Научная статья на тему 'Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода'

Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / монолог / индивидуальный подход / компонентный состав / педагогические условия / связная речь / preschool age / monologue / individual approach / component composition / pedagogical conditions / coherent speech

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Сергеевна Неустроева, Людмила Ивановна Пономарева

В статье рассматриваются сущностные характеристики связной речи. Представлено содержательное наполнение двух видов связных высказываний диалога и монолога. Анализируются личностные компоненты, принимающие участие в составлении монолога каждым ребенком-дошкольником. При этом, монолог рассматривается как суть любого связного высказывания. На основании выделенной личностной структуры, индивидуальных особенностей старшего дошкольника, определяется совокупность педагогических условий целенаправленного развития связной речи. Авторами обосновывается использование индивидуального подхода в развитии связной монологической речи и роль выделенных педагогических условий в реализации данного подхода. Акцентируется внимание на том, что наиболее эффективное применение индивидуального подхода в развитии связной речи может осуществляться в дополнительном образовании, в частности, кружковой деятельности. В статье определяется соотношение ведущих методов и приемов работы над построением связной монологической речи дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Сергеевна Неустроева, Людмила Ивановна Пономарева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The coherent monologue speech development of preschool children based on an individual approach

The article deals with the essential characteristics of coherent speech. The article presents the content of two types of connected statements dialogue and monologue. Personal components that take part in the preparation of a monologue by each preschool child are analyzed. At the same time, the monologue is considered as the essence of any coherent statement. The individual characteristics of the older preschooler, a set of pedagogical conditions for the purposeful development of coherent speech is determined on the basis of the selected personal structure. The authors substantiate the use of an individual approach in the development of coherent monologue speech and the role of the identified pedagogical conditions in the implementation of this approach. Attention is focused on the fact that the most effective application of an individual approach in the development of coherent speech can be carried out in additional education, in particular, circle activities. The article defines the ratio of the leading methods and techniques of working on the construction of a coherent monologue speech of preschoolers.

Текст научной работы на тему «Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода»

12. Hlapushina, K.B., Savina, L.N. Proektnaja dejatel'nost' kak sredstvo formirovanija universal'nyh uchebnyh dejstvij u obuchajushhihsja [Project activity as a means of forming universal educational actions for students]. Vestnik PenzGU [Bulletin of Penza State University]. 2015. No. 2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-obuchayuschihsya (Accessed: 19.03.2023).

13. Jusupova, A.M. Proektnaja metodika kak novaja pedagogicheskaja lichnostno-orientirovannaja tehnologija [Project methodology as a new pedagogical personality-oriented technology]. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of humanities and natural sciences]. 2017. No. 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-metodika-kak-novaya-pedagogicheskaya-lichnostno-orientirovannaya-tehnologiya (Accessed: 19.03.2023).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.Ю. Ланцевская, доцент, кандидат культурологии, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: detkovanu@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.Y. Lantsevskaya, Ph. D. in Cultural Studies, Associate Professor, Department of Philology and Socio-Humanitarian Disciplines, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: detkovanu@yandex.ru.

УДК 372.32 DOI: 10.52772/25420291_2023_1_75

Елена Сергеевна Неустроева, Людмила Ивановна Пономарева

г. Шадринск

Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода

В статье рассматриваются сущностные характеристики связной речи. Представлено содержательное наполнение двух видов связных высказываний - диалога и монолога. Анализируются личностные компоненты, принимающие участие в составлении монолога каждым ребенком-дошкольником. При этом, монолог рассматривается как суть любого связного высказывания.

На основании выделенной личностной структуры, индивидуальных особенностей старшего дошкольника, определяется совокупность педагогических условий целенаправленного развития связной речи.

Авторами обосновывается использование индивидуального подхода в развитии связной монологической речи и роль выделенных педагогических условий в реализации данного подхода. Акцентируется внимание на том, что наиболее эффективное применение индивидуального подхода в развитии связной речи может осуществляться в дополнительном образовании, в частности, кружковой деятельности.

В статье определяется соотношение ведущих методов и приемов работы над построением связной монологической речи дошкольников.

Ключевые слова: дошкольный возраст, монолог, индивидуальный подход, компонентный состав, педагогические условия, связная речь.

