Научная статья на тему 'Эффективность государственного управления в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений (по материалам Оренбургской области)'

Эффективность государственного управления в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений (по материалам Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1173
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕННОС= ТИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТАБИЛЬНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПО= ЛИТИКА / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудашова Ю. В.

В статье рассматривается состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в российском приграничном регионе. Анализ тенденций этноконфессионального развития при= обретает особое значение для принятия решений в государственном управлении. Автор предла= гает использовать модель гармонизации межнациональных и межконфессиональных отноше= ний для позиционирования региона в политическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кудашова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность государственного управления в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений (по материалам Оренбургской области)»

Кудашова Ю.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: pr-dep-osu@mail.ru

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье рассматривается состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в российском приграничном регионе. Анализ тенденций этноконфессионального развития приобретает особое значение для принятия решений в государственном управлении. Автор предлагает использовать модель гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений для позиционирования региона в политическом пространстве.

Ключевые слова: межнациональные отношения, межконфессиональные отношения, ценности, толерантность, стабильность, этнокультурное образование, мониторинг, национальная политика, позиционирование.

Понимание политического пространства региона будет неполным без анализа межнациональных и межконфессиональных отношений. Особую актуальность эти важные проблемы приобретают в приграничном регионе, где особенно остро ощущаются миграционные процессы. В силу исторического и геополитического положения Оренбургского региона существенно изменились этноконфессиональная структура и состав населения. Основное назначение института государственного управления выражается в создании условий для стабильного развития региона, формировании новой национальной политики, позволяющей регулировать этнополитические процессы на региональном уровне. Эффективность государственного управления межнациональными и межконфессио-нальными отношениями может иметь положительную динамику при условии их прогнозирования на основе изучения параметров политической среды. Важное место в политическом региональном пространстве отводится параметрам исследования происходящих процессов, влияющих на стабильность в сферах межнациональных и межконфессиональных отношений в приграничном регионе.

Сфера межнациональных отношений

в Оренбургской области

Оренбургская область - один из субъектов Российской Федерации, который расположен на границе Европы и Азии. Сегодня территория Оренбургской области составляет 124 тыс. кв. км - это один из самых крупных регионов в Российской Федерации. Область расположена в двух частях света - Европе и

Азии. У Оренбургской области самая протяженная граница из 13 субъектов Российской Федерации с Республикой Казахстан и составляет 1876 кв. км. Численность постоянного населения 211,5 тыс. чел. Большое влияние на политику и культуру Оренбуржья оказывает геополитическое положение области: между Башкирией, Татарстаном и Казахстаном. Географическое положение области уже предопределяет интенсивные межэтнические и меж-конфессиональные связи с соседями [4].

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к ценностям совместного проживания, общественным идеалам и нравственным принципам, которые «выстраданы и выверены за века» отечественной историей и без которых «мы не можем представить себе нашу страну» [5].

Этому серьезно способствовала и активная национальная политика, проводимая исполнительной властью Оренбургского региона. Значительную работу проводит Министерство культуры, внешних и общественных связей Оренбургской области по стабилизации межнациональных отношений. В бюджете области для проведения эффективной национальной политики предусмотрено пусть небольшое, но ежегодное финансирование. Благодаря этому регулярно проходят праздники национальной культуры народов, проживающих на территории области. Область гордится своей Национальной деревней, которая состоит из подворий этносов, проживающих в регионе. Так, башкирское подворье открывал Президент Башкортостана М. Рахимов совместно с губернатором Оренбургской области А. Чернышевым. В 2009 г.

на территории Национальной деревни, расположенной в центре г. Оренбурга, состоялась встреча Президента РФ Д.А. Медведева и Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева.

Этнокультурная политика, имеющая своей целью гармонизацию всего комплекса межэтнических отношений, развитие принципов толерантности и уважения к самобытным национальным культурам всех этнических групп, населяющих область, является одним из приоритетных направлений в деятельности органов государственной власти. Органы власти делают все возможное для сохранения стабильности в сфере межнациональных отношений [7, 1].

