УДК 304.444:316.42(470.62/.67)
https://doi.org/10.24158/fik.2018.8.36
Базиева Гульфия Джамаловна
кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора этнологии Института гуманитарных исследований -филиала Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ [1]
Bazieva Gulfiya Dzhamalovna
PhD, Senior Research Fellow, Ethnology Sector, Institute for the Humanities Research, Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
THE SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION [1]
Аннотация:
В статье рассматривается влияние восточного и западного глобализма на современные этнокультурные процессы. В современный период дихотомия «Запад - Восток» начинает изучаться не как противопоставление культурно-религиозных традиций, а как проявление и наложение (или отторжение) различных типов идентичности. В развитии культурной идентичности каждого народа РФ можно выявить как общие тенденции, так и специфические проблемы, связанные с идеологическими, политическими, религиозными и социально-экономическими вопросами. Целью статьи является анализ влияния восточного и западного глобализма на культуру народов Северного Кавказа в контексте общественно-политических и социокультурных реалий. Показано, что противостоять унифицирующим явлениям глобализации, нивелирующим ценности этнических культур, способны лишь общества, сохраняющие духовно-нравственные ценности и этнические традиции. В связи с этим повышается роль гуманитарных дисциплин в формировании этнической и гражданской идентичности народов РФ. Использование культурологической методологии позволяет изучать современные процессы на Северном Кавказе в широком социокультурном диапазоне глобального и локального.
Ключевые слова:
глобализация, вестернизация, ориентализация, этническая идентичность, гражданская идентичность, гуманитарное образование, духовно-нравственная культура, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика.
Summary:
The research discusses the impact of Eastern and Western globalism on modern ethnocultural processes. Nowadays, the East-West dichotomy is studied not in terms of the opposition of cultural and religious traditions but as a manifestation and overlay (or rejection) of various identities. There are both overall and specific trends in dealing with ideological, political, religious, social and economic issues at the present stage of the cultural identity development of every people in the Russian Federation. The purpose of the study is to analyze the effect of Eastern and Western globalism on the culture of the peoples of the North Caucasus in the context of social and political as well as social and cultural realities. The societies preserving the spiritual and moral values and ethnic traditions are the only ones that can resist the unifying phenomena of globalization that reduce the values of ethnic traditions. In this regard, the role of the humanities is reinforced while developing both ethnic and civil identity of the peoples of the Russian Federation. The approaches of cultural science allow one to study modern processes in the North Caucasus in a wide sociocultural global and local range.
Keywords:
globalization, Westernization, Easternization, ethnic identity, civil identity, humanities education, spiritual and moral culture, Kabardino-Balkar Republic, Kara-chay-Cherkess Republic.
В современных глобализационных процессах выделяют два главных потока - западный и восточный, таким образом, дихотомия «Запад - Восток» вновь становится актуальной в связи с процессами модернизации и глобальной интеграции. Рассматривая современное развитие различных «не-западных» обществ, С. Хантингтон выделил три основных направления модернизации: первое ориентировано на внешнее усвоение западного опыта (вестернизация без модернизации), второе - модернизация без вестернизации, так называемая постмодернизация, не разрушающая культурную идентичность, третье - догоняющее развитие, при котором пропорции модернизации и вестернизации примерно одинаковы. По этой модели, по мнению ученого, развиваются Россия и другие страны [2, с. 35].
Под вестернизацией (западным глобализмом) понимается переориентация тех или иных обществ на экономическое и социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада, заимствование отдельных элементов западной, в основном массовой, культуры, начинающих играть важную роль в социокультурных и этнокультурных процессах [3, с. 119]. Восточный глобализм, который определяют не по географическому (East), а по культурному (Orient) признаку, нацелен на внедрение восточных традиций в западные культуры (ориентализация), а также усиление арабского влияния на культуру так называемых «этнических мусульман» бывшего СССР.
Наиболее яркие противоречия между западным и восточным глобализмом можно проследить на примере пограничных культур, к которым относятся и культуры народов Северного Кавказа, являющиеся пограничными не только по территориальному, но и по национально-религиозному признакам.
Процессы формирования единого социокультурного пространства и гражданской идентичности народов РФ осложнены рядом проблем, в том числе конфессиональными и этническими (ментальными) различиями. Неравнозначно и отношение этнических христиан и мусульман к религии: если православие считается неразрывной частью национальной культуры русского и других христианских народов РФ, то ислам народов РФ, получивший наименование «бытового» или «народного», несмотря на то что также является частью национальной традиции, подвергается жесткой критике приверженцев «чистого ислама», привносящих в культуру мусульманских народов чуждые элементы арабской культуры.
