотность как широкий спектр компетенций при работе с текстом.

Цель статьи — представить опыт работы по составлению дидактической работы для 5 класса с использованием разных видов текстов для проверки метапредметных (познавательных) умений.

Читательская грамотность была центром самого первого исследования PISA в 2000 году. По прошествии более 20 лет эта проблема по-прежнему остается актуальной. Работа с пониманием, использованием и воспроизведением текста происходит не только на уровне бумажных текстов, но различных технологических устройств (компьютеры, смартфоны). Активное использование информационного пространства, умение извлекать пользу из информации текстов составляют когнитивный процесс. А в процессе целенаправленного чтения сплошных текстов требуется использование и новых коммуникативных навыков.

В современном обществе оценка навыков чтения основывается на умении работать со сплошными (описание (художественное и техническое); повествование (рассказ, репортаж); объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); аргументация (комментарий, обоснование); инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы) и несплошными текстами (статьи; графики; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии). [3, с .6]

Для исследования учащихся 5-х классов определена тематическая область «Человек и природа». Предложенные для чтения материалы отражают языковой и культурный контекст страны и учитывают возрастные особенности восприятия информации.

На сегодняшний день оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности в 5 классе «сосредоточено на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса» [3, с. 18]

Обучающимся требуется выполнить работу, оценивающую умение внимательно и вдумчиво читать разные тексты. Задания предполагают краткие и развернутые ответы. Приведем пример задания несплошных текстов.

1.Прочитайте текст «Великий путешественник» и выполните задания к нему.

«Великий путешественник»

Валерий увлечён историями географических открытий, поэтому он часто заходит на сайт Интелек-туального центра-научная библиотека им. Е.И. Овсянкина https://library.narfu.ru/index.php Однажды он нашёл на этом сайте вот такую информацию.

Амундсен Руаль (1872— 1928), норвежский полярный путешественник, первый арктический кругосветный мореплаватель, первооткрыватель Южного полюса. Родился близ г. Осло в семье судостроителя из старинного рода мореходов. По настоянию матери поступил на медицинский факультет университета в Осло, но после ее смерти оставил учебу и ушел на торговый флот матросом. В 1901 стал капитаном дальнего плавания.

Впервые в истории преодолел Северо-Западный проход с востока на запад на па-русно-моторной яхте «Йоа» с тремя зимовками (1903 — 1906). Открыл десятки мелких островов в юго-западной части Канадского Арктического архипелага. Участники экспедиции рис. 1 выполнили многочисленные магнитные наблюдения и определили положение Северного магнитного полюса.

В 1911 в Антарктиде Амундсен открыл и первым пересек хребет Куин-Мод. В декабре 1911 покорил Южный полюс.

В 1918-1920 на шхуне «Мод» с двумя зимовками третьим прошел вдоль арктического побережья Евразии, установил точные координаты мыса Челюскин.

Амундсен внедрил в практику полярных экспедиций новые организационные методы и технические средства, в том числе авиацию. 18 июня 1928 на гидросамолете «Латам-47» Амундсен вылетел на поиски итальянской экспедиции У. Нобиле, потерпевшей на дирижабле «Италия» катастрофу в Северном Ледовитом океане, и погиб в районе острова Медвежий в Баренцевом море вместе с пятью членами экипажа.

- Какую информацию нашёл Валерий на сайте Интелектуального центра-научная библиотека им. Е.И. Овсянкина? Отметьте ОДИН правильный ответ.

A. Информацию о первом арктическом кругосветном мореплавателе Р. Амундсене.

Б. Информацию о покорении Р. Амундсеном Южного полюса в октябре 1911

B. Информацию о книге Р. Амундсена и отзыв о ней.

Г. Информацию о награде, которую получил Р. Амундсен.

В задание с выбором ответа учащие должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

2. Опираясь на Краткую хронологию путешествий великого мореплавателя, запишите ТРИ средства передвижения, на которых отправляется в путешествия Р. Амундсен.

Краткая хронология путешествий великого мореплавателя:

1.С 1894 по 1899 плавал матросом и штурманом на разных судах.

2.Начиная с 1903 года Амундсен совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.

3. Впервые прошёл (1903—1906) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске.

4. На судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14 декабря 1911 года на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта.

