Научная статья на тему 'Развитие народной традиционной культуры в условиях Алтайского краевого колледжа культуры и искусств'

Развитие народной традиционной культуры в условиях Алтайского краевого колледжа культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
295
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционная народная культура / фольклор / фольклорно‐этнографическая экспедиция / танцевальный фольклор Алтая / жанры танцевального фольклора / педагогический потенциал фольклорной традиции / traditional folk culture / folklore / folklore and ethnographic expedition / dance folklore in Altai / genres of dance folklore / pedagogical potential of a folk tradition

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эйхольц Елена Николаевна

Кратко охарактеризованы достижения Алтайского краевого колледжа культуры и искусств (г. Барнаул Алтайского края, Россия) в области содействия развитию различных жанров традиционной народной культуры русского населения Алтая. Представлен перечень образцов тан‐ цевального фольклора Алтайского края, выявленных и паспортизированных силами специалистов образовательного учреждения в области традиционной народной культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TRADITIONAL FOLK CULTURE IN COLLEGE OF CULTURE AND ARTS OF ALTAI KRAI

The paper briefly describes achievements of College of Culture and Arts of Altai Krai (Barnaul, Russia) in assistance to development of various genres of Russian population’s traditional folk culture in the Altai region. The author lists examples of dance folklore discovered and passporting by efforts of folklorists of the educational institution in field of traditional folk culture (specialization 51.02.01 Folk Artistic Creativity, by type “Ethnic Artistic Creativity”).

Текст научной работы на тему «Развитие народной традиционной культуры в условиях Алтайского краевого колледжа культуры и искусств»

Olga V. Pervushina, Ph. D. in Cultural Studies, Associated Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) agaki-pervushina@yandex.ru

A TRADITION AS A WAY TO KEEP, TO REPRODUCE, AND TO TRANSFER AN ETHNOS' SIGN AND SYMBOLIC COMPLEX

Abstract. The article focuses on difficulties of studying a tradition phenomenon, and points out on its place within the frames of the today's innovative culture. The author notes that learning morphology of a tradition lets to consider its structural elements. Dynamic interaction between traditional and innovative elements of the today's culture draws out problems of keeping, reproduction, and transfer of an ethnos' traditional sign and symbolic complex.

Keywords: tradition, traditional (folk) culture, innovative culture, an ethnos, "a core of culture", "cultural theme", key lines of cultural development, a sign, a symbol, mode of elements of a culture, world view.

УДК 377:008(571.150):[39+394.3]=161.1

Е. Н. Эйхольц

Алтайский краевой колледж культуры и искусств (Барнаул, Россия)

elena.eixoiz@mail.ru

РАЗВИТИЕ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Аннотация. Кратко охарактеризованы достижения Алтайского краевого колледжа культуры и искусств (г. Барнаул Алтайского края, Россия) в области содействия развитию различных жанров традиционной народной культуры русского населения Алтая. Представлен перечень образцов танцевального фольклора Алтайского края, выявленных и паспортизированных силами специалистов образовательного учреждения в области традиционной народной культуры.

Ключевые слова: традиционная народная культура, фольклор, фольклорно-этнографическая экспедиция, танцевальный фольклор Алтая, жанры танцевального фольклора, педагогический потенциал фольклорной традиции.

В 1995 году специалистами отдела русского фольклора и этнографии Краевого центра народного творчества и досуга, руководителем которого являлась Герасимова Надежда Александровна, был проведён анализ работы фольклорных коллективов края, их деятельности по возрождению русской традиционной культуры, определены основные цели и задачи развития фольклорного движения в Алтайском крае. Основная задача - это подготовка специалистов в области фольклора и этнографии для учреждений культуры края. Так, в 1996 году Управлением по культуре и туризму одобрено открытие специализации «Фольклор и этнография», направление «Фольклорный ансамбль». Поскольку изучение традиционной культуры требует комплексного подхода, в 1997 г. появилась необходимость открыть ещё одно направление - «Народные ремесла».

Целью открытия специализации в области фольклора является подготовка специалистов в области народной традиционной культуры, а также поиск, сохранение, изучение, популяризация аутентичных источников, их достоверное воспроизведение и обеспечение преемственности традиций.

С введением в 2002 г. нового Государственного образовательного стандарта, направление «Фольклорный ансамбль» и «Народные ремесла» получили новое название - специальность 51.02.01. «Народное художественное творчество» по виду «Этнохудожественное творчество» и специальность 54.02.02 « Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по видам «Художественная вышивка», «Роспись по дереву».

