Научная статья на тему 'Проект «Интерактивная карта народов Алтайского края»: информационные ресурсы в сохранении историко-культурного наследия'

Проект «Интерактивная карта народов Алтайского края»: информационные ресурсы в сохранении историко-культурного наследия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
224
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДЫ АЛТАЯ / PEOPLES OF ALTAI / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / ИСТОЧНИКИ ПО ЭТНОГРАФИИ / ETHNOGRAPHIC SOURCES / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / WEB SOURCES / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / RESEARCH ACTIVITY IN SCHOOL AND IN EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щеглова Т. К., Гоппе А. А.

Охарактеризован опыт работы коллектива учёных исторического факультета Алтайского государственного педагогического университета (г. Барнаул, Россия) по созданию общедоступного сетевого ресурса краеведческого характера «Интерактивная карта народов Алтайского края», обобщающего информацию об этническом составе, национальных традициях и культурных особенностях народов региона, собранную в ходе серии этнографических экспедиций и исследований, проведённых в рамках проекта «Этнодесант-22», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (Москва, Россия) и Министерством образования и науки Алтайского края (Барнаул, Россия) в 2019 г. Представлен авторский взгляд на преимущества широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в область научного изучения и популяризации истории и культуры народов, населяющий современный Алтайский край; изложена общая методика формирования специальных исследовательских компетенций, воспитания патриотического чувства и развитой культуры межэтнических взаимоотношений у детей и молодёжи, принявших участие в совместной работе над этим веб-ресурсом.The paper outlines work on creating public web source on local history “Interactive On-Line Ethnic Map of Altai Krai” undertook by research group from Historical Faculty of the Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia) in 2019. The content of the map sums data about ethnic diversity, cultural traditions and peculiarities of peoples populate the region collected within series of ethnographic expeditions and surveys managed as a part of project “Etnodesant-22” (Eng.: “Ethnographic Landing Party-22”) supported by Russian Fund of Basic Research (Moscow, Russia) and Ministry of Education and Science of Altai Krai (Barnaul, Russia). The authors disclose their own view on advantages of large-scale implementation of information and communication technology into a sphere of scientific understanding, popularization of history and culture of peoples live in the today’s Altai; also, the authors outline general methods of building a researcher’s competences, patriotic sense, developed culture on intercultural relations in children and youth who took part in collaborative work upon web source.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Щеглова Т. К., Гоппе А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Интерактивная карта народов Алтайского края»: информационные ресурсы в сохранении историко-культурного наследия»

Список литературы

1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия: принята 16 нояб. 1972 г. Генеральной конференцией Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры // Организация Объединённых Наций : [офиц. сайт]. - Нью-Йорк (США). - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/heritage.shtml (дата обращения: 18.02.2020 г.).

2. Народная культура в современных условиях : учеб. пособие / [О. Д. Балдина и др.]. - Москва : Рос. н-т культурологии, 2000. - 219 с.

3. Алефиренко, Н. Ф. Стереотипы и прототипы в этнокультурном пространстве языка // Научные ведомости. Сер. Гуманитарные науки. - 2010. - № 24. - Вып. 8. - С. 5-11.

Larisa V. Belkova

Children's Art School "Tradition" (Barnaul, Russia)

lv_belkova@mail.ru

Olga S. Shcherbakova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

olga-uzorie@mail.ru

DEVELOPMENT OF ETHNOCULTURAL SPACE IN THE SUBURBS OF A TOWN (A CASE OF CHILDREN'S ART SCHOOL "TRADITION" (BARNAUL, ALTAI KRAI, RUSSIA))

Abstract. The paper describes twenty-five-year work experience of Municipal Budgetary Institution of Additional Education "Children's Art School 'Tradition (Barnaul, Altai Krai, Russia) in studying, preservation and popularization intangible cultural heritage of Russians (Siberia's old-timers, Altaian Cossacks, late Russian Resettlers) among Barnaul pupils of middle and high school ages. The key directions of such work are the next: ethnographic fieldwork and research activities, learning dialects of language traditions, local manners of singing, grounding folk dances and playing musical instruments of oral traditions, and people's applied arts techniques training.

Keywords: ethnocultural space of a Russian town, Barnaul Children's Art School "Tradition", intangible cultural heritage of Russians, Russian song folklore, Russian dance folklore, Russian people 's traditions and customs.

