Научная статья на тему 'Современные подходы к формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста'

Современные подходы к формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая грамотность / функциональная грамотность / старший дошкольный возраст / деньги / методологические подходы / financial literacy / functional literacy / senior preschool age / money / methodological approaches

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Владимировна Красноперова

В статье дана сущностная характеристика понятия «финансовая грамотность», рассмотрены нормативно-правовые документы, регламентирующие данный процесс, а также практические разработки, используемые дошкольными учреждениями для формирования необходимых представлений у детей дошкольного возраста. Финансовая грамотность, рассматривается как составляющая функциональной грамотности, и представляет собой непрерывное расширение совокупности знаний, навыков и стратегий действия, выстраиваемых людьми в соответствии с требованиями современного общества и непрерывно совершенствующимися финансовыми продуктами. Представлены материалы исследований специфики представлений современных детей старшего дошкольного возраста о финансовой сфере, в частности, о деньгах, их значимости и ценности. Обоснован выбор методологических подходов к формированию основ финансовой грамотности детей с учетом современных тенденций дошкольного образования и динамики развития ребенка-дошкольника. Автором выполнен анализ отечественного и зарубежного опыта организации финансового образования, а также условий, проблем и перспектив социально-экономического воспитания детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Владимировна Красноперова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to the formation of the financial literacy basics of senior preschool age children

The article gives an essential characteristic of the concept of “financial literacy”, considers the legal documents governing this process as well as practical developments used by preschool institutions to form the necessary ideas in preschool children. Financial literacy is considered as a component of functional literacy and is a continuous expansion of knowledge, skills and action strategies that people build in accordance with the requirements of modern society and continuously improving financial products. The paper presents research materials on the specifics of the ideas of modern senior preschool age children about the financial sector, in particular, about money, its significance and value. The choice of methodological approaches to the formation of the foundations of children’s financial literacy is substantiated taking into account modern trends in preschool education and the dynamics of the development of a preschool child. The author analyzed the domestic and foreign experience in organizing financial education as well as the conditions, problems and prospects for the socio-economic education of preschool children.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»

pravoohranitel'noj dejatel'nosti [Problems of law enforcement]. 2018. No. 3. 11-20 p. URL: https://cyberleninka.ru-/arti-cle/n/sotsialnaya-politika-rossiyskogo-gosudarstva-sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya.

9. Spravochnik kvalifikacionnyh trebovanij k special'nostjam, napravlenijam podgotovki, znanijam i umenijam, kotorye neobhodimy dlja zameshhenija dolzhnostej gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby s uchetom oblasti i vida pro-fessional'noj sluzhebnoj dejatel'nosti gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashhih (utv. Mintrudom Rossii) [Handbook of qualification requirements for specialties, training areas, knowledge and skills that are necessary for filling positions of the state civil service, taking into account the area and type of professional service activities of state civil servants (approved by the Ministry of Labor of Russia)]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219036/?ysclid= lemmhcvnx5278030098.

10. Tipovoj kodeks jetiki i sluzhebnogo povedenija gosudarstvennyh sluzhashhih Rossijskoj Federacii i munici-pal'nyh sluzhashhih (odobren resheniem prezidiuma Soveta pri Prezidente RF po protivodejstviju korrupcii ot 23 dekabrja 2010 g. (proto-kol №21)) [The Model Code of Ethics and Official Conduct of Civil Servants of the Russian Federation and Municipal Employees (approved by the decision of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on Combating Corruption dated December 23, 2010 (Protocol No. 21))]. URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_113505.

11. Federal'nyj zakon ot 27.05.2003 № 58-FZ «O sisteme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii» (v re-dakcii ot 05.12.2022) [Federal Law No. 58-FZ of 27.05.2003 "On the Public Service System of the Russian Federation" (as amended on 05.12.2022)]. URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_42413/528f4f20dfe14b9c5d88af30f1 ffa7ad2b22b283.

12. Federal'nyj zakon ot 27.07.2004 № 79-FZ «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii» (v redakcii ot 08.12.2020) [Federal Law No. 79-FZ of 27.07.2004 "On the State Civil Service of the Russian Federation" (as amended on 08.12.2020)]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/?ysclid=legoscbnrn930495704.

13. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12.08.2002 № 885 «Ob utverzhdenii obshhih principov sluzhebnogo povedenija gosudarstvennyh sluzhashhih» (red. ot 25.08.2021) [Decree of the President of the Russian Federation No. 885 dated 12.08.2002 "On Approval of the General Principles of Official Conduct of Civil Servants" (ed. dated 25.08.2021)]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 8140.

14. Frolov O.V. Cennosti professional'noj dejatel'nosti gosudarstvennyh sluzhashhih [Values of professional activity of civil servants]. Cennosti i smysly [Values and meanings]. 2017. No. 1(47). pp. 134-143. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsen-nosti-professionalnoy-deyatelnosti-gosudarstvennyh-sluzhaschih.

15. Chepljaev, V.L. Lichnostno-professional'naja gotovnost' gosudarstvennyh sluzhashhih [Personal and professional readiness of civil servants]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consulting]. 2016. No. 2 (96). pp. 55-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-professionalnaya-gotovnost-gosudarstvennyh-sluzhaschih.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

М.А. Дробот, старший преподаватель кафедры профсоюзного движения, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала Образовательного учреждения профсоюзов «Академия труда и социальных отношений», г. Оренбург, Россия, e-mail: [email protected] INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

M.A. Drobot, Senior lecturer, Department of Trade Union Movement, Humanities and Socio-Economic Disciplines of the Orenburg branch of the Academy of Labor and Social Relations, Orenburg, Russia, e-mail: [email protected]

УДК 373.24 Б01: 10.52772/25420291_2023_1_14

Ирина Владимировна Красноперова

г. Шадринск

Современные подходы к формированию основ финансовой грамотности детей

старшего дошкольного возраста

В статье дана сущностная характеристика понятия «финансовая грамотность», рассмотрены нормативно-правовые документы, регламентирующие данный процесс, а также практические разработки, используемые дошкольными учреждениями для формирования необходимых представлений у детей дошкольного возраста. Финансовая грамотность, рассматривается как составляющая функциональной грамотности, и представляет собой непрерывное расширение совокупности знаний, навыков и стратегий действия, выстраиваемых людьми в соответствии с требованиями современного общества и непрерывно совершенствующимися финансовыми продуктами. Представлены материалы исследований специфики представлений современных детей старшего дошкольного возраста о финансовой сфере, в частности, о деньгах, их значимости и ценности. Обоснован выбор методологических подходов к формированию основ финансовой грамотности детей с учетом современных тенденций дошкольного образования и динамики развития ребенка-дошкольника. Автором выполнен анализ отечественного и зарубежного опыта организации финансового образования, а также условий, проблем и перспектив социально-экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: финансовая грамотность, функциональная грамотность, старший дошкольный возраст, деньги, методологические подходы

14 ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ISSN 2542 0291

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023

Irina Vladimirovna Krasnoperova

Shadrinsk

Modern approaches to the formation of the financial literacy basics of senior preschool age children

The article gives an essential characteristic of the concept of "financial literacy", considers the legal documents governing this process as well as practical developments used by preschool institutions to form the necessary ideas in preschool children. Financial literacy is considered as a component of functional literacy and is a continuous expansion of knowledge, skills and action strategies that people build in accordance with the requirements of modern society and continuously improving financial products. The paper presents research materials on the specifics of the ideas of modern senior preschool age children about the financial sector, in particular, about money, its significance and value. The choice of methodological approaches to the formation of the foundations of children's financial literacy is substantiated taking into account modern trends in preschool education and the dynamics of the development of a preschool child. The author analyzed the domestic and foreign experience in organizing financial education as well as the conditions, problems and prospects for the socio-economic education of preschool children.

Keywords: financial literacy, functional literacy, senior preschool age, money, methodological approaches

Введение. Актуальность. Дошкольное детство - важнейший период становления человека, определяющий всю его дальнейшую жизнедеятельность. Особенности возрастного развития ребенка-дошкольника обуславливают необходимость специфического психолого-педагогического сопровождения, являются сферой интересов научного и педагогического сообщества, исследующего закономерности развития и воспитания растущего человека.

