Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ТРЕНИНГА "МИР ВОКРУГ НАС"'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ТРЕНИНГА "МИР ВОКРУГ НАС" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соклакова Л.А.

Подростки выступают той возрастной группой, которая наиболее восприимчива как к разногласиям, связанным с этническими вопросами, так и к формированию представлений, направленных на урегулирование и стабилизацию межэтнического взаимодействия. В статье описана программа этнокультурного тренинга "Мир вокруг нас", общая цель которой - формирование этнической толерантности подростков детских общественных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ТРЕНИНГА "МИР ВОКРУГ НАС"»

контракт и увольняться из органов внутренних дел по различным обстоятельствам (в том числе и из-за невозможности дальнейшего прохождения службы в другом органе внутренних дел), этот вопрос до настоящего времени так и не нашел своего урегулирования.

Автор полагает, что в настоящее время, в целях обеспечения и сохранения имеющегося профессионального «ядра» специалистов, необходимо обратить внимание и на обозначенную выше проблему.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». -04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 № 156 «О совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // «Собрание законодательства РФ». - 11.04.2016, N 15, ст. 2071.

3. Федеральный Закон от 7 февраля 2011 № З-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О полиции» // http: //www.pravo.gov.ru - 04.07.2016

4. Федеральный закон от 19 июля 2011 № 247-ФЗ (ред. 03.07.2016) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // http: //www.pravo .gov.ru - 04.07.2016

5. Федеральный закон от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // http: //www. pravo. gov. ru - 04.07.2016

Соклакова Л.А. магистрант 2 курса направление подготовки «Психология», магистратура Курский институт социального образования (филиал) Российский Государственный Социальный Университет

Россия, г. Курск

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ТРЕНИНГА «МИР ВОКРУГ НАС» Аннотация: подростки выступают той возрастной группой, которая наиболее восприимчива как к разногласиям, связанным с этническими вопросами, так и к формированию представлений, направленных на урегулирование и стабилизацию межэтнического взаимодействия.

В статье описана программа этнокультурного тренинга "Мир вокруг нас", общая цель которой - формирование этнической толерантности

подростков детских общественных объединений.

Ключевые слова: этническая идентичность, подростковый возраст, детская общественная организация, тренинг.

Современная этническая и социокультурная ситуация в обществе характеризуется неоднозначным отношением членов разных социальных, этнических и культурных групп друг к другу, ростом агрессии, пренебрежительного отношения к представителям других национальностей. В последнее время во многих городах России произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу, увеличился приток трудовых мигрантов, появилась такая категория граждан, как «вынужденные переселенцы». Все это способствовало повышению чувствительности к лицам других национальностей, этнической нетерпимость, ксенофобии и т.д. Таким образом, становится необходимым построения позитивных отношений с представителями других национальностей, взаимодействия на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений, традиций.

Наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей является подростковый возраст, который является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

На наш взгляд, большую роль в оптимизации процесса развития этнической идентичности в подростковый период и непременным условием социализации подростка является его вхождение в детские объединения и общение со сверстниками. Происходящее воспитание подростка за стенами школы не менее, а, порой, даже более важно для самоопределения, саморазвития и самообразования, для установления межкультурной коммуникации. Этническую идентичность мы рассматриваем как фактор, то есть обстоятельство и условие, влияющие на эффективность системы воспитания и побуждающие человека к активной деятельности. Этническая идентичность позволяет подростку конструировать не только собственные внутренние установки и поведение, но и успешность социализации, поскольку позволяет ему определить свое место в социуме, развить систему ценностей, включиться в современные социальные отношения, самоутвердиться в них и наладить межкультурную коммуникацию.

По О.С. Коршуновой детская общественная организация - это детское общественное объединение, имеющее жесткую структуру, фиксированное членство, четко определенные нормы жизнедеятельности, права и обязанности членов общности, символы и ритуалы, разработанные совместно детьми и взрослыми, документы для внешнего (органов юстиции) и

внутреннего (членов объединения) пользования47.

Для формирования этнической идентичности подростков в детских общественных объединениях требуются комплексные интерактивные методы развития толерантности. Таким эффективным методом является - тренинг.

Изучив уже имеющиеся теоретические и практические наработки по данной тематике, а так же основываясь на опыте специалистов (Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева, Н.А. Болдырева, О.Д. Шарова, Л.А. Шайгерова, А.Е Смирнова) и собственных эмпирических исследованиях, мы разработали тренинговую программу по развитию этнической толерантности для подростков детских общественных объединений.