5. Летом 1918 экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 достигла Берингова пролива.

6. В 1926 возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген — Северный полюс — Аляска.

7. В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.

3. Валерию захотелось больше узнать об этом путешественнике, и он стал искать дополнительную информацию. На данном сайте https://zen.yandex.ru/media/retrospectiva pro/kak-sobaki-pomogП-amundsenu-pobedit-v-mirovoi-antarkticheskoi-gonke он нашел такую информацию.

-В чём, по мнению Р. Амундсмена, именно сил собак должно было хватить на преодоление Трансантарктических гор Запишите ТРИ признака.

В данном задании представлена ссылка на текст «Как собаки помогли Амундсмену победить в мировой антарктической гонке». Обучающиеся могут воспользоваться как электронным вариантом статьи, так и распечатанным бумажным.

Аналогичное задание о способах упряжки собак.

4.Заинтересовавшись способами упряжки собак, Валерий нашел такую информацию http://vseprosobak.ru/porody/opisanie-porod/surovyj-sevemyj-pes-grenlandskaya-sobaka.ht

-Отметьте рисунок, на котором изображён гренландский способ. Укажите номер правильного ответа

1ВЗ

- полный или настоящий веер

Рис. 2

5.В декабре 1911 — январе 1912 года Южного полюса достигли конкурирующие между собой команды Руаля Амундсена и Роберта Скотта с разницей в 33 дня

Мотосани — — Путь пешком ^ Пурга

Рис. 3.

А несколько месяцев спустя Валерий на сайте одного из книжных интернет-магазинов увидел описание книги Тура Буманна-Ларсена «РУАЛ АМУНДСЕН», в которой описывается жизнь и путешествия Р. Амудсена. «Герой этой книги не просто выдающийся полярник — он единственный побывал на обоих полюсах Земли и совершил кругосветное плавание в водах Ледовитого океана. Амундсен повторил достижение Норденшельда и Вилькицкого, пройдя Северным морским путем вдоль берегов Евразии, и первым одолел Северо-Западный проход у побережья Северной Америки. Фигура исторического масштаба, достойная лишь восхищения и использования результатов коллегами-полярниками... На Южном полюсе блестящий организатор, угадавший с выбором транспорта в виде собачьих упряжек, Амундсен уложился в жесткие сроки, пока лишения не истощили участников похода. Иначе развивались события в отряде англичанина Скотта, люди которого длительное время сами тащили сани и в конце концов погибли от истощения и холода.

По этому эпизоду профессионалы и пресса сделали разные выводы. Пресса убедила читающее человечество, что Скотт (а в его лице вся Англия) проиграл, а Амундсен (и, следовательно, Норвегия) победил.

Амундсен сделал совсем другой вывод: возможности собачьей упряжки как исследовательского средства на будущее исчерпаны, нужен другой вид транспорта, который освободил бы полярного исследователя от запредельных нагрузок и дал бы возможность заниматься своим прямым делом — исследованием, оставив приключения и перегрузки спортсменам»- писал в предисловии В. С. Корякин, доктор географических наук, почетный полярник.

-Рассмотрите движения Скотта и Амундсена в декабре 1911 г. и в январе 1912 г. Внесите нужную информацию в таблицу.

6. Отметьте ОДНО утверждение, которое противоречит содержанию статьи «Как собаки помогли Амундсену победить в мировой антарктической гонке»

А. 20 октября 1911 года экспедиция в составе 5 человек и 17 собак, запряженных в четыре нарты, двинулась в направлении Южного полюса

Б. Амундсену не были известны детали подготовки команды англичанина Роберта Скотта, который собирался стать первым покорителем Южного полюса

Таблица 1

Количество суток к полюсу Количество суток от полюса Количество всего суток в пути

Р.Скотт

Р.Амундсен

В. Руал Амундсен никогда не отказывался изучать чужой опыт и брать из него все полезное и необходимое.

Г. Высота Трансантарктической гряды более 5 тысяч метров

7. Выберите книгу, описание которой прочитал Валерий. Запишите букву, которой обозначена книга, в поле ответа и объясните свой выбор.

А Б В Г

Рис. 4

8. Почему после прочтения книги понимаешь, что «герой этой книги не просто выдающийся полярник». Приведите ТРИ примера из текста.