УДК 004.738.1Интерактивная карта народов Алтайского края:39(571.150) DOI: 10.32340/2414-9101-2020-1-71-77

Т. К. Щеглова, доктор исторических наук, профессор Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)

tk_altai@mail.ru

А. А. Гоппе

Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)

mazirina91@mail.ru

ПРОЕКТ «ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА НАРОДОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»: ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Министерства образования и науки Алтайского края в рамках научного проекта № 19-49-220009

« Устная история и этнография в полевых исследованиях второй половины XX - начала XXI века как источник и метод изучения и сохранения историко-культурного наследия сельских территорий Алтайского края»

Аннотация. Охарактеризован опыт работы коллектива учёных исторического факультета Алтайского государственного педагогического университета (г. Барнаул, Россия) по созданию общедоступного сетевого ресурса краеведческого характера «Интерактивная карта народов Алтайского края», обобщающего информацию об этническом составе, национальных традициях и культурных особенностях народов региона, собранную в ходе серии этнографических экспедиций и исследований, проведённых в рамках проекта «Этнодесант-22», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (Москва, Россия) и Министерством образования и науки Алтайского края (Барнаул, Россия) в 2019 г. Представлен авторский взгляд на преимущества широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в область научного изучения и популяризации истории и культуры народов, населяющий современный Алтайский край; изложена общая методика формирования специальных исследовательских компетенций, воспитания патриотического чувства и развитой культуры межэтнических взаимоотношений у детей и молодёжи, принявших участие в совместной работе над этим веб-ресурсом.

Ключевые слова: народы Алтая, историко-культурное наследие, источники по этнографии, цифровые технологии, интернет-ресурсы, исследовательская работа в школе и образовательной организации высшего образования, патриотизм.

Многонациональный состав Алтайского края сформировался в ходе ряда переселений и миграций, которые проходили в контексте государственной политики на протяжении XVIII-XX веков. Они носили как импульсивный характер - в контексте государственной политики массовых переселений и репрессий Х"УШ-ХХ столетий, так и регулярный характер -передвижения групп населения в виде мерцающей миграции по собственной инициативе [1, с. 154]. Наибольшее значение имели полиэтнические переселения с 1865 г., когда Алтайский округ был открыт для переселений, в связи со сложившимся к тому времени кризисом горнозаводской промышленности и добычи металлов. Необходим был поиск новых источников доходов, таким источником стала земля, освоение которой происходило за счёт вновь прибывшего населения [2, с. 56]. В результате этих исторических процессов на Алтае сформировался пёстрый этнический и историко-культурный состав, представленный как разными этносами, так и этнокультурными группами внутри этносов.

На сегодняшний день нет обобщающих трудов по истории и культуре народов Алтайского края. Тогда как сами этнографические исследования начались на Алтае с XIX в. и продолжаются в наши дни. На современном этапе активного развития информационных технологий и социально-политических перемен в XXI веке особое значение приобретает внедрение новых цифровых технологий в обобщение научных материалов и в презентацию историко-культурного наследия народов Алтайского края. Переход всех сфер жизни общества в информационно-технологическое пространство существенно влияет на механизмы развития национальной культуры и создаёт новые возможности в обеспечении сохранности и трансляции материальной и духовной культуры народов края и их истории. Подтверждением внимания этнографов к информационным технологиям является регулярное проведение на Конгрессе антропологов и этнологов России секции «Этнография +: информационные технологии в исследованиях» (2017 год) [3] или «Этнография+: полевые исследования, информационные технологии и новые средства коммуникации» (2019 г.) [4]. Одной из насущных задач Центра устной истории и этнографии Алтайского государственного педагогического университета (далее - АлтГПУ) является использование информационных технологий не только для обработки огромного массива полевых этнографических источников, сформированных и накопленных на протяжении тридцатилетней работы, с целью их документирования и архивирования, но и их использование для создания комплексного информационного ресурса, удовлетворяющего потребностям как большой науки, так и регионального общества в обобщении

материалов большой науки, спроецированных на районы и поселения с расселением этносов, их этнокультурных групп и особенностей их культур.

