Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ'

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соклакова Л.А.

Подростки выступают той возрастной группой, которая наиболее восприимчива как к разногласиям, связанным с этническими вопросами, так и к формированию представлений, направленных на урегулирование и стабилизацию межэтнического взаимодействия. В статье описана программа и апробация этнокультурного тренинга, общая цель которой - формирование этнической толерантности подростков детских общественных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соклакова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ»

Сочи» в 2015-2016 годах» (в ред. послед. изм. и доп.). УДК 159.9 .07

Соклакова Л.А. магистрант 3 курса направление подготовки «Психология» магистратура Курский институт социального образования (филиал) Российский Государственный Социальный Университет

Россия, г. Курск ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ДЕТСКИХ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Аннотация: подростки выступают той возрастной группой, которая наиболее восприимчива как к разногласиям, связанным с этническими вопросами, так и к формированию представлений, направленных на урегулирование и стабилизацию межэтнического взаимодействия.

В статье описана программа и апробация этнокультурного тренинга, общая цель которой - формирование этнической толерантности подростков детских общественных объединений.

Ключевые слова: этническая идентичность, подростковый возраст, детская общественная организация, тренинг.

Каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе, ведь общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной.

Сейчас, в нашем государстве острой проблемой являются межнациональные отношения, национальная обособленность, сепаратизм, что в свою очередь образует социальную нестабильность, резко актуализируется потребность в солидарности, идентичности, принадлежности к группе. Глубокий экономический и нравственный кризис, социальная аномия, поразившие страну - только усугубляют Российскую обстановку, и представляют собой питательную среду для обострения этнических фобий, развития межэтнической напряженности, межэтнических конфликтов. Поэтому, мы можем говорить о том, что этническая идентичность приобретает существенное значение в жизни современного человека. В ситуации социальной неуравновешенности люди начинают преувеличивать позитивное отличие своей этнической группы от других, что в свою очередь может провоцировать рост межэтнической напряженности.

Проблема межэтнических отношений затрагивает не только мир взрослых, но и детей. Особенно беззащитны перед сложившейся ситуацией подростки, чьи личности и отношение к своей и другим этническим группам только формируются.

Подростковый возраст - это важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он

активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в общественных объединениях духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад дополнительного образования в развитие культуры мира на Земле.

Изучив уже имеющиеся теоретические и практические наработки по данной тематике, а так же основываясь на опыте специалистов (Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева, Н.А. Болдырева, О.Д. Шарова, Л.А. Шайгерова, А.Е Смирнова) и собственных эмпирических исследованиях, мы разработали тренинговую программу по развитию этнической толерантности для подростков детских общественных объединений. Данная программа подчинена целям нормализации психического состояния, сохранения и восстановления душевного равновесия, развитию толерантных взаимоотношений. Она построена с учетом методологических, организационных, этических, методических принципов.

Общая цель программы - формирование этнической толерантности.

Задачи:

1) обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе;

2) развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

3) развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;

4) развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные

связи;

5) обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Проблема: коррекция индивидуально-личностных качеств, в частности повышение уровня толерантности и формирование позитивной этнической идентичности.

Программа состоит из 10 групповых тренинговых занятий, продолжительностью 2 - 3 часа каждое. Гетерогенный состав тренинговой группы, включающий в себя до 12-15 участников, подросткового возраста.

Для основы содержания тренинга мы использовали учебное пособие И.В. Вачков «Основы технологии группового тренинга»164, программу по развитию толерантности школьников Н.А. Болдыревой «Толерантность-путь

164 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: учеб. пособие / И.В. Вачков. - М: Издательство «Ось-89», 1999. - 176 с._

к успеху» 165, программу тренинга толерантности для подростков Н.В. Яковлевой «Близкие люди, близкими будьте...» 166, пособие под редакцией А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук «Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности» 167.

Программа в целом и каждое занятие строились с учетом трех этапов: начального, основного и заключительного. В процессе групповой деятельности и реализации программы были использованы различные методы и приемы тренинговой работы. Начальные и заключительные обсуждения выступают обязательными составляющими тренинговой программы.

Занятие 1 - «Толерантность: что это?» Цель - знакомство, организация и сплочение группы, установление правил работы в данной группе, ознакомление подростков с понятием «толерантность». Были проведены следующие упражнения: «самопрезентация», «мы с тобой похожи тем, что ...», а так же лекция по теме тренинга и последующая ее рефлексия.

Занятие 2 - «Толерантность: что это?» Цель - стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности с помощью выработки «научного определения», посредством экспрессивной формы, использования ассоциативного ряда. Основными упражнениями стали: «комплименты», «эмблема толерантности», «лукошко», «рюкзачок успеха».

Занятие 3 - «Толерантная личность» Цель - дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

В качестве основных упражнений выступили: «дружба начинается с улыбки», «волшебное озеро», «черты толерантной личности», «похвали себя и другого». а так же лекция на тему - «Чем отличается толерантная личность от интолерантной?»

