Научная статья на тему 'Роль традиционной культуры в вопросах духовно-нравственного воспитания молодого поколения'

Роль традиционной культуры в вопросах духовно-нравственного воспитания молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2030
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАЙ / ПРАЗДНИК / ОБРЯД / ВОСПИТАНИЕ / CULTURA / TRADITION / CUSTOM / HOLIDAY / RITUAL / EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Соловьева Е. З.

Сегодня возрождение обрядов и обычаев позволяет традиционной культуре обрести новую жизнь и быть востребованной в работе учреждений образования и культуры. Этот процесс становится значительно эффективнее, когда проводятся фольклорные экспедиции, изучается найденный материал, возвращаются традиционные славянские и христианские праздники. Это позволяет не только сохранить традиционную культуру, но и продолжить связь с поколениями, воспитывать эстетический вкус современного человека. На базе сельских и городских учреждений образования и культуры создаются фольклорные, художественные, образовательные и просветительные объединения, которые используют определенные механизмы сохранения и передачи традиций. Роль традиционной культуры в вопросах духовно-нравственного воспитания молодого поколения значима

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRADITIONAL CULTURE IN MATTERS SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING OF YOUNG GENERATION

Today the regeneration (transformation) of rites and customs lets find new life for traditional culture and be a necessary component in the work of educational and cultural establishments. This process becomes more efficient when folklore expeditions are carried on, founded material is investigated, traditional Slavonic and Christian holidays are being returned. On the basis of rural and urban educational and cultural establishments folklore, art and educational unions are formed, which use certain mechanisms of preserving and passing of traditions. Modern socially-cultural practice in its largest part is based on the using of traditional culture texts. The notes of rites and customs made in the process of modern field work with the help of local old inhabitants or other informants are very important. The role of traditional culture in matters spiritual and moral upbringing of young generation is significant.

Текст научной работы на тему «Роль традиционной культуры в вопросах духовно-нравственного воспитания молодого поколения»

Е.З. СОЛОВЬЕВА, заместитель начальника Орловского областного управления культуры и архивного дела, начальник отдела художественного образования и социокультурной деятельности

sez91@yandex.ru

РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ культуры В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Сегодня возрождение обрядов и обычаев позволяет традиционной культуре обрести новую жизнь и быть востребованной в работе учреждений образования и культуры. Этот процесс становится значительно эффективнее, когда проводятся фольклорные экспедиции, изучается найденный материал, возвращаются традиционные славянские и христианские праздники. Это позволяет не только сохранить традиционную культуру, но и продолжить связь с поколениями, воспитывать эстетический вкус современного человека. На базе сельских и городских учреждений образования и культуры создаются фольклорные, художественные, образовательные и просветительные объединения, которые используют определенные механизмы сохранения и передачи традиций. Роль традиционной культуры в вопросах духовно-нравственного воспитания молодого поколения значима.

Ключевые слова: культура, традиции, обычай, праздник, обряд, воспитание.

Сохранение ценностей национальной культуры в условиях глобализирующегося мира формирует фундамент нравственных ценностей молодежи. Нас интересуют вопросы передачи молодёжи общекультурных знаний и базовых социальных навыков посредством обрядов календарно-обрядовых праздников, навыков социального поведения, полученных естественным путём - через пассивное усвоение стереотипов поведения взрослых членов общества. Не случайно эти явления привлекают внимание как к проявлениям человеческой активности, так и к социально-культурной сфере, которая интегрирует процессы образования, воспитания, творчества, самореализации личности в условиях свободного времени. В этой связи особое значение приобретает развитие социально-культурной деятельности, которая представляет собой совокупность педагогических технологий, обеспечивающих превращение культурных ценностей и регулятивов социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы. Преподаватели, исследователи, руководители творческих коллективов не просто изучают празднично- обрядовую культуру Орловского края, но и пытаются использовать данный материал в практической жизни. Сохранение многовековых традиций, регенерация традиционных праздников и обрядов ограждают молодых людей от негативного влияния в процессе глобализации.

Традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению знаний и базовых социальных навыков посредством народных праздников, обрядов. В данном случае мы имеем дело с двумя разными способами вхождения одного и того же явления в контекст нашей жизни, в социокультурный процесс. Это, во-первых, традиционные способы передачи представлений об общей структуре мироздания, его происхождении, представлений о месте человека в этом мире; во-вторых, передача молодежи базового набора морально-культурных ценностей. Это

© Е.З. Соловьева

прежде всего идеалы истины, добра, красоты. Многообразные воспитательные функции традиционных календарно-обрядовых праздников обусловливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, и в первую очередь молодежи.

Оценивая социально-педагогическую роль традиционной культуры, надо отметить, что в современной жизни утрачены основные условия и механизмы естественной трансляции национальных традиций. Формируются замещающие их искусственные или специальные механизмы передачи традиционных форм культуры. С помощью современных технологий складываются специализированные институты трансляции традиционной культуры. В нашей работе мы попытались проанализировать механизмы организационного выстраивания традиционных ценностей в современный контекст культурного пространства.

Еще исследователи XIX в. обращали внимание на то, что традиционные обряды являются значимым фактором, объединяющим людей данной народности, приобретая при этом особый смысл в этническом сознании. Совместное участие разных поколений в обрядах было главным и непременным условием русской культуры. Такое соучастие обеспечивало преемственность традиций и приучало молодых к мысли, что они являются продолжателями длинной и сложной жизни, которая не с них начиналась и не ими закончится. Передача социально-нравственных ценностей, преемственность духовности и воспитание молодого поколения осуществляются через систему проведения обрядов календарно-обрядовых праздников. Календарно-обрядовые праздники относятся к древнейшей народной культуре и тесно связаны с архаическими формами мышления, бытовым укладом и хозяйственной деятельностью человека. Многообразные воспитательные функции традиционных обрядов календарно-обрядовых праздников обусловливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, и в первую очередь молодежи. В процессе объединения народа идет выработка единой системы праздничной культуры, наличие общих праздников у различных групп того или иного этноса является объективным показателем степени его единения. Например, проведение традиционных обрядов ка-

лендарно-обрядовых праздников весенне-летнего цикла святок является общенациональным. Для зрителей не составляет труда войти в творческий контакт с исполнителями фольклорного обряда, потому что они попадают в естественную культурную ауру, знакомую и понятную им с детства. Совместное участие разных поколений в обрядах было главным и непременным условием русской культуры.

Высказывается мнение, что глобализация мировой культуры вызывает неизбежный процесс создания культурного многообразия, направленный на ренессанс обычаев, ценностей, норм национальных культур.

Для формирования культурной глобализации с «человеческим лицом» необходимо учитывать все сложившиеся особенности, попытаться создать «плюрализм идентичности». Это своего рода синтез общечеловеческих норм, правил и ценностей с особенностями традиционных национальных культур. Для решения проблемы необходимы диалог и преемственность традиции, выстраивание толерантных взаимоотношений. В полной мере осуществить эту задачу могут сегодня современные модификации различных социокультурных институтов современного отечественного фольклора.

Прежде всего - через процесс регенерации (регенерация - свойство всех живых организмов со временем восстанавливать поврежденные ткани, а иногда и целые потерянные органы). Регенерация традиционных обычаев и обрядов - общий процесс, характерный для всех народов и нашей страны. Это связано с тем, что воздействие научно-технического прогресса особенно сильно в области материальной культуры. Регенерация обрядов календарно-обрядовых праздников выступает сегодня как соединение настоящего с прошлым, осуществляется механизм аккумуляции, трансмиссии и реализации культурного опыта, накопленного многими поколениями. Различные виды регенерации фольклорного наследия мы наблюдаем на фестивалях и конкурсах народного творчества, в рамках фольклорных спектаклей и филармонических программ, при проведении городских и районных праздников, организуемых культурно-образовательными учреждениями. Сегодня регенерация (трансформация, восстановление) обрядов и обычаев позволяет традиционной культуре обрести новую жизнь и быть востребованной в работе уч-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

реждений образования и культуры. Этот процесс становится значительно эффективнее, когда проводятся фольклорные экспедиции, изучается найденный материал, возвращаются традиционные славянские и христианские праздники. Это позволяет не только сохранить традиционную культуру, но и продолжить связь с поколениями, воспитывать эстетический вкус современного человека. На базе сельских и городских учреждений образования и культуры создаются фольклорные, художественные, образовательные и просветительные объединения, которые используют определенные механизмы сохранения и передачи традиций.