Создание информационного интернет-ресурса «Интерактивная карта народов Алтайского края» началось с 2019 г. научным коллективом исторического факультета Алтайского государственного педагогического университета в составе к. и. н., зав. историко-краеведческим музеем АлтГПУ Н. С. Грибанова, аспирантов кафедры отечественной истории А. В. Рыкова, Н. В. Люля, А. С. Свидовской, А. А. Гоппе, И. А. Панченко под руководством д. и. н., проф. Т. К. Щегловой. Реализация этой идеи стала возможной благодаря проекту «Этнодесант-22: интерактивная карта народов Алтайского края», который стал победителем конкурса Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации (номинация: на подготовку и проведение научных экспедиций в сфере этнографии, археологии, геологии, биологии и других наук)1.

При реализации проекта осенью 2019 года был не только мобилизован источниковый потенциал архива полевых историко-этнографических экспедиций 1991 - 2019 годов, но и в кратчайшие сроки в сложных погодных условиях были проведены этнографические экспедиции на тех территориях, которые не были охвачены в предыдущее тридцатилетие полевых исследований. Но новым в их проведении все же был не сбор материала по истории и культуре народов неисследованных территорий, а включение в проводимые исследования как можно более широкого круга школьников. Для этого в ходе экспедиций проводились встречи с учителями и школьниками, которым демонстрировалась «пилотная» версия интерактивной карты народов Алтая. Встречи сопровождались рассказами об этнографических особенностях заселения территории Алтайского края на примере каждого района. Это позволяло актуализировать перед школьными коллективами вопросы этнокультурных исследований и этнокор-ректного воспитания гражданской позиции. Толерантность и культура межэтнического общения ненавязчиво воспитывалась в игре «Этнопазлы», в ходе которой участники экспедиций знакомили ребят с культурой народов, проживающих в нашем регионе. При подведении итогов встречи все участники отмечали необходимость и важность создаваемого информационного ресурса, так как оказывалось, что вопросы по истории и культуре народов, проживающих в их районе и селе для них совсем были незнакомы или малознакомы. Кроме того, для учителей школ были подготовлены комплекты методических рекомендаций по сбору устно-исторического и этнографического материала. Проводились консультации и учителям, и школьникам, занимающимся или планирующим заниматься научно-исследовательской работой по устной истории и этнографии народов Алтайского края.

Но основным путём массового включения школьников и студентов образовательных учреждений Алтая в изучения вопросов этнической истории и этнографии стала организация конкурса этнографических исследований по истории и культуре народов Алтайского края. Целью Конкурса являлась организация исследовательской работы учащихся по изучению историко-культурного наследия народов Алтайского края и сбор историко-этнографического материала (документы, интервью, фотографии, видеоматериалы, публикации) о народах, проживающих в их населённых пунктах, об их истории и культуре и её отражении в повседневной жизни, традициях, обрядах и праздниках. В совокупности за ноябрь-декабрь 2019 года в конкурсе приняли участие более 300 человек - учащиеся школ, учреждений дополнительного образования (под руководством учителей и преподавателей), а также студенты колледжей и вузов (под руководством научных руководителей).

1 Грант Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации (соглашение № 075-152019-1814 от 09.12.2019 г.). Проект «Этнодесант-22: интерактивная карта народов Алтайского края».

Итоги включения учителей и школьников в проект и результаты конкурса были подведены на мероприятии по презентации интернет-ресурса «Интерактивная карта народов Алтайского края» 20 декабря в Российско-Немецком доме. В ней участвовали представили научного сообщества, краевой администрации, представители национально-культурных автономий Алтайского края, учащиеся Детской школы искусств «Традиция» с. Власиха г. Барнаула, Алтайского кадетского корпуса (с. Сибирское), студенты Алтайского государственного педагогического университета, Алтайского государственного института культуры, Алтайского государственного колледжа культуры и искусств, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина. Результаты конкурса были представлены на официальных страничках в социальных сетях во «Вконтакте» (https://vk.com/ethno22), «Instagram» (еЛпо22_акау), а также на сайте «Интерактивной карты народов Алтайского края» (http://etnodesant.altspu.ru/load/).

