образовательного маршрута, в основе планирования которого лежит конкретный запрос обучающегося, отражающий его теоретико-практическую потребность в том или ином материале или опыте деятельности.
Литература:
1. Ахметова Д.З. Инклюзивный подход к психолого-педагогическому сопровождению обучения с применением дистанционных образовательных технологий: научно-методическое пособие / Д.З. Ахметова. - Казань: Познание, 2014.
2. Замалетдинова Н.Ш. Креативные технологии инклюзивного образования: научно-методическое пособие / Н.Ш. Замалетдинова, И.Г. Морозова, Н.А. - Казань: Познание, 2014.
3. Зубова Е.И., Нечаев М.П. Проектирование и развитие толерантно воспитывающей среды в условиях социального многообразия: монография / Е.И. Зубова, М.П. Нечаев. - М. АСОУ, 2016.
4. Инклюзивное образование: психолого-педагогические особенности обучающихся с ОВЗ / авт.-сост. Т.Д. Лукьянова, С.Е. Жуйкова. - Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 2016.
5. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций / О.В. Калимуллина, И.В. Троценко // Открытое образование. - 2018. - № 22. - С. 61-73.
6. Нечаев М.П. Рефлексивные технологии воспитания в современной школе. Учебно-методическое пособие / М.П. Нечаев. - М.: «5 за знания», 2009.
7. Пасторова А.Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге: монография / А.Ю. Пасторова. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2012.
8. Романова Г.А. Воспитывающий потенциал образовательной инклюзии / Г.А. Романова // The Newman in Foreign Policy. - 2018. - № 43 (87). - С. 28-31.
9. Романова Г.А. Об организации системы непрерывного профессионального образования педагогических кадров / Г.А. Романова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. -№ 2. - С. 404-411.
10. Романова Г.А. Реализация воспитательного потенциала общеобразовательных дисциплин // Педагогическая лаборатория. Орехово-Зуево: РИО МГОГИ. - 2012. - № 2. - С. 25-30.
11. Романова Г.А. Проблемы социализации детей и подростков в каникулярный период. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014.
12. Романова Г.А., Немова Ю.Ю. О готовности педагога к работе в условиях инклюзии / Г.А. Романова, Ю.Ю. Немова // Обучение истории и обществознанию детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Международной научно-практической конференции. - 2017. Орехово-Зуево: РИО ГГТУ, 2017. - С. 77-85.
13. Штанько И.В. Модель индивидуальной образовательной траектории профессионального совершенствования педагога дополнительного образования / И.В. Штанько // Человеческий капитал. - 2012. - № 4. - 160 с.
14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (Дата обращения 22.06.2021).
Педагогика
УДК 37.013.43
кандидат педагогических наук Романова Мария Никифоровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); бакалавр Филиппова Сардаана Феоктистовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ
ЗАНЯТИЯХ
Аннотация. В статье раскрываются вопросы о формировании этнокультурных знаний у младших школьников. Для этой цели была разработана и апробирована авторская программа кружка по обучению обучающихся технике плетения из конского волоса. Также представлены результаты педагогического эксперимента.
Ключевые слова: этнокультурные знания, кружковые занятия, младшие школьники.
Annоtation.The article reveals the questions about the formation of ethnocultural knowledge among primary schoolchildren. For this purpose, the author's program of the circle for teaching students the technique of weaving from horsehair was developed and tested. The results of the pedagogical experiment are also presented.
Keywords: еthnocultural knowledge, circle classes, younger students.
Введение. Особая роль во взаимопонимании различных народов принадлежит искусству, содержащему ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания. Искусство как часть этнической культуры неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнокультурного сознания личности. Поэтому целесообразно знакомить учащихся не с искусством «вообще», а с наиболее близким и доступным для учеников, конкретным его проявлением, аккумулирующим в себе специфику местных условий, социально-исторические особенности региона, национальную психологию, своеобразие культуры края. Региональное искусство, отражая в художественных образах исторический, духовный и эстетический опыт, является выражением глубинных представлений народа о мире и человеке, способствует глубокому пониманию развивающейся личностью собственных корней, осмыслению ею своего места и предназначения в окружающем этнокультурном пространстве. Кроме того, педагогическая деятельность в условиях конкретного региона немыслима без опоры на специфические формы обучения и воспитания детей как представителей определенной национально-культурной среды [2].
