Научная статья на тему 'Формирование этнополитической культуры населения в контексте модернизации регионального управления этнополитическими процессами (на примере Оренбургской области)'

Формирование этнополитической культуры населения в контексте модернизации регионального управления этнополитическими процессами (на примере Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
249
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ETHNOPOLITICAL CULTURE / ETHNOPOLITICAL PROCESSES / REGIONAL MANAGEMENT / LEGALITY PRINCIPLE / RENOVATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Максимова Ольга Николаевна

В статье обоснована роль этнополитической культуры в регулировании межэтнических отношений в региональном контексте. На основе данных мониторинговых социологических исследований, проведённых в Оренбургской области, осуществляется анализ развития региональных этнополитических процессов, в качестве рекомендаций обобщаются основные направления оптимизации этнополитических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Максимова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE POPULATION ETHNOPOLITICAL CULTURE IN THE CONTEXT OF RENOVATION THE REGIONAL ETHNOPOLITICAL PROCESSES MANAGEMENT (ON THE PATTERN OF THE ORENBURG REGION)

The role of ethnopolitical culture in the regulation of interethnic relations in the regional context is substantiated in the article. On the basis of data obtained as result of monitoring the sociological studies, conducted in the Orenburg region, the development of the regional ethnopolitical processes has been analyzed. The summarized major trends of the ethnopolitical relations optimization are recommended.

Текст научной работы на тему «Формирование этнополитической культуры населения в контексте модернизации регионального управления этнополитическими процессами (на примере Оренбургской области)»

Формирование этнополитической культуры населения в контексте модернизации регионального управления этнополитическими процессами (на примере Оренбургской области)

О.Н. Максимова, к.полит.н., Оренбургский ГАУ

Оренбургская область — один из крупнейших регионов Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Область имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном и Челябинской областью на севере, с Казахстаном — на востоке и юге, Самарской областью — на западе. Протяжённость государственной границы с Республикой Казахстан — 1876 км. Статус Оренбургской области определяется Конституцией Российской Федерации и уставом области.

Законодательная власть в Оренбургской области осуществляется народом — посредством референдума и Законодательным собранием Оренбургской области. Законодательный (представительный) орган государственной власти — Законодательное собрание Оренбургской области — является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Оренбургской области. Является однопалатным. Законодательное собрание Оренбургской области состоит из 47 депутатов, которые избираются в соответствии с законом области о выборах депутатов Законодательного собрания. В Оренбургской области установлена система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти

Оренбургской области — правительством Оренбургской области. Высшим должностным лицом в Оренбургской области является губернатор области. Основным содержанием деятельности органов государственной власти Оренбургской области является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития области в интересах населения.

В контексте проектирования региональных этнокультурных процессов необходимо рассматривать регион и как определённую духовнокультурную общность, которая во многом определяется этнокультурным составом территории и её историко-культурным потенциалом, но не исчерпывается ими. По этому критерию можно достаточно отчётливо увидеть специфику больших региональных сообществ, отличающихся друг от друга не только традициями, но и «образами мира». Последний признак региональности необходимо выделять в качестве самостоятельного критерия при анализе ситуации и определении стратегических направлений развития этнокультурной жизни. При этом следует иметь в виду, что как этнические, так и национальнокультурные факторы, способствуя интеграции общностей, одновременно дифференцируют их, замыкая культурное развитие границами этноса или определённой территории. Духовно-

культурная интеграция имеет преимущественно надэтнический характер и может служить в этой связи соединительным компонентом культуры. Она снижает уровень социокультурной и политической напряжённости, обеспечивает устойчивость и относительную гармонию духовного единства и дифференциации, обособления и взаимодействия. Поэтому на уровне отдельной территории необходимо обозначить оптимальный вариант национально-этнических и духовнокультурных ориентаций, тенденций и способов самоопределения и самореализации основных социальных групп и категорий населения. Все составляющие региона взаимозависимы, взаимосвязаны: человек, его культура, характер жизнедеятельности неразрывно связаны со средой обитания, её природным и историко-культурным содержанием. Полиэтничность региональных социумов стимулирует как на уровне межличностного общения, так и на межгрупповом и институциональном (управленческом) уровнях способы этнокультурного взаимодействия и межэтнической интеграции, обеспечивающие бесконфликтное сосуществование этнических групп в качестве условия решения задач, стоящих перед региональным сообществом в целом.

