Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осташевский Сергей Михайлович, Петрова Виктория Сергеевна

В данной статье рассматриваются и анализируются различные аспекты и проблемы повышения финансовой грамотности различных возрастных групп населения Российской Федерации. Авторы уточняют такие понятия, как «финансовая грамотность» и «финансовая сознательность». Приводится анализ многосоставного научного термина «сознательность» и понятия «добросовестность», а также выражения «систематичность и трудоемкость» как наиболее важных составляющих процесса повышения финансовой грамотности населения. В статье выявляется взаимосвязь повышения финансовой грамотности с повышением уровня гражданской ответственности. Предложены современные методы повышения финансовой грамотности через финансовое образование в различных возрастных группах. Например, проведение регулярных элективных курсов для преподавателей и студентов профессионального образования; открытие независимых консалтинговых центров, деятельность которых будет контролироваться государством и которые не будут связаны ни с одним из игроков финансового рынка, с целью возможности создания личного финансового плана для любого резидента России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL LITERACY AND WAYS TO IMPROVE IT AS A CURRENT PROBLEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

This article examines and analyzes various aspects and problems of improving financial literacy in various age groups of the population of the Russian Federation. The authors clarify concepts such as “financial literacy” and “financial awareness”. The analysis of the multi-component scientific term “consciousness” and the concept of “conscientiousness”, as well as the expression “systematic and laboriousness” as the most important components of the process of increasing the financial literacy of the population are given. The article reveals the relationship between increasing financial literacy and increasing the level of civic responsibility. Modern methods of increasing financial literacy through financial education in various age groups are proposed. The authors give the following examples: conducting regular elective courses for teachers and students of vocational education; opening of independent consulting centers, the activities of which will be controlled by the state and which will not be associated with any of the financial market players, in order to create a personal financial plan for any resident of Russia.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

13. Zankov L. V. Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogy, 1990, 424 p. (In Russian)

14. Bukharova G. D. Opytno-poiskovaja, opytno-jeksperimental'naja rabota i pedagogicheskij jeksperiment v dissertacionnyh issledovanijah [Experiential search, experimental work and pedagogical experiment in dissertation research], Nauchnye issledovanija v obrazovanii[Scientific research in education], 2012, no. 11, pp. 6-11. (In Russian)

15. Kazarinov A. S. Tehnologija pedagogicheskogo jeksperimenta: monogr. [Technology of the pedagogical experiment: monograph]. Glazov, Glaz. gos. ped. in-t, 1999, 207 p., ISBN 5-93008-005-4. (In Russian)

16. Sergeeva S. V., Voskrekasenko O. A. Osobennosti organizacii nauchno-pedagogicheskogo issledovanija na osnove pedagogicheskogo jeksperimenta [Features of the organization of scientific and pedagogical research on the basis of a pedagogical experiment], XXI vek: itogiproshlogo iprob-lemy nastojashhego pljus. Serija: social'no-gumanitarnye nauki [XXI century: the results of the past and the problems of the present plus. Series: social sciences and humanities], 2015, vol. 1, no. 6 (28), pp. 151-159. (In Russian)

17. Sidorov O. V. Metodika provedenija pedagogicheskogo jeksperimenta i rezul'taty opytno-jeksperimental'noj raboty [Methods of conducting a pedagogical experiment and the results of experimental work], Diskussija [Discussion], 2014, no. 11 (52), pp. 159-167. (In Russian)

18. Babansky Yu. K. Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogy, 1989, 560 p., ISBN 5-7155-0174-1. (In Russian)

19. Makarichev Yu. A., Ivannikov Yu. N. Metody planirovanie jeksperimenta i obrabotki dannyh : ucheb. posobie [Methods of experiment planning and data processing: textbook. Allowance]. Samara, Samar. State tech. un-t, 2016, 131 p. (In Russian)

20. Zhuravleva V. I. (ed.) Metody pedagogicheskogo issledovanija : ucheb. posobie [Methods of pedagogical research: textbook. manual]. Moscow, Education, 1972, 159 p. (In Russian)