Изложение основного материала статьи. Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, становление и воспитание личности на традициях культуры этноса, сочетающих моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту [1].
Цель нашего исследования заключалась в выявления влияния кружковых занятий по авторской программе на формирование этнокультурных знаний младших школьников.
- приобщение учащихся к национальным традициям на основе работы с конским волосом;
- обучение новым возможностям работы с конским волосом - прессования, аппликация, мозаика;
- разработка и реализация индивидуальных или групповых творческих проектов;
- участие в различных выставках, конкурсах, реализация продуктов.
Кружковые занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность.
На практических занятиях дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с инструментами. Подведение итогов работы проводится в конце учебного года в форме выставки. Кратко раскроем содержание программы кружка «Сиэл^уор».
1. Вводная часть. Якутская лошадь, как национальное достояние народа саха.
- ознакомление учащихся со значением лошади для якутского человека по книге Винокуровой У.А. «Кун дьоьогой Айыы».
2. Инструктаж по ТБ и ПБ работы по плетению из конского волоса:
- инструктаж по ТБ и ПБ;
- организация рабочего места, техника безопасности при работе с инструментами и конским волосом.
3. Понятие о материалах, инструментах, аппаратах, цвете конского волоса:
- знакомство с конским волосом, его свойствами и видами;
- знакомство с инструментами и материалами, используемыми в работе с конским волосом.
4. Освоение основных приёмов подготовки конского волоса к работе. Обработка конского волоса, промывка, очистка:
- знакомство с различными приемами подготовки конского волоса к работе (очищение, сортировка, вязка, подбор по цвету, вытягивание);
- мойка, очищение;
- сортировка, вязка;
- подбор по цвету, вытягивание, подразделение волоса на косицы и подкосы.
5. Технологические приемы работы с конским волосом:
- знакомство с различными приемами плетений - сучение, плетение, прессование, валяние);
- изучение видов плетений (плоское из 4-х волос и ленточное);
- аппликация, мозаика.
6. Изготовление шарика из конского волоса:
- изучение техники изготовления шарика;
- игра с самодельным мячом в «Гуси-Лебеди».
7. Плетение двухслойной веревки:
- разъяснение использования обрядовых повязок - «салама»;
- плетение жгутов;
- изготовление «саламы».
8. Изготовление панно:
- беседа о роли настенных панно в интерьере;
- склеивание настриженных волос на готовый эскиз.
9. Орнаменты и узоры предков:
- знакомство с видами узоров для изделий из конского волоса;
- плетение «Тымырдаайы»;
- игры с использованием веревок «Рыбалка», «Забрасывание аркана».
10. Заготовка сувенира из конского волоса:
- выполнение коллективной работы;
- индивидуальное проектирование и изготовление сувенира.
11. Практическая работа детей по изготовлению изделий из конского волоса:
- изготовление комаромахалки «Дэйбиир». Технология обработки прядей в узелок «восьмерка»;
- прикрепление и компоновка деталей комаромахалки;
- оформление бисером.
12. Традиционное шитье коврика «Сэруэ»:
- знакомство с технологией работы;
- подготовка заготовки;
- организация совместной работы с родителями, мастерами по плетению из конского волоса коврика.
При проведении занятий мы старались разнообразить виды деятельности учащихся. Проводили викторины, игры, выставки, коллективные формы работы. Например, рассмотрим занятие по теме «Изготовление панно «Лебеди».
Задачи: Вызвать интерес к аппликации, расширить представление о животных. Учить делать из конских волос лебедя. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение скатывать конские волосы между ладонями круговыми движениями рук.
