Научная статья на тему 'Сохранение культурного многообразия как основа стабильности в полиэтничном многоконфессиональном регионе'

Сохранение культурного многообразия как основа стабильности в полиэтничном многоконфессиональном регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1657
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ / CULTURAL DIVERSITY / ПОЛИТИКА МНОГОКУЛЬТУРНОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNIC AND CULTURAL EDUCATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STATE NATIONAL POLICY / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / POLICY OF MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Амелин Веналий Владимирович

Этнополитическая ситуация в России, имеющей сложный, многокультурный состав населения, требует осуществления мониторинга этнополитических процессов, выработки механизмов для сохранения межнационального мира и согласия, налаживания диалога между различными конфессиями. В статье рассматривается межэтническая и этноконфессиональная ситуация в многонациональном регионе. Показаны формы управления культурным многообразием. Этнокультурная политика, осуществляемая органами власти по сохранению и развитию национальной культуры, родных языков способствует сохранению этнической и религиозной идентичности, что в свою очередь ведет к укреплению гражданской идентичности российской нации. Дана оценка развитию православно-исламского, православно-католического, православно-протестантского диалога, а также отношения Русской Православной Церкви к новым религиозным движениям. Отмечается положительная роль в работе по удовлетворению национальных запросов населения и институтов гражданского общества, в данном случае национальных общественных организаций, а также создание механизмов взаимодействия между органами власти и этническими группами. Приведены данные об этнической структуре населения региона, определены факторы, способствующие ее изменению (миграция, смена этнического самосознания, межнациональные браки). На основе социологических опросов дана оценка состояния этноконфессиональных отношений, выявлено наличие конфликтного потенциала, названы риски межкультурной интеграции, описан наработанный опыт адаптации мигрантов в оренбургский социум. Сделан вывод: позитивные практики в сфере государственной национальной политики способствуют сохранению культурного многообразия как основы этнополитической стабильности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESERVATION OF CULTURAL DIVERSITY AS THE BASIS OF STABILITY IN POLYETHNIC MULTICONFESSIONAL REGION

Ethno-political situation in Russia, which has a complex, multi-cultural composition of the population, require monitoring of ethno-political processes, developing mechanisms for the preservation of international peace and harmony, dialogue between different religions. The article deals with inter-ethnic and ethno-confessional situation in the multiethnic region. Showing forms of governance of cultural diversity. Ethno-cultural policy pursued by the authorities to preserve and develop national culture, native languages contributes to the preservation of ethnic and religious identity, which in turn leads to the strengthening of civic identity the Russian nation. Evaluated the development of Orthodox-Islamic, Orthodoх-Catholic, Orthodox-Protestant dialogue and the attitude of the Russian Orthodox Church to the new religious movements. Noted the positive role of the institutions of civil society, in this case of the national non-governmental organizations, in working to meet the national needs of the population, as well as the creation of mechanisms of interaction between the authorities and ethnic groups. Cited the data on the ethnic structure of the region’s population, defined the factors that contribute to its change (migration, change of ethnic identity, interethnic marriages). On the basis of social questioning assessed the state of ethnic and religious relations, revealed the presence of the potential for conflict, named the risks of cross-cultural integration, described the accumulated experience of adaptation of migrants in Orenburg society. It is concluded that the positive practices in the field of state national policy contribute to the preservation of cultural diversity as the basis of ethno-political stability in the region.

Текст научной работы на тему «Сохранение культурного многообразия как основа стабильности в полиэтничном многоконфессиональном регионе»

УДК 323.1(470.56)

Амелин В.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: avenali@mail.ru

СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ КАК ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧНОМ МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ

Этнополитическая ситуация в России, имеющей сложный, многокультурный состав населения, требует осуществления мониторинга этнополитических процессов, выработки механизмов для сохранения межнационального мира и согласия, налаживания диалога между различными конфессиями.

