Научная статья на тему 'Формирование этнокультурного пространства на территории пригородных сёл и посёлков города Барнаула (из опыта работы детской школы искусств «Традиция» (г. Барнаул Алтайского края, Россия))'

Формирование этнокультурного пространства на территории пригородных сёл и посёлков города Барнаула (из опыта работы детской школы искусств «Традиция» (г. Барнаул Алтайского края, Россия)) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА / ETHNOCULTURAL SPACE OF A RUSSIAN TOWN / БАРНАУЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ТРАДИЦИЯ» / BARNAUL CHILDREN’S ART SCHOOL “TRADITION” / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКИХ / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE OF RUSSIANS / РУССКИЙ ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР / RUSSIAN SONG FOLKLORE / РУССКИЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / RUSSIAN DANCE FOLKLORE / РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ / RUSSIAN PEOPLE’S TRADITIONS AND CUSTOMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белькова Л. В., Щербакова О. С.

Представлено описание четвертьвекового опыта работы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств “Традиция”» (г. Барнаул Алтайского края, Россия) в области изучения, сохранения и популяризации в среде учащихся краевой столицы среднего и старшего школьного возрастов нематериального культурного наследия русского населения Алтайского края (сибиряков-старожилов, алтайских казаков, поздних российских переселенцев) по ряду направлений: этнографическая экспедиционно-поисковая и научно-исследовательская работа, освоение диалектного своеобразия местной языковой традиций, локальной манеры пения, обучение основам народного танца и игры на инструментах устной традиции, обучение основным видам техник русского традиционного декоративно-прикладного творчества.The paper describes twenty-five-year work experience of Municipal Budgetary Institution of Additional Education “Children’s Art School ‘Tradition’” (Barnaul, Altai Krai, Russia) in studying, preservation and popularization intangible cultural heritage of Russians (Siberia’s old-timers, Altaian Cossacks, late Russian Resettlers) among Barnaul pupils of middle and high school ages. The key directions of such work are the next: ethnographic fieldwork and research activities, learning dialects of language traditions, local manners of singing, grounding folk dances and playing musical instruments of oral traditions, and people's applied arts techniques training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурного пространства на территории пригородных сёл и посёлков города Барнаула (из опыта работы детской школы искусств «Традиция» (г. Барнаул Алтайского края, Россия))»

РАЗДЕЛ III

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

УДК 371.39(571.150-25)

Б01: 10.32340/2414-9101-2020-1-66-71

Л. В. Белькова

Детская школа искусств «Традиция» (Барнаул, Россия)

lv_belkova@mail.ru

О. С. Щербакова, кандидат, педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

0^а-и20пе@таИ ги

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ПРИГОРОДНЫХ СЁЛ И ПОСЁЛКОВ ГОРОДА БАРНАУЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ «ТРАДИЦИЯ» (Г. БАРНАУЛ АЛТАЙСКОГО КРАЯ, РОССИЯ))

Аннотация. Представлено описание четвертьвекового опыта работы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств "Традиция"» (г. Барнаул Алтайского края, Россия) в области изучения, сохранения и популяризации в среде учащихся краевой столицы среднего и старшего школьного возрастов нематериального культурного наследия русского населения Алтайского края (сибиряков-старожилов, алтайских казаков, поздних российских переселенцев) по ряду направлений: этнографическая экспедиционно-поисковая и научно-исследовательская работа, освоение диалектного своеобразия местной языковой традиций, локальной манеры пения, обучение основам народного танца и игры на инструментах устной традиции, обучение основным видам техник русского традиционного декоративно-прикладного творчества.

Ключевые слова: этнокультурное пространство российского провинциального города, барнаульская детская школа искусств «Традиция», нематериальное культурное наследие русских, русский песенный фольклор, русский танцевальный фольклор, русские народные традиции и обычаи.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств «Традиция» (далее - ДШИ «Традиция») села Власиха г. Барнаула уже более 25 лет реализует идею формирования этнокультурного пространства. Учреждение, созданное на базе детского фольклорного ансамбля «Беседушка» (1988 г.), относится к системе образования города Барнаула, но осуществляет свою многогранную этнокультурную деятельность преимущественно на сельских территориях пригородной зоны.

