Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальная школа / младшие школьники / эстетическое воспитание / эстетиче-ская оценка / изобразительное искусство / музыка / эстетическое восприятие / художественное творче-ство / произведения изобразительного искусства / primary school / junior schoolchildren / aesthetic education / aesthetic appreciation / fine arts / music / aesthetic perception / artistic creativity / works of fine art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кусова Маргарита Львовна, Ясинских Людмила Владимировна, Коротаева Евгения Владиславовна, Зуев Петр Владимирович

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена утверждающейся в педагогической науке и практике гуманистической и социокультурной образовательной парадиг-мой, одним из важнейших направлений в которой является формирование ценностных ориентаций личности во взаимодействии с искусством. Целенаправленный педагогический процесс восприя-тия, переживания, понимания нравственных и эстетических ценностей искусства способствует формированию эстетической оценки даже у детей младшего школьного возраста. Особая роль в решении данной проблемы принадлежит изобразительному искусству, призванному обогащать ху-дожественно-эстетический опыт обучающихся, формировать их эстетические впечатления, созда-вать для них возможность презентовать освоенные эстетические ценности в художественном твор-честве. Актуализация опыта восприятия и переживания произведений изобразительного искусства может происходить с использованием многих средств, среди которых одним из эффективных явля-ется музыка. Цель статьи – раскрыть принципы и соответствующие им методы, способствующие формированию эстетической оценки произведений искусства. Методологической основой статьи являются теоретические положения о содержании и структуре эстетической оценки, являющейся результатом эстетического восприятия, итогом активного взаимодействия воспринимающего с произведением искусства, способом художественно-эстетического освоения действительности. Структура эстетической оценки включает многие компоненты, среди которых чувствование, пони-мание и суждение являются одними из главных. Научной новизной представленного материала является обоснование принципов организации работы по развитию эстетической оценки у млад-ших школьников на уроках «Изобразительное искусство»: культурно-исторического и социального контекста, содержательности, индивидуально-личностного развития, художественного контекста с использованием музыкального и других видов искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кусова Маргарита Львовна, Ясинских Людмила Владимировна, Коротаева Евгения Владиславовна, Зуев Петр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AESTHETIC EVALUATION OF WORKS OF FINE ARTS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE USING MUSICAL MATERIAL

The relevance of the problem considered in the article is due to the humanistic and socio-cultural educational paradigm that is gaining ground in pedagogical science and practice, one of the most important areas of which is the formation of value orientations of the individual in interaction with art. The purposeful pedagogical process of perception, experience, understanding of the moral and aesthetic values of art contributes to the formation of aesthetic evaluation even in primary school children. A special role in solving this problem belongs to the fine arts, designed to enrich the artistic and aesthetic experience of students, form their aesthetic impressions, create for them the opportunity to present the mastered aes-thetic values in artistic creativity. The experience of perception and experience of works of fine art can be updated using many means, among which one of the most effective is music. The purpose of the article is to reveal the principles and corresponding methods that contribute to the formation of aesthetic evaluation of works of art. The methodological basis of the article is the theoretical provisions on the content and structure of aesthetic evaluation, which is the result of aesthetic perception, the result of active interaction of the perceiver with the work of art, a way of artistic and aesthetic mastering of reality. The structure of aesthetic evaluation includes many components, among which: feeling, understanding and judgment are among the main ones. The scientific novelty of the presented material is the substantiation of the princi-ples of organizing work on the development of aesthetic evaluation in primary school students in the les-sons “Fine Arts”: cultural, historical and social context, meaningfulness, individual and personal develop-ment, artistic context using music and other types of art.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.31+37.036

ББК Ч420.054.4 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 5.8.2

Кусова Маргарита Львовна,

SPIN-код: 6395-9025

доктор филологических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: mlkusova@mail.ru

Ясинских Людмила Владимировна,

SPIN-код: 1056-7814

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: ktim.vkt@uspu.me

Коротаева Евгения Владиславовна,

SPIN-код: 6573-3323

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: e.v.korotaeva@yandex.ru

Зуев Петр Владимирович,

SpIN-код: 4169-3725

доктор педагогических наук, профессор кафедры физики, технологии и методики обучения физике и технологии, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: zyuew@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: начальная школа; младшие школьники; эстетическое воспитание; эстетическая оценка; изобразительное искусство; музыка; эстетическое восприятие; художественное творчество; произведения изобразительного искусства

