Научная статья на тему 'МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНИНГ КАК ПУТЬ К РАЗВИТИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СТУДЕНЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ ДАГЕСТАНА'

МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНИНГ КАК ПУТЬ К РАЗВИТИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СТУДЕНЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ ДАГЕСТАНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вагабова Н.М., Хасаева А.В.

В статье рассматриваются основные принципы межкультурного тренинга, проведенного со студентами ДГУ в октябре - ноябре 2005 года. Подобный тренинг является одним из способов развития толерантного этнического сознания и формирования единой для всех народов России позитивной общероссийской идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНИНГ КАК ПУТЬ К РАЗВИТИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СТУДЕНЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ ДАГЕСТАНА»

УДК 159.922.4 (470.67)

Межкультурный тренинг как путь к развитию толерантного этнического сознания в поликультурном студенческом сообществе Дагестана

Н.М. Вагабова, А.В. Хасаева

Проблема возрождения этничности актуальна для всех поликультурных обществ мира. А если учесть, что в современном мире практически не осталось мо-ноэтничных государств, то эта проблема является актуальной буквально для каждого отдельно взятого государства. Полиэтническая среда, являясь своего рода способом существования, деятельности и общения людей различных наций и народностей, включает в себя непосредственное окружение личности и представляет собой единство сущности и существования человека и наций, материальных и духовных факторов жизнедеятельности в определенном социальном пространстве и времени [1].

Выраженное стремление принадлежать к определенной этнической общности на групповом уровне выражается потребностью в позитивной этнической идентичности, которая понимается как отнесение себя индивидом к данному этносу на основе позитивной оценки его культуры, способствующей укреплению этнического самосознания группы и сохранению ее целостности как этнокультурного организма. Г.У. Солдатова отмечает, что угроза позитивной этнической идентичности - это угроза существованию этнической общности, это страх потерять привычную социокультурную нишу, утратить жизненно важное ощущение защищенности [2]. Позитивная этническая идентичность составляет ядро этнического самосознания и является основой этнической толерантности народов в полиэтническом обществе. Этническая толерантность означает наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной [3]. Как утверждают авторы тренинга этнической толерантности для школьников Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко, «не уничтожать другого, не стремиться переделать его на свой лад, а уважать в нем присущее и тебе право быть самим собой, и научиться не страдать от этого различия, сознавая, что оно не несет угрозы твоей индивидуальности, - таков психологический «подтекст» этой формулы» [4].

Закономерно встает вопрос и об образовании и обучении в поликультурном обществе. Особенно это актуально в связи с возникновением за последние годы ряда факторов, способствующих укреплению роли этничности в жизни современного российского общества. К ним можно отнести социально-политическую нестабильность, экономическую незащищенность общества, а также процессы миграции, способствующие интернационализации социально-экономических и политических аспектов жизни. Так, результаты многих исследований показали, что в бывшем Советском Союзе одними из самых притягательных ценностей для людей разных поколений является национальная культура и солидарность со своей этнической общностью [4]. Социальная и экономическая нестабильность порождает ситуацию социальной напряженности, которая, по мнению многих отечественных этнопсихологов, в т. ч. Н.М. Лебедевой (2002) и Г.У. Солдатовой (1998), достигнув высокого уровня, трансформируется в межэтническую [2, 3, 5]. На территории бывшего СССР эти процессы происходили практически во всех регионах, которые можно было назвать полиэтничными и которые имели хоть какие-то

основания для этнических конфликтов. Эта эпидемия захлестнула и Северный Кавказ, который отличается большим разнообразием населяющих его этнических групп и высокой плотностью их расселения. Что же касается республики Дагестан, то за многовековую историю дагестанцы не знали серьезных этнических конфликтов в силу его уникальных особенностей.

Однако Г.У. Солдатова в своей монографии, вышедшей в 1998 г., определила современное состояние отношений между народами Дагестана как ситуацию фру-страционной межэтнической напряженности [2]. Но мы можем утверждать, что после событий 1999 г. (нападения на Дагестан бандформирований из Чечни), оказавших консолидирующее воздействие на взаимоотношения народов Дагестана, когда собственные противоречия между народами отошли на задний план, ситуация несколько изменилась, и ее можно характеризовать как латентную межэтническую напряженность.

