Научная статья на тему 'Из опыта реставрации традиционных праздников и обрядов русского населения Алтайского края'

Из опыта реставрации традиционных праздников и обрядов русского населения Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклор / фольклорная традиция / традиционный праздник / традиционный обряд / русское население Алтая / фольклорно‐этнографическая экспедиция / танцевальный фоль‐ клор / хоровод / реставрация традиционного праздника / реставрация традиционного обряда / folklore / a folklore tradition / a traditional celebration / a traditional ritual / Russian population of Altai / folk and ethnographic expedition trip / dance folklore / a round dance / restoration of a traditional celebration / restoration of a traditional ritual

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герасимова Надежда Александровна

Изложены промежуточные итоги многолетнего авторского опыта в области изуче‐ ния и восстановления оригинальной смысловой и символьной составляющей традиционного обря‐ дового и праздничного комплексов русского населения Алтая. Фольклорно‐этнографическая экспе‐ диция рассматривается автором в качестве безальтернативного источника ценной этнологической и культурно‐антропологической информации, позволяющего получить адекватное представление об облике традиционного русского праздника и обряда прошлого и корректно воспроизвести его в общем контексте трансляции культурного наследия Алтая. Перечислены муниципальные районы Алтайского края (Россия), в которых располагаются действующие фольклорные коллективы, веду‐ щие активную поисковую, популяризаторскую работу и деятельность по паспортизации образцов праздничного и обрядового фольклора русского населения Алтая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EXPERIENCE OF RESTORATION OF TRADITIONAL CELEBRATIONS AND RITUALS OF RUSSIAN POPULATION OF THE ALTAI REGION

The paper outlines some interim results of the author’s long‐term experience in studying and reconstruction of original meaning and symbolic elements of traditional ritual and celebrative complexes of Russian population of the Altai region. Folk and ethnographic expedition trip considers by the author of the article as a non‐alternative source of valuable ethnological, cultural, and anthropological information that helps to get real idea of a face of a Russian traditional celebration and a Russian traditional ritual, and correctly reproduce it in general context of passing cultural heritage of Altai. The article lists municipal districts of Altai Krai (Russia) that have working folklore communities – they managing search, recording, and popularization of examples of Russian population’s festive and ritual folklore in Altai.

Текст научной работы на тему «Из опыта реставрации традиционных праздников и обрядов русского населения Алтайского края»

Раздел 3

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 394.2(571.150)=161.1

Н. А. Герасимова, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

gerasimova270752@mail.ru

ИЗ ОПЫТА РЕСТАВРАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ И ОБРЯДОВ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Аннотация. Изложены промежуточные итоги многолетнего авторского опыта в области изучения и восстановления оригинальной смысловой и символьной составляющей традиционного обрядового и праздничного комплексов русского населения Алтая. Фольклорно-этнографическая экспедиция рассматривается автором в качестве безальтернативного источника ценной этнологической и культурно-антропологической информации, позволяющего получить адекватное представление об облике традиционного русского праздника и обряда прошлого и корректно воспроизвести его в общем контексте трансляции культурного наследия Алтая. Перечислены муниципальные районы Алтайского края (Россия), в которых располагаются действующие фольклорные коллективы, ведущие активную поисковую, популяризаторскую работу и деятельность по паспортизации образцов праздничного и обрядового фольклора русского населения Алтая.

Ключевые слова: фольклор, фольклорная традиция, традиционный праздник, традиционный обряд, русское население Алтая, фольклорно-этнографическая экспедиция, танцевальный фольклор, хоровод, реставрация традиционного праздника, реставрация традиционного обряда.

Возрождение русских традиционных праздников и обрядов народного календаря - одно из важнейших направлений развития фольклорного движения в Алтайском крае.

Сбор фольклорно-этнографического материала - первоочередная и одна из важнейших составляющих реконструкции традиционного обряда. Для исследователя важно всё: народная одежда, в которой совершался обряд, обрядовый действа, сведения о песнях, танцах, наигрышах, театрализации, о ритуально-обрядовой еде и т. д. Только имея такие сведения, можно начинать постепенное освоение этих материалов на практике. Нужно научиться шить и вышивать костюмы, петь старинные песни, освоить традиционные наигрыши на музыкальных инструментах, народную хореографию. Это сфера деятельности фольклорных коллективов, значит, они и могут стать той основой, на которой возможно возрождение традиции.