АННОТАЦИЯ. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена утверждающейся в педагогической науке и практике гуманистической и социокультурной образовательной парадигмой, одним из важнейших направлений в которой является формирование ценностных ориентаций личности во взаимодействии с искусством. Целенаправленный педагогический процесс восприятия, переживания, понимания нравственных и эстетических ценностей искусства способствует формированию эстетической оценки даже у детей младшего школьного возраста. Особая роль в решении данной проблемы принадлежит изобразительному искусству, призванному обогащать художественно-эстетический опыт обучающихся, формировать их эстетические впечатления, создавать для них возможность презентовать освоенные эстетические ценности в художественном творчестве. Актуализация опыта восприятия и переживания произведений изобразительного искусства может происходить с использованием многих средств, среди которых одним из эффективных является музыка. Цель статьи - раскрыть принципы и соответствующие им методы, способствующие формированию эстетической оценки произведений искусства. Методологической основой статьи являются теоретические положения о содержании и структуре эстетической оценки, являющейся результатом эстетического восприятия, итогом активного взаимодействия воспринимающего с произведением искусства, способом художественно-эстетического освоения действительности. Структура эстетической оценки включает многие компоненты, среди которых чувствование, понимание и суждение являются одними из главных. Научной новизной представленного материала является обоснование принципов организации работы по развитию эстетической оценки у младших школьников на уроках «Изобразительное искусство»: культурно-исторического и социального контекста, содержательности, индивидуально-личностного развития, художественного контекста с использованием музыкального и других видов искусств.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кусова, М. Л. Формирование эстетической оценки произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста с применением музыкального материала / М. Л. Кусова, Л. В. Ясинских, Е. В. Коротаева, П. В. Зуев. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 4. - С. 336-343-

Kusova Margarita Lvovna,

Doctor of Philology, Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Yasinskikh Lyudmila Vladimirovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theory and Methodology of Education of the Culture of Creativity, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

© Кусова М. Л., Ясинских Л. В., Коротаева Е. В., Зуев П. В., 2024

Korotaeva Evgenia Vladislavovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Zuev Petr Vladimirovich,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Physics, Technology and Methods of Teaching Physics and Technology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

FORMATION OF AESTHETIC EVALUATION OF WORKS OF FINE ARTS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE USING MUSICAL MATERIAL

KEYWORDS: primary school; junior schoolchildren; aesthetic education; aesthetic appreciation; fine arts; music; aesthetic perception; artistic creativity; works of fine art

ABSTRACT. The relevance of the problem considered in the article is due to the humanistic and socio-cultural educational paradigm that is gaining ground in pedagogical science and practice, one of the most important areas of which is the formation of value orientations of the individual in interaction with art. The purposeful pedagogical process of perception, experience, understanding of the moral and aesthetic values of art contributes to the formation of aesthetic evaluation even in primary school children. A special role in solving this problem belongs to the fine arts, designed to enrich the artistic and aesthetic experience of students, form their aesthetic impressions, create for them the opportunity to present the mastered aesthetic values in artistic creativity. The experience of perception and experience of works of fine art can be updated using many means, among which one of the most effective is music. The purpose of the article is to reveal the principles and corresponding methods that contribute to the formation of aesthetic evaluation of works of art. The methodological basis of the article is the theoretical provisions on the content and structure of aesthetic evaluation, which is the result of aesthetic perception, the result of active interaction of the perceiver with the work of art, a way of artistic and aesthetic mastering of reality. The structure of aesthetic evaluation includes many components, among which: feeling, understanding and judgment are among the main ones. The scientific novelty of the presented material is the substantiation of the principles of organizing work on the development of aesthetic evaluation in primary school students in the lessons "Fine Arts": cultural, historical and social context, meaningfulness, individual and personal development, artistic context using music and other types of art.

FOR CITATION: Kusova, M. L., Yasinskikh, L. V., Korotaeva, E. V., Zuev, P. V. (2024). Formation of Aesthetic Evaluation of Works of Fine Arts in Children of Primary School Age Using Musical Material. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 336-343.

Современная социокультурная ситуация обозначила ряд вызовов, которые напрямую связаны с идеологической составляющей преемственного развития нашей страны, включая вопросы образования и воспитания человека, где сохранение гуманистического начала обусловлено необходимостью формирования и актуализации у подрастающего поколения ценностных оснований и установок.