Ребенок дошкольного возраста - неповторимая индивидуальность, которая развивается, получает социальный опыт и впечатления, проявляет свои интересы, желания и потребности в самом начале своего жизненного пути. Дошкольник открывает для себя окружающий мир, накапливает разнообразные впечатления и индивидуальный опыт, приобретает первичные знания об устройстве общества и, в том числе, вступает в социально-экономические отношения. Именно в период дошкольного детства начинается формирование первых представлений о сфере финансов и о ее базовых составляющих (трудовые отношения, деньги, стоимость, цена, покупка, продажа и др.). В раннем возрасте приобретаются финансовые умения и навыки, которые в будущем обеспечат стартовые возможности для достижения финансового благополучия. Соответственно, от успешности отдельных людей, вкладывающих свои денежные средства в национальные экономики, зависит, в конечном счете, и благополучие мегаэкономики (мировой экономической системы).

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании использования комплекса методологических подходов в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста, а также в рассмотрении сущностной характеристики феномена финансовая грамотность применительно к дошкольной дидактике.

Сделанный акцент на нормативно-правовой базе, а также на анализе практических разработок, с одной стороны, подчеркивает актуальность рассматриваемой темы, с другой, доказывает необходимость и возможность формирования финансовой грамотности на этапе дошкольного возраста.

Цель исследования: рассмотреть сущностную характеристику феномена «финансовая грамотность», обосновать возможность формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием методологических подходов: системного, аксиологического и средово-дея-тельностного.

Обзор литературы. Рассматривая понятие финансовая грамотность, мы обратились к анализу психолого-педагогических исследований, изучающих разные ее аспекты.

Большинство педагогов и психологов считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в различных сферах жизни, тем раньше возможно формирование полезных финансовых навыков. Финансовая грамотность, как и любая другая, достигается в течение продолжительного периода времени.

Как показывают психолого-педагогические исследования ученых А.Ф. Аменда, А.В. Бояринцевой, Л.Н. Галкиной, Л.А. Голуб, А.В. Петровского, А.А. Смоленцевой, А.Д. Шаговой и др., при обучении детей дошкольного возраста финансовой грамотности главная образовательная и воспитательная задача - дать первичные финансовые представления и сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам и обращению с ними [3].

Формирование у дошкольников представлений о ценности денег длительное время не было предметом исследований отечественной дошкольной педагогики. Проблема финансового воспитания детей дошкольного возраста стала активно разрабатываться лишь с 90-х годов ХХ века. В настоящее время выделены некоторые подходы к определению задач и содержания формирования финансово-экономических представлений у детей дошкольного возраста (Л.Н. Галкина, О.В. Дыбина, Е.А. Курак, Е.А. Сидякина, А.А. Смо-ленцева, А.Д. Шатова и др.). Авторы единодушны в том, что дошкольные образовательные организации закладывают азы экономических знаний, а изучение финансовых процессов происходит непрерывно на протяжении всей жизни человека [1;2].

Исследовательская часть.

В современных педагогических исследованиях ребенок дошкольного возраста традиционно рассматривается с позиции субъекта - носителя определенной активности, потребности в деятельности. Отечественные философские и психологические словари содержат определения субъекта, как источника познания и преобразования действительности. У дошкольника отношение к окружающему миру формируется и выражается через деятельность. Современные дети старшего дошкольного возраста имеют ценностные ориентации, связанные с миром взрослых, достаточно хорошо ориентируются в социальных категориях. Механизм обучения детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности представляет собой единство формирования финансовых представлений, умений и привычек поведения, а также ценностного отношения к определённым нравственным категориям.

Финансовая грамотность - универсальная категория, не имеющая географических и политических границ, представляющая собой результат финансового образования, необходимого для обеспечения принятия адекватных финансовых решений, как основы успешной жизнедеятельности.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния [4]. Для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности в Стратегии отмечается необходимость продолжения разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой грамотности для уровня дошкольного образования, а также для системы дополнительного образования.

