Научная статья на тему 'Традиционная народная культура в воспитании молодежи'

Традиционная народная культура в воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5218
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНА / КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / TRADITIONAL FOLK CULTURE OF THE REGION / CULTURAL AND EDUCATIONAL / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дёмина Лилия Васильевна

В Западно-Сибирском регионе в контексте всех процессов модернизации, этнизации и глобализации современного общества остаются актуальными вопросы привлечения молодого поколения к сохранению и развитию традиционной народной культуры региона, к ее глубокому пониманию и популяризации среди широких слоев населения, к использованию творческого потенциала, заложенного в традиционной культуре, в работе с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional folk culture in upbringing of youth

In West-Siberian region in a context of all processes of modernization, ethnization and globalization of a modern society remain actual the questions of attraction of young generation to preservation and development of traditional national culture of region, to its deep understanding and popularization among various strata of society, to the use of the creative traditional culture potential, in work with children.

Текст научной работы на тему «Традиционная народная культура в воспитании молодежи»

УДК 316,74:37

ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

© Л.В. Дёмина

В Западно-Сибирском регионе в контексте всех процессов модернизации, этнизации и глобализации современного общества остаются актуальными вопросы привлечения молодого поколения к сохранению и развитию традиционной народной культуры региона, к ее глубокому пониманию и популяризации среди широких слоев населения, к использованию творческого потенциала, заложенного в традиционной культуре, в работе с детьми.

Ключевые слова: традиционная народная культура региона; культурно-воспитательный; культурное наследие.

В Западно-Сибирском регионе в контексте всех процессов модернизации, этнизации и глобализации современного общества остаются актуальными вопросы привлечения молодого поколения к сохранению и развитию традиционной народной культуры региона, к ее глубокому пониманию и популяризации среди широких слоев населения, к использованию творческого потенциала, заложенного в традиционной культуре, в работе с детьми и уделяя большое внимание к сохранению уникального свойства - в ней нет творцов и потребителей.

Традиционная народная культура является не только основой для духовного единства народа, но и культурно-образовательным институтом современной личности. Она сохраняет уникальное свойство в условиях современной жизни - в традиционной народной культуре нет творцов и потребителей. Творческий потенциал, заложенный в традиционной культуре, используется в современном обществе в работе с детьми и молодежью. Традиционная культура лежит в основе традиционного этнического сознания, составляющего совокупность бессознательных привычек, эстетических и этических предпочтений, стереотипов поведения, моделей воспитания и мировоззренческих установок. Любые серьезные изменения в обществе должны опираться на особенности традиционного этнического сознания. Вхождение в мировую постиндустриальную информационную цивилизацию требует, в первую очередь, создания принципиально новой образовательной парадигмы, ориентированной на развитие творческой, с развитым образным мышлением, личности.

Традиционная народная культура, включающая и развивающая образное мышление ребенка с младенчества, не знает здесь конкуренции и может быть положена в основу подготовки к школе нового типа и стать одной из важных составных частей начального школьного воспитания. Проекты, осуществляемые в школах Западно-Сибирского региона в данном аспекте, направлены на синтез традиций и инноваций в развитии сфер образования, культуры и досуга.

Современное состояние фольклорной традиционной культуры утверждается Б.Н. Путиловым: «Фольклорная традиционная культура в своем конкретном наполнении всегда региональна и локальна. Ее естественная, нормальная жизнь повязана с жизнью определенного, ограниченного теми или иными рамками, коллектива, включена в его деятельность, необходима ему и регулируется характерными для него социальнобытовыми нормами. Поскольку этнический коллектив занимает определенное исторически сложившееся пространство, обладающее своими географическими, природными и иными характеристиками, то его традиционная культура региональна как в историкосоциальном, так и в пространственном отношении» [1].

В Западно-Сибирском регионе в контексте всех процессов модернизации, этнизации и глобализации современного общества становятся актуальными вопросы привлечения молодого поколения к сохранению и развитию традиционной народной культуры региона, к ее глубокому пониманию и популяризации среди широких слоев населения. В социально-культурной сфере Тюменской области реализуется областная целевая программа

«Основные направления развития культуры Тюменской области на 2008-2010 гг.», где говорится о сохранении и поддержке традиционной народной культуры, национальнокультурном развитии региона.

