Формирование этнополитической культуры населения в контексте модернизации регионального управления этнополитическими процессами (на примере Оренбургской области)
О.Н. Максимова, к.полит.н., Оренбургский ГАУ
Оренбургская область — один из крупнейших регионов Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Область имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном и Челябинской областью на севере, с Казахстаном — на востоке и юге, Самарской областью — на западе. Протяжённость государственной границы с Республикой Казахстан — 1876 км. Статус Оренбургской области определяется Конституцией Российской Федерации и уставом области.
Законодательная власть в Оренбургской области осуществляется народом — посредством референдума и Законодательным собранием Оренбургской области. Законодательный (представительный) орган государственной власти — Законодательное собрание Оренбургской области — является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Оренбургской области. Является однопалатным. Законодательное собрание Оренбургской области состоит из 47 депутатов, которые избираются в соответствии с законом области о выборах депутатов Законодательного собрания. В Оренбургской области установлена система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти
Оренбургской области — правительством Оренбургской области. Высшим должностным лицом в Оренбургской области является губернатор области. Основным содержанием деятельности органов государственной власти Оренбургской области является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития области в интересах населения.
В контексте проектирования региональных этнокультурных процессов необходимо рассматривать регион и как определённую духовнокультурную общность, которая во многом определяется этнокультурным составом территории и её историко-культурным потенциалом, но не исчерпывается ими. По этому критерию можно достаточно отчётливо увидеть специфику больших региональных сообществ, отличающихся друг от друга не только традициями, но и «образами мира». Последний признак региональности необходимо выделять в качестве самостоятельного критерия при анализе ситуации и определении стратегических направлений развития этнокультурной жизни. При этом следует иметь в виду, что как этнические, так и национальнокультурные факторы, способствуя интеграции общностей, одновременно дифференцируют их, замыкая культурное развитие границами этноса или определённой территории. Духовно-
культурная интеграция имеет преимущественно надэтнический характер и может служить в этой связи соединительным компонентом культуры. Она снижает уровень социокультурной и политической напряжённости, обеспечивает устойчивость и относительную гармонию духовного единства и дифференциации, обособления и взаимодействия. Поэтому на уровне отдельной территории необходимо обозначить оптимальный вариант национально-этнических и духовнокультурных ориентаций, тенденций и способов самоопределения и самореализации основных социальных групп и категорий населения. Все составляющие региона взаимозависимы, взаимосвязаны: человек, его культура, характер жизнедеятельности неразрывно связаны со средой обитания, её природным и историко-культурным содержанием. Полиэтничность региональных социумов стимулирует как на уровне межличностного общения, так и на межгрупповом и институциональном (управленческом) уровнях способы этнокультурного взаимодействия и межэтнической интеграции, обеспечивающие бесконфликтное сосуществование этнических групп в качестве условия решения задач, стоящих перед региональным сообществом в целом.
Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. еще раз подтвердили, что Оренбургская область в связи со своим расположением, отдельными историческими и экономическими особенностями является многонациональным регионом. За межпереписной период наша область стала более многонациональной. По итогам переписи 2010 г., в области проживают представители 126 этнических групп населения (в 2002 году — 119 национальностей) [1].
Фактор полиэтничности населения области должен непременно учитываться в процессе внедрения региональных управленческих технологий. Результаты социологических исследований, проведённых в Оренбургской области, свидетельствуют о том, что для оренбуржцев этнические различия стоят не на последнем месте. К примеру, на вопрос, по каким группам в России более всего различаются люди, 27,5% респондентов ответили: по народам, национальностям, этническим группам, а 23,9% считают такими группами приезжих и местных, т.е. «свой», «чужой». Проблема этничности является устойчиво значимой для оренбуржцев. К примеру, по данным предыдущих исследований, национальная принадлежность была очень значима в 2004 г. для 24% опрошенных и значима для 45% респондентов, в 2005 г. 24% и 46% соответственно, в 2006 г. 26% и 48% соответственно [2]. Именно поэтому трудно не согласиться сегодня с исследователями Э. Паиным, Л. Гудковым, Л. Дробижевой в том, что «никаких признаков того, что этничность теряет значение в усло-
виях глобализации, не видно» [3]. Основными маркерами, определяющими то, что роднит человека с представителями его национальности, по-прежнему являются традиции, обычаи, культура, язык, общность исторической судьбы, национальный характер. Именно на них обычно указывают респонденты различных этнических групп. Что касается религиозных различий в регионе, то здесь наблюдается определённый негативизм к появлению последователей разных новых религий. 42,3% считают, что нужен определённый контроль, а 10,2% респондентов полагают, что распространение новых для региона религий следует ограничить, 16,7% считают это явление нормальным, а 25,0% относятся нейтрально. Отрицательные чувства у людей вызывают асоциальные группы населения, такие, как скинхеды (17,3%), наркоманы (10,3%), бомжи, бродяги (10,0%), националисты (7,7%). Из религиозных групп негативизм проявляется к сектантам — 6,0%, а из представителей этнических общностей респонденты относятся отрицательно к цыганам — 8,0%, таджикам — 4,3%, кавказцам — 3,0%, казахам — 2,7%. На фоне общероссийских показателей можно было бы говорить о достаточно высокой толерантности оренбуржцев. По итогам социологических исследований, проведённых в июле 2008 г., самая высокая степень неприязни выявлена по отношению к чеченцам — 18,0%, таджикам — 7%, казахам — 6%, узбекам — 6%, грузинам — 5%.