В Солонешенском районе Алтайского края таким коллективом стал фольклорный ансамбль «Полянка» под руководством Елены Борисовны Марковой. Коллектив был образован в 1994 году на базе Дома культуры с. Топольное. В 2000 году коллектив «Полянка» получил звание «Народного коллектива самодеятельного художественного творчества». С апреля 2010 года коллектив существует на базе Этнокультурного центра с. Топольное Солонешенского района.

Село Топольное - одно из трёх сел Солонешенского района, где живут потомки староверов.

В районе работали фольклорно-этнографические экспедиции центра народного творчества, Алтайского краевого колледжа культуры и искусств, Алтайского государственного института культуры

и многих других. Участники ансамбля «Полянка» тоже занимались изучением традиций своего села, района. Больше всего информации собрано по празднику Святой Троицы.

Первый праздник «Троицкие гуляния» прошел в с. Топольное в июне 2001 года. Он был организован и проведен отделом фольклора Алтайского краевого центра народного творчества и досуга, и имел статус краевого фестиваля. На праздник приехали коллективы Алтайского, Быстроистокского, Волчихинского, Ельцовского, Мамонтовского, Петропавловского, Романовского, Троицкого, Третьяковского, Чарышского, Усть-Пристаньского районов Алтайского края и городов Бийска, Барнаула, Новосибирска и, конечно, коллективы Солонешенского района.

В последующие годы праздник «Троицкие гуляния» проводились в селах Топольное, Солонеш-ное, Сибирячиха, Березовка, путешествуя по селам Солонешенского района и вбирая в себя всё больше элементов местной традиции.

В 2011 году в с. Лютаево в рамках гуляния участники коллективов совершили хороводное шествие, в котором пели хороводы своего района, участвовали в подвижных играх и общеизвестных парных танцах, девушки гадали на венках.

С 2016 года «Троицкие гуляния» снова пришли в с. Топольное. Праздник в этот раз проходил на левом берегу Ануя на большой поляне в окружении берёз.

Хороводное шествие собрало много жителей села и туристов, которые уже не просто смотрели, а входили в хоровод, включались в общее действо. Во время гуляния одновременно проходили мастер-классы по народным ремеслам, торговля сувенирами, дегустация блюд местной кухни, танцы, игры и молодецкие забавы - вся поляна была полна народа. На этом празднике студенты Алтайского краевого колледжа культуры и искусств г. Барнаула под руководством М. Н. Сигаревой показали зрителям обряд «кумления» девушек и завивание берёзки, а так же возглавили хороводы вокруг берёзки, установленной в центре поляны.

В 2017 году при подготовке к празднику «Троицкие гуляния» по фольклорно-этнографическим материалам с. Топольное доцент АГИК Н. А. Герасимова провела мастер-класс для участников фольклорного ансамбля «Полянка» по реставрации головного убора девушек на Троицу. Повязывание платка поверх головного убора были уточнены Маховой Л. П. из фольклорно-этнографических материалов экспедиции Московской консерватории им. П. И. Чайковского в с. Топольное. Кроме этого, был восстановлен порядок обрядовых действий во время «кумления» тополинских девушек: они собирались утром на поляне, приносили с собой ритуальную еду (булочки, яйца, квас и зелень), выбирали красивую берёзку, срубали её и устанавливали её в центре поляны, из тряпок скручивали куклу-младенца и усаживали её под берёзку, водили вокруг берёзки хороводы, украшали её лентами, плели венки из берёзовых веточек (см. фото 1).

Затем разводили костёр и жарили ритуальное блюдо из яиц - «глазунью» (см. фото 2).

На земле расстилали скатерть и «накрывали стол» (см. фото 3).

Девушки парами расходились по поляне «кумиться»: становились на колени друг перед другом, обнимались за плечи, и трижды целовались, обменивались подарками, взявшись за руки, трижды повторяли:

- «Кумиться, кумиться, Не драться, не браниться».

Фото 1. Хоровод вокруг берёзки, с. Топольное, 2017 г.

Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств) № 4 (18) 2018 г.

Фото 2. Приготовление ритуального блюда «глазунья», с. Топольное, 2017 г.

