Научная статья на тему 'О РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ С МАТЕРИАЛАМИ БАНКА ЗАДАНИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ'

О РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ С МАТЕРИАЛАМИ БАНКА ЗАДАНИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая грамотность / функциональная грамотность / образовательные результаты / учебное задание / банк заданий по финансовой грамотности / financial literacy / functional literacy / educational outcomes / study assignment / financial literacy assignment bank

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рутковская Елена Лазаревна, Половникова Анастасия Владимировна

Актуальность статьи определяется потребностью разрешения противоречия между необходимостью введения в школьную практику основ финансовой грамотности, отраженной в требованиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на уровне ожидаемых образовательных результатов, и недостаточной проработанностью в педагогической науке вопросов, связанных с дидактическими особенностями использования инструментария формирования финансовой грамотности обучающихся, в том числе выпускников основной школы. В статье раскрывается один из возможных подходов к разрешению данного противоречия на примере использования педагогами материалов Банка заданий по финансовой грамотности, разработанных в 2019–2022 годах в ФГБНУ «Институт стратегииразвития образования Российской академии образования» по государственному заданию Министерства просвещения РФ в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». Предметом анализа стали вопросы, связанные с пониманием педагогам: а) содержания заданий, актуализирующих на основе жизненных проблемных ситуаций различные вопросы основ финансовой грамотности, б) компетентностной основы заданий, акцентирующей особую совокупность когнитивных умений, формируемых в качестве компонентов финансовой грамотности на представленном в заданиях содержательном материале, в) отражения в ответах обучающихся проверяемого определенным заданием элемента финансовой грамотности и оценки его сформированности с учетом общего социального значения работы по развитию финансовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рутковская Елена Лазаревна, Половникова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE WORK OF TEACHERS WITH MATERIALS OF THE BANK ASSIGNMENTS ON FINANCIAL LITERACY: ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF APPLICATION

The relevance of the article is determined by the need to resolve the contradiction between the need to introduce the basics of financial literacy into school practice, reflected in the requirements of the Federal State Educational Standard for Basic General Education at the level of expected educational results, and insufficient elaboration in pedagogical science of issues related to the didactic features of the development, selection and use of tools for the formation financial literacy of students, including graduates of the basic school. The article reveals one of the possible approaches to resolving this contradiction on the example of teachers’ appeal to the materials of the Financial Literacy Assignment Bank, developed in 2019–2022 at the Institute for Strategy of Education Development of Russian Academy of Education under the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation within the framework of the project «Monitoring the formation of functional literacy of students». The analysis focused on issues related to teachers’ understanding of a) the content of assignments, actualizing various issues of financial literacy on the basis of life problem situations; b) the competence basis of tasks, emphasizing a particular set of cognitive skills, formed as components of financial literacy on the content material presented in the tasks; c) reflection of the element of financial literacy tested by a particular task and assessment of its formation, taking into account the general social significance of work on the development of financial literacy.

Текст научной работы на тему «О РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ С МАТЕРИАЛАМИ БАНКА ЗАДАНИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. Л. Рутковская

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 1 (90). С. 146-168. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 2, no. 1 (90). P. 146-168.

Научная статья УДК 372.83

doi: 10.24412/2224-0772-2023-

-146-168

О РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ С МАТЕРИАЛАМИ БАНКА ЗАДАНИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

А. В. Половникова

Елена Лазаревна Рутковская1, Анастасия Владимировна Половникова2

1 Институт стратегии развития образования Российской академии образования,

Москва, Россия

2 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Актуальность статьи определяется потребностью разрешения противоречия между необходимостью введения в школьную практику основ финансовой грамотности, отраженной в требованиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на уровне ожидаемых образовательных результатов, и недостаточной проработанностью в педагогической науке вопросов, связанных с дидактическими особенностями использования инструментария формирования финансовой грамотности обучающихся, в том числе выпускников основной школы. В статье раскрывается один из возможных подходов к разрешению данного противоречия на примере использования педагогами материалов Банка заданий по финансовой грамотности, разработанных в 2019-2022 годах в ФГБНУ «Институт стратегии

© Рутковская Е. Л., Половникова А. В., 2023

развития образования Российской академии образования» по государственному заданию Министерства просвещения РФ в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».

Предметом анализа стали вопросы, связанные с пониманием педагогам: а) содержания заданий, актуализирующих на основе жизненных проблемных ситуаций различные вопросы основ финансовой грамотности, б) компетентностной основы заданий, акцентирующей особую совокупность когнитивных умений, формируемых в качестве компонентов финансовой грамотности на представленном в заданиях содержательном материале, в) отражения в ответах обучающихся проверяемого определенным заданием элемента финансовой грамотности и оценки его сформированности с учетом общего социального значения работы по развитию финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, функциональная грамотность, образовательные результаты, учебное задание, банк заданий по финансовой грамотности

Финансирование: статья выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00058-22-01 от 18.01.2022 на 2022 год «Обновление и пополнение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе».

Для цитирования: Рутковская Е. Л., Половникова А. В. О работе педагогов с материалами банка заданий по финансовой грамотности: анализ опыта использования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 1 (90). С.146-169. doi: 10.24412/2224-0772-2023-90-146-168.

Original article

ABOUT THE WORK OF TEACHERS WITH MATERIALS OF THE BANK ASSIGNMENTS ON FINANCIAL LITERACY: ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF APPLICATION

Elena L. Rutkovskaya1, Anastasia V. Polovnikova2

1 Institute for Strategy of Education Development of Russian Academy of Education, Moscow, Russia

2 Moscow City University, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The relevance of the article is determined by the need to resolve the contradiction between the need to introduce the basics of financial literacy into school practice, reflected in the requirements of the Federal State Educational Standard for Basic General Education at the level of expected

educational results, and insufficient elaboration in pedagogical science of issues related to the didactic features of the development, selection and use of tools for the formation financial literacy of students, including graduates of the basic school. The article reveals one of the possible approaches to resolving this contradiction on the example of teachers' appeal to the materials of the Financial Literacy Assignment Bank, developed in 2019-2022 at the Institute for Strategy of Education Development of Russian Academy of Education under the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation within the framework of the project «Monitoring the formation of functional literacy of students».

The analysis focused on issues related to teachers' understanding of a) the content of assignments, actualizing various issues of financial literacy on the basis of life problem situations; b) the competence basis of tasks, emphasizing a particular set of cognitive skills, formed as components of financial literacy on the content material presented in the tasks; c) reflection of the element of financial literacy tested by a particular task and assessment of its formation, taking into account the general social significance of work on the development of financial literacy.

