_КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTUROLOGY_
DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2019.86.8.041
ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ И ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-
БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Научная статья
Базиева Г.Д. * ORCID: 0000-0002-1860-9856, Институт гуманитарных исследований филиал Федерального научного центра «Кабардино-Балкарский научный центр
Российской академии наук», Нальчик, Россия
* Корреспондирующий автор (gbaz[at]mail.ru)
Аннотация
Актуальность формирования этноэкологической культуры через изучение проблем сохранения природного наследия в современном обществе связана с высоким этнокультурным потенциалом данного понятия, реализуемым в краеведческой, туристско-рекреационной и культурно-образовательной практике. В статье рассматриваются основные программы и направления эколого-просветительской деятельности и этноэкологического образования в Кабардино-Балкарии, связанные с культурно-познавательными, гуманистическими и праксиологическими аспектами. Показано, что формирование этнической идентичности, исторической и культурной памяти невозможно без воспитания экологической культуры. Подчеркиваются высокие потенциальные возможности использования объектов природного наследия в современной культурно-воспитательной и этноэкологической практике.
Ключевые слова: природное наследие, экологическое образование, этническая культура, культурный ландшафт, Кабардино-Балкарская Республика.
NATURAL HERITAGE AND ETHNO-ECOLOGICAL CULTURE (EXEMPLIFIED BY KABARDINO-BALKAR
REPUBLIC)
Research article
Bazieva G.D. *
ORCID: 0000-0002-1860-9856, Institute for Humanitarian Studies, Branch of the Federal Scientific Centre "Kabardino-Balkarian Scientific Centre of the
Russian Academy of Sciences", Nalchik, Russia
* Corresponding author (gbaz[at]mail.ru)
Abstract
The relevance of the formation of ethno-ecological culture through the study of the problems of preserving natural heritage in modern society is associated with the high ethno-cultural potential of this concept implemented in local history, tourism, recreational, cultural and educational practice. The article discusses the main programs and areas of environmental education and ethno-environmental education in Kabardino-Balkaria associated with cultural, cognitive, humanistic and praxeological aspects. It is shown that the formation of ethnic identity, historical and cultural memory is impossible without fostering environmental culture. High potential of using natural heritage objects in modern cultural, educational and ethno-ecological practice are emphasized.
Keywords: natural heritage, environmental education, ethnic culture, cultural landscape, Kabardino-Balkar Republic.
Введение
Природные ландшафты являются важнейшей частью культурного наследия народов КБР. Кабардино-Балкария занимает самую высокогорную часть Кавказского хребта - его северные склоны (в пределах ее границ находится одно из семи чудес России - вершина Эльбрус (высота 5642м.)), а также часть подступающей к нему с севера Предкавказской равнины. Небольшая по площади республика (12,5 тыс. кв. км.) включает в себя очень разнообразные ландшафты. К особо охраняемым природным территориям в КБР относятся 8 заказников и 21 памятник природы. На горную часть приходится половина территории республики и здесь расположены основные природные объекты, привлекающие внимание исследователей, путешественников, туристов: Приэльбрусье, Хуламо-Безенгийское, Черекское (Балкарское), Баксанское и Чегемское ущелья и др.
Обеспечение функционирования и соблюдения режима особой охраны государственных природных заказников и памятников природы, сохранение их экологического, исторического, эстетического и культурного значения, поддержание экологического баланса, сохранение и воспроизводство на их территории объектов животного мира и обеспечение биологического разнообразия. пропаганда природоохранных знаний, распространение опыта охраны объектов животного и растительного мира являются важными государственными задачами как на региональном, так и общероссийском уровнях.
Природа - важная часть духовной культуры народов Северного Кавказа, что нашло отражение в эпосе северокавказских народов «Нарты», фольклоре, системе народного воспитания в целом. В данной статье проанализированы основные направления формирования и воспитания этноэкологической культуры в системе среднего образования Кабардино-Балкарской Республики.
Этноэкология в системе образования Кабардино-Балкарской Республики
Этническая экология как наука стала развиваться достаточно поздно: в 80-е гг. ХХ в., ее преподавание в вузах велось как в рамках курса географии, так и в рамках этнологии, что объясняется ее междисциплинарным характером. Изучение этноэкологии невозможно без усвоения знаний по этнографии, физической антропологии, географии, общей биологии. Первичный (гомогенный) культурный комплекс в этноэкологии начинает определяться на основе концепции этноэкосистемы [7, С. 12].
Несмотря на сложный уровень подготовки специалистов в области этноэкологии, востребованность данной профессии очевидна, так как глобальные проблемы, связанные с потребительским отношением к природе, неоправданным использованием энергетических и сырьевых ресурсов биосферы касаются проблем сохранения не только природы, но и этноса.