В статье рассматривается межэтническая и этноконфессиональная ситуация в многонациональном регионе. Показаны формы управления культурным многообразием. Этнокультурная политика, осуществляемая органами власти по сохранению и развитию национальной культуры, родных языков способствует сохранению этнической и религиозной идентичности, что в свою очередь ведет к укреплению гражданской идентичности - российской нации. Дана оценка развитию православно-исламского, православно-католического, православно-протестантского диалога, а также отношения Русской Православной Церкви к новым религиозным движениям.

Отмечается положительная роль в работе по удовлетворению национальных запросов населения и институтов гражданского общества, в данном случае национальных общественных организаций, а также создание механизмов взаимодействия между органами власти и этническими группами. Приведены данные об этнической структуре населения региона, определены факторы, способствующие ее изменению (миграция, смена этнического самосознания, межнациональные браки). На основе социологических опросов дана оценка состояния этноконфессиональных отношений, выявлено наличие конфликтного потенциала, названы риски межкультурной интеграции, описан наработанный опыт адаптации мигрантов в оренбургский социум.

Сделан вывод: позитивные практики в сфере государственной национальной политики способствуют сохранению культурного многообразия как основы этнополитической стабильности в регионе.

Ключевые слова: культурное многообразие, политика многокультурности, этнокультурное образование, государственная национальная политика, миграция.

Как известно, Россия имеет сложный национальный и религиозный состав населения. Практически все регионы страны также полиэтничны и многоконфессиональны. Не исключением является и один из субъектов Российской Федерации -Оренбуржье. Здесь проживают представители десятков этнических общностей, носители многих культур, языков, относящихся к различным конфессиям. Трудно не согласится с академиком В.А. Тишковым, который полагает, что, «несмотря на этноконфессиональные различия (которые часто выступают факторами конфликтности и нетерпимости)? тем не менее, этническое и религиозное многообразие, многоконфессиональность российского народа составляет его богатство, его силу и более того, оно есть условие стабильности развития страны». Рассмотрим этот посыл ученого применительно к Оренбургской области [1].

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., численность постоянного населения Оренбургской области составила 2033,1 тыс. чел. По численности населения регион занимает седьмое место в Приволжском федеральном округе и двадцать четвертое в Российской Федерации. По сравнению с переписью 2002 года

(2179,5 тыс. чел.) население области сократилось на 146,4 тыс. чел. (6,7%) [2].

Меняется этническая структура населения. За межпереписной период количество этнических общностей увеличилось с 119 до 126. Несмотря на то, что доля русского населения в общей численности населения области за межпереписной период увеличилась с 74,0% до 75,9% в абсолютных показателях доля русского населения сократилась на 146,5 тыс. чел. Стабильна доля татарского (7,6%), башкирского (2,3%) населения. Соответственно по этим этническим общностям также наблюдается сокращение численности: татары - на 14,5 тыс. чел., башкир - на 6 тыс. человек. Несколько увеличилось процентное соотношение казахского населения (с 5,8 до 6,0%). При этом общая численность казахского населения сократилась на 5,3 тыс. человек.

Существенно уменьшилась численность украинцев (на 27,3 тыс. человек), мордвы (на 13,8 тыс. человек), чувашей (на 4,7 тыс. чел.), немцев (на 5,9 тыс. человек), белорусов (на 3,6 тыс. чел.). Данные о численности армян (0,5%) и азербайджанцев (0,4%) не претерпели значительных изменений. За межпереписной период изменения

Гуманитарная наука Оренбуржья_

в национальном составе обусловлены действие трех факторов: процессы во внешней миграции населения; процессы смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков, различия в естественном воспроизводстве разных национальностей.

За счет миграционного прироста увеличилась численность населения национальностей, проживающих в странах Центральной Азии: киргизов (с 393 человек до 688 человек, или в 1,8 раза), таджиков (с 2455 до 4093 человек, или в 1,7 раза), корейцев (с 1321 до 2080 человек, или в 1,6 раза), узбеков (с 3275 человек до 4964 человек, или на 51,6%). За счет миграции в межпереписной период продолжилось снижение численности немцев. (на 32,6%) и евреев (на 33,5%). Следует отметить, что в 2010 г. 30449 человек (почти 1,5%) не ответили на вопрос о своей национальной принадлежности. В 2002 году этот показатель составлял всего 2854 человека (0,1%) [2].