Материалы: конские волосы, клеенка для выполнения работы, карандаш, шаблон-эскиз, ножницы, клей, кожа, основа рамки, ткань для основы, кисть.
Предварительная работа: очистка конских волос, заготовка и сортировка конских волос. Последовательность работы:
Дети сидят полукругом. Начинаем с назначения водящего, который загадывает, что за птица в волшебном сундучке». (Лебедь). Затем вместе с детьми на основе рамки создаем эскиз композицию панно. Дети приклеивают конские шарики в виде овала к основе и вырезают из ткани, делают хомус. И приклеивают к основе. Так получилось красивое панно.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на занятиях кружка по плетению из конского волоса, где приняли участие учащиеся 4 класса. Занятия проводились один раз в неделю по одному часу. Дети очень активно занимались во всех занятиях, усердно выполняли все предложенные задания.
С целью выявления уровня этнокультурных знаний младших школьников был проведен опрос. Учащимся предлагались бланки, на которых написаны вопросы и три варианта ответа (да, знаю; не знаю, затрудняюсь ответить). Вопросы: «Знаешь ли ты традиции своего народа?»:
1. Знаете ли вы традиции своего народа?
2. Соблюдает ли ваша семья национальные традиции и обряды?
3. Какие якутские блюда вы знаете?
4. Знаете ли вы что такое «Дьоhогой Айыы», «салама», «дэйбиир»?
5. С какими прикладными искусствами якутского народа вы знакомы?
6. Какое животное у якутов считается божественным?
7. Есть ли у вас дома изделия из конского волоса?
8. Что еще можно сделать из конского волоса?
9. Считаете ли вы, что конский волос является лечебным?
10. Какие методы вы знаете по плетению из конского волоса?
Таблица 1
Результаты опроса
Этап Высокий Средний Низкий
констатирующий 12,5% 50% 37,5%
контрольный этап 62,5% 25% 12,5
Результат показал, что большинство учащихся ответили «нет». На вопрос «Соблюдает ли ваша семья национальные традиции и обряды?», учащиеся затруднялись ответить так, как они посещали лишь ысыах, а другие национальные традиции и обряды не наблюдали. Анализ ответов на опрос «Какие якутские национальные блюда вы знаете?» выявил, что половина детей знают «суорат», «куорчэх». По результатам четвертого опроса выявили, что дети не понимают слово «Дьоhогой айыы», «салама». А вот слово «дэйбиир» им было знакомо, так как их используют дома, как декоративное украшение. По пятому вопросу дети ответили бисероплетение, резьба по дереву. Результат седьмого вопроса выявил, что учащиеся путают божественный животное народа саха с другими народами. На вопросы «какие изделия вы знаете», «какое лечебное свойство оно имеет» затруднялись ответить.
Таким образом, мы пришли к выводу, что дети мало информированы о своих традициях и обычаям.
Анализ ответов на контрольном этапе показали высокий уровень знаний и представлений о традициях и обычаях. Средний, низкий уровни понизились на 25%. Это можно объяснить тем, что у учащихся в результате бесед, рассказов появился интерес и они получили определенные знания. На основе этих данных можно отметить о том, что целенаправленная работа дает хороший результат.
Также мы использовали как метод экскурсию в сельский пришкольный музей, с целью выявления первоначальных интересов младших школьников к традициям якутского народа.
Экспонаты музея знакомят с творчеством народных мастеров, которые жили в родном наслеге. Раздел декоративно-прикладного и народного искусства знакомит с образцами традиционных ремесел.
В ходе экскурсии была проведена беседа с младшими школьниками о родном крае, коренных жителях Якутии, традиционных занятиях предков, этнических традициях. Беседа состояла из таких вопросов:
1. Какие экспонаты музея были не знакомы вам?
2. Чем занимались наши предки?
3. Какие национальные игры вы узнали?
4. Что бы вы дополнительно хотели бы узнать о своем народе?
5. Хотите ли вы еще раз сходить в музей?