Приоритетной областью в формировании ценностно-смысловых ориентиров остается искусство, которое «по своей функции... есть борьба за прекрасного, гармоничного человека и подлинно человеческие отношения» [4, с. 280]. При этом каждая эпоха, так или иначе, определяет социокультурные критерии, которые становятся актуальными ориентирами эстетической оценки произведений искусства как в прошлом, так в настоящем и будущем. Сегодня особо значим и актуален процесс развития эстетического восприятия у подрастающего поколения, готовности и способности к эстетической оценке предметов, явлений искусства и окружающей жизни с позиций нравственных и эстетических ценностей, поскольку он является основой формирования гармонично развитой личности [15].

Значимость формирования навыков эстетического видения и преобразования ми-

ра, активного отношения к художественной культуре как личностно значимой ценности отмечается в документах, определяющих современную государственную политику в сфере образования: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» «Концепция преподавания предметной области "Искусство" в Российской Федерации»1.

Взаимодействие детей с произведениями изобразительного искусства открывает большие возможности в решении поставленных в названных документах задач. Именно в этом виде искусства младшие школьники могут реализовать свои потребности в художественном творчестве как доступном для них способе презентации освоенных ими эстетических ценностей. В примерной образовательной программе уроки изобразительного искусства в сфере личностных результатов рассматриваются как «способ приобщения к мировой и отечественной культуре, результатом которого должно стать формирование эстетических

1 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://council. gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 10.07.2024); Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99b eeadf58f363bf98b/ (дата обращения: 10.07.2024).

ценностей» [13, с. 105]. Отмечается, что при взаимодействии с искусством обучающиеся получают возможность «участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; видеть проявления прекрасного в произведениях искусства и в природе, в быту; высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях с позиции выявления нравственных и эстетических ценностей» [13, с. 71].

В процессе организации восприятия детьми многих шедевров на уроках изобразительного искусства школьные учителя часто используют не только визуальный, но и аудиальный материал, а именно - музыкальные произведения. Включение музыкального ряда в процесс восприятия живописи, в том числе и абстрактной, - вопрос, который сегодня активно обсуждается исследователями и педагогами [3; 6; 7]. Е. В. Горбачева, О. В. Яшина, Т. Гриб, Е. А. Бодина, К. В. Ашеулова и др. доказывают, что совмещение при восприятии и в художественной деятельности этих двух видов искусств дает положительные результаты в развитии детей и юношества.

Обратимся к школьной практике художественного развития обучающихся. Среди проблем, имеющихся в плане художественного развития детей и формирования эстетической оценки, восприятия искусства и художественного творчества, выделяется явное несоответствие методической составляющей учебного предмета «Изобразительное искусство» и требований ФГОС начального образования. В связи с этим учитель-практик вынужден порой сам искать методические подходы для решения названной проблемы. Процесс художественного образования сегодня усугубляется тем, что современные формы восприятия искусства, например с применением компьютерных технологий, основанные в основном на нелинейном восприятии произведений, изменяют взаимодействие ученика с искусством. В основе такого «поверхностного» общения с искусством формируется привычка к фрагментарности, поверхностности восприятия, что приводит к доминированию «клипового» мышления. Опасность этого заключается в том, что такой подход изменяет отношение обучающихся к искусству, подменяет критическое мышление «критиканским» подходом, формирует эстетическую оценку на основе псевдоценностей, пропагандируемых определенными СМИ, что в целом препятствует построению образовательной деятельности, нацеленной на освоение школьниками эстетической сущности искусства. Все это подчеркивает потребность в разработке

эффективного методического обеспечения, призванного оптимизировать процесс формирования и развития у младших школьников эстетической оценки в процессе взаимодействия с произведениями изобразительного искусства и других видов искусств.

Обзор литературы. В определении содержания понятия «эстетическая оценка» существует множество подходов. Для настоящего исследования в опоре на работы А. И. Бурова и Е. В. Квятковского [14] остановимся на таких ее составляющих, как чувствование, понимание и суждение. Принимая во внимание именно такое содержание данного феномена, подчеркнем значимость чувственного компонента для процесса восприятия любого вида искусства, в том числе и изобразительного. «На стадии апперцептивного восприятия художественных символов действие искусства на человека инвариантно относительно видов искусства. Такая же инвариантность характеризует на этой стадии и состояние человека - эмоциональное потрясение и эстетическое переживание» [2, с. 44]. Приведенная цитата из работы И. И. Ашмарина принципиально важна для проектирования процесса формирования эстетической оценки, в которой чувственный компонент является необходимым. Именно поэтому для данного процесса столь важен эмоциональный настрой, который появляется при восприятии любого произведения искусства и который может быть усилен за счет введения одного из самых активно эмоционально воздействующих искусств на человека - музыки [11]. Эту особенность в восприятии искусства подчеркивают ряд авторов, утверждающих, что восприятие цвета в живописи активизируется при использовании музыки [6], единство восприятия музыки и живописи формирует целостную картину мира обучающихся [7], общность музыкального языка и средств художественной выразительности позволяет точно и полно воспринимать абстрактную живопись [6; 3].