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. еще раз подтвердили, что Оренбургская область в связи со своим расположением, отдельными историческими и экономическими особенностями является многонациональным регионом. За межпереписной период наша область стала более многонациональной. По итогам переписи 2010 г., в области проживают представители 126 этнических групп населения (в 2002 году — 119 национальностей) [1].

Фактор полиэтничности населения области должен непременно учитываться в процессе внедрения региональных управленческих технологий. Результаты социологических исследований, проведённых в Оренбургской области, свидетельствуют о том, что для оренбуржцев этнические различия стоят не на последнем месте. К примеру, на вопрос, по каким группам в России более всего различаются люди, 27,5% респондентов ответили: по народам, национальностям, этническим группам, а 23,9% считают такими группами приезжих и местных, т.е. «свой», «чужой». Проблема этничности является устойчиво значимой для оренбуржцев. К примеру, по данным предыдущих исследований, национальная принадлежность была очень значима в 2004 г. для 24% опрошенных и значима для 45% респондентов, в 2005 г. 24% и 46% соответственно, в 2006 г. 26% и 48% соответственно [2]. Именно поэтому трудно не согласиться сегодня с исследователями Э. Паиным, Л. Гудковым, Л. Дробижевой в том, что «никаких признаков того, что этничность теряет значение в усло-

виях глобализации, не видно» [3]. Основными маркерами, определяющими то, что роднит человека с представителями его национальности, по-прежнему являются традиции, обычаи, культура, язык, общность исторической судьбы, национальный характер. Именно на них обычно указывают респонденты различных этнических групп. Что касается религиозных различий в регионе, то здесь наблюдается определённый негативизм к появлению последователей разных новых религий. 42,3% считают, что нужен определённый контроль, а 10,2% респондентов полагают, что распространение новых для региона религий следует ограничить, 16,7% считают это явление нормальным, а 25,0% относятся нейтрально. Отрицательные чувства у людей вызывают асоциальные группы населения, такие, как скинхеды (17,3%), наркоманы (10,3%), бомжи, бродяги (10,0%), националисты (7,7%). Из религиозных групп негативизм проявляется к сектантам — 6,0%, а из представителей этнических общностей респонденты относятся отрицательно к цыганам — 8,0%, таджикам — 4,3%, кавказцам — 3,0%, казахам — 2,7%. На фоне общероссийских показателей можно было бы говорить о достаточно высокой толерантности оренбуржцев. По итогам социологических исследований, проведённых в июле 2008 г., самая высокая степень неприязни выявлена по отношению к чеченцам — 18,0%, таджикам — 7%, казахам — 6%, узбекам — 6%, грузинам — 5%.

Как правило, о фактах унижения или оскорбления людей на основании их религии, национальности 60,7% опрошенных оренбуржцев узнают из СМИ, в основном телевидения, 25% — из Интернета, 40,6% — из рассказов других людей или надписей на заборах и в общественных местах. Только 21,7% респондентов указали, что сами были очевидцами таких случаев. На то, что отношения между национальностями в регионе складываются хорошо, указывают в своих ответах 46,1% опрошенных, «бывает по-разному» ответили — 44,6% респондентов. 2,8% оренбуржцев характеризуют межэтнические отношения как плохие. Отмечается вполне терпимое отношение старожильческого населения к мигрантам. 33,6% респондентов характеризуют отношения между местными жителями и приезжими как хорошие, 53,8% участников опроса указывают на то, что бывает по-разному. Плохое отношение к приезжим зафиксировано в ответах 2,6% респондентов. Таким образом, межнациональная рознь беспокоит только 5,1% опрошенных. В основном оренбуржцы обеспокоены такими проблемами, как: материальное благополучие — 55,4%, проблемы здравоохранения — 18,2%, проблемы экологии — 11,9%, проблемы трудоустройства — 10,4%, проблемы наркозависимости — 6,1% и т.д.