Elena Sergeevna Neustroeva, Ludmila Ivanovna Ponomareva

Shadrinsk

The coherent monologue speech development of preschool children based on an individual approach

The article deals with the essential characteristics of coherent speech. The article presents the content of two types of connected statements - dialogue and monologue. Personal components that take part in the preparation of a monologue by each preschool child are analyzed. At the same time, the monologue is considered as the essence of any coherent statement.

The individual characteristics of the older preschooler, a set of pedagogical conditions for the purposeful development of coherent speech is determined on the basis of the selected personal structure.

The authors substantiate the use of an individual approach in the development of coherent monologue speech and the role of the identified pedagogical conditions in the implementation of this approach. Attention is focused on the fact that the most effective application of an individual approach in the development of coherent speech can be carried out in additional education, in particular, circle activities.

The article defines the ratio of the leading methods and techniques of working on the construction of a coherent monologue speech of preschoolers.

Keywords: preschool age, monologue, individual approach, component composition, pedagogical conditions, coherent speech.

Введение. Актуальность. Проблема речевого развития детей, в последнее время выходит на первый план в иерархии общедидактических проблем и является актуальным вопросом современности. Это обосновывается тем, что уровень владения связной речью определяет успешность ребенка в общении, обучении и профессиональном становлении.

Развитие связной речи предполагает постоянное совершенствование в онтогенезе, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте. Данный факт обуславливает необходимость изучения теоретических основ проблемы развития связной монологической речи детей дошкольного возраста, что и является предметом изложения настоящей статьи.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании использования индивидуального подхода в развитии связной монологической речи детей дошкольного возраста, а также в выделении педагогических условий реализации данного подхода. Сделанный акцент на том, что наиболее эффективное применение индивидуального подхода в развитии связной речи может осуществляться в дополнительном образовании, в частности, кружковой деятельности, позволит активно использовать ее в практике работы дошкольных образовательных организаций.

Цель исследования: обосновать необходимость использования индивидуального подхода в развитии связной речи дошкольников и выделить условия успешной реализации данного подхода в образовательном процессе ДОО.

Обзор литературы. Рассматривая понятие связной речи, мы обратились к анализу психолого-педагогических исследований, изучающих разные ее аспекты. Так, ученые (Л.П. Якубинский, Т.Г. Винокур) подразумевают две формы, в которых она находит свое воплощение: диалог и монолог. Основной функцией каждой из них является коммуникативная, которая реализуется через процесс (в диалоге) и содержание (в монологе) общения [1].

В рамках рассматриваемого нами предмета исследования, сделаем акцент на монологической речи, как основной форме связной речи, способствующей свободному изложению своих мыслей. «Успешное освоение монологической речи, - по мнению С.Л. Рубинштейна, - происходит только тогда, когда она связана с мыслью индивида» [8].

Эту особенность связной речи отмечал и Л.С. Выготский: «Мысль в монологе совершается, а монолог мышлением управляет» [2].

Своевременное, последовательное и полноценное развитие связной речи у ребенка формирует черты коммуникативной личности (слушание, говорение, сопереживание, саморегуляция, воспитанность), которая считается эффективным собеседником (сообщающим, поддерживающим, удовлетворяющим и т.д.). Именно эта особенность, по мнению В.В. Темновой, обеспечивает благоприятную социализацию дошкольника в любом коллективе [9].

Однако в настоящее время, уровень сформи-рованности связной речи детей снижается, что обусловлено рядом социальных и психологических факторов.

В зависимости от сложности состояния диалога или монолога, с каждым из воспитанников целенаправленную работу по развитию этих форм речи, целесообразно проводить не только в организации актов общения (на межличностном уровне), но и обращаясь к содержательной (личностной) составляющей каждого отдельного воспитанника [6].

В данном случае, наиболее эффективным в работе над связной речью является индивидуальный подход к ребенку старшего дошкольного возраста [4].

Обосновывая выбор данного подхода в развитии связной речи ребенка-дошкольника, мы опирались на работы О.С. Ушаковой, А.М. Леушиной, Л.Г. Шадриной, занимающихся изучением связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста; проанализировали исследования Э.П. Коротковой, Л.В. Ворошниной, В.М. Янгиро-вой, посвященные проблеме индивидуального подхода к развитию связной речи детей.

Исследовательская часть.