В области, по данным переписи населения 2002 г., проживают представители более ста национальностей. Из них 6 этнических общностей, которые имеют в своем составе свыше пятидесяти тысяч человек каждая: русские (73,9% от общей численности населения области), татары (7,6%), казахи (5,8%), украинцы (3,5%), башкиры (2,4%), мордва (2,4%). Представители этих национальностей составляют основную массу населения области (95,6%). Еще три национальные группы - немцы, чуваши и армяне -имеют в составе своей диаспоры свыше десяти тысяч человек. Представители четырех национальных групп населения - белорусы, азербайджанцы, узбеки и таджики - составляют от 0,5% до 0,1% в общей численности населения области. Семнадцать национальных групп, проживающих в Оренбуржье, имеют удельный вес в общей численности населения в пределах от 0,1% до 0,01% каждая. Менее 0,01% в общей численности населения области имеют представители 71 национальности.

Длительная история совместного бесконфликтного проживания таких этносов, как русские, татары, башкиры, казахи, формировала

русские 73,9%

толерантные отношения, которые воспроизводились из поколения в поколение. В условиях довольно сложной социально-экономической ситуации 90-х годов в области практически не было конфликтов на межнациональной и меж-конфессиональной почве.

Руководству Оренбургской области на протяжении всего постсоветского периода удавалось избегать этнических конфликтов и сохранять достаточно стабильную ситуацию в межнациональных отношениях. Можно назвать ряд причин, благодаря которым регион в целом может быть отнесен к этнически и конфессионально толерантным регионам современной России [1, 38].

В августе 2005 г. Законодательным собранием Оренбургской области был принят и подписан губернатором Оренбургской области А.А. Чернышевым закон «Об областной целевой программе реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области на 2006-2007 гг.». Она является логическим продолжением предыдущих четырех программ, которые действовали в период 1994-1995 гг., 19961997 гг., 1998-2000 гг. и 2001-2005 гг. Программа предусматривает тесное взаимодействие государственных структур и национальных организаций, определяет основные направления межкультурного сотрудничества, формирует правовую базу для реализации концепции государственной национальной политики на территории Оренбургской области.

Более двенадцати лет действует Совет по делам национальностей при губернаторе области, который координирует реализацию программы региональной национальной политики. Кроме этого, активную работу проводят межнациональный координационный и научно-методический советы, оказывающие помощь в сохранении национальных культур. В последние десятилетия мы наблюдаем активное стремление населяющих область этносов к возрождению, сохранению и развитию самобытных национальных культур, уникальных национальных традиций, обычаев и обрядов. В Оренбургской области созданы и действуют 99 национально-культурных общественных объединений и 4 научных общества, деятельность которых направлена на изучение истории культуры различ-

татары 7,6%

другие 4,4%

мордва 2,4%

казахи 5,8% украинцы 3,5% башкиры 2,4%

Рисунок 1. Национальный состав населения Оренбургской области

Таблица 1. Динамика в оценке населением межнациональных отношений в городах области (в %)

Изменились ли межнациональные отношения в Оренбурге за последние годы? 2005 г. 2006 г. 2008 г.

Улучшились 5 1 6

Скорее улучшились 6 6 21

Скорее ухудшились 16 17 14

Ухудшились 13 10 6

не изменились 41 53 38

Затрудняюсь 19 12 19

Таблица 2. Оценки межнациональных отношений представителями разных национальностей в 2008 г. (в %)

Как вы оцениваете межнациональные отношения? Национальность

русский украинец татарин башкир казах

В стране:

Отношения нормальные 33 32 36 43 49

Ощущается напряженность 32 32 37 14 17

Случаются конфликты 23 18 12 14 17

Не знаю 11 18 14 29 14

В области:

Отношения нормальные 48 45 61 38 56

Ощущается напряженность 28 23 23 24 17

Случаются конфликты 6 5 - - 3

Не знаю 16 27 16 38 20

ных этнических общностей, проживающих в области.

Целенаправленное проведение этнокультурной политики способствует удовлетворению запросов различных этнических групп. Сегодня в области работают 5630 русских и 354 нерусских творческих коллективов, в том числе: 173 татарских, 77 башкирских, 38 казахских, 25 украинских, 26 мордовских, 8 чувашских, 7 немецких. Общий охват участников составляет 64,3 тыс. человек.