9. Какие выводы сделали профессионалы и пресса, о которых пишет В. С. Корякин. Отметьте ОДИН правильный ответ.

A. Возможности собачьей упряжки как исследовательского средства на будущее исчерпаны

Б. Пресса убедила читающее человечество, что Скотт проиграл, а Амундсен победил.

B. Победы Амундсена выражались в любви к животным и природе.

Г. Сведения об особенностях ездовых собак.

Задания 10-17 составляет работа со сплошным текстом (В. Драгунский «Тайное становится явным», в которых необходимо дать развернутый ответ или выбрать из представленных. На данном этапе обучающие должны уметь интегрировать и интерпретировать текст, находить и извлекать информацию.

Приведем пример.

10. Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Объясните свою точку зрения, опираясь на текст.

11. Считаете ли вы, что мама предложили пойти сыну в Кремль с какой-то целью? Запишите свой ответ.

12. Почему у мальчика «глаза на лоб полезли», когда он ел манную кашу? Найдите и выпишите из текста предложение, которое это объясняет.

13. В тексте рассказчик говорит: «Тайное всегда становится явным». Объясните, почему герой произносит эту фразу.

14. Почему мальчик понял, что не пойдет в Кремль? Отметьте ОДИН правильный ответ.

A. Мама занялась домашними делами

Б. Мальчик решил погулять во дворе с друзьями

B. Мальчик увидел дяденьку в шляпе, а на шляпе его каша.

Г. Кремль был закрыт

15. Что вы можете сказать о главном герое? Запишите свой ответ.

16. Что изменилось бы, если бы рассказ был написан НЕ от первого лица? Отметьте ОДИН правильный ответ.

A. В этом случае из рассказа исчез бы весь юмор.

Б. Было бы неясно, правду ли говорит главный герой.

B. Повествование стало бы более эмоциональным.

Г. Нужно было бы изменить заголовок к рассказу.

17. Над чем смеётся автор, рассказывая эту забавную историю? Отметьте ВСЕ правильные ответы.

A. Читатели потеряли способность удивляться.

Б. Дети думают, что взрослых легко обмануть.

B. Дети познают окружающий мир, чему-то учатся, в чем-то раскаиваются.

Г. Людям смешно, когда ребенок обманывает.

Д. Читателям нравится любознательность, решительность, изобретательность героев

Апробирование данной диагностической работы с обучающими 5 класса МБОУ СОШ № 21 г. Озер-ска Челябинской области показало далеко не лучшие результаты. Класс среднего уровня обучаемости. На выполнение данной работы по инструкции отводится 40 минут. За это количество времени с работой спра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вилось 2 ученика. За 50-65 минут-9 учеников, 75-80 минут-16 учеников. Медленный темп чтения, несосредоточенность привели к такому затраченному времени. Причем это относится не только к слабым, но и сильным ученикам.

Таблица 2

Анализ оценки читательской грамотности обучающихся 5 класса МБОУ СОШ № 21 г. Озерска