Проанализировав психолого-педагогическую, лингвистическую и специальную методическую литературу, перейдем к рассмотрению использования индивидуального подхода в развитии связной монологической речи. Для этого, систематизируем содержательную характеристику самой связной речи и ее видов. Связная речь представляет собой речевое сообщение, которое принимает форму обращения или повествования, выраженных в развернутом высказывании представляющих монолог (если оно исходит от одного лица) или диалог (если два компонента общения образуются несколькими собеседниками).

Как отмечает Т.Н. Ушакова, становление связной речи в онтогенезе проходит несколько сменяющихся фаз [10, с. 174]. Наглядно представим их в Таблице 1.

Представляется, что связная речь, кроме последовательного своего оформления, является еще и циклическим феноменом, так как, достигая в развитии монологической формы посредством диалога, она вновь входит в диалог, но уже с более совершенными репликами и так продолжается на протяжении всего самосовершенствования ребенка, потом взрослого человека. Тогда, диалог -становится внешней оболочкой для монолога. Так, монолог Л.С. Выготский назвал «объемной диалогической репликой» [2].

В понимании И.А. Зимней монологическая речь представляет собой часть диалогической, всегда предполагающая наличие собеседника [6, С. 50].

Развитие монологической речи у ребенка старшего дошкольного возраста способствует повышению коммуникативной компетентности (эффективности общения) в диалоге.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023_2542-0291

Таблица 1

Онтогенез связной речи

Онтогенетическая фаза развития связной речи Характеристика онтогенетической фазы

Псевдодиалог Общение (прямые и обратные реплики) обеспечивается взрослым в виде инсценировки диалога с ребенком, который не умеет еще говорить.

Диалог Общение осуществляется взрослым (вопросы, ответы-интерпретации) и ребенком (вокализации).

Диамонолог Общение ребенка с воображаемым собеседником 9с самим собой) в игре.

Монолог (или монолог в диалоге) Коммуникативная функция связной речи обеспечивается в процессе обмена репликами, каждая из которых представляет собой развернутое связной высказывание.

Исходя из этого, монолог - это объемное, развернутое и конкретизированное, согласно теме сообщения, связное высказывание, которое служит для выполнения коммуникативной функции в процессе однонаправленного (один говорящий, другие слушающие) или взаимного (два говорящих) акта речеговорения.

Рассматривая монолог как содержательную часть общения, в ней определяются способности к сопереживанию, саморегуляции, воспитанности, которые выражаются личностью в речи при создании развернутой композиции.

Так, монологическое высказывание является индивидуальной позицией каждого ребенка или взрослого человека, посредством которой речь оформляется специфическими средствами, характерными только для конкретной личности. В этом и реализуется первая функция этой формы речи -саморегуляция (способность разворачивать события во временной и логической последовательности - динамичность сообщения).

Определяя, что монолог состоит из совокупности переработанных ребенком фактов, реализуются информативная и эмотивная функции монолога.

Первая связана с познанием окружающей действительности в ее естественных и социальных связях, вторая - с пониманием этой действительности самим ребенком.

Кроме того, две эти функции направлены на формирование способности передавать накопленный опыт другим людям, воздействуя на их миропонимание, активизируя их мыслительные процессы, вызывая их эмоционально-оценочный отклик.

Так, на основании представленных функций, ученые (О.А. Нечаева, И.Р. Гальперин) выделяют три функциональных стиля монологической речи: рассуждение, повествование, описание, которые находят свое выражение в рассказе.

Учеными было определено два типа рассказа: пересказ, и рассказ из личного опыта.

По мнению А.М. Леушиной, пересказ, несмотря на свою репродуктивность представляет

для ребенка сложность, так как демонстрирует незнакомый опыт для дошкольника и предполагает приблизительно точное изложение услышанного, то есть является строго формализованным по структуре.

Рассказ из личного опыта, согласно Э.П. Ко-ротковой, несомненно, считается привлекательнее для него. Здесь, принимается во внимание то, что структура повествования основана на прожитом опыте дошкольника (собственных чувств, эмоций и знаний), поэтому он мотивирован на передачу известного ему.

Каждый из типов рассказа доступен для ребенка на основе развитости его монологического умения, которое рассматривается как способность владеть языковыми (фонетическими, лексическими, грамматическими) и психологическими (интонационными, мотивационными) средствами речи [5, 51].

