Научная статья на тему 'Якутский дэйбиир'

Якутский дэйбиир Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3438
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Якутский дэйбиир»

ЯКУТСКИЙ ДЭЙБИИР

А. Н. Алексеев

Анатолий Николаевич Алексеев,

доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии наук РС(Я), главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

Многим якутянам хорошо известен один из самых распространённых атрибутов материальной культуры якутов - дэйбиир, который представляет собой пучок конских волос, скреплённых воедино декоративно отделанной ручкой из кости или дерева (рис. 1, а). Дэйбиир является одним из непременных принадлежностей мужского национального костюма, но он может быть аксессуаром и женского одеяния (рис. 2).

По традиционным представлениям якутов, дэйбиир имеет магическое предназначение: им обмахиваются,

Два чувства дивно близки нам -В них обретает сердце пищу -Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века, По воле бога самого, Самостоянье человека, Залог величия его.

А. С. Пушкин

защищая себя от злых духов, насылающих порчу. Не случайно перед входом на место проведения народного праздника ысыах все участники торжеств должны пройти обряд очищения дэйбииром. Такой же обряд очищения проводится иногда после похорон (если не применяется окуривание веткой можжевельника -кытыан). В этнографической литературе указывается, что в якутской юрте1 возле дверей обыкновенно висел дэйбиир. Приезжавшие издалека гости, войдя в юрту, смахивали им снег и иней с одежды и обуви,

X.

V

б

X

Рис. 1. а - якутский дэйбиир; б - мухобойка из могильника Ноин-Ула, Монголия (по С. И. Руденко, 1962, табл. XXIV, 4)

1 Поздние авторы стали называть якутское жилище не юртой, а балаганом. Возможно, это связано с изменением конструкции жилищ. Многоугольные, округлые в плане постройки стали всё больше вытесняться четырёхстенными балаганами. Однако до конца XIX в. в литературе бытовали оба названия, демонстрируя этим существование у якутов двух типов деревянных жилых построек: многоугольных юрт и прямоугольных, чаще квадратных, балаганов.

Рис. 2. Дэйбиир как аксессуар национальной одежды якутов

одновременно проводя этими действиями обряд духовного очищения. Иногда некоторые люди со словами: «Бырдахырдым, тэбэнэр-ыраастанар кэллэ» («Чувствую сглаз, нужно очиститься»), сидя у камелька, энергично обмахивались дэйбииром и этим совершали процедуру самоочищения.

Сказанное позволяет заключить, что дэйбиир имел у древних якутов сакральное значение. Вместе с тем существовало мнение, что дэйбиир предназначен для борьбы с комарами и гнусом. Однако очень многие имели возможность убедиться на практике, что это малоэффективное средство в борьбе с кровососущими насекомыми. Ещё в детстве мы с друзьями задавались вопросом, а для чего же нужен тогда дэйбиир, который в ту пору (конец 40 - начало 50-х годов ХХ века) имелся в каждой семье якутской глубинки? Большинство взрослых не могли вразумительно ответить и просто отмахивались от надоедливой ребятни, а некоторые, смеясь, туманно объясняли, что, отгоняя от себя дэйбииром комаров-обидчиков, мы следуем заветам предков. Изучение истории дэйбиира показало, что это был вовсе не ироничный ответ.

В 50-х годах ХХ в. при раскопках хуннского могильника в горах Ноин-Ула на севере Монголии археологи нашли предмет, очень похожий на якутский дэйбиир [1]. По описанию автора находки, археолога С. И. Руденко, это был «деревянный стержень, вроде кнутовища нагайки, с конским хвостом на конце» (рис. 1, б). С. И. Руденко называет этот предмет «мухогонкой» и считает, что он предназначен для «защиты от укусов комаров и мух». Археологи Р. И. Бравина и В. В. Попов в составе сопроводительного инвентаря якутских погребений XVII - XVIII вв. тоже зафиксировали наличие дэйбииров. Конечно, в строго регламентированный набор вещей, сопровождавших умерших в ином мире, якутский дэй-биир и хуннская мухогонка попали не случайно, а как

предметы, имеющие особое значение, поэтому их погребали вместе с умершими, чтобы они и там продолжали выполнять свою главную функцию - защищать владельцев от действий злых духов.