Более чем два десятилетия в становлении любого важного проекта - это период значимый и определяющий. Команда специалистов, которых объединила Н. А. Герасимова, а это: Сигарёва М. Н., Белькова Л. В., Лунина М. В., Красикова Н. В., Бодрова В. И., Звекова Е. П., Горбунова Т. Л., Вавилов Н. Н., Эйхольц Е. Н., пришли к пониманию, что через жанровую систему фольклора, которая определяется аграрно-календарным, семейно-обрядовым циклом, реализуются основные человеческие ценности: семья, труд, отношение к родителям, преемственность поколений, здоровье, мораль, нравственность, гармония с природой. Духовно-нравственное воспитание и его развитие - одна из главных задач специализации. В связи с этим дополнительно к основному содержанию фольклорных занятий проводятся особые нравственно-этические беседы. Проходят встречи с интересными людьми, известными специалистами в области этнохудожественного творчества, такими как: Асанов Вячеслав Владимирович, Куликова Татьяна Юрьевна, Головин Александр Валентинович, Маслова Елена Николаевна.

Преподавание дисциплин определяется годовым календарным кругом, который диктовал человеку определённый вид занятий в соответствии со временем года и регламентировал смену труда и отдыха. Такой подход позволяет максимально приблизить учебный курс к реальной жизни, дать обучающимся необходимые знания для организации не только учебного процесса, но и организации своего жизненного ритма.

Важными принципами работы специализации являются:

- обращение к подлинным образцам фольклора;

- проживание традиций и ориентир на живой опыт передачи фольклора;

- осуществление педагогической деятельности на основе творческого и научно-исследовательского подхода.

Учебный календарный план включают такие дисциплины как: «Фольклорный ансамбль», «Режиссура фольклорно-этнографического театра», «Фольклорный танец», «Основы исследования и архивной деятельности», «Народное музыкальное творчество», «Музыкальный инструмент», «Оформление праздников и обрядов», «Методика работы с творческим коллективом», «Методика преподавания дисциплин специализации», «История искусств», «Педагогика», «Психология», «Практика по профилю специализации».

Итоговая государственная аттестация специалиста-выпускника включает в себя: выпускную квалификационную работу (исполнение фольклорной программы, ориентированной на собственные исследования); защиту дипломной работы, которая позволяет выявить степень теоретической и научно-методической подготовки выпускника к решению профессиональных задач.

Приоритетной и обязательной формой обучения по виду «Этнохудожественное творчество» является фольклорно-этнографическая экспедиция. Она помогает студентам не только приобщиться к традициям своего края, но и общаться с непосредственными носителями традиции, освоить методику работы в полевых условиях, применить материалы исследований на теоретических дисциплинах, сформировать уважительное отношение и профессиональный интерес к изучению традиционной народной культуре.

Фольклорно-этнографические экспедиции проходят ежегодно. С 1997 по 2018 год обследовано более 25 районов Алтайского края и Республики Алтай. Как следствие экспедиционной деятельности появляются серьёзные работы, которые имеют научную и практикую ценность для всех фольклористов края. Многие материалы опубликованы в сборниках научно-практических конференций международного, всероссийского, регионального, краевого уровней.

Результатом научно-исследовательской, практической работы стали проекты:

- «Традиционная свадьба староверов Алтая», руководитель М. Н. Сигарёва, 2011-2016 гг.;

- участие с проектом «Традиционная свадьба староверов Алтая» преподавателей специализации «Этнохудожественное творчество» в международных фестивалях: «Мир Сибири» в с. Шушенское, «Покровские купола» в г. Вильнюсе в 2016 г.;

- долгосрочный проект «Вечерки на Сибирском», руководители: М. Н. Сигарева, Е. Н. Эй-хольц;

- проект «Традиции живая нить» Федеральной программы «Культура России», который позволил в 2002 г. выиграть грант для проведения фольклорно-этнографических полевых исследований, приобретения оборудования для обработки аутентичных материалов.

За годы работы сформирован фонд устных источников по песенным, инструментальным, хореографическим жанрам. На основе первоисточников преподаватели и студенты изучают и осваивают песенные и певческие традиции старожилов и переселенцев Алтайского края (свадебные, обрядовые, лирические, плясовые, частушки, романсы, рекрутские, хороводные песни); народно -бытовую хореографию (хороводы, народные бытовые танцы малой формы, пляски, кадрили и кад-рильные формы); традиционный костюм (старообрядцев и переселенцев, проживающих на территории Алтайского края); сохранившиеся традиционные технологии изготовления украшений из бисера, станочного и ручного ткачества, изготовления традиционной глиняной игрушки, алтайской домовой и прялочной росписи.