21. Serdyukov V. I., Serdyukova N. A. Aktual'nye voprosy organizacii i provedenija pedagogicheskogo jeksperimenta i puti ih reshenija [Topical issues of organizing and conducting a pedagogical experiment and ways to solve them], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2013, no. 6, pp. 84-90. (In Russian)

22. Molchanov S. G. Tehnologii formirovanija i ocenivanija vneuchebnyh dostizhenij obuchajush-hihsja (vospitannikov) [Technologies for the formation and assessment of extracurricular achievements of students (pupils)], Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitija obrazovanija [Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development], 2020, no. 2 (22), pp. 173-189. (In Russian)

Малиновский Евгений Станиславович, директор ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», Российская Федерация, Челябинская область, г. Копейск, e-mail: 25012000@inbox.ru

Malinovsky Evgeny Stanislavovich, Director of the Kopeysk Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov, Russian Federation, Chelyabinsk region, Kopeysk, e-mail: 25012000@inbox.ru

Сведения для цитирования: Осташевский, С. М. Финансовая грамотность и пути ее повышения как актуальная проблема профессионального образования / С. М. Осташевский, В. С. Петрова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 86-90.

УДК 377

ББК 74.57:65.261

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. М. Осташевский, В. С. Петрова

В данной статье рассматриваются и анализируются различные аспекты и проблемы повышения финансовой грамотности различных возрастных групп населения Российской Федерации. Авторы уточняют такие понятия, как «финансовая грамотность» и «финансовая сознательность».

Приводится анализ многосоставного научного термина «сознательность» и понятия «добросовестность», а также выражения «систематичность и трудоемкость» как наиболее важных составляющих процесса повышения финансовой грамотности населения. В статье выявляется взаимосвязь повышения финансовой грамотности с повышением уровня гражданской ответственности. Предложены современные методы повышения финансовой грамотности через финансовое образование в различных возрастных группах. Например, проведение регулярных элективных курсов для преподавателей и студентов профессионального образования; открытие независимых консалтинговых центров, деятельность которых будет контролироваться государством и которые не будут связаны ни с одним из игроков финансового рынка, с целью возможности создания личного финансового плана для любого резидента России.

Ключевые слова: финансовая грамотность, повышение финансовой грамотности, финансовое образование, финансовая сознательность, финансовая ответственность, финансовая компетентность.

Вопрос о необходимости повышения уровня финансовой грамотности населения является очевидным и не вызывает сомнений. Актуальность данной темы для Российской Федерации прослеживается с 90-х годов прошлого века, то есть с начала перехода к рыночной экономике. Однако, несмотря на значительную теоретическую базу и интерес Правительства РФ к данной теме, уровень финансовой грамотности населения России по сравнению с развитыми странами относительно невелик, что обуславливает необходимость системного подхода к вопросам повышения финансовой грамотности населения [1-7].

Директор Национального агентства финансовых исследований О. Е. Кузина рассматривает финансовую грамотность как знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности и понимание последствий своих действий [1]. И хотя в целом с этим определением трудно не согласиться, на наш взгляд, в нем отсутствует очень важная составляющая — навыки. А навыки предполагают регулярное и систематическое совершенствование полученных знаний и умений, с целью их актуализации, что особенно важно в условиях инновационной экономики.

Неоспорима необходимость получения базовых знаний и базовых умений финансовой грамотности. Но при этом область приложения этих знаний и умений постоянно изменяется соразмерно развитию не только мировой экономики, но и мирового сообщества в целом. Таким образом, мы можем определить финансовую грамотность как осознанную и систематическую деятельность человека по совершенствованию своих навыков в области финансов. И это определение ставит перед нами целый ряд проблем.

