Научная статья на тему 'ПЛЕТЕНИЕ ИЗ КОНСКОГО ВОЛОСА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ'

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ КОНСКОГО ВОЛОСА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2569
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО ЯКУТИИ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПЛЕТЕНИЕ / КОНСКИЙ ВОЛОС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаева Наталья Васильевна

В статье исследуется вопрос об использовании конского волоса в традиционной культуре народа саха-якутов. Этот древний вид народного промысла относится к видам традиционной материальной культуры и актуализируется в современной ситуации глобализации, предоставляя возможности поиска творческих идей в кладезе национальных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Николаева Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HORSEHAIR WEAVING IN THE TRADITIONAL CULTURE OF THE YAKUTS

The article examines the use of horsehair in the traditional culture of the Sakha-Yakut people. This ancient type of folk craft belongs to the traditional material culture and is updated in the modern situation of globalization, providing opportunities to search for creative ideas in the riches of national traditions.

Текст научной работы на тему «ПЛЕТЕНИЕ ИЗ КОНСКОГО ВОЛОСА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ»

УДК 745

Н. В. Николаева

Арктический государственный институт культуры и искусств

Якутск, Россия

ПЛЕТЕНИЕ

ИЗ КОНСКОГО ВОЛОСА

В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

ЯКУТОВ

В статье исследуется вопрос об использовании конского волоса в традиционной культуре народа саха-якутов. Этот древний вид народного промысла относится к видам традиционной материальной культуры и актуализируется в современной ситуации глобализации, предоставляя возможности поиска творческих идей в кладезе национальных традиций.

Ключевые слова: народное искусство Якутии; традиционная культура; материальная куль-

традиционным укладом жизни, связанного с аборигенным коневодством и разведением крупного рогатого скота. В условиях сурового севера якутские лошади круглый год находятся на подножном корму: летом табуны кочуют на летние пастбища, чаще всего на речных островах, а зимой - на зимниках, на тебенёвке1, добывают корм из-под снега.

Лошадь для народа саха давно перестала быть только территориальным животным. Так, А. П. Васильева пишет: «Лошадь имела огромное значение не только в хозяйстве, культуре и в быте, но и играла большую роль в духовной жизни якутского народа, ее роль отразилась в традиционных верованиях и эпосе. Именно поэтому с древних времен культ коня/лошади наиболее ярко представлен в традиционной культуре якутов» [3]. В некотором смысле произошло отождествле-

тура; плетение; конский волос.

С. И. Барахова-Ымыы. Дьокогой. Колье и браслет. 2017. Серебро, мамонтовая кость, бирюза, коралл, конский волос

Собственность ООО «КиэргэV

В традиционной культуре народов, живущих на Крайнем Севере, сохраняются мировоззренческие основы, одной из которых является убеждение, что жизнь в гармонии, ненарушении целостности Природы (Ытык сирдэр), одухотворении и поклонении ей и есть предназначение человека. Северную бытовую культуру чаще всего связывают с оленем и оленеводческим хозяйством, что соответствует действительности, но саха-якуты уникальны тем, что являются носителями древней культуры ведения скотоводческого хозяйства. Генная память народа, осваивавшего огромные территории Крайнего Севера с его сверхнизкими температурами, вечной мерзлотой, суровым бытом, хранит образ традиционного хозяйства, полностью приспособленного к северной экосистеме, со всей атрибутикой и

ние животного и человека, находившихся в единых природных условиях.

Международная исследовательская группа, в которую входил известный якутский ученый, кандидат биологических наук Семен Григорьев (1974-2020), в 2015 году опубликовала статью с результатами исследований в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Анализ расшифровки полного генома якутской и древней таймырской лошади показал, что современная порода якутской лошади образовалась от небольшой группы животных, появившейся на территории Якутии около XIII-XV веков совместно с кочевниками из Южной Сибири. Все черты современной якутской лошади возникли в ходе сверхбыстрой адаптации к северному климату, когда давление естественного отбора было столь сильным, что позволило предкам дикой якутской лошади эволюционировать и приспособиться к жизни в условиях Крайнего Севера за достаточно короткое время. Можно сказать, что формирование этногенеза якутского народа, в общем культурном типе которого прослеживается как скотоводческая культура южного происхождения, так и автохтонные черты таежной, охотничье-рыболовной культуры [1, с. 31-67], и адаптация степной лошади к экстремальным условиям Севера, вследствие чего возникла якутская порода лошадей, взаимосвязаны. Поэтому и существует такая неразрывная связь между якутским народом и конем.