Проблемы исследования фольклора на протяжении последних десятилетий активно затрагивают сферы интересов представителей самых различных областей знания - философии, социологии, культурологии, этнографии, филологии, этномузыкознании. Постепенно назрела необходимость объединения усилий этих наук с целью комплексного и системного изучения фольклора в широком контексте, исследования народной культуры Западно-Сибирского Зауралья в рамках развития культурного наследия России. В целях сохранения, возрождения и развития традиционной культуры Тюменской области на базе фольклорного отделения МОУ ССШ № 73 «Лира» с углубленным изучением предметов искусств созданы фольклорноэтнографический центр «Росстань», фольклорное отделение в Тюменском колледже искусств. Создание и работа фольклорного центра «Росстань» идет на качественно новом уровне осмысления проблемы сохранения образцов народного творчества: всестороннее выявление незаписанных ранее этнографических и музыкальных образцов, повышение уровня технического совершенства записей, научно-теоретическое обобщение создаваемого фонда записей.

В современном обществе важно формирование народного праздничного календаря, на изменение которого большое влияние оказывает фактор сохранения и развития народной традиционной культуры в регионе. Важно влияние региональной культурной политики в современных условиях, а также понимание воспитательной роли народных традиционных праздников, служащих одним из гарантов сохранения этноса. Именно через праздник можно передать из поколения в поколение нравственные идеалы общества, мораль и желание созидать, через праздник происходит выход эмоций и формирование общественного отношения к действительности. В последние годы в Тюменской области обращено внимание на создание целостной программы по интеграции народных праздников в традиции регионального значения и приобщения к ним молодого поколения. С

помощью участников детских, подростковых и молодежных ансамблей Центра, специализированных фольклорных классов проходит восстановление празднично-обрядовой культуры региона. Региональная значимость Центра заключается в изучении старых и создании новых механизмов сохранения традиционной народной культуры, а также передаче ее из поколения в поколение.

Развитие молодежного фольклорного движения в Тюменской области (во всех направлениях) необходимо для дальнейшего развития и осмысления традиционной культуры. Соединение усилий исполнителей, сбор культурного наследия прошлых эпох необходим для раскрытия его значимости для последующих поколений россиян, для дальнейшего развития фольклорного движения региона в свете современности, привлечения интереса к традиционной культуре профессионалов и любителей народного творчества.

Активное собирание фольклорно-этнографических материалов во время экспедиций по югу Тюменской области на рубеже ХХ-ХХ1 вв. привело к созданию методического фонда - архива для специалистов, участников и руководителей фольклорных центров, студий, школ, народных коллективов, организаторов культурных мероприятий, композиторов и т. д. Для совершенствования фонда аудио-, видеозаписей на основе имеющихся в архиве материалов необходимо использовать корпоративные электронные технологии (техническое обеспечение фонда-архива; создание каталога по обработанным материалам; перезапись материалов на мини-, компакт-диски; систематизация информации (1982-2007 гг.)) в сфере фольклора для работников учреждений культуры. Современные фольклорные ансамбли используют собранный материал в своих концертных выступлениях, мероприятиях областного значения.

Методический фонд по фольклору Тюменской области активизирует совместную работу филологов, педагогов, музыковедов и этнографов в едином русле социокультурной деятельности, что дает возможность издавать совместные научные, учебно-методические и репертуарные сборники по региональному фольклору; популяризировать народное искусство в кругу любителей народного творчества; разработать программу по дальней-

шему развитию современного фольклорного молодежного движения в регионе; выявлять соотношение традиционной и современной культуры в Западно-Сибирском Зауралье; обобщить региональные исполнительские традиций с целью издания комментированного приложения к фонду аудио-, видео- и электронных записей. Накопленные и систематизированные фольклорно-этнографические материалы, наблюдения и обобщения, касающиеся закономерностей традиционной западносибирской культуры, имеют не только узколокальное, но и общенаучное значение. Пока существуют еще коллективы - представители традиционного фольклора, необходима их срочная запись. Каждый упущенный день - невозвратимая утрата носителей местных традиций, потеря возможности полноценного исследования традиционного русского фольклора данного региона.

Фольклорный материал юга Тюменской области уникален и неповторим, он представляет собой ценность с точки зрения воссоздания полноты картины общероссийской традиции народного музыкального искусства. Ценным представляется выявление возникшей специфики вторичной производной музыкальной культуры указанного региона. Автором разработан и осуществлен проект «Традиционный фольклор Сибири», в рамках которого выпущены 4 СБ с лучшими фольклорными музыкальными образцами в исполнении носителей традиции, проживающих в южных районах Тюменской области и их учеников. Знакомство современной молодежи с традиционной народной культурой региона происходит в основном на областных национальных фестивалях «Мост дружбы», «Радуга», «Утренняя звезда», народных городских гуляниях (Масленица, Пасха, Троица и др.) с национальными подворьями, обрядовыми действами, Днях национальных культур (русской, украинской, белорусской, польской, татарской, чувашской и др.), сельскохозяйственных ярмарках. Интерес для молодого слушателя производят обрядовые сцены, концертные номера в исполнении молодежных коллективов. Притягательность и сила народного искусства вызывает стремление у молодых приобщаться к истокам «собственной» родной традиционной культуры, хотя для подрастающего поколения она кажется явлением малопонятным. В южных

районах области с 2006 г. автономными некоммерческими организациями дополнительного образования детей «Центр творчества детей и юношества» совместно с филиалом Тюменской областной общественной организации «Общество русской культуры» осуществляется проект «Фольклорная деревня». Участники проекта в течение двух недель выезжают в сельскую глубинку с целью изучения быта и уклада русской деревни, знакомства с сохранившимися русскими традициями, жанрами русского музыкального фольклора. Основная цель программы: приобщение детей и подростков к истокам народной культуры в тесном общении с родной природой и хранителями традиционной культуры.