1. Сознательность. Любая систематическая деятельность человека начинается с осознания важности и нужности для себя предмета этой деятельности. Н. В. Новожилова указывает на необходимость формирования основ финансовой грамотности с самого раннего возраста: «Особенно важно начинать обучение основам финансовой грамотности со школы. На этапе школьного образования важно сформировать базовые навыки финансовой грамотности и принятия финансовых решений, акцентировать внимание на сложности в выстраивании финансовых отношений человека с банками, страховыми компаниями и другими финансовыми институтами, которые могут сопровождать неискушенного пользователя. В настоящее время школьники могут изучать основы финансовой грамотности в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности» [2, с. 90]. Не будем спорить с этим утверждением, однако отметим, что формирование навыков не может быть первым этапом обучения. Первый этап обучения, который необходим именно на уровне школы — этап формирования сознательного желания обучиться основам финансовой грамотности. Тогда базой для основ финансовой грамотности будет финансовая сознательность как составляющая гражданской сознательности. Финансовая сознательность — это осознание ответственности за свои финансовые решения перед семьей, обществом и государством. Интересный аспект финансовой грамотности выявляет И. В. Медведь: «Нам близок подход к определению понятия «„финансовая грамотность"», который помимо всего вышесказанного, включает как дополнительные опции — понимание базисных основ управления личным бюджетом, осознание финансовой ответственности за принимаемые решения, умение соизмерять финансовые риски и полезность приобретаемой финансовой услуги, осознание

влияния финансовых решений на уровень личного благосостояния» [3, с. 168]. По сути, речь идет о финансовой компетентности как возможности применения финансовых знаний в обычной жизни, в рамках планирования личного бюджета. Таким образом, суть понятия финансовая грамотность отражает финансовые знания, а финансовая компетентность характеризует возможность применения этих знаний в рамках планирования личного бюджета, что составляет финансово компетентное поведение человека. Значит, на начальном этапе необходимо сформировать понимание того, что любое решение в области финансов имеет последствия, что недопустимо некомпетентное использование таких финансовых инструментов, как банковский кредит, долгосрочные инвестиции и т. д. В этом разрезе нежелательно, чтобы изучение финансовой грамотности было факультативным и являлось дополнительным предметом, поскольку есть риск укоренить школьников во мнении о необязательности этого предмета.

А вот на следующем этапе обучения (уровень начального или среднего профессионального образования) можно рассмотреть и получение навыков в результате финансового образования. «Финансовое воспитание молодых людей содействует принятию грамотных решений, минимизирует риски и тем самым способно нарастить экономическую безопасность молодых людей. Низкая степень финансовой грамотности и недостающее понимание в области собственных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, излишним долгам и социальным проблемам, включая личные проблемы» [4, с. 38]. Конечно, и на этом этапе необходимо осознание важности формирования практических навыков по финансовой грамотности. Молодые люди становятся уже более самостоятельными в принятии собственных решений, а происходящие изменения экономической системы определяют их заинтересованность в освоении финансовых знаний и навыков, использование которых в будущем позволит не только планировать свой бюджет, но и даст возможность эффективнее управлять личными финансами: своими сбережениями или первыми доходами. На этом этапе финансовые навыки помогут студентам принимать грамотные решения, минимизировать финансовые риски и тем самым повысить экономическую безопасность молодых людей.

Еще одной проблемой, связанной с сознательностью, является низкий уровень граждан-

ской ответственности российского общества в целом. На сегодняшний день в обществе наблюдается нежелание изучать основные социально-экономические и политические вопросы в сочетании с непомерными амбициями и гипертрофированными представлениями о собственных правах и перспективах. Это в полной мере относится и к финансовой грамотности.