Коллектив школы выполняет важную миссию, направленную на изучение, сохранение и воссоздание нематериального культурного наследия родного народа. В «Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия» от 17 января 2003 г. (ст. 2)

приведено определение, согласно которому, к области нематериального культурного наследия принадлежат «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, - а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, -признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека» [1].

Данная конвенция конкретизирует локальные проявления нематериального культурного наследия, относя к таковым: устные традиции и формы выражения, в том числе язык как носитель нематериального культурного наследия; исполнительские искусства, в том числе актёрская игра, музицирование, пение, танцы и прочее; обычаи, обряды, праздники; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами. Именно эти явления являются базовыми в традиционной культуре [1, 2].

Коллектив ДШИ считает основной целью своей деятельности создание условий, максимально приближенных к традиционной этнокультурной среде. Педагоги вместе с обучающимися школы кропотливо собирают, изучают и бережно сохраняют этнокультурное наследие русского населения Алтайского края (старожилов-сибиряков, алтайских казаков, поздних российских переселенцев). Материалы экспедиций и результаты исследований широко используются как в содержании дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, так и в подготовке и реализации социокультурных и досуговых программ.

Основополагающие задачи реализуются благодаря таким основным принципам этнокультурного воспитания как: синкретизм, бесписьменность, преемственность, импровизаци-онность, природосообразность, способствующим сохранению и воспроизводству фольклорной традиции. Приобщение детей к традиционной народной культуре родного народа осуществляется в следующих направлениях: освоение детьми локальных диалектных традиций, манеры пения, фольклорного танца, игры на инструментах устной традиции, видов декоративно-прикладного творчества.

При таком подходе имеется возможность «погрузить» ребёнка в мир народной традиции, помочь ему осознать синкретическую природу фольклора, воссоздать коллективную природу фольклорно-творческого процесса. Таким образом, благодаря многолетнему опыту в ДШИ «Традиции» сформировалась самобытная образовательная этнокультурная среда, основанная на принципах синкретизма и реализующая соответствующую концепцию этнокультурного образования.

Самобытный системный комплексный подход к организации этнокультурного образования и воспитания детей и подростков, реализуемый в школе, заслуженно транслируется в образовательном пространстве Алтайского края и Российской Федерации. Высокая результативность и эффективности деятельности в создании школьной этнокультурной среды позволили выйти на уровень формирования обширного этнокультурного пространства, вначале на территории поселков Власихинской сельской территории, а затем и в других микрорайонах пригородной зоны.

Следует отметить, что в общепринятом философском значении этнокультурное пространство связано и является частью культурного и этнического пространств, поэтому этнокультурное пространство возникает на основе единства исторического и культурного развития этноса в какой-либо территориальной (региональной) зоне. По мнению Ф. Алефиренко, этнокультурное пространство - это информационно-эмоциональное («этническое») поле, виртуальное и в то же время реальное пространство существования и функционирования человека, которое становится ощутимым при столкновении с влияниями культуры» [3, с. 6].

В настоящее время этнокультурное пространство ДШИ «Традиция», созданное на территории пригородных сёл и посёлков города Барнаула, являет собой общую стратегическую, технологическую и практическую педагогическую социокультурную платформу, которая осуществляет свою деятельность во взаимодействии педагогических работников, детских фольклорных коллективов, родительского сообщества и окружающего социума (жителей сёл и посёлков) в реализации идей этнопедагогики, постижении, воспроизводстве, сохранении различных форм нематериального культурного наследия русских старожилов и переселенцев Алтайского края.

Внутри школы этнокультурная среда структурно представлена несколькими лабораториями, каждая из которых выполняет свою образовательно-воспитательную специфику функцию. Это «Лаборатория этнопедагогики», «Лаборатория реконструкции фольклорных традиций», «Лаборатория реставрации материальной культуры», «Лаборатория этнографии, краеведения и социокультурной деятельности». Деятельность каждой ярко проявляется не только в проведении школьных мероприятий, но и созданном этнокультурном пространстве пригородной зоны Барнаула.