В условиях Дагестана воспитание толерантного этнического сознания и самосознания молодежи требует учета следующих факторов: негативность некоторых исторических традиций этносов и народов; сложный полиэтнический, полилингвистический и поликонфессиональный состав населения; амбициозная позиция ряда религиозных руководителей и этнических элит; проявление среди населения определенных форм нетерпимости по отношению к тем или иным этносам и конфессиям [7].

Вышеперечисленные факторы, как уже говорилось, могут привести к трансформации социально-экономической напряженности в межэтническую. В таких достаточно сложных условиях происходит социализация детского населения республики, подростков, выбор жизненных ценностей в юношеском возрасте, выбор внутренней позиции, поиск места в мире. В юности обостряется потребность в идентификации и обособлении. Проблема формирования этнического самосознания касается прежде всего молодого поколения, которое, с одной стороны, наиболее сензитивно к различного рода влияниям, а с другой - обеспечивает связь поколений. Т.Г. Стефаненко отмечает, что четвертый этап формирования этнического самосознания, охватывающий юношеский (студенческий) возраст (18 - 22), является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения. В период обучения в вузе этническое самосознание юношей и девушек расширяет систему их представлений о мире, укрепляет их место в нем. Этническая самоидентификация в этом возрасте формируется по принципу: "Мы" - "Они" [8]. Формируется мировоззрение, и как часть его - этнический менталитет. Для этого возраста, как известно, характерно черно-белое восприятие действительности, бескомпромиссное и однозначное деление на «своих» и «чужих», товарищей и врагов. Такой максимализм в определенных условиях может привести к формированию националистических установок и участию молодежи в межнациональных коллизиях.

Особенности этнического самосознания молодежи обуславливают важность построения образовательных программ с учетом принципа мультикультурализма - комплекса идей, ценностей и действий, способствующих мирному, равноправному и взаимовыгодному сосуществованию различных культурных, этнических и социальных групп в одном пространстве. Задача формирования социальной компетентности подрастающего поколения - знаний и умения строить позитивные отношения в многообразном и многоликом мире с людьми, непохожими по самым разным параметрам - становится центральной в разрабатываемых групповых

формах работы по профилактике и преодолению различных форм ксенофобии, формированию и развитию межкультурной компетентности [2].

Во многих странах мира сегодня существуют программы поликультурного образования (Израиль, Нидерланды, США, Австралия). У них разные концепции и модели, которые различаются по методу обучения, содержанию и сфере обучения. В основном это долгосрочные образовательные программы. В ряде случаев более эффективной может стать краткосрочная форма работы, рассчитанная на группу и нацеленная на получение соответствующих знаний, умений и навыков -программа межкультурных тренингов, ориентированных на непосредственное взаимодействие с представителями других культур и призванных помочь индивидам жить, учиться и работать в поликультурной среде.

В своем широком поле применения межкультурный тренинг может помочь людям приспособиться к жизни в новом культурном окружении, научить их эффективно общаться с членами других групп в полиэтничной среде или просто ознакомить с особенностями представителей других культурных групп. Здесь необходимо формировать гармоничную систему отношений к себе и другим людям по «модели Принцев» Э. Берна: «я - хороший, ты - хороший, они - хорошие» [4].

В Дагестанском государственном университете определенное внимание уделяется воспитанию толерантности в программе поликультурного образования. Общеуниверситетская кафедра общей психологии внесла свой вклад в развитие толерантного сознания студенческой молодежи университета, создав в 2001 г. общеуниверситетский студенческий психологический клуб «Психея». Особую роль в процессе формирования клуба сыграл тренинг толерантности, разработанный специалистами факультета психологии МГУ А.Г. Асмоловым, Г.У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой, материалы которого были взяты за основу работы со студентами. Общеизвестно, что в игровой форме студентам легче раскрыться, быть готовыми к диалогу, подружиться и быть более восприимчивыми к тем вечным ценностям, которые воплощены в понятии толерантность, что в полной мере отражено в тренинге. Клуб в течение пяти лет ведет работу над личностным ростом студентов, повышением коммуникативной компетентности, эмпатии, стрессоустой-чивости, толерантного отношения к себе и другим [9].