Еще одной из острых проблем обучения младших школьников изобразительному искусству является выражение ими впечатлений от воспринятого, что необходимо для эстетического оценивания. Известно, что «зачастую детям младшего школьного возраста очень сложно выразить свои переживания в слове, в эстетических суждениях, поэтому эстетическая оценка переходит у них в деятельность» [17, с. 394]. Именно поэтому процесс вхождения ребенка в мир изобразительного искусства необходимо осуществлять в единстве: восприятие-оценка-деятельность. Формирование эстетического восприятия произведений изобразительного искусства, навыков художе-

ственно-творческой деятельности обучающихся и художественно-эстетического освоения окружающей действительности отмечается как главное требование к образовательной структуре учебного предмета «Изобразительное искусство»2.

Выделенные в образовательной структуре учебного предмета «Изобразительное искусство» виды деятельности (эстетическое восприятие, художественно-творческая деятельность, художественно-эстетическое освоение окружающей действительности) явились основанием для рассмотрения работ ряда авторов, исследовавших проблемы формирования эстетического сознания и эстетической оценки.

Л. С. Выготский рассматривал эстетическую оценку как результат развития эстетического восприятия, вследствие чего в ее структуру входят: интерес, переживание, понимание. Автор отмечал, что «вслед за актом непосредственного общения с объектом восприятия наступает этап «последействия», суть которого составляет оценочно-мыслительная деятельность» [5, с. 44]. Результатом такой деятельности, как подчеркивает Ю. С. Любимова, являются эстетические суждения, поэтому эстетическую оценку можно характеризовать как осознаваемый результат эстетического восприятия, в которое органично входят переживания [10].

Однако эстетическое суждение детей чаще всего бывает односложным, что обусловлено небольшим опытом эстетического восприятия произведений изобразительного искусства, трудностями в выстраивании детализированного описания эстетических впечатлений и их небольшим словарным запасом. Школьникам младших классов зачастую очень сложно выразить свои переживания вербально, сформулировать аргументированное суждение, именно поэтому в деле формирования эстетической оценки особо значим такой вид деятельности, как художественное творчество, в процессе которого дети выражают свои эстетические переживания, а на их основе формулируют эстетические оценки.

Фиксация в эстетической оценке эстетических закономерностей предмета определяет ее в качестве основания для развития у школьников художественно-эстетического сознания и освоения действительности. «Оценочный момент составляет неотъемлемую организующую форму любой целесообразной человеческой деятельности: от материально-предметной, практической, - до познавательно-мыслительной и творче-

2 Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf 58f363bf98b/ (дата обращения: 10.07.2024).

ской» [1, с. 38]. В данном контексте эстетическая оценка рассматривается как способ установления эстетической ценности объекта, понимания сущности эстетического и включает анализ, доказательства, аргументацию [8]. Степень соответствия эстетической оценки эстетической ценности объекта определяет истинность эстетической оценки.

Результаты исследования. Анализ литературы, школьной практики обучения детей изобразительной деятельности, понимание сути образовательных проблем, возникающих в процессе этого обучения, позволили выделить несколько основных педагогических принципов формирования эстетической оценки произведений изобразительного искусства у младших школьников.

Принцип культурно-исторического и социального контекста является основополагающим в процессе восприятия школьниками живописи, поскольку направлен на обогащение художественно-эстетического опыта и накопление эстетических впечатлений во взаимосвязи с историческим, культурным и социальным контекстом. Каждая эпоха имеет свои концепции эстетической ценности и актуальные тематические контексты. «Это или бог (Ф. Аквинский, неотомизм), идея (Платон, Г. В. Ф. Гегель), чувства человека (Д. Сантаяна, Д. Дьюи), "ирреальное" (Н. Гартман), природная закономерность (Э. Бёрк, У. Хогарт), антропологически понимаемая сущность человека (Л. Фейербах), или же общественные отношения, формирующиеся в процессе общественно-исторической практики» [14, с. 45]. В связи с этим принцип культурно-исторического и социального контекста в представлении произведений живописи позволяет развивать эстетическую оценку в опоре на взаимосвязь эстетических ценностей с историческими и социальными событиями эпохи.