Научно-исследовательская деятельность преподавателей специализации явилась основой для разработки проектов, методических пособий, сборника программ и вопросников для проведения фольклорно-этнографических исследований, методические рекомендации по ряду преподаваемых дисциплин:

- Музыкальные и обрядовые традиции русского населения Алтая. Методическое пособие. Барнаул, 1999 г. Составитель: М. В. Дубровская, В. И. Мотузная, Н. Г. Паньшина;

- сборник методических материалов для преподавателей этнографического фольклора детских музыкальных школ, школ искусств. Выпуск 2. Барнаул, 2003 г. Составители: М. Н. Сигарёва., М. В. Лунина, А. М. Медведева, Е. В. Палёвкина;

- программы для образовательных учреждений детской школы искусств «Традиция», центра развития «Песнохорки» по предметам «Народоведение», «Фольклор малышам», «Ритмика» (для детей от трёх до шести лет), Барнаул, 2007. Составитель Е. Н. Эйхольц;

- Русская традиционная культура. Сборник программ и вопросников для проведения фольк-лорно-этнографических исследований в Алтайском крае. Барнаул, 2003. Составители: Н. А. Герасимова, М. Н. Сигарёва;

- сборник методических материалов для преподавателей этнографического фольклора детских музыкальных школ, школ искусств. Выпуск 1. Барнаул, 2002;

- методическое пособие «Да я зайду на гору». Составитель М. Н. Сигарева, Барнаул, 2010;

- методическая разработка «Традиционные игры и хороводы Чарышского района Алтайского края». Составитель М. Н. Сигарева, Барнаул, 2013;

- методическое пособие по народному традиционному танцу. Барнаул, 2017. Составитель: Е. Н. Эйхольц.

Специалисты ЭХТ тесно сотрудничают с различными учреждениями культуры города - это все действующие музеи города, детские школы искусств, детские музыкальные школы города и края, дошкольные, школьные, средне профессиональные, высшие образовательные учреждения, детские развивающие центры, многофункциональные центры культуры Алтайского края, Государственный дом народного творчества, Российско-Немецкий дом, Краевой дворец молодёжи, общественные организации краевого и российского значения, онкологический центр «Надежда». Взаимодействие проходит на уровне помощи учреждениям в организации, проведении и непосредственного участия в научных форумах, фольклорных фестивалях, научно - практических конференциях, творческих лабораториях, курсах повышения квалификации специалистов и руководителей разного направления, мастер-классах, праздниках и обрядах народного календаря. Систематизированные материалы по разным видам деятельности представляют собой продуманную систему обучения и воспитания подрастающего поколения средствами традиционной культуры, опирающуюся на принципы этнопедагогики и глубокое вхождение в традицию на основе изучения фольклорно-этнографических источников.

За 20 лет работы специализации подготовлено 133 специалиста - 30 из них работают руководителями фольклорных коллективов.

Выпускники специализации ведут работу по возрождению и развитию традиционной культуры в селах и городах Алтайского края в качестве руководителей фольклорно-этнографических отделений детских музыкальных школ, детских школ искусств, директоров централизованной клубной системы. Многие из выпускников специализации продолжают учёбу в высших образовательных учреждениях культуры города Барнаула, Новосибирска, Воронежа, Санкт-Петербурга. Некоторые

выпускники, работая по программе сохранения русской традиционной культуры, достигают хороших результатов:

Линд Ирина Владимировна - преподаватель Кулундинской детской школы искусств, руководитель образцового детского фольклорного коллектива «Верея», фольклорной студии «Разноцвет»;

Разгоняева Наталья Сергеевна - с 2006 по 2016 год работала заведующей отделом традиционной народной культуры краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайский краевой центр народного творчества и досуга». Является председателем правления Алтайского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз». За период деятельности Натальи Сергеевны в качестве председателя правления, нужно отметить её основные творческие проекты: грант ФЦП «Родники вдохновения России», краевой фестиваль детских фольклорных коллективов «Вдоль по хороводу», краевая выставка-ярмарка «Живое ремесло», краевой фестиваль русского фольклора «Древо», буклет «Фольклорные коллективы Алтайского края», краевая творческая мастерская «Фольклор и молодёжь», «День России на Бирюзовой Катуни». С 2010 года возглавила Алтайскую краевую организацию национальных культур: «Я горжусь тобой, Алтай!». С 2011 года - член Совета Алтайского края по этнокультурному развитию.