Особое значение приобретает проблема не просто сохранения и освоения культурного наследия - всех видов фольклора, народных промыслов и ремесел, традиций, обычаев, а его умелого и педагогически осмысленного включения в дальнейшие культурно-творческие, воспитательные и образовательные процессы в детской, семейной, школьной и других социальных средах. Мы согласны с мнением Т.Н. Киселевой о воспитывающей роли искусства в духовно-нравственном становлении юной личности, которая может быть еще более социально ценной, если глубоко осмыслить и практически претворить все его разносторонние возможности. В полной мере осуществить эту задачу могут сегодня современные модификации различных социокультурных институтов современного отечественного фольклора» [1; 44, 210, 215].

Значительным и интересным представляется тот факт, что деятельность сельских школ, библиотек, домов культуры по собиранию, сохранению и регенерации традиций, обрядов позволяет не только собственно реконструировать те или иные стороны быта и духовной жизни наших предков, но и оказывать воспитательное воздействие на молодежь, которая является непосредственно участником (а зачастую и инициатором) всех этапов работ по собиранию материала. Несомненно, базовым элементом организации фольклорного праздника (или иной формы демонстрации возрожденного обряда) оказывается деятельность фольклорного коллектива, однако сценарии в обязательном порядке предусматривают активное взаимодействие со зрителем и вовлечение его в творческий процесс.

Не случайно среди социально-культурных проектов, дающих возможность формирования всесторонне подготовленных педагогов дополнитель-

ного образования, руководителей самодеятельных коллективов, большое место занимают проектные концепции в области народного творчества. Таким образом, регенерация обряда в практической деятельности учреждений культуры и образования является в равной степени исследовательским методом и формой творческой работы с населением.

Наша область располагает набором соответствующих институтов (творческих, образовательных, культурно-просветительных), определенной сохраняемостью фольклорной ауры, ярко выраженной установкой на воспроизводство этого вида культуры. За последние годы увеличилось число проводимых конкурсов, фестивалей, концертов, народных праздников, гуляний, ярмарок, расширилось обращение к фольклору, к разнообразным культурным традициям. Одновременно сложилась определенная система проведения обрядов календарно-обрядовых праздников, охватывающая многие населенные пункты, поселки, села и деревни и города области, таких как Рождество, Масленица, Сороки, Благовещение, Пасха, Вознесение, Его-рьев день, Никола Великий, Троица, Ильин день, Спасовы дни, Успенье, Воздвижение, Рождество Богородицы, Покров день и др. В их организации задействованы, как правило, муниципальные учреждения культуры и образования.

На базе областного государственного учреждения культуры «Орловский областной Центр народного творчества», домов культуры муниципальных районов области осуществляется разработка инновационных технологий по адаптации традиционных обрядов календарно-обрядовых праздников: «Фольклорные праздники в глубинках Орловщины», «Фольклорно-этнографические экспедиции», «Традиционная обрядовая культура моего села» и др., изучение влияния регенерации традиционных обрядов на духовно-нравственное воспитание молодежи.

Так, в Тагинском культурно-досуговом центре Глазуновского района был проведен праздник для детей «Троицын день». «Проживая» праздник, дети не только заучивали последовательность обряда, но чувствовали его силу и энергию, воспринимали его, знакомились с играми, песнями, загадками, пословицами, учились, как вести себя друг с другом, помнить родовую связь поколений. Праздник проходил на лесной поляне у близлежащего водоема. Ведущие праздника рассказали об истории

праздника, предложили участникам поводить хо -ровод у березы, спеть хороводные троичные песни. Поводив хороводы, дети собирали душистые травы, цветы и березовые веточки, плели венки и попарно, подходя друг к другу, сквозь венки целовались. Участницы этого праздника разучили для этого следующий текст: «Покумимся кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться». Так проходит у них обряд кумления. Гадают девушки на венках, бросая их в воду, завивают березку, украшают ее ленточками, песню поют березке [2].