Таблица 2
Результаты беседы
Этап Высокий Средний Низкий
констатирующий 25% 50% 25%
контрольный 62,5% 50% 0
Цель первого вопроса состояла в выяснении того, знают ли они старинные предметы быта, изделия, вещи якутского народа. Результат показал, что большинство младших школьников не были знакомы с «ыа5ыйа». Анализ ответов на вопросы «Чем занимались наши предки?» выявил, что половина учащихся не знают традиционные занятия своего народа. На вопрос «Какие национальные игры вы узнали», дети ответили «настольные игры». В конце беседы младшие школьники сделали вывод о том, что должны с уважением чтить и ценить историю, традиции, обычаи предков, приумножать культуру народа саха.
Анализ ответов на контрольном этапе показал, что большинство учащихся узнали старинные предметы, посуды, изделия якутского народа. Анализ ответов «Чем занимались наши предки?» выявил, что у детей сложилось представление о жизни и традиционных занятиях якутского народа. По результатам ответов выяснили, что у младших школьников интерес к традициям якутского народа не утратился.
Таким образом, по сравнению с начальным экспериментом, мы видим повышение уровня развития формирования этнокультурных знаний у обучающихся 4 класса, где в кружке по плетению из конского волоса были использованы индивидуальные подходы и задания.
Выводы. Исходя из цели нашего эксперимента, мы считаем нужными отметить следующее:
1. В обучении плетения из конского волоса успешно могут быть использованы такие приемы, как беседа, практика по плетению.
2. Система работы по формированию этнокультурных знаний предполагает также постепенно усложняющуюся работу по привитию умений.
3. Работу надо строить, чтобы дети постоянно чувствовали свое продвижение вперед.
Таким образом, мы приходим к выводу, что разработанная нами программа кружка «Сиэл^уор» способствуют расширению этнокультурных знаний младших школьников.
Литература:
1. Афанасьева А.Б. Совершенствование этнокультурного образования современных педагогов // Академ. вестн. ин-та образования взрослых РАО. - 2008. - № 4. - С. 34.
2. Щербачева Л.А. Формирование этнокультурной компетентности подростков на материале искусства Уральского региона: дис... канд.пед.наук. - М., 2006. - С. 3-4.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Садыкова Оксана Ильисовна
Российский университет транспорта (г. Москва)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПАРАДИГМА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА
Аннотация. В статье описано состояние транспортного образования России на современном этапе. Дано теоретическое обоснование междисциплинарной парадигме, как основе формирования универсальных компетенций студентов транспортного вуза. Выделено противоречие и пути ее разрешения. Описаны методы исследования, обоснованы теоретические и методологические основы исследования. Междисциплинарная парадигма представлена в виде модели разбитой на блоки. Описаны дидактические формы проявления междисциплинарной парадигмы в процессе обучения в высшей школе, в качестве которых выступают междисциплинарные электронные курсы. Описана модель междисциплинарных электронных курсов. Показано, что в дидактическом блоке электронных курсов имеются учебные задания с элементами междисциплинарного взаимодействия. Компонентами в формировании плюральных междисциплинарных связей при создании электронных курсов являются дидактические материалы нескольких дисциплин. Показано, что интегративное качество универсальных компетенций, как фундамента междисциплинарных моделей, возникает при использовании в ее заданиях нескольких содержательных компонентов разных дисциплин.
Ключевые слова: междисциплинарная парадигма, универсальные компетенции, междисциплинарная модель, учебный процесс.
Annotation. The article describes the state of transport education in Russia at the present stage. The theoretical substantiation of the interdisciplinary paradigm as the basis for the formation of universal competencies of students of the transport university is given. The contradiction and the ways of its resolution are highlighted. The research methods are described, the theoretical and methodological foundations of the research are substantiated. The interdisciplinary paradigm is presented in the form of a model divided into blocks. The article describes the didactic forms of manifestation of the interdisciplinary paradigm in the process of teaching in higher education, which are interdisciplinary electronic courses. The model of interdisciplinary e-courses is described. It is shown that in the didactic block of electronic courses there are training tasks with elements of interdisciplinary interaction. Components in the formation of plural interdisciplinary connections in the creation of electronic courses are the didactic materials of several disciplines. It is shown that the integrative quality of universal competencies, as the foundation of interdisciplinary models, arises when several content components of different disciplines are used in its tasks.