Муринец Александр - директор Многофункционального центра и депутат Волчихинского района Алтайского края;

Янковский Юрий - директор Многофункционального центра Романовского района Алтайского края;

Петрушкина Екатерина Викторовна - член Краевой общественной организации «Российский Фольклорный Союз», с 2007 г. - сотрудник Центра славянской культуры, а с 2014 работает в с. Ключи (Ключевской район Алтайского края) в Детской школе искусств.

На специализации «Этнохудожественное творчество» в 1997 году был создан фольклорный ансамбль «Стрела», которым 20 лет успешно руководила Марина Николаевна Сигарева. В 2018 г. руководителями ансамбля стали В. И. Бодрова, Е. Н. Эйхольц, концертмейстером - Д. В. Бандяев (выпускник колледжа по специальности 51.02.01. «Народное художественное творчество» по виду «Этнохудожественное творчество» 2011 г.). Ансамбль «Стрела» является постоянным участником краевых, региональных, всероссийских и международных фольклорных фестивалей, форумов, конкурсов праздников народного календаря и народных ремёсел.

Одним из составляющих видов деятельности в комплексном обучении фольклору в учебном плане специализации «Этнохудожественное творчество» введён предмет «Фольклорный танец». В методике обучения фольклорной хореографии осуществляется обязательное:

- изучение истории той местности, материал которой осваивается;

- непосредственное общение с мастерами носителями традиции;

- копирование с показа мастера или педагога;

- копирование с аудио и видеозаписи;

- расшифровки и описание танцев;

- тренаж хореографических элементов и танцевальных произведений в целом;

- формирование навыка импровизации, а значит свободы в пространстве, в пластике, общения в танце;

- совершенствование исполнительского мастерства.

В процессе освоения русского народно-бытового традиционного танца рекомендуется использовать опыт и приёмы, существующие в самой традиционной культуре, а это приобретение знаний и умений - через обязательные экспедиционные исследования, общение с мастерами носителями традиционной культуры, расшифровку фольклорно-этнографического материала.

Таким образом, нужно отметить, что танцевальный фольклор Алтайского края в своём жанровом разнообразии всегда будет интересен специалистам, как с научной точки зрения, так и в практическом освоении для сохранения танцевального наследия. В нижеприведённой таблице представлены уникальные примеры танцевальной культуры, записанные автором настоящей статьи в экспедиционных исследованиях по Алтайскому краю с 1997 по 2018 год.

Таблица

№ Название Жанр Информатор Дата и место записи Примечание

1 2 3 4 5 6

1 «Вася-Василёчик» Весенний орнаментальный хоровод Фольклорный ансамбль 1989 г., с. Полоское, Третьяковского р-на, Бодровой В. И Водили на улице по кругу «бананчиком». Количество участников неограниченно.

2 «Из бору бору» Весенний линейный хоровод Печенкина Капитали-на Даниловна, 1918 г.р. 2002 г., с. Озерки, Чарышского р-на. Сигаревой М.Н., Головиным A.B. Водили вдоль улицы через всю деревню. Крайняя пара открывала «воротики», пропуская всех участников хоровода. Затем с другого края повторяли этот рисунок

3 «Четверка» Групповая девичья пляска сложной формы Чернова Мария Аге-евна, 1924 г.р., уроженка с. Зыряновка, Павловского р-на 1998 г., с. Власиха, г. Барнаула, Эйхольц E.H. Групповая пляска характеризуется четкой сменой «колен», имеет определённое количество участников. Интересны кружения девушек по маленькому кругу, держась под локоточки и одновременные кружения под высоко поднятыми руками. Как правило, такие пляски, предварительно выучивались, поэтому был постоянный состав исполнительниц. Если вставала другая участница, то пляска могла не «ладиться» и тогда её не плясали

4 «Во саду ли, в огороде» Групповая пляска малой формы Фольклорный ансамбль Заринский р-он, Герасимовой H.A. В этой пляске могут принимать участие неограниченное количество исполнителей, но стоящих парно. Быстро выучивается и заряжает танцующих положительной энергией. Исполняют, пока не устанет играть гармонист.