Дэйбиир и мухогонка - далеко не единственные аналогии в культурах хунну и якутов. Исследователи ещё в 1930-х годах отмечали ряд параллелей между ними [2]. Хотя тогда данных было далеко не достаточно, на их основе всё-таки делали обобщающие выводы, например, что якуты являются потомками хунну и некогда составляли северную окраину объединения хуннов (А. Н. Бернштам). По другой версии, наличие хуннских элементов в культуре якутов объяснялось тем, что после крушения хуннской империи небольшая группа хуннов откололась от общего ядра и переселилась на север, где участвовала в сложении якутского народа и его культуры (Г В. Ксенофонтов) [3]. Последующие исследования ещё более укрепили во мнении о связи этих двух культур в древности. Убедительные факты, свидетельствующие о бесспорных хуннских реминисценциях в культуре якутов, получены при изучении якутского языка (Н. А. Баскаков [4], Н. К. Антонов [5], Е. С. Сидоров

[6] и др.), археологических объектов (А. П. Окладников

[7], А. И. Гоголев [8], Р. И. Бравина [9], Д. Г Савинов [10], А. Н. Алексеев [11] и др.), этнографии (Е. Н. Романова [12]), орнамента (У Йохансен [13], С. В. Иванов [14]). В последние годы к поисковым работам активно подключились палеогенетики и антропологи.

Ещё один археологический аналог якутского дэйби-ира найден при раскопках усыпальницы первого императора Китая Цинь Шихуанди, время правления которого приходится на 246 - 210 гг. до н.э. Цинь Шихуанди вошёл в историю как создатель централизованного Китая, объединитель семи разрозненных царств, зачинатель строительства Великой Китайской стены, освободитель Северного Китая от хуннов. Ещё при жизни он построил для себя усыпальницу, в которой разместил специально изготовленных терракотовых воинов, известных всему миру под названием «терракотовая армия». Раскопки усыпальницы ведутся с 1974 г., и пока обнаружено 8099 фигурок воинов, но есть надежда, что эта цифра может увеличиться. В провинции Шанси, в 30 км от г. Сиань, есть музей, который называется «Могила императора Цинь и терракотовая армия», где экспонируются материалы многолетних археологических раскопок. В фондах этого музея хранится похожий на якутский дэйбиир предмет из конского волоса (рис. 3). Исходя из даты смерти императора Цинь Шихуанди и его пышного захоронения в 210 г. до н. э., этот предмет может быть чуть древнее мухогонки из могильника Ноин-Ула в Монголии, который датируется рубежом II в. до н.э.

Рис. 3. Предмет, похожий на дэйбиир. Фонд музея «Могила

императора Цинь и терракотовая армия» (Китай)

Рис. 4. Хоссу из конского волоса. Распространён в Японии и Корее

Рис. 5. Продажа оберегов из конского волоса на одном из африканских рынков

Очевидно, что в культуру хунну такие атрибуты из конских волос проникали из Китая, поскольку ещё до сложения хуннской империи они использовались в религиозных церемониях индуизма, буддизма и даосизма. Есть много вариантов названия этого предмета, например, чаури (chouric), фучен (fuchen), чамара (chamara) и др., но наиболее распространено название хоссу (hossu). Считается, что хоссу зародилось в Индии ещё при жизни Будды и, в соответствии с его учением, предназначалось для того, чтобы отгонять мух, комаров и других кровососущих, не истребляя их, т. е. соблюдая один из основополагающих принципов буддизма о непричинении вреда живым существам. При этом в индуизме, буддизме и даосизме кровососущие насекомые (мухи, комары, гнус, оводы и прочее) воспринимаются как посланцы злых духов, от которых следует защищаться с помощью ритуального предмета - хоссу и его разновидностей. Может быть, подобное поверье имели в виду взрослые, когда-то пытавшиеся объяснить нам, мальчишкам, пользу дэйбиира? Хоссу изготавливаются из хвостовых волос яка, коровы, оленя и др., но наиболее престижными считаются изготовленные из конских волос. Иногда хоссу могут применяться как символ буддийской иерархии, а в Таиланде даже входят в круг королевских регалий, правда, при этом они собираются из хвостовых волосков слонов-альбиносов, которые являются редкостью даже для Таиланда, известного как царство слонов. Кроме названных стран, хоссу широко распространены в религиозных общинах Японии и Кореи (рис. 4), но почему-то их нет у народов и буддийских общин современной Монголии, Бурятии и Тувы, территории которых входили некогда в ареал хуннской культуры.