В рамках «Лаборатория этнопедагогики», реализующей учебные дисциплины: «Народоведение», «Народное творчество», «История народных промыслов и ремёсел», образовательные программы музыкально-теоретического цикла и учебных курсов «У нас во горнице» работают историко-патриотические объединения «Мастерская народных подвижных игр» и «Русская здрава».

«Лаборатория реконструкции фольклорных традиций» (музыкальных, инструментальных, танцевальных и т. д.) специализируется на освоении программ в области музыкального фольклорного исполнительства: ансамблевое пение, фольклорный танец, программы по основам ансамблевого пения для детей младшего и старшего дошкольного возраста «Ладушки». В связи со специфичностью развития музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора, ряд курсов ведется в индивидуальной форме обучения. Например, интегрированный курс по вокалу и «расшифровке», «освоению местных певческих традиций» и учебный курс «инструменты устной народной традиции». В рамках данного курса реализуются парциальные программы освоения разных видов инструментов устной народной традиции - простейших шумовых, ударных, духовых, струнных, гармоники-хромки. Достижению оптимального уровня обучения в творческих фольклорных коллективах и высокой результативности способствует деятельность лаборатории теории и истории музыки.

Синкретическая природа фольклора и ненавязчивое, систематичное, осознанное приобщение к миру материальной культуры родного народа, обусловили необходимость организации занятий по освоению ряда мастерских декоративно-прикладным творчеством и традиционных ремёсел. Данное направление деятельности реализуется и контролируется «Лабораторией реставрации материальной культуры». Спектр видов деятельности в данном направлении чрезвычайно велик - от изучения и изготовления народной игрушки (тряпичной, деревянной, глиняной), освоения традиционных видов крестьянской росписи (урало-сибирской, мезенской, пермогорской, ракульской, и др.), традиционного ткачества и плетения опоясков до изготовления традиционной народной одежды и атрибутов. Необходимые умения и навыки прививаются учащимся в рамках реализации парциальных образовательных программ учебных курсов: «Маленькие мастера», «Мастерские декоративно-прикладного творчества», «Основы дизайна» и посредством индивидуальных занятий по освоению основ различных ремёсел.

Так как наглядность играет огромную роль в обучении и воспитании детей, формирование музейного комплекса школы стало ещё одним направлением в расширении этнокультурного пространства не только школы, но и окружающего социума. С этой целью создан и активно работает Детский этнографический музей-мастерская «Лад». В основу образовательной деятельности музея положена реализация принципа интерактивности, который предполагает

приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Посетители рассматриваются не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде. Отличительной чертой музея-мастерской является предоставленная учащимся возможность освоения на его экспозиционном пространстве образовательных программ всех без исключения творческих объединений культурологического отделения школы.

Параллельно реализуются краткосрочные программы отделения социокультурных инициатив - мастерских декоративно-прикладного творчества: «Традиционные крестьянские росписи», «Игрушка-тарарушка», «Уроки гончара», «Традиционный народный костюм старожилов и переселенцев Сибири», «Традиции плетения и ткачества», «Эстетика традиционного быта русского крестьянства», «Кружевоплетение на коклюшках» и др., организуются и проводятся интерактивные комплексные экскурсии для различных возрастных и социальных групп населения города и края.

Основным источником информации для существования и развития музейной коммуникации Детского этнографического музея-мастерской «Лад» ДШИ «Традиция» является целенаправленная, систематическая экспедиционная и исследовательская практика учащихся и педагогов школы, работа с фольклорно-этнографическим материалом (расшифровка, обработка, описание, и т. п.), аутентичные образцы песенного и инструментального исполнительства, научно-исследовательские труды, исторические и архивные материалы, воссозданные предметы материального наследия и реконструированные традиции (обычаи, обряды и праздники).