Обрядность лежит в основе народной педагогики, являясь механизмом передачи норм поведения, а также культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому. Нравственный, воспитательный и социально-культурный потенциал, заложенный в обрядах календарно-обрядовых праздников, является и сегодня составной частью культуры в целом. Он реализует нормативно-регулятивную функцию через людей, их нравственные чувства, сознание, отношения, действия, дает возможность представить этнокультурный облик наших предков, понять процесс социально-бытовой дифференциации и интеграции на селе и в городе в прошлом и настоящем, проследить трансформацию обрядов и показать пути его символизации. Одним из базовых элементов организации и проведения обряда являются фольклорные кол -лективы, которые при проведении регенерации обрядового праздника в своей программе стараются показать народный обряд, характерный для данной местности, наличие традиционного местного материала (диалект, костюмы, фольклорные песни), сохранение смысла обряда, его основных элементов, соответствие обряда народному календарю. Работа над реконструкцией обряда сегодня актуальна, важно знание не только хода обряда, но прежде всего его смыслового значения.

Вот уже одиннадцать лет в день православного праздника Святой Троицы после воскресного богослужения на большую лесную поляну поселка Жудре Хотынецкого района сходятся люди. Съезжаются, чтобы подышать чистым, здоровым воздухом, окунуться в детство, послушать старинные песни. Знаменитая ныне лесная поляна выбрана не случайно для проведения масштабного форума славянской культуры. Не случайно на праз-

дник «Троицкие хороводы в Орловском Полесье» каждый год приезжает все большее число зрителей, увеличился состав детей и молодежи. Присутствие на празднике десятков тысяч человек уже само по себе вызывает настроение приподнятости и торжественности. На территории национального парка «Орловское Полесье» можно стать участником современного фольклорного праздника с элементами традиционного троицкого обряда и почувствовать нравственную силу народного праздника. Посетители праздника дают высокую оценку и выражают искренние слова благодарности организаторам праздника. Вот лишь несколько из множества услышанных слов: «Душевный русский, от сердца идущий праздник. Духовное и светское - все здесь перемешалось. Мы возвращаемся к истокам. В нас пробуждается национальное сознание»; «Каждый год бываю здесь, но сегодня было что-то необыкновенное, особенное по красоте, по масштабу, по яркости. Здесь воочию убеждаешься, насколько мы, русские люди, богаты духовно»; «Праздник, стал визитной карточкой народного творчества Орловщины, местом встречи друзей и единения славянских народов» [3; 1]. Особенность подобных праздников в том, что они возрождаются непосредственно в самой сельской местности, где имеются естественные благоприятные условия для бытования этих народных традиций, участие фольклорных групп придает своеобразный колорит каждому празднику. Осознавая народную культуру как высокую духовную ценность, важно чувствовать ответственность за свою творческую интерпретацию фольклорных традиций, выносимую на суд зрителей. При этом необходимо быть понятным современному зрителю, донести до него духовные идеи народной культу -ры, укрепить ценностное отношение к национальным традициям и пробудить интерес к их познанию и сохранению традиционного обряда. Именно тогда современный зритель сможет ощутить себя участникам культурного процесса, приобщиться к традиционным корням.

Потенциал традиции в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения огромен. Традиционная культура - это путь по ограждению юношей и девушек от негативного влияния в процессе глобализации, содействие в проявлении их творческого потенциала.

Библиографический список

1. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность. Учебник. - М.: МГУКИ., 2004. - С. 44, 210, 215.

2. ОГУ ООГА. Фонд № Р-1831. Опись 1 (постоянного хранения). Отчеты о работе управлений, комитетов и отделов

культуры районных и городских администраций. Т. 1. Отчет отдела культуры Глазуновского района за 2007 г.

3. Садовский В. Как в Полесье, как на Троицу... //Орловская правда. № 94 (24834), 17 июня 2008. С. 1.

E.Z. SOLOVYOVA

THE ROLE OF TRADITIONAL CULTURE IN MATTERS SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING OF YOUNG GENERATION

Today the regeneration (transformation) of rites and customs lets find new life for traditional culture and be a necessary component in the work of educational and cultural establishments. This process becomes more efficient when folklore expeditions are carried on, founded material is investigated, traditional Slavonic and Christian holidays are being returned. On the basis of rural and urban educational and cultural establishments folklore, art and educational unions are formed, which use certain mechanisms of preserving and passing of traditions. Modern socially-cultural practice in its largest part is based on the using of traditional culture texts. The notes of rites and customs made in the process of modern field work with the help of local old inhabitants or other informants are very important. The role of traditional culture in matters spiritual and moral upbringing of young generation is significant.

Key words: cultura, tradition, custom, holiday, ritual, education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.