Keywords: financial literacy, functional literacy, educational outcomes, study assignment, financial literacy assignment bank

Funding: the article was fulfilled within the framework of the government task No. 073-00058-22-01 of 18.01.2022 "Updating and enriching the open task bank to develop functional literacy of students on a digital platform" by the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education.

For citation: Rutkovskaya E. L., Polovnikova A. V. About the work of teachers with materials of the bank assignments on financial literacy: analysis of the experience of application. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;2(1):146-168. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2023-90-146-168.

Введение

Для финансовой грамотности как отдельного направления функциональной грамотности 2022 год является своего рода юбилейным. Десять лет назад международное исследование PISA-2012 впервые обратилось к финансовой грамотности как к самостоятельному компоненту исследования качества образования, поставив это направление функциональной грамотности в один ряд с читательской, математической и естественно-научной. Результаты участия российских школьников оказались средними: Россия закрепилась в середине списка участников исследования, оказавшись по результатам чуть ниже среднего уровня стран ОЭСР [17, с. 2]. Именно с этого момента в стране началась ра-

бота, направленная на развитие финансовой грамотности российских школьников. В 2021 году новым ФГОС основного общего образования формирование финансовой грамотности было нормативно закреплено в качестве значимого образовательного результата, обеспечиваемого российской школой.

Поставленная задача повышения уровня финансовой грамотности населения страны в целом и учащихся в частности отразила настойчивое требование времени, в котором человек, не обладающий определенным уровнем финансовой грамотности, оказывается социально незащищенным, превращается в своего рода «финансового Маугли». А значит, в результате неразумного, нецелесообразного финансового решения он может стать жертвой собственной неграмотности или легкой добычей финансовых мошенников.

Системному подходу к решению задачи повышения финансовой грамотности и возможности адаптировать и развивать различные инструменты повышения финансовой грамотности призвана содействовать Единая рамка компетенций по финансовой грамотности, принятая в РФ в 2021 году [4].

Очевидно, что в процессе формирования финансовой грамотности свое серьезное слово должна сказать система образования страны, и ключевой фигурой, обеспечивающей успех внедрения финансовой грамотности в школы, колледжи, вузы, должен стать педагог. И в этой связи педагогам приходится серьезно учиться: с одной стороны, учиться быть самим финансово грамотными и разбираться в вопросах личного планирования, страхования, кредитования, инвестирования и т.д., а с другой — учиться отвечать (в том числе самому себе) на вопрос «Как формировать финансовую грамотность у обучающихся?». Педагогам необходимо хорошо разбираться в особенностях инструментария формирования функциональной грамотности, в том числе в потенциальных возможностях использования комплексных заданий, разработанных с целью оценки и развития финансовой грамотности, учитывающих такие важные характеристики этого современного формирующего инструментария, как акцентировка финансовой проблемы и обеспечение личностной включенности в ее решение, проявление компетентностности и умений переноса освоенных знаний и понимания в измененные или новые, незнакомые условия.

Цель статьи

За прошедшие десять лет накоплен определенный опыт формирования финансовой грамотности у разных целевых групп — от дошкольников до взрослого населения, разработано методическое сопровождение (от целостных УМК до отдельных сценариев занятий, размещенных на различных сайтах, в том числе в виде публикаций учителей). Особое место в имеющейся совокупности материалов методического сопровождения формирования финансовой грамотности занимают комплексные задания для учащихся 5-9-х классов, разработанные в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» в Институте стратегии развития образования РАО. Эти задания-комплексы представлены в Электронном банке заданий для оценки функциональной грамотности на платформе РЭШ [18] и в Банке заданий для оценки функциональной грамотности на портале ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» [15]. Как может использоваться этот ресурс в учебном процессе? С какими затруднениями может столкнуться педагог, работая с заданиями Банка, и как этих затруднений избежать? Какие задачи помогает решать применение комплексных заданий Банка? Насколько педагоги готовы в своей практической работе учитывать широкий потенциал дидактических возможностей комплексных заданий по финансовой грамотности, методология разработки которых в полной мере строится на основах формирования функциональной грамотности в целом?

Целью данной статьи является представление складывающегося опыта использования педагогами материалов Банка заданий по финансовой грамотности в контексте обеспечения понимания педагогами особенностей и формирующих потенциалов комплексных заданий с учетом общей социальной направленности работы по развитию финансовой грамотности.

Методология и методы исследования

Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности. Такое понимание базируется на трактовке этого понятия в исследовании PISA [8, с. 16], а также на соотнесении понятия финансовой грамотности с более общим понятием функциональной грамотности [5, с. 33].

Банк заданий для оценки финансовой грамотности создавался в те-

чение 2019-2022 годов, и сегодня в нем насчитывается более ста комплексных заданий для 5-9 классов — комплексов, каждый из которых содержит от четырех до десяти единичных заданий, базирующихся на определенной финансовой ситуации. Задания каждого комплекса позволяют увидеть с разных сторон поднятую в них финансовую проблему и определить подходящий вариант ее решения на основе анализа представленной информации, а также осуществления переноса освоенного знания и опыта действия в рассматриваемую ситуацию.

Содержательно в Банке заданий нашли отражение все тематические разделы и предметные области Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, согласованной и принятой в 2021 году Межведомственной координационной комиссией Министерства финансов РФ и Банка России «в качестве отправной методологической точки для всех заинтересованных сторон, занятых развитием финансовой грамотности населения в Российской Федерации» и ставшей содержательной нормативной основой для разработки обучающих материалов по финансовой грамотности [4].

Таблица 1

Предметные области и тематика Единой рамки компетенций по финансовой грамотности

Предметная область Тематика

1. Деньги и операции с ними 1.1. Сущность и функции денег

1.2. Платежи и покупки

1.3. Цены на товары и услуги

1.4. Иностранная валюта

1.5. Финансовая безопасность

1.6. Цифровая среда

2. Планирование и управление личными финансами 2.1. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование

2.2. Личные сбережения

2.3. Займы и кредиты

2.4. Финансовая безопасность

2.5. Цифровая среда

3. Риск и доходность 3.1. Инвестирование

3.2. Страхование

3.3. Предпринимательство

3.4. Финансовая безопасность

3.5. Цифровая среда

4. Финансовая среда 4.1. Права и обязанности пользователей финансовых услуг

4.2. Финансовые взаимоотношения с государством

4.3. Финансовая безопасность

4.4. Цифровая среда

Задания для формирования финансовой грамотности и особенности организации работы с ними уже рассматривались в профессиональной литературе [7; 9—13]. В частности, отмечалось, что задания, как основной инструмент в руках педагога, многофункциональны. Они позволяют решать задачи оценивания уровня сформированности финансовой грамотности обучающихся (как в процессе исходной диагностики, так и при подведении итогов изучения раздела/темы). В то же время эти задания выступают в качестве инструмента целенаправленного формирования финансовой грамотности, инструмента обучения. Кроме того, задания Банка могут быть предложены для организации самостоятельной работы школьников, самооценки и взаимооценки ими своих результатов. Как с этими заданиями работать педагогам? Что учитывать, чтобы их многофункциональный потенциал получил возможность реализоваться? Как при использовании заданий опираться на ответы учащихся, которые сигнализируют о конкретных дефицитах? На что в этой связи обращать внимание и как выстраивать дальнейшую работу? Что акцентировать в ходе методического сопровождения работы по использованию материалов Банка заданий?

