Проблемы формирования этнополитической культуры в полиэтничном регионе России (по материалам Оренбургской области)
О.Н. Максимова, к.пол.н., Оренбургский ГАУ
Оренбургская область — один из крупнейших регионов РФ. Полиэтничность регионального социума предопределяет способы этнокультурного взаимодействия и межэтнической интеграции.
Результаты социологических исследований, проведённых на территории Оренбургской области, свидетельствуют о том, что межэтнические отношения в Оренбуржье стабильные, хотя напряжённость в обществе ощущается [1]. 48% опрошенных оренбуржцев полагают, что межнациональные отношения в регионе не конфликтные. Однако в 2010 г. такого мнения придерживались 55% респондентов, т.е. наблюдается тенденция к ухудшению отношений в этой сфере. Кроме того, о неуважительном, порой вызывающем поведении приезжих (иммигрантов) говорят 31% опрошенных. 21% респондентов пытаются среди приезжих найти виновных в том, что стало «тяжело жить». Наблюдается тревожная тенденция возрастания роли этнических общин (диаспор) в урегулировании конфликтов мигрантов с представителями административных органов (чаще всего правоохранительных) и с криминальными группами. Это обусловлено тем, что часть влиятельных фигур этнических общин в разных формах участвует в коммерческой деятельности мигрантов (решает материальные, организационные вопросы и т.д.), имеет свою долю в доходах мигрантов. Эффективность такой посреднической роли высока, так как лидеры общин имеют, как правило, связи в региональных органах власти и органах местного самоуправления и умело сочетают открытые, легальные стратегии с «теневыми» технологиями разрешения конфликтов, методами этнической мобилизации и формированием неадекватных представлений у местной власти и деловой элиты по поводу возможных для них последствий. Респонденты указывают также и на такие факторы, как «ухудшение положения на рынке труда, в социальной сфере» (20%); «конфликты сознательно подогреваются определёнными силами» (10%); «власти недостаточно занимаются решением межнациональных проблем» (17%).
В массовом сознании оренбуржцев отмечается довольно активное функционирование негативных национальных стереотипов, вплоть до перенесения чувства недовольства на другие этнические группы. Отвечая на вопрос «Есть ли национальности, к представителям которых
вы испытываете недоброжелательное отношение?», — 36% опрошенных ответили «да». Среди них: 42% — русские, 18 — башкиры, 18 — татары, 40 — казахи, 27% — другие национальности. В основном негативизм проявляется к представителям выходцев с Северного Кавказа, Закавказья, а также из стран Центральной Азии. Результаты исследований зафиксировали наличие про-тестного потенциала в сознании оренбуржцев. Люди не желают мириться с бедностью, просчётами, коррупцией, хищениями, преступностью, межэтническими конфликтами. Так, 31% опрошенных полагают, что при определённых обстоятельствах в местах их проживания возможны открытые противостояния и даже столкновения между людьми различных национальностей. Готовность принять участие в открытых столкновениях и конфликте на стороне людей своей национальности проявили 21% опрошенных (в 2010 г. - 18%).
Следует отметить, что этническое большинство (русские) обладают большей этнической тревожностью, чем представители этнических меньшинств, проживающие в иноэтнической среде (22% - русские и 13% - другие национальности).
Рост ксенофобии в обществе можно проследить по утверждению респондентов «Россия для русских». Если в 2009 г. этот лозунг поддерживали 18% опрошенных, то в 2010 г. — уже 24, в 2011 — 25%. Эта тенденция является настораживающей. Больших расхождений в трактовке лозунга «Россия для русских» во всех возрастных группах не наблюдается. Тем не менее серьёзно выделяется возрастная группа 18—29 лет, в которой этот лозунг поддерживают 36% опрошенных. По сравнению с 2010 г. поддержка лозунга увеличилась на 1%, а в возрастной группе 18—29 лет на 11%. Исследования, проведеённые в 2012 г. среди студентов пяти вузов г. Оренбурга [2], зафиксировали цифру 28%. Представители молодёжных групп понимают этот лозунг как националистический. Некоторая часть молодёжи воспринимает его как «государственную поддержку русской культуры», что не имеет отношения к национализму. В результатах исследования присутствовали и такие трактовки, как «русских в России большинство», «русские больше заинтересованы в сохранении страны», «русские всегда вершили историю». Определённое число респондентов вкладывают в идею «Россия для русских» чисто этнофобское содержание: ограничительные меры в отношении представителей нерусских этнических групп.
Зафиксированы также ответы, которые можно рассматривать как проявление собственно национализма — «преимущества для русских при занятии руководящих должностей в производстве, бизнесе, управлении партиями».