Как известно, одним из проявлений (признаков) культурного многообразия принято считать религию. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) достаточно четко трактует государственно-конфессиональные отношения. В регионах, в частности в Оренбуржье, эту работу координирует Совет при Губернаторе Оренбургской области, по взаимодействию с религиозными объединениями в состав которого входят священнослужители разных конфессий, представители органов исполнительной, законодательной власти, курирующие эту сферу, а также общественные организации.

По итогам соцопросов 78% респондентов в Оренбургской области назвали себя православными, 13,6% - мусульманами и 2% указали иную конфессиональную принадлежность. Растёт число «верующих, соблюдающих обряды» [3].

В 2015 г. в регионе функционируют 425 религиозных организаций, представляющих 18 конфессий. Самыми многочисленными и доминирующими в регионе конфессиями являются Русская православная церковь и ислам, представленные 252 и 102 религиозными объединениями соответственно. Протестантизм представлен организациями пятидесятников (21), баптистов (13), адвентистов (8), свидетелями Иеговы (5), меннонитов (4), лютеран (3), мормонов (1). Также в регионе осуществляют деятельность религиозные объединения католиков (5), старообрядцев (7), иудеев (2).

Армянская апостольская церковь и Православная автономная церковь малочисленны и представлены 1 организацией каждая.

Кроме того, в Оренбуржье функционирует 181 незарегистрированная группа: в их числе: пятидесятники и харизматы - 52, мусульмане - 41 РПЦ - 27, баптисты - 13, Свидетели Иеговы - 9, адвентисты седьмого дня - 6, старообрядцы - 3, католики -2, РПАЦ - 1, меннониты - 1, другие -26 (Церковь саентологии, Новоапостольская церковь, Бахаи, Общество Сознания Кришны, Сатья Саи Баба, Радастея, язычники и пр.).

В настоящее время в пользовании и собственности религиозных организаций области находятся 387 культовых зданий, в том числе 251 капитальное сооружение (РПЦ - 129, ислам - 101, протестанты - 15, старообрядцы - 3, католики - 2, иудеи - 1) и 136 молитвенных домов (РПЦ - 61, -ислам - 38, протестанты - 25, старообрядцы - 7, католики - 4, иудеи - 1)Строятся еще 39 православных храмов и 14 мечетей.

Развивается сеть образовательных учреждений религиозных организаций: РПЦ - 53 воскресные школы, 1 семинария, 5 гимназий и 1 духовное училище; протестанты - 19 воскресных школ, мусульмане - 13 воскресных школ, 1 медресе, католики - 2 воскресные школы и 1 колледж.

Религиозные организации области выпускают 12 периодических печатных изданий - РПЦ - 7, мусульмане - 2, пятидесятники и харизматы - 2, католики - 1 [4].

Межконфессиональные отношения в регион в целом можно определить как стабильные, хотя и отличающиеся по форме, уровню и характеру. Между конфессиями налажен диалог. Особенно быстро развивается православно-мусульманский диалог, менее - православно-католический и совсем в застывшем состоянии находится православно-протестантский диалог.

РПЦ крайне негативно относится к распространению и проникновению на территорию Оренбургской области всех новых религиозных движений и большинства протестантских течений. В публичных выступлениях и публикациях представителей Оренбургской митрополии опасными и деструктивными сектами объявляются кришнаиты, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня, пятидесятники и представители харизматических церквей, что возбуждает по отношению к ним негативные стереотипы, подрывает меж-

Амелин В.В._

конфессиональное согласие, принципы свободы вероисповедания и равенства всех религий.

Отношение РПЦ со второй по численности конфессией Оренбургской области - исламом в общем складывается конструктивно и уважительно.