Принцип содержательности предполагает акцентирование внимания обучающихся на пафосе произведения, на том господствующем чувстве, в котором «заключена самая суть искусства — и его создания, и восприятия» [12, с. 35]. В данном контексте «человек, берущийся быть "оценщиком" произведения, должен прежде всего уловить его пафос: без этого нельзя понять, ради чего поэт взялся за перо» [12, с. 35]. У детей младшего школьного возраста именно на основе пробуждения чуткости к пафосу произведения происходит обобщенное и в целом верное определение основной идеи произведения. Через ощущение пафоса произведения ребенок интуитивно определяет смыслы и ценности, а также то отношение к миру, которое воплотил художник в произведении. Одновременно с этим про-

исходит их оценка и со своей позиции, которая может и не совпадать с авторской.

Принцип индивидуально-личностного развития проявляется в предоставлении обучающимся возможности переводить свои эстетические суждения в образную форму, воплощая в художественном творчестве эстетические переживания, возникшие в результате восприятия произведений искусства и художественно-эстетического освоения окружающей действительности.

Принцип художественного контекста или полихудожественности [9; 16] позволяет младшему школьнику на основе возникновения эмоционального отклика приходить к пониманию фабулы произведения изобразительного искусства. Данный принцип предполагает включение в процесс восприятия и художественного творчества детей музыкального материала, соответствующего тематике картины, ее эмоциональному тону, в содержании которого находятся средства художественной выразительности, сходные как для музыкального, так и для художественного творчества: ритм, композиция, плавность и напористость мелодии и гладкость или фактурность мазка и т. д.

Реализация методического сопровождения формирования эстетической оценки на уроках «Изобразительное искусство» у обучающимися 4 класса МАОУ СОш № 32 позволила выделить следующие наиболее эффективные методы, воплощающие выделенные принципы.

Принципу культурно-исторического и социального контекста соответствует метод контрастного сопоставления произведений изобразительного искусства с позиции определения и анализа эстетической ценности в художественных произведениях разных исторических эпох. В задачу педагога, реализующего данный метод, входит подбор произведений, являющих яркий образец воплощения прекрасного и возвышенного в художественных образах. Основу составляют произведения изобразительного искусства разных исторических эпох, которые знакомят обучающихся с эстетическими ценностями, составляющими понимание и сущность эстетического в данную эпоху. Сопровождать демонстрацию репродукций картин могут музыкальные произведения той же эпохи.

Для усиления эстетических чувств восприятия прекрасного педагог может включить в демонстрацию объект окружающей действительности, резко контрастирующий с эстетическим эталоном прекрасного и возвышенного. В процессе обсуждения художественных объектов и объектов окружающей действительности учитель подводит обучающихся к формулированию вы-

сказываний о своих эстетических впечатлениях, определению источника эстетической ценности в данном произведении (природа, человек, чувства и т. д.), выявлению средств выразительности, с помощью которых художник создает образ прекрасного.

В дальнейшем обучающиеся могут экспериментировать со средствами выразительности в разных техниках и материалах изобразительного искусства для воплощения собственных эстетических впечатлений в художественном творчестве.

Принцип содержательности предполагает использование метода «беседа о картине» (А. А. Мелик-Пашаева), а также метода «уподобление характеру произведения». Данный метод введен О. П. Радыновой в методику музыкального воспитания и направлен на вчувствование в эмоцию произведения на основе различных видов уподоблений: двигательного, мимического, графического, цветового и др. В то же время данный метод широко применяется в целом в педагогике художественного образования, поскольку отвечает важному закону восприятия искусства, заключающемуся в чувствительности к эмоциональному тону произведения. В работах Б. М. Неменского методы проникновения в эмоционально-образное содержание произведения объединены в «закон» художественной дидактики: закон уподобления - реализуется в таких методах, как метод сопереживания эмоциональному содержанию произведения, эмоционального уподобления герою произведения, автору.

Методика «Беседа о картине» способствует формированию в сознании обучающихся взаимосвязи между эмоциональным тоном произведения и средствами выразительности в воплощении автором идеи произведения, пониманию значимости определения их смыслового значения, постепенному накоплению опыта аргументированного и содержательного обсуждения произведений живописи, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Эстетические впечатления и настроение от воспринятого художественного произведения младшие школьники выражают в собственной изобразительной деятельности. Обсуждение творческих работ, созданных самими обучающимися, способствует формированию умений высказывать аргументированные суждения о содержании работ сверстников, уместности использования тех или иных средств художественной выразительности.