Федеральный центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий в 2018 году осуществил анализ успешных региональных практик изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях. Исследования в форме социологического опроса проведены в 45 субъектах РФ, в выборку включены 210 ДОО. Обзор и анализ дошкольных организаций, включивших в образовательный процесс занятия по финансовой грамотности, позволили получить предварительные результаты. В 72% ДОО мероприятия финансовой грамотности проводятся педагогами с использованием собственных или сторонних методических разработок. Востребованными являются программа авторского коллектива Волгоградского социально-педагогического колледжа «Приключение кота Белобока или экономика

16

для малышей» (в 40% ДОО) и международный проект «Афлатун»: социальное и финансовое образование детей» (в 15% ДОО).

По результатам проведенного анализа разработаны «Методические рекомендации для педагогических работников ДОО по организации изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях», содержащие подходы к организации изучения основ финансовой грамотности в ДОО и материалы (технологии, средства, материально-техническое обеспечение), которые могут быть использованы при реализации программ, созданных дошкольными образовательными организациями. Данные методические рекомендации, представляющие собой обоснование современных научно-дидактических подходов к организации изучения основ финансовой грамотности в ДОО, могут служить ориентирами при разработке авторских педагогических проектов и включении их в образовательный процесс дошкольных организаций.

Необходимо отметить, что кроме ДОО-участников программы «Финансовая грамотность дошкольников», имеющих статус базовых инновационных площадок, и другие дошкольные учреждения регионов России приступили в последние годы к реализации в образовательном процессе различных аспектов финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. При этом во многих ДОО за основу принята разработанная совместно Министерством образования и науки РФ и Центральным банком РФ примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» [5]. Данная программа имеет своей целью помочь детям пяти - семи лет войти в социально-экономическую жизнь и ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания, в процессе которого дошкольники начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие. Предусмотрена возможность реализации цели и задач программы как в течение одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах), при этом рекомендован оптимальный режим работы с детьми по программе - не реже одного раза в месяц.

В различных регионах РФ созданы базовые инновационные площадки проекта «Финансовая грамотность дошкольников», имеющие вариативные названия: экспертная пилотная площадка, муниципальная опорная площадка, краевая опорная площадка, базовая площадка по финансовой грамотности дошкольников и др. В дошкольных образовательных организациях ряда регионов разработаны и апробированы образовательные курсы по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023

Проведенный нами анализ практических разработок, осуществленных педагогическими коллективами дошкольных организаций в регионах, подтвердил возрастающее внимание к проблеме финансовой грамотности детей в системе дошкольного образования. Рассмотрение экспериментальных данных, полученных в различных ДОО, представляется необходимым и достаточным, подтверждающим доступность детям старшего дошкольного возраста базовых финансово-экономических положений. Успешная реализация процесса финансово-экономического обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста возможна при обязательном участии в нем родителей (законных представителей) дошкольников, поскольку сформировать прочные основы финансовой грамотности только в условиях ДОО невозможно. Обобщение экспериментальных данных различных ДОО является необходимым и достаточным условием, подтверждающим доступность финансово-экономических представлений детям дошкольного возраста. Проведенный анализ программ, разработанных на основе положений ФГОС дошкольного образования, позволяет обобщить их основные характеристики.

Основными задачами программ формирования основ финансовой грамотности у дошкольников названы становление первичных финансово-экономических компетенций и навыков, а также воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, определяющих рациональное поведение в реальных финансово-экономических ситуациях. Специфика организации занятий определяет следующие условия их проведения: непродолжительность, доступность, интегративность, возможность практического применения финансового контента.

Таким образом, выявление наиболее эффективных форм и методов повышения финансовой грамотности дошкольников представляется нам перспективным направлением современных исследований в области дошкольного образования. Финансовое образование ребенка закладывает базис успешного будущего.

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное финансовое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных финансово-экономических отношениях. Дошкольники не смогут освоить эту область самостоятельно, но, занимаясь вместе с педагогами и родителями, получат необходимые финансовые знания и представления о роли финансов в обществе.

