Научная статья на тему 'Этнографический туризм как фактор этнокультурного развития (на примере КБР)'

Этнографический туризм как фактор этнокультурного развития (на примере КБР) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
339
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ / KABARDINO-BALKARIA / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ETHNOGRAPHIC TOURISM / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE FESTIVAL / ФЕСТИВАЛЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кешева Зарема Мухамедовна

Статья посвящена проблеме развития этнографического туризма в Кабардино-Балкарской республике. Актуальность темы обусловлена растущим интересом среди специалистов и профессиональных организаторов туризма к всестороннему изучению туристического рынка, где одним из ключевых моментов становится его этнокультурная составляющая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Кешева Зарема Мухамедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnographic tourism as a factor of ethno-cultural development (on the example KBR)

The article discusses the development of ethnographic tourism in Kabardino-Balkaria. Relevance of the topic due to the growing interest among experts and professional organizers of tourism to the comprehensive study of the tourism market, where one of the key becomes its ethno-cultural component.

Текст научной работы на тему «Этнографический туризм как фактор этнокультурного развития (на примере КБР)»

З.М. КЕШЕВА кандидат исторических наук, зав. сектором новейшей истории Института гуманитарных исследований - филиала ФГБНУ «Федеральный научный центр Кабардино-Балкарского научного центра РАН»'

Этнографический туризм как фактор этнокультурного развития (на примере КБР)

Россия и многие ее регионы, к которым относится и Северный Кавказ, имеют богатый природно-климатический и культурно-исторический потенциал. С учетом этого исторического опыта актуальность темы в современных условиях обусловлена тем, что состояние туризма в России напрямую связано с восприятием текущих событий, сложившейся политической и социально-экономической ситуацией в целом.

Приоритетное значение для российского туризма имеет развитие туристского продукта регионов с наибольшим потенциалом туристских ресурсов. Специализация этих регионов на производстве туристского продукта, обеспечение его эффективного формирования, продвижения и реализации будет способствовать решению таких важнейших на сегодняшний день региональных задач, как создание рабочих мест, повышение доходов регионального бюджета, стимулирование развития отраслевой экономики и т. д. Специалисты единодушны в том, что характерной особенностью тенденции социокультурной динамики в ХХ1 в. будет заметное увеличение абсолютных и относительных величин туризма «образа жизни», включая путешествия с целью приобщения к этнографическому наследию собственного или других народов. Бесспорно, эта тенденция в обозримом будущем ярко проявится и в России. Однако к настоящему времени отечественный этнокультурный туризм не получил уровня развития, соответствующего его богатейшему ресурсному потенциалу.

* Кешева Зарема Мухамедовна, е-таП; kesheva10@gmail.com

Сдерживающее влияние на развитие этнографического туризма оказала идеология урбанизации в советский период, когда у элиты отсутствовало понимание необходимости сохранения культурной преемственности между выходцами из сельской среды и их потомками. Одна из причин относительно низкой притягательности целого ряда регионов страны для любителей этнографического туризма - отсутствие четких ассоциаций с глубокими историческими «пластами».

О скромном вкладе данного вида туризма в национальную индустрию путешествий красноречиво свидетельствует факт отсутствия на туристском рынке профессиональных организаторов, специализирующихся исключительно или преимущественно на этнографических и ностальгических турах. Более того, в последние годы многие эксперты отмечают даже некоторое снижение интереса к внутреннему этнографическому туризму, прежде всего, к «стихийным», не связанным с деятельностью профессиональных организаторов путешествиям.

Для России с ее многонациональностью и обширностью территории именно всестороннее развитие внутреннего туризма может и должно стать тем фактором, который будет знакомить ее народы между собой, укреплять горизонтальные связи между людьми и тем самым содействовать единству страны. А если учесть то обстоятельство, что главной идеологической и практической задачей в сфере межэтнических отношений является сохранение и укрепление единого и неделимого государства - Российской Федерации, то роль туризма станет неоценимой1.