В ноябре - декабре 2005 года для членов клуба «Психея» нами был проведен тренинг этнической толерантности по программе, предложенной Н. М. Лебедевой, О.В. Луневой, Т.Г. Стефаненко для обучения школьников [4]. В программу включены как известные, так и новые методы тренинга этнокультурной сензитивности и компетентности, преодоления этнических предубеждений и негативных стереотипов, привичных навыков разрешения конфликтов, а также упражнения, нацеленные на формирование этнической толерантности и единой для всех народов России позитивной общероссийской идентичности. Программа тренинга состоит из шести тематических занятий, включающих свыше 20 практических упражнений, нацеленных на формирование навыков межкультурного взаимодействия у молодежи. Каждое занятие подробно расписано, снабжено инструкциями и советами тренеру, а также основами необходимых знаний по этнической и кросс-культурной психологии. Т.Г. Стефаненко в целях формирования толерантного сознания молодежи предлагает использовать атрибутивный тренинг, в котором акцент делается на обучение тому, каким образом представители разных народов и культур интерпретируют причины поведения и результаты деятельности друг друга, что помогает сделать ожидания индивида по отношению к возможному по-

ведению члена другой культуры более точными и способствует освоению атрибуций, характерных для чужой культуры. Для этого в рамках атрибутивного тренинга ею используются культурные ассимиляторы - программированные пособия с обратной связью, позволяющие сделать обучаемого активным участником процесса обучения, которые широко используются во многих странах мира для подготовки к межкультурному взаимодействию. Цель данного метода - научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира. Проигрывание ситуаций культурного ассимилятора в театрализованной форме позволяет повысить межкультурную сензитивность и, следовательно, толерантность участников [4].

Данная программа была нами модифицирована с учетом возрастных особенностей участников (юношеский возраст): были внесены определенные изменения в этюдные и разминочные упражнения, в некоторые из ролевых игр, а также была значительно расширена теоретическая база тренинга. Особое внимание нами дискуссиям - бесед, рефлексии. Следует отметить, что группа студентов была сформирована в соответствии с рекомендациями, данными в методических основах тренинга касательно количественных, социально-демографических и психологических характеристик состава группы [4, с. 127 - 128]. В связи с тем, что группа состояла из 16 человек, нам пришлось внести определенные коррективы в программу тренинга, увеличив объем работы в подгруппах. По возрастному и статусному составу группа относительно однородна - это студенты 2 - 4-х курсов, т. е. разница в возрасте между участниками не превышала 1 - 1,5 года. По гендерному признаку группа была смешанной.

Перед началом тренинга нами было проведено предварительное исследование по методикам «Толерантное сознание» Л.Л. Супруновой, «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой и «Этнопсихологический опросник» Л.М. Дробижевой, Г.В. Старовойтовой, В.В. Пименова, что соответствовало нашему доэкспериментальному плану. План также включал в себя итоговое тестирование экспериментальной группы сразу после проведения тренинга и тестирование одной контрольной группы, т. е. группы, сходной по всем характеристикам с экспериментальной (пол, возраст, уровень образования, опыт общения в поликультурной среде), но не подвергающейся какому-либо воздействию. Для роли контрольной группы нами была избрана одна из академических групп 3-го курса химического факультета ДГУ, которая практически по всем характеристикам совпадала с группой участников тренинга.

Тренинговая группа работала в интенсивном режиме, каждая из запланированных тем тренинга занимала 2 - 3 дня. Встречи начинались с обсуждения прожитого дня, студенты делились своими впечатлениями от проделанных упражнений, полученной информацией. После этого следовал краткий теоретический обзор обсуждаемой темы. Мы старались познакомить студентов как с ключевыми понятиями темы толерантности в межкультурном диалоге, так и с результатами эмпирических исследований этнической толерантности и ее связи с этнической идентичностью.

После вводной теоретической части следовали собственно тренинговые упражнения, направленные на повышение этнической компетентности и толерантности, обучение навыкам конструктивного межкультурного диалога. В целом тренинг ориентирован на развитие умения правильно интерпретировать по-

ведение представителей иных культур, видеть проблему с точки зрения чужой культуры.

