Формирование этноэкологической культуры учащихся в современной школе
Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна,
доктор педагогических наук, профессор, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казанский(Приволжский) федеральный университет, [email protected]
Ботова Любовь Николаевна,
кандидат биологических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
В статье рассматривается актуальная проблема формирования этноэкологической культуры учащихся в современной школе. Авторы отмечают, опыт образовательной деятельности и традиций коренных народов влияет на экологические традиций, а также воздействует на эффективную организацию экологического образования школьников. В статье дается описание программы применения комплекса мер, направленных на формирование этноэкологической культуры учащихся, раскрываются технологии реализации программы в условиях современной школы.
Ключевые слова: этноэкологическая культура, экологическое образование, социокультурные условия.
В настоящее время одной из ключевых задач деятельности органов государственной власти является развитие культурного наследия коренных народов Российской Федерации. Социум может интегрировать
Развитие социума позволяет осуществлять устойчивое развитие на основании национальной культуры, традиций , обычаев, ценностных установок.
Следовательно, необходимо возвратить и восстановить традиции, самобытность национальных культур. Следовательно, источником культурного возрождения должно быть реализуемое в условиях школьного образования развитие экологических компетенций. В этих условиях ценность развития этноэкологической культуры постоянно увеличивается.
Национальная образовательная доктрина России содержит такие положения как необходимость сохранения исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России; гармонизации национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку культурологических ландшафтов мест компактного проживания народов Российской Федерации, гуманистической парадигмы развития культур; обеспечения доступности качественного образования в сельской местности на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в условиях сельской местности; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение к природе.
Система образовательных стандартов систему характеризует необходимые результаты подготовки, получаемые в результате образования посредством оценки овладения рядом компетенций.
Индивидуальные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности в том числе такие компоненты как патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. В концепции ФГОС предполагается осуществлять учет этнокультурной компоненты [2].
В этих условиях возникает потребность выявления образовательных программ, ключевой характеристикой которых является имплементацию в учебный и воспитательный процесс этнокультурного компонента. В рамках образовательного процесса возможно достигнуть цели по возрождению, сохранению, развитию и преемственному
о о
го -о т
т
т х х О т
П
т Д А
х т о т; О т
О сл -о А ы О ГО А
X
^
т
о
с ^
00
0 сч
<0
01
наследованию национальных обычаев. Педагогические инструменты реализации компетенций в области экологического воспитания с ориентацией на национальные культурологическое особенности способствует повышению эффективности экологического образования школьников.
Для формирования этноэкологической компоненты образовательного процесса учащихся в учебно-воспитательной деятельности ряда школ г.Казани была реализована программа «Зеленая панорама». Она направлена на приобретение таких компетенций как изучение инструментов и методов природопользования, традиций коренных народов, инструментов и методов рационально природопользования, народных традиций в области отношения к природе, формирование восприятия прекрасного, вовлечение в экологический активизм.
Программа обучения включает в себя такие элементы наук как этнография, экология, культурология, футурология. При этом дидактическими единицами являются традиции коренных народов в аспекте рационального природопользования.
Обучение по данной программе позволяет обеспечивать индивидуальный творческий подход для учета определенного региона и личностного и методического потенциала педагогической деятельности. В рамках реализации программы были использованы разнообразные формы деятельности экологической направленности, реализовыва-лись специализированные занятия, этнические и экологические праздники для максимального включения обучающихся в выполнение творческих заданий, и исследовательских проектов. [2]. В ходе занятий использовался этноэкологический потенциал учебных дисциплин родная литература, региональная география, биология, история, обществознание и национальное искусство. Приобщение обучающихся к национальной культуре реализуется посредством различных форм внеурочной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса был мотивирован интерес школьников к знаниям об окружающей среде. Использование дидактических игр как форм и методов обучения, семинаров, конференций. Развитию творческого мышления, креативности поспособствовали различные формы учебной деятельности. На уроках применялись различные методы и формы использования этнопедагогического материала, которая соответствовала тематике уроков. Была подобрана и рекомендована литература для учителей экспериментальных классов, содержащая фольклорный материал. Большое значение уделялось эмоциональной составляющей учебного материала, в основе которого - обеспокоенность состоянием окружающей средой, внимание к природе.
При реализации экологических мероприятий у школьников была сформирована мотивация к познанию традиционных ценностей в области экологической культуры, повысился экологический активизм. Обучающиеся стали творчески переосмысливать экологические ценности: создавать медийные продукты, отражающие народные экологические традиции в аспекте взаимоотношения
человека и природы и с их учетом предлагают инструменты и методы решения усиливающихся экологических проблем; буклеты (победителей конкурса Родная земля - цветущий сад); проекты: «Прекрасное вокруг нас», «Мудрость татарских традиций», «Летопись родного края», «Этнопеда-гогическое наследие как фактор формирования экологической культуры».
Таким образом, формирование этноэкологической культуры в школе процесс систематический, позволяющих учитывать социальные и культурологические особенности территории, требующих систематической подготовки и ответственности педагогических работников в школьной учебно-воспитательной и психологической деятельности для успешной реализации цели - формирования высокого уровня этноэкологической культуры школьника. Необходимые результаты при создании этнокультурной компоненты позволяет обеспечивать координацию связей ценности школьного и этнического образования за счет обеспечения сохранения культурных и семейных ценностей для формирования экологического воспитания.
Литература
1.Bulatbayeva K., Dlimbetova G., Fahrutdinova G. Cognitive-Communicative Technology Of Bilingual Education As Condition Of Formation Of Ecological Competence // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, No:22, Pages:185-192,
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) [электронный ресурс] -URL:http: // standart.edu.ru.
3. Fahrutdinova G.Z., Ethno-pedagogical factor of polycultural training//International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. -Vol.11, Is.6. - P.1185-1193.
Formation of ethno-ecological culture of students in modern school
Fakhrutdinova G.Zh., Botova L.N.
Kazan (Volga Region) Federal University
The article deals with the actual problem of formation of ethno-ecological culture in the modern school pupils. The authors note that teaching experience and traditions of peoples, integrating environmental traditions have undeniable educational value, contribute to a more efficient organization of environmental education of schoolchildren. The article describes the programs use a complex of measures directed on formation of ethno-ecological culture students disclosed technology implementation program in the conditions of modern school. Keywords: jetnojekologicheskaja culture, environmental
education, social and cultural conditions. References
1. Bulatbayeva K., Dlimbetova G., Fahrutdinova G. Critical Competence of Biological Education and Social Sciences, No.: 22, Pages: 185-192,
2. Federal State Educational Standard of Basic General Education
(Approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 17, 2010 No. 1897) [electronic resource] -URL: http: // standart.edu.ru.
3. Fahrutdinova G.Z., Ethno-pedagogical factor of polycultural training // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol.11, Is.6. - P.1185-1193.