Главные направления поисковой работы посвящены изучению культуры и быта русского населения Алтайского края и юга Западной Сибири (старожилов и переселенцев), этнографического краеведения села Власиха, города и края. В процессе фольклорно-этнографической практики учащиеся и педагоги совершенствуют навыки научно -исследовательской деятельности. Организация экспедиционно -поисковой работы является приоритетным направлением работы всего коллектива, так как при этом содержание учебных дисциплин в учреждении наполняется расшифрованными материалами по фольклору, этнографии и краеведению. Кроме этого, экспедиционная деятельность входит в число приоритетных направлений в расширении и развитии этнокультурного пространства школы.

Подведение итогов поисковой и научно-исследовательской деятельности коллектива учащихся и педагогических работников школы происходит ежегодно (уже более 20 лет): в осенние каникулы организуется и проводится научно-практическая конференция «Создание условий для формирования и развития этнокультурной среды в образовательном учреждении». На сегодняшний день данное мероприятие переросло формат конференции и проводится в формате Международного Этнофорума «Сибирские беседы».

Так как этнокультурное образование является основой деятельности многих дошкольных образовательных учреждений, детских фольклорных творческих объединений при школах и организациях дополнительного образования детей, администрации многих образовательных учреждений г. Барнаула вышли с предложениями в ДШИ «Традиция» о сотрудничестве в области методического обеспечения образовательной и воспитательной деятельности, а также организации и реализации социокультурных и досуговых программ.

Такой вид деятельности осуществляется «Лабораторией этнографии, краеведения и социокультурной деятельности». В рамках данной лаборатории действует сеть творческих объединений ДШИ «Традиция», которые располагаются на базе муниципальных бюджетных образовательных учреждений пригородной зоны Индустриального района г. Барнаула (работа осуществляется, в соответствии с Лицензией, договорами социального партнёрства с администрациями образовательных учреждений и договорами безвозмездного пользования помещениями) в:

- микрорайоне Новосиликатный (МБОУ «СОШ № 50», МБОУ «СОШ № 118», МБДОУ «Детский сад № 210», МБДОУ «ЦРР Детский сад № 243»);

- поселке Лесной (МБОУ «СОШ № 99»);

- поселке Новомихайловка (МБОУ «ООШ № 109»);

- селе Власиха (МБДОУ «Д/с № 236»).

Активное вовлечение родительской общественности в деятельность ДШИ играет огромную роль в расширении этнокультурного пространства школы, так как родители являются помощниками в организации и проведении мероприятий, оказывают материальную помощь в проведении фольклорно-этнографических экспедиций, изготовлении костюмов для выступления коллективов и т. п.

Выше уже было отмечено, что ДШИ «Традиция» расположена на пригородных территориях (село Власиха, микрорайон Спутник), лицензированные базы находятся в селе Новоми-хайловка, поселке Лесной, микрорайоне Новосиликатный и др. Администрации и органы территориальных общественных самоуправлений (ТОС) регулярно выходят с предложениями об организации социокультурных мероприятий силами коллективов школы и на её территории. В связи с этим, коллективом школы разработан событийный календарь светских и традиционных праздников земледельческого календаря, мероприятия которого реализуются на территориях сел и посёлков пригородной зоны и очень любимы жителями.

Так, ежегодно коллектив педагогов и учащихся участвует в открытии новогодней елки для жителей микрорайонов Новосиликатный, Спутник, села Власиха с представлением социокультурных праздничных программ.

Мероприятие патриотической направленности «Сильные люди», проводимое для жителей села Власиха и микрорайона Спутник в преддверии Дня защитника Отечества вызывает восхищение местного населения, благодаря зрелищной конкурсной борьбе команд (каждая команда включает детей и их родителей) в русских традиционных молодецких забавах.

Зрелищность русского ярмарочного праздника создаётся силами ДШИ «Традиция» на Днях поселков, где этнокультурное пространство формирует фольклорная хороводно-игровая площадка и выставочно-экспозиционное пространство с демонстрационными или интерактивными мастер-классами по гончарному делу, изготовлению тряпичной куклы, росписи игрушки-тарарушки, ткачеству, вышивке и другим видам и направлениям традиционного декоративно-прикладного творчества и ремесел.