Особого внимания заслуживают результаты исследования относительно проявлений национализма. Трактовка понятия неразрывно связана с такими категориями, как «нация», «национальные и межнациональные отношения». В зависимости от степени соотнесения этих понятий по-разному объясняются сущность и содержание национализма. С одной стороны, национализм трактуется как нечто позитивное, отождествляемое с национальным возрождением, национальной самобытностью, участием в развитии национальной культуры, их запретом и поддержкой. С другой стороны, опасность представляет экстремистский национализм, в основе которого лежит активное посягательство на права, достоинство и интересы других национальных групп (именно последнее предполагал вопрос исследования). Национальное самосознание, или этническая идентификация, проявляется, с одной стороны, как приобщение к своей группе, а с другой — как обособленное противопоставление себя «чужим», другим этносам.
Это и порождает неоднозначную оценку самого факта расцвета национального самосознания как русского, так и нерусских этносов. Некоторые просто ставят знак равенства между национализмом и возрождением национального самосознания. Другие, напротив, не замечают никаких опасностей в развитии национального самосознания. Социологический анализ этого явления позволяет дать ему взвешенную оценку. Русские в Оренбургской области составляют подавляющее большинство, факты их дискриминации со стороны других этносов не зафиксированы. Однако именно русские с наибольшей тревогой оценивают состояние межнациональных отношений в регионе, в котором проживают, свидетельством этому служит тот факт, что 42% русских испытывают недоброжелательное отношение к представителям других национальностей. Исследования 2011 г. выявили важный и непреложный социологический факт, свидетельствующий о том, что этнический негативизм и ксенофобия в существенно большей степени присущи этническому большинству населения региона, чем проживающим здесь этническим меньшинствам. В этой связи проблема сохранения стабильности этнополитической системы — это не столько проблема этнопо-литической интеграции меньшинств, сколько проблема формирования толерантного сознания этнического большинства населения региона — русских. Убеждённость в ущемлении прав русских на уровне регионов проявили: 24% респондентов
в 2011 г. (52% — нет, 24% — затруднились с ответом); 42% на уровне титульных (национальных) республик РФ (28% — нет, 30% — затруднились с ответом); 60% на уровне СНГ (16% — нет, 24% — затруднились с ответом). Это может быть следствием новой политической риторики (предвыборные высказывания В.В. Путина о государствообразующей роли русского народа, в противовес предшествующим выступлениям о единой российской нации) и свидетельствовать о том, что маятник этнополитического равновесия на современном этапе качнулся в сторону этнического большинства или это очередные предвыборные политические заигрывания, зарекомендовавшие себя как проверенная политическая технология, используемая на выборах в начале 90-х гг. XX в. и оказавшая определённое влияние на уровень этнического самосознания населения Оренбургской области.
Степень этнической предубеждённости существенно зависит от национальности респондентов. Самый высокий уровень этнической нетерпимости, по результатам опросов в Оренбургской области в 1994 г., проявили русские, 70% которых испытывают неприязнь к представителям одной или нескольких национальностей, и, напротив, высокую степень терпимости, этнической толерантности проявили казахи. В 2011 г. ситуация изменилась, одна из самых толерантных этнических групп области — казахи проявили высокую степень интолерантности (40%). По данным 2011 г., 42% русских испытывают недоброжелательное отношение к представителям другой национальности. Несмотря на снижение уровня интолерантности русских на 28% по сравнению с данными 1994 г., для данной этнической группы по-прежнему характерна высокая интолерантность, свидетельством этому является контент-анализ объявлений об аренде недвижимости в Оренбурге, указывающий на то, что жители области предпочитают вступать в арендные отношения исключительно с представителями славянской этнической группы. Так, на разных сайтах объявлений о недвижимости преобладают объявления следующего содержания: «2-комнатная квартира на ул. Туркестанской 45, сдаётся для порядочной русской семьи на длительный срок»; «Сдаётся 3-комн. квартира в историческом центре города, через дорогу музей под открытым небом «Салют, Победа!», тихий, спокойный район. Посредникам, лицам неславянской национальности, студентам не беспокоить»; «Сдаётся в аренду 2-комнатная кв. на ул. Салмышской для русской молодой семьи или студентов» [3]; «Сдам 2-комнатную кв. порядочной европейской семье, без посредников»; «Сдаётся без посредников 3-комн.кв. в Центральном р-не на ул. Терешковой, 77/2, 11/12,130 м2. Сдаётся порядочной семье без вредных при-
вычек со стабильным достатком, желательно славянской»; «Сдам квартиру порядочной семье славянской внешности, на длительный срок» [4]; «Сдаётся 3-комнатная кв. для славянской семьи. Состояние хорошее»; «Сдаётся 1-комнатная квартира в пос. Степном. Сдаётся для русской семьи или пары»; «Сдам 1-комнатную кв. на ул. Хакимова (ост. «ДК Россия»). Квартира сдаётся на длительный срок для русской семьи без детей» [5]. Скрытая межэтническая напряжённость проявляется в неготовности оренбуржцев вступать в отношения, связанные с арендой недвижимости, с представителями «нерусской» национальности. Необходимо отметить, что количество подобных объявлений значительно увеличивается при условии совместного проживания арендодателя и квартиросъёмщика. Фактом, заслуживающим серьёзного внимания, по результатам исследований 2011 г., является высокий уровень интолерантности к цыганам, азербайджанцам, чеченцам, таджикам, армянам со стороны таких национальностей, как татары, башкиры, казахи.