Очевидно, необходимо знакомить детей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как след-

ствие - комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Актуальность нашего исследования объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, а также острой потребностью в воспитании дошкольников полноценно развитыми личностями, гармонично сочетающими в себе интеллектуальные и нравственные качества.

Финансовую грамотность детей дошкольного возраста представляется целесообразным рассматривать в контексте функциональной грамотности, необходимость овладения которой в 21 веке обуславливает осуществление инновационных изменений всей системы современного непрерывного образования. Функциональная грамотность - это способность использовать приобретенные знания, умения, компетенции, ценности, стратегии поведения для решения жизненных задач в различных ситуациях. По соглашению ведущих экспертных образовательных сообществ выделены шесть составляющих функциональной грамотности: читательская, естественно-научная, финансовая, математическая, гражданская и ИКТ-грамотность.

Финансовая грамотность, как составляющая функциональной грамотности, представляет собой непрерывное расширение совокупности знаний, навыков и стратегий действия, выстраиваемых людьми в соответствии с требованиями современного общества и непрерывно совершенствующимися финансовыми продуктами. Нами разделяются концептуальные идеи организаторов международного исследования PISA, в частности, их определение области оценки финансовой грамотности. Суть понятия «финансовая грамотность» выражается в понимании ее, как личной финансовой грамотности, которая связана не с теоретическими экономическими понятиями (теория рыночных структур, теория спроса и предложения и др.), а заключается в понимании, управлении и планировании своих собственных, личных и семейных финансовых дел. Представляется, что результаты освоения дошкольниками финансовых понятий и навыков могут интерпретироваться, как часть формирования функциональной грамотности: грамотное отношение к деньгам - начальные навыки финансового планирования - культивирование нравственно-этических привычек, способствующих успешному управлению личными финансами [3].

Приобщение детей к основам финансовой грамотности должно исключать возможность перегрузки их сложными терминами, деталями работы финансовых механизмов и другими аспектами финансовой сферы. Нам представляется, что задачи изучения финансового контента объективно целесообразно реализовывать в игре, поскольку игровая деятельность со сверстниками, живое общение - ведущая деятельность ребенка-дошкольника.

Блок финансово-экономических наук объединяет направления исследований, общими характеристиками которых, наряду с другими, являются

практическая направленность, ориентация на конкретные финансовые показатели и результаты. Материальной мерой значимости (средством измерения) самых разнообразных составляющих человеческой деятельности на сегодняшний день являются деньги, как всеобщий эквивалент любого продукта (товара или услуги). Особо значимым, при этом является правильный выбор научно-методологических подходов, который должен лечь в основу практических разработок для детей дошкольного возраста по финансовой грамотности.

Методологические основания обуславливают тип, сущность и специфику любой рассматриваемой проблемы. Их определение способно выявить стратегическое направление исследования и решать не только теоретические, но и практико-ори-ентированные задачи.

В соответствии со спецификой исследуемого феномена, определим методологическое основание данного процесса, которое представлено в трех плоскостях: общенаучная - системный подход; конкретно-научная - аксиологический подход и технологическая - средово-деятельностный подход. Раскроем дефинитивно-сущностную характеристику каждого из них.

Основной функцией системного подхода является осмысление общего направления движения научного познания. Кроме того, он предоставляет возможность для эффективной реализации более конкретных подходов. Различные интерпретации понимания сущности данного подхода представлены в научных трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Бес-палько, В.И. Загвязинского, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластёнина и др.

Ключевым аспектом, с которым непосредственно связана реализация системного подхода, является определение «система», которое понимается как множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющая собой определенное целостное образование, единство [4]. Реализация системного подхода, в рассматриваемом нами явлении, означает формирование когнитивной сферы личности (финансово-экономические представления), выработка правильного прагматичного отношения к финансовым категориям (финансы, экономия, деньги, реклама и др.), а также понимание неразрывной связи этих категорий с трудовой деятельностью взрослых. Кроме того, следует отметить, в дошкольных образовательных организациях в образовательную программу наряду с обязательной частью входит часть, формируемая участниками образовательных отношений, спроектированная с учетом рекомендаций ФГОС ДО. Это дает основание говорить о системе управляемой интеграции приобретаемых дошкольниками знаний и умений в области финансовой грамотности. В эти интеграционные процессы, должны быть включены все педагоги и специалисты ДОО, а также социальные партнеры дошкольного учреждения.