Занятия 4 и 5 - «Я - терпимый» Цель - показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим; поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценки; дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет тем, каким его видят окружающие; показать, какими способами можно сделать общение толерантным. Были использованы следующие упражнения: «никто не знает, что я ...», «волшебная лавка», «я - это ты, ты - это я», «поделись успехом», «я - высказывания», «что нового?», «неуверенный-уверенный-самоуверенный», «нобелевская премия», «пять добрых слов».

Занятия 6, 7 и 8 - «Толерантность к другим»

165 Болдырева Н.А. Программа по развитию толерантности школьников / сост. Н.А. Болдырева. - Кирсанов, 2011. - 48 с.

166 Яковлева Н.В. Программа тренинга толерантности для подростков /сост. Н.В. Яковлева. - Белово. - 11с.

167 Асмолов А.Г. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук. - М.: изд-во «Московия», 2009. - 313 с._

Цель - обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях. Включают в себя следующие упражнения: «разговор руками», «это здорово!», «карта нетерпимости», «групповая картинка», «что моя вещь знает обо мне», «паутина предрассудков», «порадуй меня», «карамбия», «путаница», «неведомые миры».

Занятие 9 - «Сочувствие=Толерантностъ» Цель - развитие у подростков способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию. Были использованы следующие упражнения: «быть внимательным», «глаза в глаза», «войди в роль беженца», «кодекс толерантности».

Занятие 10 - «Завершение» Цель - совместное обсуждение и закрепление результатов тренинга; получение обратной связи от группы; подведение итогов, прощание с участниками тренинга. Основными упражнениями стали: «вспомнить все», «круг обратной связи», «поэма о толерантности».

Разработанная программа была апробирована в тренинговой работе с подростками, состоящих в детских общественных объединениях. Занятия проходили на базе КРОО «Монолит». В данной программе приняли участие подростки разного пола, от 15 до 17 лет.

По результатам рефлексии участников тренинговой работы и контрольной диагностики была подтверждена значимость социально-психологической программы развития ЭИ подростков детских общественных объединений.

График результатов первичной и контрольной диагностики уровня толерантности по методике «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой) представлен на рисунке 1.

150

100

50

низкии

средним до -после

высоким

0

Рис. 1. График результатов первичной и контрольной диагностики уровня толерантности по методике «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой)

Таким образом, мы можем увидеть, что у испытуемых на первичной диагностике преобладал средний (55%) и низкий (37%) уровни толерантности, после психокоррекционной работы средний - 73% и низкий уровни - 11% стали выше, а также увеличился высокий индекс толерантности - 16%.

График результатов первичной и контрольной диагностики уровня толерантности по методике «ИНТОЛ» (Л.Г. Почубет) представлен на рисунке 2.

Рис. 2. График результатов первичной и контрольной диагностики уровня толерантности по методике «ИНТОЛ»

Таким образом, у подростков по результатам первичной диагностики были выявлены следующие показатели: 5% - высокий уровень; 67% - средний уровень; 27% - низкий. После участия в тренинговой программе, нами были получены следующие результаты: 12% - высокий уровень, 81% - средний, 7% - низкий.

График результатов первичной и контрольной диагностики типов этнической идентичности по методике «Типы ЭИ» (Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой) представлен на рисунке 3.

Рис. 3. График результатов первичной и контрольной диагностики уровня толерантности по методике «Типы ЭИ»

Таким образом, по результатам первичной диагностики у большинства подростков была ярко выражена позитивная ЭИ, т.е. норма, однако этноэгоизм и этническая индифферентность тоже присутствуют. После участия в тренинговой программе, нами были получены следующие результаты: этнонигилизм - 8%, этническая индифферентность - 15%, позитивная ЭИ (норма) - 39%, этноэгоизм - 15%, этноизоляционизм - 10%, этнофанатизм - 13%.

Нами было установлено, что эффективность этнокультурного тренинга заключается в следующем: уровень толерантности стал выше, преобладает позитивная ЭИ.

Таким образом, разработанный нами тренинг «Мир вокруг нас» является эффективным, может быть использован в коррекционной работе, с целью формирования этнической толерантности подростков, в частности повышения уровня толерантности и формирования позитивной ЭИ.

Использованные источники:

1. Асмолов А.Г. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук. -М.: изд-во «Московия», 2009. - 313 с.

2. Болдырева Н.А. Программа по развитию толерантности школьников / сост. Н.А. Болдырева. - Кирсанов, 2011. - 48 с.

3. Бондарь М.А. Особенности феномена «детская общественная организация» // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 463-468.

4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: учеб. пособие / И.В. Вачков. - М: Издательство «Ось-89», 1999. - 176 с.

5. Яковлева Н.В. Программа тренинга толерантности для подростков / сост. Н.В. Яковлева. - Белово. - 11 с.

УДК 334.021

Солодухина О.И. преподаватель

кафедра таможенного дела и мировой экономики ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»

Российская Федерация, г. Курск СОЦИАЛЬНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

КАК ИНСТРУМЕНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ АКТИВОВ Аннотация: в статье представлены основные результаты исследования принципов социального и государственно-частного партнерства, как эффективных механизмов реализации государственной политики в сфере рационального использования региональных активов.

Ключевые слова: региональные активы, институты,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.