Поиск направлений формирования толерантной этнополитической культуры населения может быть эффективным только при учёте реальной межэтнической ситуации в регионе. Эффективное политико-технологическое управление предполагает выработку инструментов воздействия на этнополитические установки, мотивацию и поведенческие практики представителей этнических групп, формирование этнополитической культуры населения на основе аналитического конструирования этнополитической ситуации. Регион, характеристиками которого являются полиэтничность и пригранич-ность, получит дополнительные возможности сохранения межэтнического равновесия. Внедрение технологий этнополитического управления не предполагает автоматического эффекта, требуются серьёзные усилия, направленные на выработку у соответствующих целевых аудиторий мотивации на толерантное этнополитическое поведение, а также комплекса представлений, ориентированных на позитивное восприятие межэтнических отношений и формирование этнополитической культуры. Под этнополити-ческой культурой понимается система особых представлений этноса о власти, о государстве, о том, каким образом представители этнических групп могут влиять на политическую ситуацию в регионе. Управление региональными этнополи-тическими отношениями, ориентированное на формирование толерантной этнополитической культуры населения, определяется как этнопо-литический менеджмент.
Учитывая целеориентированный характер этнополитического менеджмента в процессе формирования толерантной этнополитической
культуры населения, его можно рассматривать как особый вид управленческой деятельности, специфика которого заключается в использовании комплекса этнополитических технологий, направленных на изменение установок представителей различных этнических групп, населяющих область, и сохранение стабильности этнополитической системы. Этнокультурный комплекс не является полностью подконтрольным государству, в этой связи необходимо иметь представление об этнополитической культуре населения и проявлении латентных форм межэтнической напряжённости. Для региона наличие межэтнической напряжённости чревато снижением уровня толерантности и, как следствие, возникновением межнациональных конфликтов, проявлением крайних форм этнического экстремизма. Этнополитические технологии, внедряемые в процессе этнополитического управления, позволят выявить латентные формы конфликтности, мотивы поведенческих этнополитических практик и определить тип этнополитической культуры населения.
Специфика политико-технологического управления заключается в использовании косвенных способов воздействия, одним из которых может выступать этнополитический брендинг. У людей, в отношении которых осуществляется управление, должна поддерживаться вера в то, что они изменяют свое политическое поведение не в результате принуждения со стороны субъекта управления, а в результате сложившихся у них убеждений. Сформировать модель оптимизации управленческой деятельности в сфере регулирования этнополитических отношений на современном этапе, даже в конкретном региональном пространстве достаточно сложно без использования возможностей этноконсалтинга и аналитического конструирования ситуации на основе учёта факторов, влияющих на этнополи-тическую культуру населения.
Литература
1. Состояние межэтнических и этноконфессиональных отношений в Оренбуржье. Отчёт по итогам социологического исследования (опрошено 500 респондентов в гг. Оренбурге, Новотроицке и в районах Акбулакском, Адамовском, Оренбургском, Тюльганском; выборка квотная «стратифицированная», связанная параметрами: пол, возраст, образование, национальность, место жительства / Руков. исслед. В.В. Амелин, Э.М Виноградова. Сентябрь 2011 г. // Текущий архив управления по связям с общественными, национальными и религиозными организациями министерства информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области 2011 г. Оренбург, 2011.
2. Профилактика интолерантности в молодёжной среде. Социологическое исследование. Сентябрь 2011 г. / Руков. В.В. Амелин, Г.В. Шешукова // Текущий архив управления по связям с общественными, национальными и религиозными организациями министерства информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области 2011 г. Оренбург, 2011.
3. Объявления о недвижимости. Газета «Из рук в руки» в г. Оренбурге // URL: www.orenburg.irr.ru
4. Сайт объявлений о недвижимости // URL: www.avito.ru/ orenburg
5. Сайт объявлений о недвижимости // URL: www.orenburg. ore.slando.ru