Особый интерес у участников тренинга вызвал такой метод повышения этнокультурной сензитивности, как культурный ассимилятор. Суть его в том, что участники тренинга должны найти правильные объяснения поведения персонажей, исходя из особенностей «чужой» культуры, а затем подготовить несколько ситуаций в виде сценок для показа остальным подгруппам. После проведения данного упражнения был очевиден эмоциональный подъем участников и их стремление получить дополнительную информацию об особенностях «чужих» культур и межкультурных различиях.

Интерес и энтузиазм участников также вызвали упражнения с пословицами, направленные на выявление особенностей ментальности этнической общности, т. е. системы ее миропонимания - прежде всего ценностей и норм, нашедших отражение в фольклоре. Упражнение «Стереотипы», нацеленное на осознание влияния этнических стереотипов и предубеждений на собственное поведение в ситуациях межкультурного взаимодействия, подтолкнуло участников тренинга к размышлениям о необходимости искоренения с негативных этнических стереотипов и предубеждений, изменения установок и субъективных норм, усиления саморегуляции.

В наш исследовательский план также входит посттренинговое сопровождение, с помощью которого мы намереваемся отследить изменения, произошедшие с участниками в результате тренинга в конце 2005/06 учебного года. Тот факт, что группа полностью состояла из членов психологического клуба «Психея», который постоянно функционирует при кафедре общей психологии ДГУ, дает нам возможность осуществить этот пункт плана исследования. Таким образом, нами были реализованы все пункты нашего доэкспериментального плана по количественной оценке эффективности тренинга. Качественная же оценка происходила с помощью неструктурированного наблюдения и оценки программы самими участниками в форме итогового шеринга - открытой процедуры обмена эмоциями и чувствами. Это позволило нам выявить сильные и слабые стороны программы тренинга.

Межкультурный тренинг - это личностно ориентированные технологии формирования межэтнической толерантности, его проведение продемонстрировало позитивную динамику в показателях этнической толерантности студентов, способствующей адаптации личности в современном полиэтническом обществе. Результаты показали, что у студентов после тренинга повысилась позитивная этническая идентичность и резко снизилась гиперидентичность. Показатели межэтнической толерантности во взаимоотношениях студентов повысились в среднем на 56,3 %, если сравнивать ответы на одни и те же вопросы анкеты до и после тренинга. Эти различия свидетельствуют о повышении межэтнической толерантности участников тренинга после формирующего эксперимента.

В контрольной группе при проведении повторного исследования были выявлены показатели, незначительно превышающие показатели первого исследования. Некоторый рост межэтнической толерантности в контрольной группе дает основания полагать, что даже факт участия в заполнении анкеты, посвященной изучению вопросов межэтнической толерантности, привлекает внимание студентов к этому вопросу и дает возможность позитивно оценить наличие толерантности в межэтнических отношениях.

Итак, осуществив предварительное и итоговое тестирование и сопоставив результаты, мы пришли к выводу, что тренинг межкультурного взаимодействия на-

страивает на межэтническое неконфликтное общение, стирая стереотипные предубеждения. Специально разработанные тренинговые упражнения повышают межкультурную компетентность и способствуют развитию толерантного этнического сознания и самосознания студентов.

Таким образом, тренинг межкультурного взаимодействия может быть признан как один из путей преодоления этнической интолерантности в поликультурном обществе, как профилактика межэтнической напряженности, что особенно важно в юношеском возрасте в поликультурной образовательной среде.

Литература

1. На пути к культуре мира: документы и материалы // Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. - М., 1999. - 56 с.

2. СолдатоваГ.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998. - 389 с.

3. Лебедева Н.М. Социальная психология аккультурации этнических групп: Дис. ... докт. психол. наук. - М., 1997 - 298 с.

4 Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. - М., 2004. - 358 с.

5. Идентичность и толерантность / Сост. Н.М. Лебедева. - М., 2002. - 416 с.

6. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века. - Махачкала, 2002. - 192 с.

7. Кислова Г.И. Формирование этнической толерантности учащейся молодежи в мультикультурной образовательной среде / Социальная психология XXI столетия / Под ред. Козлова В В. - Ярославль, 2002. - С. 43 - 45.

8. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - Москва - Воронеж, 2000.

9. Вагабова Н.М., Гаджиева У.Б. Опыт формирования толерантности в студенческом сообществе Дагестана // Психология ХХ1 века: Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры общей психологии. Вып. 1 / Под ред. Кисловой Г.И. - Махачкала, 2005. - С. 13 - 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.