В. Л. Серошевский писал об этом еще в 1896 году: «Якуты страстно любят лошадей; лишенные лошадей, они тоскуют по ним, что заметно в песнях и преданьях дальних северян; глаза их всегда с наслаждением останавливаются на любимых формах, а язык охотно и восторженно воспевает их» [10].

Мифологическая космология народа саха включала в себя три мира Вселенной - Верхний, Средний и Нижний миры, которые были связаны с собой священным деревом Аал Луук Мае. В верованиях якутского народа коню приписывают небесное проис-

Дэйбиир (махалка). 2000-е. Серебро, конский волос

Коллекция Н.В. Николаевой

Маллаах икит (шкатулка для рукоделия). Около 1924. Береста, конский волос

Коллекция Н.В. Николаевой

хождение и своего покровителя Джёсёгёй Айыы, дающего силу и мощь света Солнца [8]. Конь являлся посредником между Верхним миром богов и Средним, миром людей, также коня наделяли магическими свойствами охранять, защищать от несчастий и приносить благополучие, сопровождать хозяина в загробный мир.

В реальной жизни конь был верным помощником, без него якут не мыслил своей жизни: это и транспорт, и пища, на коне осваивали огромные северные пространства, перевозили грузы, охотились, воевали, сватались, привозили невесту в дом (так, отдельной областью декоративно-прикладного искусства являлось изготовление

М. П. Рехлясова. Сёрюё (циновка). Фрагмент. 2000-е. Конский волос, плетение 40x100

Собственность автора

Н. Е. ФеЬулова. Солнечные олени. 2008. Конский волос, ручное ткачество. 180x185

Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) (Якутск)

праздничного убранства верхового коня, в которое входил ансамбль украшений, включающий работу кузнецов, ювелиров, мастериц шитья [7]).

В материальной культуре часто встречается стилистическое изображение лошади, это отображено в ритуальных столбах - сэр-

гэ, сосудах для кумысопития, формах ножек мебели, деревянной посуде и многих других утилитарных вещах.

В повседневной жизни часто использовался конский волос, которому приписывали магическую защитную силу Верхних божеств - Айыы.

Во многих якутских календарно-цикло-вых обрядах широко используется конский волос в виде ритуальных предметов: пучки из волос, веревки, салама. Конский волос -это и средство отведения черных сил, оберег, защита от дурного глаза, и украшение.

В общетюркских традициях конскому волосу также приписывались свойства оберега: например, у казахов бытует поверье, что грива и хвост лошади оберегают от злых бесов и опасностей, поэтому пучки волос использовались как талисманы для детей и беременных женщин. Сетью из конского волоса, которую натягивали под окном, ловили подоконных духов тюннюк аннынаа-гылар, съедающих детей [2, с. 95].

Башкиры сплетенные из конских волос веревки брали с собой в дорогу, клали их около себя во время сна, как обереги от змей [5]. Соответственно, можно предположить, что якутские циновки сёрюё, которыми устилали кровать орон, также несли функцию оберега, чтобы злые духи не могли навредить человеку во время сна.

Работа с конским волосом - одна из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Конский волос отличается удивительными свойствами: например, его прочность на разрыв немногим уступает стальной проволоке такой же толщины.

Из конского волоса вили веревки ситии для различных нужд, плели рыболовные сети илим, куйууру невод мунха. Из волосяных петель делали охотничьи ловушки, из волос выделывали волосяные очки чарапчы, сито, заплетали веревки, вожжи, подпруги холуНу поводья для узд кёнтёСу недоуздки для лошади сулардар, черпаки сетчатые кыл хамыйах и многое другое.