Аксиологический подход представлен трудами Э. Гартмана, Е.А. Казаевой, З.Г. Нигматова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластёнина, Е.В. Яковлевой. К рассмотрению проблемы формирования у дошкольников ценностного отношения к труду и ценностям, образованным в результате трудовой деятельности, следует подойти задолго до того, как он сам начнет их создавать. Так начинается финансовое становление личности и воспитание культуры взаимоотношений человека и денег (содержательное, организационное, социокультурное).

Всем, кто работает над проблемой финансовой грамотности населения, независимо от образовательного уровня (начина с дошкольного), следует принять во внимание, что проектирование образовательного процесса должно выстраиваться с учетом конкретных условий взаимодействия дошкольника с социально-культурным миром.

Данный подход подчеркивает ценность уникальности становления финансово-благополучной личности на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи и взаимовлияния. В связи с этим можно выделить функцию ДОО хранителя культуры, способного транслировать «правильные» культурные образцы детям старшего дошкольного возраста.

Данный подход опирается на учение о природе ценностей, определяющих мотивацию и направленность человеческой деятельности.

Средово-деятельностный подход предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды дошкольной образовательной организации в формировании у дошкольников финансовой грамотности. Сочетание двух, достаточно распространенных, методологических подходов определяется следующим: во-первых, среда определяет предметный, социальный, культурный мир, в котором проживает ребенок и через который познает окружающую действительность, во-вторых, финансовая грамотность способна сформироваться только в деятельности, при чем особая роль здесь принадлежит интеграции образовательных областей.

Основные положения первой части рассматриваемого нами подхода - средового, представлены в исследованиях В.Я. Барышникова, В.А. Левина, Ю.С. Мануйлова, В.И. Слободчикова и др. Применительно к задачам нашего исследования организация образовательного пространства требует создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение детей к финансовой культуре.

Достигается такая организация за счет привнесения в среду, а также акцентирования в ней разнообразных предметов искусства, быта, традиционных и нестандартных дизайнерских решений, которые могут быть включены в разнообразные виды детской деятельности, что и объединяет его со второй частью изучаемого нами сочетания методологического подхода.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023_2542-0291

Деятельностный подход широко рассматривается в современных исследованиях, приведем лишь часть значимых для нас работ, указав их авторов: К.А. Абдульханова, А.В. Брушлинский, В.А. Сла-стёнин, Г.В. Сороковых и др.). Исследования этих авторов позволяют изучить и описать особенности функционирования субъектов образовательного процесса, раскрыть характеристики и этапы их взаимодействия, выявить пути оптимизации процесса формирования у дошкольников финансовой грамотности. Субъект, управляющий образовательным процессом (педагог, родитель), способен выполнять систему действий по превращению предметно-развивающей среды в средство достижения задуманного образовательного результата. В нашем случае, взрослый не только активно взаимодействует с ребенком, но обеспечивает формирование необходимых финансовых представлений, способствующих самостоятельному или совместно со взрослым изучению объектов материального и духовного мира.

Интеграция двух данных подходов позволила нам ввести в исследование средово-деятельност-ный подход, который в нашей работе основывается на процессе формирования у дошкольников ценностного отношения к труду взрослого, материальному и духовному миру, который создается в результате этого труда.

При таком обучении дошкольников целесообразно опираться на рациональный выбор проблемных ситуаций, моделирующих отношение к культуре обращения с финансами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Определения термина «финансы» использованы в таких публичных нормативных источниках, как Гражданский, Трудовой, Налоговый, Бюджетный, Семейный кодексы. В зарубежной научной и учебной литературе общие определения финансов обычно отсутствуют, финансы трактуются довольно широко и обычно конкретизируется, о каких финансах идет речь: публичных, корпоративных или личных финансах.