Воспитание городского жителя в совершенно иной среде, чем сельская приводит к переориентации ценностных смыслов традиционной культуры. Доступ горожанина к народному искусству ограничен. Он не получает информацию о народных традициях в семье, его не учат понимать ценностные смыслы, заложенные в обрядовой и необрядовой культуре. На сегодняшний день знания о народных традициях можно почерпнуть, посещая городские фольклорные коллективы (любительские, профессиональные), ориентированные на глубокое освоение традиционной народной культуры в ее локальных версиях; курс лекций народного творчества в общеобразовательных и музыкальных школах; фольклорные кружки в учреждениях дошкольного образования.

Большое значение для молодежных и детских ансамблей, исполнителей народных песен приобретают фольклорно-этнографические экспедиции и выезды в районы Тюменской области к носителям традиционной культуры. Активное и систематизированное собирание, изучение фольклора в регионе началось с организации фольклорно-этнографических экспедиций в южные районы Тюменской области. Участники экспедиций: студенты фольклорного, теоретического отделений Тюменского колледжа искусств, исполнители фольклорных молодежных ансамблей «Росстань», «Верея», «Полетье»

(рук. Л.В. Демина), студенты филологического факультета Тюменского государственного университета (рук. А.В. Бердников), -в период с 1986 по 2004 гг. исследовали

22 района юга области. Накопленный материал постоянно обрабатывался, систематизировался, проводился его анализ по методикам современной фольклористики, что в значительной степени позволило определить характер традиционной культуры региона, выявить особенности бытования и черт стиля музыкальных образцов отдельных жанровых групп.

После общения с исполнителями старшего поколения у молодежи происходит изменение в миропонимании, изменение на уровне личностных характеристик - появляются такие качества, как сочувствие к окружающим людям, большая терпимость, что благотворно влияет на их взаимоотношения и с близкими людьми, и с представителями другого пола, и с более широкой социальной средой. Иногда в результате фольклорноэтнографических экспедиций городских молодежных, детских фольклорных ансамблей или любителей народной культуры в районах появлялись сельские певческие или инструментальные группы, заинтересовавшиеся традициями своих предков (например, «Озе-риночка» в с. Бердюжье, О.Ф. Егорова; «Ла-вица» в с. Исетское, рук. Новосельцева; «Бе-сенята» в п. Емуртлинский Упоровского района, рук. А.И. Дитцель; «Потешки» в с. Кулаково Тюменского района, рук. Торки-на Т. А. и др.).

Познавая внутренний смысл традиционной народной культуры молодые исполнители, собиратели и исследователи стремятся, по возможности, воспроизвести контекст того или иного обряда данного района, соблюдая его приуроченность к календарному кругу (колядовать на Святки, провожать Масленицу на масленичной неделе, а не в другое удобное для администрации района время) или к определенному событию (свадьба. проводы в армию). Тогда и повседневность теряет однообразность, наполняясь яркими впечатлениями и событиями. Анализируя проведение престольных праздников в регионе, видим активное участие молодежных ансамблей разных направлений (певческих, инструментальных, хореографических). Сегодня идет поиск новых направлений в современных жанрах сценического искусства, корни которых уходят в ярмарочные увеселения. С развитием фольклорного движения в детской среде у руководителей появились

новые проблемы и перспективы - детям нужен свой «детский» репертуар, лишь частично пересекающийся с молодежным; дети должны знакомиться с региональным материалом; нужно учитывать проблему приобщения городских детей к миру традиционной крестьянской, незнакомой для них, культуры, к необычной музыкально-языковой среде. Изучение основ народной музыкальной культуры должно начинаться с накопления слухового опыта, формирующего образ певческой традиции, а не с классической постановки голоса.