В соответствии с Программой реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области проводится большая работа по развитию системы образования с этнокультурным компонентом как важнейшего института сохранения и развития этнических культур и межнационального согласия [3].

Этнокультурное образование осуществляется путем преподавания национальных язы-

Большое количество материалов по этнокультурной тематике публикуется на страницах областных газет «Южный Урал» и «Оренбуржье». В областной газете «Оренбургское время» открыта специальная рубрика «Этно-панорама». Материалы, посвященные реализации национальной политики и межнациональным отношениям, регулярно печатаются и в других, как областных, так и районных СМИ. На областном телевидении вопросы межнациональных отношений освещаются в телепередаче «Вместе».

В России и в Оренбургской области в последние годы наблюдается рост национальной напряженности в молодежной среде, что можно объяснить за счет увеличения потоков незаконной миграции и высокой степенью криминализации общества. Выявляется и определенный уровень интолерантности в различных сферах общественной жизни. В регионе регулярно про-

ков как отдельного предмета через факультативы и кружки. По национальным языкам они распределяются следующим образом:

татарский язык - 75 школ, 4814 учащихся; башкирский язык - 47 школ, 1218 учащихся; казахский - 39 школ, 1011 учащихся; мордовский язык - 11 школ, 175 учащихся; чувашский язык - 4 школы, 81 учащийся; еврейский язык - 1 школа, 77 учащихся; польский язык - 2 школы, 40 учащихся [3].

водится социологический мониторинг, позволяющий замерять динамику в межэтнических и межконфессиональных отношениях. Анализ результатов этого мониторинга позволяет органам государственной и муниципальной власти принимать обоснованные решения для корректировки национальной политики, что способствует успешному предотвращению роста напряженности в межнациональных отношениях [10, 471].

Таблица 3. Причины национальной напряженности в городах и селах Оренбургской области (в %)

Причины национальной напряженности города села

Отсутствие равенства людей разных национальностей перед законом 7 4

Неуважительное, порой вызывающее поведение приезжих (иммигрантов), отказ следовать местным нормам и традициям 30 13

Ухудшение ситуации на рынке труда и в социальной сфере 18 19

Власти области недостаточно занимаются решением межнациональных проблем 13 10

Конфликты сознательно подогреваются определенными силами 7 2

Рост националистических настроений в области 2 2

Стало тяжело жить, и многие пытаются найти виновных в приезжих 22 16

В нашей области нет напряженности в межнациональных отношениях 26 24

Затрудняюсь ответить 14 34

Другое 3 1

Таблица 4. «Кем вы себя чувствуете прежде всего?». Динамика оценок 1998-2008 гг. в % к опрошенным

Кем Вы себя чувствуете, прежде всего? 1998 г. 2000 г. февраль 2000 г. сентябрь 2001 г. ноябрь 2002 г. май 2003 г. май 2004 г. август 2008 г. июль

1. Гражданином России 68,0 71,0 73,0 78,0 75,0 75,0 78,0 80

2. Представителем своей национальности 18,0 22,0 23,0 20,0 20,0 19,0 25,0 6

3. Оренбуржцем 22,0 26,0 27,0 26,0 28,0 30,0 35,0 13

По заказу министерства культуры, внешних и общественных связей Оренбургской области был проведен опрос населения области социологическим центром «общественное мнение» Г.В. Шешуковой. В статье приводятся данные о состоянии межнациональных отношений в Оренбургской области, которые включают характеристику процессов национального взаимодействия в регионе, толерантности и нетерпимости, оценку этнической конфликтности [2, 9].

Выборка исследования квотная, соответствует генеральной совокупности на территории проведения опроса по признакам: пол, возраст, образование, национальность. Исследованием было охвачено 7 административных образований области: 7 городов (Оренбург, Орск, Бугуруслан, Соль-Илецк, Кувандык, Ясный) и 4 сельских района (Асекеевский, Соль-Илецкий, Кувандыкский, Ясненский). Погрешность выборки в пределах нормы. Опрос проведен СЦОМ 1-4 июля 2008 г. Опрошено 500 респондентов.