Понятия «деньги» и «финансы» являются взаимосвязанными, они часто используются в различных сферах человеческой деятельности в качестве синонимов. Например, «финансировать» и «снабжать денежными средствами».

Заключение. Таким образом, рассмотренные современные подходы научной дошкольной педагогики к финансовому образованию и особенности формирования основных категорий проблемы, обуславливают возможность формирования у детей старшего дошкольного возраста компетентности, заключающейся в овладении ими элементарными финансовыми представлениями и умениями, мотивами осуществления деятельности в области финансов с учётом ценностных ориентаций. Разработка системы формирования основ финансовой грамотности дошкольников представляется нам достаточно сложным и многовариантным процессом, в котором финансовые понятия и умения формируются с помощью специального содержания используемых педагогами ДОО методик и методических приемов, как инструментария процесса реализации поставленной педагогической цели.

1. Галкина, Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей дошкольного возраста : дисс. к.п.н: 13.00.07. / Л.Н. Галкина. - Челябинск, 1999. - 179 с. - Текст: непосредственный.

2. Дыбина, О.В. Подготовка будущих специалистов дошкольного профиля к ознакомлению детей с предметным миром: Монография. / О.В. Дыбина - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 96 с. - Текст: непосредственный.

3. Красноперова, И.В. Взаимодействие ДОО и семьи в формировании финансово-экономических представлений дошкольников / Л.И. Пономарева, И.В. Красноперова. - Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология. - Научный журнал : - Ялта : РИО ГПА, 2022. - Вып.76. - Ч. 4. - С. 269-272.

4. Кутырева, А.В. Игровые технологии в формировании финансово-экономических представлений дошкольников / А.В. Кутырева, Л.И. Пономарева, И.В. Красноперова - Текст: непосредственный // Проблемы социальной сферы и образования: история, современность, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 18 мая 2022 г. / Шадр. гос. пед. ун-т, отв. ред. О.В. Вакуленко, ред. кол. О.В. Вакуленко, Ю.О. Галущинская. - Электрон. текст. дан. (1,19 Мб). -Шадринск : ШГПУ, 2022. - С.41-47.

5. Рутковская, Е.Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий / Е.Л. Рутковская. - Текст: непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. -Т.1, - 4 (61). -С. 98-111.

6. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской федерации на 2017-2023 годы (Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 г. №2039-р). - URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-25092017-n-2039-r/strategiia-povysheniia-finansovoi-gramotnosti-v. - Текст: электронный.

7. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5-7 лет. / Министерство образования и науки Российской Федерации, Банк России. - Текст: непосредственный. - URL: http://t880248.dou.obrazovanie33.ru/upload/site_files/ - Режим доступа: свободный.

REFERENCES

1. Galkina, L.N. Formirovanie jelementarnyh jekonomicheskih znanij u detej doshkol'nogo vozrasta :diss. k.p.n: 13.00.07. [Formation of elementary economic knowledge in preschool children: dissertation PhD: 13.00.07]. - Cheljabinsk, 1999. 179 p.

2. Dybina, O.V. Podgotovka budushhih specialistov doshkol'nogo profilja k oznakomleniju detej s predmetnym mirom: Monografija. [Preparation of future preschool specialists to familiarize children with the subject world: Monograph] Moscow: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2005. 96 p.

3. Krasnoperova, I.V. Vzaimodejstvie DOO i sem'i v formirovanii finansovo-jekonomicheskih predstavlenij doshkol'nikov [Interaction of preschool and family in the formation of financial and economic representations of preschoolers]. Problemy sovremennogo pedago-gicheskogo obrazovanija. Ser. : Pedagogika ipsihologija [Problems of modern pedagogical education. Ser. : Pedagogy and psychology]. Nauchnyj zhurnal : Jalta : RIO GPA, 2022. V.76. Ch. 4. pp. 269-272.