Конский волос широко применялся и в изготовлении музыкальных инструментов, и для шитья различных берестяных посуд,

где швом из конского волоса укрепляется и украшается посуда и двери хаппахчы диэлэ, где также разнообразные швы украшают берестяные полотнища. Также из конского волоса изготавливались цепочки для часов, кнута кымнъыы, махалки дэйбиир, мутовки сиэл ытык, плетеные головные уборы -шляпы, фуражки.

В издании 1895 года «Живописная Россия» под общей редакцией вице-председателя Императорского Русского географического общества академика П.П. Семенова-Тянь-Шанского содержатся сведения: «Из якутских изделий особенно славятся непромокаемые сапоги из лошадиной кожи с мягкими подошвами, которые совсем не пропускают воду. По оригинальности своей заслуживают внимания ковры из черного и белого конского волоса, сплетенные так, что образуются разные рисунки, чаще, впрочем, в виде шахматной доски» [4, с. 258].

Всё это говорит о том, что использование конского волоса в якутской традиционной культуре, в том числе как художественный промысел, существует издревле. Вещи из конского волоса занимали важное место в предметной среде, имели не только практический смысл, но и отвечали эстетике северного человека, который наделял их волшебными, магическими свойствами в соответствии с традиционными верованиями народа саха-якутов.

XX век стал периодом больших изменений в укладе жизни коренных народов всей России, в том числе в Якутии. В период становления советской власти началось строительство новой культуры советского человека, связанной с ожиданием лучшей жизни: реформа систем народного образования, ликвидация неграмотности населения, начало бурной культурно-просветительской работы. Под воздействием изменений в коллективном сознании, когда были сильны призывы отбросить старые традиции и полностью окунуться в строительство новой жизни, начались изменения и в традиционной культуре. Использование новых завоз-

ных фабричных изделий массового производства было признаком передового, нового сознания, включенного в научно-технический прогресс. Как следствие, изготовление традиционных изделий с использованием конского волоса стало терять свою значимость. Однако традиции не ушли со временем.

В Чурапчинском улусе2 в советское время была сохранена практика изготовления циновок сёрюё, которым занималась семья народной мастерицы Евдокии Семеновны Пинигиной. Она практически возродила ремесло плетения сёрюё из небытия, потом обучила своему мастерству всех, кто хотел освоить практически забытый промысел. Это было непросто, так как подготовка, обработка, сучение нитей из конского волоса ведутся вручную и по старинной технологии, что является сложным, трудозатратным и продолжительным по времени занятием.

На межрегиональной выставке «Форма» (Новокузнецк, 2020) были представлены ра-

С. И. Барахова-Ымыы.

Неугасимый дух. Колье. 2016. Серебро, конский хвост. Номинация «Признание Петербурга» (¡ипу\/ех, 2016)

Собственность ООО «Киэргэ»

С. И. Барахова-Ымыы.

Благословение. Колье. 2019. Серебро, конский хвост

Собственность ООО «Киэргэ»

боты Марии Петровны Рехлясовой, члена Союза художников России, внучки Е.С. Пи-нигиной, - традиционные циновки сёрюё. В своей работе М.П. Рехлясова опирается на родовой опыт, придерживается традиций обработки и плетения из конского волоса, передаваемых в семье от поколения к поколению. В частности, упоминает о том, что понятие симметрии в плетении орнамента ввела ее бабушка Евдокия Семеновна. В своих циновках М.П. Рехлясова использует не только геометрический орнамент, но и традиционное цветовое решение, основанное на ограниченной цветовой гамме (три-четыре цвета) естественных цветов (не прибегает к крашению).

Считается, что искусство плетения циновок сёрюё - это вершина народного творчества Якутии в изготовлении предметов из конского волоса.

В 1990 году на VII Региональной выставке «Советский Дальний Восток», проходившей в городе Якутске, впервые были показаны

гобелены из конского волоса якутских художников декоративно-прикладного искусства Надежды Егоровны Федуловой и Жанны Павловны Хунгеевой. Обе художницы в 1989 году были на стажировке по технике и технологии ручного ткачества из конского волоса в городе Улан-Удэ (Бурятия), где культура плетения из конского волоса развита высоко и имеет общие, сходные корни. Увидев гобелены бурятских художников, якутские мастерицы, по их признанию, ощутили незримую связь с материалом - конским волосом: «Это же наше, родное, наша якутская лошадка!»