В 2008 г. в области улучшение межнациональных отношений отметили 27% жителей городов области, что на 20% больше, чем в 2006 г., ухудшение межнациональных отношений отметили 20% горожан, что на 7% меньше, чем в 2006 г. Только 38% горожан считают, что межнациональные отношения в области не изменились. То есть в 2008 г. существенно выросли позитивные и снизились негативные оценки межнациональных отношений. По всем терри-

ториям, где проходил опрос, позитивные оценки динамики межнациональных отношений выше, чем негативные [1, 8].

Респонденты отмечают более высокий уровень межэтнической напряженности в стране по сравнению с Оренбургской областью. Вызывает беспокойство то обстоятельство, что практически каждый четвертый представитель таких этнических групп, как русские, украинцы, татары и башкиры, ощущает напряженность в межнациональных отношениях. С другой стороны, были выяснены причины проявления межнациональной напряженности в общественном мнении городского и сельского населения.

Необходимо учитывать наличие в области, как, впрочем, и в России в целом, антимигрант-ских настроений. Так, 30% горожан и только 13% сельчан считают, что приезжие виновны в росте национальной напряженности. Вместе с тем 22% жителей городов и 16% жителей сел полагают, что стало тяжело жить, и многие пытаются найти виновных в приезжих. Еще 18% жителей городов в качестве причины обострения межнациональных отношений называют ухудшение ситуации на рынке труда и в социальной сфере. Следовательно, 40% жителей городов считают, что причинами роста межэтнической напряженности являются социально-экономические проблемы.

Однако 26% жителей городов полагают, что в области нет напряженности в межнациональных отношениях, а 13% все-таки замечают, что

Таблица 5. Динамика значимости национальной принадлежности для жителей Оренбуржья (в %)

Варианты ответов 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2008 г.

Очень значима 24,0 24,0 26 24

Значима 45,0 46,0 48 42

Мало значима 20,0 20,0 12 19

Совсем не значима 5,0 6,0 8 6

Затруднились ответить 6,0 4,0 4 9

Таблица 6. Отношение оренбуржцев к формированию российской нации (в %)

Вспомните примеры таких стран: французы - французская нация, американцы -американская нация и т. п. Согласны ли Вы с тем, что граждане РФ -это РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ? (Отметьте один вариант ответа) Область Город Село

Да 34 36 33

Чтобы так было, требуется еще несколько лет 6 6 6

Для этого потребуются десятилетия 11 10 11

В условиях России единая нация возникнуть не может 25 28 21

Затрудняюсь ответить 21 17 29

Другое 2 2 1

власти области недостаточно занимаются ре- ян, так же как для представителей других циви-

шением межнациональных проблем. В совре- лизаций, гражданская идентичность вторична,

менном российском обществе мы наблюдаем как кризис гражданской идентификации, так и кризис этнической идентификации.

Методологически в исследовании СЦОМ, а точнее, в шкале измерения этнической идентичности, отражены реально существующие подходы в понимании данных категорий. Личностное «Я» соотносится при ответах на вопрос анкеты «Кем вы себя чувствуете прежде всего?» с такими критериями, как «гражданин России», «представитель своей национальности», «оренбуржец» и т. д. Результаты многолетних исследований (см. табл. 4) говорят о том, что оренбуржцы постоянно идентифицируют себя прежде всего с политическим сообществом («гражданин России» или согражданством) и только затем с сообществом, располагающимся в рамках государства. В нашем случае это «оренбуржец». И только в последнюю очередь включается этнический признак [9].

В 2008 г. 80% опрошенных идентифицируют себя прежде всего с российским гражданством, 13% - с жителем Оренбургской области и только 6% - с национальностью. Во всех возрастных группах респонденты идентифицируют себя с гражданством. Чем старше респондент, тем чаще он идентифицирует себя с этносом. Таким образом, исследование выявило высокий уровень гражданской и региональной идентификации. Эти данные опровергают теоретические построения С. Хантингтона, в соответствии с которыми для современных росси-

а этническая и религиозная первичны и именно они определяют судьбы народов и государств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее, наиболее простой путь идентификации подсказывает человеку этническая общность, принадлежность к которой не требует сознательного выбора. Сам факт рождения как бы предопределяет присутствие человека в рамках определенного этноса. Если мы выясняем отношение к этнической идентификации без связи с гражданской и территориальной идентификацией, то выявляем высокий уровень значимости национальной принадлежности.