Правительство РФ предпринимает все возможные меры для развития туризма. На заседании Президиума Правительства Российской Федерации, которое состоялось 28 июля 2011 г. под председательством Владимира Путина, утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)». Реализация Программы позволяет повысить конкурентоспособность отечественного туристского рынка, создать условия для развития туристской инфраструктуры, привлечь инвестиции в отрасль. Мероприятия Программы направлены также на повышение эффективности продви-

1 Трофимов Е.Н. Развитие этнографического туризма в России // Этносоциум и межнациональная культура, 2015, № 3, с. 10.

жения национального туристского продукта на внутреннем и международном рынках, совершенствование системы подготовки кадров. Но наиболее продуктивно эта Программа стала работать после того, как по ряду причин для россиян были закрыты популярные зарубежные направления.

Известно, что Кабардино-Балкария из-за специфики географического положения всегда находилась в числе наиболее развитых курортных территорий России. В советское время не существовало понятие «этнотуризм», но проблем с нехваткой туристов республика не испытывала. Распад Советского Союза и последовавшие за ним рыночные преобразования, а также изменение ориентиров в социальной политике государства подорвали курортную отрасль республики. Сегодня этнографическая составляющая отдыха становится одним из значимых факторов возвращения утраченных в постсоветские годы туристов, а в перспективе должна стать самостоятельным видом туризма с собственной аудиторией.

Сейчас развитие этнографического туризма в КБР как отдельного направления, которое могло бы генерировать самостоятельный турпоток, пока неэффективно. Первоначальная задача состоит в том, чтобы создавать объекты показа, которые могли бы стать дополнением к основным видам отдыха в Кабардино-Балкарии: горным лыжам, альпинизму, лечению в санаториях. Существенная ставка делается на отдыхающих в здравницах Кавминвод, которые ездят на экскурсии в Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию. По данным министерства спорта и туризма КБР в 2009 г. республику посетили 173 тыс. туристов, из них более 50 тыс. человек - однодневные гости, приезжающие на экскурсии с Кавминвод; еще примерно в треть от общего числа зафиксированных визитов оценивается количество неучтенных посетителей.

Важным фактором для развития этнографического туризма в современной Кабардино-Балкарии является необходимость сохранения и восстановления самобытности как природных ландшафтов, так и национальных и культурных особенностей с использованием средств архитектуры и дизайна. На сегодняшний день в республике функционирует этнографическая площадка, созданная в 2008 г. в При-эльбрусье владельцем одной из местных гостиниц по материалам книги Э.Б. Бернштейна «Архитектура балкарского

народного жилища». Сначала решили построить башню, а потом и сакли рядом. Теперь это маленький аул, затерянный в горах, где стоят две башни и семь саклей, спроектированных архитектором В. Асановым. Вместо жилой башни изначально был задуман коттедж, но жители стали приносить предметы старины и в итоге возник небольшой этнографический музей. При входе в башню можно увидеть старинное балкарское жилище с очагом посередине. Вокруг стулья, скамьи, многочисленные подставки, предметы домашней утвари. На верхних этажах расположены номера в стиле традиционного национального жилища.

В сентябре 2004 г. авторским коллективом научного центра «Гамма» была разработана концепция парка нового типа «Земля Нартов» на участке между селениями Нартан и Урвань, на территории которого предлагалось создать этнографический культурный центр народов Северного Кавказа. Проект парка был отмечен бронзовым дипломом на международном смотре лучших работ года в рамках фестиваля «Зодчество-2004». Работа над проектом парка была предложена в 2005 г. в сотрудничестве с институтом Транс-дисциплинарности, располагающим современными научными методиками решения вопросов в различной сфере научной и производственной деятельности. В результате совместной работы с привлечением ученых и специалистов из различных областей науки и искусства были разработаны предложения по первому этапу создания парка с основными расчетами и технико-экономическим обоснованием.

Парк «Земля Нартов» решением правительства республики внесен в реестр объектов, намеченных для перспективного строительства. С точки зрения продвижения Кабардино-Балкарии как центра этнотуризма на Северном Кавказе наличие такого объекта было бы беспроигрышным вариантом. Если нечто подобное будет построено в регионе Кавминвод, где новые проекты в сфере туризма анонсируются сегодня регулярно, то республика может потерять доходы не только от внешних туристов, но и от собственных жителей, которые будут ездить за впечатлениями в 1

соседний регион .