По каждой новой серии подготовленных заданий в течение 20202022 годов проводилась апробация, которая позволила собрать достаточно объемный эмпирический материал по результатам выполнения заданий учащимися и проверке выполненных работ учителями. Знакомство педагогов с выполнением заданий учащихся, их индивидуальными способами выражения того или иного финансового решения, рядами ответов, соответствующих требованиям заданий и не соответствующих им, способствовало пониманию педагогами как самих содержательных особенностей финансового материала, отражаемого заданиями, так и степени адекватности и целостности восприятия этого материала учащимися, характера демонстрируемых ими дефицитов.

Особым источником обратной связи, позволяющим проводить наблюдения, инициировать диалоги, собирать эмпирический материал

в ходе бесед и изучать выполнение заданий учащимися, стали онлайн-се-минары, организованные Институтом стратегии развития образования РАО в 2021/2022 учебном году, целью которых стало ознакомление педагогической общественности с инновационным инструментарием формирования функциональной грамотности и вариантами его применения в учебном процессе. Площадка этих семинаров дала возможность педагогам, с одной стороны, узнать содержание и основные характеристики инструментария, с другой — осмыслить собственный первый опыт использования этого инструментария в педагогической практике.

Ход и результаты исследования. Обсуждение

Комплексные задания по финансовой грамотности построены вокруг определенной финансовой проблемы и направлены на поиск путей ее решения. В процессе выполнения каждого комплекса учащиеся должны продемонстрировать свое владение четырьмя познавательными (когнитивными) умениями, которые составляют компетентностную основу финансовой грамотности: выявление финансовой информации, анализ информации в финансовом контексте, оценка финансовой проблемы, применение финансового знания/понимания. Часть вошедших в Банк заданий выстроена по модели, которую можно назвать классической. Такие комплексные задания состоят из четырех заданий и базируются на четырех когнитивных умениях: каждое из заданий требует продемонстрировать одно из них. Именно эти умения познавательной деятельности под словом «процессы» легли в свое время в основу разработки инструментария для оценки финансовой грамотности в Международном исследовании PISA и составили отдельную компетентностную область оценки, по которой на каждом этапе (2012, 2015, 2018 годы) был собран представительный комплекс данных, свидетельствующих о развитии основных для финансовой грамотности способов познавательной деятельности («процессов»).

Комплексные задания, включающие по одному заданию на каждое из названных выше познавательных умений, представлены в рассматриваемом Банке заданий для учащихся 5, 6 и 7-го классов. Для учащихся 8-го и 9-го классов предлагается расширенная модель, в которой отдельно выделены умения обосновывать осуществляемый выбор целесообразного в конкретной ситуации решения, аргументировать его, а также определять позитивные или негативные последствия принимаемых решений.

В этой связи комплексные задания для 8-го и 9-го классов включают по пять-шесть единичных заданий, разработанных по тому же принципу, что и комплексы для 5-7-х классов: по одному заданию на каждое из оцениваемых (и в то же время развиваемых) умений.

Рассмотренная часть заданий Банка показала свою состоятельность в качестве материалов для внутришкольного мониторинга, позволяющего провести оценку сформированности основных для финансовой грамотности когнитивных умений на содержательном материале, доступном для соответствующего возраста, опирающемся на освоенные и осваиваемые учащимися реальные социальные практики финансовых отношений.

Другая часть Банка (она пока разрабатывается как экспериментальная) содержит расширенные по числу заданий комплексы, предъявляя наряду с инвариантным компонентом (заданиями, позволяющими напрямую выйти на решение проблемы) материал для отработки конкретных умений в целях преодоления дефицитов в осуществлении необходимых способов познавательной деятельности, обеспечивающих финансовые решения. В этой связи в комплексе может быть несколько заданий на выявление информации, или на ее анализ в финансовом контексте, или на оценку проблемы, или на применение финансового знания/понимания для ее решения.

Авторы публикаций, в которых содержится достаточно подробное описание способов познавательной деятельности, к которым обращаются задания по финансовой грамотности, от распознавания финансовой информации до применения финансовых знаний, особо отмечают, что «формирование финансовой грамотности — это формирование финансово-целесообразного поведения, которое возникает как результат знаний и развития ранее перечисленных умений, позволяющих принять взвешенное и целесообразно оправданное решение» [6, с. 205].

В ходе проведения семинаров неоднократно возникала потребность подробного изложения и комментирования характеристик комплексных заданий по функциональной грамотности, их моделей, вопросов, в них включаемых, а также особенностей организации работы с заданиями и проверки их выполнения. Отдельного внимания требовали рекомендации по оцениванию выполнения учащимися заданий с развернутыми ответами — и на уровне первого погружения педагогов в их текст до выполнения заданий учащимися, и при ответах на вопросы, возникавшие в процессе проверки ученических работ, и на уровне осмысления

педагогами правильности оценивания ответов учащихся на основе сравнения собственных оценок с оценками, данными другими. Наблюдения за педагогами показали, что они с интересом принимают предлагаемые комплексные задания, но испытывают затруднения с их локализацией в учебном процессе, с проверкой заданий, предполагающих формат развернутых ответов; не могут в полной мере увидеть развивающий, обучающий потенциал заданий, предлагаемых учащимся.