Рассмотрим отношение оренбуржцев к своей национальной принадлежности. В четырех последних исследованиях СЦОМ (2004-2008 гг.) фиксируются высокие оценки значимости национальной принадлежности, в частности: в 2006 г. для 74% населения была значима этническая идентификация, в 2008 - для 66%. Очевидно, что в 2008г. году сохраняется высокий уровень этнической идентификации для населения области, но за два года он уменьшился на 8% [1].

В настоящее время в обществе активно обсуждается вопрос о возможности формирования российской нации. Вопрос о ценностях, составляющих основу российской идентичности, - это прежде всего вопрос об отношении к России, своему народу, этнической и религиозной принадлежности, культуре, традициям и обычаям страны и своей малой родины [6, 78]. Поэтому этот вопрос был включен в социологический опрос.

Итак, 34% оренбуржцев считают возможным образование российской нации в настоящее время. Еще 17% полагают, что для этого потребуется длительное время. Не согласны с этим утверждением только 25%. Затрудняются с ответом 21%. Таким образом, региональное сообщество раскололось почти пополам в оценке идеи российской нации. Поэтому, на наш взгляд, рано еще предпринимать попытки реализации этой идеи на управленческом уровне. Выяснилось также, что меньше других этносов к реализации этой идеи расположены русские по сравнению с представителями других этносов.

Учитывая состояние общественного сознания, Оренбургскую область можно позиционировать, с одной стороны, как полиэтнический, толерантный регион с самобытной культурой этносов, исторически проживающих на территории региона, а с другой стороны, ощущающих себя россиянами в общероссийском политическом пространстве.

Сфера межконфессиональных

отношений в Оренбургской области

Поликонфессиональный характер Оренбургской области, безусловно, накладывает отпечаток на содержание государственно-конфессиональных отношений и практику реализации законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях. Важной характеристикой политического пространства является взаимодействие органов государственной власти с религиозными организациями. Многообразие конфессионального пространства региона не является чем-то уникальным. Оно складывалось в результате исторически длительного и сложного процесса под воздействием различных факторов. Это и продолжавшееся веками географическое расширение нашей страны, включение в ее состав новых территорий с населявшими их народами, исповедовавшими свои религии, а начиная с 90-х гг., с развитием новых экономических связей России с зарубежными странами, миграционные процессы, культурный обмен, миссионерство. Очень важны в этом аспекте собственные духовные поиски россиян.

Исходя из сложившегося в настоящее время национального состава населения Оренбургской области, вполне очевидно, что РПЦ является самой крупной конфессией и наиболее многочисленной по количеству верующих. Сегодня

Оренбургская епархия Русской православной церкви состоит из 173 местных религиозных организаций.

Второй по значимости конфессией является ислам, который традиционно исповедовали тюркоязычные народы (~16,6% - татары, казахи, башкиры и др.). Ислам в Оренбургской области представлен 133 мусульманскими религиозными организациями (организация Бугу-русланского муфтията ликвидирована по решению суда в связи с выявлением в ее деятельности элементов экстремизма).

Особое место в современном конфессиональном пространстве Оренбуржья занимают протестантские церкви (63 организации, 12 деноминаций). Протестантские общины действуют во всех городах и многих районных центрах области. Наиболее многочисленны по количеству верующих из протестантских церквей баптисты, пятидесятники и Свидетели Иеговы. Каждая их этих деноминаций объединяет от 1000 до 2000 прихожан [3].

В ходе социологического опроса, проведенного в 2008 г. социологическим центром «Общественное мнение», выяснялось отношение населения области к религии [3, 1].

Итак, только 9% населения Оренбургской области являются глубоко верующими людьми и соблюдают все предписываемые церковью обряды. Еще 36% соблюдают некоторые обряды, 32% не соблюдают обряды, однако относят себя к верующим. Атеистами назвали себя только 11%.

Таким образом, в Оренбуржье, как и в России в целом, за последние 20 лет в духовной жизни общества произошел переход от массового атеизма к массовой идентификации граждан с каким-либо конфессиональным сообществом [1].

Социологический опрос зафиксировал рост доверия населения к религиозным институтам с 2001 по 2008 гг.