5 «На гору девки» Весенний круговой хоровод Гусельникова Анна Владимировна 1991 г., с. Воскресенка, Заринского р-она, Бодровой В.И. Девушки стоят по кругу. Пара поднимает руки вверх, открывая «воротики». Девушки, стоящие напротив «воротиков», не размыкая рук, ведут круг исполнительниц в эти «воротики». Направляющие, пройдя под «воротиками», размыкают руки и расходятся по разные стороны круга. Все участницы проходят под «вороти-ками», замыкая общий круг. Не останавливая пение, «воротики» открываются с любой стороны круга. Вождение хоровода заканчивается с окончанием песни.

6 «Шестерка» Групповая пляска Фольклорная группа 1998 г., с. Сростки, Эйхольц E.H. Названа пляска по количеству исполнителей. Исполняется с парнями (две девушки и парень), в три «колена». «Колена» отделяются друг от друга «оттопами». Пляшется под гармонь, наигрыш «Подгорная».

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6

7 «Товарочка» Женский перепляс Ямщикова Харитинья Аристарховна, 1925 г.р., уроженка с. Ги-нералка Чарышского р-на 1998 г., с. Красный партизан, Чарышского р-на Сигаревой М.Н., Эйхольц E.H., Головиным A.B. Пляшется под гармонь или бандурку. Парное количество исполнительниц. Пляшется по кругу, всегда останавливаясь около гармониста. Информатор показал 2 варианта: -девушки, стоящие около гармониста поют по очереди частушку, а все стоящие в кругу пляшут, импровизируя, -можно исполнять под наигрыш «Подгорная" (со слов информатора). Тогда, при остановке около гармониста, поёт девушка, стоящая слева от гармониста. В это время две девушки, стоящие в кругу напротив гармониста, обкруживают друг друга.

8 «Пляска» Сольная групповая пляска Ямщикова Харитинья Аристарховна, 1925 г.р., уроженка с. Ги-нералка Чарышского р-на 1998 г., с. Красный партизан, Чарышского р-на, Эйхольц E.H., Головиным A.B., Эйхольц E.H. В пляске участвуют любое количество женщин и один мужчина. «Женщины все...парни не стояли по кругу». В кругу стоял мужчина. Начинал плясать в кругу с присядки, импровизируя, исполнял разные колена. «Не только на месте плясал, ходил, руки на груди перекрещены, на месте покруживается...». Обходит всех женщин, кружась с одной, под правую руку, с другой - под левую. «А тогда встаёт на середину, покружится на одной ножке, когда присядку кончает, повернётся раз, два, три....»

8 «Заинька» Вечерочный игровой хоровод Фольклорный ансамбль 1976 г. с. Антипино, То-гульского р-на, Михнецо-вым A.M. Исполнялся в осеннее - зимний период на вечёрках. Присутствует игровой сюжет с разыгрыванием и выбором пары. Заканчивается поцелуем.

9 «Краковяк» Народно-бытовой танец малой формы Зырянова Антонина Павловна, 1936 г.р., уроженка с. Верх-Уймон, Усть-Коксин-ского р-на 1998 г., с Верх- Уймон, Усть-Коксинского р-на., Эйхольц E.H. Исполняется любым количеством пар. Интересен вариант движения пар не размыкая рук (руки показывают направление движения в противоходе). Танец завершается вальсовым поворотом в паре. В другом варианте может заканчиваться кружениями в паре, положение рук «лодочка».

10 «Коробочка» Народно-бытовой танец малой формы Фольклорный ансамбль 2003 г., с. Коробейниково Усть-Пристанского р-на, Эйхольц E.H. Исполняется любым количеством пар, с развитием танца, образуются два круга, двигающихся в разных направлениях одновременно. Встретившись в исходном положении, пары кружатся на месте в вальсовом положении (приставными шагами). Информаторы показали вариант исполнения танца в линии.

11 «Полька» Народно-бытовой танец малой формы Аргокова Ульяна Михайловна 1924 г.р., уроженка с. Верх-Уймон, Усть-Коксин-ского р-на 1999 г., с. Верх-Уймон Эйхольц E.H., Парный танец, исполняется любым количеством пар. Отличается от других вариантов, записанных в Алтайском крае, разворотом корпуса в паре (из круга, в круг).