Важной составляющей для успешного развития этнографического туризма является возрождение и развитие

1 См.: Проценко Н. Бренд по наследству // Эксперт - Юг, 2010, № 16, с. 37.

старинных ремесел и народных промыслов. Изделия, изготовленные народными умельцами, будут весьма востребованы у туристов, стремящихся увезти на память о пребывании в Кабардино-Балкарии какой-либо сувенир.

Ассортимент одних только традиционных изделий из войлока весьма внушителен: шапка, башлык, бурка, ковер и др. По словам директора Центра национальных ремесел в Верхнем Баксане Х. Узденова, еще до революции его село славилось мастерами шерстяных изделий, и эти традиции не утеряны. Очень популярны у туристов банные принадлежности, которые в изобилии представлены на стихийных «шерстяных» рынках.

К сожалению, сегодня в республике сохранились далеко не все виды традиционного искусства. Среди тех, что являются не только достоянием прошлого, но живут и поныне, можно назвать старинный кабардинский вид промысла -плетение ковриков (ардженов) из болотной травы1. В данное время ассортимент предметов, выполненных в технике плетения из болотной травы, расширился, но по-прежнему, центральное место занимают арджены. Это не только циновки, но и дамские и хозяйственные сумки, образцы посуды, салфетки, древняя техника сохранилась в неизменном виде. Арджен у адыгов - вещь многофункциональная: он сопровождал его от рождения до смерти и был одним из главных атрибутов жизни. Свои первые шаги дети совершали по циновке. Арджен украшал стены жилища, оживляя колористическую гамму интерьера. Любое семейное торжество было связано с этими предметами, их использовали также в качестве молельных ковриков, на них вешали оружие и музыкальные инструменты.

Появление у адыгов искусства плетения циновок не было случайным. Территории, которые они населяли, были покрыты болотной травой - рогозом, так что проблем с сырьем никогда не возникало. Да и сама технология изготовления и станки были достаточно просты, но требовали сосредоточенности в работе. И, конечно же, мастерице (раньше плетением ардженов занимались в основном женщины) необходим был художественный талант, так как прежде, чем начать плести арджен, надо было придумать

1 См.: АппаеваЖ. Сияние красок арджена // Северный Кавказ, 2010, № 23, с. 24.

его рисунок и композицию, которые бы тонко подчинялись фактурным возможностям рогоза1.

Одним из факторов успешного развития этнотуризма могут стать связи с зарубежными соотечественниками. Маджид Утыж - репатриант первой волны, на родину предков (в Кабардино-Балкарию) вернулся в 1990 г. Родом из адыгского аула Шенджий в 120 семей, основанного в Турции еще в XIX в. черкесами-махаджирами с Кавказа. Там же закончил университет, получил ученую степень. Он - единственный из турецких шенджийцев, кто при первой же возможности вернулся на родину. Жил в Нальчике, Майкопе и Дагомысе. Некоторое время назад вновь перебрался в Нальчик. Все эти годы активно и довольно успешно занимается бизнесом, хотя история репатрианта Утыжа - ныне преуспевающего предпринимателя сегодня, скорее, исключение, чем правило.

В 2006 г. Утыж открыл в самом центре Нальчика, на проспекте Ленина небольшой салон по продаже сувениров с адыгской национальной символикой. Магазин, получивший название «Адыгэунэ» («Дом адыга»), стал центром притяжения адыгской молодежи, представителей творческой и научной интеллигенции республики, рядовых жителей Кабардино-Балкарии. Небольшое по размерам помещение с длинными рядами полок напоминает древнюю антикварную лавку. На стенах - циновки и покрывала, выполненные вручную в традиционном адыгском стиле. Гравюры и картины на историческую тематику соседствуют с множеством книг, рассказывающих об истории и древней культуре народа и большим выбором национальной одежды. В «Доме адыга» есть множество раритетов, способных заинтересовать любого ценителя прошлого2.

Регулярное проведение различных тематических мероприятий - это еще один эффективный путь развития этнографического туризма. Следует отметить, что в 90-е гг. значительно возрос интерес к международному фестивальному движению, так как в условиях модернизации, глобализации и интенсивного освоения высокотехнологичных процессов, с одной стороны, и возникновения очагов межнационального напряжения, зачастую приводящих к откры-

1 См.: Мальбахов Б.Х. Кабардинское народное декоративное искусство. Нальчик, 1984, с. 5.