Однако в 2008 г. было зафиксировано некоторое снижение доверия к религиозным объединениям. Уровень доверия к религиозным объединениям в 2006 г. составил 81%, а в 2008 году составил 75%. При этом не доверяли религиозным институтам в 2006 г. 16% оренбуржцев, а в 2008 г. - 25%.

Настораживает то, что 23% жителей области все-таки чувствуют напряженность в межконфессиональных отношениях. Причем в возраст-

Таблица 7. Отношение оренбуржцев к религии (в % к числу опрошенных)

Каково ваше отношение к религии? Все Город Село

Верующий, соблюдаю обряды 9 8 10

Верующий, но не все обряды соблюдаю 36 36 37

Верующий, но не соблюдаю обряды 32 32 33

Неверующий 11 13 6

Отказываюсь отвечать 5 5 7

Затрудняюсь 7 7 8

Таблица 8. Динамика уровня доверия населения области к религиозным институтам, в % к опрошенным (2001-2008 гг.)

Доверяете ли Вы религиозным институтам (церкви)? 2001 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2008 г.

Доверяю полностью 14,0 14,0 13,0 18 22

Доверяю в большей мере 26,0 23,0 23,0 31 21

Доверяю, но мало 30,0 32,0 38,0 32 32

Скорее не доверяю 15,0 14,0 17,0 11 17

Не доверяю полностью 15,0 14,0 12,0 5 8

Таблица 9. Оценка населением области межконфессиональных отношений (в %)

Как вы оцениваете отношения между людьми разных вероисповеданий? Все Город Село

Отношения хорошие 64 57 78

Внешне все спокойно, но ощущается напряженность 21 26 11

Отношения напряженные, случаются конфликты 2 1 2

Затрудняюсь 13 15 9

ной группе 18-29 лет ее ощущают 29%. В группе старше 60 лет межконфессиональную напряженность чувствуют только 15%. Чем старше респонденты, тем меньше их беспокоит напряженность в межконфессиональных отношениях.

Позитивные оценки межконфессиональных отношений отметили 57% горожан и 76% сельчан. Негативные оценки межконфессиональных отношений были отмечены у 27% горожан и 13% сельчан. Таким образом, выявлены существенные различия между городским и сельским населением области в оценке межконфессиональ-ных отношений [1].

Выводы

Итак, эффективность межнациональных и межконфессиональных отношений зависит от степени реализации региональных программ, влияющих на формирование толерантного отношения к нациям и народам, проживающим на территории региона. Для сохранения межнациональной стабильности в Оренбургском регионе проводится достаточно эффективная работа. Активно работают культурно-национальные общества и автономии, издаются национальные газеты, осуществляется изучение национальных языков в школах области, регулярно проводятся праздники национальной

культуры этносов, населяющих регион. В Оренбурге создан и успешно функционирует уникальный комплекс «Национальная деревня».

В регионе регулярно проводятся социологические исследования, позволяющие оценить динамику межнациональных и межконфессиональных отношений. Данные показали высокий уровень стабильности в межнациональных и межконфессиональных отношениях в таком сложном приграничном регионе, как Оренбургская область. Был отмечен более низкий уровень межэтнической напряженности в регионе, чем по стране в целом. Основной причиной межнациональной напряженности называется сохранение социально-экономических проблем.

Самоидентификация оренбуржцев соотносится с понятием «гражданин России», является достаточно устойчивой и носит позитивную направленность. С другой стороны, значимость национальной принадлежности остается довольно высокой, но образование российской нации вполне возможно.

Можно отметить, что многообразие этно-конфессионального пространства Оренбургского региона сложилось в результате длительного исторического процесса. В регионе, как и в России в целом, произошел переход от массового атеизма к массовой конфессиональ-

ной идентификации. Большинство городского и сельского населения отметили позитивные межконфессиональные отношения. Модель гармонизации и сохранения этноконфес-сионального согласия может служить основой

позиционирования региона как толерантного этнополитического пространства, создающего условия для взаимодействия и саморазвития этнокультурных сообществ в структуре гражданского общества.

Список использованной литературы:

1. Амелин В.В. Этнокультурная политика в полиэтничном приграничном регионе России (позитивные практики) // Этно-панорама, №1-4, 2009. - С. 82-91.