Владение дошкольником оформительным спектром речевых средств определяется индивидуальностью его развития.

Первостепенное значение в этом имеет структура личности воспитанника.

В исследованиях К.К. Платонова, основными компонентами личности являются: направленность (идеалы, стремления, интерпретируемые как активность личности или отношение ее к воспринимаемому действительности), опыт (знания, умения, навыки, полученные в ходе освоения действительности), психические процессы (способы переработки познанного - мышление, восприятие, память, воля, эмоции, чувства), биопсихические свойства (способы самовыражения познанного - темперамент, пол, возраст и т.д.) [1, с. 16].

В соответствии с таким строительным комплексом, целесообразно определить какие условия при реализации индивидуального подхода в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать (таблица 2.).

Опираясь на личностные особенности ребенка-дошкольника, разрабатываются эффективные условия организации работы по развитию связного монолога.

Таблица 2.

Условия реализации индивидуального подхода при развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Компонент личности Обоснование Условие

Направленность Способы восприятия; тип мышления Выбор методов и приемов обучения

Опыт Уровень понимания содержания, актуальное состояние ребенка Определение тематики монологических текстов

Психические процессы Скорость создания связных высказываний Организация формы работы (индивидуальная, коллективная)

Биопсихические свойства Особенности личности (застенчивость, активность и т.д.) Определение вида деятельности

Так, в исследованиях Д.Д. Мухортова, среди всех способов восприятия указаны: визуальный, аудиальный, кинестетический и дигитальный [5].

Рассматривая характеристику каждого из них, определяется следующее соотношение ведущих методов и приемов работы над построением связной монологической речи детьми:

1. Визуальный способ (воспринимает информацию через зрительный анализатор); ведущим методом обучения является наглядный; эффективными приемами по созданию связного монолога будут: сочинение рассказа по картине, серии сюжетных картинок, описание предметов.

2. Аудиальный способ (воспринимает информацию через слуховой анализатор); ведущим методом обучения является словесный; эффективными приемами являются: сочинение рассказа по образцу, данному педагогом.

3. Кинестетический способ (воспринимает информацию через тактильный анализатор); ведущим методом обучения выступает практический: эффективными приемами целесообразно считать

Условия обучения связному монологи1

построение связного монологического высказывания в деятельности.

4. Дигитальный способ (воспринимает информацию через все виды анализаторов); актуальной будет совокупность наглядного, словесного и практического метода; эффективным приемом является логическая схема, алгоритмы по созданию монологов.

Углубляясь в характеристику типов мышления, согласно И.П. Павлову, следует рассматривать рефлекторный (переработка информации посредством эмоционального интеллекта); конструк-торный (переработка информации посредством анализа, сравнения, синтеза и других мыслительных процессов); центристский (переработка информации посредством опыта - знаний, умений, навыков).

Интерпретация условий для обучения монологической речи дошкольников на основе индивидуального подхода в соответствии с типом мышления представлена в таблице 3.

Таблица 3.

¡сому высказыванию с учетом типа мышления

Тип мышления Специфика Условия

Рефлекторный Опора на эмоции, впечатления, чувства, предпочтения, интересы, желания. Образное, выразительное, интонационное (с паралингвистическим сопровождением) демонстрация образца - эмоциональная

Конструкторный Опора на правильное представление любого задания. Алгоритмичное, последовательное предъявление инструкций

Центристский Опора на знания реальной действительности и практические попытки их опробовать. Комплексное восприятие и выполнение монологического процесса

В совокупности способов восприятия и типов мышления у ребенка формируется некий опыт по работе с текстовой информацией (восприятие и создание) на основе тех методов и приемов, которые ему более доступны.

В зависимости от индивидуального опыта ребенка (его умственных достижений, пережитых личностных событий, возрастных предпочтений) в процессе обучения монологической связной речи комплектуется список образцовых текстов и тем для построения ребенком рассказов, сказок, загадок и других жанров речи.

Так, в этом плане, определяются предпочтения ребенка в зависимости от:

- уровня развитости (понимание текстов определенного содержания с учетом возраста, социальной ситуацией развития, опыта ребенка);

- актуального состояния ребенка (потребность в самовыражении);

- скорости создания связных высказываний (дать ребенку возможность высказаться);

- характера ребенка (застенчивость, активность).