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6

12 «Круговая» Кадриль круговая Захарова Матрёна Лукинична 1920 г.р., уроженка с. Верх-Уймон, Усть- Коксинского р-на 1998 г., с. Верх-Уймон Эйхольц E.H., Сергеевой А. Информатор рассказала кадриль, по воспоминаниям детских наблюдений с полатей за занавеской за старшими на вечёрках. Обозначила название колен: «Плетешок», «Узелок», «Переплет», «Поцелуй». Кадриль парная, любое количество пар, все колена девушка танцует с одним парнем, но, после поцелуя, переходит к другому. Кадриль продолжается до тех пор, пока девушка не подойдёт к своему парню. Музыкальное сопровождение наигрыша «Барыня»

13 «Пятёрка» Групповая девичья пляска Чернова Мария Аге-евна, 1924 г.р., уроженка с. Зыряновка, Павловского р-на 1998 г., с. Власиха, г. Барнаула, Эйхольц E.H. Сергеевой А. Количество участниц, пять человек. Пляска по композиционному построению-линейная. Присутствует групповая и индивидуальная пляска солирующей девушки, с обязательным исполнением частушки под традиционный наигрыш «Подгорная»

14 «Кадрель» Линейная кадриль Васильева Анна Степановна, 1915 г.р., Васильева Капитали-на Викторовна, 1935 г.р., уроженки с. Во-лосова Даниловского р-он Ярославской обл. 2000 г, с. Красный Партизан, Чарышского р-на Эйхольц E.H., Головиным А.В, Герасимовой H.A. Состоит из шести «колен». Может исполняться под песню, которая поётся только под эту кадриль или под гармонь. Наигрыши в кадрили «Сени» и «Русская», которые чередуются между собой. Достаточно много кружений, как в паре, так и по общему кругу, со своей и с чужой девушкой, импровизированной пляской парней и девушек. Первая фигура повторяется дважды (первым и шестым «коленом»).

15 «Ленсе» Кадрильная форма Лансье Пастухова Мария Васильевна 1933 г.р, уроженка с. Чаговка Комыслинского р-а, Оренбургской обл. 1998 г., с. Березовка, Чарышского р-на, Головиным A.B., Си-гарёвой М.Н., Эйхольц E.H. Исполняется исключительно парами, пары стоят по диагонали, напротив друг друга. Шесть «колен». Каждое «колено» исполняется под свой наигрыш: «Сени», «Барыня», «Подгорная», «Во саду ли, в огороде», «Сербиянка», «Сени». Или под песню, которая поётся только под эту кадриль. Направление движения пар всегда идут по большому или малому кругу и заканчиваются кружением в парах. Каждое колено начинается с выкрика названия наигрыша «колена», или номера колена по очерёдности. Например, «Ванька, заигрывай первое колено» (со слов информатора)

За значительный вклад в формирование и развитие специализации «Этнохудожественное творчество» преподаватели и студенты специализации систематически награждаются благодарственными письмами, дипломами районного, городского и краевого значения. Поэтому нужно отметить, что с 1996 года в Алтайском краевом колледже культуры и искусств активно проходило становление новой специализации, и создавался творческий, инициативный, постоянно ищущий новые формы работы педагогический и студенческий коллектив. Тот фундамент знаний, навыков и умений, который приобретают студенты, обучаясь на специализации «Народное художественное творчество» по виду «Этнохудожественное творчество», необходим в дальнейшем не только для их профессиональной деятельности, но и для развития личностных качеств. Участники фольклорного движения понимают, что сохранение и популяризация исторического материального и нематериального наследия формируют осознанное отношение к прошлому, являются залогом нравственного становления подрастающего поколения, способствуют самоидентификации человека в современном обществе, дают прекрасную возможность «не потеряться себя» при выстраивании диалога с другими культурами.

Elena N. Eikholts

College of Culture and Arts of Altai Krai (Barnaul, Russia)

elena.eixoiz@mail.ru

DEVELOPMENT TRADITIONAL FOLK CULTURE IN COLLEGE OF CULTURE AND ARTS OF ALTAI KRAI

Abstract. The paper briefly describes achievements of College of Culture and Arts of Altai Krai (Barnaul, Russia) in assistance to development of various genres of Russian population's traditional folk culture in the Altai region. The author lists examples of dance folklore discovered and passporting by efforts of folklorists of the educational institution in field of traditional folk culture (specialization 51.02.01 Folk Artistic Creativity, by type "Ethnic Artistic Creativity").

Keyword: traditional folk culture, folklore, folklore and ethnographic expedition, dance folklore in Altai, genres of dance folklore, pedagogical potential of a folk tradition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.