4. Kutyreva, A.V. Igrovye tehnologii v formirovanii finansovo-jekonomicheskih predstavlenij doshkol'nikov [Gaming technologies in the formation of financial and economic representations of preschoolers]. Problemy social'nojsfery i obrazovanija: istorija, sovremennost', perspektivy: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., 18 maja 2022 g. [Problems of the social sphere and education: history, modernity, prospects: materials of Vsros. scientific and practical conference, May 18, 2022]. Shadr. gos. ped. un-t, otv. red. O.V. Vakulenko, red. kol. O.V. Vakulenko, Ju.O. Galushhinskaja. - Jelektron. tekst. dan. (1,19 Mb). Sha-drinsk : ShGPU, 2022. pp. 41-47.

5. Rutkovskaja, E.L. Finansovaja gramotnost' kak komponent funkcional'noj gramotnosti: podhody k razrabotke uchebnyh zadanij [Financial literacy as a component of functional literacy: approaches to the development of educational tasks]. Otech-estvennaja i zarubezhnaja pedagogika [Domestic and foreign pedagogy]. 2019. T.1, no. 4 (61). pp. 98-111.

6. Strategija povyshenija finansovoj gramotnosti v Rossijskoj federacii na 2017-2023 gody (Rasporjazhenie Pra-vitel'stva RF ot 25.09.2017 g. №2039-r) [Strategy for Improving Financial Literacy in the Russian Federation for 2017-2023 (Decree of the Government of the Russian Federation No. 2039-r dated 25.09.2017)]. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravi-telstva-rf-ot-25092017-n-2039-r/strategiia-povysheniia-finansovoi-gramotnosti-v.

7. Jekonomicheskoe vospitanie doshkol'nikov: formirovanie predposylok finansovoj gramotnosti. Primernaja parcial'naja obrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija [Economic education of preschoolers: formation of prerequisites for financial literacy. An approximate partial educational program of preschool education]. Dlja detej 5-7 let. / Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii, Bank Rossii. URL: http://t880248.dou.obrazovanie33.ru/upload/site_files.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

И.В. Красноперова, аспирант, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шад-ринск, Россия, e-mail: [email protected]. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

I.V. Krasnoperova, Graduate Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].

УДК 373.21 Б01: 10.52772/25420291_2023_1_20

Светлана Александровна Якоб г. Сургут

Педагогические условия формирования ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования - представить процесс организации формирующего этапа экспериментальной деятельности по формированию ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с выделенными педагогическими условиями. В статье раскрываются аспекты организации экспериментальной деятельности по формированию ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста (на примере реализации модуля «Духовная культура» региональной парциальной программы для детей 5-7 лет «Наследие Югры: на пути к истокам» (далее - Программа). Анализ планирования образовательной деятельности с дошкольниками по проблеме исследования, проведенный на констатирующем этапе эксперимента свидетельствует о том, что реализация задач по формированию ценностного отношения к культуре родного края в ДОО осуществляется путем включения регионального содержания в структуру познавательных занятий и в образовательную деятельность в режимных моментах. При этом, отмечается, что такие разделы как «Духовная культура ХМАО - Югры» во многих ДОО региона слабо представлены в основной общеобразовательной программе ДОО (далее - ООП ДОО) либо практически отсутствуют. Данные результаты послужили основанием для глубокой работы по формированию у детей 5-7 лет не только представлений о духовной культуре, но и ценностного отношения к ней. Научная новизна исследования заключается в раскрытии основных аспектов организации образовательной деятельности с детьми 5-7 лет по формированию у них ценностного отношения к культуре родного края (на примере реализации модуля «Духовная культура» Программы). В результате исследования автор приходит к выводу, что организованная экспериментальная работа по данному направлению с применением заявленного педагогического условия, которое заключается в интеграции использования традиционных и электронных образовательных ресурсов, способствует проявлению интереса к духовной культуре ХМАО - Югры; развитию ценностных ориентаций к народному фольклору и произведениям писателей и поэтов Югры; развитию способности эстетического восприятия объектов декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси и др.

Ключевые слова: родной край, культура, ценностное отношение к культуре родного края, духовная культура, нематериальное культурное наследие, дети старшего дошкольного возраста, педагогические условия, традиционные и электронные образовательные ресурсы.

~Т ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 20_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.