Презентованный на мероприятии интернет-ресурс «Интерактивная карта народов Алтайского края» является бесплатной и общедоступной платформой для выставления информации о народах Алтайского края, где не только исследователи, но и простые жители региона имеют возможность добавить материалы семейных архивов или сельских летописей, включится в микроисследования. Для этого структура сайта включает несколько разделов. На главной странице выставлена сама интерактивная карта, на которую нанесены все районы Алтайского края с ныне существующими сёлами. Удобные указатели на карте позволяют переходить из района в район, из села в село; показывают наличие информации или ее отсутствие. В декабре 2019 года были выставлены материалы участников конкурса этнографических исследований по истории и культуре народов Алтайского края, а также часть материалов, подготовленных участниками историко-этнографических экспедиций АлтГПУ.

Размещённый на странице села материал по народу, проживающему в нем, включает ау-диоинтервью, видеоматериалы, фотографии, транскрипты - письменные расшифровки аудиозаписи, копии документов, фольклорные материалы. Здесь же выставлены научные публикации, в которых содержится информация об этом народе и населённом пункте. Есть материал об исследователях, которые занимались исследованиями в конкретном селе и районе. Конечно, на интерактивной карте на сегодняшний день доступна к просмотру информация не по всем сёлам и народам, проживающим в Алтайском крае. Предстоит огромная многолетняя работа. Но представленная информация отражает историю и культуру таких численных этносов, как русские, немцы, украинцы, казахи, мордва, кумандинцы, эстонцы, татары и других.

Например, на карте Залесовского района выставлены материалы по селам Пещерка и За-лесово, которые характеризуют историю и культуру мордвы, собранные в ходе историко-этнографической экспедиции АлтГПУ в этот район в 1998 г. (с 1991 и по настоящее время этими экспедициями руководит д. и. н., проф. Т. К. Щеглова). В частности, интервью Очкасо-вой Анны Ивановны (1912 г. р.), в котором подробно рассказано о технологии строительстве жилища: землянки, срубы. Достаточно интересным сюжетом является ее рассказ о взаимоотношениях русских и мордвы.

Представленные аудиофайлы интервью, видеоматериалы, фотографии по многочисленному народу Российской Федерации - русским являются уникальным источником, в котором затрагиваются разные аспекты жизни и деятельности народа. Например, на карте в границах, Ельцовского района в интервью, записанном в ходе тематической экспедиции в 2016 г. по гранту РГНФ/РФФИ кафедры отечественной истории и Центра устной истории и этнографии АлтГПУ «Культура жизнеобеспечения сельского русского населения юга Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны: традиции и новации», подробно освещаются вопросы, связанные с культурой жизнеобеспечения крестьянства в годы Великой Отечественной войны.

В рамках совместной фольклорной экспедиции Детской школы искусств «Традиция» с. Власиха (рук. Л. В. Волобуев) и кафедры народного хорового пения Алтайского государст-

венного института (рук. - к. и. н. О. С. Щербакова) в 2013 году в Краснощековском районе был осуществлён сбор песенного фольклора русских, который сейчас можно прослушать на информационном ресурсе «Интерактивная карта народов Алтайского края».

На территории Красногорского района проживает коренной малочисленный народ -кумандинцы. В селе Красногорском находится Центр кумандинской культуры. Записанные интервью в ходе историко-этнографической экспедиции АлтГПУ в 2017 г. с кумандинцами повествуют об одежде, о содержании хозяйства, об отоплении жилища. Также представлен яркий иллюстративный материал в виде фотографий традиционной одежды этого этноса.

Кулундинский район является одним из самых многонациональных по своему составу, преобладающий этнос - русские, но также на территории района проживают украинцы, казахи, немцы. На интерактивной карте народов Алтайского края Кулундинский район представлен двумя этносами украинцами и казахами. В рамках программа «Народы Алтая: история и культуры» Центра устной истории и этнографии БГПУ (АлтГПУ) в 2008 г. проводился сбор материала по этнографии казахов. Богатый фоторяд наглядно позволит сформировать представление об их традиционной пище, одежде, познакомит со свадебным обрядом. Кроме этого, источниковый материал позволит изучить аспекты, которые связаны с сохранением или размыванием элементов традиционной культуры, способностью культуры к адаптации и ее взаимодействию с другими культурами. В 2007 году студентами-историками АлтГПУ (А. Юсупова, Т. Горявчева, Ю Воеводина) в рамках этой же программы была изучена культура татар с. Беленькое и казахов села Павловка и Кос-Булат Угловского района. Эта же работа была продолжена в историко-этнографической экспедиции АлтГПУ 2011 года в Волчихин-ском районе - с. Борфорпост.