И сейчас традиция создания гобеленов из конского волоса в Якутии прочно вошла в разделы декоративно-прикладного искусства региональных и межрегиональных выставок.

Интересно то, как в работах Н.Е. Федуловой гобелен из традиционной плоской формы стал преобразовываться в объемную, и этот эксперимент очень характерен для творчества мастерицы. В ее работах сочетаются традиционные мотивы с неожиданным композиционным решением, используется сочетание техник: наряду с плетением из конского волоса - валяние из шерсти, дополнение композиций различными предметами, углубляющими смысловой замысел. Н.Е. Федулова считает, что самый удачный материал - неокрашенный волос гривы жеребят: он более мягок, и поэтому якутские гобелены более пушистые. Естественный теплый цвет волоса из гривы жеребенка - с плавными переходами от белого до черного, что позволяет создавать произведения в теплой охристой цветовой гамме.

И если вначале в работах художницы чаще всего использовались сюжетные изображения, связанные с традиционным укладом жизни якутов, то впоследствии она обращается к общечеловеческим мотивам, несущим мифологический смысл, выраженный языком метафор, она пытается ответить на извечный вопрос «кто мы, зачем пришли в этом мир?»

Например, так она объясняет свою работу «Шахматы»: «Якутское название шахмат - ломат, и сведущие люди утверждают, что это слово несет в себе информацию на генном уровне о древнейших временах, как память о Великом потопе, где черные квадраты означают землю, а белые - воду. Согласно некоторым источникам, ло - это доисторическое время ящеров и драконов, а мат по-якутски означает "остаться ни с чем, лишиться чего-то"» [9].

Вот так интересно сплелись ковры из черного и белого конского волоса в виде шахматного узора из издания 1895 года «Живописная Россия» и современная интерпретация художника на шахматную тему.

Кроме того, свою роль в популяризацию культуры плетения из конского волоса вносит Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаков-ского, организующий выставки народных мастеров.

Одна из таких выставок включила произведения мастера Татьяны Ивановны Макаровой, живущей в поселке Белая Гора Абыйского улуса. Она окончила Якутское художественное училище, в качестве дипломной работы выполнила панно из конского волоса. В дальнейшем, уехав на Север, усовершенствовала владение техникой создания сюжетных гобеленов. В ее работах можно определить устойчивый ряд сюжетов, положенных в основу изображения: это олень, лошадь, Древо мира Аал Луук Mac, чорон, герои эпоса Олонхо Туйаарыма Куо и Эрчим Бэргэн.

Т.И. Макарова придерживается традиционного процесса: «На подготовку материала уходит много времени, необходимо промыть конский волос порошком или хозяйственным мылом, причем брать небольшие порции волос, иначе запутаются, затем просушить, натянуть подрамник, протянуть вертикальные нитки. Волос следует рассортировать по цвету, сложить один к одному - процедура довольно трудоемкая и кропотливая. И только после всех операций начинаешь ткать. Конский волос берется лишь из гривы, он мягче. Красителями

С. И. Барахова-Ымыы.

Колье с жемчугом. 2018. Серебро, жемчуг, конский волос

Собственность ООО «Киэргэ»

не пользуюсь, подбираю естественные цвета, такова вековая техника. Важен настрой, осознание того, что этим ремеслом владели наши бабушки, и ты - одна из немногих - являешься хранительницей традиций предков. Чувствуя ответственность перед будущими поколениями, стараюсь пропагандировать почти утраченное искусство плетения из конских волос, где только можно» [6].

Сегодня наибольший интерес вызывают ювелирные изделия в сочетании с конским волосом, дизайн которых впервые разработала ювелир Саргылана Иннокентьевна Ба-рахова-Ымыы, дизайнер ювелирного дома «Киэргэ». Как уже говорилось выше, конский волос - это средство отведения черных сил, оберег, защита от дурного глаза и украшение. Именно эту сторону верований народа саха-якутов взяла за основу художница, сочетая конский волос с серебром, драгоценными и полудрагоценными камнями. Первую коллекцию в таком стиле она

Н. Е. Федулова. Олени. Композиция из 3 фигур. 2014. Войлок, конский волос, шкура оленя. Высота фигур 48 см

Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) (Якутск)

назвала «Путь Небесного Джёсёгёй», конной свиты Юрюнг Aap Айыы Тойона. Как говорит автор, она приснилась ей во сне: «Символы движут нашей жизнью. Человек, ничего не знающий о другом человеке, племени или роде, может многое понять только по символам, так как они являются носителями информации».