Современные противоречия в этнорелигиозной сфере на территории Северного Кавказа вызваны различиями между народными традициями и исламом, «адатами» горских народов и шариатом, а также, как отмечают исследователи, межпоколенческим конфликтом и ценностным разрывом между глобальным и локальным [4, с. 124]. В связи с явлениями восточного глобализма (проникновение элементов арабской культуры и религии на территорию Северного Кавказа) начинаются процессы этнокультурной трансформации, связанные с распространением духовного образования, пропагандой восточных (мусульманских) культурных ценностей в культуре и в быту. На территорию Кабардино-Балкарской Республики (КБР) и Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) восточный глобализм начинает проникать после распада СССР: активно начинают работать различные курсы изучения арабского языка, в 1994 г. в КБР открывается Исламский институт, на территории региона начинают возводиться мечети. В 2011 г. в Нальчике начато строительство Исламского центра (на средства Фонда поддержки исламской культуры), но в результате острых общественных дискуссий здание Исламского центра в 2015 г. было передано Дворцу детского творчества «Солнечный город».
В 1990-е гг. культурно-образовательные процессы по приобщению местного населения к духовным ценностям ислама нередко носили политический характер. В КБР, как отмечает А.Х. Муко-жев, «изменение отношения общества к исламу от признания его национальной религией кабардинцев и балкарцев до попыток отчуждения исламского компонента этнической культуры соответствует фазам подъема, спада, а затем и угасания национальных общественных движений и организаций» [5, с. 208]. К данному утверждению можно добавить, что активная фаза деятельности общественных организаций в начале 1990-х гг. была связана в первую очередь с политическими вопросами национального самоопределения, а проблемы религиозного самосознания автохтонных народов Северного Кавказа становятся актуальными в конце 1990-х - начале 2000-х гг. в связи с межэтническими конфликтами, чеченскими войнами, угрозой распада РФ.
На этапе подъема общественные движения КБР и КЧР пропагандировали идеи возрождения национальной культуры и народного ислама, а на этапе угасания в связи с усилением позиций «чистого ислама» в лице молодых мусульман общественные объединения начинают либо абстрагироваться от религиозных проблем, либо отторгать процессы исламизации. В культуре противоречия между народными и мусульманскими традициями вылились в поиски исконности, которые привели к возрождению и популяризации языческих праздников (к примеру, этнографические черкесские шоу, о которых пишет А.И. Такова) [6, с. 202].
В целом население Северного Кавказа, исповедующее «народный ислам», умеренную форму религии, достаточно лояльно относится к светским ценностям. К примеру, свадебное торжество, несмотря на обязательное приглашение муллы и заключение мусульманского брака, зачастую проводится по западному образцу с включением элементов этнической обрядности (в отдельных случаях исключают употребление спиртных напитков, брачующиеся предпочитают национальную форму одежды и др.).
По мнению С. Хантингтона, одной из причин подъема религиозного фундаментализма являются процессы чрезмерной модернизации и вестернизации культур. В первую очередь это связано не с материальными достижениями западных культур (здравоохранение, образование, индустриализация, развитие коммуникаций и др.) [7, с. 47], а с духовно-нравственными последствиями западного глобализма.
Восточный глобализм, так же как и западный, стремится к расширению сферы своего влияния, стремясь унифицировать мусульманскую среду, в том числе и на территории Северного Кавказа. В связи с этим усиливается влияние этнических функций культуры, которые призваны не только обеспечивать преемственность конкретных этноконфессиональных ценностей, но и способствовать формированию этнической (национальной, государственной) самоидентификации, являясь барьером для проявлений негативных последствий как западной, так и восточной глобализации.
Религия призвана влиять не на политические, а на духовно-нравственные проблемы. «Религия не является частью политики, хотя может в определенной степени влиять на нее. Религия и ислам должны ограничиваться духовной сферой человеческой деятельности» (Пер. с англ. - Г. Б.) [8, р. 100]. Более того, религиозные процессы, направленные на сохранение духовных ценностей, приобретают важное значение для формирования культуры взаимодействия между представителями различных конфессий.
Неприятие процессов вестернизации или ориентализации общества связано не только с различными формами христианства в Западной Европе и России, «народного ислама» мусульманских народов РФ и ислама арабских стран, но и в своеобразном типе национальной (как этнической, так и гражданской) ментальности народов России, все более осознающих свое единство в коренных вопросах миропонимания и мироустройства.