Принцип индивидуально-личностного развития связан с методами актуализации личностного опыта обучающихся в процес-

се художественно-эстетического освоения искусства и окружающей действительности. Школьники выполняют задания по разработке и проведению экскурсии (реальной, с посещением картинной галереи и виртуальной, на основе презентации, составленной из работ художников) с целью выявления прекрасного в произведениях искусства, а затем на основе выстраивания аналогии с собственным жизненным опытом они производят описание проявлений прекрасного и в окружающей жизни.

Для актуализации личностного опыта и развития аргументированных эстетических суждений о произведениях искусства, предметах, явлениях окружающей действительности эффективны интерактивные методы. Так, метод ролевой игры предусматривает принятие обучающимися на себя роли экскурсовода, реализация которой предполагает не только рассказ о картине и средствах выразительности, но и высказывание эстетических суждений как результата эстетически-оценочной деятельности восприятия.

Метод ассоциаций позволяет в занимательной форме развивать у обучающихся эстетическую оценку в форме суждений, где обучающиеся должны называть не предметную характеристику явления, объекта, а вызываемое им эстетическое чувство. Данный метод способствует развитию способа художественно-эстетического описания не только картины, но и действительности. Младшим школьникам предлагается описать предмет, явление, акцентируя внимание на его эстетической составляющей. Поощряются выделение свойств, определяющих эстетическую ценность, их детализация, использование невербальных средств (выразительность жестов, мимики, интонации) как выражение эстетических переживаний. По итогам выполнения задания рассказы анализируются и обсуждаются с позиции выразительности и содержательно-

сти художественно-эстетического описания.

Принцип художественного контекста может реализовываться путем использования метода сопоставления живописных работ и музыки (примером является цикл фортепианных пьес М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» и произведений художника В. Гартмана). Метод ассоциаций, реализуемый как поиск аналога музыки известному живописному полотну, может включать не только музыкальный, но и поэтический материал.

Методы, связанные с названными выше принципами, способствуют развитию способностей обучающихся к эстетическим суждениям, выявляющим переживание и понимание эстетической ценности художественного объекта в процессе эстетического восприятия.

Заключение. Описанные выше принципы организации процесса формирования эстетической оценки обучающихся с учетом историко-культурного и социального контекстов, на основе содержательности, индивидуально-личностных предпочтений и полихудожественности актуализируют особую образовательную структуру, интегрирующую восприятие, художественную деятельность и художественно-эстетическое освоение действительности. Такая интеграция видов деятельности - эстетическое восприятие, художественная деятельность и художественно-эстетическое освоение действительности - в содержании предмета «Изобразительное искусство» обладает педагогическим потенциалом для формирования эстетической оценки у младших школьников. Доказательством успешности внедрения данных принципов и, соответственно, методов в школьный образовательный процесс служат результаты, полученные на уроках «Изобразительное искусство» у обучающихся 4-х классов МАОУ сОш № 32 г. Екатеринбурга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 383 с. - Текст : непосредственный .

2. Ашмарин, И. И. Музыка и пластика. Константы, смыслы, чувства / И. И. Ашмарин. - Текст : непосредственный // Человек. - 2018. - № 6. - С. 39-44.

3. Бодина, Е. А. О восприятии музыки и абстрактной живописи / Е. А. Бодина, К. В. Ашеулова. -Текст : непосредственный // Антропологическая дидактика и воспитание. - 2023. - Т. 6, № 4. - С. 81-89.

4. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства / А. И. Буров. - М. : Искусство, 1956. - 292 с. -Текст : непосредственный.

5. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский ; предисл. А. Н. Леонтьева. - М. : Искусство, 1986. - 573 с. - Текст : непосредственный.

6. Горбачева, Е. В. Педагогическая технология развития у старших дошкольников восприятия цвета в абстрактной живописи В. В. Кандинского с помощью музыки / Е. В. Горбачева, О. В. Яшина. - Текст : непосредственный // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : материалы VII Международной научной конференции: в рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». - Самара, 2022. - С. 542-546.

7. Гриб, Т. Взаимосвязь музыки и живописи в формировании целостной художественной картины мира и обогащении человеческого восприятии / Т. Гриб. - Текст : непосредственный // Интеллектуаль-

ный ресурс страны : сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2024. - С. 57-64.