В современный период экология начинает выполнять не только «охранные» функции бережного отношения к памятникам природного наследия, их пропаганды и т.д., но и духовно-нравственные функции воспитания экологической культуры как важной части этнического мировоззрения и культуры в целом. «Географическая, климатическая, экологическая детерминация формирования и развития этносов позволяет говорить о том, что у каждого народа формируется определенная культура отношений с окружающей средой - этноэкологическая культура» [6, С. 165].
Основы этноэкологической культуры начинают закладываться в раннем детстве. В советской начальной школе функции экологического воспитания были возложены на предмет «Природоведение», который в постсоветский период в большинстве общеобразовательных учреждений был заменен на «Окружающий мир». В 2017 году на государственном уровне была начата дискуссия по поводу возврата предмета «Природоведение» в начальную школу, а также расширения программы курса за счет изучения этнокультурных ландшафтов и природного наследия различных регионов РФ в их многообразии.
В Кабардино-Балкарии в начальной школе преподается курс «Окружающий мир», а в старших классах функции «природоведения» частично восполняют учебники Л.З. Емузовой «Физическая география Кабардино-Балкарской республики» (для 8 класса) и Р.А. Бураева «Экономическая и социальная география Кабардино-Балкарской республики» (для 9-го класса), снабженные словарем терминов и понятий.
Учебник Л.З. Емузовой «Физическая география Кабардино-Балкарской республики» снабжен топонимическим словарем (названия гор, рек, озер, ледников Кабардино-Балкарии на кабардинском и балкарском языках и их перевод на русский язык). Отдельные главы учебника посвящены экологической оценке отдельных компонентов природы и формам охраны природы в Кабардино-Балкарии (заказники, заповедники, памятники природы и др.). Автор подробно описывает состояние атмосферы, внутренних и подземных вод, почв, растительного и животного мира КБР, при этом дает экологические характеристики отдельным объектам, способы и методы устранения неблагоприятных экологических последствий [4, С. 153].
В учебнике Р.А. Бураева «Экономическая и социальная география Кабардино-Балкарской Республики» особое внимание уделено природно-ресурсным факторам и их оценке, а также рекреационному хозяйству КБР, созданному на базе использования лечебных минеральных вод и уникального природного ландшафта. Автор выделяет два наиболее значительных рекреационных района КБР - это Нальчикский и Приэльбрусский. Рекреационными ресурсами КБР являются минеральные воды и лечебные грязи озера Тамбукан, находящегося на границе Ставропольского края и Кабардино-Балкарии, климатические условия, эстетические достоинства горных ландшафтов, биотический потенциал как горных, так и предгорных территорий и т.д. [3, С. 20].
На территории Кабардино-Балкарии расположен природный национальный парк «Приэльбрусье» с уникальными ландшафтами и самой высокой вершиной Европы Эльбрусом (5642 м). Территория парка делится на ряд зон: в режимах заповедника, заказника, а также регулируемого хозяйственного использования [2, С. 303].
Исходя из различных природных зон, строится и урок по географии «Заказники и памятники природы КБР», целью которого является определение понятий «заказник», «памятник природы», «охотничье хозяйство», а также знакомство с государственными заказниками Кабардино-Балкарии через понимание важности их сохранения для биосферы. «Социокультурная приоритетность человеческой деятельности определяется сохранением жизни и поддержанием устойчивости биосферы как глобальной экосистемы, что составляет предмет экологической деятельности и имеет высокую значимость» [5, С. 90].
Учебный процесс при преподавании курсов по физической и социально-экономической географии КБР строится на использовании современных инновационных и информационных образовательных технологий, что существенно повышает интерес учащихся к природе родного края, ответственность за ее сохранение, закреплению этого интереса способствуют также экскурсии по достопримечательным местам КБР.
Анализ процессов формирования этноэкологической культуры в системе среднего образования КБР наряду с положительными выявил и негативные тенденции: отсутствие преемственности в преподавании краеведческих курсов между ступенями школьного образования; недостаток специалистов и неразработанность методологии преподавания дисциплин краеведческого содержания, способствующих развитию экологического сознания и мышления.
Заключение
Этноэкологическая культура в начальной и средней школе формируется через привлечение внимания к экологическим проблемам, пропаганду бережного отношения к использованию природного, культурного и исторического наследия (изучение исторических памятных мест, достопримечательностей, этнических традиций и др.).