Современные технические средства предоставили широкие возможности для мгновенного распространения разнообразной информации, формируя массовую культуру, пропагандирующую определенные западные образцы поведения, демократические ценности, не относящиеся к культуре в собственном смысле слова. К отрицательным воздействиям западного глобализма можно отнести распущенность подрастающего поколения в поведении, одежде, превалирование эстетики гламура и глянца, материальных благ над духовными ценностями.
При этом нужно учитывать, что культура не развивается в замкнутом пространстве и во все исторические периоды подвергается внешним воздействиям. Неслучайно глобализационные процессы стимулировали появление глокализации - стремления национальных культур к сохранению этнического ядра. В России ориентация на этнокультурные традиции (особенно в последние десять лет) усиливается в связи с неприятием вестернизации общества. В «Стратегии развития воспитания РФ на период до 2025 года» в качестве одной из основных задач определена «защита в международных организациях и иностранных государствах права народов Российской Федерации на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей» [9]. В стратегическом планировании по развитию воспитания в РФ отмечается необходимость повышения качества преподавания гуманитарных дисциплин, обеспечивающих ориентацию подрастающего поколения в общественно-политических процессах, «а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны» [10].
В современный период понятие «духовно-нравственная культура» определяется учеными по разным признакам: во-первых, как сфера духовной деятельности, которая включает систему образования, воспитание, духовное творчество (занятие наукой, политикой, этикой, искусством, философией, религией, правом и т. д.); во-вторых, как система ценностей и убеждений, образцов, стандартов и норм поведения; в-третьих, как средство самореализации личности или группы в социальной жизни. В системе просвещения особая роль принадлежит художественному образованию, формирующему уважение к этническим и мировым духовным ценностям. «Важное место в работе по формированию национальной, российской идентичности занимает художественно-эстетическое воспитание человека, ибо только духовно богатый человек способен обладать высокой нравственной культурой» [11, с. 44].
В 1990 г. в Нальчике был открыт Северо-Кавказский государственный институт искусств, выпускающий специалистов по различным направлениям художественной деятельности: вокальное искусство, хореография, музыка, театр и кино - для всех административно-территориальных образований Юга России. В институте регулярно проводятся конкурсы по различным видам и жанрам профессионального искусства, а также научно-практические конференции по проблемам развития национальной культуры («Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения», «Культура, искусство, образование на рубеже веков» и др.), а также конференции, посвященные творчеству известных деятелей культуры и искусства КБР. В КЧР важное место в культурном пространстве занимает деятельность Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, готовящего специалистов в области гуманитарных дисциплин, в том числе преподавателей изобразительного искусства и музыки. В 2017 г. в Карачаево-Черкесском институте гуманитарных исследований была проведена научно-практическая конференция «Карачаево-Черкесия в социокультурном пространстве Кавказа».
Главной целью духовно-нравственного и художественного воспитания в регионе является передача молодому поколению лучших этнических традиций в культуре и искусстве, а также воспитание этики межнационального общения. В этом процессе немаловажное значение имеет тесное взаимодействие в сфере науки, культуры и образования между регионами Северного Кавказа.
В рамках программы «Укрепление общероссийской гражданской идентичности» (20162020 гг.) в КБР и КЧР проводятся семинары-совещания по вопросам межэтнических и межконфессиональных отношений, тренинги и просветительские встречи в учебных заведениях, конкурсы «Религия и толерантность», «Моя малая родина - Карачаево-Черкесия», «Мой край - Кабардино-Балкария», фестивали культур («День карачаево-балкарской культуры», «День черкесской культуры», «День славянской письменности», «День черкесского костюма», «Кавказ - наш
общий дом», «Мир Кавказу», фестиваль фотографов и видеографов «Два крыла»). Данные мероприятия направлены на укрепление этнической и гражданской идентичности народов многонациональных республик.
В экономике КБР и КЧР особое место занимает рекреационная зона, оказание курортологических и туристических услуг. С 2016 г. в туристических зонах КЧР и КБР проводится ежегодный фестиваль фотографов и видеографов «Два крыла», популяризирующий достопримечательности Северного Кавказа с помощью искусства фотографии и видеосъемок. Фестиваль по праву считается культурно-массовым просветительским мероприятием, так как в его рамках проводятся мастер-классы, пропагандирующие новые методы и средства работы в сфере фото/видео.