Как показывают социологические исследования, 66,8% участников полагают, что в области сложились хорошие этноконфессиональные отношения, 22,6% указали на ощущение некоторой напряженности в отношениях между людьми разных вероисповеданий, 3% отметили острую напряженность. Таким образом, зафиксирован рост позитивных оценок (на 11,8%) в восприятии жителями области межконфессиональных отношений.

Готовность принять личное участие в открытых столкновениях на стороне людей своей конфессии отметили 13,8% жителей области, не готовы к подобным действиям 77,2%. Наблюдается снижение уровня конфликтогенного потенциала [5].

Политика многокультурности предполагает этнокультурное развитие. В этой сфере в регионе накоплены позитивные практики. В клубной системе области работает 482 национальных творческих коллектива. По национальности эти коллективы распределяются следующим образом: татарские - 246 коллектива (2334 человек), башкирские - 81 (800 человек), казахские - 55 (387 человек), мордовские - 41 (358 человек), украинские - 35 (304 человека), чувашские - 17 (140 человек), немецкие - 3 (69 человек), цыганские - 1 (3 человека), азербайджанские - 1 (8 человек). 53 национальных творческих коллектива носят название «Народный».

Проводятся национальные фестивали и праздники: Сабантуй, Наурыз, Аккатуй Троица, Шалом и десятки других. В сохранении и развитии культуры своей этнической общности велика роль этнокультурных организаций.

Сегодня народов в Оренбуржье действуют 129 национально-культурных общественных объединений, представляющих 22 этнические общности. Из них 58 национальных центров официально зарегистрированы в органах юстиции. Объединяющим центром является Ассамблея народов Оренбургской области. Выстроена система взаимодействия с национально-культурными центрами. Создан и действуют Совет по делам

_Сохранение культурного разнообразия...

национальностей при Губернаторе Оренбургской области. В составе Общественной палаты Оренбургской области создан и ведет активную работу комитет по межнациональным, религиозным отношениям и вопросам миграции. Они выполняют культурно-просветительские функции, воспитывают молодежь, поддерживают межэтническое и межнациональное согласие.

При поддержке Правительства Оренбургской области издаются газеты «Яна Вакыт» (татарская), «Жана Айкап» (казахская), «Караван-Сарай» (башкирская), На телеканале «Домашний» выходит программа «Вместе», освещаются вопросы национальной политики. На ГТРК «Оренбург» с 2013 г. выходит в эфир цикл передач «Национальная деревня».

Гордостью оренбуржцев является культурный комплекс «Национальная деревня» - уникальный объект, отражающий многообразие, богатство и особый колорит культуры и традиций многонационального Оренбуржья. Это 10 этнографических музеев, ставшие символом дружбы, основанной на уважении к соседям, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности.

В России соблюдаются языковые права как больших так и малых этнических общностей. Двуязычие распространено в регионах страны и, как известно, оно поддерживается государством. В Оренбуржье родные языки изучаются в 97 школах с этнокультурным компонентом и 13 дошкольных образовательных учреждениях. Около 5 тысяч детей изучают татарский, казахский, башкирский, мордовский, чувашский, еврейский, немецкий языки. По результатам социологического опроса проведенного в 2015 году, выявлен значительный уровень востребованности и поддержки этнокультурного образования в регионе. Так, 28% школьников, студентов и 29% родителей учащихся выбрали бы для обучения стандартное изучение национального языка. Выявлен интерес учащихся к географии и истории родного края (17%) и еще больший интерес родителей (29%). Желание прикоснуться к народной литературе, культуре, национальным традициям, народной музыке и танцам довольно значительно: у учащихся (33%) и родителей (22%) [6].

Проведенный контент-анализ открытых вопросов у экспертов подтверждает эти цифры: «Этнокультурный компонент - важный фактор со-

Гуманитарная наука Оренбуржья

хранения межнационального баланса»; «Считаю необходимым изучение родных языков в общеобразовательных школах, для приобщения учащихся к культурам народов России»; «Изучение предметов этнокультурной направленности желательно в школе, т. к. способствует улучшению этносоциальных, межнациональных отношений в регионе»; «Необходимо ввести предметы этнокультурной направленности»; «Введение родного языка никак не повлияет на ухудшение межнациональных отношений в регионе»; «Введение этнокультурного курса способствует повышению интереса к культуре родного края» и т. д.