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023_2542-0291

На основании этого, развитие связной монологической речи должно происходить с ориентиром на интересы самого дошкольника.

По мнению Е.Г. Кучмановой, так осуществляется признание уникальности личности каждого ребенка, специфичности его внутреннего мира и способности этот мир выражать монологически посредством речи [4].

Особое место в развитии связной монологической речи принадлежит кружковой работе (дополнительное образование).

Согласно А.В. Золотаревой, специфика кружковой деятельности заключается в организации обучения монологу в любой творческой форме [3, С. 198].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Творчество, является средством для создания речи, так как представляет собой механизм по переработке имеющегося опыта, а речь является воплощением или внешним выражением этого механизма.

Касательно создания связного монолога, в кружковой деятельности могут быть использованы следующие виды творческих работ: изобразительная, музыкальная, театральная и т.д. Например, Л.И. Пономаревой доказана эффективность развития связной речи в процессе театрализованной деятельности детей дошкольного возраста [7].

Такой ресурсный арсенал при развитии связной речи дошкольника, позволяет определить приемлемые формы, пространство, ситуации участия детей в речевой деятельности, тем самым определить для каждого воспитанника направление, актуальное для его индивидуального речевого развития.

Вместе с этим, создание комплекса условий при реализации индивидуального подхода в разви-

тии связной монологической речи будет способствовать повышению ее качества и уровня коммуникативной компетентности самого ребенка.

Заключение.

Таким образом, проблема реализации индивидуального подхода в развитии связной монологической речи старших дошкольников рассмотрена нами в следующих аспектах:

1) Связная речь является источником коммуникации в межличностном (диалог) и внутрилич-ностном (монолог) планах развития ребенка. Первостепенной формой общения выступает диалогическая речь, в русле которой находит становление монолог. Монолог рассматривается как содержательная часть общения. Он воспроизводится одним лицом, но отражает его внутреннее общение с самим собой и всегда направлен на собеседника (слушающего). Посредством обогащения монологической речи, диалог также повышает свою коммуникативность.

2) Рассматривая монолог как суть любого связного высказывания, целенаправленное развитие его должно осуществляться в процессе индивидуального подхода к личности каждого воспитанника (с учетом направленности, опыта, психических и биопсихических компонентов личности).

3) На основании личностной структуры, индивидуальных особенностей старшего дошкольника, определяется совокупность педагогических условий, реализуемых в рамках индивидуального подхода к развитию связной монологической речи (выбор методов, приемов, средств, форм и организации пространства обучения). Одной из эффективных форм такой деятельности является кружки (дополнительное образование), которые организуются, опираясь на предпочтения личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аверин, В.А. Психологическая структура личности / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с. - Текст: непосредственный

2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - Издательство: Питер, 2019. - 432 с. - Текст: непосредственный.

3. Золотарева, А.В. Принципы организации дополнительного образования детей в России / А.В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 1 . - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 194-199. - Текст : непосредственный.

4. Кучманова, Е. Г. Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода / Е. Г. Кучманова, М. В. Ряполова. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа : Лето, 2015. - С. 10-13. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7397/

5. Мухортова, Д. Д. Визуалы, аудиалы, кинестетики / Д. Д. Мухортова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 12 (116). - С. 787-789. - URL: https://moluch.ru/archive/116/31787/

6. Назин, Р.Н. Сущность понятия монологической речи / Р.Н. Назин. - Текст: электронный. // Образовательный альманах. - 2021. - № 10 (48). - С. 50-51. - URL: https://f.almanah.su/48.pdf

7. Пономарева, Л.И. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей дошкольного возраста / Л.И. Пономарева, Я.А. Курдияшко. - Текст : непосредственный. // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы = Teacher education: tradition, innovation, prospecting, outlook : материалы X Междунар. науч.-практ. конф., 05 дек. 2019 г. / отв. ред. Л.И. Пономарева; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : ШГПУ, 2020. - 158-161 с.

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. -Т. 1. - 488 с. - Текст : непосредственный.

9. Темнова, В.В. Взаимосвязь мышления и речи / В.В. Темнова. - Текст: электронный. - URL: https://gigabaza.ru/doc/81446.html

10. Ушакова, Т.Н. Речь ребенка: проблемы и решения / Т.Н. Ушакова. - Москва: изд-во РАН. - 2008. - 352 с. - Текст: непосредственный.