2 См.: Шадуева Л. Легко называться адыгом // Кабардино-Балкарская правда, 2007, 19 мая.

тым военным конфликтам - с другой, диалог культур может стать фактором стабилизации и гармонизации межнациональных отношений.

Начиная с середины 90-х гг. ХХ в. в РФ складывается стабильная система проведения ежегодных фестивалей, на которые съезжаются представители из различных регионов и зарубежных стран. Одни из них играют чисто репрезентативную роль, другие подводят итоги, служат обмену опытом, порой весьма далеко отстоящими друг от друга национальными традициями. Именно фестивали дают критике возможность, с одной стороны, оценить прогресс отдельных национальных культур, с другой - наметить пути 1

дальнейшего развития .

В 2008-2009 гг. в Кабардино-Балкарии состоялись такие события, как первый международный фестиваль этнического искусства «Алтын Майдан», приуроченный ко дню возрождения балкарского народа, II международный фестиваль молодежного творчества народов СНГ, II международный фольклорный фестиваль «Танцы над Эльбрусом», Всероссийский фестиваль «Студенческая весна».

В 2012 г. в Нальчике был проведен крупнейший в истории форум черкесских народов - Всемирные черкесские игры или Черкесиада. В рамках двенадцатидневных игр были проведены соревнования по двенадцати видам спорта (по числу звезд на адыгском флаге), а также ряд научных конференций. Идея Черкесиады была выдвинута представителями общественных организаций Кабардино-Балкарии и претендовала на включение в состав расширенной программы Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Желание провести вторую Черкесиаду в 2016 г. выразила Иордания.

Для успешного продвижения туристического продукта необходимо создание привлекательного образа КБР. Особая роль в этом процессе принадлежит СМИ, освещающих вопросы этнокультурного развития. С начала 90-х гг. ХХ в. практически повсеместно в России отмечается перманентное увеличение реестра соответствующих этнических печатных изданий. Большой вклад в создание позитивного образа Кабардино-Балкарии вносит издательство Марии и Виктора Котляровых. Оно функционирует с 1992 г. и за это

1 См.: Базиева Г.Д. Художественная культура Кабардино-Балкарии в полиэтничном пространстве России. Нальчик, 2010, с. 286.

время выпустило более двух тысяч книг. Последние 5 лет Котляровы занимаются в основном изданием книг о Кабардино-Балкарии - путеводителей, фотоальбомов, сувенирных изданий и научных исследований.

Этнографический туризм не сводится к старинным традициям, многие из которых существуют лишь в реконструкции. Тем интереснее для туристов оказывается современная история небольших народов, поставленных перед фактом глобализации. Наша республика - небольшой фрагмент Северного Кавказа, но на ее территории имеется большое число археологических памятников, объектов культурного наследия, природных достопримечательностей. Все это создает предпосылки для успешного развития этнографического туризма. Старинные ремесла и народные промыслы должны стать востребованными предметами туризма и способствовать возрождению и дальнейшему развитию национальных культур всех народов, проживающих на территории Северного Кавказа.

Кешева З.М. Этнографический туризм как фактор этнокультурного развития (на примере КБР). Статья посвящена проблеме развития этнографического туризма в Кабардино-Балкарской республике. Актуальность темы обусловлена растущим интересом среди специалистов и профессиональных организаторов туризма к всестороннему изучению туристического рынка, где одним из ключевых моментов становится его этнокультурная составляющая.

Ключевые слова: Кабардино-Балкария, этнографический туризм, глобализация, культурное наследие, фестиваль.

Kesheva Z.M. Ethnographic tourism as a factor of ethno-cultural development (on the example KBR). The article discusses the development of ethnographic tourism in Kabardino-Balkaria. Relevance of the topic due to the growing interest among experts and professional organizers of tourism to the comprehensive study of the tourism market, where one of the key becomes its ethno-cultural component.

Keywords: Kabardino-Balkaria,ethnographic tourism, globalization, cultural heritage festival.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.