Очень похожие на якутский дэйбиир предметы есть у многих народов Ближнего Востока и Африки, напри-

мер, у египтян, алжирцев, масаев, кенийцев, зулусов и других народов, которые в религиозном отношении являются мусульманами, шаманистами, христианами (протестанты, католики). Они настолько широко распространены в традиционной культуре этих народов, что их изготавливают в массовом количестве и затем продают на рынках (рис. 5). Они называются по-разному, но в основном выполняют функцию оберега (рис. 6 - 8).

Рис. 6. Обрядовый атрибут зулусов (Южная Африка)

Рис. 7. Африканская мухобойка, сделанная из конского волоса, с украшенной деревянной ручкой (Кот-д'Ивуар)

Рис. 8. Мухобойка из козьих и конских волос (Нигер)

У указанных выше народов и племен Африки такой оберег является символом власти. Популярность у африканцев этого атрибута прекрасно иллюстрируют кадры из различных кинофильмов по сюжетам детективных повестей и рассказов Агаты Кристи. Стоит только знаменитому сыщику Эркюлю Пуаро в ходе своих расследований попасть в Северную Африку, как он, соблюдая местные обычаи (пример для многих!), дополняет свой костюм и образ высококультурного европейца африканским оберегом, похожим на якутский дэйбиир (рис. 9). В том, что этот предмет предназначен для священнодействий, можно убедиться, посмотрев торжественное открытие XXXI летних Олимпийских игр 2016 г. в Рио-де-Жанейро. На параде участников этих игр впереди команды спортсменов государства Американское Самоа (Восточное Самоа) шёл человек, который размахивал предметом, похожим на якутский дэйбиир (рис. 10). Вероятно, таким образом он совершал действия, которые должны были принести удачу спортсменам его страны. Примечательно, что этот атрибут (называется «фуэ») изображён на официальной символике государства в далёкой Океании - гербе и флаге (рис. 11). Особый пиетет к фуэ сохранился не только у самоанцев, которые являются христианами, но и у других полинезийцев (таитян, маори, гавайцев, тонга, ротума, кохау и др.).

Как видим, даже краткий экскурс, не претендующий на исчерпывающую полноту, показывает, что предметы, внешне похожие на якутский дэйбиир, распространены в Азии, Африке, на Ближнем Востоке и Океании. У многих народов они считаются ритуальным атрибутом, оберегом, защищающим человека от происков злых сил. Подобные предметы бытуют в различных конфессиях, но в классические религии они, скорее всего, проникли из языческих практик, главным образом из шаманизма. В этом можно убедиться, наблюдая церемонии на народном празднике ысыах, где дэйбиир является атрибутом главного персонажа праздника - белого шамана. Обращаясь к небесным божествам-покровителям, белый шаман периодически взмахивает дэйбииром, тем самым очищая средний мир от скверны, насылаемой злыми духами нижнего мира. Сопровождающие ша-

Рис. 9. Эркюль Пуаро. Кадр из фильма «Свидание со смертью»

Рис. 10. Спортивная делегация Американского Самоа на параде участников Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро

Рис. 11. Герб и флаг государства Американское Самоа (Восточное Самоа)

мана участники действа тоже имеют дэйбиир. На наш взгляд, именно благодаря празднику ысыах дэйбиир сохранил своё духовное значение как ритуальный атрибут. Якутский народ всегда считал ысыах своим главным праздником и свято чтил его каноны, согласно которым многие праздничные священнодействия проводились с применением дэйбиира.

Заключая обзор «родословной» якутского дэй-биира, следует отметить, что этот ритуальный атрибут имеет очень длительную историю, о чём свидетельствует находка подобного предмета в кургане хуннской знати в Ноин-Ула, где погребения были совершены во

II в. до н.э. Степная держава хунну существовала около 300 лет, но в конце I в. н.э. империя, представлявшая собой полиэтническое объединение племён и народов, стала постепенно распадаться. Причиной, как это часто было в истории, стали междоусобицы, борьба за власть, распри. В результате раскола часть хунну ушла на запад, где очень скоро их узнали как гуннов, а восточные хунны, ослабевшие после неудачных войн с ханьским Китаем, были в 91 г н.э. разбиты монголо-язычными племенами сэньби. Однако это не означало исчезновения хунну с исторической арены. Китайские хроники сообщают, что 100 тысяч кибиток хунну мирно вошли в состав сяньби, в результате чего образовалось новое могучее объединение племён, которое современные историки называют хунно-сяньбийским. В составе этого объединения хунну упоминаются в письменных источниках до V в. н.э., а потом действительно исчезают, вероятно, ещё более раздробившись и войдя в состав многих народов Евразии.