Keywords: interdisciplinary paradigm, universal competencies, interdisciplinary model, educational process.
Введение. Современный период развития российского высшего транспортного образования характеризуется процессом обновления, который отражается в изменениях информационной среды вузовского образования. Процесс обновления чутко реагирует на изменения, происходящие в культурной, научной и технической сферах общества и нацелен на применение современных достижений цифровых технологий. Интеграционная связь образования, науки и производства приобретает тесный очевидный характер. На современном этапе развития образования в высшей школе формируется междисциплинарная интеграционная парадигма, направленная на формирование универсальных компетенций выпускника высших учебных заведений. Междисциплинарная интегративная парадигма понимается нами как модель, способствующая формированию универсальных компетенций, а вместе с ними таких качеств личности, как самореализация, социальная включенность, способность к самостоятельной познавательной деятельности, Разностороннее рассмотрение интегративных процессов в системе транспортного образования является, на наш взгляд, весьма многообещающим для формирования универсальных компетенций, а также, полноты профессионального мышления современных специалистов транспортной отрасли. К показателям сформированности универсальных компетенций будем относить: инициативность, аналитическое мышление, гибкость, ориентация на достижение результата, умение работать в команде, планирование, аккуратность и внимательность к деталям. Сформированность универсальных компетенций содействует выпускникам в освоении образовательной и профессиональной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Рассмотрим прикладную сторону междисциплинарной парадигмы, на основе дисциплин кафедры «Нетяговый подвижной состав».
Междисциплинарная парадигма, как концептуальная схема, предусмотрена образовательным стандартом, установленным образовательной организацией самостоятельно (СУОС). Междисциплинарная парадигма в вузовском учебном процессе является некоторой моделью для преподавателей при формировании универсальных компетенций и обеспечивает постановку проблем и их решений с учетом влияния содержательных компонентов задействованных дисциплин. Междисциплинарная парадигма, как модель, несомненно, состоит из следующих блоков:
Целевой - Оценочный блок (определение универсальных компетенций обеспечивающих мотивацию студентов на начальном этапе обучения и контроль за процессом обучения на конечном этапе).
Структурно-содержательный блок (описание принципов междисциплинарной парадигмы и плюральных междисциплинарных связей).
Дидактический блок (формы, методы работы преподавателя и формы, методы учебы студента).
Технологический блок (различные технологии междисциплинарной парадигмы: мотивационные, организационные, деятельностные, цифровые и другие).
Дидактическими формами проявления междисциплинарной парадигмы в процессе обучения в высшей школе могут быть междисциплинарные электронные курсы, в дидактическом блоке которых имеются учебные задания с элементами междисциплинарного взаимодействия.
Своевременность создания междисциплинарных электронных курсов опосредованно подтверждается стремлением студента осваивать новые знания в электронном формате. Наличие учебных пособий, не учитывающих изменения, вносимые процессом информатизации общества, в личности обучаемых и в электронную обучающую среду, не обеспечивают использования в полной мере познавательных способностей современного студента. Наше исследование показало, что современное студенческое сообщество хорошо адаптировано в мире цифровых технологий, но вынужден получать новые знания в некомфортном для себя бумажном формате.
Компетентностный подход - основа СУОС специализации подготовки «Подвижной состав железных дорог» и создаваемой нами методологии преподавания дисциплин кафедры «Нетяговый подвижной состав» с описанием дидактических форм, междисциплинарных связей и цифровых технологий. В качестве оценочного механизма при моделировании междисциплинарных электронных курсов, используется компетентностный подход.