Функции регуляции эмоционального состояния и воплощения психической энергии в форме коллективного опыта в традиционной народной культуре выполняют престольные праздники. Активизировав их проведение в районах Тюменской области, с одной стороны, сами носители традиционной культуры чувствуют свою востребованность, с другой - молодежь начинает поворачивать голову к своим традициям, интересоваться народной культурой. Знакомство с народной культурой постепенно меняет формы и содержание досуга молодежных компаний, занимающихся в народных коллективах, приобретая специфические черты традиционных вечерок с элементами ритуала. Такие жанры музыкального фольклора, как хороводные, «проходочные», игровые, «поцелуйные», содержащие мотив выбора пары, а также бытовая хореография с привлечением зрителя (танцы «по кругу», «по тройкам», полька-бабочка, танец «знакомство» под инструментальное сопровождение) вызывает у молодого поколения сначала недоумение, а затем интерес. Большое внимание привлекает обрядовая сторона народной культуры. Сегодня утрачен магический смысл календарных и семейно-бытовых обрядов и часто, оставаясь в репертуаре молодежных и детских ансамблей, они становятся развлекательной игрой.

Самые интересные музыкальные образцы традиционной культуры региона вошли в репертуар тюменских молодежных и детских фольклорных ансамблей. Руководители ансамблей, опираясь на результаты исследований, обобщений по западносибирскому музыкальному фольклору, в своем творчестве пытаются представить разные народнопесенные традиции, бытующие на террито-

рии региона (старожильческую, новопоселенческую). В Тюменской области в русском старожильческом календарно-обрядовом

комплексе в молодежной и детской среде преобладает зимний святочный цикл с сохранением обрядовых песен, вся остальная обрядовая часть восполняется речевыми и необрядовыми песенными жанрами, магически менее насыщенными.

В традиционной культуре престольные праздники выполняют функцию регуляции эмоционального состояния и воплощения психической энергии в форме коллективного опыта. Активизировав проведение престольных праздников в районах Тюменской области (Рождество Христово в д. Осиновка, Ермаки, Еловка Викуловского и д. Новобере-зовка Аромашевского районов; Масленица в д. Луговое, Кулаково Тюменского района; Красная горка, Троица в с. Бердюжье; Ивана Купалы в д. Андрюшино Нижнетавдинского района), носители традиционной культуры чувствуют свою востребованность, а молодежь начинает поворачивать голову к своим традициям.

В последнее время большее внимание уделяется зрелищной стороне фольклора, идет поиск новых форм и направлений в жанрах сценического искусства. Несмотря на все трудности понимания и постижения сути народных обычаев, сохраняется ощущение их ценности и значимости для современного молодого человека. Думаем, что обращение к ценностям традиционной народной культуры, использование ее элементов в повседневной жизни является одним из эффективных способов адаптации молодых горожан к сложным, динамичным условиям жизни современного общества. Сегодня важно сохранить, возродить и развить в свете современности традиционную культуру ЗападноСибирского Зауралья; привлечь внимание музыкальной общественности к проблеме сохранения и передачи устной традиции музыкального исполнительства в регионе. Сегодня важно комплексное изучение традиционной культуры региона.

В настоящее время все поставленные задачи нужно решать комплексно, объединяя научно-теоретические и практико-педагоги-ческие методы, активизируя деятельность педагогов по составлению учебных про-

грамм, методических разработок по изучению региональной традиции.

Организация и проведение I, II, 111-го Международного фольклорного фестиваля «Сибирские родники», областного конкурса самодеятельного народного творчества «Сибирский калейдоскоп» (г. Тюмень), фестиваля «Тобольский музей встречает гостей» (г. Тобольск) дает возможность пропагандировать традиционную народную культуру среди населения региона.

Процесс возрождения традиционной народной культуры органичен и естественен, если сохраняется важнейшая ее характеристика - единство и слитность с бытом, семейным укладом, воспитанием детей. В ее «пространстве» встречаются поколения, что исчезает в профессиональной культуре и образовании. Познание законов традиционной народной культуры необходимо для разработки культурологически обоснованной государственной программы помощи семье. Именно традиционная культура может стать средством адаптации человека к противоречивой жизни современного общества, где давно назрела необходимость создания досугового пространства для передачи социально-культурного опыта, построенного по принципам традиционного (места встречи поколений). Речь идет не о создании новых фольклорных коллективов, ориентированных на сценическое воплощение фольклора, а о создании межвозрастных объединений, где фольклор становится средством коммуникации и самореализации, где создается фольклорная среда для совместного проведения праздников.

1. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура.

СПб., 1994.

Поступила в редакцию 14.Q4.2QQ9 г.

Demina L.V. Traditional folk culture in upbringing of youth. In West-Siberian region in a context of all processes of modernization, ethnization and globalization of a modern society remain actual the questions of attraction of young generation to preservation and development of traditional national culture of region, to its deep understanding and popularization among various strata of society, to the use of the creative traditional culture potential, in work with children.

Key words: traditional folk culture of the region; cultural and educational; cultural heritage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.