Как правило, о фактах унижения или оскорбления людей на основании их религии, национальности 60,7% опрошенных оренбуржцев узнают из СМИ, в основном телевидения, 25% — из Интернета, 40,6% — из рассказов других людей или надписей на заборах и в общественных местах. Только 21,7% респондентов указали, что сами были очевидцами таких случаев. На то, что отношения между национальностями в регионе складываются хорошо, указывают в своих ответах 46,1% опрошенных, «бывает по-разному» ответили — 44,6% респондентов. 2,8% оренбуржцев характеризуют межэтнические отношения как плохие. Отмечается вполне терпимое отношение старожильческого населения к мигрантам. 33,6% респондентов характеризуют отношения между местными жителями и приезжими как хорошие, 53,8% участников опроса указывают на то, что бывает по-разному. Плохое отношение к приезжим зафиксировано в ответах 2,6% респондентов. Таким образом, межнациональная рознь беспокоит только 5,1% опрошенных. В основном оренбуржцы обеспокоены такими проблемами, как: материальное благополучие — 55,4%, проблемы здравоохранения — 18,2%, проблемы экологии — 11,9%, проблемы трудоустройства — 10,4%, проблемы наркозависимости — 6,1% и т.д.
Результаты многолетних исследований свидетельствуют о том, что оренбуржцы идентифицируют себя прежде всего с политическим сообществом (гражданин России или сограж-данством). И результаты данного исследования подтверждают это. Принадлежность к России ощущают в сильной степени 51,4% опрошенных оренбуржцев, такое чувство принадлежности возникает в некоторых ситуациях у 31,6% россиян. Оренбуржцы охотно ощущают принадлежность к России, так как 49,1% опрошенных родились в этой стране; Оренбуржье — это регион, часть России, где они живут, — 20,1%; гордятся Россией — 8,5%. Лишь 6,4% ощущают свою принадлежность к России, потому что в стране живут люди их национальности. Вместе с тем 58,7% опрошенных, не отрицая своей национальной принадлежности, утверждают: «Моя национальность — россиянин», а 32,8% готовы признать это, если они находятся в другой стране. Вместе с тем лишь 26,2% респондентов согласны с тем, что граждане Российской Федерации — это российская нация. Для этого потребуется несколько лет или десятки лет, так полагают 7,7% и 12,5% опрошенных соответственно. 39,2% считают, что в условиях России российская нация возникнуть не может. Пропаганда российской нации не мешает сохранению в стране традиционных культур и языков, полагают 61,6% опрошенных в г. Оренбурге, и лишь 17,2% имеют противоположное мнение. Проблемы этнокультурного развития многонационального региона являются значимыми для оренбуржцев. Сохранение родных языков, национальной культуры — это приоритетные направления в деятельности власти и институтов гражданского общества в регионе. 52,9% респондентов полагают, что в России осуществляется государственная поддержка различных языков и культур, 22,3% утверждают, что поддерживаются, но только некоторые из них, 4,3%, ответили отрицательно. Большинство опрошенных (75,3%) считают, что и в дальнейшем такая государственная поддержка нужна. Особое внимание оренбуржцы обращают на то, что необходимо развитие фольклора своего народа (устное народное творчество, танцы, песни, театральные представления) — 87,8%. Условия для удовлетворения национально-культурных этнических общностей в регионе имеются, 72,0% оренбуржцев ответили, что в регионе доступна на иных языках, кроме русского, художественная литература, газеты, журналы, радио, телевидение. Доступно и школьное образование на языках этнических групп, населяющих Оренбургскую область, кроме русского (60,9%). Социологические данные подтверждают истинное положение дел в развитии этнокультурных этнических общностей в регионе, где изучаются родные языки, издаются газеты на национальных языках, имеет место
сеть теле- и радиопередач, электронных СМИ. Оренбуржцы знают об этом: 89,4% утверждают, что в регионе есть музеи, культурные центры, связанные с культурой народов России, и только 1,9% ответили нет, а 8,7% — затруднились ответить [4].
По данным на конец 2011 г., в области создано и действует 131 национальное общество, в том числе 74 организации официально зарегистрированы в органах юстиции, остальные 58 обществ действуют без регистрации. Свои национально-культурные объединения имеют представители 24 этнических общностей.