Обратимся к заданиям, вошедшим в предложенную школам диагностическую работу и ставшим предметом рассмотрения на семинарах и основой ряда важных педагогических акцентировок. Фокус внимания мы направили на результаты анализа опыта обращения к комплексному заданию для учащихся 9-го класса «Заработная плата» [1]. Выбор данного комплекса определяется, во-первых, важным для выпускников основной школы образовательно-профессиональным контекстом, встречающимся в Банке заданий нечасто. «Образование и работа» — этот контекст не предъявляется заданиями Банка младшим подросткам (учащимся 5-7-х классов), для заданий, предназначенных им, типичны контексты «Дом и семья», «Личные траты, досуг и отдых». Во-вторых, в этот комплекс введена необходимая для выполнения заданий информация, представляющая собой — в термине, вошедшем в исследования по функциональной грамотности из грамотности читательской,— несплошной текст в виде расчетных листков заработной платы за два месяца. И результат выполнения заданий напрямую связан с умениями учащихся выявлять, анализировать, оценивать и применять предоставленную им информацию в заданном финансовом контексте. В-третьих, выбор данного комплекса связан с тем, что в его составе два задания, требующих развернутых свободно конструируемых ответов. В большинство комплексных заданий Банка включено только одно задание с развернутым ответом, и данное исключение дает возможность, привлекая ответы учащихся и оценки педагогов, погрузившись в конкретную ситуацию, с разных сторон посмотреть на обнаруживаемые дефициты. И, наконец, в-четвертых, содержание данного комплексного задания наглядно демонстрирует развивающий, обучающий потенциал комплексных заданий как инструмента формирования финансовой грамотности в единстве разных ее тематических составляющих. На примере комплексного задания «Заработная плата», используя данные проведенной апробации и материалы обратной связи, полученные в ходе проведения семинаров, мы

приведем комментарии, которые важно учитывать при работе с Банком.

Сюжет, положенный в основу задания «Заработная плата», простой, жизненный, реалистичный: девятиклассник Игорь заинтересовался расчетным листком своего папы с информацией о его заработной плате. Выявляя информацию, которая представлена в расчетных листках папы за октябрь и ноябрь, анализируя, сравнивая, оценивая представленную информацию, учащиеся обращаются к вопросам, связанным с понимаем ряда факторов, определяющих размер месячных выплат. На конкретном примере они пытаются различать постоянные и разовые выплаты, которые могут входить в зарплату, задумываются о возможных вариантах увеличения заработной платы и в контексте месячных выплат касаются вопросов налогообложения.

Авторы методического комментария, который сопровождает все задания по финансовой грамотности, вошедшие в Банк, отмечают несколько важных аспектов в характеристиках рассматриваемого комплексного задания [3]. Во-первых, комплексное задание состоит из заданий разного уровня сложности (одно задание низкого уровня сложности, два задания высокого уровня и три задания среднего уровня сложности), и это делает его, с одной стороны, доступным, с другой — интересным для учащихся, демонстрирующих разный уровень финансовой грамотности. Во-вторых, практически все задания связаны с информацией или действиями, выходящими за рамки социального опыта девятиклассников: школьникам этой возрастной группы, как правило, не приходится в своем опыте сталкиваться с расчетными листками заработной платы и производить с ними определенные действия. В то же время именно эти действия лежат в зоне ближайшего освоения в связи с трудовой деятельностью, которую начинают осуществлять многие выпускники основной школы после ее окончания. В-третьих, задания отличаются особым способом представления информации и форматом самих заданий, нетипичными для массовой школьной практики.

Данное задание было предложено участникам апробации в составе диагностической работы для учащихся. А значит, наряду с организацией работы по выполнению задания учащимися на педагогов легла ответственность за проверку полученных развернутых ответов. Четыре задания из шести, вошедших в этот комплекс, предполагают оценку в формате компьютерной проверки, оценка двух заданий с развернутым ответом стала ответственностью педагогов, участвующих в апробации,

и вызвала у некоторых из них определенные затруднения. Рассмотрим эти задания (третье и четвертое в комплексе) и вопросы, возникавшие в ходе оценки ответов.

Оба задания, предполагающие формат развернутого ответа, построены на работе с расчетным листком заработной платы за ноябрь как основным источником информации. Обратим внимание, что с этим источником информации учащиеся познакомились ранее, при работе над вторым заданием, то есть представленная информация была проанализирована, и результат этого анализа требовалось удерживать в памяти при выполнении следующих далее заданий.

Обратимся к первому из заданий с развернутым свободно конструируемым ответом — третьему заданию комплексного задания «Заработная плата» (рисунок 1). Банк заданий предъявляет его учащимся в следующем виде:

Рисунок 1. Третье задание комплексного задания «Заработная плата»

Заработная плата ЗаданиеЗ/б

Прочитайте текст «Заработная плата»., расположенный справа. Запишите свои ответ на вопрос.

Назовете одну из выплат, которая увеличила размер заработной гиаты в ноябре. Объясните, почемуна такую выплату нельзя рассчитывать каящый месяц.

Объясните свой ответ.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

- Теперь я вижу, почему ты. пала, получил в ноябре другую сумму заработной платы, не такую, как в октябре, - сказал Игорь.

"1

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАСЧЕТНЫЙ ЛИСТОК ЗА НОЯБРЬ 2020 ГОДА

Морозов Илья Александрович Организация: жилищно-коммунальная служба Нижегородского района

Должность: слесарь Квалификация: 3 разряд Оклад (тариф): 36 ООО рублей

Вид выплаты Период Рабочие Сумма

Дни Часы

Начислено:

Должностной оклад 1.11 -30.11 20 160 34400

Премия ноябрь 2020 15000

Компенсация за работу в праздничный день 4.11 1 8 3440

Итого начислено. 52840

Удержано:

Отпуск без сохранения 5160

содержания 3 дня

НДФП 13% 6869

К выплате: 40В11

Выплачено:

Выплата аванса 40 % 16324

Выплата зарплаты 24487

Как видим, задание предлагает учащимся назвать одну из выплат, которая увеличила размер заработной платы папы в ноябре, и объяснить, почему на такую выплату нельзя рассчитывать каждый месяц. Согласно рекомендациям по оцениванию [2], максимальный балл за выполнение данного задания — 1 балл.

В ходе разъяснения особенностей оценивания задания педагогам

были предложены следующие примерные варианты верного ответа: 1) указан ответ «компенсация за работу в праздничный день» и приведено объяснение: «праздничные нерабочие дни бывают не каждый месяц»; ИЛИ 2) указан ответ «премия» и приведено объяснение: «это стимулирующая выплата, которая не выплачивается каждый месяц, а только тогда, когда работник проявил особое старание или показал высокие результаты работы». Отдельно разъяснялось, что педагогам при оценке важно определить, передает ли ответ учащегося идею, заложенную в том или ином примерном варианте ответе. Одновременно до внимания педагогов доводилось положение системы оценивания, касающееся ответов, за которые выставляется 0 баллов. Это ответы, в которых указан любой верный элемент («компенсация за работу в праздничный день» или «премия»), но не приведено убедительное объяснение.