8. Дрёмов, А. К. Основы эстетического воспитания / А. К. Дрёмов, Д. Ф. Козлова. - М. : Просвещение, 1975. - 327 с. - Текст : непосредственный.

9. Золотарева, Л. Р. Развитие художественного восприятия в процессе полихудожественного образования бакалавров изобразительного искусства / Л. Р. Золотарева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 1. - С. 38-42.

10. Любимова, Ю. С. Содержание эстетического воспитания учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства / Ю. С. Любимова. - Текст : непосредственный // Воспитание младших школьников: история и современность : сб. науч. ст. / редкол. В. В. Буткевич [и др.] ; под общ. ред. В. В. Буткевич. - Минск : БГПУ, 2008. - С. 96-103.

11. Матвеева, Л. В. Реализация полихудожественного подхода в условиях освоения отдельных видов искусств / Л. В. Матвеева, Н. Г. Тагильцева. - Текст : непосредственный // Современные проблемы музыкального и художественного образования: теория и практика / Л. А. Беляева, П. В. Зуев, А. В. Кубасов [и др.]. - Екатеринбург, 2019. - С. 63-78.

12. Мелик-Пашаев, А. А. Ради чего берутся за перо? Пробуждение чуткости ребенка к «Эмоциональному тону» художественного произведения / А. А. Мелик-Пашаев, Е. М. Марченко. - Текст : электронный // Музыкальное искусство и образование. - 2013. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/radi-chego-berutsya-za-pero-probuzhdenie-chutkosti-rebyonka-k-emotsionalnomu-tonu-hudozhestvennogo-proizvedeniya (дата обращения: 16.07.2024).

13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 204 с. - Текст : непосредственный.

14. Проблемы эстетического развития личности школьника / под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковско-го. - М. : Педагогика, 1987. - 96 с. - Текст : непосредственный.

15. Современные исследования эстетического воспитания и художественного образования в контексте Буровской научной школы : сб. науч. тр. к 90-летию со дня рождения А. И. Бурова / под общ. ред. Л. П. Печко ; ред.-сост. Е. Ф. Командышко. - М. : ИХО РАО, 2009. - 460 с. - Текст : непосредственный.

16. Тагильцева, Н. Г. Полихудожественный подход как механизм организации художественного образования в школе и вузе / Н. Г. Тагильцева. - Текст : непосредственный // Юсовские чтения, социализация обучающихся в интегрированном фестивально-конкурсном пространстве : сборник научных статей по материалам XXI Международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 122-126.

17. Ясинских, Л. В. Развитие эстетической оценки произведений искусства у детей младшего школьного возраста / Л. В. Ясинских, Е. В. Донгаузер, Ю. А. Верхотурова. - Текст : непосредственный // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 2 (51). - С. 392-397.

REFERENCES

1. Ananyev, B. G. (1996). Psikhologiya iproblemy chelovekoznaniya [Psychology and Problems of Human Studies]. Moscow, Institut prakticheskoi psikhologii, Voronezh, MODEK. 383 p.

2. Ashmarin, I. I. (2018). Muzyka i plastika. Konstanty, smysly, chuvstva [Music and Plasticity. Constants, Meanings, Feelings]. In Chelovek. No. 6, pp. 39-44.

3. Bodina, E. A., Asheulova, K. V. (2023). O vospriyatii muzyki i abstraktnoi zhivopisi [On the Perception of Music and Abstract Painting]. In Antropologicheskaya didaktika i vospitanie. Vol. 6. No. 4, pp. 81-89.

4. Burov, A. I. (1956). Esteticheskaya sushchnost' iskusstva [The Aesthetic Essence of Art]. Moscow, Is-kusstvo. 292 p.

5. Vygotsky, L. S. (1986). Psikhologiya iskusstva [Psychology of Art]. Moscow, Iskusstvo. 573 p.

6. Gorbacheva, E. V., Yashina, O. V. (2022). Pedagogicheskaya tekhnologiya razvitiya u starshikh dosh-kol'nikov vospriyatiya tsveta v abstraktnoi zhivopisi V. V. Kandinskogo s pomoshch'yu muzyki [Pedagogical Technology for Developing Senior Preschool Children's Perception of Color in Abstract Painting by V. V. Kandinsky with the Help of Music]. In Detstvo kak antropologicheskii, kul'turologicheskii, psikhologo-pedagogicheskii fe-nomen: materialy VII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii: v ramkakh proekta «A.Z.B.U.K.A. detstva». Samara, pp. 542-546.