Важную роль в национальной культурной политике играют организация межнациональных и межконфессиональных лагерей, оказание помощи общественным и религиозным организациям в подготовке и проведении национальных и религиозных праздников, культурно-просветительских программ и мероприятий, направленных на развитие межнационального и межконфессионального диалога. В развитии духовно-нравственной культуры особое значение имеют проблемы воспитания гармоничной личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения и совершать выбор (культурной и религиозной идентичности, профессии, жизненных приоритетов и ценностей). В качестве первостепенных задач духовно-нравственного воспитания на Северном Кавказе выделяем следующие:
- формирование уважения к профессии воспитателя, учителя, наставника, основанного на традиционном для кавказских народов почитании старшего, мудрого человека, обладающего знаниями;
- пропаганда традиционных ценностей в СМИ, литературе и искусстве, культурно-образовательных учреждениях;
- поддержка художественного и дополнительного образования, так как в сохранении традиционных ценностей важную роль выполняет искусство, способствующее формированию позитивной и креативной личности;
- развитие профессиональных форм культуры, пропагандирующих традиционные нормы этики и национальную эстетику.
Сохранение культуры народов РФ во всем многообразии входящих в нее компонентов (фольклор, традиционное и профессиональное искусство, религиозные верования, система ценностей и др.) - сложная задача, требующая определенной культурной и образовательной политики в области поддержки и укрепления базовых культурных ценностей, а также развития коммуникативных стратегий в сфере светского и религиозного образования, межконфессиональных и межэтнических отношений. Противоречия современного этапа развития глобализации (влияния как западного, так и восточного глобализма) продиктованы имманентными проблемами межци-вилизационных, межнациональных отношений и актуализируют задачу формирования глобального пространства как единства и разнообразия локального.
Ссылки и примечания:
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Этнокультурные и этнополитические процессы на Северном Кавказе в период системной трансформации российского общества: особенности и основные тенденции» № 16-01-00126.
2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. 603 с.
3. Флиер А.Я. Вестернизация // Культурология ХХ в. : энциклопедия : в 2 т. Т. 1. А-Л. СПб., 1998. 448 с.
4. Стародубровская И.В. Социальная трансформация и межпоколенческий конфликт (на примере Северного Кавказа) // Общественные науки и современность. 2016. № 6. С. 111-124.
5. Мукожев А.Х. Ислам в Кабардино-Балкарии до и после октября 2005 г. // Исторический вестник. Вып. 7. Нальчик, 2008. С. 208-228.
6. Такова А.И. Трансформация конфессионального пространства двухсубъектных республик Северного Кавказа (Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии) на постсоветском этапе развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8 (70). C. 199-203.
7. Хантингтон С. Указ. соч. С. 47.
8. Jalal A., Shakhabasov R. Islam and the Sociopolitical Development of North Caucasian Society (a Dagestan Case Study) // The Caucasus & Globalization. 2013. Vol. 7, iss. 3-4. P. 96-100.
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
10. Там же.
11. Тетуев А.И. Межэтнический диалог культур как основа консолидации российского общества и формирования гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. 2017. № 4. С. 43-51.
References:
Flier, AYa 1998, 'Westernization', Kul'turologiya XX v.: entsiklopediya, in 2 vols., vol. 1, St. Petersburg, 448 p., (in Russian).
Huntington, S 2003, Clash of civilizations, Moscow, 603 p., (in Russian).
Jalal, A & Shakhabasov, R 2013, 'Islam and the Sociopolitical Development of North Caucasian Society (a Dagestan Case Study)', The Caucasus & Globalization, vol. 7, iss. 3-4, pp. 96-100.
Mukozhev, AKh 2008, 'Islam in Kabardino-Balkaria before and after October 2005', Istoricheskiy vestnik, iss. 7, Nalchik, pp. 208-228, (in Russian).
Starodubrovskaya, IV 2016, 'Social transformation and intergenerational conflict (the North Caucasus case)', Obshchestven-nyye nauki i sovremennost', no. 6, pp. 111-124, (in Russian).
Takova, AI 2016, 'Transformation of the denominational space of two-entity republics of the North Caucasus (Kabardino-Balkaria and Karachaevo-Cherkessia) at the post-Soviet stage of development', Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki, no. 8 (70), pp. 199-203, (in Russian).
Tetuev, AI 2017, 'Interethnic dialogue of cultures as the basis for the consolidation of Russian society and the development of civil identity', Prepodavaniye istorii v shkole, no. 4, pp. 43-51, (in Russian).