Опыт использования задания показал, что только по части ответов выставленный балл соответствует предложенным разработчиками основаниям оценивания. В ряде случаях выставленный балл нуждается в корректировке. Рассмотрим наиболее типичные ответы и их оценки педагогами. Так, например, абсолютно справедливо в качестве верных ответов (по смыслу передающих первый из приведенных выше примерных вариантов ответа) педагогами были засчитаны суждения учащихся, подобные следующим:

Ответ 1: «Компенсация за работу в праздничный день. 4.11, День народного единства, — только раз в году, и не во все праздники отца Игоря попросят поработать». Перед нами хороший пример в меру лаконичного, но при этом очевидно развернутого, полного ответа.

Ответ 2: «Компенсация за работу в праздничный день. На такую выплату нельзя рассчитывать каждый месяц, так как не в каждом месяце появляется необходимость выходить на работу в праздничные дни. Такие выплаты положительно влияют на семейный бюджет, ведь это дополнительная сумма к привычному бюджету, что дает возможность отложить данную сумму либо потратить ее на вещь, которую ранее приобрести возможности не было». Этот ответ представляет собой пример пространного варианта рассуждения: учащийся развивает мысль и простраивает связь дополнительного дохода с потенциальной возможностью определения целей, на что этот доход можно потратить. Это «расширение» не заслоняет основную мысль и не делает ответ на поставленный вопрос неверным.

Следующие два примера — ответы 3 и 4 — представляют типичные рассуждения учащихся, которые по смыслу передают второй из приведенных выше примерных вариантов ответа, предъявленный в качестве ориентира в рекомендациях по оцениванию:

Ответ 3: «Премия. Премия выплачивается за усиленную работу или в честь какой-то даты (юбилеи, праздники)». Перед нами образец лаконичного, но вполне понятного по смыслу и принимаемого в качестве правильного ответа.

Ответ 4: «Премия: выплачивается дополнительно к окладу сотрудника. Ее выплачивают за достижение определенных результатов. Премию вы можете не получать каждый месяц: все будет зависеть от результатов вашей работы и договоренности с работодателем. Дополнительные выплаты прямым образом влияют на построение семейного бюджета, за счет них можно добавить дополнительные расходы или же, наоборот, уменьшить их». Это пример объемного, развернутого ответа: здесь ученик не только назвал выплату и прокомментировал ее, но и показал благоприятные для бюджета последствия получения премии (заметим: последнее заданием не требовалось, но качества ответа не снижает).

Короткие ответы, в которых ученики только называли выплаты без всяких комментариев («компенсация за праздничный день», «работа в праздник», «премия» и т.п.), учителя в целом без затруднений отнесли к неверным. Также к неверным в большинстве случаев были отнесены ответы с ошибками. Например:

Ответ 5: «Из-за отпуска без сохранения содержания на 3 дня отец получил больше, чем в предыдущем месяце. Такая выплата выдается не каждый месяц, так как отпуск не каждый месяц». Очевидно, что данную позицию в расчетном листке (отпуск без сохранения содержания) ученик необоснованно воспринял как выплату, а не как удержание из заработной платы. За этой ошибкой однозначно стоит дефицит в умениях выявлять и анализировать представленную в задании финансовую информацию, причем не на уровне аспектного единичного ее элемента (как это требуется в заданиях для младших подростков), а целостно, в комплексе представленных данных. Учитель, оценивающий этот ответ, абсолютно верно посчитал данное суждение ошибочным, несмотря на его «нетипичное» содержание.

Совершенно неожиданно значительные трудности обнаружили себя при оценке работ учащихся, содержащих компоненты, не касающиеся

ответа на поставленный вопрос, одновременно с неполным составом ожидаемых элементов ответа. Рассмотрим несколько примеров, которые были оценены как полные правильные ответы, хотя таковыми не являлись.

Ответ 6: «Компенсация за работу в праздничный день (8 часов) + премия 15 000 руб. Итого, мы получаем на 18 440 руб. больше, чем в октябре». В данном ответе ученик называет не одну выплату, а две; и даже показывает сумму этих выплат. Таким образом, он выполняет первую часть задания: называет выплаты, которые увеличили размер заработной платы в ноябре. Учитель ставит за ответ 1 балл. Но очевидно, что ответ не содержит важного элемента — ответа на вторую часть задания: комментария, почему на эти выплаты нельзя рассчитывать каждый месяц, и поэтому не должен получить оценку в 1 балл.

Ответ 7: «Премия увеличила размер заработной платы в ноябре. Должностной оклад влияет на планирование семейного бюджета». В данном ответе ученик называет выплату и дает не относящееся к заданию суждение о связи оклада и планирования семейного бюджета. И в этом случае учитель ставит 1 балл, не учитывая, что ответ не содержит объяснения, почему на эту выплату нельзя рассчитывать ежемесячно.

Почему учителя в подобных случаях оценивают ответ одним баллом, несмотря на то что, согласно рекомендациям, один балл ставится за полный правильный ответ? Можно предположить, что они сами не видят недостаточную для результативного балла полноту ответа из-за его объема, представленности дополнительных нетребуемых непосредственно заданием элементов (в первом случае — расчета, во втором — суждения). Иными словами, можно предположить, что педагог не видит и не учитывает при оценивании конкретные две части требований задания, по которому он проверяет ответы. Это достаточно серьезное предположение, акцентирующее задачу обучения педагогов технике прочтения заданий в контексте содержащихся в них конкретных требований, которые должны быть отражены в ответах.

Перейдем ко второму заданию с развернутым ответом данного комплекса — заданию 4 комплексного задания «Заработная плата» (рисунок 2).

Выполнение данного задания предполагает два шага. Сначала ученик должен согласиться с мнением Игоря, что зарплата папы в ноябре могла быть больше, либо не согласиться, а далее аргументировать это, пояснить свою позицию. За полное правильное выполнение данного задания выставляется 1 балл.

Рисунок 2. Четвертое задание комплексного задания «Заработная плата»

Заработная плата Задание 4/ 6

Прочитайте текст «Заработная плата», расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа, а затем запишите объяснение к нему.

Согласны ли вы с мнением Игоря, что зарплата папы в ноябре могла быть больше?

о Да о Нет

Объясните свой ответ.

"1

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

-Папа, глядя на расчетный листок, я вижу, что твоя зарплата в ноябре могла быть еще больше, - сказал Игорь.