Данная программа подчинена целям нормализации психического состояния, сохранения и восстановления душевного равновесия, развитию толерантных взаимоотношений. Она построена с учетом методологических, организационных, этических, методических принципов.

Общая цель программы - формирование этнической толерантности.

Задачи:

1) обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе;

2) развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

3) развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;

4) развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные

связи;

5) обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Проблема: коррекция индивидуально-личностных качеств, в частности повышение уровня толерантности и формирование позитивной этнической идентичности.

В основу программы легли следующие принципы: гуманизма; толерантности; учет возрастных и индивидуальных особенностей личности.

Для основы содержания тренинга мы использовали учебное пособие И.В. Вачков «Основы технологии группового тренинга»48, программу по развитию толерантности школьников Н.А. Болдыревой «Толерантность-путь к успеху»49, программу тренинга толерантности для подростков Н.В. Яковлевой «Близкие люди, близкими будьте...»50, пособие под редакцией А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук «Искусство жить с

47 Бондарь М.А. Особенности феномена «детская общественная организация» // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 463-468.

48 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: учеб. пособие / И.В. Вачков. - М: Издательство «Ось-89», 1999. - 176 с.

49 Болдырева Н.А. Программа по развитию толерантности школьников / сост. Н.А. Болдырева. - Кирсанов, 2011. - 48 с.

50 Яковлева Н.В. Программа тренинга толерантности для подростков / сост. Н.В. Яковлева. - Белово. - 11 с.

непохожими людьми: психотехника толерантности»51.

Программа состоит из 10 групповых тренинговых занятий, продолжительностью 2 - 3 часа каждое. Гетерогенный состав тренинговой группы, включающий в себя до 12-15 участников, подросткового возраста.

Занятие 1: «Толерантность: что это?»

Цель: знакомство с группой, организация и сплочение группы, установление правил работы в данной группе, ознакомление подростков с понятием «толерантность».

В него входят:

Лекция: «Формирование этнической идентичности подростков в детских общественных объединениях средствами этнокультурного тренинга «Мир вокруг нас».

Разминка: «Что такое толерантность?», цели которого - дать возможность участникам сформулировать понятие толерантности; показать многоаспектность понятия «толерантность».

Основные упражнения: 1. «Самопрезентация», цель которого -создание непринужденной обстановки, способствующей свободному общению и установлению контакта; 2. «Мы с тобой похожи тем, что ...», цель которого - познакомиться, узнать друг от друга, чем они похожи, чем отличаются.

Занятие 2: «Толерантность: что это?»

Цель: стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности с помощью выработки «научного определения», посредством экспрессивной формы, использования ассоциативного ряда.

В него входят:

Разминка: «Комплименты», цель которого - создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Основные упражнения: 1.«Эмблема толерантности», целью которого является продолжение работы с понятием «толерантность», а так же развитие фантазии и экспрессивных способов самовыражения;

2. «Лукошко», цель которого - работа с понятием «толерантность», с помощью ассоциативного ряда, развитие фантазии, творческого мышления; 3. «Рюкзачок успеха», цель которого - развитие толерантности к себе и к участникам группы.

Занятие 3: «Толерантная личность».

Цель: дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

В него входят:

Лекция на тему: «Чем отличается толерантная личность от интолерантной», цель которой - ознакомление с представлениями о толерантной личности.

51 Асмолов А.Г. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук. - М.: изд-во «Московия», 2009. - 313 с.

Разминка: «Дружба начинается с улыбки».

Основные упражнения: 1. «Волшебное озеро», цель которого - развить у подростков чувство собственного достоинства; 2. «Черты толерантной личности», цель которого - ознакомить участников с основными чертами толерантной личности; дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности; 3. «Похвали себя и другого», цель которого - развить толерантное общение к другим.

Занятие 4: «Я - терпимый» (Часть 1).

Цель: показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим; поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценки; дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет тем, каким его видят окружающие; показать, какими способами можно сделать общение толерантным.

В него входят:

Разминка: «Никто не знает, что я .»

Основные упражнения: 1. «Волшебная лавка», цель которого - дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми; 2. «Я - это ты. Ты - это я», цель которого - осознание собственной идентичности; 3. «Поделись успехом», цель которого - повысить самооценку подростка; 4. «Я -высказывания», цель которого - научиться формулировать Я - сообщения в повседневном общении.

Занятие 5: «Я - терпимый» (Часть 2).

Цель: см. занятие 4.

В него входят:

Разминка: «Что нового?»