2. Систематичность и трудоемкость. Помимо установок финансовая грамотность предполагает определенный уровень знаний и практических навыков в области финансов. В долгосрочной перспективе повышение уровня финансовой грамотности всего населения связано с повышением уровня гражданской сознательности, а также с необходимостью получения систематического финансового образования с учетом постоянных изменений экономической политики страны [5-7]. То есть финансовая грамотность предполагает регулярный целенаправленный труд. Стоит отметить, что повышение уровня финансовой грамотности является проблемой в масштабе общества и охватывает абсолютно все слои, а также гендерные и возрастные группы населения. Систематическая работа по повышению уровня финансовой грамотности в учреждениях профессионального образования может быть реализована с помощью регулярных элективных курсов. Тематика курса не должна охватывать финансовую грамотность в целом и не должна носить общетеоретический характер. Напротив, элективный курс предполагает подробное рассмотрение и получение навыков по конкретному направлению (например, кредитная грамотность, планирование доходов семьи и т. д.). Стоит отметить, что, по нашему мнению, преподаватели профессиональных образовательных организаций должны осваивать аналогичные курсы до того, как по ним будут обучаться студенты, с целью присутствия на их обучении с квалификацией «эксперт», поскольку нельзя убедить студентов в необходимости получения навыков финансовой грамотности в ситуации, когда их наставники не владеют данными компетенциями.

Если для студентов активно вводятся дополнительные курсы и образовательные программы по финансовому образованию, то существуют категории людей, не имеющих возможности получить специальную теоретическую подготовку по основам финансовой грамотности. Есть также люди, не склонные к обучению, тем более самостоятельному (например, по причине возраста), либо не имеющие свободного времени или желания потратить таковое на обучение. Тогда

как научить старшие поколения принимать правильные финансовые решения? И как решить этот вопрос в краткосрочной перспективе? Резюмируя вышесказанное, одним из вариантов решения именно для более взрослого населения предлагаем открытие независимых консалтинговых центров, деятельность которых будет подконтрольна государству, и которые не будут связаны ни с одним из игроков финансового рынка.

В этих центрах каждый житель России сможет на коммерческой основе получить личный финансовый план. Очевидно, что и здесь мы приходим к вопросу сознательности и мотивации. Возможным решением могло бы стать требование о предоставлении личного финансового плана для получения потребительского кредита, ипотеки или кредита на автомобиль, а также планирования долгосрочных инвестиций.

Библиографический список

1. Кузина, О. Е. Финансовая грамотность молодежи / О. Е. Кузина // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2009. — № 4 (92). — С. 157-177.

2. Новожилова, Н. В. Финансовая грамотность школьников / Н. В. Новожилова // Народное образование. — 2018. — № 1-2 (1466). — С. 88-96.

3. Медведь, И. В. К вопросу о финансовой грамотности школьников / И. В. Медведь // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-4. — 166-171.

4. Никифорова, С. В. Финансовая грамотность в России / С. В. Никифорова // International Scientific Review. — 2016. — № 13 (23). — С. 37-38.

5. Карташова, Д. В. Роль знаний и навыков в сфере финансовой грамотности / Д. В. Карта-шова // Вестник экспертного совета. — 2016. — № 4 (7). — С. 28-29.

6. Кошелев, Е. В. Современные задачи развития финансовой грамотности и формирования готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников / Е. В. Кошелев // Гуманитарное пространство. — 2021. — Т. 10. — № 3. — С. 297-300.

7. Рутковская, Е. Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий / Е. Л. Рутковская // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1. — № 4 (61). — С. 98-111.

For citation: Ostashevsky, S. M. Financial literacy and ways to improve it as a current problem of professional education / S. M. Ostashevsky, V. S. Petrova // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 3 (31). — P. 86-90.

FINANCIAL LITERACY AND WAYS TO IMPROVE IT AS A CURRENT PROBLEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

S. M. Ostashevsky, V. S. Petrova

This article examines and analyzes various aspects and problems of improving financial literacy in various age groups of the population of the Russian Federation. The authors clarify concepts such as "financial literacy" and "financial awareness". The analysis of the multi-component scientific term "consciousness" and the concept of "conscientiousness", as well as the expression "systematic and laboriousness" as the most important components of the process of increasing the financial literacy of the population are given. The article reveals the relationship between increasing financial literacy and increasing the level of civic responsibility. Modern methods of increasing financial literacy through financial education in various age groups are proposed. The authors give the following examples: conducting regular elective courses for teachers and students of vocational education; opening of independent consulting centers, the activities of which will be controlled by the state and which will not be associated with any of the financial market players, in order to create a personal financial plan for any resident of Russia.