Здесь для нас интересно сообщение хроник о том, что не все орды кочевников уходили на запад и юг, перехватывая торговые пути, были и те, кто «бежали неизвестно куда». Вероятно, такую группу южных кочевников имел в виду Г. В. Ксенофонтов, говоря о переселившихся на север хунну. Очень возможно, что в якутскую культуру дэйбиир привнесли именно эти южные переселенцы, а якуты сохранили его до наших дней, во многом благодаря празднику ысыах, истоки которого некоторые учёные связывают с хуннской культурой (А. И. Гоголев, Е. Н. Романова).

Таким образом, якутский дэйбиир, как оказалось, имеет глубинную историю, связанную с культурой многих народов мира, и свидетельствует о широких этнокультурных взаимодействиях далёких предков якутского народа. Известно, что «всё течёт, и всё меняется». Менялись власти, идеологии, вкусы, мода, а вместе с ними менялось и отношение людей и общества к вещам, в частности, менялось и блекло сакральное значение дэйбиира. Но, несмотря на все жизненные и политические перипетии якутского общества, дэйбиир всё-таки сохранил свой глубинный духовный смысл, и сохранил его народ! Ещё в конце 1960-х годов приходилось в некоторых домах видеть и удивляться миниатюрным моделям дэйбиира, а на мои расспросы относительно их хозяева сдержанно отвечали: «Сувенир на счастье» или коротко - «Оберег». Сегодня миниатюрные дэйбиир - не редкость в домах якутян. Они висят на лобовом стекле многих автомобилей, оберегая своих владельцев и исполняя тем самым своё главное предназначение, пронесённое сквозь тысячелетия памятью народа.

Список литературы

1. Руденко, С. И. Культура хуннов и ноинулинские курганы / С. И. Руденко. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1962. - 205 с.

2. Бернштам, А. Н. Происхождение турок (к постановке проблемы) / А. Н. Бернштам // Проблемы истории докапиталистических обществ. - 1935. - № 5-6. -С. 43-154.

3. Ксенофонтов, Г. В. Уранхаай-сахалар. Очерки по древней истории якутов / Г. В. Ксенофонтов. -Иркутск: Восточносиб. кн. изд-во, 1937. - Т. I. - 484 с.

4. Баскаков, Н. А. К вопросу о классификации тюркских языков / Н. А. Баскаков // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - М., 1952. - Т. XI, вып. 2. - С. 121-134.

5. Антонов, Н. К. Наследие предков / Н. К. Антонов. - Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. - 200 с.

6. Сидоров, Е. С. Этюды по сравнительно-исторической лексикологии якутского языка / Е. С. Сидоров // Сов. тюркология. - 1985. - № 3. - С. 53-63.

7. Окладников, А. П. История Якутской АССР. Якутия до присоединения к Русскому государству / А. П. Окладников. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - 428 с.

8. Гоголев, А. И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования культуры) / А. И. Гоголев. - Якутск : Изд-во Якут. гос. ун-та, 1993. - 200 с.

9. Бравина, Р. И. Погребально-поминальная обрядность якутов : памятники и традиции (XV - XIX вв.) / Р. И. Бравина, В. В. Попов. - Новосибирск : Наука, 2008. - 296 с.

10. Савинов, Д. Г. Дотюркский пласт в палеоэт-нографии якутов / Д. Г. Савинов // Сибирский сборник - 2. - СПб. : МАЭ РАН, 2010. - С. 68-81.

11. Алексеев, А. Н. Ранние кочевники в Якутии / А. Н. Алексеев // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. -2013. - № 5. - Т. 10. - С. 62-69.

12. Романова, Е. Н. Якутский праздник Ысыах : Истоки и представления / Е. Н. Романова. - Новосибирск : ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1994. - 160 с.

13. Йохансен, У. Орнаментальное искусство якутов : историко-этнографическое исследование / У. Йохансен. - Якутск : Компания «Дани АЛМАС», 2012. - 183 с.

14. Иванов, С. В. К вопросу о хуннском компоненте в орнаменте якутов / С. В. Иванов // Якутия и её соседи в древности (Труды Приленской археологической экспедиции). - Якутск: Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1975. -С. 174-184.

Великие прорывы в науке обычно связаны с новыми методами, а не с новыми доктринами.

Фримен Дайсон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.