РАСЧЕТНЫЙ ЛИСТОК ЗА НОЯБРЬ 2020 ГОДА

Морозов Илья Александрович

Организация: жилищно-коммунальная служба Нижегородского района Должность: слесарь Квалификация: 3разряд

Вид выплаты Период Рабочие Сумма

Дни Часы

Начислено:

Должностной оклад 1.11-30.11 20 160 34400

Премия ноябрь 2020 15000

Компенсация за работу в праздничный день 411 1 8 3440

Итого начислено: 52840

Удержано:

Отпуск без сохранения содержания 3 дня 5160

НДФЛ 13% 6869

К выплате: 40811

Выплачено:

Выплата аванса 40 % 16324

Выплата зарплаты 24487

В рекомендациях по оцениванию, содержащихся в Банке заданий и предложенных педагогам на семинаре, предваряющем диагностическую работу, представлены следующие примерные варианты верного ответа и его объяснений: выбран ответ «Да» и приведено объяснение: 1) «За три дня отпуска из папиной зарплаты были удержаны 5 160 рублей. Если бы папа не пошел в отпуск, эта сумма прибавилась бы к выплаченной зарплате»; ИЛИ 2) «Он мог отработать больше дней в праздники/ выходные и получить большую компенсацию»; ИЛИ 3) «Папе могли дать еще большую премию». Внимание педагогов и в этом случае было обращено на то, что основная задача при проверке развернутого ответа заключается в оценке соответствия смысла суждений, сформулированных учеником, и смысла примерных вариантов верного ответа, представленных в рекомендациях по оцениванию.

Рассмотрим примеры ответов учащихся.

Ответ 1: «Зарплата Ильи Александровича могла быть больше, потому что он мог проработать больше количества рабочих дней, следовательно, мог получить больше денег, также Илья Александрович брал отпуск на 3 дня, следовательно, с его зарплаты списали 5 160 рублей». Перед нами очень подробный развернутый ответ. Из этого ответа не должна приниматься первая часть комментария («он мог проработать больше

количества рабочих дней, следовательно, мог получить больше денег»), так как нет пояснения, что это за дополнительные дни. В то же время должна приниматься вторая часть ответа («Илья Александрович брал отпуск на 3 дня, следовательно, с его зарплаты списали 5 160 рублей»).

Ответ 2: «Это произошло из-за отпуска, который длился 3 дня. Зарплата могла быть на 5 160 больше». Очень четкий ответ, в котором указана и продолжительность отпуска, и сумма, которая была удержана.

Ответ 3: «Заработная плата могла быть больше, если бы Илья не взял отпуск без сохранения содержания, это отрицательно влияет на зарплату». Ученик не указал сумму, но очевидно, что он понимает, что отпуск, который взял папа, привел к потере денег («отрицательно повлиял на заработную плату»).

Ответ 4: «Удержано: Отпуск без сохранения содержания 3 дня». Это минимальный комментарий, который может быть принят в качестве пояснения (ответ взят в формулировке из расчетного листа, есть указание на действие «удержано»).

За каждый из четырех приведенных примеров ответа по рассматриваемому заданию был справедливо выставлен 1 балл. Ответы, которые были еще более усеченными, чем суждение, приведенное в ответе 4 (например, «с него вычли деньги», или «отпуск без сохранения содержания 3 дня», или «это трехдневный отпуск»), не должны были приниматься в качестве верных.

В то же время на основе рекомендаций по оцениванию в качестве верных принимались суждения «Папа мог поработать еще пару праздничных дней, если бы они были», «Он мог получить премию в большем размере».

Один из ответов выделялся своей нетипичностью: «Его заработная плата могла бы быть больше, если бы ему повысили основную заработную плату — должностной оклад». Такой вариант ответа не был предусмотрен в рекомендациях по оцениванию, но он был логично выстроен и обоснован, и педагог, оценивающий этот ответ, абсолютно справедливо поставил за него оценку «1 балл».

Анализ оцененных ученических ответов к этому заданию и их оценок педагогами позволил констатировать, что в целом педагоги следуют инструкциям по оценке и готовы принимать в качестве правильных суждения учащихся, которые в явном виде не были предусмотрены предложенными схемами оценивания, но укладываются в общую логику

выполнения задания. Это свидетельствует о том, что в результате проведенных консультаций у педагогов складывается понимание правильных ответов на основе предложенных примеров-ориентиров, и это важно, потому что представление в системе оценивания всего разнообразия возможных вариантов нереализуемо.

Вместе с тем при анализе ответов и оценок выполнения данного задания был выявлен серьезный дефицит в понимании самими педагогами того, что можно отнести к способам повышения доходов, а что к ним относить нельзя. Среди ответов учащихся присутствовали ошибочные суждения, отражающие чисто математический подход к решению вопроса о возможном росте доходов в случае сокращения сумм на уплату налогов: «Заплатив налог, папа потерял 6 869 рублей», «Если бы налоги были не настолько большими, то и зарплаты были бы выше». Большой неожиданностью в ходе работы с этим заданием стало то, что ряд педагогов фиксировал эти ответы в качестве верных, не учитывая немаловажный факт: «Экономия на налогах» не может выступать возможным способом повышения доходов в силу ее противозаконности, социальной неприемлемости.

Выявленный дефицит обратил внимание на необходимость работы с педагогами над повышением их целостного восприятия социальной значимости содержания финансовой грамотности, и этому может содействовать использование комплексных заданий Банка заданий по финансовой грамотности [15]. И, соответственно, с помощью комплексных заданий может быть обеспечено формирование социально значимого знания у учащихся. Примером такого социально значимого знания является обязательность уплаты налогов. На вебинарах с педагогами достаточно детально разбирались вопросы формирования позитивного отношения к налогам и понимания социальной значимости их уплаты.

Методические рекомендации, которые сопровождают каждое из разработанных комплексных заданий, предлагают использовать данное задание как в курсе обществознания при изучении раздела «Человек в экономических отношениях» (темы «Товары и услуги» или «Экономика семьи»), так и во внеурочных занятиях по финансовой грамотности [14]. Учитывая то, что внеурочные занятия проводятся преподавателями разных предметов, зачастую далеких от обществоведческих смыслов, связей и взаимообусловленности, особо важно подводить педагогов к пониманию важности формируемого знания и опыта принятия фи-

нансовых решений как для личности, так и для всего общества.

Обратим еще раз внимание на то, что отражение заданиями конкретных жизненных ситуаций позволяет рассматривать многие вопросы в комплексе. Рассмотренное задание непосредственно обращено к вопросам труда, труду как фактору производства, заработной плате как факторному доходу. Восприятие же этих вопросов в более широком контексте предполагает осознание социального смысла, социальной значимости налогообложения.

Интересно, что педагоги, комментируя свой опыт в процессе веби-наров, сами зафиксировали ситуации, с которыми они столкнулись в учебном процессе: предлагаемые к выполнению комплексные задания могут ставить новые вопросы, в которых необходимо разобраться, отражая новые социальные реалии. Так, в ходе обсуждения педагогического потенциала комплексного задания «Заработная плата» педагогами был предложен вариант развития сюжета и моделирования дополнительных заданий к рассмотренному комплексу в контексте перехода Российской Федерации на прогрессивную систему налогообложения.