Key words: financial literacy, financial education, financial responsibility, financial awareness, increasing financial literacy, financial competence.

References

1. Kuzina O. E. Finansovaja gramotnost' molodezhi [Financial literacy of youth], Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social'nye peremeny [Monitoring of public opinion: economic and social changes], 2009, no. 4 (92), pp. 157-177. (In Russian)

2. Novozhilova N. V. Finansovaja gramotnost' shkol'nikov [Financial literacy of schoolchildren], Narodnoe obrazovanie [Public education], 2018, no. 1-2 (1466), pp. 88-96. (In Russian)

3. Medved I. V. K voprosu o finansovoj gramotnosti shkol'nikov [On the issue of financial literacy of schoolchildren], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education], 2018, no. 58-4, pp. 166-171. (In Russian)

4. Nikiforova S. V. Finansovaja gramotnost' v Rossii [Financial literacy in Russia], [International Scientific Review], 2016, no. 13 (23), pp. 37-38. (In Russian)

5. Kartashova D. V. Rol' znanij i navykov v sfere finansovoj gramotnosti [The role of knowledge and skills in the field of financial literacy], Vestnik jekspertnogo soveta [Bulletin of the expert council], 2016, no. 4 (7), pp. 28-29. (In Russian)

6. Koshelev E. V. Sovremennye zadachi razvitija finansovoj gramotnosti i formirovanija gotovnosti k predprinimatel'skoj dejatel'nosti u starsheklassnikov [Modern tasks of financial literacy development and formation of readiness for entrepreneurial activity among senior pupils], Gumanitarnoe prostranstvo [Humanitarian space], 2021, vol. 10, no. 3, pp. 297-300. (In Russian)

7. Rutkovskaya E. L. Finansovaja gramotnost' kak komponent funkcional'noj gramotnosti: pod-hody k razrabotke uchebnyh zadanij [Financial literacy as a component of functional literacy: approaches to the development of educational tasks], Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2019, vol. 1, no. 4 (61), pp. 98-111. (In Russian)

Осташевский Сергей Михайлович, преподаватель ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», кандидат экономических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: osts82@yandex.ru

Петрова Виктория Сергеевна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: petrovavs@chgkipit.ru

Ostashevsky Sergey Mikhailovich, Lecturer, Chelyabinsk State College of Food Industry and Trade, Candidate of Economic Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: osts82@yandex.ru

Petrova Victoria Sergeevna, Teacher, Chelyabinsk State College of Food Industry and Trade, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: petrovavs@ chgkipit.ru

Сведения для цитирования: Перевозова, О. В. Медиасреда как условие популяризации предпринимательской деятельности среди молодежи / О. В. Перевозова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 90-97.

УДК 004:334 ББК 65.012.1

МЕДИАСРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

О. В. Перевозова

Инновационное развитие профессиональных образовательных организаций предполагает постоянный поиск новых педагогических условий для совершенствования подготовки эффективных и успешных специалистов. Одним из таких условий является активное освоение медиасре-ды. В статье рассматриваются роль и значение медиасреды в продвижении и популяризации предпринимательской деятельности среди обучающихся. Представлен опыт работы ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» по продвижению идей предпринимательства в молодежной среде, показан опыт формирования медийных ресурсов по тематике предпринимательства. Приведен подробный анализ полученных результатов по итогам использования медийного ресурса как условия популяризации предпринимательской деятельности. В статье сформулированы возможные пути решения проблем популяризации предпринимательства в медиасреде. Показан опыт создания виртуальных профессиональных сообществ в масс-медийном ресурсе, в том числе в популярной среди молодежи социальной сети «ВКонтакте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.