На территории Романовского района проживает третий по численности этнос в Алтайском крае - украинцы. Романченко Раиса Васильевна 1935 года рождения по национальности украинка описала в интервью традиционный свадебный обряд украинцев: как проходило сватовство, что надевала невеста, какую пищу готовили и т. д. Кроме аудиофайла на сайте размещена подборка фотографий из семейного архива респондента. Большой материал выставлен по украинцам других районов - Кулундинский, Панкрушихинский, Родинскийц, где работали сотрудники ЦУИиЭ Н. В. Люля, Н. С. Грибанова и др.

Присланные на Конкурс записи интервью, фотографии, собранные учащимися Гришков-ской средней общеобразовательной школы в с. Гришковка Немецкого национального района, позволяют познакомиться с традиционной культурой немецкого населения. На сайте опубликовано 7 интервью потомков немецких переселенцев, к 5 из них есть текстовые файлы расшифровки аудиозаписи. Каждый из них вспоминает о переселении в Сибирь, делясь своей семейной историей. Отдельного внимания, заслуживают рецепты национальных блюд немецкой кухни. Бесценный фотоматериал, выставленный на страничке района, иллюстрирует традиционные предметы быта, которые хранятся в каждой немецкой семье.

В дальнейшем планируется продолжить заполнение сайта как материалами историко-этнографических исследований и экспедиций АлтГПУ (БГПУ, АлтГПА) под руководством д. и. н., проф. Т. К. Щегловой (полевыми исследованиями с 1990-го г. охвачены более 30 районов и 600 сел), так и присылаемыми на сайт материалами учащихся и студентов образовательных учреждений Алтайского края разного уровня, а также фольклористами, историками и этнографами Алтая.

Для вовлечения в наполнение карты желающих, неравнодушных и интересующихся этнографией любителей истории сформирован раздел интернет-ресурса «Методика» [5], который включает научные и методические материалы по устной истории и этнографии. Среди них информация по составу, численности, времени переселения и размещения народов на территории Алтайского края, этнотерриториальных группах численных этносов, множественную идентичность их представителей. В соответствии с таким подходом предложены вопросники, которые сопровождаются научно-справочным материалом, позволяющим адапти-

ровать их к изучению разных культур - славянских или тюркских народов, земледельческих или скотоводческих культур. Отдельный файл содержит рекомендации по использованию вопросников. Блок материалов посвящён технологии и методам нового направления в исторической науке - устной истории «Oral histori» [6]. Даётся характеристика основных методов этнографических исследований: наблюдения, интервьюирования, изучения вещественных и документальных материалов, в т. ч. с использованием семейных архивов [7]. Также сделана подборка всех переписей населения с 1897 г. по 2010 г. с информацией по этническому составу населения Алтайского края [8], а также перечень полезных интернет сайтов с работами и проектами ведущих научно-исследовательских центров страны России [9]. Раздел «Наука» [10] представляет собой своеобразную электронную библиотеку, содержащую монографические исследования, научные публикации, сборники научных конференций по этнографии и устной истории, которая будет пополняться и дальше.

Таким образом, информационный ресурс образовал единое этнокультурное пространство, отражающее этническое многообразие, культурную специфику отдельных населенных пунктов и региона в целом. Несомненным преимуществом интерактивной карты региона является ее доступность на любых устройствах, которая имеет возможности обновления. Представляемые материалы интерактивны и презентабельны на любых цифровых экранах. Их можно будет активно использовать в преподавательской деятельности в качестве средств визуализации для демонстрации актуальных исследовательских материалов, написанных доступным для аудитории языком. Именно этим достигается важнейшая задача интерактивной карты народов Алтайского края - изучение, популяризация и сохранение культурного, исторического и этнографического наследия народов Алтайского края. В то же время карта является одним из способов применения современных инновационных технологий в данной области для привлечения, в первую очередь молодежи, к изучению истории и культуры народов многонационального Алтайского края. Публикация и использование материалов в режиме удалённого доступа определяет и круг возможностей по привлечению внимания самой широкой общественности, а научная обоснованность полученных в процессе исследований результатов представляет интерес и для профессиональных исследователей в этой области.