Кроме того, конский волос используется и в создании современных предметов - сумок, аксессуаров одежды и костюма (шапки, браслеты). Это говорит о возрастающем интересе к традиционному плетению из конского волоса.

Примечания

1. Тебенёвка - зимнее пастбище с самостоятельным выпасом скота, эпизодически наблюдаемое пастухами.

2. Раритеты улуса были представлены на выставке «Историческое наследие Чурапчинского улуса» в 2017 году. Выставка явилась итогом исследовательской работы по поиску и сбору уникальных работ якутских мастеров XVIII - начала XIX вв. Место проведения - государственное хранилище ценностей Республики Саха (Якутия) «Сокровищница Якутии» (Якутск)

Литература

1. Алексеев, А.Н. Древняя Якутия: железный век и эпоха средневековья. - Новосибирск : Изд-во ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1996. - 95 с. -(Серия: История и культура Востока Азии).

2. Бравина, РИ. Шаманы-избранники небес и духов. -Якутск: Бичик, 2018. - 160 с.

3. Васильева, А.П. Репрезентация образа коня/лошади в традиционной культуре якутов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосо-ва - Якутск, 2013. - URL: https://cyberleninkaru/article/n/ reprezentatsiya-obraza-konya-loshadi-v-traditsionnoy-kulture-yakutov (дата обращения 5.06.2021).

4. Живописная Россия: отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении / под общ. ред. П.П. Семенова - Т. 12, ч. 1: Восточные окраины России. Восточная Сибирь.

- Санкт-Петербург ; Москва : Т-во М. О. Вольф, 1895.

- (Бесплатное ежемесячное приложение к журналу «Новь»), - URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/24614-t-12-ch-l-vostochnye-okrainy-rossii-vostochnaya-sibir-spb-m-1895 (дата обращения 5.06.2021).

5. Зайнуллин, М.М. Коневодство у башкир в XVI-XX вв. : автореф. дис. ... канд. истор. наук. - URL: https:// www.dissercat.com/content/konevodstvo-u-bashkir-v-xvi-хх-w/read (дата обращения 5.06.2021).

6. Официальный сайт Дома дружбы народов им. А.Е. Кулаковского. - URL: Ьйр://центркультуры.рф/?р=33 838rajaxCalendar=l&mo=9&yr=2020 (дата обращения 5.06.2021).

7. Петрова, С.И. Художественное шитье конского убранства якутов. - Новосибирск: Наука, 2011. - 123 с.

8. Потапов, Л.П. Конь в верованиях и эпосе народов Са-яно-Алтая // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. - Ленинград, 1977. - С. 164-178.

9. Румянцева, Л. Удивительный мир саха в работах современных художниц. - URL: https://sakhaopenworld. com/sd/1 li.shtml (дата обращения 8.06.2021).

10. Серошевский, ВЛ. Якуты. Опыт этнографического исследования. - 2-е изд. - Москва, 1993. - 736 с.

Об авторе

Николаева Наталья Васильевна - старший преподаватель кафедры живописи и графики Арктического государственного института культуры и искусств, художник-живописец, член Союза художников России

E-mail: nikolaevanv64@mail.ru

HORSEHAIR WEAVING IN THE TRADITIONAL CULTURE OF THE YAKUTS

Nikolaeva Natalia Vasilievna

Senior lecturer at the Department of Painting and Graphics in the Arctic State Institute of Culture and Arts, artist-painter, member of the Union of Artists of Russia

Abstract: The article examines the use of horsehair in the traditional culture of the Sakha-Yakut people. This ancient type of folk craft belongs to the traditional material culture and is updated in the modern situation of globalization, providing opportunities to search for creative ideas in the riches of national traditions.

Keywords -.folk art of the Republic of Sakha; traditional culture; material culture; horsehair weaving.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.