Особой яркостью отличается празднование Масленицы. Ежедневно на Масленичной неделе учащиеся школ города Барнаула и районов края приезжают на территорию ДШИ «Традиция», где в Детском этнографическом музее-мастерской «Лад» посещают интерактивные экскурсии, раскрывающие особенности празднования русской Масленицы, после чего катаются на лошадях и участвуют в развлекательных состязаниях. На Масленице ежегодно проводится городской открытый фестиваль-конкурс народных традиций и ремесел «Масленичный разгуляй», в котором участвуют фольклорные коллективы детских садов и организаций дополнительного образования детей. После конкурсного выступления участников фольклорных коллективов ждут уличные площадки с масленичными закличками и хороводами, игровые площадки с молодецкими забавами. Масленичные гуляния заканчиваются в прощеное воскресенье поселковыми праздниками.

Фестивали «Весенние проталинки» и «Красная горка», проходящие на базе школы собирают детскую аудиторию вместе с родителями звонким гулом весенних закличек, игровых хороводов и развлечений.

Таким образом, в МБУ ДО ДШИ «Традиция» села Власиха накоплен богатый опыт в области формирования этнокультурного пространства на территории пригородных сёл и посёлков города Барнаула. Успешность данной работы является результатом крепкой теоретико-методической базы педагогического состава учреждения и многолетнего опыта учебно-творческой деятельности в области этнокультурного воспитания детей.

Список литературы

1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия: принята 16 нояб. 1972 г. Генеральной конференцией Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры // Организация Объединённых Наций : [офиц. сайт]. - Нью-Йорк (США). - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/heritage.shtml (дата обращения: 18.02.2020 г.).

2. Народная культура в современных условиях : учеб. пособие / [О. Д. Балдина и др.]. - Москва : Рос. н-т культурологии, 2000. - 219 с.

3. Алефиренко, Н. Ф. Стереотипы и прототипы в этнокультурном пространстве языка // Научные ведомости. Сер. Гуманитарные науки. - 2010. - № 24. - Вып. 8. - С. 5-11.

Larisa V. Belkova

Children's Art School "Tradition" (Barnaul, Russia)

lv_belkova@mail.ru

Olga S. Shcherbakova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

olga-uzorie@mail.ru

DEVELOPMENT OF ETHNOCULTURAL SPACE IN THE SUBURBS OF A TOWN (A CASE OF CHILDREN'S ART SCHOOL "TRADITION" (BARNAUL, ALTAI KRAI, RUSSIA))

Abstract. The paper describes twenty-five-year work experience of Municipal Budgetary Institution of Additional Education "Children's Art School 'Tradition (Barnaul, Altai Krai, Russia) in studying, preservation and popularization intangible cultural heritage of Russians (Siberia's old-timers, Altaian Cossacks, late Russian Resettlers) among Barnaul pupils of middle and high school ages. The key directions of such work are the next: ethnographic fieldwork and research activities, learning dialects of language traditions, local manners of singing, grounding folk dances and playing musical instruments of oral traditions, and people's applied arts techniques training.

Keywords: ethnocultural space of a Russian town, Barnaul Children's Art School "Tradition", intangible cultural heritage of Russians, Russian song folklore, Russian dance folklore, Russian people 's traditions and customs.

УДК 004.738.1Интерактивная карта народов Алтайского края:39(571.150) DOI: 10.32340/2414-9101-2020-1-71-77

Т. К. Щеглова, доктор исторических наук, профессор Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)

tk_altai@mail.ru

А. А. Гоппе

Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)

mazirina91@mail.ru

ПРОЕКТ «ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА НАРОДОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»: ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Министерства образования и науки Алтайского края в рамках научного проекта № 19-49-220009

« Устная история и этнография в полевых исследованиях второй половины XX - начала XXI века как источник и метод изучения и сохранения историко-культурного наследия сельских территорий Алтайского края»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.