В 2011 г. в области действовало 374 зарегистрированные религиозные организации, представляющие 18 конфессий. Самыми многочисленными и доминирующими в регионе являются православие (205 организаций) и ислам (97 объединений). Протестантизм является третьим по численности вероисповеданием, объединяющим 11 деноминаций (баптисты, адвентисты, пятидесятники, мормоны, меннониты, лютеране и др.) и насчитывающим 57 организаций. Остальные конфессии (католики, старообрядцы, Армянская апостольская церковь и Православная автономная церковь) малочисленны и представлены 1—5 организациями.
Как показывают социологические исследования, проведённые осенью 2011 г., 89% опрошенных оренбуржцев положительно относятся к религии, православными себя называют 58% респондентов (по России — 62%), мусульманами — 21% (8%), «в Бога верю, но не отношу себя к какому-либо исповеданию» — ответили 10% (14%), неверующими обозначили себя только 3% (15%). Политика власти по отношению к религиозным организациям обретает все более чёткий и продуманный характер. Одним из направлений деятельности региональных органов власти является установление социального партнёрства государства и религиозных организаций. С епархией РПЦ и Оренбургским ДУМ министерством культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области заключены соглашения о сотрудничестве. Социологические исследования свидетельствуют о том, что в Оренбуржье сохраняется спокойная межнациональная обстановка. Большинство респондентов (48%) оценивают межнациональные отношения в территориях проживания как хорошие. Вместе с тем 36% отмечают, что при внешнем спокойствии ощущается некоторая напряжённость, 11% считают отношения напряжёнными. Причины межнациональной напряжённости 31% респондентов видят в неуважительном, порой вызывающем поведении приезжих. По мнению 20% оренбуржцев, межнациональная напряжённость связана с ухудшением ситуации на рынке труда и приезжие виноваты в том, что жить стало
тяжелее. 17% считают, что власти недостаточно занимаются решением межнациональных проблем, и 15% указали на отсутствие равенства людей разных национальностей перед законом. Несмотря на то что 57% участников опроса в той или иной степени лично сталкивались с проявлениями негативного отношения к людям своей национальности, более половины (54%) опрошенных не испытывает недоброжелательного отношения к представителям других национальностей (2010 г. — 50%). Следует отметить, что на 7% (с 43% до 36%) сократилась доля жителей области, испытывающих негативные чувства к представителям иных этнических общностей [5].
Повышению этнокультурного имиджа региона способствует реализация проекта «Национальная деревня». Основной целью создания «Национальной деревни» явилась дальнейшая гармонизация всего комплекса межэтнических отношений, развитие принципов толерантности и уважения к самобытным национальным культурам всех этнических групп, населяющих область, а также создание системы профилактики экстремизма и ксенофобии. Регулирование этнополитических процессов не представляется возможным в рамках локального регионального пространства, в этой связи региональный опыт может быть учтён в контексте общероссийской этнополитической модернизации. В этой связи анализ особенностей межэтнической ситуации Оренбургской области позволяет выработать рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления по повышению эффективности этнонациональной политики и оптимизации межэтнической ситуации в России и в Оренбургской области.
1. В целях предупреждения конфликтов, дискриминации, ксенофобий необходимо реанимировать федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и противодей-
ствия экстремизму» с последующей разработкой и принятием аналогичных программ в регионах России.
2. Разработать и принять программу «Этнокультурное развитие народов России».
3. В целях проведения мониторинга этнокультурной и религиозной ситуации использовать опыт «Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов».
4. С учётом изменений, произошедших за последние десятилетия в российском обществе, утвердить в новой редакции Концепцию государственной национальной (этнической) политики РФ.
5. Рекомендовать Государственной Думе РФ разработать и принять закон РФ «Об основах государственной этнонациональной политики в РФ».
В процессе формирования этнополитической культуры населения Оренбургской области представляется целесообразным сохранение этнокультурного многообразия в едином региональном пространстве на основе апеллирования к цивилизованным нормам культуры и уважения, ориентации на соблюдение принципов законности конституционных положений, которые позволят каждому человеку вне зависимости от национальности быть защищённым нормами права.
Литература
1. Национальный состав населения Оренбургской области // http://orenstat.gks.ru/vpn2010/ornb/DocLib/vpn90.htm
2. Амелин В.В. Этносоциальные процессы Оренбуржья. Издательский центр ОГАУ. Оренбург. 2007.
3. Об этнической нации к политической — возможно ли это в России? // Вестник института Кеннана в России. М., 2008, № 14.
4. Межнациональные и этноконфессиональные отношения в многонациональном приграничном регионе: Аналитический отчёт. Оренбург, 2008.
5. Профилактика интолерантности в молодёжной среде: сентябрь 2011 г. социологическое исследование // Текущий архив управления по связям с общественными, национальными и религиозными организациями министерства информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области. 2011 г.