На основе текста новой редакции статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации совместно с педагогами была разработана опорная информация для выполнения нового задания, которое целесообразно дать в качестве продолжения работы с комплексным заданием «Заработная плата».

Задание:

В 2022 году Евгений Федорович планирует заработать 4,5 млн рублей, а Сергей Петрович — 5,5 млн рублей.

Рассчитайте налог на доходы физических лиц, который заплатят Евгений Федорович и Сергей Петрович. Какая сумма налога, выплаченного Сергеем Петровичем, будет направлена на дополнительное финансирование лечения детей с редкими и опасными заболеваниями?

Для справки:

Доход за год Ставка НДФЛ

Годовой доход до 5 000 000 руб. 13%

Годовой доход свыше 5 000 000 руб. 15% от доходов свыше 5000000

*Собранные средства по повышенной ставке налога (т.е. дополнительные 2%) должны стать источником финансирования лечения детей с редкими и опасными заболеваниями.

Это задание не только связывает разговор о заработной плате с вопросами налогообложения, но и акцентирует важные социально значимые смыслы:

- более высокие налоги начисляются на более высокие заработные платы;

- собранные средства по повышенной ставке налога должны стать источником финансирования лечения детей с редкими и опасными заболеваниями.

Заключение

Опыт использования материалов Банка заданий по финансовой грамотности дал возможность сделать вывод об их состоятельности для оценки и развития финансовой грамотности обучающихся, а также для выявления типичных затруднений учащихся и педагогов при освоении финансовой грамотности. Удалось зафиксировать ответы обучающихся, как типичные, так и единичные, отражающие их индивидуальное понимание определенных финансовых ситуаций и сформированность у них познавательных умений, составляющих компетентностную основу финансовой грамотности. В ходе наблюдений за выступлениями педагогов на онлайн-семинарах было выявлено их заинтересованное отношение к представленным в Банке заданиям, к обсуждению вариантов их использования при решении задачи формирования финансовой грамотности обучающихся, их понимание того, что предлагаемый инструментарий может быть подвижным и развиваться вслед за изменяющимися реалиями. Такое понимание работы с предлагаемым инструментарием может свидетельствовать о значительном уровне развития финансовой грамотности у самих педагогов, об их готовности к выстраиванию и реализации учебного процесса, направленного на формирование финансовой грамотности, и к использованию в этом процессе уникального инструментария Банка заданий, включая отбор заданий и выбор способа работы с ними с учетом интересов и возможностей учащихся, решаемых задач и вариантом встраивания в учебный процесс.

Вместе с тем выявлена необходимость целенаправленной работы с педагогами, направленной на преодоление определенных дефицитов в системном понимании того, что в целом может обеспечить включение в профессиональную деятельность инструментария Банка заданий, понимании принципов, лежащих в основе разработанных заданий, алго-

ритмов возможного включения заданий в учебный процесс, компонентов качества оценки заданий с развернутыми свободно конструируемыми ответами. В этой связи актуализируется вопрос о необходимости организации системного изучения и осмысления этого инструментария самим педагогом, включая должное понимание значимости фокусирования на предъявляемых в заданиях требованиях, недостаточности ознакомления только с текстами самих заданий и важности изучения их характеристик, рекомендаций по оцениванию выполнения заданий, методических комментариев по их использованию.

В результате проведенного анализа следует акцентировать проблему, связанную с необходимостью работы, направленной на осознание педагогами общего социального значения развития финансовой грамотности, и в этой связи — научно-педагогическую задачу формирования системного представления педагогов о целостном содержании финансовой грамотности (на основе полноты охвата отдельных областей и их взаимосвязи) и видения ими финансовой грамотности обучающихся не только как фактора личного финансового благополучия, но и «как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения» [16, с. 5].

Список источников

1. Банк заданий по финансовой грамотности. 9 класс. 2021 год. Заработная плата. Текст задания [Электронный ресурс]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ fg-9-2021/ФГ_9_Заработная%20плата_текст.pdf (дата обращения: 30.10.2022).

2. Банк заданий по финансовой грамотности. 9 класс. 2021 год. Заработная плата. Характеристики заданий и система оценивания [Электронный ресурс]. URL: http://skiv.instrao.ru/ bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/fg-9-2021/ФГ_9_Заработная%20плата_критерии.pdf (дата обращения: 30.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Банк заданий по финансовой грамотности. 9 класс. 2021 год. Методические комментарии к заданиям [Электронный ресурс]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/fg-9-2021/ФГ_9_2021_методические%20комментарии%20к%20заданиям.pdf (дата обращения: 30.10.2022).

4. Единая рамка компетенций по финансовой грамотности для школьников и взрослых [Электронный ресурс]. URL: https://xn-80apaohbc3aw9e.xn — p1ai/materials/edinaya-ramka-kompe-tencij-po-finansovoj-gramotnosti-dlya-shkolnikov-i-vzroslyh/ (дата обращения: 30.10.2022).

5. Ковалева Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 31-43.

6. Королькова Е. С. Формирование финансовой грамотности при решении познавательных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 196-207.

7. Королькова Е. С., Козлова А. А. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы: работа учителей-предметников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 100-116.

8. Новые достижения российских учащихся. Финансовая грамотность (по результатам

международной программы PISA-2015) [Электронный ресурс]. URL: https://vashifinancy.ru/up-load/iblock/58c/58cd4b647f3db00fob58c50b6ab7a952.pdf (дата обращения: 27.09 2022).

9. Половникова А. В., Козлова А. А. Задания по финансовой грамотности в контексте реализации системно-деятельностного подхода: особенности моделирования и опыт апробации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 159-176.

10. РутковскаяЕ. Л. Развитие функциональной грамотности: опыт анализа и разработки заданий // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. К 25-летию Московского городского педагогического университета: сб. науч. ст. Вып. VII / науч. ред. А. А. Сорокин. М.: Книгодел, 2020. С. 420-429.

11. РутковскаяЕ. Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 98-111.

12. РутковскаяЕ. Л. Функциональная грамотность: от оценки к формированию // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: сб. науч. ст. Вып. VIII / науч. ред. А. А. Сорокин. М.: Книгодел, 2021. С. 17-24.

13. РутковскаяЕ. Л., Половникова А. В. Оценка и формирование финансовой грамотности: модели заданий и их развитие // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 24-41.

14. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся. Комментарии к открытому банку заданий для формирования функциональной грамотности. Финансовая грамотность. 9 класс [Электронный ресурс]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/fg-9 2021/ФГ_9_2021_методические%20комментарии%20к%20заданиям.pdf (дата обращения: З0.10.2022).

15. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся. Банк заданий. Финансовая грамотность [Электронный ресурс]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ finansovaya-gramotnost/ (дата обращения: З0.10.2022).

16. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-202З годы [Электронный ресурс]. URL: https://app-dev.xn-80apaohbc3aw9e.xn — p1ai/storage/21202/ strategiya.pdf (дата обращения: З0.10.2022).

17. Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам международной программы PISA-2012) [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/public.html (дата обращения: 27.09.2022).

18. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности [Электронный ресурс]. URL: https://fg.resh.edu.ru/_(дата обращения: З0.10.2022).

References

1. Bank zadanij po finansovoj gramotnosti. 9 klass. 2021 god. Zarabotnaya plata. Tekst zadaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/fg-9-2021/ FG_9_Zarabotnaya%20plata_tekst.pdf (data obrashcheniya: З0.10.2022). [In Rus].

2. Bank zadanij po finansovoj gramotnosti. 9 klass. 2021 god. Zarabotnaya plata. Harakteristiki zadanij i sistema ocenivaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/fg-9-2021/FG_9_Zarabotnaya%20plata_kriterii.pdf (data obrashcheniya: З0.10.2022). [In Rus].

3. Bank zadanij po finansovoj gramotnosti. 9 klass. 2021 god. Metodicheskie kommentarii k zadaniyam [Elektronnyj resurs]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ fg-9-2021/FG_9_2021_metodicheskie%20kommentarii%20k%20zadaniyam.pdf (data obrashcheniya: З0.10.2022). [In Rus].

4. Edinaya ramka kompetencij po finansovoj gramotnosti dlya shkol'nikov i vzroslyh [Elektronnyj resurs]. URL: https://xn-80apaohbc3aw9e.xn — p1ai/materials/edinaya-ramka-kompetencij-po-finanso-voj-gramotnosti-dlya-shkolnikov-i-vzroslyh/ (data obrashcheniya: З0.10.2022). [In Rus].

5. Kovaleva G. S. Finansovaya gramotnost' kak sostavlyayushchaya funkcional'noj gramotnosti: mezh-dunarodnyj kontekst // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017. T. 1, № 2 (З7). S. З1-4З. [In Rus].

6. Korol'kova E. S. Formirovanie finansovoj gramotnosti pri reshenii poznavatel'nyh zadanij

// Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 4 (61). S. 196-207. [In Rus].

7. Korol'kova E. S., Kozlova A. A. Formirovanie finansovoj gramotnosti uchashchihsya osnovnoj shkoly: rabota uchitelej-predmetnikov // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020. T. 2, № 2 (70). S. 100-116. [In Rus].

8. Novye dostizheniya rossijskih uchashchihsya. Finansovaya gramotnost' (po rezul'tatam mezh-dunarodnoj programmy PISA-2015) [Elektronnyj resurs]. URL: https://vashifinancy.ru/upload/iblock/5 8c/58cd4b647f3db00fbb58c50b6ab7a952.pdf (data obrashcheniya: 27.09 2022). [In Rus].

9. Polovnikova A. V., Kozlova A. A. Zadaniya po finansovoj gramotnosti v kontekste realizacii sistemno-deyatel'nostnogo podhoda: osobennosti modelirovaniya i opyt aprobacii // Otechestvennaya

1 zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 4 (61). S. 159-176. [In Rus].

10. Rutkovskaya E. L. Razvitie funkcional'noj gramotnosti: opyt analiza i razrabotki zadanij // Aktual'nye voprosy gumanitarnyh nauk: teoriya, metodika, praktika. K 25-letiyu Moskovskogo goro-dskogo pedagogicheskogo universiteta: sb. nauch. st. Vyp. VII / nauch. red. A. A. Sorokin. M.: Knigodel, 2020. S. 420-429. [In Rus].

11. Rutkovskaya E. L. Finansovaya gramotnost' kak komponent funkcional'noj gramotnosti: pod-hody k razrabotke uchebnyh zadanij // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 4 (61). S. 98-111. [In Rus].

12. Rutkovskaya E. L. Funkcional'naya gramotnost': ot ocenki k formirovaniyu // Aktual'nye voprosy gumanitarnyh nauk: teoriya, metodika, praktika: sb. nauch. st. Vyp. VIII / nauch. red. A. A. Sorokin. M.: Knigodel, 2021. S.17-24. [In Rus].

13. Rutkovskaya E. L., Polovnikova A. V. Ocenka i formirovanie finansovoj gramotnosti: modeli zadanij i ih razvitie // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020. T. 2, № 2 (70). S. 24-41. [In Rus].

14. Setevoj kompleks informacionnogo vzaimodejstviya sub'ektov Rossijskoj Federacii v proekte «Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramotnosti uchashchihsya. Kommentarii k otkrytomu banku zadaniy dlya formirovaniya funktsional'noy gramotnosti. Finansovaya gramotnost'. 9 klass [Elektronnyj resurs]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/fg-9-2021/FG_9_2021_ metodicheskie%20kommentarii%20k%20zadaniyam.pdf (data obrashcheniya: 30.10.2022). [In Rus].

15. Setevoj kompleks informacionnogo vzaimodejstviya sub'ektov Rossijskoj Federacii v proekte «Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramotnosti uchashchihsya. Bank zadanij. Finansovaya gramotnost' [Elektronnyj resurs]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ (data obrashcheniya: 30.10.2022). [In Rus].

16. Strategiya povysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017-2023 gody [Elektronnyj resurs]. URL: https://app-dev.xn-80apaohbc3aw9e.xn — p1ai/storage/21202/strategiya.pdf (data obrashcheniya: 30.10.2022). [In Rus].

17. Finansovaya gramotnost' rossijskih uchashchihsya (po rezul'tatam mezhdunarodnoj programmy PISA-2012) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.centeroko.ru/public.html (data obrashcheniya: 27.09.2022). [In Rus].

18. Elektronnyj bank zadanij dlya ocenki funkcional'noj gramotnosti [Elektronnyj resurs]. URL: https://fg.resh.edu.ru/ (data obrashcheniya: 30.10.2022). [In Rus].

Информация об авторах

Е. Л. Рутковская — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования

А. В. Половникова—кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания истории, обществознания и права

Information about the authors

E. L. Rutkovskaya — PhD (Education), Senior researcher at Laboratory of social and humanitarian general education A. V. Polovnikova — PhD (Education), Associate professor, Professor at the Chair of history, social studies and law teaching methods

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.