7. Grib, T. (2024). Vzaimosvyaz' muzyki i zhivopisi v formirovanii tselostnoi khudozhestvennoi kartiny mira i obogashchenii chelovecheskogo vospriyatii [The Relationship between Music and Painting in the Formation of a Holistic Artistic Picture of the World and the Enrichment of Human Perception]. In Intellektual'nyi resurs strany: sbornik statei Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa. Petrozavodsk, pp. 57-64.

8. Dremov, A. K., Kozlova, D. F. (1975). Osnovy esteticheskogo vospitaniya [Fundamentals of Aesthetic Education]. Moscow, Prosveshchenie. 327 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Zolotareva, L. R. (2012). Razvitie khudozhestvennogo vospriyatiya v protsesse polikhudozhestvennogo obrazovaniya bakalavrov izobrazitel'nogo iskusstva [Development of Artistic Perception in the Process of Poly-artistic Education of Bachelors of Fine Arts]. In Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. No. 1, pp. 38-42.

10. Lyubimova, Yu. S. (2008). Soderzhanie esteticheskogo vospitaniya uchashchikhsya nachal'nykh klassov na urokakh izobrazitel'nogo iskusstva [The Content of Aesthetic Education of Primary School Students in Fine Arts Lessons]. In Butkevich, V. V. et al. (Eds.). Vospitanie mladshikh shkol'nikov: istoriya i sovremennost': sb. nauch. st. Minsk, BGPU, pp. 96-103.

11. Matveeva, L. V., Tagiltseva, N. G. (2019). Realizatsiya polikhudozhestvennogo podkhoda v usloviyakh osvoeniya otdel'nykh vidov iskusstv [Implementation of a Polyartistic Approach in the Context of Mastering Individual Types of Art]. In Belyaeva, L. A., Zuev, P. V., Kubasov, A. V. et al. Sovremennye problemy muzykal'nogo i khudozhestvennogo obrazovaniya: teoriya ipraktika. Ekaterinburg, pp. 63-78.

12. Melik-Pashaev, A. A., Marchenko, E. M. (2013). Radi chego berutsya za pero? Probuzhdenie chutkosti rebenka k «Emotsional'nomu tonu» khudozhestvennogo proizvedeniya [Why Do People Take up the Pen? Awakening the

Child's Sensitivity to the "Emotional Tone" of a Work of Art]. In Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/radi-chego-berutsya-za-pero-probuzhdenie-chutkosti-rebyonka-k-emotsionalnomu-tonu-hudozhestvennogo-proizvedeniya (mode of access: 16.07.2024).

13. Savinov, E. S. (2011). Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Nachal'naya shkola [Approximate Basic Educational Program of an Educational Institution. Primary School]. 3rd edition. Moscow, Prosveshchenie. 204 p.

14. Burov, A. I., Kvyatkovsky, E. V. (Eds.). (1987). Problemy esteticheskogo razvitiya lichnosti shkol'nika [Problems of Aesthetic Development of the Student's Personality]. Moscow, Pedagogika. 96 p.

15. Pechko, L. P., Komandyshko, E. F. (Eds.). (2009). Sovremennye issledovaniya esteticheskogo vospitaniya i khudozhestvennogo obrazovaniya v kontekste Burovskoi nauchnoi shkoly [Contemporary Research of Aesthetic Education and Art Education in the Context of the Burov Scientific School]. Moscow, IKhO RAO. 460 p.

16. Tagiltseva, N. G. (2021). Polikhudozhestvennyi podkhod kak mekhanizm organizatsii khudozhestven-nogo obrazovaniya v shkole i vuze [Polyartistic Approach as a Mechanism for Organizing Art Education in Schools and Universities]. In Yusovskie chteniya, sotsializatsiya obuchayushchikhsya v integrirovannom festival'no-konkursnom prostranstve: sbornik nauchnykh statei po materialam XXI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pp. 122-126.

17. Yasinskikh, L. V., Dongauzer, E. V., Verkhoturova, Yu. A. (2020). Razvitie esteticheskoi otsenki proizvedenii iskusstva u detei mladshego shkol'nogo vozrasta [Development of Aesthetic Appreciation of Works of Art in Children of Primary School Age]. In Biznes. Obrazovanie. Pravo. No. 2 (51), pp. 392-397.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.