Список литературы

1. Щеглова, Т. К. Многоликий мир алтайских деревень // Алтайский благодатный край. - Москва : Науч.-инф. изд. центр, 2007. - С. 124-129.

2. Щеглова, Т. К. Этапы формирования этнического и этнокультурного состава населения Алтая в контексте перманентных переселений и миграций XVIII-XXI столетий // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). - 2017. - № 1. - С. 54-62.

3. XII конгресс антропологов и этнологов России. Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы (Ижевск, 3-6 июля 2017 г.) : сб. ст. / отв. ред. : А. Е. Загребин, М. Ю. Мартынова. - Москва : [б. и.] ; Ижевск : Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2017. - 511 с

4. XIII Конгресс антропологов и этнологов России (2-6 июля 2019 г., Казань) : сб. ст. / отв. ред. : М. Ю. Мартынова. - Москва ; Казань : ИЭА РАН, КФУ, Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. - 516 + LV с.

5. Методика [работы с веб-ресурсом] / подгот. Т. К. Щегловой // Интерактивная карта народов Алтайского края : [сайт]. - Барнаул, 2019-. - URL: http://etnodesant.altspu.ru/#metod1 (дата обращения: 20.01.2020 г.).

6. Устная история / подгот. Т. К. Щегловой // Интерактивная карта народов Алтайского края : [сайт]. - Барнаул, 2019-. - URL: http://etnodesant.altspu.ru/load/folders/metod/oralhistory/ (дата обращения: 20.01.2020 г.).

7. Методика полевых исследований // Интерактивная карта народов Алтайского края : [сайт]. -Барнаул, 2019-. - URL: http://etnodesant.altspu.ru/load/folders/metod/ethnograpfy/ (дата обращения: 20.01.2020 г.).

8. Полезные сайты // Интерактивная карта народов Алтайского края : [сайт]. - Барнаул, 2019-. - URL: http://etnodesant.altspu.ru/#science2 (дата обращения: 20.01.2020 г.).

9. Переписи населения // Интерактивная карта народов Алтайского края : [сайт]. - Барнаул, 2019-. -URL: http://etnodesant.altspu.ru/#science2 (дата обращения: 20.01.2020 г.).

10.Наука // Интерактивная карта народов Алтайского края : [сайт]. - Барнаул, 2019-. - URL: http://etnodesant.altspu.ru/#science2 (дата обращения: 20.01.2020 г.).

Tatiana K. Shcheglova,

Dr. of Historical Sciences, Professor Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)

tk_altai@mail.ru

Anastasiia A. Goppe

Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)

mazirina91@mail.ru

PROJECT "INTERACTIVE ON-LINE ETHNIC MAP OF ALTAI KRAI": INFORMATION RESOURCES IN PRESERVATION OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE

The reported study was funded by Russian Fund of Basic Research and Ministry of Education and Science of Altai Krai according to the research project no. 19-49-220009 "Oral History and Ethnography in Field Studies of the Second Half of the 20th - Beginning of the 21st Centuries as a Source and a Method of Learning and Preservation of Historical and Cultural Heritage

of Rural Areas of Altai Krai"

Abstract. The paper outlines work on creating public web source on local history "Interactive On-Line Ethnic Map of Altai Krai" undertook by research group from Historical Faculty of the Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia) in 2019. The content of the map sums data about ethnic diversity, cultural traditions and peculiarities of peoples populate the region collected within series of ethnographic expeditions and surveys managed as a part of project "Etnodesant-22" (Eng.: "Ethnographic Landing Party-22") supported by Russian Fund of Basic Research (Moscow, Russia) and Ministry of Education and Science of Altai Krai (Barnaul, Russia). The authors disclose their own view on advantages of large-scale implementation of information and communication technology into a sphere of scientific understanding, popularization of history and culture of peoples live in the today's Altai; also, the authors outline general methods of building a researcher's competences, patriotic sense, developed culture on intercultural relations in children and youth who took part in collaborative work upon web source.

Keywords: peoples of Altai, historical and cultural heritage, ethnographic sources, information technology, web sources, research activity in school and in educational institution of higher education, patriotism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.