После этого все собирались вокруг накрытого стола и рассаживались парами вокруг скатерти. Затем каждая девушка разделяла свою «глазунью» пополам и, поделившись со своей «кумой» половиной яйца, поедала «глазунью». Девушки доставали свои булочки хлеба, и начиналась общая трапеза: каждая девушка откусывала от своей булочки хлеба, хлебала ложкой окрошку и все вместе передавали хлеб сидящей рядом девушке по ходу часовой стрелки - «по солнцу». Таким образом, нужно было съесть весь хлеб и всю окрошку. Девушки собирались вокруг берёзки, одна девушка поднимала берёзку, другая брала куклу. С пением хоровода «Вышли девушки на улочку» уходили с поляны на улицу, где их уже ждали парни (см. фото 4).

В 2017 году удалось реконструировать большую часть обрядовых действий «кумления», кроме того, что девушки должны сами срубить берёзку, скрутить куклу и заранее испечь хлеб. Берёзка, кукла и булочки были заготовлены заранее. Все остальное удалось воспроизвести достоверно.

Когда парни встречают девушек, один берет у девушки берёзку, а девушка с куклой идёт с ним рядом. Они возглавляют хороводное шествие.

Хоровод идёт на большую поляну, собирая людей со всей деревни. На большой поляне устанавливают берёзку, под неё кладут куклу и водят хороводы.

Народное троицкое гуляние продолжается весь день. К вечеру девушки снимают венки, идут к реке и бросают их в воду, при этом загадывают свое сокровенное желание. Парни и девушки берут берёзу и куклу и несут её топить в реке, куклу разворачивают и тоже бросают в реку. Таким образом, заканчивается праздник.

Возрождение традиционного праздника народного календаря в с. Топольное, конечно же, ещё не закончено. Нужно полностью воспроизводить все ритуальные действия, так как каждое из них имеет свой сакральный смысл и значение. Самое сложное - это обеспечить стабильное воспроиз-

Фото 3. Совместная трапеза участников ритуала, с. Топольное, 2017 г.

Фото 4. Начало хороводного шествия по селу, с. Топольное, 2017 г.

водство ритуально-обрядовых действий. В с. Топольное усилиями Елены Марковой, специалистов Алтайского краевого колледжа культуры и искусств, Алтайского государственного института культуры в течение 18 лет ежегодно воспроизводится этот праздник. Жители села идут в хороводном шествии, участвуют в гулянии, дети и молодёжь играют в русские народные игры, участвуют в молодецких забавах и танцах. Воспитанники фольклорного отделения Детской музыкальной школы под руководством Светланы Горбачевой и участники ансамбля «Полянка» уже в нескольких поколениях воспроизводят обряд «кумление» и другие действия календарного праздника.

Важнейшая задача на этом этапе добиться, чтобы обрядовые действия русского праздника молодёжь воспроизводила самостоятельно, без руководства старших. Это станет решением проблемы возрождения традиционных праздников и обрядов, их оригинальной смысловой и символьной составляющей, будет способствовать сохранению и трансляции культурного наследия Алтая.

Nadezhda A. Gerasimova, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) gerasimova270752@mail.ru

ON THE EXPERIENCE OF RESTORATION OF TRADITIONAL CELEBRATIONS AND RITUALS OF RUSSIAN POPULATION OF THE ALTAI REGION

Abstract. The paper outlines some interim results of the author's long-term experience in studying and reconstruction of original meaning and symbolic elements of traditional ritual and celebrative complexes of Russian population of the Altai region. Folk and ethnographic expedition trip considers by the author of the article as a non-alternative source of valuable ethnological, cultural, and anthropological information that helps to get real idea of a face of a Russian traditional celebration and a Russian traditional ritual, and correctly reproduce it in general context of passing cultural heritage of Altai. The article lists municipal districts of Altai Krai (Russia) that have working folklore communities - they managing search, recording, and popularization of examples of Russian population's festive and ritual folklore in Altai.

Keywords: folklore, a folklore tradition, a traditional celebration, a traditional ritual, Russian population of Altai, folk and ethnographic expedition trip, dance folklore, a round dance, restoration of a traditional celebration, restoration of a traditional ritual.

УДК 398:008:[003.628::316.773.2]

О. В. Первушина, кандидат культурологии, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

agaki-pervushina@yandex.ru

ТРАДИЦИЯ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ, ВОСПРОИЗВОДСТВА И ТРАНСЛЯЦИИ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ЭТНОСА

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы научного исследования традиции, определяется её место в рамках современной инновационной культуры. По замечанию автора, обращение к морфологии традиции позволяет проанализировать конфигурации её структурных элементов. Активное взаимодействие традиционных и инновационных элементов современной культуры актуализирует проблему сохранения, воспроизводства и трансляции традиционного знаково-символического комплекса этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.