REFERENCES

1. Averin, V.A. Psihologicheskaja struktura lichnosti [Psychological structure of personality]. Saint Peterburg.: Izd-vo Mihajlova V.A. 1999. 89 p.

2. Vygotskij, L.S. Myshlenie i rech'. [Thinking and speech]. Izdatel'stvo: Piter, 2019. 432 p.

3. Zolotareva, A.V. Principy organizacii dopolnitel'nogo obrazovanija detej v Rossii [Principles of the organization of additional education of children in Russia]. Jaro-slavskijpedagogicheskij vestnik [YaroslavlPedagogical Bulletin]. 2013. No. 1. T. II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). pp. 194-199.

4. Kuchmanova, E. G. Psihologo-pedagogicheskie osnovy realizacii individual'nogo podhoda k mladshim shkol'ni-kam. Sushhnost' individual'nogo podhoda [Psychological and pedagogical foundations for the implementation of an individual approach to younger schoolchildren. The essence of an individual approach]. Aktual'-nye voprosy sovremennoj pedagogiki : materialy VI Mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, mart 2015 g.) [Topical issues of modern pedagogy: materials of the VI International Scientific Conference]. Ufa : Leto. 2015. pp. 10-13. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7397/

5. Muhortova, D. D. Vizualy, audialy, kinestetiki [Visuals, audials, kinesthetics].Molodojuche-nyj[Youngscientist]. 2016. No.12 (116). pp. 787-789. URL: https://moluch.ru/archive/116/31787

6. Nazin, R.N. Sushhnost' ponjatija monologicheskoj rechi [The essence of the concept of monologue speech]. Obra-zovatel'nyj al'manah [Educational almanac]. 2021. No. 10 (48). pp. 50-51. URL: https://f.almanah.su/48.pdf

7. Ponomareva, L.I. Teatralizovannaja dejatel'nost' kak sredstvo razvitija svjaznoj rechi detej doshkol'nogo voz-rasta [Theatrical activity as a means of developing coherent speech of preschool children]. Pedagogicheskoe obrazovanie: tradicii, in-novacii, poiski, perspektivy [Teacher education: tradition, innovation, prospecting, outlook : materialy X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 05 dek. 2019 g]. In red. L.I. Ponomareva; Shadr. gos. ped. un-t. Shadrinsk : ShGPU, 2020. 158-161 p.

8. Rubinshtejn, S. L. Osnovy obshhej psihologii : v 2 t. [Fundamentals of general psychology : in 2 volumes]; APN SSSR. Moscow: Pedagogika, 1989. T. 1. 488 p.

9. Temnova, V.V. Vzaimosvjaz' myshlenija i rechi [The relationship of thinking and speech]. URL: https://gigab-aza.ru/doc/81446 .html

10. Ushakova, T.N. Rech' rebenka: problemy i reshenija [Child's speech: problems and solution]. Moscow: izd-vo RAN. 2008. 352 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.С. Неустроева, аспирант, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шад-ринск, Россия, e-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru.

Л.И. Пономарева, д.п.н., профессор кафедры дошкольного и социального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: ldm1020@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.C. Neustroeva, Graduate Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru .

L.I. Ponomareva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: ldm1020@mail.ru .

УДК 373 Б01: 10.52772/25420291_2023_1_80

Владимир Андреевич Сапегин г. Армавир

Инженерно-математический класс в системе математического образования в России

В статье обсуждается инженерно-математический класс в период трансформации среднего общего образования. Автор выделяет цель изучения математики в данном классе. Приведено определение инженерно-математического класса, а также раскрыты его сущностные характеристики: углубленное изучение математики, физики и информатики, профориентационная направленность, включение в учебный план элективных курсов, направленных на инженерную подготовку. Показана особенность изучения математики с учётом интеграции с физикой, информатикой и 3D-моде-лированием. Приведен ряд междисциплинарных задач, рекомендованных для включения в содержание математики. Выделяются формы организации работы с потенциальными абитуриентами технических вузов. В связи с инженерной подготовкой предложено выделение проектной и исследовательской деятельности при обучении математике.

Ключевые слова: инженерно-математический класс, инженерная подготовка, инженерное образование, методика обучения математике, математическое образование.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.