Результаты многолетних исследований свидетельствуют о том, что оренбуржцы идентифицируют себя прежде всего с политическим сообществом (гражданин России или сограж-данством). И результаты данного исследования подтверждают это. Принадлежность к России ощущают в сильной степени 51,4% опрошенных оренбуржцев, такое чувство принадлежности возникает в некоторых ситуациях у 31,6% россиян. Оренбуржцы охотно ощущают принадлежность к России, так как 49,1% опрошенных родились в этой стране; Оренбуржье — это регион, часть России, где они живут, — 20,1%; гордятся Россией — 8,5%. Лишь 6,4% ощущают свою принадлежность к России, потому что в стране живут люди их национальности. Вместе с тем 58,7% опрошенных, не отрицая своей национальной принадлежности, утверждают: «Моя национальность — россиянин», а 32,8% готовы признать это, если они находятся в другой стране. Вместе с тем лишь 26,2% респондентов согласны с тем, что граждане Российской Федерации — это российская нация. Для этого потребуется несколько лет или десятки лет, так полагают 7,7% и 12,5% опрошенных соответственно. 39,2% считают, что в условиях России российская нация возникнуть не может. Пропаганда российской нации не мешает сохранению в стране традиционных культур и языков, полагают 61,6% опрошенных в г. Оренбурге, и лишь 17,2% имеют противоположное мнение. Проблемы этнокультурного развития многонационального региона являются значимыми для оренбуржцев. Сохранение родных языков, национальной культуры — это приоритетные направления в деятельности власти и институтов гражданского общества в регионе. 52,9% респондентов полагают, что в России осуществляется государственная поддержка различных языков и культур, 22,3% утверждают, что поддерживаются, но только некоторые из них, 4,3%, ответили отрицательно. Большинство опрошенных (75,3%) считают, что и в дальнейшем такая государственная поддержка нужна. Особое внимание оренбуржцы обращают на то, что необходимо развитие фольклора своего народа (устное народное творчество, танцы, песни, театральные представления) — 87,8%. Условия для удовлетворения национально-культурных этнических общностей в регионе имеются, 72,0% оренбуржцев ответили, что в регионе доступна на иных языках, кроме русского, художественная литература, газеты, журналы, радио, телевидение. Доступно и школьное образование на языках этнических групп, населяющих Оренбургскую область, кроме русского (60,9%). Социологические данные подтверждают истинное положение дел в развитии этнокультурных этнических общностей в регионе, где изучаются родные языки, издаются газеты на национальных языках, имеет место

сеть теле- и радиопередач, электронных СМИ. Оренбуржцы знают об этом: 89,4% утверждают, что в регионе есть музеи, культурные центры, связанные с культурой народов России, и только 1,9% ответили нет, а 8,7% — затруднились ответить [4].

По данным на конец 2011 г., в области создано и действует 131 национальное общество, в том числе 74 организации официально зарегистрированы в органах юстиции, остальные 58 обществ действуют без регистрации. Свои национально-культурные объединения имеют представители 24 этнических общностей.

В 2011 г. в области действовало 374 зарегистрированные религиозные организации, представляющие 18 конфессий. Самыми многочисленными и доминирующими в регионе являются православие (205 организаций) и ислам (97 объединений). Протестантизм является третьим по численности вероисповеданием, объединяющим 11 деноминаций (баптисты, адвентисты, пятидесятники, мормоны, меннониты, лютеране и др.) и насчитывающим 57 организаций. Остальные конфессии (католики, старообрядцы, Армянская апостольская церковь и Православная автономная церковь) малочисленны и представлены 1—5 организациями.