Изучение этноэкологических проблем посредством применения проектной и исследовательской деятельности учащихся на курсах «Природоведение», «Окружающий мир»,» «География», «История», «Культура народов КБР» и др., организация внеклассных мероприятий (экскурсии, походы и др.), обращающих внимание на экологические проблемы, призваны способствовать повышению этноэкологической образованности молодежи. В современный
период проблемы, связанные с охраной природного наследия и воспитанием экологической культуры, тесно связаны с проблемами этнического самосознания, так как природное наследие наряду с культурным формирует историческую память, этноэкологическую культуру народа. В системе воспитания и образования необходимо формировать экологическое мышление, прививать любовь к природному наследию как уникальной ценности на всех уровнях: от локального чувства любви к «малой родине» до глобального масштаба ответственности за сохранение земной биосферы.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Базиева Г.Д. Этническая культура народов КБР в условиях современных трансформаций: культурологический анализ / Базиева Г.Д. Нальчик: КБИГИ, 2010. 170 с.
2. Бураев Р.А. Социально-экономическая география Кабардино-Балкарии / Бураев Р.А. Нальчик, 2005. С. 303-325
3. Бураев Р.А. Экономическая и социальная география Кабардино-Балкарской Республики / Бураев Р.А. Учебник для 9-х кл. М.: Поматур, 2003. 151 с.
4. Емузова Л.З. Физическая география Кабардино-Балкарской Республики / Емузова Л.З. М.: Поматур, 2003. 182 с.
5. Иванова Я. Н. Сохранение культурного и природного наследия через экологизацию образования [Электронный ресурс] / Иванова Я. Н. // Педагогика высшей школы. 2016. №3.1. С. 90-91 // URL https://moluch.ru/th/3/archive/43/1437/ (дата обращения: 04.07.2019).
6. Кулагина Е.Г. Этноэкологическая культура: от традиций к инновациям / Кулагина Е.Г. // Культура и цивилизация. 2016. № 2. С. 164-171.
7. Ямсков А.Н. Этноэкологические исследования культуры и концепция культурного ландшафта / Ямсков А.Н. // Культурный ландшафт: теоретические и региональные исследования. Третий юбилейный выпуск трудов семинара «Культурный ландшафт». Ред.: Калуцков В.Н., Красовская Т.М., Ямсков А.Н. М.: изд. МГУ, 2003 С. 62-77.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Bazieva G.D. Ehtnicheskaya kul'tura narodov KBR v usloviyakh sovremennykh transformatsij: kul'turologicheskij analiz. [The ethnic culture of the people of KBR in the conditions of modern transformations: culturological analysis] / Bazieva G.D. Nal'chik: KBIGI, 2010. 170 p.
2. Buraev R.A. Social'no-ekonomicheskaya geografiya Kabardino-Balkarii [Social and economic geography of Kabardino-Balkaria] / Buraev R.A. Nal'chik, 2005. P. 303-325
3. Buraev R.A. Ekonomicheskaya i social'naya geografiya Kabardino-Balkarskoj Respubliki [Economic and social geography of Kabardino-Balkar Republic] / Buraev R.A. Uchebnik dlya 9-h kl. M.: Pomatur, 2003. 151 p.
4. Emuzova L.Z. Fizicheskaya geografiya Kabardino-Balkarskoj Respubliki / Emuzova L.Z. M.: Pomatur, 2003. 182 p.
5. Ivanova YA. N. Sokhranenie kul'turnogo i prirodnogo naslediya cherez ehkologizatsiyu obrazovaniya [Preservation of cultural and natural heritage through education greening] [Electronic resource] / Ivanova YA. N. // Pedagogika vysshej shkoly [Pedagogics of the higher school]. 2016. №3.1. P. 90-91 // URL https://moluch.ru/th73/archive/43/1437/ (access date:04.07.2019).
6. Kulagina E.G. Ehtnoehkologicheskaya kul'tura: ot traditsij k innovatsiyam [Ethnoecological culture: from traditions to innovations] / Kulagina E.G. // Kul'tura i tsivilizatsiya. [Culture and a civilization] 2016. № 2. P. 164-171.
7. Yamskov A.N. Etnoehkologicheskie issledovaniya kul'tury i kontseptsiya kul'turnogo landshafta [Ethnoecological researches of culture and concept of a cultural landscape] / Yamskov A.N. // Kul'turnyj landshaft: teoreticheskie i regional'nye issledovaniya. Tretij yubilejnyj vypusk trudov seminara «Kul'turnyj landshaft». [Cultural landscape: theoretical and regional researches. The third anniversary release of works of a seminar «Cultural landscape»]. Red.: Kalutskov V.N., Krasovskaya T.M., YAmskov A.N. M.: izd. MGU, 2003 PP. 62-77.