Этнокультурная политика, проводимая в регионе, дает возможность представителям этнических общностей удовлетворить национально-культурные потребности, сохранить религиозную, национальную идентичности, что в свою очередь способствует и формированию гражданской идентичности - российской нации. По результатам социологических опросов среди студентов в совокупности групповых идентификаций выделяют гражданскую идентификацию - 48% (с гражданами России), за ней идет региональная идентификация (с жителями своего города - 36%), далее - этническая идентификация (с людьми своей национальности) - 27%, далее - конфессиональная идентификация (с людьми общего вероисповедания) - 19% [7].

Это подтверждает посыл ученых о том, что «культурное многообразие России - это не просто номенклатура проживающих на территории страны народов, а многообразные, в том числе множественные и многоуровневые формы идентичности в рамках российского народа» [8].

В качестве рисков межкультурной интеграции можно назвать миграцию населения. Оренбургская область - приграничный регион, на который приходится самый протяженный участок российско-казахстанской границы, составляющий 1876 километров. Оренбуржье граничит с Западно-Казахстанской, Актюбинской, Костанай-ской областями Республики Казахстан.

Через область на протяжении всех постсоветских лет идут мощные миграционные потоки. Ежегодный миграционный транзит из стран центральной Азии через оренбургский участок российско-казахстанской границы в обоих направлениях превышает 2,5 млн. человек, что значительно больше численности всего населения

области. Три четверти мигрантов, въезжающих в регионы приволжского федерального округа, следуют через Оренбургскую область. Ежегодно в регионе встают на миграционный учет свыше 100 тысяч человек.

Местные русские, татары, башкиры, украинцы, казахи в межнациональном общении обладают высоким потенциалом терпимости. Но сегодня местные жители сталкиваются с «новыми» для себя этническими группами мигрантов из сопредельных государств, чьи культурно-бытовые особенности оказались непривычными. Автономность образа жизни мигрантов, их отчужденность от местного населения порождают в местной среде ростки интолерантности.

В регионе имеется определенный конфликто-генный потенциал в сфере взаимодействия местного населения и мигрантов. Отношение местных жителей к приезду мигрантов неоднозначное: настороженное отношение отмечают 38% опрошенных, нейтральное - 34%, негативное - 17%, положительное - 7%. Следует отметить мнение молодежи: положительно относятся к приезду мигрантов 11%, отрицательно - 30%, безразлично - 58%. Прибывая в регион, мигранты через социальные и правовые барьеры нередко воспринимают местную ситуацию тоже обостренно. Используя всевозможные ресурсы, они «выстраивают» свой порядок в миграционной среде. Вместе с тем, общий протестный потенциал невелик. Пикеты и акции против мигрантов готовы поддержать лишь 8%, а не готовы - 74% опрошенных местных жителей Оренбуржья.

Работа, направленная на адаптацию и интеграцию трудовых мигрантов в российский социум, проводится в рамках пилотного проекта «Центр социальной адаптации трудовых мигрантов в г. Оренбурге». С 2013 г. в Центре прошли обучение 3 потока трудовых мигрантов в общем количестве 247 человек. На базе Оренбургского государственного педагогического университета, Оренбургского государственного университета и частной организации действуют лицензированные центры тестирования мигрантов. Также в областной детской полиэтнической библиотеке проводятся занятия русскому языку для детей мигрантов.

Важнейшим вопросом в многонациональной России является проблема управления культурным многообразием. В постсоветское время в стране наработана достаточно солидная

Амелин В.В.

правовая база государственной национальной политики, приняты законы, разработаны программы и подпрограммы по различным направлениям этой важнейшей сферы. Вместе с тем, элементов этноцентризма в некоторых проектах, реализуемых в ряде субъектов Российской Федерации, избежать не удалось.