Основные упражнения: 1. «Неуверенный - уверенный -самоуверенный», цель которого - дать опыт проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе; исследовать стили общения, соответствующие этим состояниям; 2. «Нобелевская премия», цель которого - повышение социальной компетентности подростков, переживание ситуации «ответственности перед человечеством», работа с мечтами и фантазиями о будущем; 3. «Пять добрых слов», цель которого -получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку.

Занятие 6: «Толерантность к другим» (Часть 1).

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

В него входят:

Разминка: «Разговор руками».

Основные упражнения: 1. «Это здорово!», цель которого - повышение самооценки, получение поддержки от группы; 2. «Карта нетерпимости», цели которого - показать, насколько широко распространена интолерантность в мире и как она опасна; стимулировать у старшеклассников заинтересованность в поисках путей выхода из глобальных конфликтов; 3. «Групповая картинка», цели которого - осознание стереотипов поведения различных групп; активизация, повышение настроения у участников группы.

Занятие 7: «Толерантность к другим» (Часть 2).

Цель: см. занятие 6.

В него входят:

Разминка: «Что моя вещь знает обо мне», цели которого самораскрытие, самопознание; повышение внутригруппового доверия.

Основные упражнения: 1. «Паутина предрассудков», цели которого -осознание того, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков; понимание того, как поддержать человека, чувствующего себя униженным; 2. «Порадуй меня», цели которого - снятие негативных эмоций и чувств, которые могут возникать в процессе предыдущего упражнения; развитие социальной интуиции,

чувствительности, понимания другого человека; 3. «Карамбия», цели которого - предоставить подросткам возможность понять и почувствовать, каковы при- чины и следствия межкультурного непонимания; - помочь осознать, что успешное общение с представителями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил.

Занятие 8: «Толерантность к другим» (Часть 3).

Цель: см. занятие 6.

В него входят:

Разминка: «Путаница».

Основное упражнение:

«Неведомые миры», цель которого - реализация своих мыслей и фантазий в созданном ими мире, а так же научится находить компромиссы с представителями «других миров».

Занятие 9: «Сочувствие = Толерантность».

Цель: развитие у подростков способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию.

В него входят:

Разминка: «Быть внимательным».

Основные упражнения: 1. «Глаза в глаза», цель которого - развитие способности концентрироваться на мыслях и чувствах другого человека;

2. «Войди в роль беженца», цель которого - развитие у подростков способности поставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества; 3. «Кодекс толерантности», цель которого - формирование активной гражданской позиции, не допускающей нарушений прав человека.

Занятие 10: «Завершение».

Цель: совместное обсуждение и закрепление результатов тренинга; получение обратной связи от группы; подведение итогов, прощание с участниками тренинга. В него входят: Разминка: «Вспомнить все».

Основные упражнения: 1. «Круг обратной связи», цель которого -получение обратной связи от группы, обмен чувствами и впечатлениями; 2. «Поэма о толерантности», цель которого - обобщение полученного опыта, обратная связь о тренинге.

Программа в целом и каждое занятие строились с учетом трех этапов: начального, основного и заключительного. В процессе групповой деятельности и реализации программы были использованы различные методы и приемы тренинговой работы. Нами были учтены все необходимые требования к реализации психокоррекционной групповой деятельности (еженедельные встречи, продолжительностью до 3 часов, общий объем программы 24 часа - 10 занятий). Начальные и заключительные обсуждения выступают обязательными составляющими тренинговой программы. Использованные источники:

1. Асмолов А.Г. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук. -М.: изд-во «Московия», 2009. - 313 с.

2. Болдырева Н.А. Программа по развитию толерантности школьников / сост. Н.А. Болдырева. - Кирсанов, 2011. - 48 с.

3. Бондарь М.А. Особенности феномена «детская общественная организация» // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 463-468.

4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: учеб. пособие / И.В. Вачков. - М: Издательство «Ось-89», 1999. - 176 с.

5. Яковлева Н.В. Программа тренинга толерантности для подростков / сост. Н.В. Яковлева. - Белово. - 11 с.

Софьин М.А. бакалавр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Северный (Арктический) Федеральный Университет

Россия, г. Архангельск ПРОБЛЕМА ВЫРУБКИ ЛЕСОВ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ОБЛАСТНОМ ЦЕНТРЕ

Аннотация. В статье описывается актуальная задача предотвращения вырубки лесных массивов, рассматривается проблема сокращения зеленых насаждений на территории г. Архангельска и Архангельской области. Рассмотрены такие причины, как незаконные вырубки, необдуманные административные решения, отсутствие ухода за саженцами и другие.

Ключевые слова. Сокращение лесов, незаконные вырубки лесов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.