Как показывают социологические исследования, проведённые осенью 2011 г., 89% опрошенных оренбуржцев положительно относятся к религии, православными себя называют 58% респондентов (по России — 62%), мусульманами — 21% (8%), «в Бога верю, но не отношу себя к какому-либо исповеданию» — ответили 10% (14%), неверующими обозначили себя только 3% (15%). Политика власти по отношению к религиозным организациям обретает все более чёткий и продуманный характер. Одним из направлений деятельности региональных органов власти является установление социального партнёрства государства и религиозных организаций. С епархией РПЦ и Оренбургским ДУМ министерством культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области заключены соглашения о сотрудничестве. Социологические исследования свидетельствуют о том, что в Оренбуржье сохраняется спокойная межнациональная обстановка. Большинство респондентов (48%) оценивают межнациональные отношения в территориях проживания как хорошие. Вместе с тем 36% отмечают, что при внешнем спокойствии ощущается некоторая напряжённость, 11% считают отношения напряжёнными. Причины межнациональной напряжённости 31% респондентов видят в неуважительном, порой вызывающем поведении приезжих. По мнению 20% оренбуржцев, межнациональная напряжённость связана с ухудшением ситуации на рынке труда и приезжие виноваты в том, что жить стало

тяжелее. 17% считают, что власти недостаточно занимаются решением межнациональных проблем, и 15% указали на отсутствие равенства людей разных национальностей перед законом. Несмотря на то что 57% участников опроса в той или иной степени лично сталкивались с проявлениями негативного отношения к людям своей национальности, более половины (54%) опрошенных не испытывает недоброжелательного отношения к представителям других национальностей (2010 г. — 50%). Следует отметить, что на 7% (с 43% до 36%) сократилась доля жителей области, испытывающих негативные чувства к представителям иных этнических общностей [5].

Повышению этнокультурного имиджа региона способствует реализация проекта «Национальная деревня». Основной целью создания «Национальной деревни» явилась дальнейшая гармонизация всего комплекса межэтнических отношений, развитие принципов толерантности и уважения к самобытным национальным культурам всех этнических групп, населяющих область, а также создание системы профилактики экстремизма и ксенофобии. Регулирование этнополитических процессов не представляется возможным в рамках локального регионального пространства, в этой связи региональный опыт может быть учтён в контексте общероссийской этнополитической модернизации. В этой связи анализ особенностей межэтнической ситуации Оренбургской области позволяет выработать рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления по повышению эффективности этнонациональной политики и оптимизации межэтнической ситуации в России и в Оренбургской области.

1. В целях предупреждения конфликтов, дискриминации, ксенофобий необходимо реанимировать федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и противодей-

ствия экстремизму» с последующей разработкой и принятием аналогичных программ в регионах России.

2. Разработать и принять программу «Этнокультурное развитие народов России».

3. В целях проведения мониторинга этнокультурной и религиозной ситуации использовать опыт «Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов».

4. С учётом изменений, произошедших за последние десятилетия в российском обществе, утвердить в новой редакции Концепцию государственной национальной (этнической) политики РФ.

5. Рекомендовать Государственной Думе РФ разработать и принять закон РФ «Об основах государственной этнонациональной политики в РФ».

В процессе формирования этнополитической культуры населения Оренбургской области представляется целесообразным сохранение этнокультурного многообразия в едином региональном пространстве на основе апеллирования к цивилизованным нормам культуры и уважения, ориентации на соблюдение принципов законности конституционных положений, которые позволят каждому человеку вне зависимости от национальности быть защищённым нормами права.

Литература

1. Национальный состав населения Оренбургской области // http://orenstat.gks.ru/vpn2010/ornb/DocLib/vpn90.htm

2. Амелин В.В. Этносоциальные процессы Оренбуржья. Издательский центр ОГАУ. Оренбург. 2007.

3. Об этнической нации к политической — возможно ли это в России? // Вестник института Кеннана в России. М., 2008, № 14.

4. Межнациональные и этноконфессиональные отношения в многонациональном приграничном регионе: Аналитический отчёт. Оренбург, 2008.

5. Профилактика интолерантности в молодёжной среде: сентябрь 2011 г. социологическое исследование // Текущий архив управления по связям с общественными, национальными и религиозными организациями министерства информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области. 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.