В Оренбуржье принят ряд нормативных актов:

- Стратегия государственной национальной политики в Оренбургской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области в 2015 г.;

- Подпрограмма «Гармонизация межэтнических и межрелигиозных отношений в Оренбургской области» государственной программы «Реализация региональной политики в Орен-

_Сохранение культурного разнообразия...

бургской области» на 2014 год и на перспективу до 2020 г.;

- План мероприятий по реализации в Оренбургской области в 2014-2020 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области в 2014 г.

Таким образом, имеющиеся позитивные практики в сфере государственной национальной политики по удовлетворению национально-культурных запросов этнических общностей, формированию гражданской идентичности, созданию условий для адаптации мигрантов в Оренбургском социуме способствуют сохранению культурного многообразия как основы этнополитической стабильности в регионе.

12.09.2015

Работа выполнена в рамках гранта РГНФ №15-31-11109 «Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности в развитии российского общества»

Список литературы:

1. Тишков, В.А. Единство в многообразии / В.А. Тишков. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ 2015. - С. 153.

2. Основные итоги переписи населения 2010 г. по Оренбургской области / Федеральная служба государственной статистики.

Территориальный орган государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2012.

3. Амелин, В.В., Денисов, Д.Н., Моргунов, К.А. Межэтнические и конфессиональные отношения в Оренбургской области /

В.В. Амелин, Д.Н. Денисов, К.А. Моргунов. - Оренбург: ИПК Университет, 2013. - С. 28

4. Текущий архив Правительства Оренбургской области. Управление внутренней политики. Информация об этнических от-

ношениях. Оренбург, 2015. - С. 3.

5. Амелин, В.В., Денисов, Д.Н., Моргунов, К.А. Межэтнические и конфессиональные отношения в Оренбургской области /

В.В. Амелин, Д.Н. Денисов, К.А. Моргунов. - Оренбург: ИПК Университет, 2013. - С. 29.

6. Аналитический отчет о результатах социологического исследования по проблемам этнокультурного образования и языковой

политики в регионе. Оренбург, 2015. Опрошено 630 человек: учащиеся школ, студенты, родители, учителя, преподаватели ВУЗов. Руководитель исследования - Э.М. Виноградова;

7. Амелин, В.В., Денисов, Д.Н., Моргунов, К.А. Студенты Поволжья о самоидентификации, отношении к стране и ее истории.

Оренбургская область / В.В. Амелин, Д.Н. Денисов, К.А. Моргунов // Российское студенчество. Идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / Под ред. В.А. Тишкова. Российское студенчество. - М.: ИЭА РАН, 2014. - С. 132.

8. Тишков, В.А. Единство в многообразии / В.А. Тишков. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ 2015. - С. 142.

9. Амелин, В.В., Конфликты через призму местных сообществ: научно-публицистические очерки / В.В. Амелин. - 3-е издание,

испр. и доп.. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ 2015. - 204 с.

10. Амелин, В.В., Конфессии в Оренбуржье (1990-2010 годы) /В.В. Амелин. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ 2010. -

128 с.

11. Амелин, В.В. Оренбуржье: перспективы этнокультурного развития / В.В. Амелин. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ,

2009. - 146 с.

12. Хуснутдинова, Л.Г. Роль национально-культурных объединений в интеграции мигрантов в местное сообщество в регионах

Поволжья (на примерах Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Самарской области) / Л.Г. Хуснутдинова. -СПб.: Своё издательство, 2014. - 288 с.

13. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. -

М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. - 485 с.

14. Этнокультурный и межконфессиональный диалог в Урало-Поволжском полиэтническом пространстве: исторический опыт

и современность. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург: ИПК «Университет», 2013. - 276 с.

Сведения об авторе:

Амелин Веналий Владимирович, директор научно-исследовательского института истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета, доктор исторических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, каб. 3416, тел.: (3532) 372564, e-mail: avenali@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.