№/№

от- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

вета

1 1 3 0 1 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 0 0 0 11

2 0 3 1 0 0 1 1 0 0 2 1 1 1 0 0 0 0 11

3 1 0 0 0 2 0 0 0 1 1 0 0 1 1 0 0 0 7

4 1 2 0 0 2 0 0 0 1 1 0 0 1 1 0 1 0 10

5 1 0 0 1 1 0 0 1 2 1 1 1 1 0 0 0 10

6 0 1 0 1 0 1 0 0 0 0 1 1 1 1 0 1 0 8

7 0 1 2 0 2 0 0 0 0 2 0 0 0 1 0 1 0 9

8 0 3 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 1 1 0 0 0 7

9 1 0 0 1 2 0 0 0 1 1 1 1 1 1 0 0 0 10

10 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 1 0 1 0 5

11 1 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 6

12 1 1 0 1 3 0 1 0 0 2 1 1 1 1 0 1 1 15

13 1 3 0 0 0 0 0 0 1 2 0 1 1 1 0 0 0 10

14 1 3 1 0 3 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 11

15 1 1 0 0 3 0 0 0 0 2 1 1 0 1 0 0 0 10

16 0 3 0 0 3 0 0 0 0 1 1 0 1 1 0 0 0 10

17 0 2 0 0 3 0 0 0 0 2 1 1 1 1 0 0 1 12

18 1 1 0 1 2 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 6

19 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3

20 1 3 0 0 3 1 1 1 0 2 0 0 1 1 0 0 0 14

21 1 1 0 0 0 1 0 0 1 1 0 0 0 1 0 0 0 6

22 1 3 1 1 3 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 12

23 1 1 0 0 2 0 0 0 0 2 1 1 0 1 0 0 0 9

24 0 3 0 0 2 0 0 0 0 1 1 1 0 1 0 0 0 9

25 0 1 0 0 3 0 0 0 0 1 1 0 0 1 0 0 1 8

26 1 3 0 0 3 0 1 1 0 1 1 1 1 1 0 0 0 14

27 1 2 0 1 3 0 0 0 1 2 1 0 1 0 0 0 0 12

Итого 18 3-11 2-3 1-10 1-4 2-1 8 3-10 2-7 1-1 6 4 3 2-1 1-9 2—9 1-13 15 14 16 22 0 5 2

Максимальный балл работы -26 баллов. Результаты класса: высокий уровень-0, средний-3, ниже среднего-12, низкий -12.

Анализируя выполненные задания, можно отметить, что задания 15 с абсолютно «нулевым» результатом.

Большая часть класса справилась с заданиями с выбором ответа: 1 (18 чел), 2 (23 чел), 10 (22 чел),14(22 чел). В задании 5 нужно было внести информацию о движении Скотта и Амундсена в декабре 1911 года в таблицу, справилось на мак.балл 18 чел, дали частичные ответы-8.

Затруднения вызвали задания интегрировать и интерпретировать информацию (3, 7,8,16,17). Данные задания представляют собой как ответы с выбором ответа (16,17), так и с развернутым ответом (3,7,8,15). Обучающиеся затрудняются устанавливать сходство между событиями или утверждениями (3), формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста (7), устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (8),не сформировано умение понимать чувства, мотивы, характеры героев(15), умение оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов (16), умение понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)(17).

Таким образом, использование чтения как одного из основных средств дальнейшего обучения в 5 классе и до использования чтения как средства ориентации в реальной жизни в 9 классе - вот, по нашему мнению, главная задача этапов развития читательской грамотности обучающихся. Для выявления общих значимых результатов предлагаются для прочтения и осмысления все виды текстов.

Подбор материала занимает большое количество времени, но это помогло бы составить систему для подготовки обучающихся к тестам PISA (читательская грамотность).

Итак, по нашим наблюдениям, использование разных видов текста в качестве средства обучения на уроках русского языка повышает интерес к предмету, улучшает метапредметные результаты, обогащает жизненный опыт, подготавливает обучающихся к дальнейшей жизни в социуме. Таким образом, помогает решить общеучебные задачи формирования не только читательской, но и функциональной грамотности.

Библиографический список

1. Ковалева Г.С. Оценка функциональной грамотности 2003_04_2019.pdf, 99 с. URL: https://edu.yanao.ru/SiteAssets/rsoko/proko/fediss/SitePages/vprl6-17/1_Ковалева%20Г.С.%20Оценка%20функциональ-ной%20грамотности%2003_04_2019.pdf

2. Ковалева Г.С Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности/ ФГБНУ Вестник образования России № 16, август 2019 г- 4 с.

З.Основные подходы к оценки читательской грамотности учащихся основной школы/ Г.А. Сидорова, М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева, Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабш.2019Л8с.URL:http://skiv.instrao.ra/demonstratsюnnye-materialya/4T_2019_основные%20подходы.pdf

4. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников/ Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова: https://cyberleninka.ru/artide/n/pobeda-v-pirls-i-porazhenie-v-pisa-sudba-chitatelskoy-gramotnosti-10-15-letnih-shkolnikov/viewer- 2011 г-28 c.

5. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая/ Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-chitatelskoy-gramotnosti-ili-novye-pohozhdeniya-tyani-tolkaya -2014 г-17 с.

6.Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. 2009. 67 с. URL: https://www.hse.ru.PISA2009.pdf

ИСМАГИЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, Южно-Уральский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.