2. Архив Правительства Оренбургской области, АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ СЦОМ 2008 г. «Межнациональные и этнокон-фессиональные отношения в многонациональном приграничном регионе» в статье анализируются данные указанного отчета.

3. Оренбуржье в контексте информационной политики, общественных и внешних связей: ежегодный доклад, 2006г. -Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2006-200с. - С.26-41.

4. Оренбургская область. Территория и население [Электронный ресурс] / Официальный информационный портал Органов государственной власти Оренбургской области - Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/ regportal/Info/OrbRegion/People.html

5. Послание Президента РФ, 5 ноября 2008 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://www.president.kremlin.ru/transcripts/1968

6. Тишков В.А. О национальном идеале и ценностях. // Этнопанорама. -№1-4, 2009. - С. 78-81.

7. Чернышов А.А. Вступительная статья //Национальная деревня. №1, 20 февраля 2009г. - С. 1.

8. Шешукова Г.В. Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. -Уфа, 2008. - С. 95-102.

9. Шешукова Г.В. Динамика межнациональных отношений в Оренбургской области. /Материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты».Часть 1. -Уфа, 2008. -С. 95-102.

10. Шешукова Г.В. Преодоление молодежного этнического экстремизма в современном российском регионе // V Всероссийский конгресс политологов «Изменение в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы». Тезисы докладов. - Москва, 20-22 ноября 2009. - С. 471-472.

Сведения об авторе: Кудашова Юлия Владимировна, доцент кафедры связей с общественностью Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук 460018, г. Оренбург, пр-т. Победы, 13, комн. 1505, тел. (3532)723701, 372460, е-mail: pr-dep-osu@mail.ru

Kudashova Yu.V.

Effectiveness of state management in the sphere of international and interconfessional relations (at the materials of Orenburg region)

Condition of international and interconfessional relations in Russian boundary region is regarded in this article. The analysis of tendencies of ethnoconfessional development obtains special meaning for taking the decisions in state management. The author suggests using the models of international and interconfessional relations harmonization for a region positioning in political sphere.

Key words: international relations, interconfessional relations, values, tolerance, stability, ethnocultural education, monitoring, national policy, positioning.

Bibliography:

1. Amelin V.V. Ethnocultural Politcy in Poyiethnic Frontier Region of Russia (positive experts)//the Ethnopanorama №1-4, 2009.-S.82-91.

2. Archive of the Government of the Orenburg Region, ANALYTICAL REPORT CPO, 2008n «International, Ethnic and Confessional Relations in Multinational Frontier region» in the Article are analyzed the Data of the Specified Report.

3. Orenburg Region in the Context of the Information policy and Public Relations: Annual Report, 2006. -Orenburg: Ed, centre OGAU, -200p. P.26-41

4. The Orenburg Region [the Electronic resource] / an Official Information Portal of Public Authorities of the Orenburg Region - an access Mode: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Info/OrbRegion/People.html.

5. The Message of the President of the Russian Federation, on November, 5th 2008n [the Electronic resource] / an Official site of the President of the Russian Federation, http://www.president.kremlin.ru/transcripts/1968.

6. Tishkov V. A. About Nnational Ideal and Values.//the Ethnopanorama. - №1-4, 2009.-S.78-81

7. Tchernyshov A.A. Introductory Article//National Village. №1, on February, 20th 2009r. C.1.

8. Sheshukova G.V. The state of National policy: theoretic-methodological, legal and humanitarian aspects. Materials of the All-Russia scientifically-practical conference. - the Part 1. - Ufa, 2008.-S.95-102.

9. Sheshukova G.V.Dinamics of the international relation in the Orenburg Region. /Materials of the All-Russia scientifically-practical conference «Pressing questions of the state of the National policy: theoretic-methodological, legal and humanitarian aspects», - the Part 1. - Ufa, 2008.-S.95-102.

10. Sheshukova G.V. Overcoming of the Youth Ethnic Extremism in Modern Russian region. V All-Russian Congress of Political Scientists «Change in the Policy and a Policy of Changes: strategy, institutes, actors» Theses. - Moscow, on November, 20-22th, 2009.-S.471-472.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.